Методические указания по физике для подготовки к интернет-тестированию студентов всех технических специальностей Курск 2012 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания для выполнения практических заданий 11 1354.83kb.
Методические указания к лабораторным работам для студентов всех специальностей... 1 232.02kb.
Методические указания для студентов всех форм обучения Волгоград... 4 184.43kb.
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Теория... 1 336.2kb.
Методические указания для студентов 1 курса заочного обучения (07) 5 383.37kb.
Методические рекомендации по практическим занятиям для студентов... 5 775.66kb.
Учебное пособие по развитию навыков устной речи для студентов II... 4 225.59kb.
Методические указания для студентов всех технических специальностей... 10 397.89kb.
Методические указания и задания к выполнению лабораторных работ для... 4 915.49kb.
Методические указания для студентов всех специальностей по дисциплине 1 395.41kb.
Методические рекомендации к применению стандартных тренировочных... 3 416.77kb.
Неклассические логические элементы и квантовые компьютеры 1 56.29kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические указания по физике для подготовки к интернет-тестированию студентов - страница №1/5

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Юго–Западный государственный университет»

(ЮЗГУ)
Кафедра Теоретической и экспериментальной физики
УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор –

проректор по учебной работе

_______________Е. А. Кудряшов

«____»_________________2012 г.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ОСНОВАМ НЕРЕЛЯТИВИСТСКОЙ КВАНТОВОЙ МЕХАНИКИ, АТОМНОЙ ФИЗИКЕ, ЯДЕРНОЙ ФИЗИКЕ И ФИЗИКЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЧАСТИЦ

Методические указания по физике для подготовки к интернет-тестированию студентов всех технических специальностей

Курск 2012

УДК 531/534

ББК В21

П 53
Составители: П.А. Красных, А.В. Кузько, А.Е. Кузько.



Под редакцией д. ф.-м. н., профессора ЮЗГУ, заведующего кафедрой ТиЭФ ЮЗГУ Н.М. Игнатенко
Рецензент

Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физики Юго - Западного государственного университета В.М. Пауков



Тестовые задания по основам нерелятивистской квантовой механики, атомной физике, ядерной физике и физике элементарных частиц: методические указания для подготовки студентов к интернет-тестированию по физике /Юго-Западный гос. ун-т; сост. П.А. Красных, А.В. Кузько, А.Е. Кузько. Курск, 2012. 71 с.: ил. 52, Библиогр.:с.71.

Содержат тестовые задания по темам, традиционно проверяемым в ходе интернет-тестирования в количестве 109 заданий из них 65 заданий по основам нерелятивистской квантовой механики и 44 задания по ядерной физике и физике элементарных частиц. К каждой теме предложено краткое теоретическое введение, ориентированное на решение тестов по данному разделу физики, а также примеры решения заданий. Тестовые задания взяты как из материалов, предлагаемых студентам при интернет-тестировании, так и из заданий, разработанных составителями методического пособия.

Предназначены для студентов технических специальностей.
Текст печатается в авторской редакции

Подписано в печать . Формат 60х84 1/16.

Усл. печ. л. . Уч.-изд. л. Тираж экз. Заказ . Бесплатно.

Юго-Западный государственный университет.

305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………...… 4

Раздел 3. Квантовая физика и физика атома 5

3.1. Корпускулярно-волновой дуализм свойств частиц. Волны

де Бройля. Принцип неопределённостей Гейзенберга ………. .5

3.2. Уравнение Шрёдингера 14

3.3. Простейшие задачи квантовой механики 19

3.4. Спектр атома водорода. Правила отбора. Теория Бора для

водородоподобных систем 30

3.5. Модель атома водорода Бора 31

3.6. Квантовомеханическая модель атома водорода 34

3.7. Векторная модель атома 38

Раздел 4. Ядерная физика и физика элементарных частиц 45

4.1. Радиоактивность. Состав атомных ядер 45

4.2.Превращение атомных ядер 48

4.3. Ядерные реакции. Элементарные частицы 59

Библиографический список 71

ВВЕДЕНИЕ

Тестирование - в частности, тестирование по физике - имеет своей целью проверку на основе ответов на тестовые задания прочности усвоения базовых знаний и навыков по конкретному предмету. Оно не ставит своей задачей установление глубины понимания предмета тестируемым, что может быть установлено лишь в устной беседе. Однако тестирование вполне пригодно как для предэкзаменационной проверки знаний, так и для проверки знаний остаточных, т.е. знаний и навыков по данному предмету, которыми студент обладает после изучения всего курса.

Предлагаемые в пособии тестовые задания для проверки остаточных знаний по физике ориентированы на проверку знаний фундаментальных физических понятий и законов, понимание их смысла и условий выполнения, а так же умения применять их для решения заданий легкой и средней сложности.

В пособие включены задания по тем разделам, знание которых, как показывает многолетний опыт, традиционно проверяются в процессе интернет-тестирования. Поэтому оно предназначено в первую очередь для подготовки студентов к этой форме контроля остаточных знаний как самостоятельно, так и под руководством преподавателей. Для удобства самостоятельной подготовки каждый раздел снабжен теоретическим введением, в котором раскрывается смысл основных понятий и законов, и которое ориентировано именно на выполнение тестовых заданий. Кроме того, большинство разделов содержит подробные примеры выполнения заданий. Для удобства проверки в каждом задании правильный ответ помечен звездочкой.



Раздел 3. КВАНТОВАЯ ФИЗИКА И ФИЗИКА АТОМА

3.1. Корпускулярно-волновой дуализм свойств частиц. Волны де Бройля. Принцип неопределённостей Гейзенберга
Теоретическое введение

В 1924 году де Бройль выдвинул гипотезу о том, что корпускулярно-волновой дуализм имеет универсальный характер. Он предположил, что частицы вещества наряду с корпускулярными свойствами обладают также и волновыми свойствами. Он сопоставил движение частицы с волновым процессом с длиной волны и частотой, которые определяются из известных соотношений для фотонов :

, (1)

где p и E импульс и энергия частицы (в нерялитивистском случае ).

В 1927 году американские физики Девиссон и Джермер исследовали отражение пучка моноэнергетических электронов от сошлифованного перпендикулярно диагонали монокристалла никеля. Изменяя угол падения электронов и их энергию, физики измеряли интенсивность отраженного пучка электронов по силе тока, текущего через гальванометр. Оказалось, что интенсивность отраженного пучка электронов подчиняется условию Вульфа-Бреггов

,

где θ - угол скольжения, d – межплоскостное расстояние, которое определяется из рентгенографических исследований.

Следовательно, этот процесс соответствует отражению электронов как волнового процесса (подобно рентгеновским лучам) от атомных плоскостей.

Подобные опыты, а также опыты по дифракции электронов на металлической фольге (Томсон и Тартаковский), в которых на фотопластинке были получены картины, подобные рентгенограммам, подтвердили гипотезу Луи де Бройля. Электроны вели себя подобно фотонам. В 1925 году Штерн показал, что дифракцию испытывают атомные и молекулярные пучки. Длина волн при дифракции определяется по соотношению (1).

Таким образом, квантовая физика рассматривает «микрочастицы» как образования особого рода. Они не являются ни частицами, ни волной, хотя сочетают в себе их свойства.


Прогресс имеет один недостаток: время от времени он взрывается. Элиас Канетти
ещё >>