Методические указания для студентов по изучению раздела 1 «Затруднения профессионального развития педагога» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания по изучению дисциплины «Экономика предприятия» 5 1393.93kb.
Методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной... 5 535.39kb.
Методические указания для развития навыков чтения на английском языке... 1 349.05kb.
Методические указания по самостоятельному изучению дисциплины, задания... 4 997.91kb.
Методические указания по самостоятельному изучению дисциплины, задания... 6 1112.68kb.
Методические указания для студентов 1 курса заочного обучения (07) 5 383.37kb.
Русский язык для профессионального общения 4 456.88kb.
Методические указания для студентов 1 курса Одесса 2008 с оставители... 1 481.39kb.
Методические указания по изучению дисциплины и задания для выполнения... 6 1066.6kb.
Методические указания по изучению курса "Криминология" (для студентов... 4 1275.9kb.
Методические указания по изучению дисциплины Для студентов специальности... 1 77.78kb.
Дмитрий Фрицлер Дмитрий Еньков "Профсоюз Граждан России" Денис Ганич 8 1413.13kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические указания для студентов по изучению раздела 1 «Затруднения профессионального - страница №1/1

Методические указания для студентов

по изучению курса «Профессиональные затруднения педагогов и их коррекция»
Методические указания для студентов по изучению раздела 1 «Затруднения профессионального развития педагога»

Рекомендованный методический материал к практическому занятию № 2 «Личность педагога: структура, подходы, особенности».

Таблица 1

Значимость профессиональных качеств педагога для выполнения деятельности



№ п/п

Качества личности

Рейтинг

математики

биологи

филологи

среденее значение

1

Внешняя привлекательность

15

15

15

15

2

Высокая нравственность

3

11

8

7

3

Высокий интеллект

1

5

1

1

4

Доброта

13

14

12

13

5

Наблюдательность

7

6

5

6

6

Общая культура

2

2

3

2

7

Общительность

10

9

10

10

8

Пластичность поведения

11

8

14

12

9

Организованность

5

3

4

4

10

Профкомпетентность

4

1

2

3

11

Сильная воля

12

7

7

8

12

Стремление к творчеству

6

4

6

5

13

Требовательность

8

10

9

9

14

Эмоциональность

14

12

13

14

15

Энергичность

9

13

11

11



Методические указания для студентов по изучению раздела 2 «Затруднения в педагогической практике»

Рекомендованный методический материал к практическому занятию № 4 «Профессиональные затруднения педагога в организации учебного процесса».

Таблица 2

Схема ориентировки в составлении характеристики

поведения ученика

Активная форма поведения




Пассивная форма поведения




Реакция учителя




Ответы ученика на реакцию учителя




Происхождение поведения (психологическое объяснение причин)




Сильные стороны поведения




Принципы профилактики поведения



Педагогические ситуации. Практикум (по Я.Л. Коломинскому и Н.Г. Оловниковой)



Структура обсуждения ошибки:

  1. Обозначение ошибки.

  2. Краткие иллюстративные примеры.

  3. Неправильные убеждения.

  4. Коррекция осмысления.

  5. Коррекция поведения.

Варианты распространенных педагогических ошибок, неконструктивных установок:

  1. «Не делать ошибок».

  2. «Старайтесь делать вид, что все всегда знаете».

  3. «Ничего страшного. Ну, сорвалось».

  4. «Опять опоздание?!»

  5. «Снова двойка».

  6. «Тоже мне, Толстой нашелся!»

  7. «Все видеть и все замечать».

  8. «Отметка – «кнут и пряник» процесса обучения».

  9. «Не в вопросах, а в ответах суть учения».

  10. «Не сметь свое суждение иметь».

  11. «Пожалеть розгу –значит испортить ребенка».

  12. «Работы – год, добычи – грамм».

  13. «Пока не прозвенел звонок».

  14. «Не хватает времени» или «Не успели – выучат дома».

  15. «Тянешь класс назад».

  16. «Чем больше, тем лучше» (К чему приводит многословие учителя на уроке).

  17. «Как бы чего не вышло».

  18. «Мы такими не были».

Рекомендованный методический материал к практическому занятию № 5 «Решение конфликтных педагогических ситуаций».

Схема анализа педагогических ситуаций, отраженных в художественной литературе и киноискусстве


  1. Опишите кратко анализируемую педагогическую ситуацию. Раскройте ее содержание, определите проблематику.

  2. Выделите основных субъектов ситуации и особенности их взаимодействия. Определите основные ошибки коммуникации, деятельности, охарактеризуйте тип конфликта.

  3. Определите психологические причины сложившейся ситуации.

  4. Сформулируйте прогноз развития ситуации, ее конструктивное решение.

Фильмы о школьной жизни
1. Большая перемена. (Реж.: Алексей Коренев, СССР, 1972).

  1. Вам и не снилось...(Реж.: Илья Фрэз, СССР, 1980).

  2. Внимание, черепаха!(Реж.: Ролан Быков, СССР, Мосфильм, 1970)

  3. Доживем до понедельника. (Реж.: Станислав Ростоцкий, СССР, 1968).

  4. Дорогая Елена Сергеевна (Реж.: Эльдар Рязанов, СССР, Мосфильм, 1988).

  5. Завтра была война (Реж.: Юрий Кара, СССР, 1987).

  6. Звонят, откройте дверь! (Реж.: Александр Митта, СССР, Мосфильм, 1966).

  7. Ключ без права передачи (Реж.: Динара Асанова, СССР,Ленфильм,1976).

  8. Не болит голова у дятла (Реж.: Динара Асанова, СССР,Ленфильм,1974).

  9. Розыгрыш (Реж.: Владимир Меньшов, СССР, 1977).

  10. Сто дней после детства (Реж.С.Соловьев).

  11. Точка, точка, запятая...(Реж.: Александр Митта, СССР, Мосфильм, 1972).

  12. Чужие письма (Реж.: Илья Авербах, СССР, Ленфильм, 1975).

  13. Чучело (Реж.: Ролан Быков, СССР, Мосфильм, 1983).

  14. Школьный вальс (Реж.: Павел Любимов. СССР, 1978).

  15. Республика Шкид (Реж.: Геннадий Полока, СССР, Ленфильм, 1966)

Фильмы о становлении человека

1. Пролетая над гнездом кукушки (One Flew Over The Cuckoo's Nest)


Реж.: Милош Форман (Milos Forman), США, Warner Brothers,1975
2. Запах женщины /SCENT OF A WOMAN/ Реж.: Мартин Брест,США, 1992

Таблица 3

Психологический профиль личности школьника

(состояние и динамика)



Основные свойства личности

Уровни развития




Низ-кий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высо-кий

Ценностные ориентации
















Самооценка
















Уровень притязаний
















Эмоциональное отношение к родителям
















Эмоциональное отношение к учителям
















Волевой самоконтроль
















Тревожность
















Негативные эмоциональные переживания
















Познавательная активность
















Уровень интеллекта
















Потребность в общении
















Потребность в достижениях















Для составления данного профиля рекомендуются следующие диагностические методики:



  1. Методика М.Рокича «Диагностика ценностных ориентаций».

  2. Шкала самооценки личности, разработанная А.М. Пригожиным.

  3. Семантический дифференциал (по Ч. Осгуду).

  4. Диагностика волевого самоконтроля (опросник ВСК, разработанный А.Г. Зверковым и Е.В. Эйдманом).

  5. Опросник для изучения уровня познавательной активности, тревожности и отрицательных эмоциональных переживаний как наличного состояния и как свойства личности Ч.Д. Спилбергера (модификация А.Д. Андреевой).

  6. Опросники для изучения потребности в общении и потребности в достижении на основе самооценки.


Методические указания для студентов по изучению раздела 3 «Профилактика кризисов профессионального развития педагога»

Методические указания к подготовке и выполнению контрольной работы (учебно-исследовательской работы студентов) по теме: «Профессиональная и личностная готовность к будущей профессии студентов специальности «Педагогика и психология» (к практическому занятию № 6).



Для проведения практического исследования рекомендованы следующие психодиагностические методики:

    1. «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко.

    2. «Методика диагностики уровня социальной фрустрированности» Л.И. Вассермана (модификация В.В. Бойко).

    3. «Психологический тест нервно-психической устойчивости педагогов», разработанный в ЛВМА им. С.М. Кирова.

    4. «Методика оценки реализации потребностей педагогов в развитии и саморазвитии (Анкеты №1; №2)», представленная в пособии «Диагностика успешности учителя: Сб. метод. мат. для руководителей шк./Сост. Т.В. Морозова. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск»,1998. – С. 94.

    5. «Методика определения уровня депрессии» (В.А. Жмуров).

    6. «Шкала депрессии» (Т.И.Балашов).

    7. «Экспресс-диагностика личностной склонности к сниженному настроению» (В.В. Бойко).

    8. «Определение психического выгорания» (А.А. Руковишников).

    9. Диагностика интерактивной направленности личности (Н.Е Щуркова, в модификации Н.П. Фетискина).

    10. Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова).

Более полное раскрытие выбранной темы учебно–исследовательской работы предполагает дополнительное использование диагностических методик, отражающих представление группы авторов о том или ином виде деструкций личности педагога.




Хороший менеджер всегда берет оптимиста на должность сбытовика, и пессимиста — для работы в отделе кредитования.
ещё >>