Похожие работы
|
Методические указания для студентов по изучению раздела 1 «Затруднения профессионального - страница №1/1
Методические указания для студентов
по изучению курса «Профессиональные затруднения педагогов и их коррекция»
Методические указания для студентов по изучению раздела 1 «Затруднения профессионального развития педагога»
Рекомендованный методический материал к практическому занятию № 2 «Личность педагога: структура, подходы, особенности».
Таблица 1
Значимость профессиональных качеств педагога для выполнения деятельности
№ п/п
|
Качества личности
|
Рейтинг
|
математики
|
биологи
|
филологи
|
среденее значение
|
1
|
Внешняя привлекательность
|
15
|
15
|
15
|
15
|
2
|
Высокая нравственность
|
3
|
11
|
8
|
7
|
3
|
Высокий интеллект
|
1
|
5
|
1
|
1
|
4
|
Доброта
|
13
|
14
|
12
|
13
|
5
|
Наблюдательность
|
7
|
6
|
5
|
6
|
6
|
Общая культура
|
2
|
2
|
3
|
2
|
7
|
Общительность
|
10
|
9
|
10
|
10
|
8
|
Пластичность поведения
|
11
|
8
|
14
|
12
|
9
|
Организованность
|
5
|
3
|
4
|
4
|
10
|
Профкомпетентность
|
4
|
1
|
2
|
3
|
11
|
Сильная воля
|
12
|
7
|
7
|
8
|
12
|
Стремление к творчеству
|
6
|
4
|
6
|
5
|
13
|
Требовательность
|
8
|
10
|
9
|
9
|
14
|
Эмоциональность
|
14
|
12
|
13
|
14
|
15
|
Энергичность
|
9
|
13
|
11
|
11
|
Методические указания для студентов по изучению раздела 2 «Затруднения в педагогической практике»
Рекомендованный методический материал к практическому занятию № 4 «Профессиональные затруднения педагога в организации учебного процесса».
Таблица 2
Схема ориентировки в составлении характеристики
поведения ученика
Активная форма поведения
|
|
Пассивная форма поведения
|
|
Реакция учителя
|
|
Ответы ученика на реакцию учителя
|
|
Происхождение поведения (психологическое объяснение причин)
|
|
Сильные стороны поведения
|
|
Принципы профилактики поведения
|
|
Педагогические ситуации. Практикум (по Я.Л. Коломинскому и Н.Г. Оловниковой)
Структура обсуждения ошибки:
-
Обозначение ошибки.
-
Краткие иллюстративные примеры.
-
Неправильные убеждения.
-
Коррекция осмысления.
-
Коррекция поведения.
Варианты распространенных педагогических ошибок, неконструктивных установок:
-
«Не делать ошибок».
-
«Старайтесь делать вид, что все всегда знаете».
-
«Ничего страшного. Ну, сорвалось».
-
«Опять опоздание?!»
-
«Снова двойка».
-
«Тоже мне, Толстой нашелся!»
-
«Все видеть и все замечать».
-
«Отметка – «кнут и пряник» процесса обучения».
-
«Не в вопросах, а в ответах суть учения».
-
«Не сметь свое суждение иметь».
-
«Пожалеть розгу –значит испортить ребенка».
-
«Работы – год, добычи – грамм».
-
«Пока не прозвенел звонок».
-
«Не хватает времени» или «Не успели – выучат дома».
-
«Тянешь класс назад».
-
«Чем больше, тем лучше» (К чему приводит многословие учителя на уроке).
-
«Как бы чего не вышло».
-
«Мы такими не были».
Рекомендованный методический материал к практическому занятию № 5 «Решение конфликтных педагогических ситуаций».
Схема анализа педагогических ситуаций, отраженных в художественной литературе и киноискусстве
-
Опишите кратко анализируемую педагогическую ситуацию. Раскройте ее содержание, определите проблематику.
-
Выделите основных субъектов ситуации и особенности их взаимодействия. Определите основные ошибки коммуникации, деятельности, охарактеризуйте тип конфликта.
-
Определите психологические причины сложившейся ситуации.
-
Сформулируйте прогноз развития ситуации, ее конструктивное решение.
Фильмы о школьной жизни
1. Большая перемена. (Реж.: Алексей Коренев, СССР, 1972).
-
Вам и не снилось...(Реж.: Илья Фрэз, СССР, 1980).
-
Внимание, черепаха!(Реж.: Ролан Быков, СССР, Мосфильм, 1970)
-
Доживем до понедельника. (Реж.: Станислав Ростоцкий, СССР, 1968).
-
Дорогая Елена Сергеевна (Реж.: Эльдар Рязанов, СССР, Мосфильм, 1988).
-
Завтра была война (Реж.: Юрий Кара, СССР, 1987).
-
Звонят, откройте дверь! (Реж.: Александр Митта, СССР, Мосфильм, 1966).
-
Ключ без права передачи (Реж.: Динара Асанова, СССР,Ленфильм,1976).
-
Не болит голова у дятла (Реж.: Динара Асанова, СССР,Ленфильм,1974).
-
Розыгрыш (Реж.: Владимир Меньшов, СССР, 1977).
-
Сто дней после детства (Реж.С.Соловьев).
-
Точка, точка, запятая...(Реж.: Александр Митта, СССР, Мосфильм, 1972).
-
Чужие письма (Реж.: Илья Авербах, СССР, Ленфильм, 1975).
-
Чучело (Реж.: Ролан Быков, СССР, Мосфильм, 1983).
-
Школьный вальс (Реж.: Павел Любимов. СССР, 1978).
-
Республика Шкид (Реж.: Геннадий Полока, СССР, Ленфильм, 1966)
Фильмы о становлении человека
1. Пролетая над гнездом кукушки (One Flew Over The Cuckoo's Nest)
Реж.: Милош Форман (Milos Forman), США, Warner Brothers,1975
2. Запах женщины /SCENT OF A WOMAN/ Реж.: Мартин Брест,США, 1992
Таблица 3
Психологический профиль личности школьника
(состояние и динамика)
Основные свойства личности
|
Уровни развития
|
|
Низ-кий
|
Ниже среднего
|
Средний
|
Выше среднего
|
Высо-кий
|
Ценностные ориентации
|
|
|
|
|
|
Самооценка
|
|
|
|
|
|
Уровень притязаний
|
|
|
|
|
|
Эмоциональное отношение к родителям
|
|
|
|
|
|
Эмоциональное отношение к учителям
|
|
|
|
|
|
Волевой самоконтроль
|
|
|
|
|
|
Тревожность
|
|
|
|
|
|
Негативные эмоциональные переживания
|
|
|
|
|
|
Познавательная активность
|
|
|
|
|
|
Уровень интеллекта
|
|
|
|
|
|
Потребность в общении
|
|
|
|
|
|
Потребность в достижениях
|
|
|
|
|
|
Для составления данного профиля рекомендуются следующие диагностические методики:
-
Методика М.Рокича «Диагностика ценностных ориентаций».
-
Шкала самооценки личности, разработанная А.М. Пригожиным.
-
Семантический дифференциал (по Ч. Осгуду).
-
Диагностика волевого самоконтроля (опросник ВСК, разработанный А.Г. Зверковым и Е.В. Эйдманом).
-
Опросник для изучения уровня познавательной активности, тревожности и отрицательных эмоциональных переживаний как наличного состояния и как свойства личности Ч.Д. Спилбергера (модификация А.Д. Андреевой).
-
Опросники для изучения потребности в общении и потребности в достижении на основе самооценки.
Методические указания для студентов по изучению раздела 3 «Профилактика кризисов профессионального развития педагога»
Методические указания к подготовке и выполнению контрольной работы (учебно-исследовательской работы студентов) по теме: «Профессиональная и личностная готовность к будущей профессии студентов специальности «Педагогика и психология» (к практическому занятию № 6).
Для проведения практического исследования рекомендованы следующие психодиагностические методики:
-
«Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко.
-
«Методика диагностики уровня социальной фрустрированности» Л.И. Вассермана (модификация В.В. Бойко).
-
«Психологический тест нервно-психической устойчивости педагогов», разработанный в ЛВМА им. С.М. Кирова.
-
«Методика оценки реализации потребностей педагогов в развитии и саморазвитии (Анкеты №1; №2)», представленная в пособии «Диагностика успешности учителя: Сб. метод. мат. для руководителей шк./Сост. Т.В. Морозова. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск»,1998. – С. 94.
-
«Методика определения уровня депрессии» (В.А. Жмуров).
-
«Шкала депрессии» (Т.И.Балашов).
-
«Экспресс-диагностика личностной склонности к сниженному настроению» (В.В. Бойко).
-
«Определение психического выгорания» (А.А. Руковишников).
-
Диагностика интерактивной направленности личности (Н.Е Щуркова, в модификации Н.П. Фетискина).
-
Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова).
Более полное раскрытие выбранной темы учебно–исследовательской работы предполагает дополнительное использование диагностических методик, отражающих представление группы авторов о том или ином виде деструкций личности педагога.
|