страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Методические указания для студентов, обучающихся по специальности «Сервис», «Социально - страница №1/1
![]() Министерство образования Российской Федерации Волгоградский филиал Московского государственного университета сервиса Кафедра «Социально-гуманитарных дисциплин» А. Н. Бобровская, Ю. Н. Титов ПСИХОДИАГНОСТИКА Методические указания для студентов, обучающихся по специальности «Сервис», «Социально – культурный сервис и туризм», «Экономика и управление на предприятиях (в сфере сервиса)» Волгоград 2005
Цели и задачи дисциплиныЦель курса «Психодиагностика» - ориентировка студентов в методах и приемах психодиагностических исследований, а также формирование умений и навыков использования психодиагностических методов и приемов намеченного исследования по отношению к конкретному случаю, событию, явлению; психодиагностический метод выступает своего рода «аналитическим фильтром», обеспечивающим характеристику данного случая (события, явления) в соответствии с поставленной целью исследования, поиском определенного содержания. Задачи курса состоят в следующем:
ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА Раздел 1. Общее представление о методах психологии Тема 1.1. Метод и его понятие в психологии Актуальность развития психодиагностики в современной ситуации социального развития. Определение термина "психологическая диагностика". Психодиагностика как наука и психодиагностика как практическая деятельность. Дифференциальная психометрика. Цели и задачи психологической диагностики в различных сферах деятельности (профессиональная; медицинская, производственная, образовательная, социальная, экспертная и другие.) Взаимосвязь трех понятий: психологическая диагностика, психодиагностический метод, психологический диагноз, три уровня психологического диагноза по Л.С. Выготскому (эмпирический, этиологический и типологический). "Диагностический обучающий эксперимент" и значение "зоны ближайшего развития" для точности установления психологического диагноза и прогноза. Психодиагностический метод, его основная направленность и требования к нему (измерительно-испытательный алгоритм, проблема качественной и количественной квалификации изучаемого явления). Методологические подходы в психодиагностике. История возникновения психодиагностики как отдельной областизнаний. Испытание различных способностей в Древнем Вавилоне, Древнем Египте, Древнем Китае, Индии как необходимый этап в подготовке к интеллектуальной, общественной и политической деятельности. Школа Пифагора. Развитие психологической диагностики в работах Ф. Гальтона, Г. Эббингауза, Э. Крепелина, А. Бинэ, Ч. Спирмена. Стэнфордская шкала интеллекта. Основные понятия: психологическая диагностика, дифференциальная психометрика, психодиагностический метод, психологический диагноз, объективный подход, субъективный подход, проективный подход, диагностический обучающий эксперимент. Литература
Тема 1.2. Классификации методов Классификация психодиагностических методик: подходы к классификации, критерии классификации. Характеристика видов психодиагностических методов и методик, используемых в современной психодиагностической практике. Тесты. Определение понятия тест. Тесты интеллекта, достижений, креативные тесты и др. Анкеты, личностные опросники. Проективные методы. Психофизиологические методы. Метод наблюдения в естественном эксперименте. Метод обучающего эксперимента. Контент-анализ. Биографические методы. Основные понятия: вербальные и невербальные психодиагностические методики, объективные тесты, стандартизированные самоотчёты, шкальные техники, проективные техники, открытые опросники, индивидуально – ориентированные техники, диалогические техники, тест, наблюдение, эксперимент, контент-анализ, психофизиологические методики. Литература
Тема 1.3. Краткая характеристика методов психодиагностики Основные психометрические характеристики теста: стандартизация, валидность, надежность. Статистические методы обработки тестов при сопоставлении 2-х и более групп испытуемых. Математические критерии достоверности, применяемые в психодиагностике. Проблема психодиагностики и математической обработки данных, полученных на больших выборках испытуемых (психодиагностика при массовых исследованиях в социальной психологии и массовые медико-психологические эпидемиологические исследования). Понятие нормы, контрольной группы, группы сравнения. Технология создания и адаптации методик. Основные понятия: стандартизация, надёжность, валидность, содержательная валидность, эмпирическая валидность, конструктная валидность, норма, стандартные показатели, шкала наименований, шкала порядка, шкала интервалов, шкала отношений, контрольная группа, группы сравнения. Литература
Раздел 2. Психодиагностическое поле личности Тема 2.1 Совокупность явлений, составляющих основу психодиагностического поля личности Основные современные теории личности (психодинамические, социодинамические и интеракционистские). Личность в контексте аналитической психологии К. Г. Юнга. Личность в контексте теорий гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт ). Типы организации характеров в контексте теории психоанализа (З. Фрейд, Э. Эриксон). Теории базовых конфликтов К. Хорни. Личность в контексте теорий черт, акцентуаций, психологических типов (Э, Кречмер, А. Э. Личко, К. Леонгард и др.). Основные теоретико-методологические подходы к исследованию интеллекта и способностей. Исторический экскурс исследования интеллекта и способностей. Определение терминов «интеллект», «способность». Тесты для измерения интеллекта и их виды. Френсис Гальтон, Альфред Бине – основоположники тестового метода в диагностике интеллекта и способностей. Основные понятия: личность, сознательное, бессознательное, предсознательное, «Сверх Я», «Оно», «Я», самость, сознание, личностное бессознательное, коллективное бессознательное, интроверсия, экстраверсия, самоактуализация, интеллект, способность, тип, акцентуация. Литература
Тема 2.2 Основы психодиагностики потребителя до началаконтакта с нимСитуативное наблюдение и его роль в создании первого впечатления при изучении личности потребителя. Изучение психологического запроса потребителя. Теоретико-методологической основы исследования личности потребителя. Подбор приемов и методов изучения личности потребителя.
Раздел 3. Социально-психологическая диагностика потребителя Тема 3.1. Поведенческая диагностика вербальных средств общения Основные характеристики процесса общения. Общение как коммуникативная функция. Общение как средство передачи информации. Характеристика внешней и внутренней речи. Общение как активная форма передачи информации. Психологические и социальные барьеры при общении. Основные понятия: общение, функции общения, внешняя речь, внутренняя речь, восприятие, понимание, самовосприятие, коммуникация, идентификация, эмпатия, рефлексия, заражение, внушение, убеждение, подражание; психологические барьеры: избегание, авторитет, непонимание, рефлексивное и нерефлексивное слушание. Литература
Тема 3.2. Поведенческая диагностика невербальных средств общения Интерактивная сторона общения. Способы невербальной коммуникации (мимика, жесты, тембр голоса, темп речи и т.д.). Перцептивная сторона общения. Характеристика основных паттернов при восприятии личности (глазодвигательные паттерны, слова, предикаты, позы тела, движение рук и т.д.). Основные понятия: действие, невербальные средства общения, кинесические средства, просодические и экстралингвистические средства, такесические средства, проксемические средства. Литература
Раздел 4. Приемы изучения личности Тема 4.1. Социально-психологический паспорт личности потребителя Индивидуально-психологические особенности потребителя. Типология потребителей. Стратегии поведения потребителей в ситуации взаимодействия. Эмоциональная, когнитивная и поведенческая характеристики установок потребителя. Акцентуированные особенности потребителя. Основные понятия: типология потребителя: выбирающий коммуникатор, исследователь, гедонист, жертва, бунтовщик, активист, гражданин; темперамент, акцентуированный тип, мыслитель, практик, собеседник, транзактный анализ Э. Берна. Литература
Тема 4.2 Основные технологии установления контакта с потребителем – партнёром по общению Осуществление обратной связи как проявление эмпатии. Установление перцептивной модальности для экспетации (ожидания) и установление общительности потребителя с психодиагностом. Основные понятия: деловая беседа, аттракция, комплименты, эмпатия, экспетации, перцептивная модальность. Литература
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ1. При каких условиях следующая психологическая информация может стать психодиагностической? Психологическая информация о старшем школьнике:
Психологическая информация о взрослом:
другими людьми;
других, как жить. 2. Определите, какое из этих высказываний несет психологическую информацию. 1. Сегодня он купил себе новые ботинки черного цвета. 2. Недавно она неожиданно для всех изменила цвет волос. 3. О нем всегда говорят, что он похож на старого младенца. 4. Она живет по старому адресу. 5. У него очень рано появились морщины на лбу. 6. Какие красивые у него глаза! 7. Он каждый день выглядит по разному. 8. Обаянию этого человека невозможно не поддаться. 3. Узнайте и назовите качества человека по их описанию, объясните свой ответ. У вас есть возможность выбрать ответ из списка предлагаемых и обосновать его.
4. Какие из перечисленных ниже качеств характеризуют в большей степени Ребенка, Взрослого, Родителя. Дайте обоснование своего ответа. 1. Симпатичность 2. Пикантность 3. Крикливость 4. Важность 5. Несуразность 6. Угловатость 7. Практичность 8. Естественность 9. Лабильность 10. Изящество 11. Цельность 12. Яркость 13. Зрелость 14. Нетипичность 15. Адаптивность 16. Жизнеспособность 17. Поэтичность 18. Яркость 19. Кокетливость 20. Непринужденность 21. Жеманство 22. Жертвенность 23. Обособленность 24. Хитрость 25. Лукавство 26. Мягкость 27. Жестокость 28. Уступчивость 29. Открытость 30. Каверзность 31. Слащавость 32. Невинность 33. Делячество 34. Ответственность 35. Циничность 36. Коварство 37. Нерадивость 38. Умеренность 39. Халатность 40. Торопливость 41. Пунктуальность 42. Мелочность 43. Понятливость 44. Забывчивость 45. Крикливость 46. Эрудированность 47. Ограниченность 48. Послушание 49. Банальность 50. Робость 51. Удальство 52. Осторожность 53. Инертность 54. Стойкость 55. Бодрость 56. Спокойствие 57. Минорность 58. Примиренчество 59. Душевность 60.Отчаяние Тест для самопроверкиИнструкция: на каждый вопрос имеется три варианта ответа. Вам необходимо выбрать из них один правильный и поставить соответствующую ему букву напротив номера вопроса, например, 1в. 1. Стандартизация-это ... а) единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста; б) относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых; в) проверка валидности. 2. Какой критерий оценки психодиагностических методик указывает на точность психологических измерений? а) валидность; б) стандартизация; в) надежность. 3. Что такое лонгитюдный метод? а) сопоставление различных групп по возрастам, деятельности; б) многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени; в) дифференциация материала по группам. 4. К какой группе методов можно отнести наблюдение и самонаблюдение? а) эмпирические методы; б) интерпретационные методы; в) организационные методы. 5. Наблюдение-это... а) метод изучения психических особенностей индивидов на основе фиксации проявлений их поведения; б) способность подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные свойства предметов и явлений; в) метод научного познания, направленный на установление причинно-следственных связей. 6. Человека, осуществляющего наблюдение, называют... а) исследователь; б) экспериментатор; в) наблюдатель. 7. Что такое интроспекция? а) биографический метод; б) самонаблюдение; в) анализ продуктов, деятельности. 8. На какие вопросы исследователю позволяет ответить эксперимент? а)" Почему это происходит?" б) " Как? Каким образом нечто происходит?" в) " С кем это происходит?" 9. Какое понятие является основным при описании эксперимента? а) фактор; б) манипуляция; в) переменная. 10. Какой вид эксперимента проводится в специально организованных условиях, отличающихся от реальных? а) формирующий; б) лабораторный; в) поисковый. 11. Какой вид эксперимента организуется в целях опровержения существующей теории или закона новыми фактами? а) уточняющий; б) воспроизводящий; в) критический. 12. Как называется фактор, изменяющийся в ответ на ввод независимой переменной? а) зависимая; б) промежуточная; в) контролируемая. 13. Человека, осуществляющего интервью, называют: а) респондент; б) исследователь; в) интервьюер. 14. Интервьюирование — это... а) метод получения информации в ходе устного общения; б) изучение особенностей невербального поведения опрашиваемых; в) процедура проведения опроса в письменной форме. 15. Какой вид интервью предусматривает проведение опроса по четко разработанной схеме, одинаковой для всех респондентов? а) свободное; б) стандартизированное; в) полустандартизированное. 16. Какой этап организации интервью включает обработку и интерпретацию собранной информации? а) аналитический; б) коммуникативный; в) подготовительный. 17. Какой способ предъявления вариантов ответов для закрытого вопроса анкеты предлагает противоположные, взаимоисключающие ответы типа (" ДА-НЕТ")? а) дихотомическая форма; б) поливариантная форма; в) шкальная форма. 18. С какой целью применяется социометрический метод? а) для проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков; б) для диагностики межличностных взаимоотношений в малых контактных группах, существующих менее 6-ти месяцев; в) для диагностики межличностных взаимоотношений в малых контактных группах, существующих не менее 6-ти месяцев. 19. Кто является основоположником социометрии? а) Якоб Леви Морено; б) Френсис Гальтон; в) Лоуренс Франк. 20. Какие проективные методики основаны на самостоятельном изображении предметов, людей, животных и пр.? а) методики дополнения; б) графические методики; в) методики конструирования. 21. Какая из перечисленных ниже методик, основана на принципе проекций? а) методика импрессии; б) социометрическая методика; в) контент-анализ. 22. Кем был впервые введен термин «Проективные методики»? а) Лоуренс Франк; б) Френсис Гальтон; в) Якоб Леви Морено. 23. Под тестированием понимают... а) метод выявления и оценки характеристик информации, содержащихся в текстах и речевых сообщениях; б) стандартизированное испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий; в) осуществление человеком символического переноса содержания внутреннего мира на внешние предметы. 24. Компетентное лицо, имеющее специальный опыт в конкретной области и участвующее в исследовании в качестве источника непосредственной информации, называют... а) исследователем; б) ассистентом; в) экспертом. 25. Экспликация оценки - это... а) формулирование ее в уме, а затем и в вербальном или символическом виде; б) аргументирование оценки; в) исследование объекта экспертизы. 26. Контент-анализ — это... а) диагностика межличностных взаимоотношений в малых контактных группах существующих не менее 6-ти месяцев; б) метод получения информации в ходе устного непосредственного общения; в) метод выявления и оценки характеристик информации, содержащихся в текстах и речевых сообщениях. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
|
ещё >> |