Методические указания для студентов, обучающихся по специальности «Сервис», «Социально культурный сервис и туризм» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Итоговые аттестационные испытания по специальностям 030401. 2 497.38kb.
Методические указания по проведению лабораторных работ для студентов... 1 29.2kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине: Туризм в Кыргызстане... 3 646.6kb.
Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения... 4 638.23kb.
Сборник научных трудов Выпуск 8 издательство саратовского университета 15 3239.98kb.
Методическое пособие для самостоятельной работы студентов специальности... 7 1128.38kb.
Вопросы к контрольной работе по информационным технологиям 4 курс... 1 334.84kb.
Методические рекомендации для преподавателя по курсу «География туризма» 1 188.29kb.
Сборник тестов для контроля и самоконтроля знаний студентов по дисциплине... 1 181.2kb.
По специальности 230500 Социально-культурный сервис и туризм при... 2 485.44kb.
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 100103 «Социально-культурный... 13 2822.47kb.
Чи є життя без Януковича? 1 52.51kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические указания для студентов, обучающихся по специальности «Сервис», «Социально - страница №1/1



Министерство образования Российской Федерации

Волгоградский филиал Московского государственного

университета сервиса

Кафедра «Социально-гуманитарных дисциплин»


А. Н. Бобровская, Ю. Н. Титов
ПСИХОДИАГНОСТИКА

Методические указания для студентов, обучающихся по специальности «Сервис», «Социально – культурный сервис и туризм», «Экономика и управление на предприятиях (в сфере сервиса)»

Волгоград 2005

Цели и задачи дисциплины


Цель курса «Психодиагностика» - ориентировка студентов в методах и приемах психодиагностических исследований, а также формирование умений и навыков использо­вания психодиагностических методов и приемов намеченного исследова­ния по отношению к конкретному случаю, событию, явлению; психодиагностический метод выступает своего рода «аналитическим фильтром», обеспечивающим характеристику данного случая (события, явления) в со­ответствии с поставленной целью исследования, поиском определенного содержания.


Задачи курса состоят в следующем:

  • оптимизация межличностных отношений в группе;

  • улучшение психологического климата;

  • оптимизация межгрупповых взаимо­отношений.

ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА


Раздел 1. Общее представление о методах психологии
Тема 1.1. Метод и его понятие в психологии
Актуальность развития психодиагностики в современной ситуации социального развития. Определение термина "психологическая диагности­ка". Психодиагностика как наука и психодиагностика как практическая деятельность. Дифференциальная психометрика. Цели и задачи психологической диагностики в различных сферах деятельности (профессио­нальная; медицинская, производственная, образовательная, социальная, экспертная и другие.)

Взаимосвязь трех понятий: психологическая диагностика, психодиагностический метод, психологический диагноз, три уровня психологического диагноза по Л.С. Выготскому (эмпирический, этиологический и ти­пологический). "Диагностический обучающий эксперимент" и значение "зоны ближайшего развития" для точности установления психологического диагноза и прогноза.

Психодиагностический метод, его основная направленность и требо­вания к нему (измерительно-испытательный алгоритм, проблема качест­венной и количественной квалификации изучаемого явления).

Методологические подходы в психодиагностике.


История возникновения психодиагностики как отдельной области


знаний. Испытание различных способностей в Древнем Вавилоне, Древнем Египте, Древнем Китае, Индии как необходимый этап в подготовке к интеллектуальной, общественной и политической деятельности. Школа Пифагора.

Развитие психологической диагностики в работах Ф. Гальтона, Г. Эббингауза, Э. Крепелина, А. Бинэ, Ч. Спирмена. Стэнфордская шкала интеллекта.


Основные понятия: психологическая диагностика, дифференциальная психометрика, психодиагностический метод, психологический диагноз, объективный подход, субъективный подход, проективный подход, диагностический обучающий эксперимент.
Литература


  1. Абрамова Г. С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов, - М.: Академический Проект, 2002.

  2. Аванесов В. С. Тесты в социологическом исследовании. – М., 1982.

  3. Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. – СПб.: Издательство «Речь», 2003.

  4. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2002.

  5. Дандамаев М. А. Вавилонские писцы. – М., 1983.

  6. Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. – Л., 1984.

  7. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. М.: «ВЛАДОС», 1998.

  8. Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика. / под редакцией В. В. Столина, А. Г. Шмелёва. – М., 1984.

  9. Психологическая диагностика: Учебное пособие. / Под редакцией К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2001.

Тема 1.2. Классификации методов


Классификация психодиагностических методик: подходы к классифи­кации, критерии классификации. Характеристика видов психодиагности­ческих методов и методик, используемых в современной психодиагностической практике.

Тесты. Определение понятия тест. Тесты интеллекта, достижений, креативные тесты и др. Анкеты, личностные опросники. Проективные ме­тоды. Психофизиологические методы. Метод наблюдения в естественном эксперименте. Метод обучающего эксперимента. Контент-анализ. Биогра­фические методы.


Основные понятия: вербальные и невербальные психодиагностические методики, объективные тесты, стандартизированные самоотчёты, шкальные техники, проективные техники, открытые опросники, индивидуально – ориентированные техники, диалогические техники, тест, наблюдение, эксперимент, контент-анализ, психофизиологические методики.
Литература


  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2003.

  2. Анастази А. Психологическое тестирование /Пер. с англ. – М.: Педагогика, 1982. Кн..1.;Кн.2.

  3. Ананьев Б. Г. О методах современной психологии // Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). – Л.: Издательство ЛГУ, 1976.

  4. Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. – СПб.: Издательство «Речь», 2003.

  5. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2002.

  6. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2005.

  7. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара.: Издательский дом «БАХРАХ - М», 2003.

  8. Кэмпбелл Д. Модели эксперимента в социальной психологии и прикладных исследованиях. – М.,1980.

  9. Логинова Н. А., Семёнов В. Е. Биографический метод и контент-анализ //Методологические и методические проблемы контент-анализа. – М.; Л., 1973. - с.104 – 106.

  10. Семёнов В. Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях. – Л., 1983.

  11. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. – М., 1980.

  12. Солонкина О. В. Психодиагностика в социально-культурном сервисе и туризме. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Тема 1.3. Краткая характеристика методов психодиагностики


Основные психометрические характеристики теста: стандартизация, валидность, надежность. Статистические методы обработки тестов при со­поставлении 2-х и более групп испытуемых. Математические критерии достоверности, применяемые в психодиагностике. Проблема психодиагно­стики и математической обработки данных, полученных на больших вы­борках испытуемых (психодиагностика при массовых исследованиях в со­циальной психологии и массовые медико-психологические эпидемиологи­ческие исследования). Понятие нормы, контрольной группы, группы сравнения. Технология создания и адаптации методик.
Основные понятия: стандартизация, надёжность, валидность, содержательная валидность, эмпирическая валидность, конструктная валидность, норма, стандартные показатели, шкала наименований, шкала порядка, шкала интервалов, шкала отношений, контрольная группа, группы сравнения.
Литература


  1. Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. – М., 1980.

  2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2005.

  3. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн.3 : Психодиагностика. М.: «ВЛАДОС», 1998.

  4. Одерышев Б. С. Матстатистика. – СПб.: Международная академия психологических наук, 1996.

  5. Психологическая диагностика: Учебное пособие /Под редакцией К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой, - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2001.

  6. Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов. – М., 1972.

Раздел 2. Психодиагностическое поле личности


Тема 2.1 Совокупность явлений, составляющих основу психодиагностического поля личности
Основные современные теории личности (психодинамические, социодинамические и интеракционистские). Личность в контексте аналитической психологии К. Г. Юнга. Личность в контексте теорий гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт ). Типы организации характеров в контексте теории психоанализа (З. Фрейд, Э. Эриксон). Теории базовых конфликтов К. Хорни. Личность в контексте теорий черт, акцентуаций, психологических типов (Э, Кречмер, А. Э. Личко, К. Леонгард и др.).

Основные теоретико-методологические подходы к исследованию интеллекта и способностей. Исторический экскурс исследования интеллекта и способностей. Определение терминов «интеллект», «способность». Тесты для измерения интеллекта и их виды. Френсис Гальтон, Альфред Бине – основоположники тестового метода в диагностике интеллекта и способностей.


Основные понятия: личность, сознательное, бессознательное, предсознательное, «Сверх Я», «Оно», «Я», самость, сознание, личностное бессознательное, коллективное бессознательное, интроверсия, экстраверсия, самоактуализация, интеллект, способность, тип, акцентуация.
Литература


  1. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2002.

  2. Годфруа Ж.. Что такое психология: В 2т. Пер. с фр. – Т.2 – М.: Мир, 1992.

  3. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2004.

  4. Психологическая диагностика: Учебное пособие /Под редакцией К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой, - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.

  5. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005.

  6. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека.: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1994.

  7. Таланов В. Л., Малкина-Пых И. Г. Справочник практического психолога. – СПб.: Сова, М.: ЭКСМО,2004.

  8. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1989.

  9. Юнг К. Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. – М.: Мартис, 1995.

  10. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени.: Пер. с нем. – Прогресс/Универс, 1994.



Тема 2.2 Основы психодиагностики потребителя до начала

контакта с ним

Ситуативное наблюдение и его роль в создании первого впечатления при изучении личности потребителя.

Изучение психологического запроса потребителя. Теоретико-методологической основы исследования личности потребителя. Подбор приемов и методов изучения личности потребителя.
Основные понятия: визуальная психодиагностика, ситуативное наблюдение, проницательность, экспресс-диагностика, самопрезентация, психологическая защита, маскирующее поведение.
Литература


  1. Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

  2. Рамендик Д. М., Солонкина О. В., Слаква С. П. Психологический практикум. – М.: Мастерство, 2002.

  3. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. – Самара.: БАХРАХ, 2000.

  4. Солонкина О. В. Психодиагностика в социально-культурном сервисе и туризме. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  5. Статт Д. Психология потребителя. – СПб.: Питер, 2003.

Раздел 3. Социально-психологическая диагностика потребителя


Тема 3.1. Поведенческая диагностика вербальных средств общения
Основные характеристики процесса общения. Общение как коммуникативная функция. Общение как средство передачи информации. Характеристика внешней и внутренней речи. Общение как активная форма передачи информации. Психологические и социальные барьеры при общении.
Основные понятия: общение, функции общения, внешняя речь, внутренняя речь, восприятие, понимание, самовосприятие, коммуникация, идентификация, эмпатия, рефлексия, заражение, внушение, убеждение, подражание; психологические барьеры: избегание, авторитет, непонимание, рефлексивное и нерефлексивное слушание.
Литература


  1. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982.

  2. Бодалев А. А. Личность и общение. – М., 1983.

  3. Бороздина Г. В. Психология делового общения. – М.: ИНФРА – М, 2004.

  4. Брудный А. А. Понимание и общение. – М., 1989.

  5. Головаха Е. И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. – Киров, 1989.

  6. Добрович А. А. Общение: Наука и искусство. – М.,1989.

  7. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. – Грозный, 1989.

  8. Карандашев В. И. Основы психологии общения. – Челябинск, 1990.

  9. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005.

Тема 3.2. Поведенческая диагностика невербальных средств общения


Интерактивная сторона общения. Способы невербальной коммуникации (мимика, жесты, тембр голоса, темп речи и т.д.). Перцептивная сторо­на общения. Характеристика основных паттернов при восприятии лично­сти (глазодвигательные паттерны, слова, предикаты, позы тела, движение рук и т.д.).
Основные понятия: действие, невербальные средства общения, кинесические средства, просодические и экстралингвистические средства, такесические средства, проксемические средства.
Литература


  1. Барышева А. В. Как продать слона. – М.,1999.

  2. Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. – М., 1998.

  3. Ковалёв С. В. Основы нейролингвистического программирования. – М., 2001.

  4. Лабунская В. А. Невербальное поведение. – Ростов н/Д., 1986.

  5. Непп М., Холл Д. Невербальное общение. – СПб.: «прайм - ЕВРОЗНАК», 2004.

  6. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005.

  7. Солонкина О. В. Психодиагностика в социально-культурном сервисе и туризме. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Раздел 4. Приемы изучения личности

Тема 4.1. Социально-психологический паспорт личности потребителя

Индивидуально-психологические особенности потребителя. Типология потребителей. Стратегии поведения потребителей в ситуации взаимодействия. Эмоциональная, когнитивная и поведенческая характеристики установок потребителя. Акцентуированные особенности потребителя.


Основные понятия: типология потребителя: выбирающий коммуникатор, исследователь, гедонист, жертва, бунтовщик, активист, гражданин; темперамент, акцентуированный тип, мыслитель, практик, собеседник, транзактный анализ Э. Берна.
Литература


  1. Алексеев А. А., Громова Л. А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. – СПб., Экономическая школа, 1993.

  2. Барышева А. В. Как продать слона. – М.,1999.

  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. – Л.: Лениздат, 1992.

  4. Каммерод Д. М., Баргет Н. Д., Кирба О. К. Ваш психологический тип и стиль работы. – М., 2001.

  5. Обозов Н. Н. Типы личности, темперамент и характер. – СПб.: Международная академия психологических наук, 1996.

  6. Психологические портреты персонала /Под ред. Ю. П. Платонова. – СПб., 2003.

  7. Статт Д. Психология потребителя. – СПб.: Питер, 2003.

  8. Таланов В. Л., Малкина-Пых И. Г. Справочник практического психолога. – СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2004.

Тема 4.2 Основные технологии установления контакта с потребителем – партнёром по общению


Осуществление обратной связи как проявление эмпатии. Установление перцептивной модальности для экспетации (ожидания) и установление общительности потребителя с психодиагностом.
Основные понятия: деловая беседа, аттракция, комплименты, эмпатия, экспетации, перцептивная модальность.
Литература


  1. Бороздина Г. В. Психология делового общения. – М.: ИНФРА – М, 2004.

  2. Добрович А. Б. Общение: Наука и искусство. – М.,1978.

  3. Жолобов Ю. В. Путь к диалогу. Психология делового общения. – Саратов, 1989.

  4. Жуков Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении. – М.,1990.

  5. Ильин Е. Н. Искусство общения. – М., 1982.

  6. Каган М. С. Мир общения. – М., 1988.

  7. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. – М.: Прогресс, 1989.

  8. Карандашев В. И. Основы психологии общения. – Челябинск, 1990.

  9. Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. – Л., 1990.

  10. Лунёва О. В., Хорошилова Е. А. . Психология делового общения. – М., 1987.

  11. Руденский Е .В. Основы психотехнологии общения менеджера. – М., 1997.

  12. Шмидт Р. Искусство общения. – М., 1992.



ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. При каких условиях следующая психологическая ин­формация может стать психодиагностической?


Психологическая информация о старшем школьнике:

  • часто говорит о смерти;

  • любит одиночество;

  • говорит, что устал от людей;

  • слушает очень громкую музыку;

  • раздражается по любому поводу;

  • недоволен своей внешностью;

  • недоволен собой вообще;

  • считает, что плохо себя знает;

  • считает, что его никто не полюбит;

  • боится одиночества;

  • ищет острых развлечений;

  • любит риск;

  • презирает лиц своего пола;

  • не хочет становиться взрослым;

  • стремится стать взрослым;

  • выглядит старше своих лет;

  • считает, что каждый человек имеет в жизни то, что заслу­живает;

  • считает, что люди никогда не поймут его;

  • считает, что взрослые давно отстали от жизни и не пони­мают молодежь;

  • считает, что надо торопиться жить, чтобы все взять от жизни;

  • считает, что учиться необязательно, главное — найти свое место в жизни.

Психологическая информация о взрослом:

  • постоянно снижает фон настроения;

  • часто говорит о своей невезучести;

  • пьет спиртное в одиночку;

  • стремится надевать одежду противоположного пола;

  • часто говорит о себе в третьем лице;

  • никогда не бывает серьезным, постоянно шутит, балагурит;

  • избегает смотреть при разговоре в глаза другому человеку;

  • неразборчив в еде, может есть все, в том числе и несъедобное;

  • никогда не признается в своих ошибках;

  • принимая важное решение, обязательно обсуждает его с

другими людьми;

  • очень боится плохо выглядеть в глазах других людей;

  • всегда недоволен, все видит в черном свете;

  • склонен по каждому поводу морализировать и поучать

других, как жить.
2. Определите, какое из этих высказываний несет психологическую информацию.
1. Сегодня он купил себе новые ботинки черного цвета.

2. Недавно она неожиданно для всех изменила цвет волос.

3. О нем всегда говорят, что он похож на старого младенца.

4. Она живет по старому адресу.

5. У него очень рано появились морщины на лбу.

6. Какие красивые у него глаза!

7. Он каждый день выглядит по разному.

8. Обаянию этого человека невозможно не поддаться.


3. Узнайте и назовите качества человека по их опи­санию, объясните свой ответ. У вас есть возможность выбрать ответ из списка предлагаемых и обосновать его.


Содержание качества

Возможное называние качества

Исполнительный, соблюдающий во всём порядок, точность.

Педантичный, аккуратный, организованный

Наступательно – захватнический

Активный, агрессивный, стремительный

Вполне соответствующий, совпадающий

Равный, подобный, адекватный

Высокое мастерство, виртуозность

Артистизм, совершенный, уникальный

Лишенный оригинальности, «избитый»

Средний, нормальный, банальный

Категорический, не подлежащий возражению

Безапелляционный, самостоятельный, независимый

Лишенный своеобразия, индивидуальных, характерных свойств

Серый, невидный, безличный

Лишенный нарочитости

Естественный, безыскусственный, самобытный

Испытывающий волнение, склонный к нему

Беспокойный, раздражительный, суетливый

Бедный содержанием, мыслями

Глупый, бессодержательный, пустой

Безвольный, легко поддающийся чужим влияниям

Бесшабашный, бесхарактерный, бесхребетный

Расторопный, ловкий, быстрый, живой

Прыткий, бойкий, энергичный

Способный к серьёзной работе

Важный, сосредоточенный, дельный

Готовый содействовать благополучию других, желающий добра другому

Человечный, доброжелательный, участливый

Основанный на положениях, которые принимаются как непререкаемые

Верующий, догматичный, постоянный

Язвительный, коварный

Колкий, непредсказуемый, ехидный

Глубоко искренний, сердечный

Любящий, задушевный, непосредственный

Не забывающий, не прощающий причиненного зла

Скрытный, злопамятный, вредный

Склонный к приобретению новых знаний, пытливый

Интересующийся, любознательный, увлечённый

Обходительный, предупредительный, учтивый

Внимательный, любезный, понимающий

Очень однообразный по тону, интонации

Нудный, монотонный, надоедливый

Притворный, неискренний

Наигранный, фальшивый, выдуманный

Неослабевающий, требующий сил, внимания

Энергичный, напряженный, активный

Стоящий особняком, отдельно

Исключительный, обособленный, выдающийся

Соответствующий истине, правильный, точный

Верный, правильный, ответственный

Требовательный, строгий

Справедливый, взыскательный, нудный

Производящий впечатление

Завораживающий, внушительный, величественный

Легко поддающийся впечатлениям, чуткий

Слабый, мягкосердечный, впечатлительный.

4. Какие из перечисленных ниже качеств характеризуют в большей степени Ребенка, Взрослого, Родителя. Дайте обосно­вание своего ответа.




1. Симпатичность

2. Пикантность

3. Крикливость

4. Важность

5. Несуразность

6. Угловатость

7. Практичность

8. Естественность

9. Лабильность

10. Изящество

11. Цельность

12. Яркость

13. Зрелость

14. Нетипичность

15. Адаптивность

16. Жизнеспособность

17. Поэтичность

18. Яркость

19. Кокетливость

20. Непринужденность

21. Жеманство

22. Жертвенность

23. Обособленность

24. Хитрость

25. Лукавство

26. Мягкость

27. Жестокость

28. Уступчивость

29. Открытость

30. Каверзность

31. Слащавость

32. Невинность

33. Делячество

34. Ответственность

35. Циничность

36. Коварство

37. Нерадивость

38. Умеренность

39. Халатность

40. Торопливость

41. Пунктуальность

42. Мелочность

43. Понятливость

44. Забывчивость

45. Крикливость

46. Эрудированность

47. Ограниченность

48. Послушание

49. Банальность

50. Робость

51. Удальство

52. Осторожность

53. Инертность

54. Стойкость

55. Бодрость

56. Спокойствие

57. Минорность

58. Примиренчество

59. Душевность

60.Отчаяние





Тест для самопроверки


Инструкция: на каждый вопрос имеется три варианта ответа. Вам необходимо выбрать из них один правильный и поставить соответствующую ему букву напротив номера вопроса, например, 1в.
1. Стандартизация-это ...

а) единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста;

б) относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых;

в) проверка валидности.



2. Какой критерий оценки психодиагностических методик указывает на точность психологических измерений?

а) валидность;

б) стандартизация;

в) надежность.



3. Что такое лонгитюдный метод?

а) сопоставление различных групп по возрастам, деятельности;

б) многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени;

в) дифференциация материала по группам.



4. К какой группе методов можно отнести наблюдение и самонаблюдение?

а) эмпирические методы;

б) интерпретационные методы;

в) организационные методы.



5. Наблюдение-это...

а) метод изучения психических особенностей индивидов на основе фиксации проявлений их поведения;

б) способность подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные свойства предметов и явлений;

в) метод научного познания, направленный на установление причинно-следственных связей.



6. Человека, осуществляющего наблюдение, называют...

а) исследователь;

б) экспериментатор;

в) наблюдатель.



7. Что такое интроспекция?

а) биографический метод;

б) самонаблюдение;

в) анализ продуктов, деятельности.



8. На какие вопросы исследователю позволяет ответить эксперимент?

а)" Почему это происходит?"

б) " Как? Каким образом нечто происходит?"

в) " С кем это происходит?"



9. Какое понятие является основным при описании эксперимента?

а) фактор;

б) манипуляция;

в) переменная.



10. Какой вид эксперимента проводится в специально организованных условиях, отличающихся от реальных?

а) формирующий;

б) лабораторный;

в) поисковый.



11. Какой вид эксперимента организуется в целях опровержения существующей теории или закона новыми фактами?

а) уточняющий;

б) воспроизводящий;

в) критический.



12. Как называется фактор, изменяющийся в ответ на ввод независимой переменной?

а) зависимая;

б) промежуточная;

в) контролируемая.



13. Человека, осуществляющего интервью, называют:

а) респондент;

б) исследователь;

в) интервьюер.



14. Интервьюирование это...

а) метод получения информации в ходе устного общения;

б) изучение особенностей невербального поведения опрашиваемых;

в) процедура проведения опроса в письменной форме.



15. Какой вид интервью предусматривает проведение опроса по четко разработанной схеме, одинаковой для всех респондентов?

а) свободное;

б) стандартизированное;

в) полустандартизированное.



16. Какой этап организации интервью включает обработку и интерпретацию собранной информации?

а) аналитический;

б) коммуникативный;

в) подготовительный.



17. Какой способ предъявления вариантов ответов для закрытого вопроса анкеты предлагает противоположные, взаимоисключающие ответы типа (" ДА-НЕТ")?

а) дихотомическая форма;

б) поливариантная форма;

в) шкальная форма.



18. С какой целью применяется социометрический метод?

а) для проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков;

б) для диагностики межличностных взаимоотношений в малых контактных группах, существующих менее 6-ти месяцев;

в) для диагностики межличностных взаимоотношений в малых контактных группах, существующих не менее 6-ти месяцев.



19. Кто является основоположником социометрии?

а) Якоб Леви Морено;

б) Френсис Гальтон;

в) Лоуренс Франк.



20. Какие проективные методики основаны на самостоятельном изображении предметов, людей, животных и пр.?

а) методики дополнения;

б) графические методики;

в) методики конструирования.



21. Какая из перечисленных ниже методик, основана на принципе проекций?

а) методика импрессии;

б) социометрическая методика;

в) контент-анализ.



22. Кем был впервые введен термин «Проективные методики»?

а) Лоуренс Франк;

б) Френсис Гальтон;

в) Якоб Леви Морено.



23. Под тестированием понимают...

а) метод выявления и оценки характеристик информации, содержащихся в текстах и речевых сообщениях;

б) стандартизированное испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий;

в) осуществление человеком символического переноса содержания внутреннего мира на внешние предметы.



24. Компетентное лицо, имеющее специальный опыт в конкретной области и участвующее в исследовании в качестве источника непосредственной информации, называют...

а) исследователем;

б) ассистентом;

в) экспертом.



25. Экспликация оценки - это...

а) формулирование ее в уме, а затем и в вербальном или символическом виде;

б) аргументирование оценки;

в) исследование объекта экспертизы.

26. Контент-анализ — это...

а) диагностика межличностных взаимоотношений в малых контактных группах существующих не менее 6-ти месяцев;

б) метод получения информации в ходе устного непосредственного общения;

в) метод выявления и оценки характеристик информации, содержащихся в текстах и речевых сообщениях.



ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ


  1. Понятие психодиагностики как науки.

  2. Предмет и структура психодиагностики.

  3. Научная психодиагностика и психодиагностическая практика.

  4. Понятие дифференциальной психометрики как науки.

  5. Основные задачи психодиагностики.

  6. Области практического применения психологической диагностики.

  7. Психодиагностический метод, его отличительные особенности.

  8. Психологический диагноз как результат психодиагностического обследования.

  9. Уровни психологического диагноза (по Л. С. Выготскому).

  10. Понятие диагностического обучающего эксперимента.

  11. Основные особенности психодиагностического метода.

  12. Объективный диагностический подход.

  13. Субъективный диагностический подход.

  14. Проективный методологический подход.

  15. История возникновения психологических тестов в Древнем Вавилоне.

  16. Испытание способностей, знаний, умений и навыков в Древнем Египте.

  17. Система испытаний в школе Пифагора.

  18. Система проверки способностей в Древнем Китае.

  19. Испытание интеллектуальных способностей в Древней Индии.

  20. Френсис Гальтон как родоначальник научного изучения индивидуальных различий.

  21. Вклад Альфреда Бине в измерение интеллекта.

  22. Развитие психологической диагностики в работах Германа Эббингауза.

  23. Чарльз Спирмен и структура интеллекта.

  24. Стэнфордская версия шкалы Бине-Симона.

  25. Основные подходы к классификации психодиагностических методик.

  26. Тесты, их отличительная особенность.

  27. Классификация тестов по форме.

  28. Содержание психологического тестирования.

  29. Виды личностных опросников, формы вопросов и представления результатов.

  30. Понятие проективной техники. Основные группы проективных методик.

  31. Диагностические психофизиологические методики.

  32. Метод наблюдения, разнообразие его видов и форм.

  33. Беседа как метод психодиагностики.

  34. Определение надежности теста.

  35. Валидность теста, ее виды.

  36. Стандартизация теста.

  37. Статистические шкалы (по С. Стивенсу).

  38. Технология создания и адаптации методик.

  39. Основные подходы к анализу психики личности.

  40. Теоретические представления об интеллекте.

  41. Экспресс-диагностика личностных особенностей потребителя до начала контакта с ним.

  42. Общение: виды, структура, функции.

  43. Общение как коммуникация.

  44. Классификация невербальных средств общения.

  45. Типология потребителей.

  46. Эффекты первого впечатления (типичные ошибки социального восприятия)

  47. Психологические барьеры на пути коммуникации.

  48. Деловая беседа как основная форма делового общения.

  49. Психологические приемы влияния на потребителя.

  50. Комплименты. Основные правила применения комплиментов.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ




  1. Истоки психодиагностики как науки.

  2. Возникновение психологического тестирования.

  3. История проективного метода.

  4. История контент-анализа как психодиагностической процедуры.

  5. Умственные тесты Дж. Кеттелла.

  6. Развитие психодиагностики в период с 1901 г до конца 1920-х гг.

  7. Развитие психодиагностики в период с 1930 по 1939 гг.

  8. Развитие психодиагностики в 1940-е гг.

  9. Развитие психодиагностики в 1950-е гг.

  10. Развитие психодиагностики в 1960-е гг.

  11. Развитие психодиагностики в 1970-е гг.

  12. Развитие психодиагностики в 1980-е гг.

  13. Развитие психодиагностики в 1990-е гг.

  14. Тестирование в образовании.

  15. Психодиагностика в дореволюционной России и в СССР.

  16. Психодиагностика и смежные направления исследований.

  17. Структура интеллекта.

  18. Основные тенденции развития психодиагностики.

  19. Социальные и этические аспекты психологической диагностики. Этический кодекс психодиагноста.

  20. Статистика в обработке материалов психологических исследований.

  21. Психологическая диагностика в клинико-консультационной работе.

  22. Применение интеллектуальных тестов в зарубежной психологии на современном этапе.

  23. Отечественные работы в области психологической диагностики.

  24. Компьютеризированные и компьютерные тесты.

  25. Проблема достоверности личностных опросников.

  26. Психодиагностика межличностных отношений.

  27. Области применения тестирования.

  28. Функции и истоки психологического тестирования.

  29. Общение как социально-психологическая проблема.

  30. Потребитель будущего.

  31. Позитивистский и интерпретивистский подходы в изучении психологии потребителя.

  32. Покупатель, клиент, потребитель: сходство и различие.








От матери я унаследовал способность сберегать деньги, а от отца — неспособность их зарабатывать. Лоренс Питер
ещё >>