Методические рекомендации в рамках российского проекта «читающая мама читающая нация» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Путешествие в мир сказок 1 65.36kb.
Брюнония Барри Читающая кружево 18 3338.06kb.
Учебник Читающая кафедра 29 3906.01kb.
Н. Ю. Фекличева, главный библиотекарь отдела маркетинга нб рк карелия... 1 82.88kb.
Методические рекомендации «Памятка для тех, кто пишет проекты» 1 138.53kb.
Барт «Мифологии» читающая в сердцах 1 187.35kb.
Общая информация. Эстафета олимпийского огня 1 80.66kb.
«Настольный роман всех наших бабушек и матерей» Ясинская Светлана... 1 45.91kb.
Методические рекомендации для учителей школ нацменьшинств Латвии... 1 118.19kb.
Методические рекомендации по созданию социального проекта. Социальный... 1 347.58kb.
Методические рекомендации по организации расходования финансовых... 6 1190.82kb.
Как выбирать щенка? 1 65.26kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические рекомендации в рамках российского проекта «читающая мама читающая нация» - страница №1/1


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ

ТВОРЧЕСТЫВА ЮНЫХ»

БИБЛИОТЕКА

«ЧИТАЮЩАЯ СЕМЬЯ»

ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С КНИГОЙ: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (В РАМКАХ РОССИЙСКОГО ПРОЕКТА «ЧИТАЮЩАЯ МАМА - ЧИТАЮЩАЯ НАЦИЯ»)

Автор - составитель:

Жирова Н.И.,

методист библиотеки ГОУ ЦО «СПбГДТЮ»



Санкт-Петербург

2012

«Читающая семья»

«Чтение — ничто: Осмысленное чтение — кое-что.

Чтение осмысленное и прочувствованное — совершенство»

А. С. Пушкин.

Чтение, - по гениальному определению К. Д. Ушинского, - это упражнение в нравственном чувстве. Лучшие детские книги обращены к душе ребенка: сопереживая и сострадая литературным героям, радуясь и печалясь вместе с ним, ребенок-читатель воздействует на свое духовное «Я», воспитывает в себе «Душу живую». Нравственная жизнь читателя ведет к развитию его разума: учит сравнивать, делать выводы - учит мыслить. Таким образом, чтение - это живой творческий процесс познания мира и самого себя. Ребенок в процессе чтения развивается комплексно: вырабатывает память, учится терпению, чуткости, наблюдательности, познает новое, развивает волю, воспитывает сердце -все это в целом способствует совершенствованию его личности.

Существующая традиция семейного домашнего чтения рождает между родителями и детьми особые доверительные отношения: дети раскрепощены, они верят, что их поймут, что они интересны, они готовы состязаться с мамами и папами в своих знаниях и умениях.

Когда ребенок станет взрослым, многое забудется, но воспоминания о семейных вечерах и играх будут согревать сердце. Детям уже в раннем возрасте важно понять самих себя, они хотят самоутвердиться. Незнание своих возможностей порождает неверие в себя, самоуничижение, и как следствие - возникают неуверенность, тревожность, конфликтность, агрессивность. Вспомним, чего не хватало героям сказочной повести А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»? Страшиле - ума, Железному дровосеку - сердца, Льву - храбрости. Великий Гудвин вдохнул в каждого из них веру в себя, убедил своих друзей, что недостающие, по их мнению, качества как раз и составляют их подлинную сущность.

Чего особенно боится ребенок? - Сказать, что думает вслух: взрослые могут ругать (обидеть, публично задеть его чувства), дети могут посмеяться (обидеть). Если плохая техника чтения - читать вслух. Боится рисовать («Я не умею хорошо рисовать!). Боится участвовать в командных соревнованиях («Из-за тебя проиграли!») Очень многие боятся темноты. У Дональда Биссета есть сказка «Про малютку-автобус, который боялся темноты». Маленький автобус никак не мог осмелиться выехать ночью, и тогда мама рассказала ему сказку о том, как сама темнота тоже сначала боялась автобусов, а потом вдруг однажды, когда сквозь нее промчалось несколько штук, ей это понравилось: «Немножко щекотно, но очень мило». Не успела мама закончить историю, как малютка- автобус сказал: «Ладно, поеду». Слушая сказку, ребенок представляет ситуацию, мама или папа могут с ним поиграть в игру «автобус- темнота»: щекотать друг друга, со смехом кричать:«Ой, боюсь!» Решение в данном случае об изменении своего отношения к темноте, своим страхам и соответственно поведения принимает ребенок самостоятельно.

Радостное чтение необходимо каждому ребенку как средство против страха, уныния и скуки, пробуждения в нем жизненных сил. Не случайно именно веселые книги, такие как «Приключения Незнайки и его друзей», «Денискины рассказы», повести А. Линдгрен, стихи Г. Остера и др. так любимы детьми.

Читая художественные произведения, ребенок проигрывает определенные жизненные сценарии, модели поведения, погружается во внутренний мир героев и примеряет его на себя. Рождается разговор о самих себе, о своих привычках и поступках. Литературные герои помогают юному читателю пережить и осмыслить состояния добра и зла, любви и ненависти, победы и поражения. В отличие от живых людей они созданы творческим воображением писателя, его умом, одухотворены его фантазией. Детям не

читают наставления, их не принуждают говорить о своих проблемах. Познание самого себя совершается в результате собственных открытий: «Это про меня».

Современная мама, издерганная жизнью и работой, часто или завышено требовательна или наоборот, не внимательна к своему ребенку. Для нее очень полезна сказка-притча В. Сухомлинского «Материнское счастье». Во время града гусыня спрятала под крыло гусят. Когда выглянуло солнце, они побежали на травку, и никто не сказал: «Мама, что с тобой?» И только самый маленький гусенок спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» Она тихо ответила: «Все хорошо, мой сын». Счастье, если наши дети не только понимают, почему сказка называется «Материнское счастье», но и откликнутся сердцем на боль и радость мамы-гусыни, задумаются о своем отношении к матери, а мамы смогут рассмотреть и поддержать маленького гусенка в своем ребенке, развить ростки искреннего внимания и сочувствия взамен равнодушия, агрессии и конфликтов.

Предлагаемые рекомендации по организации домашнего чтения «Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок читал...» (см. «Приложение»), помогут родителям грамотно организовать семейный досуг, в котором чтение хорошей книги будет иметь место.

Если в осмыслении разных персонажей - добрых и злых, милосердных и жестоких, верных и предающих - симпатии ребенка будут отданы первым, а антипатии вторым, то есть надежда, что его «Я» сформируется в гуманном ключе. Это позволит в будущем нашим детям вырасти думающими, самостоятельными личностями, способными противостоять стереотипам, негативу, сохранить свою индивидуальность, реализовать себя в творчестве. Но самое главное, пусть наши дети вырастут хорошими людьми.

Глубокий и сложный процесс преобразований и усвоений жизненных впечатлений происходит в играх. Творческое начало проявляется в выборе темы игры, рисунка, и в том, что дети с большой искренностью передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.

Родителям детей 6- 9 лет можно предложить провести игры, направленные на развитие фантазии, воображения, абстрактного мышления. Вместе с родителями дети могут сочинять сказку, придумывать своего героя, иллюстрировать и т. д. Например: игра- фантазия «Сказка на новый лад»; игра-викторина «»Угадай, кто здесь лишний», игра в жесты (отгадать, какого героя озвучивает родитель или ребенок жестами); игра- путешествие (нарисовать страну сказок, придумать условия игры и путешествовать), игра в рифмы (придумать рифму за автора), игра-викторина «Путаница» (угадать героев и назвать сказки), игра в символы (дорисовать характерные детали какого-либо героя — к кругу - уши, усы, глаза, чтобы получился заяц или кот) и т. д.

В результате совместных литературных и игровых вечеров удовольствие получают все: и дети, и родители.

В организации семейного досуга с подростками 10-12 лет очень важно создать атмосферу состязательности, стимулирующую самостоятельную читательскую деятельность ребенка. Сначала ребенок сам прочитал, а затем «сразился» со взрослым в литературном конкурсе.

Предлагаем литературные игры в копилку семейного досуга

для детей 10-12 лет.

1. Литературный матч «Быстрые и сообразительные».

Играют две команды. Каждая команда получает и задает другой вопросы (по очереди). При «подаче» вопроса играющие перебрасывают мяч, игрушку, шайбу- подушку. Ведущий «Судья» ведет счет. Подсказки или другие дисциплинарные нарушения могут быть «оштрафованы»: дополнительный вопрос, шуточное задание, розыгрыши.

Источник: Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. - М.: Педагогика, 1987.

Вопросы:

  • Самое высокое дерево в мире (эвкалипт, стр. 162)

  • Из стеблей этой травы делают удочки и лыжные палки (бамбук, стр. 163)

  • Самое твердое дерево на свете (железное, стр. 164) Съедобны ли плоды колбасного дерева (нет, стр. 165)

  • Где растет дерево-корова (в Бразилии, стр. 165)

  • Есть ли на свете конфетное дерево (есть, стр. 165)

  • Кукарекает ли морской петух? (трещит, стр. 119)

  • Царапается ли морской кот? (царапается, его шип ядовит, стр.119)

  • Рыба, умеющая летать самолетиком, (летучая рыба, стр. 116)

  • Родина картошки (Южная Америка, стр.281)

  • Из чего на Руси делали «тающие тетрадки»? (из воска, стр. 319)

2. Игра «Крестики - Нолики»


Играют 2 команды: одна - Крестики (X), другая - нолики (0).

литература

музыка

история

спорт

языкознание

экономика

химия

география

математика




Ребенок или родители выбирают тему (предмет). Отвечают на вопрос по избранной теме. Выигрывает та команда, которая первой поставит в один ряд три своих знака (X или 0)

Тема «Сказки А. С. Пушкина» Предмет «Литература». Задания:

    1. Назовите сказку А.С.Пушкина:

  • сказка исполненных желаний - «Сказка о царе Салтане»

  • сказка о разуме и глупости - «Сказка о попе и работнике его Балде»

  • сказка о жадности и глупости - «Сказка о рыбаке и рыбке»

  • сказка о верности данному слову - «Сказка о золотом Петушке»

  • сказка о романтической любви - «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (побеждает тот, кто правильно и быстро назовет сказки)

  1. Сказочные розыгрыши (найти в тексте ошибку)

  • Три девицы под окном Пели поздно вечерком

(пряли)

Смотрит - видит дело лихо: Бьется лебедь средь ветвей, Филин носится над ней... (средь зыбей, коршун)

  • Испугался зайчонок и к деду Пошел рассказывать

Про такую победу... (бесенок)

  • Но невеста молодая, До зари в лесу блуждая, Между тем все шла да шла И на домик набрела...

(терем)

Жил старик со своею

старухой

У самого Черного моря..'. (Синего моря)

  • Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный

князь Гвидон, Смолоду был грозен он...

(царь Дадон)

Предмет «Математика»

  • Решите задачу. Условие задачи («Сказка о царе Салтане»): Гости видят: во дворце

Царь сидит в своем венце, А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой Около царя сидят, Четырьмя все три глядят.

Вопрос: Почему три смотрят только «четырьмя»?

Предмет «Экономика»

  • Герои какой сказки заключили необычный трудовой договор? («Сказка о попе и работнике его Балде»)

Предмет «География»

  • В славянских мифах есть упоминание о чудо-острове. Лежит он за тридевять земель, в тридевятом царстве, посреди моря-океана. Живут там громы и ветры, громоносный зверь и пчелы-молнии, вещий ворон каркает. Как называется чудо-остров в сказке А.С.Пушкина?

(остров Буян» «Сказка о царе Салтане»)
Предмет «Языкознание»

  • Особый сорт пшеницы, используемый на Руси для приготовления каши, любимая пища Балды. Что это такое? (полба)

  • По словарю В.И.Даля это слово означает «толстое корневище, палица, дубина». В одной из сказок Пушкина оно - имя главного героя. Назовите это слово? (Балда)

Предмет «Спорт»

  • В какой сказке состязание по подъему тяжестей можно охарактеризовать пословицей «Бери в работе умом, а не горбом»?

(Бесенок та шит кобылу в «Сказке о попе и работнике его Балде») Предмет «История»

  • В какой сказке и кому угрожает рогаткой «царица злая». Рогатка - тяжелый железный ошейник с гвоздями, орудие наказания крепостных.

(угрожает Чернавке за спасение царевны в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях») Предмет «Техника»

  • Какое чудо в сказке Пушкина можно назвать прообразом современного радиолокатора? (Петушок «с высокой спицы стал стеречь его границы»)



Предмет «Музыка»

  • Назовите композитора, написавшего музыку к операм по сказкам А.С.Пушкина: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о Золотом петушке».

(Н. А. Римский-Корсаков)

Предмет «Химия»

  • В какой сказке А. С. Пушкина поцелуй стал лучшим противоядием? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

3. «Игра «А.В.С»

Ведущий читает вопрос, у играющих карточки с набором букв «А,В,С» Ведущий предлагает варианты ответов под определенной буквой, один из которых заведомо правильный. Играющие поднимают карточки с буквой, под которой, как они считают, прозвучал правильны Тема «Сказки А.С.Пушкина

  • «В каком значении в «Сказке о царе Салтане...» употребляется слово «гости»? А - люди, приехавшие погостить;

В- представители купеческого сословия;

С - знатные, богатые купцы, приближенные к царскому двору (X)

  • В «Сказке о рыбаке и рыбке» старуха заедает заморские вина «пряником печатным». Как вы думает, что представляет собой это лакомство?

А - пряник, испеченный с помощью деревянной формы-доски с вырезанными изображениями зверей, птиц, людей и др. (X) В) - большой пряник, сделанный в виде царской печати; С - пряник, запечатанный в красивую упаковку

- Что такое «Лукоморье»? А - опушка леса

В- холмистый берег реки или моря С - изогнутый берег моря, бухта (X) Ответы: С, А, С.

4. Игра «Веришь - не веришь»



На карточках (из набора «Вопросы») под № написаны вопросы типа: «Верите ли вы, что...». Играющий дает ответ. Этот ответ проверяется по другой карточке под тем же № (набор «Ответы»).

Вопросы:

    1. . Верите ли вы, что в городе Ош на юге Франции в 1931г. был воздвигнут памятник д Артаньяну - не литературному герою, а реально существовавшему капитан-лейтенанту первой роты королевских мушкетеров.

    2. Верите ли вы, что Робинзона Крузо можно повстречать не только на

страницах приключенческой книги, не только в г. Ларго, где литературному герою и его прототипу (шотландскому моряку Александру Селькирку) установлен памятник, но и в России.

    1. Верите ли вы, что для создания самого первого памятника русскому писателю и его литературным героям, скульптору Клодту пришлось открыть свой домашний зоосад?

Ответы:

      1. А. Дюма в Королевской библиотеке прочитал воспоминания господина

д' Артаньяна. Из этих воспоминаний автор узнал жизнь, полную подвигов и приключений Шарля д Артаньяна, родившегося в 1620 г. недалеко от городка Ош. Шарль был любимым мушкетером короля Людовика XIV, ему поручались самые ответственные и рискованные операции. При осаде крепости Маастрихт на границе Бельгии и Голландии Шарль д' Артаньян погиб. Дюма обессмертил имя командира мушкетеров в своем романе. Памятник в городе Ош - это памятник двум д' Артаньянам, литературному герою и его прототипу.

В 70-80-е годы прошлого столетия в Ленинградском кораблестроительном институте работал Олег Александрович Робинзон Крузо. Это громкое «литературное имя» Олег Алксанрович получил не случайно. Его дед, Николай Федорович Фокин, подобно Александру Селькирку в 14 лет убежал из дома, в Архангельске устроился юнгой на корабль. Однажды в Индийском океане с корабля увидели незнакомый остров. Чтобы обследовать его, юнге и нескольким морякам разрешили сесть в шлюпку. Но из-за шторма до берега доплыли лишь двое: юнга Фокин и еще один моряк. Несколько суток они просидели на необитаемом острове. Когда же смогли вернуться на корабль, то капитан назвал юнгу Робинзоном Крузо. В судовом журнале появилась запись: юнга Николай Робинзон Крузо. Так начался род Робинзонов Крузо в России.

      1. Первый памятник писателю в России - памятник великому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. В конкурсе на лучший проект памятника великому баснописцу победил проект Петра Карловича Клодта. Скульптор решил изобразить дедушку Крылова вместе с героями его басен. Для этого требовалось вылепить множество зверей, птиц, даже змею и лягушку. Чтобы создать достоверные «живые» скульптуры зверья, скульптор собрал свой домашний «зоосад, так как зоопарка в ту пору в Петербурге еще не было.

5. Игра «Веселый грамотей»

Здесь вопросы с подковыркой, Нужно только разобраться. Есть в названии ответ... Главное - не растеряться!!!

Игру можно проводить в форме семейного эрудициона. Для участия в ней требуется предварительная подготовка, знакомство со справочной литературой вашей домашней библиотеки. Для ответов на вопросы (если играющие не знают) ведущий разрешает пользоваться справочными изданиями, но в ограниченном временном отрезке. Вопросы могут быть и простыми и сложными. Главное, чтобы наши дети научились оперативно пользоваться источниками информации.

- Можно ли поймать сардельку не только в кастрюле, но и в море? (сарделька - толстая короткая сосиска; сарделька - маленькая промысловая рыбка) Источник: Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. - М.: Рус.яз., 1986. - С. 285 -287.

  • Когда в России можно было считаться лучшим среди троечников? (троечник - извозчик, ямщик, ездящий на тройке (Россия, 19 век)

Источник: Сомов В.П. Словарь редких и забытых слов. - М.: ВЛАДОС, 1996. - С. 554.

- В каких случаях туман бывает золотым? (туман - (перс.) - иранская монета, имевшая хождение до 1932 года. Источник: Колесников Н.П. Словарь омонимов русского языка. - Ростов-на -Дону: Феникс, 1995.-С. 601.

  • Когда и в каких случаях в России сказка считалась документом?

( сказка - официальное показание о чем-либо, данное по требованию суда) Источник: Словарь устаревших слов. - М.: Рольф, 1997. - С. 192.

Почему сторожа у наружных дверей в подъездах жилых домов и учреждений называют швейцаром?

(По названию страны - Швейцария , откуда набиралась наемная стража французских королей)

Источник: Введенская Л.А., Колесников Н.П. От названий к именам. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.-С. 467.



Памятка родителям.

«Если Вы хотите, чтобы ребенок читал...»



    1. Если Вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий взрослый родитель, а еще лучше - читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для ребенка.

Родительское чтение вслух обычно считается необходимым, когда ребенок еще не умеет читать сам. Когда он - школьник, родительское чтение для него многие считают излишним. Но это убеждение неверно. Лучше сесть рядом в уютном месте и читать произведение попеременно, часть читает взрослый, часть - ребенок.

    1. Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старанье. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он что-то понял не так, как Вам бы хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с Вами чтения и задушевные беседы, и это согреет его сердце.

Хорошо, если привычка к семейному чтению станет ритуалом проведения каждодневного семейного досуга в определенное время дня или вечера. Сам процесс чтения может сопровождаться ненавязчивой, но не в самом интересном месте, беседой: все ли понятно ребенку в ходе чтения, нет ли незнакомых слов, какие у него возникли предположения о дальнейшем развитии сюжета. Главное предупреждение родителям: не превращайте беседу о книге в экзамен, избегайте разговора проверочного характера, не заставляйте ребенка пересказывать (только по желанию).

    1. Чтобы сделать успешность ребенка в чтении наглядной, предлагаем вести «Тетрадь прочитанных книг» (рисунки, записи). Разжечь любопытство ребенка, интерес к чтению можно следующим образом: родитель начинает чтение и останавливается на самом интересном месте (Нет времени!). Ребенок заинтригован и самостоятельно дочитывает текст до конца.

Игра «Письмо». Ребенок получает письма от любимого литературного героя, «авторитетное» мнение которого, что читать, какие книги нравятся герою для ребенка важны. Ребенок с радостью берет для чтения эти книги.

    1. Посоветуйте ребенку записаться в библиотеку и на первых порах вместе с ним ее посещайте.

Консультируйтесь с библиотекарем в выборе книг ребенку. Учите ребенка пользоваться книжными богатствами библиотеки, справочными изданиями.





Верующий, который не знает сомнений, не обратит в свою веру сомневающегося. Мария Эбнер-Эшенбах
ещё >>