Методические рекомендации, справочная информация. Портфолио от франц porter - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Папка индивидуальных учебных достижений «портфолио» федеральные рекомендации... 4 653.2kb.
Методические рекомендации по построению и оформлению Г. Орск, 2011 г 1 133kb.
Методические рекомендации по оформлению материалов, представляемых... 1 50.37kb.
Портфолио дошкольника – с чего начать? Введенное относительно недавно... 1 35.09kb.
Методические рекомендации по «Введению» (7 класс) Поурочные рекомендации... 7 1749.29kb.
Справочная информация 1 75.46kb.
Справочная информация 1 24.69kb.
Справочная информация 1 16.89kb.
Методические рекомендации Предисловие Глава Методические рекомендации... 12 3058.36kb.
Методические рекомендации по проектированию и выпуску плакатов по... 3 584.95kb.
Методические рекомендации для преподавателя 88 Общие методические... 14 1898.59kb.
Программа "Молодёжь. Чтение. Успех" Программа рассчитана на решение 1 121.11kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические рекомендации, справочная информация. Портфолио от франц porter - страница №1/1

Портфолио

школьного библиотекаря:

методические рекомендации,

справочная информация.

Портфолио (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio-лист, страница) – досье, собрание достижений.

Понятие «портфолио» пришло к нам из Западной Европы XV-XVI веков. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли «портфолио». Документы, представленные в этих папках, позволяли заказчику составить впечатление о профессиональных качествах претендента. В настоящее время в сфере бизнеса портфолио применяется для показа достижений фирмы, а в среде фотографов и фотомоделей – как альбом с фотографиями.

Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов в Соединенных Штатах Америки. В конце прошлого века идея применения портфолио в школе становится популярной во всем мире, в том числе и в России.

В условиях модернизации российского образования возникла необходимость использования портфолио как технологии, позволяющей решить проблему, связанную с объективным оцениванием результатов деятельности школьников, учителей, библиотекарей. В последнее время все настойчивее в педагогическом сообществе идут разговоры об использовании портфолио не только для учителей, но и для школьных библиотекарей.

Портфолио – одна из наиболее приближенных к реальному состоянию форм, которая ориентирует библиотекаря на процесс самооценивания. Ведь не секрет, что в деятельности библиотекаря приходит такой момент, когда ему есть чем поделиться с другими, и он желает делать это.

Таким образом, портфолио может стать мотивационной основой деятельности библиотекаря и помочь формированию его личности. «Портфель» обеспечит его возможностью индивидуальной самореализации, а основой для этого является план самообразования. Самообразование любого человека всегда возникает в ответ на потребность в знаниях. Думается также, что план обеспечивает повышение уровня мотивации к самообразованию, к совершенствованию профессиональной подготовки.

В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов:


  1. это «папка достижений», направленная на повышение собственной значимости библиотекаря и отражающая его успехи (грамоты, дипломы, сертификаты детей и пр.);

  2. рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития библиотекаря, помогающее отследить результативность его деятельности, как в количественном, так и в качественном плане; в эту папку собираются статьи, эссе, анализ деятельности, видеокассеты, в общем, все, что делалось в течение определенного срока (напр., года, нескольких лет);

  3. проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции;

  4. методический, в котором помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога, и которые собраны или созданы им самим;

  5. тематический, создаваемый в процессе работы по определенному проекту, теме, разделу;


ПОРТФОЛИО могут быть служебными, профессиональными, деловыми и представляться на различных носителях: бумажном, цифровом, магнитном. Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен». Метод портфолио, отражая динамику нашего профессионального развития, позволяет самостоятельно проанализировать деятельность библиотеки и свои достижения, выявить результативность и сделать соответствующие выводы, увидеть перспективы собственного профессионального роста и дальнейшего развития школьной библиотеки. Очень хорошо, если это будет шагом для продвижения вперед. Из некоторых определений значения этого слова мы выберем наиболее подходящее для школьного библиотекаря: рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения. Можно еще добавить, что это способ организации и систематизации информации о деятельности библиотеки и библиотекаря.

Значение такой библиотечной папки пока трудно переоценить: мы можем профессионально осветить наши собственные достижения, творческие находки. Таким образом, портфолио поможет нам оперативно предоставлять информацию о деятельности библиотеки, квалифицированно представлять собственный опыт работы на педагогических конкурсах и мероприятиях, демонстрировать свой профессиональный уровень и достижения в ходе квалификационных испытаний (аттестации), во время районного смотра школьных библиотек, состояния плановой и тематической работы библиотеки. Портфолио состоит из восьми разделов, которые при необходимости можно совместить или, наоборот, раздробить.



Структура и содержание портфолио
Титульный лист

  • Название образовательного учреждения.

  • Название папки.

  • Фотография.

  • Фамилия, имя, отчество, должность.

Содержание

    1. Визитка сотрудника и библиотеки.

    2. Карта профессионального роста.

    3. Документы о повышение квалификации.

    4. Документы о результатах участия в педагогических мероприятиях.

    5. Поощрения и награды.

    6. Публикации.

    7. Авторские разработки.

    8. Отзывы.

  1. Визитка сотрудника и библиотеки.

    1. Визитка сотрудника.

- Фамилия, имя, отчество.

- Должность, школа.

- Дата рождения.

- Библиотечная и учебно-педагогическая деятельность. (Здесь – только краткое перечисление и отсылка к пункту 2, если он есть.)

- Дата прохождения предыдущей аттестации.

- Образование (что, где, когда закончил, специальность).

- Общий стаж работы.

- Стаж работы по должности.

- Награды и звания, год получения.

- Повышение квалификации (тема, где и когда проходили, количество часов). (Здесь – только краткое перечисление и отсылка к пункту 3, если он есть.)

- Тема самообразования.
1.2. Визитка библиотеки.

- Характеристика (площадь, этаж, читальный зал или зона, помещение для учебников, оборудование, технические средства).

- Особенности деятельности данной библиотеки (проект, эксперимент, программа, спецкурс).

- Контрольные показатели (количество учащихся, читателей, книжного фонда, учебников, процент охвата библиотечным обслуживанием, читаемость, книгообеспеченность, обращаемость фонда).




2. Карта профессионального роста

- Сведения об участии в работе методического объединения, педагогических советов, родительских собраний, в педагогических мероприятиях, детских литературных праздниках и конференциях в школе, районе, города, республике.

- Фотографии (альбом с фотографиями).


  1. Документы о повышении квалификации

- Удостоверения об окончании курсов.

- Фото.


- Отзывы.
4. Документы о результатах участия в педагогических мероприятиях

- Сертификаты.

- Грамоты, благодарности.

- Фотографии.

- Отзывы.
5. Поощрения и награды

- Дипломы, грамоты, благодарности, удостоверение о награде.


6. Публикации.

- Публикации о сотруднике, библиотеке, читателях.

- Ваши статьи, доклады, сценарии, опубликованные в СМИ, брошюрах.
7. Авторские разработки.

- Сценарии и интересные планы библиотечных мероприятий.

- Методические рекомендации.

- Разработки библиотечной продукции (плакатов, памяток, буклетов).

- Фактографический материал (списки книг, копии публикаций).

Примечание: если разработок много, то можно просто перечислить и указать: продукт, название (тема), адресат, год, составитель.


8. Отзывы.

- Отзывы.

- Рецензии.

- Предложения.

- Приглашения.

- Поздравления.

- Переписка.

- Справки о комплексной, аттестационной проверке.

- Размышления на тему, наброски, «неотправленное письмо».


Процедура презентации портфолио
Портфолио представляется библиотекарем в методкабинет Ивнянского района не позднее, чем за две недели до проведения секции школьных библиотекарей в рамках августовской конференции педагогов. Комиссия в составе методиста ИМЦ, руководителя РМО школьных библиотекарей и одного из руководителей творческой группы рассматривает представленные материалы, и обращают внимание на следующие моменты:


  • соответствие представленного материала требованиям к оформлению портфолио (содержание и структура);

  • полнота раскрытия профессиональных достижений и эффективности деятельности библиотекаря;

  • положительные стороны и недостатки профессиональной деятельности;

  • оценка работы;

  • другие вопросы по усмотрению комиссии.

Защита портфолио проводится публично на секции школьных библиотекарей в рамках августовской конференции педагогов.

Защита портфолио проводится в несколько этапов:


  1. Презентация портфолио.

  2. Ответ на вопросы по существу представленных документов.

  3. Ознакомление библиотекаря с краткой оценкой работы.

  4. Пояснения библиотекаря по замечаниям комиссии.

  5. Обсуждение результатов защиты членами комиссии.

  6. Доведение до библиотекаря выводов и рекомендаций комиссии.



Презентация (от лат.рrezentatio – представление, предъявление) – официальное представление вновь созданного предприятия, фирмы, проекта, продукции, товара кругу приглашенных лиц, публичная демонстрация чего-либо.

Презентация портфолио - форма испытания, в ходе которой библиотекарь представляет комиссии свидетельства своего профессионализма и результаты своей деятельности в форме структурированного портфолио. Презентация может проходить в виде выставки учебно-методических материалов, слайд-шоу, доклада, сопровождаемого компьютерным показом с помощью мастера презентаций PowerPoint и др.

Для презентации портфолио библиотекарю отводится 7-8 минут. В ходе презентации библиотекарь должен обосновать, как представленные материалы свидетельствуют о его профессиональной компетентности. Презентация – это не сокращенное изложение разделов портфолио. Основная цель презентации – в короткое время представить основные результаты проделанной работы за определенный период времени.

Качество презентации при защите портфолио оценивается по следующим показателям:


  1. соответствие презентации содержанию портфолио;

  2. выделение основных результатов деятельности педагога;

  3. качество изложения материала.

Членами комиссии задаются вопросы по существу представленных в портфолио материалов ( не более 2-3 вопросов). Эта часть защиты очень важна, т.к. демонстрирует культуру мышления и общую эрудицию библиотекаря. Библиотекарь отвечает на вопросы, иллюстрируя свой ответ (при необходимости) материалами из портфолио. Ответы должны быть краткими и касаться только существа заданного вопроса.

Обсуждение результатов защиты членами комиссии проводится на закрытом заседании без присутствия библиотекаря. В ходе заседания обсуждаются представленные материалы, и определяется степень их соответствия заявленным критериям.

Считается, что библиотекарь успешно выдержал защиту, если представленные в портфолио материалы свидетельствуют о том, что:


  1. библиотекарь ведет активную работу внутри творческой группы, в методическом объединении, сотрудничает с сельской библиотекой, детским садом и другими учреждениями;

  2. использует в своей деятельности различные методы и формы работы;

  3. учитывает при взаимодействии с учащимися их индивидуальные особенности;

  4. знает современные технологии обслуживания, обучения и воспитания.

  5. применяет ИКТ в своей работе.

При оценивании портфолио необходимо обратить внимание на наиболее интересные по тематике и проблематике формы работы, а также оценить степень участия в них библиотекаря. А так же необходимо определить, использованы ли результаты работы библиотекаря в деятельности ОУ, на уровне района, республики. Есть ли отзывы о работе, то какие и от кого получены.



При наличии публикаций оценивается их актуальность, практическая направленность и использование в практике ОУ, района, республики.

По окончании обсуждения выводы и рекомендации членов комиссии, доводятся до библиотекаря.




Логика — это комод, в котором хранится полезная утварь и очень много ненужной. Чарлз Калеб Колтон
ещё >>