Методические рекомендации по «Введению» (7 класс) Поурочные рекомендации по «Введению» Глава Методические рекомендации по разделу «М - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации Предисловие Глава Методические рекомендации... 12 3058.36kb.
Методические рекомендации по дисциплине «Основы корпоративной символики» 1 275.2kb.
Методические рекомендации по решению задач соответствуют разделам... 5 1232.1kb.
Методические рекомендации по введению новых систем оплаты труда работников... 2 434.89kb.
Методические рекомендации по введению новой системы оплаты труда... 1 331.54kb.
Методические рекомендации по решению задач соответствуют разделу... 2 376.99kb.
Методические рекомендации по проектированию и выпуску плакатов по... 3 584.95kb.
Методические рекомендации для преподавателя 88 Общие методические... 14 1898.59kb.
Методические рекомендации по охране водоемов от загрязнения сточными... 1 222.26kb.
Методические рекомендации волгоград 2004 4 701.17kb.
Методические рекомендации/ сост. Лаврова Т. В., Уланова Е. А. 1 103.82kb.
Учебник для вузов Издательство: Питер, 2008 г.; 336 стр 16 4120.81kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические рекомендации по «Введению» (7 класс) Поурочные рекомендации по «Введению» - страница №1/7




А. А. ФАДЕЕВА,
А. В. ЗАСОВ

 

Физика


7•8•9


Книга для учителя



Предисловие

Глава 1. Интеграция естественнонаучных знаний как основа разработки курса физики для общеобразовательной школы

§ 1. Курс естествознания как пропедевтика физического и астрономического образования

§ 2. Методические основы разработки курса физики для общеобразовательной школы

Глава 2. Методические рекомендации по «Введению» (7 класс)

Поурочные рекомендации по «Введению»

Глава 3. Методические рекомендации по разделу «Молекулярная физика. Основы термодинамики» (7 класс)

§ 1. Поурочные рекомендации по теме «Тепловое движение, строение и свойства тел»

§ 2. Поурочные рекомендации по теме «Основы термодинамики»

Глава 4. Методические рекомендации по разделу «Механика» (8 класс)

§ 1. Поурочные рекомендации по теме «Механическое движение»

§ 2. Поурочные рекомендации по теме «Равновесие тел. Давление»

§ 3. Поурочные рекомендации по теме «Механические колебания и волны»

Глава 5. Методические рекомендации по разделам «Электродинамика» и «Атом и атомное ядро» (9 класс)

§ 1. Поурочные рекомендации по теме «Электростатика»

§ 2. Поурочные рекомендации по теме «Постоянный электрический ток»

§ 3. Поурочные рекомендации по теме «Электромагнетизм»

§ 4. Поурочные рекомендации по разделу  «Атом и атомное ядро»



ПРЕДИСЛОВИЕ

      В настоящее время каждой школе предоставлено право самостоятельного выбора образовательных систем, учебных планов, программ, учебно-методического обеспечения. В системе школьного образования усиливается тенденция к интеграции социально-культурных и естественнонаучных оснований формирования целей и содержания образования. Исходная идея ≈ соединение рационально-нормативного подхода к его организации с ориентацией на социально-культурные ценности, отражающие специфику жизнедеятельности в конкретных геополитических, социальных, экологических, экономических, культурных условиях.

      Сложившаяся в Российской Федерации система школьного образования включает значительный объем естественнонаучных знаний, формирование которых осуществляется в процессе изучения отдельных учебных предметов, прежде всего таких, как физика, химия, биология, география, астрономия. Общий объект изучения ≈ природа ≈ остается ╚расчлененной╩ между отдельными учебными предметами. Дифференцированное изучение природы не способствует формированию у школьников целостной картины мира с его единством и многообразием свойств живой и неживой природы; препятствует осуществлению системного подхода в обучении; не позволяет показать единство законов природы, их применяемость к космическим объектам и живым организмам; не способствует пониманию глобальных и региональных экологических проблем; не дает возможности в достаточной мере показать влияние факторов природной среды на живой организм, изложить проблемы происхождения Солнечной системы, эволюцию звезд и Вселенной в целом. Решение любой серьезной проблемы требует изучения природных явлений и процессов с разных сторон, исследования каждого явления с привлечением методов различных наук.

      Выход из создавшейся ситуации видится в разработке новых учебных планов и программ, в ликвидации многопредметности за счет интеграции родственных учебных дисциплин. Интеграция учебных дисциплин не может быть сведена к простому суммированию отдельных учебных курсов. Этот процесс требует существенной переработки структуры и содержания учебных предметов, усиления в них общих идей и теоретических концепций.

      Сложившаяся к середине 80-х гг. система школьного образования включает значительный объем естественнонаучных знаний, которые формируются при изучении таких предметов, как ╚Окружающий мир╩, ╚Природоведение╩, ╚География╩, ╚Биология╩, ╚Химия╩, ╚Физика╩, ╚Астрономия╩. В учебном плане школы предметы этого цикла занимают достойное место. Однако с содержательной и процессуальной стороны выявляется ряд существенных недостатков и нерешенных проблем. В начальной школе из курсов ╚Окружающий мир╩, ╚Природоведение╩ учащиеся узнают о простейших явлениях и процессах, происходящих в природе. На этой основе продолжается географическое и биологическое образование. В области же физических, химических и астрономических знаний происходит разрыв в образовании. К началу изучения физики в 7 классе, химии в 8 классе и астрономии в 11 классе полученные ранее в начальной школе знания стираются. В частности, пик интереса к астрономическим знаниям приходится на 10≈13-летний возраст. Экологическая составляющая естественнонаучного образования вообще не предусмотрена учебным планом школы. При таком подходе к естественнонаучному образованию происходит нарушение ряда общедидактических принципов: систематичности и последовательности, системности знаний, учета возрастных возможностей и интересов учащихся, мотивации к учению. Указанные проблемы являются нарушением принципа непрерывности каждой из составляющей естественнонаучного образования, в том числе физического и астрономического.

      Поскольку преодолеть указанные выше негативные явления с помощью межпредметных связей не удается, то изменить положение может разработка нового подхода к естественнонаучному образованию на основе вертикальной и горизонтальной интеграции научных знаний при учете психолого-физиологических особенностей разных возрастных групп. Это возможно реализовать в рамках новых интегрированных курсов: ╚Окружающий мир╩, ╚Естествознание╩ и ╚Физика╩. В таблице 1 показано место курсов для начальной, основной и средней (полной) школы.

      Таблица 1



Ступени образования и иерархические уровни содержания
образования в общеобразовательной школе


      Систематический курс физики основной школы продолжает формирование, углубление, уточнение и развитие фундаментальных естественнонаучных понятий, изученных в курсе естествознания. Курс физики средней (полной) школы учитывает психолого-физиологические особенности учащихся 16≈17-летнего возраста и полностью опирается на курсы естествознания и физики основной школы. Курс физики средней (полной) школы построен на основе четырех фундаментальных теорий, включающих разделы: механика, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика, квантовая физика. Пропедевтический курс естествознания и систематический курс физики основной и средней (полной) школы должны составлять единое целое. В этом случае будет осуществляться вертикальная интеграция образования, обеспечивающая его внутреннюю согласованность и преемственность.

      Вместе с тем данный учебный курс может использоваться и как самостоятельный предмет с 7 класса. Но при этом необходимо ввести коррекцию при изучении материала, дать более широкое введение (см. главу 1, ╖ 1).

      Авторы считают своим приятным долгом выразить благодарность учителям, проводившим многолетнее экспериментальное исследование и высказавшим много ценных предложений: Н. А. Шевченко, Е. И. Беглецовой (г. Ростов-на-Дону), З. И. Куликовой (пос. Черноголовка Московской области), И. А. Усачевой, А. Е. Александровой, И. В. Виноградовой, М. С. Никифоровой, В. К. Шуваловой, В. В. Хрисановой, А. Г. Овчинниковой, Е. В. Солдатовой, Е. Ю. Першагиной (Москва) и др. Авторы приносят глубокую признательность научным сотрудникам Института общего среднего образования Российской академии образования, поддержавшим идею разработки нового курса физики для основной и средней (полной) школы.

      Поскольку данное методическое пособие ≈ составная часть учебно-методического комплекта, то все ссылки даются на следующие пособия:

      Фадеева А. А. Физика, 7≈11 // Программы общеобразовательных учреждений. ≈ М.: Просвещение, 2000.

      Фадеева А. А., Киселев Д. Ф., Засов А. В., Кононович Э. В. Физика, 7: Учеб. для общеобразоват. учреждений. ≈ М.: Просвещение, 2000.

      Фадеева А. А. Физика, 7: Карточки-задания. ≈ М.: Просвещение, 2000.

      Карточки-задания предназначены для контроля знаний по итогам изучения тем, а также для проверки экспериментальных умений и для устного контроля знаний.

      Распределение времени по урокам является примерным; учитель имеет право использовать резервное время по своему усмотрению.




ГЛАВА 1.

ИНТЕГРАЦИЯ  ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ  ЗНАНИЙ
КАК  ОСНОВА  РАЗРАБОТКИ  КУРСА  ФИЗИКИ
ДЛЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ШКОЛЫ
 




╖ 1. 

КУРС  ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ  КАК  ПРОПЕДЕВТИКА  ФИЗИЧЕСКОГО  И АСТРОНОМИЧЕСКОГО  ОБРАЗОВАНИЯ1

      Целесообразность создания интегрированных курсов вытекает из общих целей образования, воспитания и развития:

      формирование представлений о целостности Вселенной, взаимосвязях и взаимодействиях ее частей, материальных и энергетических преобразованиях во времени и пространстве, месте планеты Земля во Вселенной и разнообразных природных связях; именно идея целостности и неделимости позволяет заложить основы формирования научного мировоззрения и поведения, соответствующего принципам сохранения жизни человека на нашей планете как уникального явления во Вселенной;

      всестороннее развитие личности (формирование научных взглядов на природу, развитие мышления);

      формирование общеучебных, интеллектуальных и экспериментальных умений.

      Поскольку курс ╚Естествознание╩ рассчитан на изучение в 5≈6 или 5≈7 классах основной школы, то это накладывает определенные ограничения на достижение поставленных общих целей. Формируемые в данном учебном предмете знания и умения не являются завершенными. Но они служат основой естественнонаучного миропонимания и создают базу для дальнейшего обучения, воспитания и развития учащихся в процессе изучения конкретных естественнонаучных дисциплин (географии, биологии, физики, химии, астрономии).

      Разработка пропедевтического курса ╚Естествознание╩ позволяет решить ряд проблем:

      ликвидировать существующий разрыв в естественнонаучном образовании;

      способствовать выработке целостного восприятия природы, рассмотрению во взаимосвязи природные явления и процессы;

      осуществлять системный подход в образовании, поскольку учащиеся знакомятся с рядом неорганических и органических систем;

      реализовывать идею гуманизации образования (центральная идея курса ≈ человек как природный организм и как социальное существо), что позволяет: а) рассматривать все тела, явления и процессы на Земле в качестве характеристик биосферы ≈ среды возникновения жизни и человека; б) охарактеризовывать роль человека в процессе познания, преобразования и использования природы;

      давать более раннее представление об организме человека: особенности строения и функции, его рождение и развитие; основные гигиенические требования; сохранение здоровья; соблюдение личной гигиены, режима труда и отдыха; занятия физкультурой и спортом; вредное действие курения, употребления алкоголя и других наркотических веществ;

      обсуждать глобальные и региональные экологические проблемы.

      Естественные науки изучают законы, которые определяют функционирование биосферы как среды обитания человека, помогают понять то, что свойства биосферы не должны нарушаться. Тем самым выявляются педагогические функции естествознания в основном общем образовании: становление научного понимания пределов устойчивости биосферы, что содействует воспитанию глубокого уважения и почтения к истине; стимуляция утонченных форм интеллектуальной деятельности личности; формирование мировоззрения и установок на осознание экологических проблем как грозной реальности ХХ в. и поиск путей их решения.

      Задачи курса ╚Естествознание╩ как учебного предмета: ознакомление с объектами природы, их многообразием и единством, с методами ее познания; формирование взаимосвязанных основных естественнонаучных понятий, общеучебных, интеллектуальных и экспериментальных умений, основ экологических знаний, ценностного отношения к природной среде и человеку, основ гигиенических знаний, интереса к естественнонаучным знаниям.

      В основе отбора содержания учебного материала по курсу ╚Естествознание╩ лежат следующие принципы: научность, генерализацая знаний (объединение учебного материала на основе фундаментальных понятий), целостность (формирование целостной картины мира с его единством и многообразием свойств), преемственность и непрерывность образования (учитывание предшествующей подготовки учащихся), систематичность и доступность (изложение учебного материала в соответствии с логикой науки и уровнем развития школьников), гуманитаризация образования (представление естествознания как элемента общечеловеческой культуры), эволюционность в развитии представлений о дискретном строении вещества.

      Ощущение, познание природы как целостного реального окружения требует в учебном процессе ее осмысленного расчленения на компоненты, объекты. В качестве объектов природы рассматриваются тела живой и неживой природы, вещества. Тела живой природы ≈ организмы ≈ рассматриваются в виде четырех царств: бактерии и сине-зеленые водоросли, животные, грибы и растения. Тела неживой природы делятся на земные и космические (Солнце, звезды, планеты и их спутники, астероиды, кометы, метеориты). Дается классификация веществ: неорганические и органические, простые (металлы и неметаллы) и сложные (оксиды, основания, кислоты, соли, жиры, углеводы, белки). Такой подход позволяет органично вписать человека в систему природных тел. Знания о человеке как природном организме и общественном существе позволяют, с одной стороны, рассмотреть тела, вещества и процессы, происходящие на Земле, в качестве окружающей человека среды, а с другой ≈ охарактеризовать роль человека в процессе познания, преобразования, изучения и использования природы.

      Из всего комплекса современных методов познания природы в курсе естествознания содержатся сведения о некоторых из них: моделировании, наблюдениях, измерениях, экспериментах ≈ и показывается их взаимосвязь; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.

      Содержание курсов естествознания, система заданий и практических работ позволяют:

      сформировать экспериментальные умения (проводить наблюдения явлений и процессов; оформлять результаты наблюдений в виде таблиц; пользоваться измерительными приборами ≈ линейкой, термометром, рычажными весами, динамометром, манометром, мерным стаканом; определять цену деления, верхний и нижний пределы некоторых из них ≈ термометра, динамометра, мензурки);

      сформировать интеллектуальные умения (анализировать и сравнивать, делать выводы и обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, мотивировать оценки и высказывать нравственные, эстетические, экономические суждения о природе).

      Выполняя пропедевтическую роль, курс естествознания содержит системные, а не отрывочные знания. Большое внимание в нем уделяется преемственным связям между классами, интеграции знаний вокруг ведущих идей, определяющих структуру курса и способствующих формированию целостного взгляда на мир.

      Система основных естественнонаучных понятий, изучаемых в курсе естествознания. Картина мира, как мозаичное полотно, слагается из системы понятий и представлений. Курс естествознания вносит значительный вклад в формирование естественнонаучной картины мира в сознании учащихся подросткового возраста. В процессе обучения учитель знакомит учащихся с понятиями, представленными в курсе в определенной системе, где они взаимосвязаны логическими и диалектическими переходами. В курсе естествознания даются первые представления о таких понятиях, как дискретное строение вещества, масса, взаимодействие, сила, энергия, а также рассматривается логика формирования системы знаний о веществах и их превращениях.

      Получаемые учащимися сведения о веществах и их превращениях могут служить первоначальной основой для постепенного осознания идеи о том, что материя и формы ее движения всегда взаимосвязаны, что объекты природы образуют целостные системы, относительно устойчивые, но в то же время динамичные, благодаря тому что структурные частицы веществ взаимодействуют друг с другом. А поскольку эти процессы в природе находятся в состоянии равновесия, то нарушение его приводит к нежелательным результатам. Осознание этой идеи важно для понимания экологических проблем. Так, учащиеся приходят к выводу, что возникновение живых систем ≈ это результат сложных превращений более простых частиц, результат разнообразных взаимодействий веществ.

      Подробная методика введения основных естественнонаучных понятий приведена в методических пособиях2, поэтому остановимся только на краткой их характеристике.

      В курсе естествознания начинается формирование понятия ╚масса╩, оно рассматривается как одно из свойств тел. Тела отличаются не только размером, формой, цветом, но и массой. Для сравнения масс различных тел вводится эталон килограмма ≈ тщательно изготовленный образец в виде цилиндрической гири. Наряду с обозначением массы вводится ее единица измерения (кг, г, мг, т), соотношение между единицами, метод измерения массы ≈ взвешивание тел с помощью рычажных весов.

      Формирование представлений о дискретном строении вещества происходит в несколько этапов. В теме ╚Тела и вещества╩ вводится понятие о частицах, из которых состоят вещества (атомы и молекулы); дается представление о их непрерывном беспорядочном движении; рассматривается диффузия как явление, доказывающее непрерывное хаотическое движение частиц. На примерах, с помощью демонстрационного эксперимента и при выполнении фронтальных лабораторных работ учащиеся убеждаются в том, что диффузия происходит в различных агрегатных состояниях вещества: газообразном, жидком и твердом. Объясняется, что диффузия вещества через полупроницаемую перегородку ≈ óсмос ≈ имеет важное значение в функционировании живых организмов. В частности, плазматическая мембрана клеток обладает избирательной проницаемостью (полупроницаемостью); благодаря этому свойству в клетку поступают и выделяются из нее лишь определенные вещества. Понятие ╚осмос╩ в дальнейшем используется для объяснения процессов питания, дыхания, выделения, обмена веществ на уровне клетки, ткани, организма.

      При изучении живых организмов дается понятие о клетке как структурной единице живого. Вначале рассматривается строение растительной клетки, а в дальнейшем изучается строение животной клетки и ее отличие от растительной, сообщаются сведения о химическом составе клетки, особенностях строения клеток грибов и бактерий, показываются взаимосвязи строения и функции клеток, образующих ткани организма животного или растения. Знания о клетке обогащаются сведениями о некоторых процессах, происходящих в ней: особенности обмена веществ и превращения энергии; его интенсивность в зависимости от изменений в окружающей среде; изменения в клетках, наблюдаемые в состоянии зимнего покоя.

      В теме ╚Электрические и магнитные явления╩ углубляются представления о дискретном строении вещества, поскольку изучается строение атома, состоящего из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженного электронного облака, вводится представление о положительном и отрицательном ионах.

      Вся система знаний о дискретном строении тел и веществ позволяет уже в курсе естествознания сделать важный в методологическом отношении вывод о познаваемости и неисчерпаемости материи.

      При изучении строения атомов и молекул впервые вводится понятие о взаимодействии материальных объектов ≈ об одном из фундаментальных понятий в формировании естественнонаучной картины мира. На основе демонстрационного эксперимента со свинцовыми цилиндрами учащиеся убеждаются в существовании сил притяжения между атомами свинца. В том, что силы притяжения и отталкивания проявляются, учащиеся могут убедиться и при выполнении фронтальной лабораторной работы. При изучении темы ╚Силы в природе╩ в трехлетнем курсе (или темы ╚Механические явления╩ в двухлетнем курсе) обсуждается вопрос о взаимодействии тел с Землей: благодаря действию силы притяжения со стороны Земли все тела, поднятые над ее поверхностью, падают на нее.

      В теме ╚Электрические и магнитные явления╩ учащиеся знакомятся:

      с электризацией тел, существованием двух родов заряженных тел и их взаимодействием ≈ притяжением разноименных зарядов и отталкиванием одноименных;

      с постоянными магнитами и их взаимодействием ≈ притяжением разноименных полюсов и отталкиванием одноименных.

      Первоначальные сведения о силе учащиеся получают из повседневного опыта. Они обычно связывают ее с мускульным усилием. Поэтому уже в курсе естествознания дается научное формирование силы как характеристики действия одного тела на другое, в результате которого меняется скорость тела. Формирование понятия продолжается на нескольких уроках, и учащиеся должны усвоить, что для каждой силы указывается точка приложения, направление и модуль. Кроме того, вводятся обозначение силы, единица ≈ ньютон и способ измерения ≈ динамометр.

      В курсе естествознания рассматриваются силы: сила тяжести, сила упругости, вес тела, сила трения, архимедова сила. Сила тяжести определяется как сила, с которой тела притягиваются к Земле. Сила упругости ≈ сила, возникающая при деформации тела. Вес тела ≈ сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле давит на опору или растягивает подвес. Уже в курсе естествознания обращается внимание учащихся на различие понятий ╚сила тяжести╩ и ╚вес тела╩. Из определений следует, что силы действуют на разные тела: сила тяжести ≈ на само тело, а вес ≈ на подставку (опору) или подвес. Кроме того, они имеют разную природу: сила тяжести ≈ это сила тяготения, а вес ≈ сила упругости. Обращается внимание учащихся на то, что на тела, обладающие массой, действует сила тяжести, не равная нулю; вес же может равняться нулю в состоянии невесомости. В состоянии невесомости на тело действует сила тяжести, но тело не давит на опору и не растягивает подвес. Явление невесомости наблюдается в космическом корабле, движущемся вокруг Земли. При длительном пребывании в невесомости у человека в значительной мере атрофируются мышцы, снижается прочность костей. Для поддержания нормального физического состояния и работоспособности во время подготовки к полету и самого полета космонавты выполняют специальный комплекс упражнений; в их пищу вводят продукты, богатые солями кальция.

      Сила трения ≈ сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого и направленная против движения тела. Обязательный для изучения материал: причины возникновения трения (в частности, наличие неровностей на поверхностях соприкасающихся тел, взаимное притяжение между частицами соприкасающихся поверхностей тел); виды сил трения (трение покоя, трение скольжения, трение качения); способы увеличения и уменьшения силы трения.

      При введении понятия ╚архимедова сила╩ на основе демонстрационного и лабораторного экспериментов доказывается, что на тело в жидкости (или газе) действует выталкивающая сила; показывается ее зависимость от плотности и объема вытесненной жидкости; выясняются условия плавания тел.

      Знания о многообразии сил используются при рассмотрении передвижения живых организмов в воздухе. Учащиеся знакомятся со способами передвижения животных: парением, планированием, машущим полетом. Объясняется, что при парении птицы используют восходящие потоки воздуха, которые образуются в результате его нагревания у земной поверхности. Обращается внимание на приспособления птиц к полету: перьевой покров, крылья, легкий и прочный скелет; раскрывается значение полета в жизни птиц, насекомых. В связи с изучением вопроса о приспособленности живых организмов к передвижению в воде обсуждается роль обтекаемой формы, наличие плавников у рыб, роль слизи.

      С целью формирования представлений о целостности окружающего мира показывается проявление сил в природе, технике и быту. Кроме указанных ранее сведений, отметим, что при изучении силы тяжести рассматривается геотропизм как проявление действия силы тяжести; при изучении силы трения ≈ учитывание, проявление, применение трения; при изучении архимедовой силы ≈ водный транспорт, воздухоплавание (аэростаты).

      В курсе естествознания начинается формирование понятия ╚энергия╩. Поскольку понятия ╚работа╩ и ╚энергия╩ взаимосвязаны, то вначале вводится понятие механической работы. Учащиеся должны усвоить, что наличие приложенной силы и пройденного пути (перемещения) ≈ основные признаки механической работы. Дается формула работы, единица измерения этой величины. Способность тела совершать механическую работу называют механической энергией. Уже в курсе естествознания дается представление о двух видах механической энергии: потенциальной и кинетической. На основе примеров, опытов падения тела, движения тела вверх и вниз по наклонной плоскости учащиеся подводятся к выводу: совершенная работа является мерой изменения энергии при переходе тела из одного состояния в другое.

      В теме ╚Электрические и магнитные явления╩ дается представление о внутренней энергии тела. На примерах иллюстрируется преобразование механической энергии во внутреннюю, обсуждается вопрос о преобразовании одного вида энергии в другой в живых организмах (в частности, при фотосинтезе световая энергия преобразуется в химическую). При изучении темы ╚Световые явления╩ предоставляется возможность обсудить вопрос о преобразовании солнечной энергии в химическую при фотографировании.

      Формирование представлений о целостности природы при изучении разнообразных явлений. В курсе естествознания естественнонаучные знания интегрируются на основе идеи взаимосвязи физических, химических и биологических явлений. Физические и химические знания используются для объяснения сущности явлений живой природы.

      В курсе естествознания изучаются световые, звуковые, тепловые, электрические и магнитные явления.

      В результате изучения темы ╚Световые явления╩ учащиеся получают следующие знания:

      различные источники света (естественные и искусственные);

      закон прямолинейного распространения света и его проявление (образование тени и полутени, солнечных затмений);

      закон отражения света и его применение (проявление): плоское зеркало, перископ;

      проявление и использование явления преломления света в природе, технике, быту (линза, фотоаппарат, глаз как оптическая система);

      разложение белого света в спектр, радуга ≈ результат преломления и разложения белого света в каплях дождя, цвет непрозрачного и прозрачного тела;

      строение и функции глаза человека;

      причины возникновения дефектов зрения (близорукость, дальнозоркость), гигиена зрения (гигиенические нормы и правила сохранения нормального зрения, первая помощь при повреждении глаза);

      особенности зрения насекомых, птиц и зверей; значение света в жизни ночных и дневных животных;

      роль покровительственной и предостерегающей окраски в жизни животных.

      В курсе естествознания учащиеся убеждаются в том, что свет для живых организмов является одним из важнейших условий жизни: помогает ориентироваться в окружающей среде, находить пищу, убежище, брачного партнера, приспосабливаться к изменению факторов природной среды (температуры, освещенности и др.). На примерах показывается приспособленность живых организмов к видению в воде, в темноте, в различное время суток. Тем самым у учащихся формируется взгляд на окружающий мир как на единое целое, где есть место и зеленой эвглене, и дождевому червю, и маленькой бабочке, и человеку.

      В процессе изучения темы ╚Звуковые явления╩ учащиеся убеждаются в том, что звук ≈ источник разнообразной информации: у животных это сигнал об опасности, о направлении поиска корма, места для размножения, средство общения. Голосовой аппарат человека издает уникальные звуки, которые передают мысли человека в форме членораздельной речи. Смех, плач, пение ≈ эмоции человека. Прослушивая с помощью специальных устройств, например медицинского фонендоскопа, звуки в организме, можно получить сведения о работе внутренних органов человека.

      При изучении темы учитель решает следующие учебно-воспитательные задачи:

      знакомит с разнообразием звуков в окружающей среде, с источниками звуков;

      показывает, что звук ≈ источник разнообразной информации, средство общения живых организмов;

      доказывает на опытах, что части звучащего тела колеблются;

      знакомит с характеристикой колебаний (частотой) и ее единицей измерения;

      знакомит с диапазоном звуковых частот, с восприятием различных звуков человеком и животными;

      вводит понятие громкости звука и ее единицу измерения;

      объясняет механизм распространения звука (образование участков сжатия и разрежения среды), процесс распространения звука (наличие источника звука, передающей среды и приемника звука); показывает на опытах различную звукопроводность веществ;

      знакомит с отражением звука, с проявлением этого явления в природе (эхо, звуковая локация животных), с использованием в технике (схема гидролокации);

      показывает различие понятий ╚музыкальный звук╩ и ╚шум╩; знакомит с источниками шума в быту и в окружающей природной среде;

      знакомит со строением органа слуха человека, с гигиеническими условиями, необходимыми для обеспечения нормального состояния органа слуха;

      обращает внимание на источники шума в быту, на производстве, на влияние шума на живой организм, на способы борьбы с шумом (применение на производстве специальных наушников, в быту берушей; ослабление звука за счет использования специальных оконных рам, перекрытий, звукопоглощаюших материалов; изолирование шумных предприятий от жилых районов зелеными насаждениями; снижение громкости звучания радио, магнитофонов и другой бытовой аппаратуры).

      В теме ╚Электрические и магнитные явления╩ основой интеграции естественнонаучных знаний служит физический материал: электризация тел, два рода заряженных тел и их взаимодействие; статическое электричество и его роль на производстве, в быту и медицине; электрический ток и его действие (тепловое, магнитное, химическое); постоянные магниты и их взаимодействие; электромагниты и их применение.

      В структуре двухлетнего курса естествознания выделена тема ╚Тепловые явления╩, в трехлетнем курсе этот материал изучается в 5 классе при изучении сфер Земли (атмосферы, гидросферы, литосферы). Сведения о тепловых явлениях даются с опорой на демонстрационный и лабораторный эксперименты. Основные понятия: нагревание, охлаждение, испарение, конденсация, кипение, плавление, отвердевание. Дается представление об агрегатных состояниях вещества, круговороте воды в природе. Рассматриваются тепловое расширение твердых тел, жидкостей и газов, жидкостный термометр и его градуировка, цена деления и предел измерения прибора. Обращается внимание на особенности теплового расширения воды, на изменение температуры воды с глубиной, на изменение температуры воздуха с высотой, на значение температуры окружающей среды для живых организмов.

      При изучении атмосферы рассматриваются свойства воздуха: упругость и плохая теплопроводность. Изучение гидросферы позволяет обратить внимание на свойства воды: тепловое расширение, упругость, плохая теплопроводность.

      Необходимое условие сохранения окружающей среды в пригодном для жизни человека ≈ изучение превращений вещества, преобразование энергии в природе и учитывание последствий, связанных с воздействием на эти процессы деятельности человека. Общий круговорот веществ складывается из отдельных процессов (круговорот воды, газов, химических элементов), которые не являются полностью обратимыми, так как происходит рассеивание вещества, изменение его состава и т. д. С возникновением жизни на Земле огромную роль в круговороте веществ играют живые организмы (круговорот кислорода, углерода, водорода, кальция и других биогенных элементов). Глобальное, сравнимое с геологическими процессами влияние на круговорот веществ оказывает деятельность человека, в результате которой возникают новые и изменяются сложившиеся в природе пути миграции веществ, появляются новые вещества.

      Вопросам преобразования энергии, превращения и перемещения веществ уделяется большое внимание как в пропедевтическом курсе естествознания, так и в систематическом курсе физики.

      О преобразовании энергии было сказано ранее. В курсе естествознания при изучении тепловых явлений рассматривается круговорот воды на Земле ≈ непрерывный обмен влагой между атмосферой и земной поверхностью, состоящий из процессов испарения, переноса водяного пара в атмосферу, конденсации его в атмосфере, выпадения осадков, стока. Подчеркивается, что в этом едином процессе происходит непрерывный переход воды с земной поверхности в атмосферу и обратно. Позднее рассматривается круговорот углерода, азота, углекислого газа в природе. Изучая вопрос о взаимодействии оболочек Земли, вводятся представления о круговороте веществ. Подчеркивается, что основными элементами, которые участвуют в круговороте веществ, являются водород, кислород, углерод, азот, кальций, калий, кремний, фосфор, сера, железо, цинк, медь и ряд других. Вводятся представления о биологическом круговороте (круговорот веществ в сообществе) ≈ перенос веществ в сообществе от одних организмов к другим. Скорость биологического круговорота зависит от условий окружающей среды и времени года.

      1 См.: Естествознание: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. И. Т. Суравегиной, А. А. Фадеевой. ≈ М.: Просвещение, 1996; Естествознание: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. И. Т. Суравегиной. ≈ М.: Просвещение, 1997; Естествознание: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А. Г. Хрипковой. ≈ М.: Просвещение, 1997; Естествознание: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А. Г. Хрипковой. ≈ М.: Просвещение, 1999; Естествознание: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А. Г. Хрипковой. ≈ М.: Просвещение, 1997.

      2 См.: Методическое пособие к учебнику ╚Естествознание, 5╩: Кн. для учителя / И. Т. Суравегина, А. Н. Воробьев, Р. Г. Иванова и др. ≈ М.: Просвещение, 1997; Методическое пособие к учебнику ╚Естествознание, 6╩: Кн. для учителя / И. Т. Суравегина, Н. Ф. Винокурова, А. Н. Воробьев и др. ≈ М.: Просвещение, 1998; Методика преподавания естествознания в 5≈7 классах общеобразовательных учреждений: Кн. для учителя / Под ред. А. Г. Хрипковой. ≈ М.: Просвещение, 1997.



 2.

МЕТОДИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ  РАЗРАБОТКИ
КУРСА  ФИЗИКИ  ДЛЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ШКОЛЫ

      Концепция курса физики для общеобразовательной школы включает: определение целей и задач курса; раскрытие концептуальных идей курса; формулирование компонентов содержания и структурирование курса.

      Создание интегрированного курса ╚Естествознание╩ потребовало разработки нового подхода к определению содержания физического и астрономического образования как составной части всей системы непрерывного естественнонаучного образования. Физика и астрономия как науки вносят особый вклад в решение общих задач образования и воспитания личности, поскольку вся система знаний о явлениях природы, свойствах пространства и времени, веществе и поле формирует научное миропонимание школьников.

      Общие цели обучения:

      знание основ современных научных теорий (научных фактов, понятий и величин, теоретических моделей, законов, принципов и уравнений, выводов), составляющих ядро содержания физического образования;

      формирование общеучебных, интеллектуальных и экспериментальных умений:

      а) нахождение сходства и различий в тех или иных процессах, явлениях; точное употребление и интерпретирование научных понятий, символов; объяснение явлений или процессов; выдвижение гипотез на основе фактов, наблюдений и экспериментов; обоснование своей точки зрения; использование табличных данных; извлечение информации из различных источников;

      б) использование оборудования, отбор и применение измерительных приборов; определение цены деления и предела измерения измерительного прибора; оценивание погрешности измерения; планирование и выполнение экспериментальных исследований для проверки выдвинутых гипотез; умение делать выводы из результатов эксперимента; оформление результатов эксперимента в виде таблиц, диаграмм, графиков.

      Особенность курса, обеспечивающего интеграцию естественнонаучных знаний, состоит в том, что он позволяет:

      продолжить формирование в представлении школьников целостной картины мира с его единством и многообразием свойств живой и неживой природы;

      показать единство законов природы, применимость законов и теорий физики к различным объектам (от элементарных частиц до далеких галактик);

      рассмотреть различные уровни организации вещества (микроскопический, макроскопический, мегауровень);

      рассмотреть круговорот веществ и преобразование энергии во Вселенной, эволюцию вещества во Вселенной, рождение, развитие и конечные стадии эволюции звезд, Солнца, эволюцию Вселенной в целом и ее стадий;

      рассмотреть не только область технических применений физики, но и связанные с этим экологические проблемы как на Земле, так и в околоземном пространстве;

      рассмотреть человека как физический объект (совершение перемещения, участие в силовых взаимодействиях, подверженность влиянию физических полей разного рода), человека как сложную физическую систему (функционирование ее отдельных систем, взаимодействие с окружающей средой), человека как субъекта познания (наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза, модель, теория ≈ изобретения человека, при помощи которых он изучает и объясняет окружающий мир и себя в этом мире);

      показать влияние на живой организм параметрических загрязнений окружающей среды (тепловое, световое, шумовое, электромагнитное, радиационное, вибрационное);

      обсудить социальные и экономические аспекты охраны окружающей среды (взаимодействие человека с природной средой, атмосфера и человек, недра и человек, водные ресурсы и человек и др.);

      обсудить проблемы происхождения Солнечной системы, уникальности физических условий на Земле для возникновения и развития жизни.

      Курс обеспечивает формирование общеучебных, интеллектуальных и экспериментальных умений учащихся. С целью формирования экспериментальных умений в программе курса предусмотрена система фронтальных лабораторных работ, а в старших классах ≈ лабораторный практикум. Важное значение в курсе придается решению задач, самостоятельному эксперименту, выполнению лабораторных опытов. В программах 7≈11 классов после изучения тем предлагается практикум по решению задач. Он включает систему качественных, расчетных, графических, экспериментальных заданий.

      В основе отбора содержания учебного материала по курсу физики лежат следующие принципы:

      научность (содержание обучения должно знакомить учащихся с объективными научными фактами, понятиями, законами, теориями, способствовать раскрытию современных достижений науки, знакомить с перспективами развития физики, астрономии);

      генерализация знаний (объединение учебного материала на основе научных фактов, фундаментальных понятий и величин, теоретических моделей, законов, уравнений и теорий);

      целостность (формирование целостной картины мира с его единством и многообразием свойств);

      преемственность и непрерывность образования (учитывание предшествующей подготовки учащихся);

      систематичность и доступность (изложение учебного материала в соответствии с логикой науки и уровнем развития учащихся);

      гуманитаризация образования (представление физики и астрономии как элемента общечеловеческой культуры);

      эволюционность в развитии представлений о дискретном строении вещества, в формировании Солнечной системы, звезд, Вселенной;

      экологичность содержания (обсуждение социальных и экономических аспектов охраны окружающей среды; влияние на живой организм факторов природной среды, Вселенной).

      Построение курса ступенчатое, линейно-спиральное (табл. 2), при котором физика изучается в основной и средней (полной) школе. На каждой ступени обучения курс физики логически завершен, при этом учебный материал изучается последовательно на нескольких уровнях с увеличением глубины и широты рассматриваемых вопросов.

      Таблица 2

Структура курса

Класс

Раздел, тема

 

 

 



7―8

Введение
Молекулярная физика
1. Тепловое движение, строение и свойства тел
2. Основы термодинамики
Практикум по решению задач
Обобщающие занятия ╚Человек и окружающая среда╩
Механика
1. Механическое движение
2. Равновесие тел. Давление
3. Механические колебания и волны
Практикум по решению задач
Обобщающие занятия ╚Механика и окружающая среда╩
 


 

 

 



9

Электродинамика
1. Электростатика
2. Постоянный электрический ток
3. Электромагнетизм
Практикум по решению задач
Атом и атомное ядро
Обобщающие занятия ╚Окружающая среда и человек╩
Повторительно-обобщающий раздел за курс основной школы
 


 

 

 



10

Механика
Практикум по решению задач
Молекулярная физика и термодинамика
Практикум по решению задач
Электродинамика
Практикум по решению задач
Природа тел Солнечной системы
Лабораторный практикум
 


 

 

 



11

Электромагнитные колебания и волны. Волновая
оптика и световые кванты
Практикум по решению задач
Атом и атомное ядро
Практикум по решению задач
Солнце, звезды и межзвездная среда.
Вселенная и ее эволюция
Обобщающие занятия
Лабораторный практикум
Повторительно-обобщающий раздел за курс средней (полной) школы
 


      Интеграция естественнонаучных знаний в основной школе обеспечивается:

      систематизацией учебного материала на основе атомно-молекулярного учения о строении вещества (раздел ╚Молекулярная физика╩) и электронной проводимости металлов (раздел ╚Электродинамика╩);

      выделением в каждом разделе фундаментальных понятий (дискретное строение вещества, энергия, сила, взаимодействие и др.), законов (закон сохранения и превращения энергии, закон сохранения импульса, законы Ньютона, закон электромагнитной индукции Фарадея и др.);

      рассмотрением круговорота веществ и преобразования энергии как на Земле, так и в Солнечной системе;

      опорой на основные философские категории (материя ≈ вещество и поле, движение, пространство и время);

      рассмотрением некоторых естественных и измененных деятельностью людей абиотических и биотических факторов, оказывающих влияние на человека;

      показом применимости явлений, законов физики к небесным телам, живым организмам.

      Интеграция естественнонаучных знаний в средней (полной) школе обеспечивается:

      опорой на основные и полярные философские категории, принцип познания ≈ развития;

      показом проявления законов диалектики в физике (закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и обратно, закон отрицания отрицания);

      обобщением материала на основе фундаментальных физических теорий: механики, молекулярной физики и термодинамики, электродинамики, квантовой физики; в каждой теории выделены основание теории (эмпирический базис, эмпирические факты, идеальный объект, система понятий, величин), ядро теории (система принципов, законов, уравнений, законы сохранения, мировые постоянные), выводы теории (объяснение известных явлений, предсказание новых явлений, количественные и качественные выводы);

      рассмотрением параметрических загрязнений окружающей среды и показом их влияния на живые организмы;

      рассмотрением круговорота веществ и преобразования энергии во Вселенной;

      рассмотрением эволюции вещества во Вселенной, рождения, развития и конечных стадий эволюции звезд, Солнца, эволюции Вселенной в целом и ее стадий;

      показом единства физических законов, их применимости к различным объектам (от элементарных частиц до далеких галактик);

      введением вопросов, иллюстрирующих, что физика и астрономия представляют собой элемент общечеловеческой культуры.

      В содержание программ основной и средней (полной) школы включены некоторые вопросы общей астрономии и экологии (табл. 3).

      Таблица 3



Вопросы общей астрономии и экологии
в содержании программ по физике
основной и средней (полной) школы


Класс

Раздел, тема

Вопросы общей
астрономии
 

Вопросы экологии

 

 

7(8)



Введение

Общая картина Вселенной.
Астрономические величины.
Роль измерений в астрономии
 

 

Молекулярная физика

Тепловое движение

Вещество во Вселенной. Состояние вещества на Земле как космическом теле. Газовые шары ≈ звезды. Истечение газа из атмосфер звезд и планет. Образование хвоста кометы. Твердое вещество во Вселенной
 

Значение поверхностного натяжения в природе, технике и быту. Значение испарения в жизни живых организмов, технике и быту.
Значение влажности воздуха

Основы термодинамики

Излучение звезд. Теплообмен на Солнце

Солнечное излучение и жизнь на Земле. Теплообмен организма человека с окружающей средой. Топливо и последствия его сгорания. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Влияние человека на окружающую среду. Космический мусор. Здоровье человека и окружающая среда
 

Механика

Определение широты места по наблюдению Полярной звезды.
Видимые движения звезд, Солнца и планет.
Движение Земли.
Скорости звезд и планет. Сила тяжести на различных планетах Солнечной системы
 

Механика и окружающая среда

 

 

9



Электродинамика Постоянный электрический ток

Магнитное поле Земли и других планет Солнечной системы. Магнитное поле Солнца
 

  

Электромагнетизм

Прозрачность атмосферы для различных длин волн. Электромагнитные излучения из космоса. Основные источники космического излучения в различных диапазонах длин волн. Принцип работы линзового телескопа. Космическая радиосвязь
 

Солнечное излучение и его влияние на живые организмы

Атом и атомное ядро

Космические лучи. Термоядерные реакции ≈ источник энергии Солнца и звезд

Радиоактивное загрязнение. Поглощенная доза излучения и ее биологическое действие. Естественный уровень радиации. Дозиметр. Защита от излучений. Атомная энергетика и экология
 

Окружающая среда и человек

Тепловой баланс Земли

Человек и окружающая среда. Влияние факторов природной среды на человека
 

 

 

10



Механика

Структура и масштабы Солнечной системы. Законы Кеплера. Орбиты планет, комет, астероидов. Траектории движения тел под действием гравитации. Пульсации звезд (цефеид). Исследование строения Земли и планет с использованием сейсмических колебаний
 

Ухо как приемник звуковых волн. Последствия воздействия шума на здоровье человека и живые организмы

Молекулярная физика
и термодинамика

       


Температура звезд и межзвездного газа

Температура и жизнь. Температура и человек. Энтропия и живые организмы
 

Электродинамика

Магнитное поле звезд, планет, межзвездной среды. Движение плазмы в магнитном поле Земли. Понятие вмороженности поля в межпланетный и межзвездный газ. Озоновый слой в атмосфере
 

Электростатическое поле и живые организмы. Магнитное поле и его влияние на живой организм. Вихревое электрическое поле и его влияние на живой организм

 

 

11



Электромагнитные колебания и волны. Волновая оптика
и световые кванты

       


Прозрачность атмосферы для излучений различных длин волн. Космическое радиоизлучение. Радиотелескопы и радиоинтерферометры.

Дифракционный предел качества изображения. Большие телескопы. Возможности наблюдения слабых объектов. Искусственные приемники света и их чувствительность


 

Электромагнитные волны и их влияние на живой организм. Радиоволны и человек

Атом и атомное ядро

 

Спектральный анализ и его применение для изучения окружающей среды
 

      В рамках основной школы вопросы общей астрономии рассматриваются как иллюстрация проявлений явлений природы или законов физики к космическим объектам. В средней школе физический материал является основой для изучения вопросов астрономии. Например, в 10 классе после изучения разделов ╚Механика╩, ╚Молекулярная физика и термодинамика╩, ╚Электродинамика╩ введен раздел ╚Природа тел Солнечной системы╩; в 11 классе после изучения разделов ╚Электромагнитные колебания и волны. Волновая оптика и световые кванты╩, ╚Атом и атомное ядро╩ введены разделы ╚Солнце, звезды и межзвездная среда╩, ╚Вселенная и ее эволюция╩. Такой подход в конструировании программы позволяет впервые в общеобразовательной школе рассмотреть физические процессы на космических объектах и в их системах.

      В курсе физики основной и средней (полной) школы углубляются представления о таких понятиях, как дискретное строение вещества, масса, взаимодействие, сила, энергия. Остановимся на формировании некоторых понятий, их взаимосвязи.

      Развитие знаний о дискретном строении вещества в систематическом курсе физики происходит в несколько этапов. Опираясь на знания о частицах вещества (атомах и молекулах), о непрерывном хаотическом движении и взаимодействии частиц, полученные в курсе ╚Естествознание╩, в разделе ╚Молекулярная физика╩ учащиеся:

      изучают характеристики атомов и молекул (диаметр, масса);

      рассматривают особенности взаимодействия атомов в молекуле (одновременность действия сил притяжения и отталкивания, зависимость действия сил от расстояния между частицами, радиус действия сил, электромагнитная природа сил);

      обсуждают экспериментальные доказательства существования частиц и их непрерывного хаотического движения (броуновское движение), экспериментальное определение скорости теплового движения частиц газа (опыт Штерна).

      Рассмотрение этих вопросов позволяет ввести основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества, которое, в свою очередь, дает возможность изучить агрегатные состояния вещества (газообразное, жидкое, твердое): особенности, основные свойства, применение.

      Изучение различных агрегатных состояний вещества позволяет рассмотреть следующие вопросы интегрированного характера: состояние вещества на Земле как космическом теле, газ ≈ основное состояние вещества во Вселенной, межзвездная пыль, кристаллы в природе (образование горных пород и минералов, кристаллы и жизнь).

      Атомно-молекулярное учение о строении вещества дает возможность объяснить явление диффузии, причину броуновского движения, свойства газов, жидкостей и твердых тел, процессы испарения и конденсации, кипения, плавления и кристаллизации, смачивание и несмачивание. Изучение вопроса об испарении позволяет:

      показать, что это явление объясняет истечение газа из атмосфер звезд и планет, образование хвоста кометы;

      обратить внимание на значение испарения в жизни живых организмов, технике и быту.

      Введение понятий ╚насыщенный╩ и ╚ненасыщенный╩ пар позволяет рассмотреть влажность воздуха и ее значение для живых организмов, для протекания технологических процессов, работы оборудования, а также процесса кипения жидкости (причину роста пузырька с воздухом и насыщенным паром).

      В разделе ╚Электродинамика╩ основной школы продолжается формирование представлений о дискретном строении вещества: вводится понятие электрического заряда, доказывается дискретность электрического заряда, даются характеристики электрона (масса, заряд), изучаются закон Кулона и закон сохранения электрического заряда (формулировка, математическая запись, условия применимости). Введение понятия ╚разность потенциалов╩ позволяет уже в основной школе объяснить причину возникновения электрического тока в металлах.

      В разделе ╚Атом и атомное ядро╩ изучается планетарная модель атома, дается характеристика протона (масса, заряд). Изучение закона сохранения массы и заряда позволяет в рамках основной школы ознакомить учащихся с записью реакций при делении ядер урана, цепной ядерной реакции и термоядерной реакции, а также показать, что термоядерные реакции ≈ источник энергии Солнца и звезд.

      В средней (полной) школе развитие представлений о дискретности строения вещества продолжается. В разделе ╚Электродинамика╩ изучается электрический ток в различных средах (металлы, полупроводники, вакуум, растворы и расплавы электролитов, газы, плазма) по схеме: внешние признаки явления протекания тока; условия, при которых протекает ток; объяснение протекания тока на основе электронной теории проводимости; количественная характеристика явления; примеры применения и учитывания в технике (на практике, в быту). Знание основных свойств плазмы и изучение силы, действующей на заряд (силы Лоренца), позволяет рассмотреть движение плазмы в магнитном поле Земли, ввести представления о радиационном поясе Земли, а также понятие ╚вмороженность поля╩ в межпланетный и межзвездный газ.

      В разделе ╚Электромагнитные колебания и волны. Волновая оптика и световые кванты╩ вводится понятие ╚квант света╩ и изучаются характеристики фотона (скорость, масса, импульс, энергия), а также проводится сравнение основных свойств частиц вещества и частиц электромагнитного поля (фотонов).

      В разделе ╚Атом и атомное ядро╩ изучение планетарной модели атома и квантовых постулатов Бора позволяет рассмотреть механизм излучения и поглощения света атомами (образование спектров испускания и поглощения), применение спектрального анализа для изучения объектов на Земле, в околоземном пространстве, а затем и во Вселенной. Изучение модели атомного ядра позволяет рассмотреть вопрос об открытии нейтрона и его характеристики (масса, заряд). В этом же разделе даются классификация элементарных частиц, их свойства и взаимные превращения. В таблице 4 отражено развитие представлений о дискретном строении вещества в курсе физики основной и средней (полной) школы.

      Таблица 4



Класс

Раздел

Учебный материал

7(8)

Молекулярная физика

Атомы и молекулы, их размер и масса
 

9

Электродинамика

Электрический заряд. Дискретность электрического заряда. Электрон
 

Атом и атомное ядро

Строение атома. Состав ядра атома
 

10

Электродинамика

Электрон, положительный и отрицательный ионы
 

11

Электромагнитные колебания и волны. Волновал оптика и световые кванты
 

Кванты света. Фотон. Энергия и импульс фотона

Атом и атомное ядро

Состав ядра атома. Элементарные частицы и их свойства. Взаимные превращения частиц
 

следующая страница >>



Не выбирай профессию ради денег. Профессию нужно выбирать, как жену, — по любви и из-за денег. Джон Хьюстон
ещё >>