Методические рекомендации по созданию социального проекта. Социальный проект "Человек и учитель с большой буквы" - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по созданию школьных электронных библиотек... 10 919.92kb.
Рекомендации III социального Форума России 2 446.19kb.
Методические рекомендации в рамках российского проекта «читающая... 1 181.34kb.
Методические рекомендации «Памятка для тех, кто пишет проекты» 1 138.53kb.
Методические рекомендации Челябинск 2007 1 150.66kb.
Методические рекомендации по порядку организации работ по созданию 1 97.58kb.
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ 1 52.61kb.
Клуб любителей собак «фортуна» монопородная выставка чихуахуа ранга... 1 55.85kb.
Олимпиада школьников по истории город Лангепас 2011-2012 учебный год 1 38.04kb.
Особенности социального капитала местного самоуправления 1 111.9kb.
Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной... 1 314.96kb.
Аттестационная комиссия №9 по защите дипломных работ академии (сзо) 1 27.63kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические рекомендации по созданию социального проекта. Социальный проект "Человек - страница №1/1

Комитет образования администрации Заводоуковского городского округа

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 1»

(МАОУ «СОШ № 1»)


Создание условий для развития успешной личности через использование метода проекта

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=550610708-62-72&n=21

ноябрь, 2012 г.
Содержание:

1. Метод проектов как технология формирования ключевых компетенций учащихся.
2.Методические рекомендации по созданию социального проекта.

3.Социальный проект "Человек и учитель с большой буквы".

4.Социальный проект "Праздник Пасхи".

5. Проектная работа «Наша дружная семья – школа, мама, папа, я…» ( рукописная книга).
6. ПРОЕКТ «Старейшая школа города Заводоуковска».

1

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ.

В ситуации динамичного социально-экономического развития страны анализ запросов местного сообщества, запроса учащегося и изменившегося заказа государства позволяет выявить потребность в новых результатах образования. Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования.

В основу формирования компетенции личности ложится такой результат образования, как ключевые компетентности, выражающийся в овладении учащимся определенным набором (меню) способов деятельности. Ученик, овладевая каким-либо способом деятельности, получает опыт интеграции различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей и т.д.) и постановки (или присвоения) цели, а значит, происходит осознание процесса управления своей деятельностью. Набор осваиваемых способов деятельности должен быть социально востребованным и позволять учащемуся оказываться адекватным типичным ситуациям. Такой набор является предметом запроса работодателей (и других заказчиков) и может корректироваться в связи с изменением социально-экономической ситуации.

Базовой образовательной технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора».

Метод проектов позволяет наименее ресурсозатратным способом создать natural environment («естественную среду», т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным) для формирования компетентностей учащихся. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности решения проблем (поскольку обязательным условием реализации метода проектов в школе является решение учащимся собственных проблем средствами проекта) а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.

Социальное проектирование – это творческий процесс конструирования системы социальных действий, направленных на преодоление существующих социальных проблем, на позитивные изменения, на развитие социальной ситуации.

Субъектами социального проектирования (т. е. тем, кто осуществляет проектирование) могут быть как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты, специально созданные проектные группы и т. п. Необходимая черта субъекта проектирования - его социальная активность.

С января 2010 года на базе МАОУ "СОШ №1" действует опытно-экспериментальная площадка.



Тема: «Создание условий для развития успешной личности через проектную деятельность на уроке о во внеурочное время».

Цель: Повышение профессиональной компетенции учителей для развития успешной личности.

2

Ожидаемые результаты:

1.Обновление содержания и технологии обучения в условиях нового социального заказа школе.

2.Создание оптимальной организационно-управленческой структуры образовательного учреждения

3.Создание в школе ситуации успеха для развития способностей каждого ученика, условий для творческой самореализации учителя.

4.Повышение квалификации работников образования и просвещение родителей в соответствии с основными направлениями работы школы.
Анализ посещённых уроков говорит о том, что увеличилось количество педагогов, использующих данную технологию в образовательном процессе. В 2009 году использовало 32,6%, в 2011 году 48,4%, 2012 году 50,2% учителей как в учебной так и внеучебной деятельности. Анализ результатов диагностики говорят о повышении профессиональных компетентностей педагогов школы. В 2011 - 2012 учебном году увеличилось количество классных коллективов которые представили социальные проекты на "Дне науки и творчества". В мае 2011 года было представлено 5 социальных проектов, в 2012 году 11 социальных проектов.
Методические рекомендации по созданию социального проекта.

Проект - совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на получение общего результата (продукта).
Типы проектов по способу преобладающей деятельности:


  • Исследовательские

  • Познавательные

  • Творческие

  • Игровые

  • Практико-ориентированные


Этапы проведения проекта:

1.Представление проблемной ситуации:



  • вербально;

  • с помощью видеоряда;

  • с помощью мультимедийных средств.

2. Мозговая атака.

3. Обсуждение.

4. Выдвижение гипотез.

5. Определение типа проекта.

6. Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей.

7. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов.

8.Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием.

9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в творческих мастерских, в медиатеке).

10. Оформление результатов проектной деятельности.

11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия.

12. Выдвижение, прогнозирование новых результатов.


3

Некоторые практические советы по использованию метода учебных проектов:
1.Для использования этого метода учитель должен быть сам в первую очередь творческим человеком, увлеченным своим предметом, иметь хорошие организаторские способности, добрые и открытые отношения с учениками.

2.Нужно уметь работать с большим объемом методической, популярной литературы и обучать этому детей, чтобы там найти ту «изюминку», которая украсит ваш учебный проект.

3.Необходимо владеть методами исследовательской деятельности, чтобы в доступной форме донести их до учащихся.

4.Нужно работать в содружестве с другими учителями школы, использовать межпредметные связи в подготовке учебных проектов.

5.Современному учителю необходимо владеть информационно-коммуникативными технологиями и учить этому детей, так как учебный проект предусматривает презентацию своей деятельности, которую можно представить в виде электронной версии.

6.Необходимо владеть знаниями о современных педагогических технологиях, это повысит эффективность учительского труда.

7.Обязательно повышать свою квалификацию, так как педагогическая наука не стоит на месте, предлагая учителям новые формы и методы работы с учащимися.

Если решиться пойти до конца мучительным путем сомнений, бесчисленных проверок, ошибок и неожиданных озарений, в конце на вершине, как награда, возникнет истина. Чтобы не сбиться с этого пути, нужно не только выбрать направление и овладеть секретами мастерства, инструментами познания, созданными и отточенными усилиями многих поколений, но и воспитать в себе терпение, добросовестность, умение удивляться, умение доверять интуиции и не доверять ей, верить в результат и упорно искать его опровержение, способность пришпоривать и обуздать фантазию.

(А. Мигдал)

"Человек и учитель с большой буквы".

Цель: Творческое описание биографии Ермачковой Нины Александровны, работавшей в Заводоуковской средней общеобразовательной школе №1 учителем математики.

Задачи:

1.Провести беседу с Ермачковой Ниной Александровной для изучения ее биографии;

2.Оформить описания основных этапов жизнедеятельности Ермачковой Нины Александровны в виде сборника;

3.Поместить продукт социального проекта в виде сборника в школьном историческом музее;

4.Выступить с результатами социального проекта перед обучающими МАОУ СОШ №1 города Заводоуковска.

Исследуемая проблема: Ермачкова Нина Александровна ушла на пенсию после работы в МАОУ «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа №1». Нина Александровна является настоящим и верным другом нашего класса, она очень часто приходит к нам в гости на классные часы и различные другие мероприятия, проводит с нами различные

беседы, из которых мы узнали и о том, что она долгое время работала учителем



4

математики в нашей школе. Посещая школьный исторический, музей мы заметили, что в нем нет ни какой информации об этом замечательном человеке, мы решили исправить этот пробел. Для этого мы выполнили описание основных этапов жизнедеятельности Нины Александровны, оформили их в виде сборника, и хотим поместить результаты нашей работы в школьном историческом музее.



Тип проекта: Информационный исследовательский проект.

Методы исследования:

1.Аналитико – синтетический метод;

2.Эвристический метод.
Срок исследования: 2011-2012 учебный год.

dsc06212.jpg

В пятом классе на одном из первых классных часов мы впервые познакомились с Ермачковой Ниной Александровной, она сразу же покорила нас своей интеллигентностью, эрудицией, обаянием и добротой. С тех пор Нина Александровна наш постоянный гость. В беседах с этим интересным человеком мы узнали многое о том, как раньше проходил образовательный процесс в нашей школе, чем занимались ученики, какие дела их интересовали больше всего. Мы задавали и задаем до сих пор Нине Александровне много вопросов, ответы на некоторые из них мы поместили в данном сборнике, который назвали «Человек и Учитель с большой буквы». Про Нину Александровну мы с гордостью говорим: «Наш Ветеран!».



Все мы родом из детства…

В 1939 году 17 апреля в городе Заводоуковске появилась на свет очаровательная девчушка, с милой улыбкой, родители нарекли ее Ниной. Мама этой симпатичной девочки Анастасия Захаровна по образованию медсестра, работала в амбулатории,



5

поликлинике детским фельдшером, последние двадцать лет в Санаторно – лесной школе, люди называли ее «Золотые руки». Папа – Власов Александр Антонович, был офицером Красной Армии, служил в морфлоте во Владивостоке, во время Великой Отечественной войны участвовал в первых боях на Кавказе, в Сталинграде, Анастасия Захаровна очень часто работала вместе с мужем.



c:\users\d899~1\appdata\local\temp\rar.756\каз-12.jpg

На снимке Нина Александровна (слева) с мамой и сестрой.

Период Великой Отечественной войны маленькой Нине запомнился как страшный сон. После освобождения Сталинграда Анастасия Захаровна и Александр Антонович работали в нем в госпитале и им разрешили взять с собой дочку, которая пела песни и рассказывала стихи больным солдатам в землянках, которые и были больничными палатами. Запомнился маленькой девочке и страшный налет вражеского самолета.

В школу Нина пошла уже в родном городе Заводоуковске. Воспоминания о школьной жизни у Нины Александровны самые хорошие, хотя и жили в то время трудно, но никогда не падали духом и мужественно преодолевали все невзгоды. Учащиеся школы много работали, помогали государству в колхозах. Много пели веселых, задорных, лирических песен.

До сих пор у Нины Александровны сохранились хорошие отношения с одноклассниками, всегда с радостью встречается с ними, хотя многие живут в разных городах, с некоторыми она дружит семьями, например с Богдановой Руфиной, Костылевой Галиной, Кусковым Владиславом, Петровой Лилией, Рубцовой Ниной и др.


Понимаешь, мама, я - Учитель!

После окончания школы Нина Александровна поступает в Ишимский педагогический институт на специальность учителя физики и математики и успешно его заканчивает. Неунывающий характер и активная жизненная позиция не позволяют девушке оставаться в стороне от общественной жизни и в годы учебы в институте, где она также приобретает много друзей.

Педагогическая деятельность Нины Александровны началась на Сахалине в поселке Колымка, где она вышла замуж за видного молодого парня Ермачкова Петра. Но сердце Нины Александровны всегда тосковало по родным краям, по родителям, и молодая семья принимает решение переехать в Заводоуковск, где Нина Александровна также продолжает работать учителем математики, физики, информатики и, когда это было

6

необходимо, черчения. Работать педагогу приходилось в основном в старших классах, что накладывало особую ответственность, но Нина Александровна успешно с ней справлялась. Ученики любили свою учительницу за доброту, отзывчивость, терпение, интеллигентность, профессионализм.

Многие ученики Нины Александровны пошли по ее стопам, например, учитель русского языка и литературы нашей школы Твердохлебова (Беляковцева) Людмила Васильевна. Вот, что она вспоминает: «Мы очень любили уроки математики, запомнилось материнское отношение Нины Александровны ко всем своим ученикам. Учительница не только прививала нам любовь к математике, но и самые лучшие человеческие качества, вселяла в нас уверенность в своих силах, помогала избавиться от робости, стеснительности, постоянно подбадривала, замечала все, даже самые незначительные, достижения, успехи. На уроках никогда не было чувства страха не справиться с каким-нибудь заданием. Нина Александровна постоянно говорила: «Глаза боятся, а руки делают!». Если, что-то было не понятно, учительница всегда приходила на помощь. На ее уроках всегда хотелось решать, работать, добиваться поставленной цели. До сих пор очень приятно встречаться с Ниной Александровной, которая поинтересуется о делах, успокоит, согреет душу теплым словом».

Большой плодотворный труд не остался не замеченным и Нине Александровне предложили работу инспектора, методиста по математике в РайОНО, но когда возникла необходимость, по причине нехватки кадров, она с готовностью опять принимается за педагогическую деятельность в своей родной первой школе.

Став опытным педагогом Нина Александровна с готовность приходила на помощь молодым учителям, относилась к ним с особой теплотой и поддержкой, которую она оказала в свое время и нашему классному руководителю Требенковой Людмиле Михайловне, за что та ей очень благодарна.

Семейный очаг.

Работала Нина Александровна всегда с большой отдачей и ответственностью, хотя ей и давалось это не всегда легко, ведь в семье Ермачковых подрастало две дочери, Елена и Ольга и которых Нине Александровне после смерти мужа пришлось поднимать одной. Нина Александровна очень благодарна своей матери за большую помощь в различных неотложных семейных делах.

Дочери многое взяли от родителей, росли трудолюбивыми, усидчивыми, послушными и ответственными, во всем помогали своим родителям, выделялись среди многих, как внутренней, так и внешней красотой. Каждая получила высшее образование. Старшая дочь – Елена Петровна, историк – краевед, кандидат исторических наук, работает в ТГУ заведующей кафедрой общественных наук. Елена Петровна написала несколько книг о родном крае, одна из них – «Летопись земли Заводоуковской». Ольга Петровна живет и работает в городе Тобольске, закончила в Тобольском педагогическом институте факультет иностранных языков, затем институт по туризму в городе Екатеринбурге.
7

c:\users\d899~1\appdata\local\temp\rar.035\100_3749.jpg c:\users\d899~1\appdata\local\temp\rar.129\100_1702.jpg

Дочери подарили Нине Александровне очаровательных внучек Екатерину, Мариам и Анастасию, которые радуют бабушку своими успехами и творческими достижениями. В настоящее время у Нины Александровны подрастает правнук Даниил.



Не стареют душой ветераны!

Нина Александровна всегда молода душой, до сих пор ведет активный образ жизни. Её глаза излучают необыкновенную доброту, а все потому, что она всегда желает людям только добра и всегда готова прийти на помощь, ей незнакомы чувства зависти, злости. Тепло ее слов согревают душу.


Советы Нины Александровны молодому поколению:

  1. Любить себя и всех окружающих людей;

  2. Любить свою большую и малую Родину;

  3. Гордиться подвигами своих соотечественников;

  4. Быть патриотами с добрым сердцем;

  5. Впитывать в себя все самое лучшее;

  6. Уважать труд педагогов, которые учат вечному, доброму , нужному.

Мы желаем Нине Александровне всего самого хорошего, успехов, крепкого здоровья и исполнения всех желаний!

Мы гордимся своим Ветераном – Человеком и Учителем с большой буквы!
Проект выполнен коллективом 8 "А" класса, Требенковой Людмилой Михайловной (классный руководитель).

Праздник Пасхи.

Работа посвящена проведению праздника Пасхи.



Проблема проекта: имея народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Пасхи, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности учащихся прикоснуться к духовно-нравственным основам.

Данный проект является социальным и имеет общественную значимость в связи с тем, что не имеет возрастных ограничений, не требует больших финансовых затрат и осуществляется при участии ученического коллектива и родителей.



8

Актуальность проекта:

Мероприятие общественно – социального характера, направленное на возрождение и распространение народных традиций.



Цель проекта:

Проведение праздника Пасхи



Задачи:

  • Изучить традицию проведения старинного праздника Пасхи.

  • Разработать сценарий праздника Пасхи.

  • Провести праздник, через эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Пасхи

  • Воспитывать уважения к обрядам старины.

Объект исследования: праздник Пасхи

Возможные результаты проекта:

Проведение воспитательного внеклассного мероприятия.


Приобщение учащихся к традиции проведения народного праздника – Пасхи.

Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.



Планирование работы над проектом:

  • Проведение в классе обсуждения идеи проекта, выявление интересующих учащихся вопросов.

  • Распределение учащихся на группы по интересам для выполнения различных видов работ:

-Кулинары для выпекания куличей
-Ведущие праздника
- Затейники для организации игр.

Работа в группах по сбору интересующей информации, ее обработке и поиску недостающей.



  • Выбор формы реализации проекта.

  • Написание сценария по воплощению проекта.

  • Подбор музыкального сопровождения.

  • Организация места проведения праздника.

Содержание проекта:


№ п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственные

1.

Создание рабочей группы из числа учащихся

За 2 недели до проведения мероприятия

Ответственный учитель

3.

Разработка сценария праздника и конкурсной программы

За 2 недели

Ответственный учитель

4.

Определение и подготовка необходимого оборудования и оформление для проведения конкурсной программы

Неделя до мероприятия

Ответственный учитель, учащиеся

5

Оповещение о месте и времени проведения праздника

Неделя до мероприятия

Ответственный учитель, учащиеся

6

Проведение праздничного мероприятия




Ответственный учитель, учащиеся

7

Анализ проведенного мероприятия и анкетирование среди учащихся

Неделя после мероприятия

Учащиеся 8в класса, классный руководитель

Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему

прошлому, которое оказывается, мы знаем поверхностно. К сожалению это очень плохо, что мы стали забывать многие традиции, обряды, праздники - без которых люди раньше не



9

могли обходиться. Если бы мы могли окунуться в прошлое, тогда, когда ещё жили наши прабабушки и прадедушки, и посмотреть, как складывался их уклад жизни, их быт, их традиции - то это было бы не только интересно, но и возможно приобрело бы нравственно - поучительный оттенок в наших глазах.

Пасха – главный христианский праздник, установленный в честь чудесного Воскресения господа нашего Иисуса Христа. С давних времен Пасха отмечается очень торжественно. У этого праздника нет постоянной даты, его отмечают в одно из воскресений в зависимости от лунного календаря с 4 апреля по 8 мая.

 Христианский праздник Пасхи имеет длинную и сложную историю. Праздник Пасхи древнее христианства, но христиане выбрали его как главный праздник своего верования. Как же это случилось?

Иисус Христос родился в Израильском государстве более 2000 лет назад. До 33 лет он рос как обыкновенный мальчик, юноша, стал плотником, помогал отцу. Но в возрасте 33 лет ему встретился Иоанн Предтеча, которого иначе называли Креститель. Легенды о том, что бог пошлет на землю миссию, люди передавали друг другу давно, но именно в Иисусе Иоанн Креститель узнал сына бога. Он крестил Иисуса водой реки Иордан. Но Иисус не поверил ему, и люди наблюдавшие за ними тоже.

Однажды Иисус Христос гулял по окрестностям города, на него снизошло озарение.

Свет лился с неба, звучала божественная музыка, ангелы спустились перед Христом. Они рассказали ему, что он на самом деле родился не от земного человека, а сын бога, и именно ему придется взять на себя все грехи людей и своими страданиями искупить их.

С этого дня Иисус начал проповедовать. Он говорил людям, что надо любить всех людей, и друзей и врагов. Если в мире воцарится мир и любовь, верующие вознесутся на небо и вернутся в рай, из которого были когда то изгнаны. Многим людям хотелось жить в таком мире, они тоже стали проповедовать и называть себя учениками Христа. Учеников становилось все больше и это не понравилось властям. Среди учеников Христа они нашли завистника по имени Иуда, который предал его, выдав стражникам. Местные священники фарисеи предложили Христу выбор: жизнь в обмен на его убеждения. Но Христос не мог отказаться от правды, которой поверило так много людей. Он предпочел смерть. Страстная неделя дает возможность вспомнить те события, которые предшествовали смерти Христа. Во вторник Иисус был предан, до пятницы его мучили, и, наконец, в пятницу Иисус был предан смерти. Его распяли на кресте, который является основным символом Христианства. Смерть на кресте была долгой и мучительной.

После смерти Христа один из его последователей попросил его тело для достойного погребения. Власти разрешили снять Иисуса с креста и положить его в пещеру. Но чтобы его тело не выкрали, вход в пещеру завалили камнем. Они опасались: а вдруг его друзья украдут тело и объявят его воскресшим.

Уже два дня Христос лежал во гробе,

А мир, казалось, все чего-то ждал,

Таинственной казалась вся природа.

Весь воздух как-то трепетно дрожал.

И тишина, стоявшая повсюду,

Казалась неестественной такой.

Чего-то ждали и боялись люди,

Хотя везде и царствовал покой

Притихли люди, что-то не давало

Забыть в те дни случившееся зло.

Был страх пред Тем, которого распяли,

Боялись даже мертвого его.

Они видали чудеса, знаменья

И это вызывало в них сомненье

А вдруг он был и вправду Божий Сын!

Стоит охрана у его могилы,

10

Под пломбой кесарской печати вход.

Но только даже это все бессильно

Держать того, кто жизнь в себе несет.

Ведь у того, чье имя безначальный,

Не может быть какого – то конца.

Поэтому бессильны гроб и стража,

Когда Господь свершает чудеса.

Гробницу осияло на рассвете,

И зазвучала музыка с небес,

И затряслась земля, и в этом свете

Господь воскрес!

Ликует небо! Льются, льются звуки!

Сияет лик воскресшего Христа!

Он к миру простирает свои руки,

Благословляя ими друга и врага!

Тот чудный день Христова воскресенья

Минул давно. Но в череде веков

Несет он драгоценное спасенье

И вечное прощение грехов.

И каждому, в котором есть стремленье

К любви и миру, к правде и добру,

Дает Спаситель тоже воскресенье

Их к царству сопричислив своему.

Идите же, воскресшие, сегодня

Идите, расскажите всей земле

О том, как Иисус воскрес из мертвых,

Как люди воскресают во Христе!

Воскрешение Христа доказало людям то, что он говорил правду в своих проповедях. Все его ученики и все его друзья разнесли эту весть по всем землям.

Как же произошло Воскресение Христа из мёртвых? Одно из свидетельств этого величайшего чуда принадлежит историку Гермидию, официальному историографу Иудеи. В ночь на воскресенье Гермидий лично отправился к гробу, чтобы убедиться, что умерший не может воскреснуть. В слабом свете зари он увидел стражников у двери гроба. Вдруг стало очень светло и над землёй появился человек, как бы сотканный из света. Раздался удар грома, но не на небе, а на земле. Испуганная стража вскочила и тут же упала на землю. Камень, закрывавший вход в пещеру, откатился. Вскоре свет над гробом исчез. Но когда Гермидий приблизился к гробу, тела Погребённого там не оказалось. Врач не верил, что умерший может воскреснуть, но Христос, по его воспоминаниям, «действительно воскрес, и все видели это собственными глазами».

На Пасху принято красить яйца разными красками, но среди разноцветных яиц обязательно должны быть ярко красные. Почему?

По преданию, обычай крашения яиц ведет свою историю с I века по Рождестве Христовом. Одна из учениц Христа, святая Мария Магдалина, с проповедью веры пришла в Рим и, попав во дворец императора Тиберия, стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему что-либо в дар; святая Мария была бедна и принесла в дар правителю Римского государства обычное куриное яйцо. Выслушав её, император не поверил святой и сказал: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо стало красным». И тут же на глазах императора совершилось чудо: яйцо само по себе сменило цвет на красный, свидетельствуя этим истинность Христова Воскресения.

С тех пор христиане стали на Пасху окрашивать яйца и дарить их друг другу со словами пасхального приветствия: «Христос воскреси!».

11

К встрече Пасхи начинают готовиться с понедельника Страстной седмицы: чистят дом, моют окна, стирают бельё, чтобы ничто грязное не омрачало Светлое Христово Воскресение.

В прежние времена женщины во вторник Страстной недели готовили из семян конопляное или льняное «молочко», чтобы потом им поить больных людей.

В среду Страстной седмицы обливают талой водой домашнюю скотину, чтобы уберечь её от дурного глаза и падежа. В городе домашних животных тоже можно с этой целью побрызгать талой водичкой.

В Великий четверг молодые девушки стригли раньше кончики волос, чтобы они лучше росли. В этот день подстригали первый раз младенцев.

С четверга до Светлого Воскресенья пол в домах мести не разрешалось.

В четверг утром пеките куличи, днем красьте яйца, вечером делайте пасху.

Страстная пятница – день особого покаяния и строгого поста. Истинным христианам надо быть в храме. В страстную пятницу происходит очень важная служба.

В субботу освещают куличи, яйца и пасхи.

Раскрашенное яйцо (или писанка) – один из основных атрибутов праздника Пасхи. Курица считалась божественной и жертвенной птицей, она разнообразно представлена в русской народной вышивке. У славян птица наделялась магической силой плодородия. В неменьшей мере почиталось и яйцо. На глазах у изумлённого человека оно превращалось в крохотное трепещущее живое создание. Когда-то, ещё до установления на Руси христианства, наши предки считали яйцо чудодейственным, таинственным, волшебным. Его красили кровью, чтобы сделать более “угодным духам”. Позднее люди верили, что при помощи пасхального яйца можно получить облегчение от всех болезней и напастей. Считали, что яйцо помогает и при тушении пожаров. Но больше всего – в земледельческих работах: стоит только во время пасхального молебна зарыть такое яйцо в зерно и затем выехать с этим же яйцом на посев – и тебе обеспечен прекрасный урожай.

Раскрашенное яйцо символизировало весну, солнце, пробуждение природы. Поздравляя друг друга с весенним праздником Пасхи, люди троекратно целовались, приговаривая: “Христос воскресе! – Во истину воскресе!” и обменивались пасхальными яйцами. Этот обряд назывался христосованием. Обряд христосования перенесён к нам из Греции – это выражение общей радости и всеобщего прощения. Дети ходили “христосовать” на Пасху обычно после заутрени.

Яйца красили в разные цвета, но чаще всего в красный.

Знаете ли вы...

Испокон веков наши предки почитали яйцо как символ жизни, плодородия, святого воскрешения.

На пасхальной утрени русские цари во время обряда христосования раздавали вместе с натуральными — лебедиными, гусиными, утиными, куриными и голубиными — также точеные деревянные и костяные яйца, резные и расписные «золотом и яркими красками в узор или цветными травами, а в травах птицы и звери, и люди» (так писал историк Н. Костомаров). Яйца эти изготовлялись мастерами Оружейной палаты и монахами Троице-Сергиевой лавры. Постепенно пасхальные яйца, не утратив своей обрядовой значимости, превратились в своеобразный дорогой и изысканный подарок. А затем изготовление таких яиц превратилось в особый вид искусства.

В России пасхальные яйца изготовлялись из драгоценных металлов, резной кости, дерева, камня, папье-маше, стекла и фарфора. В кладовых Зимнего дворца имелся постоянный запас пасхальных яиц для императорских детей, для подарков, для выставок.

Подлинную известность и мировую славу шедевров ювелирного искусства снискали пасхальные яйца фирмы «Фаберже». Мастерские фирмы создали пятьдесят шесть уникальных подарочных яиц для российских императоров. Двенадцать яиц было изготовлено для владельца золотых приисков Кельча, для князя Юсупова и для герцогини Мальборо. Каждое яйцо было сделано с невероятным мастерством. Замечательные коллекции пасхальных яиц сохранились во многих российских музеях: Государственном

12

Эрмитаже, музеях московского Кремля, Историческом музее, Музее народного искусства и других.

На Руси было заведено беречь освященное яйцо до следующей Пасхи. Такие яйца не портились. С их помощью снимали порчу и сглаз. Яйцом проводили по хребту скотины, когда выгоняли на пастбище, чтобы она не болела и шерсть у нее была гладкой. С пасхального яйца умывались, гладили им по лицу, чтобы быть красивым и румяным.

Конечно, как всякий большой праздник, Пасха была заполнена различными играми, развлечениями, хождениями в гости. Гуляния молодежи переносились на открытый воздух. Тут тебе и песни поют, и хороводы водят, и удаль свою показывают. На Пасху обязательно устанавливались качели. Существовало поверье, что, качаясь, они землю соединяют с небом, что чем выше качаться, тем больше будет урожай ржи, пшеницы. 

Красная горка на дворе!

Звон колокольный и яйца на блюде

Радостью, душу согрели.

Что лучезарней, скажите мне, люди,

Пасхи в апреле?

Вот так весело и интересно праздновалась пасха на Руси.

На Пасху предполагается особенно обильная и разнообразная трапеза. В доме каждого верующего христианина на праздничном Пасхальном столе присутствуют традиционные блюда, которые несут в себе глубокое символическое содержание. Традиционно, после окончания богослужения верующие разговляются (т.е. прекращают пост) кусочком пасхального кулича, крашеными яйцами и пасхой (приготовляемой обычно из творога).

У пасхального стола нет ограничений.

Его накрывают утром в воскресенье. Основу стола составляют мясные и изысканные рыбные блюда. Стол должен быть хорошо накрыт в течение всей Светлой седмицы.

Состоятельные люди готовили на этой неделе до 40 разных блюд – по числу дней поста. Никаких приглашений в Светлую седмицу не требуется: люди навещают друг друга, христосуются троекратным поцелуем, поздравляют с праздником, угощаются.

Когда вы «чокаетесь» пасхальным яйцом, не забывайте при этом желать друг другу всего доброго, здоровья, удачи.

Пекли плюшки из теста в виде зверюшек, зайчат, жаворонков, петушков. Изображение в печеных изделиях барашка имело и символический характер - это был символ, напоминающий о жертвенной гибели Христа.

Таким же традиционным угощением на пасхальном столе были, и медовые пряники тоже в виде зверей и птиц, покрытые цветной сахарной глазурью. Пасхальный стол был обильным: запекали поросенка или окорок, подавали жареную телятину. Кроме того, на стол выставлялись различные закуски из овощей, курицы и рыбы, всевозможные студни и холодцы, жаркое с грибами, гречневая каша с бараниной, буженина, утка или гусь с медом. Специально к пасхальному столу варились кисели, сбитни, готовились домашние настойки и вина.

Прекрасен праздник Пасхи, прекрасны её обычаи – куличи и крашеные яйца, крестный ход, обычай христосоваться, но более всего прекрасен завет этого дня – любите ближнего. Так будем любить друг друга.

Вывод:

В ходе проекта учащиеся делились на инициативные группы (клубы и мастерские):



1. "Клуб юного исследователя" – изучили вопросы, связанные c историей возникновения праздника Пасхи, подготовили сценарий праздника

2. "Художественная мастерская" – изучили возникновение обычая красить и дарить яйца. Знакомятся и применяют на практике различные способы и приемы крашения яиц

3. "Клуб «Умелые руки»" – изучили, как и какие подарки, поделки можно приготовить на Пасху. Овладевают приемами изготовления различных пасхальных подарков. Выпустили газету, посвященную празднику Пасхи.

13

4. «Клуб «Хозяюшка» знакомились с сервировкой Пасхального стола, предлагают рецепты по приготовлению ритуальных пасхальных блюд. Пробуют себя в роли кондитеров. Изготовили выпечку куличей и пирогов при помощи родителей.


Проект выполнен обучающимися 8 "В" класса, классный руководитель Шестакова Надежда Константиновна.
Проектная работа «Наша дружная семья – школа, мама, папа, я…» (рукописная книга).
h:\фото книга\imgp1134.jpg

h:\фото книга\imgp1151.jpg h:\фото книга\imgp1158.jpg

СЕМЬЯ-это счастье, любовь и удача

СЕМЬЯ-это летом поездки на дачу.
СЕМЬЯ-это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
14

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья-это, друг о друге забота,
СЕМЬЯ-это много домашней работы.

СЕМЬЯ-это то важно.
СЕМЬЯ-это сложно.
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните.
Хочу, чтоб про Вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша СЕМЬЯ!!!
15 мая вся наша планета отмечала Международный день семьи. В 1993 году Генеральная Ассамблея ООН объявила о создании этого дня семьи. В этот день во всём мире друг друга поздравляют самые близкие, любимые и родные люди – члены семьи.

Наша семья 1 «Б» класса зародилась 1 сентября 2011 года. В ней 27 членов семьи. А чтобы узнать про нашу большую семью вам надо прочитать нашу рукописную книгу «Наша дружная семья – школа, мама, папа, я..»

Мы создавали её вместе с нашими родителями и нашей «второй мамой» Ольгой Валентиновной.

Цель создания рукописной книги: познакомить читателей со всеми членами нашей большой и дружной семьёй 1 «Б» класса

средней школы №1.

Задачи:

- оформить книгу своими руками;

- сделать приятный подарок нашим читателям;

- заинтересовать своей работой других ребят.

Методы исследования: сбор информации, беседы с родителями, оформление книги.

Тип проекта: творческий.

Срок проведения: ноябрь 2011 – январь 2012г.

Наша семья имеет свой семейный герб, который имеет овальную форму, в которой заключено слово «семья».

Книга это замок, на страницах которого размещены картины – рисунки каждой члена семьи. Это наши мамы, папы и мы.

На картинах вы не только увидите портреты семьи, но и сможете прочитать о каждой семье.

Семья Шпакович:

Живу на белом свете я,

И со мной моя родня.

Знакомьтесь вот моя семья:

Мама, пап, брат и Я.

Мой старший брат – он ученик,

С братом дружно мы живем

Буквы пишем и поём.

Сумку носит он мою,

Очень я его люблю.

15

Мой папа – строитель

Он строит дом кирпичный

Для строителя привычно.

Работа у мамы важна и сложна

Весь день за компьютером сидя она.

Готовит отчёты, таблицы, буклеты

И все непонятные мне документы.

Бабушек и дедушек очень я люблю

С ними весело время провожу.

В жизни каждого семья

Очень дорога

Нужно дружно вместе жить,

Всех в семье своей любить. (стихотворение собственного сочинения)

Семья Усольцевых:

У меня семья большая:

Две сестрёнки, папа, я.

Две бабули и дедуля

И огромная родня!

Папа с мамой на работе строят дом,

Чтоб уютно было в нём

Мы друг друга уважаем

И чем можем, помогаем

Садим, полем, поливаем.

Урожай весь собираем.

Отдыхать - так всей семьёй

Ездим в город небольшой.

Геленджик нам – он нам родной!

Пять уж раз мы были в нём.

Море – это красота!

Аквапарк – вот это да!

Похудели, загорели

И домой мы полетели,

Хоть в гостях хорошо,

Дома лучше, всё равно!

Наша крепость – это дом!

Нам уютно очень в нём,

А семья главней всего,

Это знаем мы давно!

(стихотворение собственного сочинения)

На картинах есть и высказывания великих людей о семье: «Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается море знаний и курс в этом море прокладывает школа» Алексей Кассиль.

Как и все книги, наша книга имеет выходные данные:

Авторы и художники – это учащиеся 1 «Б» класса, руководитель - Кармацкая Ольга Валентиновна.
16

Книга создана для детей младшего возраста, по материалам уроков «Окружающего мира», в 1 экземпляре, в 2012 году, в городе Заводоуковске.

Книгу долго мы создавали: рисовали фотографии своих семей, красили страницы замка, думали об оформлении нашего замка, а наши мамы нам помогали.

Надеемся, что прочитав нашу книгу вам захочется самим создать свою авторскую книгу, так как «хорошая работа не один век живет».

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром!
c:\documents and settings\учитель\рабочий стол\фото книга\imgp1177.jpg
ПРОЕКТ «Старейшая школа города Заводоуковска».



17

Введение

Учась в школе, мы совершаем открытия, которые ведут нас вперёд. Стремясь в будущее, не стоит забывать и о прошлом. История нашего края богата и людьми, и событиями. Знать о них - наша прямая обязанность. Ещё русский писатель Николай Гаврилович Чернышевский утверждал: «Прогресс основывается на умственном развитии, коренная сторона его прямо и состоит в успехе и развитии знаний.»

Наши предки осознавали важность образования, поэтому способствовали его развитию.

Нас заинтересовала история самой старой школы города Заводоуковска, здание которой ещё сохранилось и находится по адресу: улица Революционная, дом № 73.


Объект: самая старая школа города Заводоуковска.
Предмет: история этой школы.
Цель проекта: изучить историю здания одной из первых школ города Заводоуковска.
Задачи:

1.Собрать информацию по данной теме;

2. Определить этапы становления и развития школы.

3. Найти жителей, которые знают историю этой школы.


Гипотеза: если здание является одной из первых школ города Заводоуковска,

оно может быть отнесено к историческим памятникам.


Методы исследования: сбор материала в городском музее, городской и школьной библиотеке, работа с Интернет ресурсами, беседы с жителями микрорайона.

Практическая значимость: данный материал можно использовать для школьного музея, на уроках истории, на классных часах не только с целью расширения знаний, но и воспитания любви к родной земле.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Изучая литературу, знакомясь с музейными экспонатами, мы установили, что первая школа в городе Заводоуковске была открыта в 1861 году, стояла она возле церкви. В этом году открылись две церковно-приходские школы, которые содержались на средства прихожан в селах Заводоуковском и Боровинском. Точных данных об учителях и учениках того времени не сохранилось, но известно, что в 1862 году в Заводоуковской школе два учителя занимались с тремя мальчиками и одной девочкой. Обучение в церковно-приходской школе не способствовало развитию детей, так как ведущим методом обучения было зубрёжка, дети не понимали того, что они заучивали. Поэтому количество учеников не увеличивалось, а уменьшалось.

Правительство принимает решение о передаче школ ведомству государственного имущества. В 1867 - 1868 в Заводоуковске было образовано сельское приходское училище взамен церковно-приходской школы. Где размещалась эта школа, неизвестно. Вероятно, около церкви, то есть в том же доме, что и предыдущая школа (ныне район ДСУ-3). В то время эта улица носила название Большой.

Вот как выглядела школа в 1875 году по воспоминаниям учеников: «В стенах и на потолке классной комнаты были щели, сквозь которые ветер, проникая с улицы, поселял такой холод в комнате, что заниматься приходилось в шубах, шапках и рукавицах, и при этом необходимо было постоянно греться у печи, а иногда, в особенно сильные морозы, заниматься вместе с учительницей на печи» [3, с. 15] В 1884 году в училище обучалось уже 32 ученика в возрасте от 8 до 13 лет. По два урока в день два раза в неделю им



18

преподавали Закон Божий. При очередной проверке выяснилось, что почти никто из класса не усвоил этого предмета. Законоучитель священник Гусев не уделял должного внимания ученикам, поэтому у них не наблюдалось тяги к знаниям.

Изменения в лучшую сторону произошли в 90-е годы девятнадцатого века.

На смену священникам пришли учителя, имеющие образование. В село приехала работать Елизавета Александровна Лебедева. После неё была назначена Клавдия Гладских, выпускница Тобольской женской Мариинской школы.

В 1895 году Преосвященный Агафангел, епископ Тобольский и Сибирский, посетил Заводоуковское училище и остался доволен познаниями учеников. Жители села были довольны учительницей, которая все силы направила на правильное ведение преподавания. В эти годы в Ялуторовском уезде было открыто 12 подвижных школ, учительница обучала детей в трёх пунктах по два месяца. Количество посещавших такие школы составляло 714 человек. С детьми изучали молитвы, обучали чтению и письму, первым правилам арифметики; в некоторых школах преподавали церковное пение. Эти школы существовали три года как эксперимент. Школы содержались за счёт сборов с крестьян.

В этом же году, в июле, был открыт школьный сельскохозяйственный музей села Заводоуковского, основой которого послужила коллекция, собранная учителем Г.Я.Назаровым. Под музей были отданы две классные комнаты. Он создавался с целью распространения агрономических знаний, проведения опытных земледельческих операций, ведения школьного опытного участка. В августе того же года музей был приглашён на выставку в город Курган, где экспонаты музея были выставлены в отдельной витрине. Мы узнали о талантливом человеке, благодаря которому существовал и развивался первый в губернии сельскохозяйственный музей - это Герман Яковлевич Назаров.

Родился в 1869 году в городе Ветлуга Костромской губернии в мещанской среде. Окончил Красноуфимское реальное училище и посвятил свою жизнь агрономии. К. С. Колмаков, будучи смотрителем школы, пригласил в строящуюся школу учителя со знанием сельского хозяйства, чтобы проводить в крестьянскую массу естественно-исторические знания, историю и географию, преподавать способным мальчикам и всем желающим курс сельского хозяйства. Назаров Г.Я. проводил с детьми и интересующимися крестьянами сельскохозяйственные беседы, привлекал детей к сбору гербариев, а в 1896 году возле школы разбили сад. На содержание и развитие музея местные жители делали благотворительные взносы, но средств было недостаточно. Безразличие губернских властей к просьбам о помощи и недостаточное финансирование привели к закрытию музея после того, как Г.Я.Назаров уволился.

Сохранились воспоминания учительницы Григорьевой Натальи Сергеевны о том, что в 1915 году в Заводе была построена Земская школа (но это спорный факт). Она вела здесь уроки до 1918 года, когда была открыта школа 1 ступени. В период оккупации белогвардейцами школа не работала. После их изгнания, в 1919 году, школа была открыта при одном учителе. Начальная школа с четырёхгодичным обучением просуществовала до 1968 года. Все ученики были переданы средней школе №1.



ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

По воспоминаниям Твердохлебова Вячеслава Александровича, который обучался здесь с 1965 по 1968 год, «в школе преподавали учителя: Иванова Глафира Ивановна, Букина Агния Ефимовна, Тимофеева Александра Сергеевна, Беляева Анна Семёновна. Истопником работала его бабушка, Мямлина Галина Степановна. Школа была маленькая, топили большие печи. В Новый год проводили праздничные утренники: дети наряжались в костюмы, разыгрывали сценки, получали подарки от Деда Мороза. В классах стояли тяжёлые деревянные парты, дети писали ручками с пёрышками, которые обмакивали в чернильницы.


19
После закрытия школы, так как она была непригодна для обучения, здание передали под жилые квартиры учителям, врачам, преподавателям музыкальной школы. Агапова Лидия Ивановна, учитель физкультуры средней школы №1, рассказала нам о том, что она вместе с семьёй жила здесь с 1973 по 1989 год. Как утверждает Лидия Ивановна, после переезда их квартиру и заняли представители религиозной секты, адвентисты седьмого дня. Последняя жительница выехала три года назад, получив квартиру в новом доме.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проведя исследование, мы действительно убедились в том, что литература и фотодокументы подтверждают, что это здание - одно из старейших в городе Заводоуковске, в нём находилась одна из старейших школ, здесь был открыт единственный в области сельскохозяйственный музей. Поэтому данное здание может быть отнесено к историческим памятникам нашего округа.

Наше исследование можно продолжить по следующим направлениям:

1) разыскать учеников этой школы, узнать о роли старейшая школа в их жизни;

2) собрать материал об учителях, которые работали в этой школе;

3) разыскать материалы о судьбе Назарова Г.Я.




Проект выполнен обучающимися 5 "А" класса, классный руководитель - Твердохлебова Людмила Васильевна.
20




Дубина: «А если бы вы знали, какие у меня корни!» Карел Чапек
ещё >>