Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. Ф. 16 3 бфсв: Футбол 050720 «Физическая куль - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 286.33kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 343.48kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 136.64kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 96.64kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 3 408.24kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 83.8kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 44.81kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 8 921.09kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 49.46kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 168.16kb.
Самостоятельная работа по дисциплине «Физическая культура (футбол) 1 222.71kb.
Темы рефератов по физкультуре 1 32.03kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины - страница №1/1



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУВПО МГГУ)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

СТУДЕНТОВ И ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

СД.Ф.16.1.3.5. БФСВ: Футбол

050720 «Физическая культура»

ФУТБОЛ – это спортивная игра, цель которой забить мяч в ворота соперника. Занятия футболом позволяют разносторонне воздействовать на организм человека, улучшают подвижность в суставах, развивают силу, быстроту, выносливость, способствуют формированию широкого круга двигательных умений и навыков, воспитывают волевые качества. Являясь эффективным средством физического воспитания, футбол традиционно популярен среди различных категорий населения. Широкий диапазон вариативности нагрузки позволяет использовать футбол как реабилитационное средство в различных видах общей физической подготовки. Доступность, зрелищность, эффективное воздействие на организм предопределили включение этого вида спорта в систему физического воспитания в различных видах образовательных учреждений.

В структуре высшего образования в сфере физической культуры футбол входит в цикл базовых физкультурно-спортивных дисциплин в соответствии с государственным образовательным стандартом, учебным планом и программой подготовки специалистов по физической культуре.

Цель курса «Футбол» - обеспечить освоение студентами комплекса знаний, умений и навыков для успешного проведения уроков и спортивных мероприятий по данному виду спортивных игр и на этой основе содействовать формированию у студентов целостного представления о профессиональной деятельности педагога по физической культуре.

Основными задачами данного курса являются:

- обеспечить приобретение студентами теоретических сведений об основных этапах возникновения и развития футбола, сущности и основных правилах игры, организации и проведении соревнований, методике обучения и совершенствования технике и тактике игры, методике проведения урочных и внеклассных форм занятий с детьми, видах и методах контроля за технико-тактической и общефизической подготовкой;

- способствовать уверенному овладению основными приемами техники, тактики и методики обучения навыкам игры;

- формировать умения и навыки планирования, организации и проведения уроков физического воспитания с детьми школьного возраста на предметной основе данной спортивной игры, оказания первой медицинской помощи при травмах при выполнении физических упражнений футболиста.

Методические аспекты преподавания курса «Футбол» определяются следующими принципами:



  • принцип систематичности, предусматривающий непрерывность и преемственность процесса обучения, последовательность занятий, средств и методов;

  • принцип личностной заинтересованности и творческой активности, предполагающий стимулирование активности студентов на основе заинтересованности посредством подбора увлекательного материала (средств, методов, организации занятий) для достижения реального результата;

  • принцип доступности и индивидуализации, состоящий в учете особенностей обучаемых и посильности предлагаемых им заданий, а также обеспечения оздоровительного эффекта обучения футболу;

  • принцип адаптированного сбалансирования динамики учебных заданий и формы повышения нагрузок, заключающийся в оптимальном чередовании физической нагрузки и отдыха, регулярном обновлении заданий с общей тенденцией к увеличению нагрузок.

Курс «Футбол» изучается в восьмом семестре. Он представлен следующими видами учебных занятий: лекция, практические занятия, самостоятельная подготовка студентов.

Материал данных методических рекомендаций содержит подробные планы лекционного и практических занятий. Практические занятия предполагают овладение основными приемами техники, тактики и методики обучения навыкам игры, развитие общих и специальных физических качеств, судейство учебных игр.

Задачей настоящих методических рекомендаций является оказание помощи студентам в организации самостоятельной работы при изучении предмета «Футбол». Самостоятельная работа студентов предусматривает конспектирование, составление тестов для оценки технико-тактической и физической подготовленности, подбор и выполнение упражнений, направленных на развитие двигательных способностей и физических качеств, составление конспектов учебно-тренировочных занятий.

Формы отчетности по курсу:



  1. для студентов ОФО – аттестация, которая определяется результатами выполнения тестовых заданий по технической подготовке, степенью активности студентов на практических занятиях;

  2. для студентов ЗФО – зачет, допуск к которому выполнением заданий по самоподготовке, степенью активности студентов на практических занятиях.

I. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Объем дисциплины и виды учебной работы:



Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость

Всего аудит.

ЛК

ПР

/СМ


ЛБ

Сам. работа

050720

«Физическая культура»

(ОФО)


4

8

18

12

2

10

-

6

-

050720

«Физическая культура»



(ЗФО)

4

8

18

6

2

4

-

12

зачет

1.2. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах)

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1 (ОФО)

Вариант 2 (ЗФО)

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа

1.

Футбол как вид спорта и эффективное средство физического воспитания

10

2

8

-

4

4

2

2

-

8

1.1

Содержание игры

2

2

-

-

4

2

2




-

4

1.2

Техника игры

4

-

4

-

-

2

-

2


-

4


1.3

Тактика игры

4

-

4

-

-

2

-

-

2.

Организация и методика проведения занятий по футболу

2

-

2

-

2

2

-

2

-

4

2.1

Методика обучения

технике и тактике игры



2

-

2

-

2

2

-

2

-

4

1.3. Содержание разделов дисциплины

РАЗДЕЛ 1. Футбол как вид спорта и эффективное средство физического воспитания.

Характеристика игры, оборудование для игры и инвентарь. История и развитие игры. Правило соревнований.

Техника игры: владение мячом, передвижения. Удары: ногой и головой. Остановки: ногой, туловищем, головой. Ведение ногой. Финты: уходом, ударом ногой, ударом головой, остановкой ногой, остановкой туловищем, остановкой головой. Отбор: ударом ногой, остановкой ногой, толчком плеча.

Тактика игры: нападения и защиты (индивидуальная, групповая и командная).



РАЗДЕЛ 2. Организация и методика проведения занятий по футболу.

Методика обучения навыкам игры в футбол, организация занятий по футболу. Планирование учебной работы. Оценка уровня подготовленности учащихся. Организация и проведение соревнований. Учебная игра с методикой судейства



1.4. Темы для самостоятельного изучения

№ п\п

Наименование раздела

Тема

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения сам. работы

1.

Футбол как вид спорта и эффективное средство физического воспитания.

1. Содержание игры

2. Правила игры



конспект «История развития футбола в России»

конспект «Правила игры»



4


проверка конспекта

2.

Организация и методика проведения занятий по футболу

1. Методика обучения

2. Оценка уровня учащихся по футболу



конспект «Методика обучения технике и тактике игры»

Составление тестов для учащихся различного возраста



4


проверка конспекта

проведение тестов на учебной группе





II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

2.1. Планы занятий (ОФО)

Раздел 1 Футбол как вид спорта и эффективное средство физического воспитания.

Занятие №1 – лекция - Предмет, задачи и содержание игры

План:

1 Предмет, задачи и содержание игры.

2. История развития игры.

3. Техника и тактика игры.



Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Где впервые зародился футбол?

2. Советские спортсмены на чемпионатах мира и Европы.

3. Российские спортсмены на Чемпионатах мира и Европы.

4. Успехи сильнейших зарубежных спортсменов.

Задания для самостоятельной работы:

1. Изучить:



  • развитие футбола в СССР в довоенный период

  • развитие футбола в СССР в послевоенный период

  • развитие футбола в России в 90 годы 20 века.

Литература

Основная:1, 2,3,4,5

Дополнительная: 3, 5

Занятие № 2 – лабораторное - Правила игры и методика судейства

План:

Правило игры:

1. Оборудование и инвентарь.

2. Участники.

3. Игровой формат.

Игровые действия

1. Удар.

2. Остановка.

3. Ведение.

4. Финты.

5. Отбор.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Требования к инвентарю игрока.

2. Составление положения о соревнованиях.

3. Организация судейства соревнований.

4. Выбор схемы проведения командных соревнований.

Задания для самостоятельной работы:

1. Изучить правила игры футбол.

2. Подготовить сетку проведения соревнований по олимпийской системе.

3. Написать положение о проведении соревнований по футболу.



Литература

Основная:1, 2,3,4,5

Дополнительная 2, 5

Занятие № 3 –практическое - Удары ногой и головой. Остановки ногой, туловищем, головой. Передвижение.

План:

1. Передвижение футболиста.

2. Удары ногой (по катящему мячу, по стоящему и с места, подъемом, полущеткой).

3. Удары головой (с места, в прыжке).

4. Остановки ногой (подошвой, внутренней стороной и внешней стороной стопы, подъемом).

5. Остановка туловищем (грудью, плечом, шеей).

6. Остановка головой.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. В чем отличие удара?

2. Преимущества и недостатки остановки.

3. Чем характеризуются перемещения футболиста?



Задания для самостоятельной работы:

1. Подбор и выполнение упражнений для развития перемещение футболиста.

2. Выполнение подготовительных упражнений с мячом:


  • навыки владельца;

  • упражнения на владение мяча ногами.

Литература

Основная:1, 2,3,4,5

Дополнительная: 2

Занятие № 4 – практическое – Ведение и финты

План:

1. Ведение ногой (подъемом, внутренней стороной стопы, внешней)

2. Финты (уходом, ударом ногой, остановка головой, остановка туловищем)

3. Развитие силовых качеств футболиста.



Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Влияние направления движения мяча при ведении ногой

  2. В какой ситуации нужно принимать финты

Задания для самостоятельной работы:

  1. Овладеть финтом Зидана, финтом Рональдо.

  2. Подбор и выполните упражнений для развития силы.

Литература

Основная:1, 2,3,4,5

Дополнительная: 2,4

Занятие № 5 – практическое – Передача и отбор

План:

  1. Щеткой.

  2. Полущеткой

  3. Подъемом

  4. Сухой лист

  5. Отбор (ударом ногой, останова ногой, толчком плеча)

  6. Развитие ловкости и гибкости

Вопросы для коллективного обсуждения:

  • Недостатки преимущества различных вариантов приема мяча.

  • Выбор варианта передачи мяча.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Освоить технику передачи мяча различными вариантами.

  2. Подбор и выполнение упражнений для развития ловкости и гибкости.

Литература

Основная:1, 2,3,4,5

Дополнительная: 2,4

Занятие № 6 – практическое – Тактика игры

План:

  1. Тактика нападения.

- индивидуальная

- групповая

- командная

2. Тактика защиты

- индивидуальная

- групповая



- командная

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Выбор тактики игры против команды, играющей на пресинге

2. Выбор тактики игры против команды, играющей от защиты

Задания для самостоятельной работы:

1. Практически правильно построить игру

- против атакующей команды

- против оборонительной команды



Литература:

Основная:1, 2,3,4,5

Дополнительная: 1,5

Раздел 2. Организация и методика проведения занятий по футболу

Занятие № 7 – практическое – Методика обучения остановке мяча

План:

  1. Обучение передвижениям

  2. Обучение остановке мяча ногой, головой, туловищем

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Какие средства являются основными при обучении передвижениям?

  2. Какие физические качества необходимо развивать при совершенствовании перемещений?

  3. Предотвращение травматизма при обучении перемещениям

Задания для самостоятельной работы

  1. Выполнить упражнения, способствующих развитию спортивных физических качеств.

  2. Подобрать по 8-10 упражнений для каждого раздела. – подготовки, подводящих упражнений, упражнений по технике.

Литература

Основная:1, 2,5

Дополнительная: 3,4

Занятие № 8 – практическое – Методика обучения ведению и финтам

План

  1. Последовательность обучения

  • подъемом

  • щеткой

  • швидой

  1. Обучение подъемом

  2. Обучение щеткой

  3. Обучение швидой

  4. Подвижные игры как средство обучения ведению и финтам.

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Какие физические качества необходимо развивать при обучении ведению и финтам

  2. Какова последовательность обучения финтам?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Выполнить упражнение, способствующее развитию специальных физических качеств.

  2. Составить картотеку игр.

  3. Подбор упражнений для каждого раздела: подготовки упражнений, подводящих упражнения, по технике.

Литература

Основная:4,5

Дополнительная: 2

Занятие № 9 – практическое – Методика обучения передачам и отбору

План:

  1. Последовательность обучения:

  • передача щеткой

  • передача подъемом

  • передача шведкой (сухой лист)

  • отбор ногой

  1. Обучение передачи щеткой

  2. Обучение передачи подъемом

  3. Подвижные игры как средство обучения передачам и отбору

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Какие физические качества необходимо развивать при обучении передачам и отбору?

  2. Какие методы используются при обучении подачам?

Задания для самостоятельной работы:

  • Выполнить упражнения, способствующих развитию специальных физических качеств футболиста.

  • Выполнение упражнения по технике передач

Литература:

Основная:1, 2,3,4,5

Дополнительная: 3

Занятие № 10 – практическое – Методика обучения тактике игры

План:

  1. Обучение индивидуальной тактики нападения и защиты

  2. Обучение групповой тактики нападения и защиты

  3. Обучение командной тактики нападения и защиты

  4. Оценка уровня тактико-технической подготовленности

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. В чем отличие передвижения тактики защиты и нападения.

  2. Цель оценки уровня подготовки учащихся, занимающихся футболом.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Освоить правило игры

  2. Освоить тактику игры

  3. Записать контрольные требования

Литература

Основная:1, 2,3

Дополнительная: 1

III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

3.1. Планы занятий (ЗФО)

Раздел 1 Футбол как вид спорта и эффективное средство физического воспитания.

Тема 1.1. Содержание игры

План:

1 Предмет, задачи и содержание игры.

2. История развития игры.

3. Техника и тактика игры.



Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Где впервые зародился футбол?

2. Советские спортсмены на чемпионатах мира и Европы.

3. Российские спортсмены на Чемпионатах мира и Европы.

4. Успехи сильнейших зарубежных спортсменов.

Задания для самостоятельной работы:

1. Изучить:

- развитие футбола в СССР в довоенный период.

- развитие футбола в СССР в послевоенный период.

- развитие футбола в России в 90 годы 20 века.

Литература

Основная:1, 2,3,4,5

Дополнительная: 1, 5, 10

Основные положения:

История развития футбола. Родина игры – Англия. 1863 год. 1871 – первый розыгрыш Кубка Англии. 1863год – 1-е правила.

Футбол – спортивная игра с мячом, проводящаяся на поле длиной от 90 до 120 м, шириной 45-90 м. Цель игры в футбол. Общая характеристика футбола как спортивной игры. Современные тенденции развития. Разновидности игры. Игровой формат. Начало игры. Основные определения. Поле для игры в футбол и его оборудование. Инвентарь для игры в футбол. Смена сторон.

Техника и тактика игры. Тактика нападения. Тактика защиты. Основные понятия: средства игры, способы игры, система игры, функции игроков.



Основные понятия: футбол, игровое поле, игровой формат, передвижения, удары, остановки, финты, отбор, вбрасывание, техника вратаря, замена, тактика нападения, тактика защиты, средства игры, способы игры, система игры, функции игроков.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Какая страна считается родиной футбола?

  2. Какие разновидности футбола вы знаете?

  3. Перечислите технические (тактические) приемы игры.

  4. Назовите функции игроков в футболе.

Задания для самостоятельной работы:

1. Конспект вопроса «История развития футбола в СССР и России».

2. Конспект раздела правил «Игра», подготовка к написанию теста по правилам.

Литература:

Основная:1, 2,3,4,5

Дополнительная: 3,4,8



Тема 1.2. Техника игры

План:

  1. Перемещения.

  2. Удары.

  3. Остановки.

  4. Ведение.

  5. Финты.

  6. Передачи и отбор.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. В чем отличие удара?

  2. Преимущества и недостатки остановки.

  3. Чем характеризуются перемещения футболиста?

  4. Влияние направления движения мяча при ведении ногой

  5. В какой ситуации нужно принимать финты

  6. Недостатки преимущества различных вариантов приема мяча.

  7. Выбор варианта передачи мяча.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Выполнение подготовительных и подводящих упражнений по обучению технике игры.

  2. Совершенствование физических качеств, необходимых для овладения техническими приемами игры.

Литература:

Основная:1, 2,3,4,5

Дополнительная: 6,7,8



Тема 1.3. Тактика игры

План:

  1. Тактика нападения (индивидуальные, групповые, командные действия).

  2. Тактика защиты (индивидуальные, групповые, командные действия).

Вопросы для коллективного обсуждения:

    1. Выбор тактики игры против команды, играющей на прессинге

    2. Выбор тактики игры против команды, играющей от защиты

Задания для самостоятельной работы:

  1. Выполнение индивидуальных упражнений по обучению тактике игры

  2. Составление картотеки комбинаций тактики нападения (уметь объяснить суть комбинации).

Литература:

Основная:1, 2,3,4,5

Дополнительная: 6,7,8



Раздел 2 Организация и методика проведения занятий по футболу

Тема 2.1. Методика обучения технике и тактике игры

План:

  1. Методика обучения технике игры.

  2. Методика обучения тактике игры.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Какова основная задача учителя физической культуры при обучении технике игры?

  2. Сколько времени от урока (в %) должна занимать игра?

  3. Что может повысить плотность занятия?

  4. Какие средства являются основными при обучении техническим приемам в волейболе?

  5. Какие методы используются при обучении техническим приемам в футболе?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Составление конспектов по методикам обучения технике игры.

Литература:

Основная:1, 2,3,4,5 Дополнительная: 5,6,7,11

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Литература по курсу «Футбол»

Основная:

  1. Годик, М. А. Физическая подготовка футболистов / М. А. Годик; худ. Е. С. Пермяков. - М. : Терра-Спорт, 2006 ; Олимпия Пресс. - 272 с. : ил., табл.

  2. Кузнецов, А. А. Футбол. Настольная книга детского тренера. II этап (11-12 лет) : орг.-метод. структура учеб.-тренир. процесса в футбол. шк. [Текст]: учеб.-метод. пособие / А. А.Кузнецов ; Регион. обществ. орг. "Об-ние отечеств. тренеров по футболу". - М. : Олимпия, 2008 ; Человек. - 203 с. : ил.

  3. Кузнецов, А. А. Футбол. Настольная книга детского тренера. III этап (13-15 лет) : орг.-метод. структура учеб.-тренир. процесса в футбол. шк. [Текст]: учеб.-метод. пособие / А. А.Кузнецов ; Регион. обществ. орг. "Об-ние отечеств. тренеров по футболу". - М. : Олимпия, 2008 ; Человек. - 311 с. : ил., табл.

  4. Кузнецов, А. А. Футбол. Настольная книга детского тренера. II этап (16-17 лет) : орг.-метод. структура учеб.-тренир. процесса в футбол. шк. [Текст] : учеб.-метод. пособие / А. А.Кузнецов ; Регион. обществ. орг. "Об-ние отечеств. тренеров по футболу". - М. : Олимпия, 2008 ; Человек. - 166 с. : ил., табл.

  5. Кук, М. 101 упражнение для юных футболистов : возраст 7-11 лет [Текст] : / М. Кук ; пер. с англ. Л. Захаровича. - М. : АСТ, 2005 ; Астрель. - 128 с. : ил.

  6. Петухов, А. В. Футбол. Формирование основ индивидуального технико-тактического мастерства юных футболистов : проблемы и пути решения [Текст] : монография / А. В. Петухов - М. : Советский спорт, 2006. - 230, [1] с.

  7. Спортивные игры и методика преподавания [Текст] : учебник для пед. факультетов ин-тов физ. культуры / под общ. ред. Ю. И. Портных. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 318 с. : ил.

  8. Спортивные игры. Техника, тактика обучения [Текст] : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Железняк Ю. Д., Портнов Ю. М., Савин В. П., Лексаков А. В. ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. - М. : Академия, 2001. - 520 с.

  9. Спортивные игры : совершенствование спортивного мастерства [Текст] : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 033100 - Физическая культура / под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 396, [1] с.

  10. Спортивные игры [Текст] : учеб. пособие для вузов, кроме ин-тов физ. культуры / под общ. ред. Ю. Н. Клещева. - М. : Высшая школа, 1980. - 143 с. : ил.

  11. Футбол : правила игры [Текст] : июль 2003 года / Междунар. Федерация футбол. ассоциаций, Рос. футбол. союз ; / под. общ. ред. В. Радионова, пер. К. Кравченко, Л. Зарохович. - М. : Терра-Спорт, 2004. - 71 с. : ил.

Дополнительная:

  1. Аникин, А. И. Уроки футбола в школе : 1-4 классы [Текст] : / А. И. Аникин, Б. И. Туркунов // Физическая культура в школе. - 2005. - №4. - С. 27 - 29.

  2. Волошина, Л. Играем в футбол [Текст] : / Волошина Л., Тиунова Г.
    // Дошкольное воспитание. - 2005. - №6. - С. 46-52.

  3. Веревкин, М. П. Мини-футбол в школе [Текст] : / М. П. Веревкин - М. : СпортАкадемПресс, 2004. - 100 с.

  4. Единая Всероссийская спортивная классификация. Футбол [Текст] : // Физическая культура в школе. - 2003. - №4. - С. 74 - 76.

  5. Зайцев, А. А. В футбол играют школьницы I-III классов [Текст] : / А. А.Зайцев
    // Физическая культура в школе. - 2005. - №2. - С. 16 - 22.

  6. Предигер, А. В. В команде с чемпионом : спортивная программа [Текст] : / А. В. Предигер // Начальная школа. - 2008. - № 8. - С. 62-64.

  7. Рудаков, А. В. Роль логики научного исследования в сравнении факторов "надежности" и "стабильности" в процессе педагогического мониторинга становления футбольной команды как субъекта спортивно-игровой деятельности [Текст] : / А. В.Рудаков // Гуманизация образования. - 2009. - № 1. - С. 136-140.

  8. Футбол [Текст] : - М. : Советский спорт, 2003. - 72 с.

  9. Харланчук, Н. Н. Футбол на уроках [Текст] : / Н. Н. Харланчук // Физическая культура в школе. - 2009. - № 6. - С. 20-21.

  10. Харланчук, Н. Н. Футбол на уроках [Текст] : / Н. Н.Харланчук // Физическая культура в школе. - 2011. - № 6. - С. 19-22.

  11. Шамонин, А. В. Развитие специальной гибкости на занятиях футболом [Текст] : / А. В. Шамонин // Начальная школа. - 2008. - № 1. - С. 75-81.

Приложение 2

Примерный перечень вопросов к зачету (для студентов ЗФО)

  1. Содержание игры

  2. История развития игры

  3. Техника и тактика игры

  4. Правило игры

  5. Игровые действия

  6. Судьи их обязанности

  7. Передвижение футболиста

  8. Удары ногой

  9. Удары головой

  10. Остановки ногой

  11. Остановка туловищем

  12. Остановка головой

  13. Ведение ногой

  14. Финты

  15. Развитие силовых качеств футболиста

  16. Передачи

  17. Отбор

  18. Тактика нападения

  19. Тактика защиты

  20. Обучение передвижением

  21. Обучение остановки мяча ногой, головой, туловищем

  22. Последовательность обучения ведению

  23. Последовательность обучения финтом

  24. Подвижные игры как средство обучения ведению и финтом

  25. Последовательность обучения передачам и отбору

  26. Подвижные игры как средство обучения передачам и отбору

  27. Обучение индивидуальной тактики нападения и защиты

  28. Обучение группой тактики нападения и защиты

  29. Обучение командной тактики нападения и защиты

  30. Оценка уровня тактико-технической подготовленности



Приложение 3

Контрольные задания для студентов заочной формы обучения

Вариант №1

1. Какой минимальный размер игрового поля?

2. Врачебный контроль и самоконтроль при занятиях футболом.

3. Применение нестандартного оборудования на занятиях футболом.



Вариант №2

  1. Размер ворот.

  2. История развития футбола в России.

  3. Максимальное количество членов в команде.

Вариант №3

  1. Линии футбольного поля.

  2. Характеристика техники игры в футбол.

  3. Применение круговой тренировки в развитии СФП футболистов.

Вариант №4

  1. Перечислите зоны футбольного поля.

  2. Характеристика тактики игры в футбол.

  3. Условия выполнения пенальти.

Вариант №5

  1. Замены в игре (количество, правила).

  2. Удаления.

  3. Дайте определение удара.

Вариант №6

  1. История возникновения футбола.

  2. Перечислите индивидуальные тактические действия в футболе.

  3. Назовите методы обучения двигательным действиям в футболе.

Приложение 4

Примерная тематика рефератов

  1. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль при занятиях футболом.

  2. История развития волейбола в России.

  3. Нестандартное оборудование на занятиях футболом.

  4. Характеристика техники игры в футбол.

  5. Характеристика тактики игры в футбол.

  6. Краткая характеристика участия советских футболистов в международных соревнованиях (с 1995 по 2008 г.г.).

  7. Мини – футбол. Организация и проведение.

  8. Планирование физического воспитания учащихся (на примере 5-8 кл. или 9-11 кл.) общеобразовательной школы, основанной на одном из видов спорта (футбол).

  9. Круговая тренировка и ее применение в развитии СФП футболистов (на примере школьной секции или группы ДЮСШ).

  10. Роль подвижных игр в обучении технике и тактике футбола у учащихся общеобразовательных школ.

  11. Развитие физических качеств (на примере одного качества) средствами футбола на уроках физкультуры.

  12. Методика начального обучения детей младшего школьного возраста. («Школа мяча»).

  13. Самостоятельные занятия детей в процессе обучения футболу.

  14. Применение нестандартного оборудования и инвентаря на уроках физического воспитания по футболу.

  15. Методические приемы при обучении тактике футбола (передачи мяча, удары, остановки мяча) – на примере одного класса или группы ДЮСШ.

Приложение 5

Методические указания по выполнению рефератов по курсу «Футбол»

Рефераты в системе физкультурно-педагогического образования являются одной из форм проверки знаний студентов.

Перед написанием реферата, прежде всего, необходимо ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы, затем прочитать один раз основные источники по теме и приступить к составления плана изложения.

На втором этапе необходимо законспектировать и проанализировать основные положения работы, а затем приступить к изложению своими словами содержания реферата, придерживаясь последовательности в изложении материала, в соответствии с планом. При необходимости можно приводить цитаты, взятые в кавычки, например (1, С.53). Списывание текста из источника категорически воспрещается, так же как не допускается своими словами пересказ одного лишь учебника или учебного пособия.

Реферат должен быть соответствующе оформлен, составлять не более 8-10 страниц рукописного текста и отражать существенные ключевые моменты темы.

Структура реферата:


  1. титульный лист – без нумерации;

  2. план;

  3. введение – с краткой аннотацией выполненной работы;

  4. анализ изучаемой темы по рекомендуемому перечню содержания рефератов с заключением по обзору литературных источников;

  5. выводы – по существу выполненной работы;

  6. библиография – перечень литературы, используемой для написания текста реферата (в алфавитном порядке) - 5-7 источников.

Критерии оценок реферата

Оценка «зачтено» ставится, если в реферате:

  • правильно сформулированы цели и задачи;

  • достаточно полно подобрана и проанализирована изучаемая литература;

  • сделаны аргументированные выводы, вытекающие из содержания работы;

  • правильно составлен план, охватывающие основные вопросы тем;

  • грамотно использованы цитаты, точно указаны источники;

  • изложение ведется по плану;

  • работа написана литературным языком, грамотно оформлена.

Оценка «не зачтено» ставится, если в реферате имеются следующие существенные недостатки:

  • отсутствует ясная постановка конкретных целей и задач;

  • недостаточно полно подобран материал или пересказано содержание учебника, лекции;

  • недостаточно систематизирована, проанализирована и обобщена основная литература;

  • отсутствуют выводы или они не соответствуют целям и задачам работы;

  • изложение не соответствует плану;

  • слабо аргументировано применение цитат или работа перегружена ими.

Образец оформления титульного листа реферата

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУВПО МГГУ

РЕФЕРАТ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ

ПО ФУТБОЛУ

Выполнил (а): студент (ка)

ФК-4 Петров А.Н.

Проверил:

Иванов И.Р., к.п.н., доцент

Мурманск


2013

Приложение 6

Словарь терминов (глоссарий)



Понятия

Содержание

Тема №1: Техника игры

1.

АЖФР

Ассоциация женского футбола России

2.

АКФЛ

Ассоциация клубов любителей футбола России

3.

АФИ

Ассоциация футбола инвалидов России

4.

ВФС

Всероссийский футбольный союз – высший футбольный орган Российской империи (1912 г.)

5.

Бросок мяча

технический прием, выполняемый игроком или вратарем, для более точного введения мяча в игру.

6.

Вбрасывание мяча

единственный технический прием, выполняемый полевыми игроками руками.

7.

Ловля мяча

основное средство игры вратаря.

8.

Отбор мяча в выпаде

позволяет опередить соперника и провести отбор на расстоянии 1,5-2 м. Способ применяется при попытке соперника обойти игрока справа или слева. Быстрым перемещением в сторону мяча осуществляется выпад. Его ширина зависит от расстояния до мяча. Труднодостигаемые мячи отбираются в полушпагате и шпагате. При отборе в выпаде применяют «удар» и «остановку». В первом случае мяч выбивается из-под ног соперника преимущественно носком. При использовании «остановки» стопа располагается на пути движения мяча и не дает возможности протолкнуть мяч по ходу движения.

9.

Отбор мяча в подкате

позволяет овладеть мячом, который находится на значительном расстоянии - более 2 м от игрока. Отбор осуществляется преимущественно сзади или сбоку.

10.

Отбор толчком плеча

должен выполняться в соответствии с правилами игры. Игрока, владеющего мячом, разрешается толкать на игровом расстояния плечом и только в плечо. Толчок осуществляется только с целью овладения мячом и не должен носить грубого и опасного характера. Для более успешного использования данного приема толчок плечом нужно выполнять в момент, когда противник находится в одноопорном (на дальней ноге) положении.

11.

Технические приемы

средства ведения игры.

12.

Техника футбола

совокупность специальных приемов, используемых в игре в различных сочетаниях для достижения поставленной цели.

13.

Финт

технический прием, позволяющий преодолеть сопротивление соперника и создать условия для дальнейшего ведения игры.

14.

Финт «уходом»

технический прием, выполняемый различными способами, основан на принципе неожиданного и быстрого изменения направления движения.

15.

Футбольное поле

площадка, оборудованная для игры в футбол, имеющая форму прямоугольника.

16.

Футбольные ворота

Две вертикальные стойки, соединенные вертикальной перекладиной, являющиеся местом, куда загоняют мяч во время игры в футбол.

17.

Удары по мячу

основное средство ведения игры. Выполняют их ногой и головой различными способами, имеющими свои разновидности.

18.

«Уход» выпадом.

При атаке соперника спереди игрок, ведущий мяч, показывает своими движениями, что он намерен обойти слева или справа.

19.

«Уход» с переносом ноги через мяч

применяется преимущественно при атаке сзади. Игрок, владеющий мячом подготовительными действиями показывает, что намерен уйти в сторону (например, влево). Он поворачивает туловище налево, переносит правую ногу скрестно через мяч и делает выпад влево. Противник, атакующий сзади, не видит мяча и реагирует на это движение и также делает выпад влево. В этот момент игрок с мячом быстро поворачивается направо, посылает мяч внешней частью подъема вперед, и затем следуют дальнейшие действия согласно игровой ситуации.

Тема №2: Тактика игры

24.

Борьба за мяч

действия спортсмена на поле, позволяющие ему сохранить мяч в единоборстве с игроками соперника. Ведется вверху и внизу. Основными способами борьбы за мяч являются — игра на перехвате (опережение), жесткий стык, оттеснение корпусом соперника, подкат и т. д.

25.

Бразильская система игры

система игры в футбол, введенная бразильскими тренерами Феола и Загалло, основным принципом которой является смена темпа и ритма атаки с медленного на быстрый.

26.

Игроки в футбол

две команды — участницы матча, с числом игроков в каждой не более одиннадцати, включая вратаря. Матч не может начинаться, если в состав любой из команд входит не менее семи игроков.

27.

Игроки нападения


футболисты команды, настроенные на атаку с целью забить мяч в ворота соперников. Располагаются к воротам соперника ближе, чем другие игроки своей команды. Классифицируются на крайних нападающих (правый и левый), центральных. Существуют английские аналоги названия нападающий — форвард, инсайд.

28.

Игроки обороны

футболисты команды, игровая деятельность которых направлена, в основном, на защиту ворот. Игроки обороны или защитники подразделяются на крайних и центральных. В зависимости от принципов построения обороны (зонный, персональный или смешанный) игроки могут располагаться в линию или со свободным защитником

29.

Индивидуальная подготовка

целенаправленная индивидуальная тренировка игрока с учетом его функциональных обязанностей на поле, с развитием сильных и устранением слабых сторон.

30.

Индивидуальные тактические действия

Действия игроков, направленные на наиболее целесообразное применение технических приемов в процессе игры в зависимости от складывающейся обстановки

31.

Коллективные тактические действия

Средство осуществления общего тактического плана ведения игры, который включает в себя и ряд тактических комбинаций, направленных на совместное решение общих и частных задач игры

32.

Основные составляющие в игре команды

Высокие скоростно-силовые качества, понимание игры, хорошая техника.

33.

Отступление как прием действенной защиты и форсированной контратаки

организованное отступление защитников к своим воротам в расчете на то, что игроки нападения противника, следуя за ними, сузят фронт атаки и этим облегчат защиту.

34.

Подстраховка футболистов

действия игроков, заключающиеся в том, что защитники приходят друг другу на помощь в опасных случаях, когда противник владеет мячом и организует атаку.

35.

Прессинг

ограничение времен, свободного места, имеющихся у атакующего игрока, для выполнения действия с мячом.

36.

Разбор игроков

перекрытие сопернику пути своим воротам, удержание в поле зрения мяча и игроков соперника в процессе игровой деятельности на поле, расположение на расстоянии короткого паса от опекаемого игрока.

37.

Смещение защитников

смещение одного из защитников с того места, которое он охраняет, и, таким образом, обнажение участка поля, через который может пройти игрок или с которого удобно атаковать ворота.

38.

Специализация игроков

закрепление игроков на определенных местах в команде.

39.

Тактика игры

решение частных задач, возникающих в каждом отдельном матче и при подготовке к нему, правильно выбранными приемами, позволяющими выполнить задуманное; производное технического мастерства, физической подготовки и других факторов; наиболее широкая, богатая и подвижная часть стратегии футбола; планомерная, разумная игра, цель которой — достижение наилучшего результата в данных условиях; организация индивидуальных и коллективных действий игроков, направленных на достижение победы над соперником — взаимодействие футболистов команды по определенному плану, позволяющему успешно вести борьбу с соперником.

40.

Функции игроков

деятельность, обязанность игроков в футболе.

41.

Ширина фронта тактических действий

Вся ширина футбольного поля, занимая которую игроки нападения находятся на расстоянии 10-12 м друг от друга и заставляют игроков защиты располагаться примерно так же.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………........3

I. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………….5

II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ……………………...7

III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ………………12

IV. ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………….15



  1. Литература по курсу «Футбол» ……………….........................................................15

  2. Примерный перечень вопросов к зачету (для студентов ЗФО)…………………..16

  3. Контрольные задания для студентов заочной формы обучения ……………………17

  4. Примерная тематика рефератов ……………………………………………………..17

  5. Методические указания по выполнению рефератов по курсу «Футбол»………...18

  6. Словарь терминов (глоссарий)………………………………………………………20








Даже самая красивая девушка в мире не может дать больше того, что у нее есть. Французская пословица
ещё >>