Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины фтд «Радиожурналистика» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 136.64kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 3 408.24kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 83.8kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 44.81kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 372.59kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 49.46kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 286.33kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 8 921.09kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 343.48kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 168.16kb.
Методические рекомендации для преподавателя 88 Общие методические... 14 1898.59kb.
Доц. Ильичева В. И 1 81.92kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины - страница №1/1

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины ФТД.6. «Радиожурналистика»
1. Цели и задачи дисциплины

Цель курса – сформировать отчётливое представление у студентов о радио как средстве массовой информации, о лучших традициях и особенностях радиовещания; рассмотреть основные технологии, применяющиеся в радиовещании.

Особое внимание в рамках данного курса уделяется современному положению дел и перспективам развития технологий сбора, обработки и передачи информации в эфир.



Задачи курса:

  • сформировать профессиональную компетентность будущего специалиста в области радиовещания;

  • развить у студентов стремление к самосовершенствованию и постоянному повышению уровня знаний в области производства радиокоммуникационной продукции;

  • воспитать у студентов чувство ответственности;

  • развить навыки анализа и интерпретации радиоинформации.


2. Структура курса (содержание разделов дисциплины)

Раздел 1. Теоретические основы радиокоммуникации

Тема №1. Становление радиовещания.

Изобретение радио. История становления отечественного радиовещания. Радио в СССР. Радиовещание в России в период с 1984 по 1991 гг. Развитие радио в России 1991 – 2010 гг. Современное отечественное и зарубежное радиовещание. Интернет-радио.



Тема №2. Радио как средство коммуникации.

Место радио в системе коммуникации. Социологические основы радиовещания. Радиоаудитория. Этические и эстетические основы радиовещания. Функциональная составляющая радиовещания.



Тема №3. Выразительные средства радиожурналистики.

Формообразующие средства радиожурналистики (речь, музыка, шумы). Технические (стилеобразующие) выразительные средства радиожурналистики (монтаж, реверберация, голосовой грим). Радиосценарий. Художественный язык радио: радио как искусство.



Тема №4. Радиожанры.

Понятие о радиожанре. Информационные жанры (выпуски новостей, радиорепортажи, радиосообщения), информационно-аналитические программы (радиообзоры, интервью), информационно-музыкальные программы, информационно-развлекательные и информационно-рекламные передачи.

Аналитические жанры радиожурналистики (радиокорреспонденция, радиокомментарий, беседа, радиообозрение, радиодискуссия, журналистское расследование).

Документально-художественные жанры (радиоочерк, радиорассказ, радиофельетон, радиокомпозиция).


Раздел 2. Технологические основы радиовещания

Тема №5. Особенности работы радиожурналиста.

Предварительная подготовка радиожурналиста к эфиру: сбор и обработка материала.

Общение в профессиональной деятельности радиожурналиста. Технологии интервью.

Формы взаимодействия с аудиторией. Особенности выбора тем для обсуждения на радио. Рейтинг радиопередачи.

Особенности работы в прямом эфире и в экстремальных условиях. Особенности работы ведущим музыкальной передачи.

Работа журналиста вне радиостанции (служебные командировки, работа в пресс-службе).



Тема №6. Организационная структура радиовещания.

Структура государственной радиовещательной организации. Особенности тематического планирования на радио.



Тема №7. Устройство радиостудии.

Радиодом и его структура: аппаратно-студийный комплекс. Технические и акустические особенности радиостудии. Радиочастотные диапазоны.



Тема №8. Запись и воспроизведение звука.

Технические устройства в работе радиожурналиста (цифровые диктофоны, цифровые магнитофоны, наушники, микрофоны).

Особенности записи и воспроизведения звука на современных технических устройствах. Микшер как системный узел в технологической цепи на радио.

Компьютерная обработка звука. Работа с программным обеспечением Sound Forge: основные приёмы записи, сохранения и обработки звуков.


3. Методические рекомендации по изучению дисциплины

Сложность изучения учебной дисциплины связана с дискуссионностью рассматриваемых проблем, множеством профессионально значимых источников информации, заданиями для самостоятельной работы, ориентированными на практический опыт работы студента на радио (студенческой радиостудии).

В процессе изучения дисциплины студенты должны иметь представление о специфике радиокоммуникации и выразительных средствах радиожурналистики, основных принципах работы аппаратного редакционного, студийного и внестудийного оборудования, формообразующие средства радиожурналистики, современной технологии радиоэфира, возможных перспективах развития радио, составлении сценария радиосюжета и передачи. Следует отметить, что студенту нужно знать характерные особенности работы и роль журналиста в производстве на радио.

Студенту следует внимательно ознакомиться с обязательной литературой и использовать в изучении каждой темы учебные пособия (учебники), посещать мастер-классы профессиональных радиожурналистов и экскурсии на радиостанции.

При изучении курса студентам следует обратить внимание на тщательное изучение жанров радиожурналистики, изучение устройства работы записывающего устройства (профессионального радиодиктофона-репортера) и принципов его работы. При освоении курса студент должен знать основные ключевые понятия и термины (приведены в Глоссарии учебно-методического комплекса).

При выполнении практических заданий студенту необходимо тщательно готовиться заранее к подготовке и записи радиоинтервью (составить блок основных вопросов интервьюируемому лицу, проверить работоспособность техники), при возникновении затруднений при создании новостного радиосюжета и участии в верстке радиопередачи необходимо обращаться к помощи ведущего преподавателя. Также необходимо обратиться к Федеральным законам в массово-информационном поле России: «О средствах массовой информации» (ст. 47 «Права журналиста» и ст.49 «Обязанности журналиста»), «О рекламе» (гл. I Общие понятия), используя интернет-систем «Консультант Плюс», «ГАРАНТ». Данные законы составляют нормативно-правовую базу деятельности радиожурналиста в его повседневной практике.

Важным условием самопроверки изученного материала является активная работа студента на практических занятиях и выполнение всех заданий, данных преподавателем.

Студенту необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень путем самообразования, чтения профессиональной литературы и журналов, прослушивания выпусков новостей на отечественном и зарубежном радио.




Контрольные вопросы и задания для студентов заочной формы обучения:

Тема №1 Выразительные средства радиожурналистики

Вопросы:

  1. Что относится к стабильным формообразующим элементам выразительного языка радиожурналистики?

  2. Каково значение музыки в радиовещании?

  3. Какие функции выполняют шумы в радиовещании?

  4. Какие Вам известны формы назначения и использования монтажа в радиожурналистике?

  5. Назовите положительные стороны процесса реверберации.

  6. В чём заключаются особенности радиотехнических приёмов : звуковая мизансцена, голосовой грим, «буратино»?

  7. Назовите и охарактеризуйте основные виды монтажа. В чём специфика каждого из них?


Задания для самостоятельной работы:

  1. Составьте радиосценарий на заданную тему.




  1. Используя цифровой диктофон, сделайте небольшое интервью (по составленному Вами радиосценарию) и отдельно запишите звук (радиошум), который обозначал бы: 1) место протекания действия; 2) переход от одного эпизода к другому; 3) характеризовал бы характер действующего (интервьюируемого) лица.




  1. Смонтируйте получившееся интервью (используя различные технические приёмы) в учебной радиостудии.


Литература:

Основная:

  1. Лукина М.М. Технология интервью. М., 2003.

  2. Олефиренко П.П. Техника и технология радиовещания. Жуковский, 2000.

  3. Радиожурналистика: учебник/ Под ред. А.А. Шереля. М., 2005.


Дополнительная:

  1. Любосветов Д.И. По законам эфира: О специфике творчества радиожурналиста. М„ 1979.

  2. Тулупов, В.В., Колосов, А.А., Цуканова, М.И. Техника и технология СМИ: печать, радио, телевидение, Интернет: Уч./ Под ред. В.В. Тулупова. Спб., 2008.

  3. Хорвиц, Р. Руководство для начинающих радиовещателей. М., 1998.

  4. Шерель А.А. Радио на рубеже двух веков. Организационные и творческие тенденции развития. М., 2002.


Тема №2 Особенности работы радиожурналиста

Вопросы:

  1. Расскажите, в чём заключается ежедневная работа радиожурналиста?

  2. Поясните, как радиожурналисту надлежит систематизировать и хранить информацию?

  3. Назовите факторы, влияющие на общение журналиста с героями его репортажей? Раскройте технологию подготовки и проведения интервью на радио в прямом эфире, в записи.

  4. Какие факторы работы в прямом эфире играют важную роль во взаимодействии радиожурналиста с аудиторией?

  5. К чему должен быть готов радиорепортёр, выполняющий свою работу в экстремальных условия?

  6. Как взаимодействуют радиожурналист и радиорежиссёр в процессе своей профессиональной деятельности?

  7. Какие Вы знаете особенности работы ведущего музыкальной радиопередачи?

  8. С какими трудностями может столкнуться радиожурналист при выполнении своих профессиональных обязанностей вне радиостанции?


Задание для самостоятельной работы:
1. Сформулируйте и поясните 5 правил, которые, по Вашему мнению, регламентировали бы деятельность радиожурналиста при проведении интервью в прямом эфире, в записи.
Литература:

Основная:

  1. Локшин, Б. Цифровое вещание: от студии к зрителю. М., 2001.

  2. Лукина М.М. Технология интервью. М., 2003.

  3. Олефиренко П.П. Техника и технология радиовещания. Жуковский, 2000.

  4. Радио: музыкальное, новостное, общественное/ Под ред. В.А. Сухаревой. М., 2001.

  5. Радиожурналистика в системе профессиональных координат/ Под ред. Д.В. Васильевой, В.Г. Осинского, Г.Р. петрова. Ч.1. СПб., 2002.


Дополнительная:

  1. Барабаш НС, Дебабова А.А. и др. Отечественное радиовещание на современном этапе: Сб. ст. М., 1998.

  2. Время работать на радио / Под ред. Е.Н. Филимоновых. М., 2002.

  3. Радиожурналистика: учебник/ Под ред. А.А. Шереля. М., 2005.

  4. Рэддик, Р., Кинг, Э. Журналистика в стиле он-лайн: использование Internet и других электронных ресурсов/ Пер. с англ. М., 1999.

  5. Хорвиц Р. Руководство для начинающих радиовещателей. М., 1998.



Тема №3-4 Устройство радиостудии. Запись и воспроизведение звука
Вопросы для обсуждения:

  1. Какие элементы входят в понятие «радиодом»?

  2. Какие технические устройства размещаются в режиссёрской аппаратной?

  3. Какими конструктивными и акустическими особенностями должна обладать современная радиостудия?

  4. Поясните специфику записи звука и продемонстрируйте работу основных технических средств радиожурналиста (цифровой диктофон, цифровой магнитофон, микрофон).

  5. В чём заключается особенность записи и воспроизведения звука на современных цифровых устройствах?

  6. Каково функциональное назначение микшера в радиовещании?


Задание для самостоятельной работы:
1. Подготовьте несколько джинглов, отрывков мелодий, звуков - фоновых шумов и других звуковых фрагментов, пригодных для микширования в программе Sound Forge.
Литература:

Основная:

  1. Локшин, Б. Цифровое вещание: от студии к зрителю. М., 2001.

  2. Олефиренко П.П. Техника и технология радиовещания. Жуковский, 2000.

  3. Тулупов, В.В., Колосов, А.А., Цуканова, М.И. Техника и технология СМИ: печать, радио, телевидение, Интернет: Уч./ Под ред. В.В. Тулупова. Спб., 2008.


Дополнительная:

  1. Барабаш НС, Дебабова А.А. и др. Отечественное радиовещание на современном этапе: Сб. ст. М., 1998.

  2. Колесников В.М. Лазерная звукозапись и цифровое радиовещание. М., 1991.

  3. Рэддик Р., Кинг Э. Журналистика в стиле он-лайн: использование Internet и других электронных ресурсов/ Пер. с англ.. М., 1999.



4. Список рекомендованной литературы

Основная литература:


  1. Ключи к эфиру: в 2 кн. Кн. 1: Радиожурналист и политика / Под ред. Г.А.Шевелева. М.: Аспект Пресс, 2007. 205 с.

  2. Ключи к эфиру: в 2 кн. Кн. 1: Основы мастерства / Под ред. Г.А.Шевелева. М.: Аспект Пресс, 2007. 250 с.

  3. Радиожурналистика: учебник/ Под ред. А.А. Шереля. М., 2005. 480 с.

  4. Тулупов, В.В., Колосов, А.А., Цуканова, М.И. Техника и технология СМИ: печать, радио, телевидение, Интернет: Уч./ Под ред. В.В. Тулупова. Спб., 2008.


Дополнительная литература:

  1. Беляев С, Коробицын В. Радиостанции России. Государственное и независимое вещание. М., 1995.

  2. Время работать на радио / Под ред. Е.Н. Филимоновых. М., 2002.

  3. Глейзер М.С. Радио и телевидение в СССР. Даты и факты (1917—1986). М., 1989.

  4. Гоголь А., Никодимов И., Рейман Л. Развитие связи в России. Из истории в будущее. Спб., 2001.

  5. Горяева Т.М. Радио России. Политический контроль советского радиовещания в 1920—1930-х годах. Документированная история. М., 2000.

  6. История советской радиожурналистики: Документы. Тексты. Воспоминания/ Сост. Т.М. Горяева. М., 1991.

  7. Колесников, В.М. Лазерная звукозапись и цифровое радиовещание. М., 1991.

  8. Локшин Б. Цифровое вещание: от студии к зрителю. М., 2001.

  9. Лукина М.М. Технология интервью. М., 2003.

  10. Олефиренко П.П. Техника и технология радиовещания. Жуковский, 2000.

  11. Радио: музыкальное, новостное, общественное/ Под ред. В.А. Сухаревой. М., 2001.

  12. Радиожурналистика в системе профессиональных координат/ Под ред. Д.В. Васильевой В.Г. Осинского, Г.Р. Петрова. Ч.1. СПб., 2002.

  13. Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики. М., 2002.

  14. Смирнов В.В. Формы радиовещания. М., 2002.

  15. Хорвиц Р. Руководство для начинающих радиовещателей. М., 1998.







Штопор питает надежды закупоренных бутылок. Антоний Регульский
ещё >>