Методические рекомендации по разделению видов деятельности субъектами электроэнергетики м москва, 2005 осква 2005 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации для выполнения курсовых работ по дисциплинам... 1 32.36kb.
Методические указания Новосибирск 2005 ю (075. 6) 9 536.83kb.
Итоги деятельности секции "Ноосферные знания и технологии" Москва... 1 147.88kb.
Методические рекомендации по разработке дополнительных профессиональных... 1 344.01kb.
Референиция обозначений персон и организаций в русскоязычных текстах... 1 137.31kb.
Вторая Международная Конференция «Агропродовольственный рынок России-2005»... 1 59.46kb.
«Информационные технологии в образовании» («ито-2005») в рамках конгресса... 1 153.35kb.
Методические указания к практическим занятиям рпк «Политехник» Волгоград... 3 546.59kb.
Интервью Москва Россия Дата интервью: январь 2005 Интервьюер: Элла... 6 738.41kb.
Б. А. Мельник // Економіка апк. 2005. № С. 112-119 1 65.59kb.
Программа фундаментальных исследований Президиума ран фундаментальные... 23 3916.24kb.
Программа «Прикладная биохимия и биотехнология» 1 46.4kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические рекомендации по разделению видов деятельности субъектами электроэнергетики - страница №1/13





ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по разделению видов деятельности субъектами электроэнергетики

М
Москва, 2005


осква

2005


Содержание

Введение 5

1.Законодательное ограничение и его последствия 10

1.1.Запрет на совмещение монопольных и конкурентных видов деятельности 10

1.2.Запрет на владение имуществом 11

1.3.Исключения из запретов 12

1.4.Последствия совмещения видов деятельности 13

2.Выбор схемы разделения видов деятельности 15

2.1.Возможные варианты схем разделения видов деятельности 15



2.1.1. Передача энергосбытовой функции 15

2.1.2. Реорганизация в форме выделения 16

2.1.3. Учреждение энергосбытовой компании 17

2.2.Подход к выбору схемы разделения видов деятельности 18



2.2.1. Факторы, влияющие на выбор варианта и подходы к принятию решения на первых этапах выбора 19

Структура собственности и финансовое состояние 19

Возможность и целесообразность передачи энергосбытовой функции 20

2.2.2. Анализ наиболее часто встречающихся обстоятельств, влияющих на выбор между реорганизацией и учреждением 20

Объем кредиторской и дебиторской задолженностей 20

Наличие статуса субъекта оптового рынка электроэнергии 21

Наличие раздельного бухгалтерского учета по видам деятельности 21



2.2.3. Взвешенный подход к выбору между реорганизацией и учреждением 21

3.Обеспечение надежности и бесперебойности энергоснабжения при разделении видов деятельности 22

3.1.Обеспечение преемственности договорных отношений 22

3.2.Вопросы лицензирования при разделении видов деятельности 23

3.3.Изменение тарифных решений после разделения видов деятельности 23

3.4.Регулирование трудовых отношений при разделении видов деятельности 25

3.5.Обеспечение платежеспособности 26

3.6.Формирование разделительного баланса 28

Приложения 31

Приложение 1. Законодательные основы реформирования 31

Приложение 2. Возможные варианты разделения видов деятельности: планы мероприятий 34

1.Унитарные предприятия (МУП, ГУП) 34

1.1.Передача сбытового вида деятельности 34

1.2.Реорганизация унитарного предприятия в форме выделения 38

1.3.Учреждение унитарным предприятием сбытовой компании в форме ООО 43



2.Акционерные общества 47

2.1.Передача сбытового вида деятельности 47

2.2.Реорганизация ОАО в форме выделения 50

2.3.Учреждение акционерным обществом дочернего сбытового предприятия 68



3.Общества с ограниченной ответственностью 72

3.1.Передача сбытового вида деятельности 72

3.2.Реорганизация ООО в форме выделения 75

3.3.Учреждение сбытовой компании 80

Приложение 3. Пример реализации алгоритма выбора варианта разделения видов деятельности 83

Приложение 4. Формирование разделительного баланса 84



1. Перечень нормативных документов для составления разделительного баланса 84

2. Предварительные мероприятия перед составлением разделительного баланса 85

3. Основополагающие посылки для составления разделительного баланса при реорганизации энергетических компаний в форме выделения 91

4. Правила распределения имущества, прав и обязанностей в период реорганизации Общества в форме выделения 101

5. Примерный состав мероприятий по проведению подготовительных мероприятий к разделительному балансу, формированию и согласованию разделительного баланса 104

6. Примерный состав мероприятий по формированию и согласованию вступительного баланса 105

Приложение 5. Список терминов и сокращений 107




Введение


Настоящий документ, «Методические рекомендации по разделению видов деятельности субъектами электроэнергетики», подготовлен Рабочей группой по разделению естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности в электроэнергетике при Федеральной антимонопольной службе, в состав которой вошли представители:

  • Федеральной антимонопольной службы,

  • Министерства регионального развития Российской Федерации,

  • ОАО РАО «ЕЭС России»,

  • Российской ассоциации «Коммунальная энергетика».

Цель документа

Указанные Методические рекомендации разработаны с целью методического обеспечения разделения естественно-монопольных и потенциально конкурентных видов деятельности субъектами электроэнергетики.


Документ в первую очередь предназначен для следующей аудитории:

  1. Субъекты электроэнергетики. Здесь и далее под субъектом электроэнергетики понимается предприятие, осуществляющее одновременно монопольные (передача электроэнергии, диспетчерское управление) и потенциально конкурентные (производство, реализация электроэнергии) виды деятельности в сфере электроэнергетики. К таким предприятиям, в частности, относятся энергоснабжающие организации (ЭСО) и потребители электроэнергии, имеющие субабонентов. Отдельно рассмотрены случаи, когда субъекты электроэнергетики, помимо выше перечисленных видов деятельности, осуществляют производство электроэнергии;

  2. Федеральные органы власти, а именно, Министерство регионального развития и Федеральная антимонопольная служба, которые несут ответственность за организацию и контроль выполнения законодательства, в частности, Федерального Закона 36-ФЗ от 26 марта 2003г. «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации..» (далее - Закон о переходном периоде), требующего разделения видов деятельности.

  3. Муниципальные и региональные органы власти, как органы власти, отвечающие за жизнеобеспечение территорий, и собственники имущества, переданного в управление унитарным предприятиям энергетики.

  4. ОАО РАО «ЕЭС России» и его дочерние общества как основные поставщики субъектов электроэнергетики.

Структура документа

Структура документа разработана с целью его практического использования субъектами электроэнергетики в процессе разделения видов деятельности.



  • В Разделе 1 дано описание основных положений законодательного запрета на совмещение естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности субъектами электроэнергетики. Его цель – донести до субъектов электроэнергетики суть статьи 6 Закона о переходном периоде и последствия невыполнения ее требований.

  • Раздел 2 посвящен сравнительному анализу различных вариантов разделения видов деятельности. Раздел поможет принять оптимальное решение при выборе способа разделения видов деятельности.

  • В Разделе 3 подробно рассмотрены наиболее сложные практические этапы реализации разделения видов деятельности: лицензирование, составление разделительного баланса, получение тарифа, перевод персонала, урегулирование задолженностей и др.

В основном тексте документа максимально используются ссылки на приложения, в которые вынесены выдержки из законов, описания организационных процедур и другие детали.

  • Приложение 1 содержит основные нормы, составляющие законодательную основу реорганизации предприятий в соответствии со статьей 6 Закона о переходном периоде. Приводятся нормативные акты, регламентирующие процесс ценообразования, нормативная база по приватизации через акционирование, по концессии (как нового подхода к распоряжению государственным имуществом) и др. Также даются комментарии к отдельным положениям нормативных актов.

  • Приложение 2 содержит детальное описание возможных схем разделения видов деятельности (подробные планы-графики проводимых мероприятий, последовательность и продолжительность мероприятий) в соответствии с действующим законодательством.

  • В Приложении 3 приводятся примеры реализации выбора варианта разделения видов деятельности в соответствии с рекомендациями, предложенными в разделе 2.

  • В Приложении 4 приводятся все необходимые нормативные материалы и планы-графики работ для обеспечения процесса подготовки, формированию и утверждению разделительного реорганизуемого и вступительного балансов создаваемых юридических лиц.

  • Список используемых терминов и сокращений содержится в Приложении 5.

Целевое состояние розничных рынков электрической энергии

Эффективная организация розничных рынков имеет большое значение для функционирования и развития электроэнергетической отрасли. Именно ради конечного потребителя осуществляется производство и передача электрической энергии. Розничные потребители, в свою очередь будут формировать основной финансовый поток в отрасли. Поэтому в целевой модели важно создание эффективной и прозрачной системы отношений, формирование правового поля для реальной конкуренции среди сбытовых компаний на розничных рынках.

Субъектами розничных рынков в целевой модели будут являться:


  • потребители электрической энергии,

  • энергосбытовые (энергоснабжающие) организации,

  • гарантирующие поставщики (ГП),

  • территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии,

  • производители электрической энергии, не соответствующие требованиям оптового рынка,

  • системный оператор в пределах Единой энергетической системы России,

  • субъекты оперативно-диспетчерского управления в изолированных энергетических системах.

Важную роль будут играть гарантирующие поставщики. Гарантирующий поставщик электрической энергии – коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя и желающим приобрести электрическую энергию (статья 3 Федерального закона № 35-ФЗ от 26.03.2003 г. «Об электроэнергетике»).

Требованиями к деятельности гарантирующих поставщиков являются: покупка электроэнергии на оптовом рынке и, как следствие, удовлетворение всем требованиям участника оптового рынка электрической энергии (мощности), наличие инфраструктуры для управления системой розничного сбыта, наличие необходимой величины собственного капитала, ежемесячный мониторинг финансового состояния.

На розничном рынке будет действовать большое количество потребителей, обслуживаемых энергосбытовыми компаниями или гарантирующими поставщиками. Энергосбытовые компании и гарантирующие поставщики будут конкурировать между собой за потребителя.

Деятельность гарантирующих поставщиков (в части установления сбытовой надбавки гарантирующего поставщика) и сетевых компаний (в части установления тарифов на передачу электрической энергии) будет регулироваться государством. Потребитель, независимо от того, к сетям какой сетевой организации подсоединено его энергопринимающее оборудование, сможет выбрать любую сбытовую компанию, функционирующую в данном субъекте Российской Федерации. Взаимоотношения потребителя, сетевой и энергосбытовой компаний будут регулироваться:



  • Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики,

  • Правилами заключения и исполнения публичных договоров на оптовом и розничных рынках электрической энергии,



  • Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг,




  • Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям

В процессе переходного периода буде отработана технология перехода потребителей от одной энергосбытовой компании к другой, включающая отлаженные основные процессы:

  • взаимное информирование энергосбытовой компании, сетевой организации и гарантирующего поставщика о переходе потребителя,

  • урегулирование энергосбытовыми компаниями участия в оптовом рынке электроэнергии по новым объемам потребления,

  • согласование способов коммерческого учёта при переходе потребителя,

  • отработанная процедура подхвата гарантирующим поставщиком потребителей от энергосбытовых компаний.

Формировать технологическую инфраструктуру розничного рынка преимущественно будут территориальные сетевые организации. Они будут осуществлять передачу электрической энергии и урегулировать отношения по предоставлению межсистемных электрических связей с иными сетевыми компаниями, имеющими технологическое присоединение к их электрическим сетям.

Также элементом технологической инфраструктуры розничного рынка конкретного субъекта Федерации будет ОАО «ФСК ЕЭС», в том случае, если к его сетям будет присоединен потребитель, покупающий электрическую энергию на розничном рынке.

Регулирование доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии на розничных рынках будет осуществляется в порядке, установленном Правилами недискриминационного доступа.

Цены на электрическую энергию, поставляемую потребителям электрической энергии энергосбытовыми компаниями, будут свободными. Исключение составит продажа электрической энергии населению в объемах социальной нормы (часть цены, складывающейся на секторе свободной торговли, будет транслироваться на конечных потребителей, в т.ч., возможно, и в пределах социальной нормы). Однако в свободной конечной цене электроэнергии регулируемыми останутся стоимость услуг гарантирующего поставщика (сбытовая надбавка), стоимость услуг сетевых организаций, тарифы на услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности); цены (тарифы) на услуги по обеспечению системной надежности; плата за технологическое присоединение к электрическим сетям.

Формула цены на электрическую энергию, поставляемую потребителям электрической энергии гарантирующими поставщиками, будет прозрачной и состоять из следующих элементов:


  • свободная цена покупки на оптовом рынке,

  • регулируемая сбытовая надбавка (стоимость услуг гарантирующего поставщика),

  • тарифы на услуги сетевых организаций, тарифы на услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности),

  • цены (тарифы) на услуги по обеспечению системной надежности.

Конечная цена поставки потребителям будет колебаться синхронно с ценой оптового рынка или задаваться условиями договоров энергоснабжения (купли-продажи). Внутри периода (например, один месяц) конечная цена может быть стабильна, и все отклонения плановой цены от фактической будут учтены в следующем периоде.

Электрическая энергия населению в объемах социальной нормы будет продаваться энергосбытовыми компаниями и гарантирующими поставщиками по исключительной регулируемой цене.

Цены, по которым энергосбытовые компании и гарантирующие поставщики будут покупать электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке электрической энергии (мощности), скорее всего, будут определяться теми договорами, которые, на тот момент, будут заключены энергосбытовыми компаниями. Энергосбытовые компании, гарантирующий поставщик смогут заключать двухсторонние договоры на оптовом рынке электрической энергии (мощности).

При отклонении фактического объема потребления от объема потребления, запланированного на рынке на сутки вперед, энергосбытовые компании и гарантирующие поставщики будут участвовать в балансирующем рынке. На розничный рынок электрической энергии гарантирующий поставщик будет транслировать только стоимость отклонений, не превышающих нормативный уровень.

Потребитель будет свободен в выборе контрагента по договору купли-продажи, договору поставки электрической энергии. Сетевая организация не вправе будет отказать потребителю в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии по основаниям, связанным с выбором потребителем определенного поставщика электрической энергии.

Договор, заключаемый гарантирующим поставщиком с потребителем электрической энергии, будет публичным.

Договором купли-продажи и договором поставки электрической энергии может быть предусмотрена обязанность поставщика заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям с сетевой организацией от имени потребителя или от своего имени, но в интересах потребителя.

В соответствии с Правилами недискриминационного доступа, Правилами оптового рынка и Правилами функционирования розничных рынков для расторжения договора купли-продажи потребитель и поставщик электрической энергии должны будут заблаговременно уведомить сетевую организацию о своем намерении расторгнуть договор.

Правительство будет определять группы потребителей гарантирующего поставщика, в отношении которых может предусматриваться особый порядок обеспечения обязательств по оплате электрической энергии. Бюджетное законодательство Российской Федерации будет содержать перечень таких потребителей, способы обеспечения обязательств по оплате, срок, на который указанным потребителям предоставляется обеспечение обязательств, порядок безусловного возмещения убытков, вызванных неисполнением обязательств по оплате электрической энергии.

Таким образом, для эффективной работы энергосбытовая компания должна:



  • предлагать потребителю различные тарифные планы,

  • предоставлять конкурентные условия расчетов,

  • использовать оптимальную систему выставления счетов,

  • качественно представлять интересы потребителя в отношениях с:

    • сетевыми организациями,

    • системным оператором и

    • другими инфраструктурными организациями.

  1. следующая страница >>



О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом — историки, о светлом настоящем — журналисты. Жарко Петан
ещё >>