Методические рекомендации по проектированию и выпуску плакатов по охране труда - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда 6 1148.47kb.
Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь... 1 86.05kb.
Правила по охране труда 1 80.58kb.
Методические рекомендации по охране водоемов от загрязнения сточными... 1 222.26kb.
Инструкция по охране труда для водителя автомобиля в 1 106.8kb.
Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда 1 42.38kb.
Методические рекомендации по организации работы по обеспечению пожарной... 4 1121.29kb.
Методические указания к дипломному проектированию для студентов специальностей 11 544.54kb.
Инструкция по охране труда для медицинской сестры иот 87 Общие требования... 1 56.87kb.
Инструкция по охране труда для бухгалтера Инструкция по охране труда... 3 656.2kb.
Методические рекомендации по контролю состояния охраны труда в образовательных... 1 375.4kb.
Воздействие цвета на психическое здоровье детей дошкольного возраста 1 70kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические рекомендации по проектированию и выпуску плакатов по охране труда - страница №2/3


ТРЕБОВАНИЯ К КОМПОЗИЦИИ ПЛАКАТА
Основой изобразительного решения плаката является композиция. Задача автора и художника

при построении композиции - найти такое соединение изобразительных, цветовых и шрифтовых

элементов в единое целое, которое позволило бы наглядно выявить смысловой центр композиции, а

также создать ощущение уравновешенности и гармонии элементов.


Основные типы изобразительных композиций
Известно несколько типов композиции, простейшим из них является ритмическое построение в

ряд, при котором отдельные элементы выстраиваются через неравные интервалы, что дает

возможность акцентировать внимание на главном смысловом элементе. При симметричной

композиции необходимо осуществить расстановку элементов вокруг оси симметрии. Асимметричная

композиция характеризуется такой расстановкой элементов, при которой взгляд человека проходит

по сложной кривой, что обусловливает эффект выразительности плаката. Принцип радиально-

симметричной группировки используется в тех вариантах композиции, где центр изображения

находится не в середине плоскости, а в правом или левом верхнем углу.


В композициях плакатов, сюжет которых построен на противопоставлении положительного и
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
отрицательного, используется принцип равновесия, при котором отдельные части плаката,

разделенные осью симметрии, неодинаковы по изображению, но занимают на плакатном листе

одинаковую площадь.
Выделение смыслового центра композиции
Необходимо строить композицию так, чтобы ее центром был тот элемент, на который следует

обратить внимание (смысловой центр композиции). Центральный по смыслу элемент должен быть

выделен размером, цветом, формой, фоном или же сочетанием этих приемов. Все элементы

композиции необходимо разместить на плакате так, чтобы они так или иначе "стремились" к

смысловому центру, притягивали взгляд человека к нему.
При изобразительной композиции с двумя или несколькими элементами один всегда должен

быть главным, а другие - дополнительными, при этом необходимо сохранять единство всего

построения. Изолированность элементов может привести к раздвоенности внимания.
Как один из методов концентрации внимания можно с успехом применять принцип изменения

пропорций. В этом случае отдельные детали выделяются увеличением или уменьшением реальных

пропорций, необычностью ракурса, размытостью изображения и др.
Создание гармонии элементов в плакате
Однако при всей важности выделения смыслового центра композиции нельзя забывать и о том,

что все элементы должны группироваться вокруг него и создавать ощущение уравновешенности и

гармонии.
При конструировании плаката для соблюдения гармонии следует учитывать некоторые законы

зрительного восприятия. Восприятие веса элементов композиции зависит от их местоположения на

плакатном листе. Элемент, находящийся в центре композиции или близко к нему, зрительно

воспринимается как более легкий, чем элемент, находящийся ближе к какому-либо краю плаката.

Элемент в верхней части композиции кажется тяжелее того, который помещен внизу.
Интенсивность цветового тона окраски единичного элемента также влияет на его субъективное

восприятие: чем ярче окрашен элемент, тем более объемным он кажется и тем больше пространства

требуется для восстановления равновесия его пропорций с другими элементами.
При конструировании плаката следует учитывать форму плакатного листа. Так, при удлиненном

формате листа элементы и линии должны иметь вертикальную направленность. Тогда взгляд зрителя

полностью пройдет через лист. Горизонтальная же ориентация только разделит лист на несколько

самостоятельных частей и (если это не сделано по какой-либо причине намеренно) никак не будет

гармонировать с общим решением. При горизонтальном формате хорошим проводником взгляда

зрителя по листу служат горизонтальные линии.


Шрифтовые композиции
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
Шрифтовые плакатные композиции должны быть тесно связаны с изобразительным решением

плаката и смыслом текста. Композиционно шрифт располагается на плакате либо симметрично, либо

асимметрично. Симметричная композиция характеризуется зеркальной расположенностью текста

относительно вертикальной оси симметрии, что производит впечатление уравновешенности,

устойчивости. Подобная композиция рекомендуется для текстов спокойного информационного

характера. В асимметричной композиции равновесие создается за счет соразмерности отличающихся

друг от друга графических элементов, не связанных осями симметрии. Такая композиция производит

впечатление живости, подвижности. Она может быть целесообразно использована в текстах

динамичных, призывного содержания.
Следует учитывать также, что восприятие текста, расположенного у краев листа, требует

больших усилий, чем текста, расположенного к центру плаката. Поэтому желательно оставлять края

плаката чистыми. Соотношение полей и текста по величине может варьироваться, но, как правило,

ширина полей немного превосходит высоту букв. Не следует допускать чрезмерного заполнения

площади плакатного листа текстом в ущерб изображению. В подобных случаях изображение

переходит в иллюстрацию к тексту, между тем, как в плакате должно доминировать изображение.


ТРЕБОВАНИЯ К ИЗОБРАЖЕНИЮ ПЛАКАТА
Ведущая роль в плакате принадлежит изобразительным средствам, которые в плакате служат не

только для передачи сообщения, но прежде всего для создания художественного образа,

воплощающего основную идею.
Требования к образу
В плакате образ не только имеет эстетическое значение, но и отражает пропагандируемое

явление, вызывает определенные чувства, которые могут в нужном направлении повлиять на

поведение зрителя. Поэтому образ должен быть выразительным и запоминающимся, иметь четкие

характерные признаки изображаемого объекта. Необходимо также, чтобы он вызывал социально-

желательную оценку пропагандируемого явления или действия.
Приемы создания образа
Образ может создаваться различными приемами: реалистический или абстрактный рисунок,

символ, пиктограмма, коллаж и др. Но во всех случаях поиск новых художественных решений,

оригинальная образная трактовка темы - это главные требования, которые предъявляются к плакату.
Одним из средств привлечения внимания к плакату являются фотографии, так как они

нагляднее, реалистичнее, документальнее убеждают в достоверности изображаемого.


Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
Большой выразительности можно достичь с помощью символических образов, которые более

лаконичны и обобщены. В то же время нельзя забывать, что в символическом решении образа

плаката есть и некоторая опасность отрыва от жизни. Слишком частое использование однообразных

символов, если они к тому же дополнены стандартными фразами, приводит к тому, что символ

разрушается, превращается в штамп. Это снижает эмоциональное воздействие и тем самым

эффективность плаката. Символы, метафоры, аллегории не должны носить и слишком ярко

выраженный индивидуально-авторский характер, так как в случае большой

индивидуализированности символа однозначная интерпретация образа, а через него и содержания

плаката, не будет достигнута, и плакат может оказаться непонятным для массовой аудитории.
Форма образа
При создании образа нельзя забывать и о психологическом воздействии формы. Известно, что

законченные формы и замкнутые линии (круг, квадрат, прямоугольник, эллипс и т.д.) создают

впечатление удовлетворенности, завершенности, а незаконченные - человек автоматически

"дорисовывает". В сознании при этом у него остается чувство неудовлетворенности, беспокойства,

тревоги.
Хуже всего воспринимаются фантастические формы, не вызывающие привычных ассоциаций.

То же относится и к линиям. Со спокойствием, ясностью ассоциируются у людей прямые

горизонтальные и вертикальные линии. Диагональные вызывают ассоциации с движением (вверх и

вниз). Тонкие и изогнутые линии ассоциируются с изяществом, гибкостью, непринужденностью,

толстые - с тяжеловесностью, массивностью.
Замечено, что изображения людей и животных на 23% больше привлекают внимание к плакату,

чем изображения неодушевленных предметов, а при восприятии изображения человека обращается

внимание на выражение лица. Эти данные следует учитывать при поиске средств выразительности.
В плакате сочетания объемных и плоскостных элементов воспринимаются как недостоверные,

поэтому их нужно избегать.


ТРЕБОВАНИЯ К ШРИФТУ ПЛАКАТА
Большое значение имеет графическое оформление шрифта в плакате. Начертание буквы в силу

закономерностей нашего восприятия обладает эмоциональностью и образностью. Органически

связанный с содержанием текста шрифт на плакате является одним из изобразительно-

выразительных средств.


При выборе шрифта необходимо обратить особое внимание на его четкость, удобочитаемость,

выразительность, а также на соотношение цвета, шрифта и фона:


а - четкость и удобочитаемость шрифта подразумевают быструю узнаваемость букв и достаточно

оправданную простоту их графики.


Для выбора оптимального шрифта следует учитывать имеющиеся классификации шрифтов. По

способу воспроизведения различают шрифты наборные, рисованные и декоративные; по плотности -


Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
широкие (соотношение ширины к высоте равно 1:1), нормальные (указанное соотношение - 3:4 или

4:5), узкие или плотные (соотношение - 1:2); по контрастности - светлые (соотношение толщины

штриха и внутрибуквенного просвета равно 1:4 - 8), полужирные (1:2) и жирные (1:1); по наклону -

прямые и курсивные.


Используя различные варианты плотности и толщины букв, следует помнить, что сверхширокие

и сверхузкие, а также сверхжирные и сверхсветлые начертания букв затрудняют чтение. Известно,

что с большого расстояния лучше читаются шрифты, состоящие из прямых линий и острых углов.

Обладают хорошей видимостью знаки с соотношением высоты к ширине 1:1 и толщины к высоте 1:5.

Следует иметь в виду, что зрительное впечатление насыщенности шрифта может изменяться в

зависимости от расстояния между буквами: чем больше это расстояние, тем светлее кажется шрифт.

Оптимальным расстоянием между буквами в плакате считается расстояние, равное половине средней

ширины буквы. Если этот просвет увеличить, то слово имеет тенденцию распадаться. Чрезмерная

близость букв также мешает восприятию слов. Однако для короткой надписи прием сближения букв

вполне пригоден, так как придает строке выразительность. Расстояние между словами обычно

равняется ширине буквы.
На удобство восприятия оказывает влияние контраст основных и дополнительных штрихов. В

шрифтах, где вертикальные и горизонтальные штрихи равны, горизонтальные всегда кажутся толще,

что придает шрифту некоторое "беспокойство", "неуравновешенность". Умеренный контраст штрихов

создает хорошие условия для быстрого чтения. В длинном тексте слишком сложный контраст

штрихов утомляет зрение, в коротком же - напротив, способен облегчить чтение (при трафаретном

варианте в этом случае штрихи вообще можно не делать).


На удобочитаемость также влияет характер засечек и концевых элементов штриха. Для чтения с

большого расстояния рекомендуется использовать буквы с засечками, поскольку шрифты без засечек

начинают в этих условиях расплываться. Желательно также, чтобы наклон букв к линии строки

составлял не менее 75 - 80 градусов.


Удобочитаемость в большой мере зависит от начертания букв. Так, если сравнить три

начертания буквы "К" (не приводятся), то легко заметить, что наилучшей различимостью обладает

начертание первой буквы, а две другие с дальнего расстояния можно принять за "Н". Поэтому

необходимо следить за тем, чтобы форма каждой буквы сочетала простоту графики с максимальной

читаемостью.
Размер шрифта должен подбираться с учетом того, что среднее расстояние считывания плаката -

2 - 4 м. Наименьшая высота шрифта, читающегося с этого расстояния, - 12 - 16 мм;


б - выразительность шрифта. Следует иметь в виду, что шрифт обладает и большими

выразительными возможностями. Это позволяет в ряде случаев обыграть тему текста в шрифте, т.е.

связать шрифт с изображением и текстом плаката. В зависимости от содержания плаката шрифт

может быть спокойным или напряженным, статичным или динамичным, строгим или веселым,

монументальным или декоративным, может иметь исторические и национальные черты.
В ряде случаев можно найти удачное решение, используя рисованные шрифты. Так например,

на плакате по антиалкогольной тематике слово "алкоголь" было нарисовано волнистыми буквами, а

на плакате о вреде вибрации было использовано горизонтальное смешение контуров букв. Эти

примеры показывают, как тема плаката может быть удачно обыграна с помощью шрифта. Однако

использование столь сложных приемов для написания всего текста затруднило бы его прочтение. Их

целесообразно применять, когда текст требует выделения отдельных ключевых слов. Для этой же

цели можно использовать и шрифты разной окраски;
в - цветовое решение шрифта. В качестве критериев удачного колористического решения
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
шрифта можно назвать следующие:
цвет шрифта и цвет фона должны обеспечивать четкое и удобное восприятие текста;
общее цветовое решение шрифта должно соответствовать эмоциональному выражению и

раскрытию темы плаката.


Не рекомендуется употреблять на одном плакате более двух видов шрифтовой цветов, причем

выбранные шрифты должны быть близки по стилю. Наилучшее для восприятия цветовое решение

является тонально-контрастным: светлое на темном или темное на светлом. При использовании

контрастных цветов следует учитывать, что интенсивного цвета должно быть меньше, чем более

"спокойного". Для решения вопроса об удачном цветовом сочетании шрифта и фона можно

руководствоваться следующими данными о наилучшей различимости и читаемости шрифтов на

цветовых фонах (при одинаковой интенсивности цветов):
черный - на желтом;
зеленый - на белом;
красный - на белом;
синий - на белом;
белый - на синем;
черный - на белом;
желтый - на черном;
белый - на красном;
белый - на зеленом;
белый - на черном;
красный - на желтом;
зеленый - на красном;
красный - на зеленом.
В дополнение к изложенным рекомендациям при выборе шрифта следует руководствоваться

ОСТ 29.28-78.


ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ ПЛАКАТА
Повышение художественного уровня и эффективности воздействия всех средств наглядной

пропаганды, в том числе и плакатов по охране труда, в значительной мере зависит от их

гармоничного цветового решения.
Разнообразная цветовая палитра, тональность и насыщенность цвета - все, что касается

цветового решения при создании плакатов, - требуют от художника большого вкуса и учета

физического и психологического воздействия цвета на человека.
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
Основные характеристики цвета
Правильному обращению с цветом помогает понимание его цветовых характеристик:
цветовой тон - основная характеристика цвета, определяемая длиной волны, соответствующей

преобладающему монохроматическому излучению. Монохроматические (основные) цвета: красный,

зеленый, желтый и другие цвета одинаковой яркости различаются как раз по своему цветовому тону.

Для каждого цветового тона существует дополнительный цветовой тон. Дополнительные цветовые

тона (к красному - сине-зеленый; к оранжевому - зелено-синий; к желтому - синий; к желто-зеленому

- фиолетовый и т.д.) расположены примерно на противоположных концах диаметров цветового

круга;
светлота - степень близости к белому цвету;
насыщенность - степень заметности цветового тона, показатель, пропорциональный степени

отличия цвета от серого равной светлоты;


оттенки - промежуточные состояния основных цветов.
Психологические особенности восприятия цвета
Для того чтобы найти наиболее оптимальное цветовое решение плаката, необходимо знать

психологические особенности восприятия цвета и цветовых сочетаний.


Путем наблюдения и экспериментов установлено, что цвет оказывает определенное

воздействие на эмоциональную сферу человека, может возбуждать и успокаивать, угнетать и

радовать. Действие цвета вызывает у человека ряд ассоциаций. Так например, оранжевый цвет

ассоциируется с представлением о пламени и вызывает ощущение тепла; голубой цвет напоминает о

небе, море, льде и невольно вызывает ощущение холода. Теплые цвета (красный, оранжевый,

желтый) действуют на человека возбуждающе, холодные (зеленый, голубой, синий) - наоборот,

успокаивают; фиолетовый цвет подавляет настроение, вызывает чувство печали; черный и темно-

серый цвета в большом количестве действуют угнетающе. Однако в небольшом количестве черный

цвет очень полезен, так как по закону контраста усиливает яркость и воздействие цвета, с которым

сопоставлен. Красный цвет имеет стимулирующее действие, активно воздействует на зрителя, сразу

бросается в глаза, поэтому он предпочтителен как акцент для выделения композиционного центра в

колористической композиции плаката. Соподчиненные элементы композиции плаката также могут

иметь вкрапления красного цвета или его оттенков. Количество красного и черного цвета должно

соотноситься так, чтобы не создавать траурного впечатления.


Следует заметить, что воздействие цвета тем сильнее, чем больше его насыщенность, человек не

проявляет эмоций к цветам неярким, тусклым.


Также нужно помнить, что цвета ассоциируются у человека с определенным представлением о

весе. Элементы композиции, окрашенные в теплые и насыщенные цвета, воспринимаются более

тяжелыми, чем имеющие холодный и светлый тон.
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
В плакате мы имеем дело не с одним цветом, а с цветовыми отношениями. Психологическое

воздействие цвета зависит от того, как цвета расположены один в отношении другого. В зависимости

от того или иного сочетания, от той или иной цветовой композиции, цвет может быть усилен,

ослаблен или вообще нейтрализован, хотя по своим физическим характеристикам он практически не

изменяется. Так например, в присутствии дополнительного сине-зеленого цвета красный

приобретает предельную выразительность, в сочетании с желтым он становится "кричащим" и

воспринимается более темным; на синем - красный цвет приобретает теплый оранжевый оттенок, на

черном - все цвета кажутся яснее, на белом - глуше. Светлые цвета, например желтый, на белом фоне

мало заметны, на черном же - наоборот. Поэтому в художественной практике необходимо учитывать

способность цвета приобретать совершенно различный характер и менять свои качества в

зависимости от окружения, в котором он находится.
Требования к цветовой композиции плаката
Цветовая композиция плаката отличается от цветового строя других видов изобразительного

искусства. Правильно подобранные цвета должны действовать как сигнал, привлекающий внимание

человека. Цветовая композиция плаката рассчитана на мгновенное воздействие, поэтому нет ничего

более неприемлемого для плаката чем "серость".


При выполнении плаката должна решаться определенная цветовая задача. Если ее нет, то

сочетание даже самых ярких красок может привести к тому, что при восприятии с расстояния они

сольются в сероватые тона. В плакате всегда должен быть ведущий цвет, в соответствии с которым

строятся все остальные, входящие в плакат цвета. Причем в плакате не должно быть чрезмерного

количества цветов, рекомендуется использовать не более четырех.
Гармонию цветового решения можно считать достигнутой в том случае, когда цветовое

решение отвечает чувству эстетического удовлетворения, способствует эмоциональному выражению

и раскрытию содержания основной идеи плаката; цвет шрифта и цвет фона обеспечивает быстрое и

четкое восприятие текста плаката.


Плакатная графика должна строиться на применении контрастов. При выборе цветового

решения художники должны добиваться максимального контраста между фоном и изображением.

Это достигается использованием либо дополнительных и разных по насыщенности цветов, либо

сочетаний ахроматического и хроматического цветов для обеспечения мгновенности зрительного

восприятия плаката.
Нужно следить за тем, чтобы цветовые контрасты не привели к раздробленности отдельных

элементов композиции плаката. Наиболее удачными композициями на темном фоне следует считать

те, в которых основные части текста и изображения выполнены в полутонах, а главный смысловой

элемент сделан более светлым или белым, резко контрастирующим с основным тоном.


Необходимо учитывать, что различимость цветов убывает по следующей шкале:
желтый - на черном;
белый - на синем;
черный - на оранжевом;
оранжевый - на черном;
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
черный - на белом;
белый - на красном;
красный - на желтом;
зеленый - на белом;
оранжевый - на белом;
красный - на зеленом.
Выбирая то или иное сочетание цветов желательно учитывать характер освещения

(естественное или искусственное). Если плакаты выполнены в расчете только на дневное освещение,

они будут по-другому восприниматься в вечернее время или могут оказаться совсем "слепыми".
ПОКАЗАТЕЛИ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПЛАКАТОВ
Разработка плакатов должна проводиться с учетом требований, которые дали бы возможность

еще до массового выпуска плаката определить степень эффективности его воздействия.


Предлагаемая в настоящих рекомендациях методика оценки качества плакатов представляет

собой систематизированную совокупность показателей с их развернутой характеристикой

(Приложение 1).
В Приложении 1 перечислены основные требования к плакатам, изложенные в компактном,

сгруппированном виде, что дает возможность экспертным комиссиям и художественным советам

более объективно подходить к оценке плакатов.
Для определения качества плаката применяется метод экспертных оценок людьми, которые

занимаются выпуском плакатной продукции.


Процедура оценки проходит следующим образом: эксперты получают анкеты (Приложение 2) и

в них проставляют оценки данному плакату по трехбалльной системе (1 - данное свойство в плакате

не выражено; 2 - затрудняюсь ответить; 3 - выражено хорошо) или по пятибалльной (1 - совсем не

выражено; 2 - выражено слабо; 3 - трудно сказать; 4 - выражено; 5 - очень выражено).


Затем производится подсчет по формуле:
          N       N       N       N       N       N       N      

N       N


         SUM 1 + SUM 2 + SUM 3 + SUM 4 + SUM 5 + SUM 6 + SUM 7 + SUM

8 + SUM 9


          1       1       1       1       1       1       1      

1       1


    П  = ------------------------------------------------------------

---------,


     к                                 9 x N x A
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
    где:
    П  - показатель качества плаката;
     к
     N
    SUM 1 - сумма баллов,  полученных от  N экспертов по первому

показателю


     1
(актуальность);
     N
    SUM 2 - сумма баллов, полученных от  N экспертов по второму 

показателю


     1
(адресность);
     N
    SUM 3 - сумма баллов, полученных от N экспертов по третьему 

показателю


     1
(выраженность основной идеи);
     N
    SUM 4 - сумма  баллов,   полученных   от   N  экспертов  по 

четвертому


     1
показателю (убедительность содержания);
     N
    SUM 5 - сумма баллов, полученных от  N  экспертов по пятому 

показателю


     1
(доходчивость формы изложения);
     N
    SUM 6 - сумма баллов,  полученных от N экспертов по шестому 

показателю


     1
(выразительность формы изложения и изображения);
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
     N
    SUM 7 - сумма баллов, полученных от N экспертов по седьмому 

показателю


     1
(современность и профессиональность образного решения);
     N
    SUM 8 - сумма баллов, полученных от N экспертов по восьмому 

показателю


     1
(оригинальность решения темы);
     N
    SUM 9 - сумма баллов,  полученных от N экспертов по девятому

показателю


     1
(наглядность знаковых элементов);
    N - число экспертов; 1 - 9 - число показателей;
    A - максимальный  балл  (3 - при  трехбалльной системе оценки,  5

- при
пятибалльной).


    Полученное значение  П   является показателем качества данного

плаката.
                          к


                          1
Если это значение больше  -,  то  плакат  следует  признать 

качественным и


                          2
                                                           1
рекомендовать  к  массовому  выпуску.   Если  оно  меньше  -,   то  

плакат
                                                           2


некачественный  и  решение  о  его  доработке или снятии должно

приниматься


особо, например голосованием.
Использование метода экспертных оценок при определении качества плакатов позволит

снизить субъективность и недостоверность оценок.


Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
Приложение 1
<< предыдущая страница   следующая страница >>



В библейские времена мужчина мог иметь столько жен, сколько мог содержать. Точь-в-точь как сегодня. Эбигайл Ван Берен
ещё >>