Похожие работы
|
Методические рекомендации по подготовке и проведению в образовательных учреждениях - страница №1/3
![]() в образовательных учреждениях Оренбургской области мероприятий, посвященных 70-летию Курской битвы Настоящие методические рекомендации включают в себя материалы, призванные помочь руководящим и педагогическим работникам при планировании, подготовке и проведении в 2013-2014 учебном году мероприятий, посвященных 70-летию Курской битвы. Адресованы специалистам муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, курирующим вопросы воспитания; заместителям директоров школ по воспитательной работе, педагогам-организаторам, классным руководителям, воспитателям групп продленного дня, педагогам дополнительного образования. В связи с 70-летием победы в Курской битве рекомендуем в образовательных учреждениях Оренбуржья в план воспитательной работы на 2013-2014 учебный год включить мероприятия, посвященные этой дате. С первоначальной справочной информацией о Курской битве, командующих, об оценке планов и силах сторон, роли разведки, о ходе оборонительных и наступательных операций, итогах битвы, потерях и перечень литературы рекомендуем ознакомиться в Интернет-ресурсах «Курская битва – Википедия».
70-летие разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве – важнейшее событие в жизни не только России, но и всего прогрессивного человечества. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. 12 июля 2013 года исполнилось 70 лет со дня Победы советских войск над фашизмом в Курской битве. В героическом прошлом осталось лето 1943 года, когда после поражения в битвах под Москвой и на Волге гитлеровцы намеревались взять реванш в летнем наступлении. Начать его они решили окружением и уничтожением советских войск в районе Курска, фронт которых глубоко вдавался в расположение немецко-фашистских войск и получил название «Курская дуга».В боевые действия было вовлечено более двух миллионов человек, применено 6 тыс. танков, около 30 тыс. орудий и минометов, до 4 тыс. боевых самолетов. Здесь развернулись невиданные до тех пор танковые и воздушные сражения. Военная история не знала столь массового применения бронетанковой техники. Вот почему Курскую битву по праву называют величайшим танковым сражением Второй мировой войны.В советской и российской историографии принято разделять сражение на 3 части: Курскую оборонительную операцию (5 – 12 июля), Орловскую (12 июля - 18 августа) и Белгородско-Харьковскую (3 – 23 августа) наступательные операции. Немецкая сторона наступательную часть сражения называла операция «Цитадель». Сражение продолжалось 49 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа, и закончилось поражением немецко-фашистских войск.Победа советских войск в Курской битве имела огромное политическое и военное значение. После завершения битвы Красная армия перешла к наступательным операциям. Битвой под Курском завершился коренной перелом в Великой Отечественной войне. За величайшее мужество и героизм свыше 100 тыс. советских воинов-участников битвы на Огненной дуге - были награждены орденами и медалями, около 180 человек стали Героями Советского Союза. В Оренбургской области в настоящее время проживает 151 участник Курской битвы. Оренбургская делегация приглашена губернатором Курской области на праздничные мероприятия, посвященные 70-й годовщине разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве. В нашей области знаменательная дата отмечена памятными мероприятиями. В адрес ветеранов направлены поздравительные открытки от губернатора области Юрия Берга, и в рамках областной программы «Защитник Отечества» выплачены единовременные денежные средства в размере 3 тысяч рублей. Чем дальше от нас уходят страшные годы войны, тем актуальнее становится потребность говорить о ней. Эти и другие вопросы находят отражение в ходе реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». В настоящее время вопрос гражданско-патриотического воспитания населения в России является одним из ключевых, стоящих перед обществом в целом и каждым человеком в отдельности. В связи с этим перед современной школой поставлена задача создания ценностных ориентиров у учащихся, соответствующих современным реалиям, обретение духовного стержня, общепризнанных, традиционных для России идеалов и ценностей, национальной идеи, которые предполагают претворение теоретических предложений в конкретные дела. В последнее время активизировался поиск новых методов и форм организации процесса гражданско-патриотического воспитания, которые требуют от педагогов высокого профессионализма. Эффективность той или иной выбранной формы работы зависит от многих факторов: это и приобщение учащихся к организации предстоящего мероприятия, и сочетание эмоциональных и рациональных начал в подготовке мероприятии, и сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм воспитания в проведении мероприятия. Поэтому необходимо соблюдать технологию организации и проведения мероприятия, которая включает в себя:
При планировании воспитательных мероприятий необходимо учитывать процентное усвоение информации в зависимости от выбора форм ее передачи. Чем активнее форма передачи информации, тем активнее вовлечение в этот процесс участников:
Существует великое множество форм воспитательных мероприятий. Они бывают массовыми, групповыми и индивидуальными, а также:
Прежде чем перейти к выбору формы работы, необходимо рассмотреть методические условия успешного проведения мероприятия:
Дополнением к оформлению могут стать предварительно подготовленные обучающимися информационные листы, стенды, стенные газеты. В заключение можно рекомендовать такие элементы, как вручение наказа ветеранов школьникам, ответное слово ребят и вручение ветеранам сувениров и подарков, сделанных своими руками, цветов. Результатами проведенного мероприятия могут стать публикация в газете, размещение информации на сайте школы; создание фотогазеты, фотоальбома, видеофильма, рукописного журнала из ученических работ; выставка детских рисунков и проектов. Подводя итоги мероприятия, следует обратить внимание обучающихся на то, что признаком культуры и образованности человека является знание истории своего Отечества, его героев, стремление следовать историческим и воинским традициям. Одним из показателей удавшегося мероприятия можно будет считать искренний интерес учащихся к событиям прошлого, оказание помощи ветеранам войны и тем, кто нуждается в их внимании. Это должно способствовать осознанию школьниками Оренбуржья себя частью страны, города, выработке собственной активной жизненной позиции. В данных рекомендациях мы представляем некоторые формы работы, которые вы можете использовать в своей воспитательной деятельности при подготовке мероприятий гражданско-патриотической направленности. Формы работы Урок мужества, гражданственности и патриотизма – одна из распространенных и интересных форм работы. Урок мужества проводится накануне или в дни государственных и региональных праздников, а также в связи с годовщинами важных военно-исторических дат: Дня Победы, Дня защитника Отечества, Дня воинской славы России и др. На уроках мужества воскрешается слава, доблесть и высокий патриотизм старших поколений, оживают героические страницы истории страны. Уроки мужества проводятся в специальных помещениях: музеях, комнатах боевой славы, символических местах города или области. Если это учебный кабинет, то он должен быть соответствующим образом оформлен. Линейка (торжественная церемония) – ритуальное представление, предполагающее построение участников в шеренгах на какой-либо площадке. Для проведения линейки необходимо подготовить афишу-приглашение, ведущего, выступающих, исполнителей ритуальных действий (вынос знамени, подъем государственного флага, награждение), пригласить почетных гостей. В содержание линейки могут быть включены награждение, клятва, присяга, ритуальное приветствие, возложение цветов, смена почетного караула и т.д. Необходимо помнить, что данная форма скоротечна, т.к. проводится при общем построении детей. Лекторий – это продуманный и распланированный на какой-то промежуток времени цикл лекций по установленной тематике. Организация и методика проведения лекториев согласовывается с задачами и планами воспитательной работы и составляется обычно на весь планируемый период работы лектория, а время их проведения ориентировочно определяется на 3-6 месяцев вперед. Организация работы лектория включает в себя выбор тем, подбор лекторов, разработку лекций, оповещение слушателей, подготовку технических и наглядных средств и места, где проводится мероприятие. Выбор тем лекций и докладов определяется важнейшими событиями жизни страны, актуальными задачами воспитания учащихся. Диспут – публичный спор на научную или общественно важную тему. Диспут нуждается в грамотной методике проведения и хорошей подготовке:
Диспут позволяет решать многие педагогические задачи:
Дискуссия – специально организованный обмен мнениями по какому-либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде решения. Это форма демократического общения, которая имеет преимущества перед другими формами: она позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство участников в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, которое возникает в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждения. Настоящую дискуссию нельзя запланировать в деталях, прорепетировать, разыграть по нотам, иначе она лишится необходимой естественности. В школьных условиях дискуссии могут быть следующих видов: Дискуссия-диспут. Ведущий объявляет тему и предоставляет слово желающим (иногда тем, кто специально подготовился). Ход диспута определяется частично ведущим, но в основном непредсказуем, имеет эмоциональный характер. Прогрессивная дискуссия. Её цель – групповое решение проблемы с одновременной тренировкой участников в соответствующих коммуникативных умениях и навыках. Этот вид дискуссии состоит из 5 этапов:
Подобная форма дискуссии помогает вырабатывать умение быстро и эффективно принимать групповое решение. Дискуссия-соревнование. Все участники делятся на команды. Выбирается жюри, определяющее критерии оценивания предлагаемых решений: глубина решения, его доказательность, логичность, чёткость, адекватность поставленной цели. Согласовывается тема дискуссии и система баллов. Вести дискуссию в данном случае может сам учитель. В конце проводится коллективное обсуждение предложенных вариантов решения проблемы или проблемной ситуации. Затем жюри объявляет результаты, комментирует их. Свободноплавающая дискуссия. Сущность данного вида дискуссии состоит в том, что группа к результату не приходит, но активность продолжается (уже во внутреннем плане). В основе такой групповой работы лежит «эффект Б.В. Зейгарник», характеризующийся высоким качеством запоминания незавершенных действий, поэтому участники продолжают «домысливать» наедине идеи, которые оказались незавершенными. Конференция – собрание, совещание представителей для обсуждения и решения каких-либо вопросов. где обсуждение и спор предваряются коротким сообщением о состоянии проблемы или результатах некоторой работы. Для конференции характерны развернутая аргументация выдвинутых тезисов, спокойное их обсуждение. «Круглый стол» – форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники высказываются в определенном порядке. Методика подготовки аналогична методике подготовки конференции. Дебаты – интеллектуальная игра для старшеклассников, которая ведется по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону (судей) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента. Две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, пытаясь убедить жюри в своей правоте. Образовательный смысл дебатов состоит в том, что принимающие в них участие приобретают важнейшие способности:
Митинг – собрание для обсуждения каких-либо значимых вопросов, предполагающее демонстрацию взглядов в виде устных монологических выступлений отдельных ораторов. Парад – ритуальное передвижение участников с целью демонстрации внешней красоты костюмов, строя и т.п. Данная форма в настоящее время стала активно использоваться в образовательных учреждениях. Устный журнал – интересная форма проведения внеклассных мероприятий. Короткие, емкие, доступные научные сообщения чередуются с диалогами основных ведущих журнала и литературно-музыкальными номерами. В устном журнале широко используется наглядность. Соответствующим образом оформляется сцена. Используются картинки, обозначающие страницы журнала, короткие фрагменты научных и художественных фильмов. Для отдельных номеров готовятся соответствующие костюмы. Устный журнал сопровождается слайд-презентацией, что делает мероприятие еще более наглядным, расширяет круг тем. Журнал длится 40-50 мин. Выбранная форма мероприятия позволяет удерживать интерес зрителей, при этом сохраняется высокий научный уровень материала. Интеллектуальная игра – индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры являются серьезным инструментом воспитания личности учащегося и умения сотрудничать. Они объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности: развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.п.). Ситуационно-ролевая игра – это специально организованное соревнование в решении задач взаимодействия и в имитации предметных действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры. Деловая игра – это педагогический метод моделирования различных управленческих и производственных ситуаций. Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, даёт возможность учащимся понять и изучить материал с различных позиций. Гостиная – одна из форм культурно-досугового общения. Гостиные бывают театральные, музыкальные, литературные. В формате гостиной могут проводиться встречи с интересными людьми, вечера-воспоминания об известных поэтах, музыкантах, художниках, писателях с просмотром или прослушиванием фрагментов их произведений в исполнении гостей или участников гостиной. Возможно в гостиной и чаепитие. Салон – это вечер для узкого круга лиц, объединенных общими интересами и увлечениями, создающий атмосферу ушедших времен. Салоны могут быть театральные, музыкальные, художественные, литературные. На таких вечерах в уютной «домашней» обстановке участники обмениваются информацией о спектаклях, концертах, поэзии и прозе, художественных произведениях. Часто салон строится по форме как вечер-воспоминание о прошедших эпохах, помогает участникам мероприятия окунуться в их атмосферу. Методы проведения салона весьма разнообразны: это может быть костюмированный вечер или, по образу салонов XVIII-XIX вв., вечер, на котором «хозяйка» принимает гостей. Презентация – это форма представления информации как с помощью разнообразных технических средств, так и без них. Как правило, представляются новые проекты, товары, услуги, идеи и т.п. В целом задача презентации – сделать так, чтобы ее объект заинтересовал аудиторию. Для этого составляется сценарий презентации, в соответствии с которым подбираются: компьютерная графика, видеоряд, раздаточный материал, цветовое и звуковое оформление и другие средства. Чем ярче, интереснее и необычнее презентация, тем лучше. Защита проектов – представление, в ходе которого участники или группы демонстрируют какие-либо проекты, включающие в себя элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся. Защите проектов обязательно предшествует такая форма, как подготовка к представлению — придумывание, разработка и оформление проекта. Данная форма работы нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный. Функции участников взаимодействия: ведущий, зритель-коммуникатор, демонстратор. Выставка – явление очень распространенное. Их устраивают везде, к ним проявляется большой интерес. Велико их образовательное и художественно-воспитательное значение. Выставка – специально организованная деятельность по созданию экспонатов или информационного продукта для последующего знакомства с этой информацией. Работа над оформлением выставок помогает педагогу направить пробудившуюся энергию подростков на общественно полезную деятельность, активное участие в жизни учебного учреждения. Ребята с удовольствием работают над конкретной социально значимой тематикой. В процессе выполнения совместных работ сплачивается детский коллектив, воспитывается взаимопомощь. Любая выставка проходит на определенной заранее подготовленной площадке с выставочным материалом для последующей демонстрации. Выставки служат стимулом для развития творчества ребят, средством развития эстетического вкуса, нравственности, повышают интерес к искусству и социальным проблемам. Конкурсные программы – это соревнования в каком-либо виде человеческой деятельности. Конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков. В этом и заключается главный педагогический смысл конкурсных программ: развиваться можно, только сравнивая себя с окружающими, а конкурс – это и есть момент сравнения. Конкурсные программы позволяют:
Этапы подготовки конкурса:
Виды конкурсных программ зависят от их содержания:
следующая страница >> |
ещё >> |