Методические рекомендации по организации огласительных курсов в Ростовской-на-Дону епархии Содержание Преамбула I. Подготовка к Крещ - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по организации "Коллективного творческого... 1 119.98kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Огневая подготовка» 1 357.29kb.
Методические рекомендации по подготовке к зачетам и экзаменам для... 2 374.1kb.
Методические рекомендации по организации цеховых и межцеховых оздоровительных... 3 901.96kb.
Методические рекомендации по организации работы комиссий по соблюдению... 4 592.95kb.
Водно-болотные угодья ростовской области: перспективы развития туризма 1 71.76kb.
Методические рекомендации к преподаванию темы Рондо 1 187.26kb.
Методические рекомендации по организации обучения руководителей и... 1 61.71kb.
Методические рекомендации по оперативному реагированию органов управления 1 78.22kb.
Методические рекомендации Управления Роскомнадзора по Ростовской... 1 73.44kb.
Методические рекомендации для студентов озо «Введение в педдеятельность»... 3 840.39kb.
Московский патриархат владимирская епархия 1 362.78kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические рекомендации по организации огласительных курсов в Ростовской-на-Дону - страница №1/5



Священник Александр Усатов

Концепция подготовки к Крещению

Методические рекомендации по организации

огласительных курсов в Ростовской-на-Дону епархии

Содержание

Преамбула

I. Подготовка к Крещению взрослых

О недопустимости Крещения взрослых без оглашения

Задачи и цели оглашения и катехизации

Предоглашение

Исповедально-доверительная беседа со священником

Восприемник для взрослого оглашенного

Кто может проводить катехизацию

Организация оглашения

Общие принципы оглашения

Аскетические элементы подготовки к Крещению

Условия допуска к Крещению

Препятствия к принятию Крещения

Абсолютные препятствия к Крещению

Условные препятствия к Крещению

Особые случаи

Чины присоединения инославных к Православной Церкви

Чины присоединения иноверных к Православной Церкви

II. О крещении детей

Крещение детей родителей-христиан

Крещение детей нехристиан

Восприемники младенцев

III. Миссионерские аспекты совершения Таинства Крещения

IV. Посткрещальная катехизация

Приложение 1. О совершении Таинства Крещения

Приложение 2. Список источников и литературы для организации курсов оглашения

Приложение 3. Список рекомендованных Интернет-сайтов, содержащих материалы для катехизаторов и оглашенных

«Что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои,

призвав имя Господа Иисуса» (Деян. 22:16)

Преамбула

Бог обращается к человеку через евангельскую проповедь, и человек отвечает через покаяние - изменение прежнего образа жизни через исповедание веры и принятие святого Крещения.

Таким образом, оглашение и Крещение как вступительное Таинство в жизнь Церкви суть вопросы, наиболее важные, с одной стороны, для каждого верующего, но вместе с тем для жизни всей Церкви, так как вхождение в Церковь не есть только личное дело отдельного человека, но касается всей Ее полноты1.

Оглашением принято называть церковную образовательную и просветительскую деятельность по подготовке к Крещению уверовавшего во Христа человека и желающего вступить в Церковь. Обучение имеет целью не только научить основным истинам веры, но и убедиться в искренности веры и в действительности покаяния человека, желающего присоединиться к Церкви Христовой.

Важно правильно расставить акценты в поэтапном приобщении человека к Церковной Полноте.

В своем миссионерском служении Церковь стремится помочь человеку обрести покаяние и веру в Бога, уделяя особое внимание знакомству человека с Благой Вестью, а также пробуждению доверия к Церкви и Богу и переосмыслению жизни.

Огласительный период является вторым этапом пути человека к Богу и Церкви. Участие человека в оглашении представляет собой результат принятия им свободного и ответственного решения о вступлении в Церковь.

Последующее за принятием Крещения воцерковление (первый этап самостоятельной церковной жизни человека) именуется собственно катехизацией (от греч. katecheo - «оглашать, устно наставлять, учить»)2.

Участников катехизического процесса принято называть катехуменами или оглашаемыми (в случае подготовки к Крещению).

Евангельская проповедь, благодаря которой человек поверил во Христа, посредством катехизации призвана стать практикой христианской жизни, что реализуется через вхождение в церковную общину и обретение пастырской опеки.

В Концепции миссионерской деятельности РПЦ отмечено, что

традиционно воцерковление взрослых некрещеных людей проходит ряд ступеней: свидетельство (предоглашение) – оглашение – Крещение – научение (тайноводство)3.

Указанные этапы могут иметь различную продолжительность и должны вытекать один из другого, так как упущение любого из них ведет к негативным последствиям для духовного роста православного христианина.

Невозможно начинать собственно катехизацию раньше проповеди Евангелия и обретения веры во Христа. Недопустимо и участие в Таинстве Крещения неподготовленного человека, который, обретая веру во Христа, не представляет себе, в чем же эта вера заключается, и какие последствия этот шаг должен иметь для его жизни.

Ответственное отношение Православной Церкви к принятию в свое лоно новых членов проявляется в осуществлении Крещения только тех лиц, которые принимают и исповедают веру Церкви: младенцев церковных родителей и восприемников («крестных родителей»), а взрослых – после подготовки к сознательному принятию Таинства Крещения.

В дореволюционной России (как и в Византийской империи) в абсолютном большинстве случаев Крещение совершалось над детьми верующих родителей, жизнь которых протекала в православной среде. Родившись в то время, человек попадал в христианское окружение, воспитывался им и соразмерял всю свою жизнь с укладом Церкви. А так как христианство стало государственным мировоззрением, институт оглашения пришел в упадок.

Настоящий же момент истории Русской Православной Церкви имеет множество сходных черт с апостольским временем, когда перед Церковью стояла необходимость совершения Таинства Крещения над взрослыми людьми. В Советское время совершение Крещения всячески преследовалось, вследствие чего среди желающих креститься в начале XXI века оказалось огромное число россиян юношеского, среднего и даже пожилого возраста.

В Определении Архиерейского Собора РПЦ 24-29 июня 2008 года указано, что

развитие церковной жизни серьезно ставит проблему подготовки взрослых людей к принятию Святого Крещения, а также повышения уровня знаний уже принявших это Таинство. Необходимо систематизировать имеющиеся подходы и дать действенные рекомендации пастырям по совершению катехизической деятельности4.

Настоящая Концепция основывается на «Концепции миссионерской деятельности РПЦ», одобренной Архиерейским Собором РПЦ 2008 года, документах Архиерейского Собора РПЦ 2008 года, Рекомендациях и инструкциях Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, опирается на рекомендациях, изложенных в докладах Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а также на анализе накопленного опыта огласительной практики православных миссионеров.

Она призвана помочь священнослужителям и миссионерам из числа мирян в их катехизаторской деятельности в Ростовской-на-Дону епархии.

I. Подготовка к Крещению взрослых

О недопустимости Крещения взрослых без оглашения

Оглашение (подготовку уверовавших к Таинству Крещения) следует проводить со всеми взрослыми, желающими принять Таинство Крещения5.

В текстах Нового Завета встречается следующая схема: проповедь Евангелия, его принятие и Крещение. Эта неразрывная связь между научением и Крещением основана на словах Спасителя: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16). В Евангелии от Матфея эта схема дополняется повелением учить и после Крещения: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Матф. 28:19,20). В своем толковании на это место свт. Афанасий Великий отмечает, что

Спаситель заповедал не только крестить, он повелел вначале «учить», затем «крестить», чтобы научение породило истинную веру и уже с верой мы могли бы принять Таинство6.

Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви особо подчеркивает

каноническую недопустимость в обычных случаях Крещения взрослых людей и молодежи без предварительной полноценной катехизации7.

Корпус канонов Православной Церкви имеет немало упоминаний о порядке подготовки к Крещению.

«Готовящимся ко крещению надлежит обучаться вере» (78 канон VI Вселенского Собора и 46 канон Лаодикийского Собора).

Во 2-м каноне I Вселенского Собора попытка оглашать недавно обратившихся от язычества людей лишь «краткое время» и «вскоре» крестить признана нарушением церковных правил. Под угрозой исключения из клира священникам предписано выделять определенный период на оглашение, т.к. это является благом для духовного роста оглашенного8.



45-й канон Лаодикийского Собора запрещает принимать в списки готовящихся к Крещению имена тех, кто не изъявил решительного желания принять Крещение и не участвовал в огласительных беседах в течение месяца (в древности Крещение совершалось в Великую Субботу).

Оглашение перед Крещением дает человеку время на осознание важности предпринимаемого им шага и испытание твердости намерений (2-й канон I Вселенского собора).

О негативных последствиях крещения взрослых людей без какой-либо подготовки говорил известный миссионер-проповедник ХХ века митр. Антоний Сурожский:

Неужели нам надо таких творить? Если человека крестить преждевременно, без подготовки, он потом не растет. Он уже свое получил, зачем ему еще чему-то учиться?9

О необходимости подготовки к Крещению не раз высказывался почивший Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II:



Сохраняется формализм в подходе к Таинству Крещения. Во многих храмах в погоне за доходом сохраняется «конвейерный метод», когда первой, главной и последней частью подготовки к Крещению является оформление за свечным ящиком - уплата денег, а священник ставится в положение требоисполнителя.

Чрезвычайно важно как можно скорее перейти от практики формального требоисполнительства к благоговейному, вдумчивому совершению Таинств и обрядов, прежде всего крещения... Здесь всегда необходимо сердечное участие священника, необходимы катехизация — подготовка к совершению Таинства — и проповедь, так как в эти главные моменты человеческой жизни особенно легко найти контакт с открывающимся навстречу Божественной правде сердцем человека.

В каждом храме необходимо сделать так, чтобы священник имел хотя бы одну предварительную встречу с обращающимися по вопросу о крещении…

Человек, принимающий Святое Крещение формально, больше в храм не придет. Человек, осознавший его значимость, станет постоянным прихожанином10.
Актуальность оглашения в настоящее время отмечается Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом:

Принятию церковного Таинства Крещения… должна предшествовать катехизация. Желательно, чтобы она не ограничивалась беседой накануне или в самый день совершения чинопоследования, хотя даже такая беседа лучше, чем отсутствие всякой катехизации11.

Считаю, что прошло то время, когда мы, радуясь самому желанию принять святое крещение, откликались на него незамедлительно. Сегодня важно пояснять приходящему к Таинству, какие обязательства он принимает на себя, становясь членом Церкви, надо пояснять и крестным родителям, какую ответственность они берут, воспринимая младенцев из купели крещения12.

В Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви отмечено, что человека, не желающего



посильно потрудиться ради Бога и осознанного, ответственного вступления в Церковь, крестить «по первому требованию» вряд ли полезно13.
Стремление как можно быстрее крестить человека во многих случаях является проявлением магического миросозерцания, когда «полезность» участия в Таинстве оценивается безо всякого учета свободной воли человека и его способности воспринять и сохранить благодатные дары.

Однако, с точки зрения православного богословия



Крещение не имеет значения для спасения крещенного, если он не будет наставлен и не научится истинам веры, которые он свободно примет14.
Некрещеный будет судим по закону совести, а крещеный человек - по закону Евангелия, даже если он и не собирался свою жизнь посвятить Христу:

Принявшие Крещение в младенчестве и недостойно прожившие всю жизнь будут иметь большее осуждение, чем не крещеные, как поругавшие... святую одежду Христову 15.

Кто по принятии благодати Крещения делает лукавые дела, тот отпал от благодати, и Христос нимало не поможет ему, пребывающему в грехе16.
Люди православные по Крещению, но не имеющие достаточных знаний о вере представляют собой среду для распространения лжеучений. По словам Святейшего Патриарха Алексия II

проблема околоцерковных суеверий напрямую связана с отсутствием системы начального (огласительного) духовного образований на приходах, с отсутствием подлинной веры и подлинных знаний, место которых занимают оккультные суррогаты «массовой культуры» и псевдоправославные вымыслы17.

Таким образом, можно заключить, что стремление как можно скорее крестить обратившегося к вере взрослого человека противоречит традициям и канонам Церкви.

Все верующие должны иметь возможность пройти катехизацию, а предстоятели церковных общин обязаны такую возможность предоставить18.

Невозможно допустить, чтобы из-за каких-либо ложных предубеждений верующие были лишены катехизации, чтобы не было сказано: «дети просят хлеба, и никто не подает им» (Плач. 4:4)19.



Задачи и цели оглашения и катехизации

Главной целью оглашения является не интеллектуальное воспитание новообращенного человека, а его сознательное вхождение в Церковь, в которой он найдет спасение20.

Таким образом, основные задачи оглашения и катехизации сводятся к тому, чтобы помочь человеку в:

- обретении Евангелия как Книги Жизни; принятии Евангелия в свете Предания Православной Церкви, идущего от апостольских времен;

- формировании христианского мировоззрения, основанного на Священном Писании и догматических основах Православия, отраженных, прежде всего, в Символе веры;

- приобщении к Церкви как Телу Христову, частями которого является каждый из ее членов, а единственной Главой (ср. Еф. 4:15) и посредником между Богом и людьми (ср. 1 Тим. 2:5) - Господь Иисус Христос;

- осознании Евхаристии центром и отправной точкой христианской жизни и любого церковного служения, приобщении к евхаристической жизни общины;

- обретении своего места и служения в Церкви, осознании степени личной ответственности за Церковь;

- вхождении новообращенного христианина в христианскую общину, собранную вокруг Евхаристической чаши;

- знакомстве с каноническими и дисциплинарными нормами церковной жизни;

- принятии иерархического и административного устройства Церкви.

Плодами катехизации являются обретение христианского мировоззрения и сознательное вхождение в жизнь Церкви, участие в ее Таинствах и прежде всего – в святой Евхаристии. Важнейшим критерием церковности является активная духовная и нравственная жизнь (ср.: Иак. 4:17, Гал. 5:22-23), молитва и дела любви: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет?» (Иак. 3:19-20)21.

Предоглашение

Подготовка к Крещению начинается задолго до оглашения. Предоглашение - это первые шаги некрещеного человека к Церкви, время частных встреч с православными священниками, миссионерами и мирянами, посещения храма и чтения церковных книг. Именно в это время важно заметить в душе человека разгорающийся огонь веры и способствовать соединению будущего христианина с Богом и Его Церковью.

Церковная община должна проявить особую заботу и внимание к тем, кто пришел в храм впервые (принцип «миссионерской приветливости»). Желательно, чтобы при храме были люди из числа постоянных прихожан, которые могли бы приветливо встретить этих людей, ответить на их вопросы, а также пригласить на регулярно проводимые беседы. Первое впечатление о храме и о Церкви чрезвычайно важно для нецерковных людей22.

Святейший Патриарх Алексий II свидетельствовал, что



сейчас многие священнослужители обнаруживают некоторую растерянность при встрече с молодыми людьми, вызванную их внешним видом, манерой общаться. Но важно за внешними проявлениями разглядеть живую душу, ее искания и духовные устремления, быть не судьей, а врачом, не обличителем, а пастырем добрым, стяжать святую ревность, дабы исполнить слова Спасителя: «пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом Мой» (Лк. 14, 23)23.

В каждом храме следует размещать информацию, о том, где и когда в данном приходе (или в других храмах благочиния) проводятся подготовительные беседы перед Крещением, а также катехизаторские курсы24. Кроме информационных стендов для этой цели можно использовать краткие памятки и пособия о значимости подготовки к Таинствам Крещения25, Исповеди, Венчания и Причащения, распространяемые в церковных лавках, а также визитки, которые вручаются для запоминания о месте и времени проведения огласительных бесед.



Исповедально-доверительная беседа со священником

В своей проповеди в день Пятидесятницы апостол Петр указал, что покаяние должно предшествовать Крещению:



покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа (Деян. 2:38).

Перед совершением Таинства Крещения над нехристианином, желающим присоединиться к Православной Церкви, священник должен испытать его совесть во время индивидуальной исповедальной беседы:



Грехи, которые были совершены до Крещения, должны быть исповеданы перед Крещением, с тем, чтобы креститься, раскаявшись и примирившись с Богом, со своей совестью, с ближним26.

Во время исповедально-доверительной беседы священнику необходимо раскрыть смысл обетов Крещения и выявить отношение к ним оглашаемого, искренне ли он желает принять православную веру и придерживаться ее неизменно до конца жизни или притворно, ради каких-либо выгод и пристрастий.

В Древней Церкви оглашенным предписывалось исповедоваться перед принятием Крещения:

Настоящее время есть время исповедания. Исповедуй содеянное словом, делом, в ночи, во дни27.

Желающие принять Крещение во время такой беседы рассказывали о себе, о роде своих занятий, а также о том, что побудило их прийти в Церковь28, что открывало возможность помочь человеку изменить свою мотивацию в случае ее ошибочности (например, при стремлении принять Крещение ради сохранения здоровья).

Современному священнику также необходимо выяснять, нет ли в жизни человека препятствий к участию в Таинстве Крещения (см. раздел «Препятствия к принятию Крещения» настоящей Концепции). В случае выявления таковых совершение Таинства должно быть отложено до времени решительного исправления жизни оглашаемого29.

Исповедально-доверительная беседа помогает священнику составить для себя представление о будущем члене приходской общины, что важно для осуществления душепопечения и построения общинной жизни30.

Проводить исповедально-доверительную беседу имеет право только священник. В конце такой беседы не читается разрешительная молитва.

Итогом встречи может стать побуждение для прохождения оглашения или предложение провести серию дополнительных встреч со священником для преодоления препятствий к принятию Таинства Крещения.

Восприемник для взрослого оглашенного

По древней традиции у взрослого оглашенного может быть опытный в церковной жизни восприемник («крестный родитель»), который принимает участие в обучении оглашенного и выступает как поручитель серьезности его намерений31.

Восприемник должен свидетельствовать перед Церковью о жизни новообращенного во время его оглашения. На основании этого свидетельства оглашенный объявляется достойным приема в Церковь.

Кто может проводить катехизацию

Обучение вере, согласно 10-му правилу VII Вселенского Собора, является прямой обязанностью православного священника32.

Из молитвы, читаемой при хиротонии во священника видно, какое значение придает Церковь его учительскому призванию:

Исполни его дарами Святого Духа, чтобы он был достоин предстать неукоризненным пред Твоим жертвенником, чтобы проповедовал Евангелие Твоего Царства, чтобы говорил слово Твоей истины, чтобы приносил Тебе Дары и духовные жертвы, чтобы обновлял народ через купель обновления.

По словам Святейшего Патриарха Алексия II



пастырь призван к тому, чтобы вся его деятельность была единой проповедью о Христе Воскресшем... отсутствие стремления к проповеди веры, безусловно, есть показатель внутреннего неблагополучия церковного организма33.
Кроме священника огласительные беседы может проводить диакон или катехизатор из мирян по поручению настоятеля храма и с благословения духовника.

Для эффективного осуществления огласительного процесса настоятелям следует иметь помощника на должности педагога-катехизатора в штатном расписании прихода34. Такой сотрудник должен быть аттестован в епархиальном отделе религиозного образования и катехизации35.

Катехизатор должен иметь достаточный опыт церковной жизни, быть богословски образованным (как минимум - пройти обучение на епархиальных катехизаторских курсах), иметь общую гуманитарную подготовку и готовность осуществлять все виды катехизации.

Катехизатору необходимо четко понимать смысл, цели своего служения, область и глубину своей компетенции – осознавать, что он не есть носитель полноты истины и может ошибаться, признавать свободу тех, к кому обращена проповедь.

В случае проведения бесед мирянином или диаконом необходимо личное знакомство священника с готовящимися к участию в Таинствах36.

Организация оглашения

Предварительное наставление в православной вере (оглашение) в древности совершалось в течение двух-трех лет, а самый интенсивный период подготовки к Крещению составлял 40 дней. Оглашение совершалось и над отроками не менее семи лет от роду37.

В Ростовской-на-Дону епархии с 2005 г. произошло упорядочение практики оглашения, и распоряжением правящего архиерея установлен минимальный период подготовки к Крещению для молодежи с 14-ти лет38 и взрослых в один месяц. В это время оглашенным рекомендуют регулярно посещать специальные беседы для готовящихся принять Крещение, читать Евангелие и книги, разъясняющие христианские догматы (например, Закон Божий), обретать опыт личной молитвы и посильно участвовать в литургической и церковно-общинной жизни прихода.

Оптимальный режим встреч с оглашенными - одна беседа в неделю. Готовящийся к Крещению человек должен иметь возможность и время не только усвоить услышанное, но и прочесть литературу и жизненно откликнуться на призывы Церкви.

Возможны несколько вариантов организации огласительных бесед: в будние дни и на выходных.

Первый вариант предусматривает проведение курса огласительных бесед в следующем порядке: первая беседа проходит в понедельник вечером, вторая - во вторник 2-й недели, третья - в среду 3-й недели, и последняя - в четверг 4-й недели. Такая организация бесед позволяет начинать новый курс оглашения каждую неделю (в понедельник).


следующая страница >>



В условиях тирании гораздо легче действовать, чем думать. Ханна Арендт
ещё >>