Похожие работы
|
Методические рекомендации по организации и проведению практики студентов, обучающихся - страница №1/9
![]() ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
МУРМАНСК
2008 УДК 364 (075.5) ББК 60.9 C 23 Печатается по решению редакционно-издательского совета Мурманского государственного педагогического университета Утверждена учебно-методическим советом 15.04.2008 г. Рецензенты: М.И.Сидорова, к.п.н., старший преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы. В.А. Милиев, к.ф.н., доцент, директор ГООУ СПО «Мурманский строительный колледж им. Н.Е. Момота» Ответственный редактор: Е.Н. Шовина, к.ф.н., доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы Сборник программ учебной и производственной (профессиональной) практики по специальности «040101 – Социальная работа» (учебно-методические материалы) / Отв. ред. Е.Н. Шовина. – Мурманск: МГПУ, 2008. – 101 с. Печатается в авторской редакции
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемые методические рекомендации по организации и проведению практики студентов, обучающихся по специальности «040101 - Социальная работа», подготовлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «040101 - Социальная работа». Программа подготовки специалиста по социальной работе включает в себя как теоретическую часть обучения, т.е. освоение комплекса различных учебных дисциплин, преподаваемых в университете, так и практическую часть, реализация которой связана с формированием профессиональных умений и навыков, применением теоретических знаний в реальной деятельности. Ценность практического обучения общепризнанна. Именно на практике студенты знакомятся с системой учреждений социальной защиты, обслуживания и реабилитации нуждающихся и всего населения в целом, структурой различных типов социальных учреждений; осознают ценности социальной работы; учатся развивать профессиональные отношения с клиентами в процессе оказания им помощи, ответственно относиться к клиентам и специалистам социальных учреждений; решают на практике этические дилеммы; применяют на практике теоретические знания о человеке, государстве и обществе; изучают основные нормативные документы по социальному законодательству и др. Практика позволяет студенту не только апробировать знания и навыки профессиональной деятельности, но и адаптироваться: 1) к профессии, т.е. в ходе решения конкретных задач, поставленных руководителем практики, отработать ряд профессиональных умений и навыков; 2) к коллективу, т.е. освоить принципиально иные образцы поведения в коллективе, нормы взаимодействия с коллегами, руководителями социальной службы, клиентами; 3) к новой роли в обществе, связанной с социальной помощью людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. В организации практики студентов по специальности «Социальная работа» учитываются следующие аспекты: - соответствие целей и задач практики уровню и степени подготовки студентов; - стремление к непрерывной и последовательной интеграции теории и практики в течение всего периода обучения в университете; - преемственность структуры и содержания практик студентов разных курсов обучения; - освоение и усложнение ролевого репертуара специалиста по социальной работе студентами последовательно курс за курсом. Предполагается, что реализация данных идей даст возможность студентам, обучающимся по специальности «Социальная работа», развивать умения, необходимые в исполнении профессиональных ролей (посредник, помощник, защитник, консультант и пр.), организации и планировании работы с клиентом как реальным, так и потенциальным. Система практической подготовки студентов включает в себя следующие виды практик (см. Таблицу 1): Виды учебных и производственных практик Таблица 1
Программы практик имеют одинаковую структуру, включающую в себя следующие обязательные компоненты: цель и задачи практики, сроки прохождения, описание основного содержания практики (подготовительный, рабочий, итоговый этапы), особенности организации деятельности студентов на каждом виде практики, ожидаемые результаты, формы отчетной документации. Краткая характеристика основных этапов прохождения практики представлена в таблице 2:
Эффективность социальной работы в обществе во многом определяется профессионализмом и заинтересованностью самих специалистов социальной сферы. Поэтому ведущей целью практического обучения студентов является подготовка компетентного специалиста, обладающего высоким уровнем развития профессиональных и личностных качеств, поощрение активности, инициативности студента, стремления искать творческое решение социальных проблем клиента. Программа учебной (ознакомительной) практики по специальности «040101 – Социальная работа» для студентов I курса Автор: Т.Д. Тегалева, старший преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы В современном стремительно меняющемся мире социальная работа стала одной из важнейших гуманитарных профессий, необходимых для устойчивого социального развития общества. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «040101 – Социальная работа» предусматривает теоретическое обучение, научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные, несколько видов практики. Формирование навыков и умений, как правило, осуществляется во время практикумов, а также во время непрерывной практики. Систематизация практики начинается с 1 курса обучения студентов. Учебная (ознакомительная) практика является обязательной составной частью учебного процесса. Ознакомительная практика предполагает приобретение знаний о характере и способах решения социальных проблем общества, о клиентах и деятельности социальных служб. Практика способствует позитивной адаптации студентов к избранной профессии, самоопределению личности, определению способностей и интересов студентов. Сроки проведения практики: учебная (ознакомительная) практика проводится на 1 курсе во втором семестре, общей продолжительностью две недели. Цель практики: дать представление о социальной сфере города (области) и ее возможностях в удовлетворении социальных потребностей населения в целом и отдельных категорий. Задачи практики: - изучить направления деятельности учреждений социальной сферы, их специализацию, административно-организационную структуру, нормативно-правовое обеспечение; - учиться систематизировать и обобщать полученную информацию; - учиться формулировать выводы о деятельности конкретного учреждения социальной сферы; - способствовать ранней социальной и профессиональной ориентации будущих специалистов путём вовлечения их в коллективы учреждений социального обслуживания для участия в производительном труде.
Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. При разработке программы были использованы материалы Ассоциации социальных педагогов и социальных работников, учебные и учебно-методические пособия, рекомендации по организации практики студентов в высших профессиональных образовательных учреждениях по специальности 040101 – социальная работа В.Г. Бочаровой, Ю.Н. Галагузовой, Л.Г. Гусляковой, И.Д.Зимней, Т.Ф.Золотарёвой, Т.Б.Ивановой, Н.П. Клушиной, В.С. Ткаченко, Г.Н. Штиновой и др.
Ожидаемые результаты После прохождения практики студент 1 курса должен знать: - типологию учреждений современной системы социального обслуживания населения; - законодательные и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность социальных служб и специалистов по социальной работе; - основные направления деятельности учреждений социальной защиты населения; - функциональные обязанности и нравственно-этические нормы деятельности специалистов социальных служб, учреждений, организаций. После прохождения практики студент 1 курса должен уметь: - работать с законодательными, нормативно-правовыми документами, научной и методической литературой; - устанавливать и поддерживать профессиональные отношения со специалистами и руководителями учреждений (организаций); - наблюдать, анализировать и фиксировать содержание и особенности деятельности специалистов; - устанавливать контакт с клиентами службы, компетентно участвовать в организации социальной работы совместно со специалистами учреждения.
2. «Визитная карточка» учреждения (Приложение 4). 3. Отчёт студента о прохождении учебной (ознакомительной) практики (Приложение 6). 4. Отзыв – характеристика группового руководителя (Приложение 8). 5. Тезисы выступления на итоговой конференции.
Оценка за прохождение практики выставляется на основании характеристики, предоставленной групповым руководителем, отчёта студента, его выступления на заключительной конференции. Программа учебной (производственной) практики по специальности «040101 – Социальная работа» для студентов II курса Автор: Т.Д. Тегалева, старший преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы Профессионализм специалиста по социальной работе складывается из профессиональных знаний, навыков и умений. Овладение навыками и умениями является составной частью практической подготовки специалистов, формирование которых, как правило, осуществляется во время практикумов, а также во время непрерывной практики. Учебная (производственная) практика способствует ранней социальной ориентации будущих специалистов. Здесь они получают информацию о различных направлениях социальной работы, об организационных структурах социальной сферы горизонтального и вертикального уровней. При прохождении учебной (производственной) практики студенты сталкиваются с реальными жизненными ситуациями и формами их разрешения. Поэтому очень важно, чтобы на этом этапе практики они смогли познакомиться с максимально широким спектром направлений социальной работы: учреждениями социального обслуживания, органами управления социальной защиты, клиентами социальных служб и их потребностями, методиками и технологиями удовлетворения этих потребностей. Учебная (производственная) практика осуществляется в организациях и учреждениях, соответствующих профилю специальности (см. Приложение 1).
- изучить опыт деятельности учреждения - базы практики (системы социальной защиты, образования, здравоохранения), функции, место и роль социального работника в данном учреждении; - познакомиться с содержанием основных должностных обязанностей сотрудников, документацией, нормативно-правовыми основами их профессиональной деятельности; - изучить личностные особенности, интересы, потребности клиентов учреждения (базы практики); - освоить метод первичной социальной диагностики личности клиента (социальный паспорт), научиться систематизировать и анализировать полученную информацию; - познакомиться с формами, методами, технологиями социальной работы в оказании социальной помощи различным категориям населения; - формировать у студентов умение и навыки саморефлексии.
При разработке программы были использованы материалы Ассоциации социальных педагогов и социальных работников, учебные и учебно-методические пособия, рекомендации по организации практики студентов в высших профессиональных образовательных учреждениях по специальности 040101 – социальная работа В.Г. Бочаровой, Ю.Н. Галагузовой, Л.Г. Гусляковой, И.Д. Зимней, Т.Ф. Золотарёвой, Т.Б. Ивановой, Н.П. Клушиной, А.А. Козлова, А.И. Ляшенко, Г.В. Сорвачёвой, В.С. Ткаченко, Г.Н. Штиновой и др. следующая страница >> |
ещё >> |