Похожие работы
|
Методические рекомендации по оценке стоимости интеллектуальной собственности - страница №2/8
![]() ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИВ таблице систематизированы те подходы и методы, которые применяются на практике для стоимостной оценки интеллектуальной собственности.
Некоторые из этих методов можно трактовать как разновидности более общих методов. И то, что они даны в таблице как самостоятельные методы, объясняется только удобством их рассмотрения. Всю совокупность методов, применяемых для оценки ИС, так же, как и в случае с другими видами собственности, можно разделить на 3 группы: доходный подход (основанный на учете чистого дохода), затратный подход (основанный на учете затрат на воссоздание ИС) и рыночный подход (основанный на учете и доходов, и затрат). Что касается чистого дохода, то его можно повысить или увеличением валового дохода (группа методов "Преимущество в прибыли"), или уменьшением расходов на создание и применение ИС (группа методов "Преимущество в расходах").
В основе методов этой группы лежит отождествление ОИС с активом, приносящим доход. Т.е. рассматривается как средство, способное генерировать денежные потоки. Группа данных методов должна учитывать следующие факторы: определение годового чистого денежного потока, генерируемого ОИС; прогнозирование значений годового чистого денежного потока на будущие периоды использования ОИС; учет рисков, влияющих на будущие размеры денежных потоков; приведение значений денежных потоков к единому моменту времени.
Основная концепция всех методов этой группы: преимущество в прибыли образуется или по сравнению с предприятиями, выпускающими аналогичную с рассматриваемым предприятием продукцию (но без использования оцениваемой ИС), или применительно к данному предприятию, выпускавшему продукцию с использованием и без использования ИС. Затем скалькулированное в денежной форме преимущество в прибыли капитализируется и полученная величина принимается как оценка стоимости ИС. Основой оценки прав интеллектуальной собственности является их исключительный характер. Практически интеллектуальная собственность позволяет монополизировать рынок нового продукта или технологию производства продукта. Т.е. предприятие может стать монополистом на период действия прав интеллектуальной собственности, если не появится более эффективное техническое решение по производству данного продукта. Необходимо разделить два принципиально разных случая:
В первом случае стоимость изобретения, защищенного патентом или ноу-хау, будет определяться суммой дисконтированных ожидаемых денежных потоков при достижении предприятием пика эффективности (произведение чистой прибыли с одной единицы продукции на общий объем продаж данного вида продукции должно достигнуть своего максимального значения в каждом отдельном периоде, по которому проводится дисконтирование). 2.1.2. Группа методов "Преимущество в расходах" Основная концепция, положенная в основу методов этой группы: чем меньше расходы, инициированные использованием ИС и связанные с производством и реализацией продукции, тем больше чистая прибыль и, соответственно, больше полученная путем ее капитализации стоимость ИС. В зависимости от источника возникновения экономии расходов существуют два метода, входящих в эту группу.
Этот метод основан на следующих условных допущениях:
Метод выигрыша в себестоимости Основа этого метода - учет экономии затрат, которая может быть ассоциирована с применением оцениваемой ИС. Применение этого метода подразумевает вычисление величины выигрыша в себестоимости за срок, когда ИС еще приносит полезный эффект (снижает себестоимость). Рассчитанный размер экономии в себестоимости затем капитализируется, что позволяет определять текущую стоимость ИС. 2.2. Затратный подход (группа "Затратные методы ") В основе методов этой группы лежит отождествление стоимости ИС - затратам на ее воссоздание, с учетом разумной величины прибыли (если, разумеется, характер ИС принципиально допускает такое воссоздание). Причем, если подобное воссоздание предполагает полное копирование оцениваемой ИС, применяется метод восстановления. Если же при воссоздании речь идет о создании иной ИС, но с такими потребительскими свойствами, что воссозданную ИС можно условно считать аналогом оцениваемой, то применяется метод замещения Применение затратных методов подразумевает, что вклад ИС в прибыль предприятия превышает затраты на воссоздание ИС. 2.3. Рыночный подход (метод "Сравнимых продаж") Рыночный подход включает идентификацию ОИС, установление прав собственности, дату проведения оценки, вариант использования и вид стоимости, подлежащей оценке. Права собственности, которые необходимо оценить, могут быть частичными (простая лицензия) или абсолютными (исключительная или полная лицензия). Стоимости по всем сопоставимым ОИС приводятся к дате оценки. Анализ рыночной информации необходим также для выявления важных факторов спроса и предложения. Потребительские свойства ОИС определяются большим числом параметров; полный аналог оцениваемого ОИС или информация по сделкам, совершенным подобными объектами в данный момент, может вообще отсутствовать (т.е. не бывает абсолютно одинаковым ОИС). Тогда задача анализа рыночных продаж может быть сформулирована как задача поиска функции, отражающей зависимость стоимости ОИС от его характеристических свойств. Так как ОИС оцениваются в основном на основании доходного подхода, отдельного рассмотрения заслуживают методы определения чистого экономического эффекта, создаваемого ОИС. |
ещё >> |