Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по выполнению заданий. Примеры выполнения... 1 35.51kb.
Методические указания по выполнению контрольной работы 3 Варианты... 1 307.03kb.
Методические рекомендации стр. 3 7 Образцы экзаменационных материалов... 3 143.02kb.
Методические рекомендации по выполнению индивидуальных заданий по... 3 633.85kb.
Методические рекомендации по составлению тестовых заданий для контроля... 1 177.73kb.
«социальные группы и их классификация»( 11 класс) 1 44.42kb.
Методические рекомендации к применению стандартных тренировочных... 3 416.77kb.
Методические указания содержат варианты заданий, требования к их... 1 19.91kb.
Тесты по третьему периоду спецификации егэ по истории (XIX в. 4 431.85kb.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом 1 73.6kb.
Методические рекомендации по формированию и утверждению государственных... 1 364.35kb.
Высшие органы государственной власти уругвая 1 308.44kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ - страница №1/8


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

_______________________________________________________________


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»


Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2009 года

ЧАСТЬ I
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ЕГЭ

С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ
И С Т О Р И Я

Москва
2009

Научный руководитель: Ковалева Г.С., заместитель директора ФИПИ
Рецензент: Волобуев О.В., профессор Московского государственного областного университета, доктор исторических наук
Авторы-составители: Е.А. Гевуркова, В.И. Егорова, Л.И. Ларина, Я.В. Соловьев

Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2009 года по истории подготовлены в соответствии с Тематическим планом работ Федерального государственного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений», проводимых по заданию Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в 2009 году (в целях научно-методического обеспечения мероприятий общероссийской системы оценки качества образования). Пособие предназначено для подготовки экспертов по оцениванию заданий с развернутым ответом, которые включены в контрольные измерительные материалы (КИМ) для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории. Пособие состоит из трех частей.

В первой части («Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развернутым ответом. История») дается краткое описание структуры контрольных измерительных материалов 2009 г. по истории, характеризуются типы заданий с развернутым ответом, используемые в экзаменационных работах ЕГЭ по истории и критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом, приводятся примеры оценивания выполненных заданий и даются комментарии, объясняющие выставленную оценку.

Во второй части («Материалы для самостоятельной работы экспертов ЕГЭ по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом. История») в целях организации самостоятельной и групповой работы экспертов приводятся многочисленные примеры решений экзаменуемых.

В третьей части («Материалы для проведения зачета») приведены образцы заданий, содержание верного ответа, указания по оцениванию, даны образцы выполнения заданий с развернутым ответом. Материалы могут быть использованы для самостоятельной работы, а также для проведения зачета.

Авторы будут благодарны за предложения по совершенствованию пособия.


©. Е.А. Гевуркова, В.И. Егорова, Л.И. Ларина, Я.В. Соловьев 2009.



©. Федеральный институт педагогических измерений, 2009

СОДЕРЖАНИЕ











1. Задания с развернутыми ответами в структуре контрольных измерительных материалов для единого государственного экзамена по истории.


4

2. Результаты выполнения заданий с развернутыми ответами при проведении единого государственного экзамена в 2008 г.


7

3. Система оценивания выполнения заданий с развернутым ответом в КИМ ЕГЭ 2009 г.


10

4. Общие рекомендации для экспертов по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом


19

5. Примеры заданий с развернутыми ответами и комментариями для экспертов

20


1. Задания с развернутыми ответами в структуре

контрольных измерительных материалов для единого

государственного экзамена по истории
1.1. Место и назначение заданий с развернутыми ответами в экзаменационной работе
КИМ ЕГЭ по истории разрабатываются в целях обеспечения объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы. Данная установка согласуется с Порядком проведения единого государственного экзамена (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 57). Экзаменационные материалы создаются в соответствии со следующими нормативными документами: Обязательный минимум содержания основного общего образования по истории (Приказ Минобразования России № 1236 от 19.05.1998 г.); Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по истории (Приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999 г.); Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.).
Экзаменационная работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий, расположенных по принципу нарастания сложности.
Часть 1 (А) содержит 32 задания базового уровня с выбором ответа (1 верный ответ из 4 предложенных). С их помощью проверяется знание дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий.
Часть 2 (В) состоит из 11 заданий повышенного уровня сложности, требующих написания краткого ответа (1-2 слова, последовательность букв или цифр). Эти задания позволяют проверить умения устанавливать хронологическую последовательность, классифицировать и систематизировать факты, устанавливать соответствие между двумя рядами информации.
Часть 3 (С) включает 7 заданий высокого уровня сложности с открытым развернутым ответом. Эти задания позволяли выявить и оценить высокий уровень подготовки экзаменуемых. В этой части используются задания, предполагающие разные виды деятельности. Задания С1-СЗ представляют собой комплекс из 3-х заданий на анализ исторического документа. Задание С4 предполагает представление общей характеристики, систематизацию исторического материала; С5 - анализ исторических версий и оценок; С6 - анализ исторической ситуации; С7 - сравнение.
Таким образом, задания с развернутым ответом являются обязательной составной частью контрольных измерительных материалов ЕГЭ по истории. Они включены в последнюю часть экзаменационной работы – часть 3. Эти задания носят комплексный характер и позволяют проверить наиболее важные элементы подготовки по истории участников ЕГЭ. Они играют важную роль в выявлении уровней индивидуальной подготовленности экзаменуемых по предмету, степени их владения историческим материалом, умений применять знания для решения поставленных задач. Такого рода задания дают возможность в наибольшей степени выявить сильные и слабые стороны подготовки выпускников, в первую очередь, их умения анализировать и систематизировать историческую информацию, рассуждать, обосновывать свою точку зрения и т.д.

Место и назначение заданий с развернутыми ответами в экзаменационной работе определяются на основе требований к уровню подготовки выпускников по истории выпускников образовательных учреждений, реализующих программы среднего (полного) общего образования (данные требования являются частью государственного стандарта общего образования 2004 г.). Эти требования предполагают владение названными в таблице 1 знаниями, видами деятельности и связанными с ними умениями
Таблица 1.




Объекты проверки

1.0

Знание дат и периодизации отечественной истории

2.0

Знание основных фактов, явлений, характеризующих целостность исторического процесса

3.0

Знание исторических понятий, терминов

4.0

Знание причин и следствий событий, понимание исторической обусловленности общественных явлений, процессов

5.1

Установление последовательности исторических событий, временных рамок изучаемых исторических явлений, процессов

5.2

Соотнесение единичных фактов и общих исторических явлений, процессов; указание характерных черт событий, явлений, процессов

5.3

Группировка исторической информации

5.4

Систематизация исторического материала на основе представлений об общих тенденциях исторического процесса

5.5

Выявление общих черт и различий сравниваемых исторических событий, процессов

5.6

Анализ исторической ситуации; умение устанавливать комплекс причинно-следственных связей

5.7

Анализ исторических версий и оценок; умение различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории

6.1

Умение извлекать информацию из источника

6.2

Характеристика авторства, времени, обстоятельств и целей создания источника

6.3

Выявление сущности описанной в источнике проблемы в историческом контексте

6.4

Анализ позиции автора и участников описываемых в источнике событий

Часть 3 включает систему заданий с развернутыми ответами ( С), позволяющих проверить практически все вышеназванные элементы подготовки экзаменуемых, в том числе – умения работать с историческими источниками, умения давать историческое описание, анализировать и обобщать материал, делать оценочные суждения. При этом форма развернутого ответа дает возможность увидеть, насколько свободно учащиеся владеют историческим материалом, позволяет в значительно большей степени, чем в заданиях с выбором ответа, оценить индивидуальную подготовленность выпускника. Таким образом, задания этого типа обеспечивают, во-первых, комплексный характер проверки, во-вторых – не только количественную, но и качественную дифференциацию ответов учащихся.


Как было сказано, в части 3 экзаменационной работы содержатся 7 заданий с развернутыми ответами (общее число заданий в работе – 50). Вес заданий части 3 распределялся следующим образом: С1-С3 по 2 балла; С5 – 3 балла; С4, С6, С7 – по 4 балла. Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу  30,9%.


Таблица 2.

Удельный вес заданий разных типов в экзаменационной работе


Части работы

Число заданий

Максимальный
первичный балл

% максимального балла за задания данного уровня сложности от максим. первичного балла за всю работу

Часть 1 (А)


32

32

47,0

Часть 2 (В)


11

15

22,1

Часть 3 (С)


7

21

30,9

Итого

50

68

100, 0

следующая страница >>



Притворяйся вежливым — и привыкнешь. «Пшекруй»
ещё >>