Похожие работы
|
Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ - страница №1/8
![]() ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ _______________________________________________________________ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2009 года ЧАСТЬ I МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ЕГЭ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ И С Т О Р И Я Москва2009Научный руководитель: Ковалева Г.С., заместитель директора ФИПИ Рецензент: Волобуев О.В., профессор Московского государственного областного университета, доктор исторических наук Авторы-составители: Е.А. Гевуркова, В.И. Егорова, Л.И. Ларина, Я.В. Соловьев Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2009 года по истории подготовлены в соответствии с Тематическим планом работ Федерального государственного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений», проводимых по заданию Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в 2009 году (в целях научно-методического обеспечения мероприятий общероссийской системы оценки качества образования). Пособие предназначено для подготовки экспертов по оцениванию заданий с развернутым ответом, которые включены в контрольные измерительные материалы (КИМ) для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории. Пособие состоит из трех частей. В первой части («Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развернутым ответом. История») дается краткое описание структуры контрольных измерительных материалов 2009 г. по истории, характеризуются типы заданий с развернутым ответом, используемые в экзаменационных работах ЕГЭ по истории и критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом, приводятся примеры оценивания выполненных заданий и даются комментарии, объясняющие выставленную оценку. Во второй части («Материалы для самостоятельной работы экспертов ЕГЭ по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом. История») в целях организации самостоятельной и групповой работы экспертов приводятся многочисленные примеры решений экзаменуемых. В третьей части («Материалы для проведения зачета») приведены образцы заданий, содержание верного ответа, указания по оцениванию, даны образцы выполнения заданий с развернутым ответом. Материалы могут быть использованы для самостоятельной работы, а также для проведения зачета. Авторы будут благодарны за предложения по совершенствованию пособия. ©. Е.А. Гевуркова, В.И. Егорова, Л.И. Ларина, Я.В. Соловьев 2009. ©. Федеральный институт педагогических измерений, 2009 СОДЕРЖАНИЕ
1. Задания с развернутыми ответами в структуре контрольных измерительных материалов для единого государственного экзамена по истории 1.1. Место и назначение заданий с развернутыми ответами в экзаменационной работе КИМ ЕГЭ по истории разрабатываются в целях обеспечения объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы. Данная установка согласуется с Порядком проведения единого государственного экзамена (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 57). Экзаменационные материалы создаются в соответствии со следующими нормативными документами: Обязательный минимум содержания основного общего образования по истории (Приказ Минобразования России № 1236 от 19.05.1998 г.); Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по истории (Приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999 г.); Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.).Экзаменационная работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий, расположенных по принципу нарастания сложности.Часть 1 (А) содержит 32 задания базового уровня с выбором ответа (1 верный ответ из 4 предложенных). С их помощью проверяется знание дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий.Часть 2 (В) состоит из 11 заданий повышенного уровня сложности, требующих написания краткого ответа (1-2 слова, последовательность букв или цифр). Эти задания позволяют проверить умения устанавливать хронологическую последовательность, классифицировать и систематизировать факты, устанавливать соответствие между двумя рядами информации.Часть 3 (С) включает 7 заданий высокого уровня сложности с открытым развернутым ответом. Эти задания позволяли выявить и оценить высокий уровень подготовки экзаменуемых. В этой части используются задания, предполагающие разные виды деятельности. Задания С1-СЗ представляют собой комплекс из 3-х заданий на анализ исторического документа. Задание С4 предполагает представление общей характеристики, систематизацию исторического материала; С5 - анализ исторических версий и оценок; С6 - анализ исторической ситуации; С7 - сравнение.Таким образом, задания с развернутым ответом являются обязательной составной частью контрольных измерительных материалов ЕГЭ по истории. Они включены в последнюю часть экзаменационной работы – часть 3. Эти задания носят комплексный характер и позволяют проверить наиболее важные элементы подготовки по истории участников ЕГЭ. Они играют важную роль в выявлении уровней индивидуальной подготовленности экзаменуемых по предмету, степени их владения историческим материалом, умений применять знания для решения поставленных задач. Такого рода задания дают возможность в наибольшей степени выявить сильные и слабые стороны подготовки выпускников, в первую очередь, их умения анализировать и систематизировать историческую информацию, рассуждать, обосновывать свою точку зрения и т.д.Место и назначение заданий с развернутыми ответами в экзаменационной работе определяются на основе требований к уровню подготовки выпускников по истории выпускников образовательных учреждений, реализующих программы среднего (полного) общего образования (данные требования являются частью государственного стандарта общего образования 2004 г.). Эти требования предполагают владение названными в таблице 1 знаниями, видами деятельности и связанными с ними умениями Таблица 1.
Часть 3 включает систему заданий с развернутыми ответами ( С), позволяющих проверить практически все вышеназванные элементы подготовки экзаменуемых, в том числе – умения работать с историческими источниками, умения давать историческое описание, анализировать и обобщать материал, делать оценочные суждения. При этом форма развернутого ответа дает возможность увидеть, насколько свободно учащиеся владеют историческим материалом, позволяет в значительно большей степени, чем в заданиях с выбором ответа, оценить индивидуальную подготовленность выпускника. Таким образом, задания этого типа обеспечивают, во-первых, комплексный характер проверки, во-вторых – не только количественную, но и качественную дифференциацию ответов учащихся. Как было сказано, в части 3 экзаменационной работы содержатся 7 заданий с развернутыми ответами (общее число заданий в работе – 50). Вес заданий части 3 распределялся следующим образом: С1-С3 по 2 балла; С5 – 3 балла; С4, С6, С7 – по 4 балла. Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу 30,9%.Таблица 2. Удельный вес заданий разных типов в экзаменационной работе
следующая страница >> |
ещё >> |