Методические рекомендации по формированию учебно логических умений у младших школьников 12 Глава Система упражнений для работы над ф - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Коллекционирование как средство развития исследовательских умений... 1 34.45kb.
Программа занятий «Радуга», направленная на социализацию младших... 1 315.93kb.
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников 1 63.23kb.
Факультатив «Экология для младших школьников» Задачи факультатива 1 16.71kb.
Программа дополнительного образования «учимся решать логические задачи» 1 83.73kb.
Лексические параллели в русском и английском языках. Материал для... 1 75.67kb.
Программа кружка для младших школьников «экология» Учитель географии... 1 110.72kb.
Маоу сош №18, г. Тобольск Развитие межличностных отношений младших... 1 37.39kb.
Формирование коммуникативных универсальных учебных умений младших... 1 365.41kb.
Организация внеурочной деятельности младших школьников по литературному... 1 95.72kb.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов... 19 3894.69kb.
А. А. Свет во тьме: исторические повести Иваново,2010. 254 с. 1 122.02kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические рекомендации по формированию учебно логических умений у младших школьников - страница №1/3

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 65 г. ЧЕЛЯБИНСКА

(МБОУ СОШ № 65)

Развитие логических универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях развития современного общества




Выполнила:

Белоногова Марина Федоровна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 65



Челябинск 2012

Содержание

Введение­­­­­­­­­­­_________________________________________________________2

Глава 1. Образование и культура в условиях развития современного общества.

1.1. Связь процесса образования и культуры__________________________4

1.2 Особенности развития культуры современного общества____________5

Глава 2. Формирование логических общеучебных умений младших школьников на уроках русского языка.

2.1. Особенности развития интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста________________________________________________7

2.2. Теоретические представления о знаниях, умениях и навыках__________8

2.3. Методические рекомендации по формированию учебно – логических умений у младших школьников_____________________________________12

Глава 3. Система упражнений для работы над формированием интеллектуальных способностей младших школьников на уроках русского языка___________________________________________________________15

Заключение______________________________________________________24

Список литературы________________________________________________25

Приложение _________________________________________________27

























Введение

«Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут»

Аристипп из Кирены (430 – 355 гг. до н. э.)

Современный мир стремительно меняется. Ученые считают, что больше двадцати пяти процентов тех видов деятельности, которые будут востребованы в будущем, сегодня еще не существуют, а те, которые сейчас есть, существенно изменятся. Поэтому людям будут нужны абсолютно новые знания и навыки. То, что мы можем дать ученику сегодня - это совсем небольшая часть знаний, которые ему могут понадобиться в жизни.

Все это приводит к мысли, что за период обучения в школе уже невозможно будет передать детям то количество знаний, которое понадобиться им в течение всей жизни. Конкретная информация, которую мы можем дать нашим детям, составляет только небольшую часть любой области знаний.

Перед педагогами встает вопрос: как подготовить учащихся к жизни? Для учащихся же центральной задачей становится научиться самостоятельно находить знания, обрабатывать информацию, анализировать ее, делать предположения и логические выводы. Для этого необходимо развивать у учащихся учебно – логические умения и навыки.



Так как для усвоения отдельных предметов необходимы так называемые узкопредметные умения и навыки, учителя уделяют их формированию достаточно много времени. Что же касается общеучебных умений и навыков, то считается, что специальная, целенаправленная отработка их не нужна, поскольку ученики сами в процессе обучения приобретают необходимые умения, - это положение неверно. Формирование общеучебных умений и навыков - специальная педагогическая задача.

Цель работы: Выявить и теоретически обосновать условия эффективного формирования учебно – логических общеучебных умений у младших школьников в образовательном процессе.

Задачи:

  • Обосновать необходимость формирования интеллектуальных умений у младших школьников в условиях современного общества.

  • Разработать систему работы над формированием учебно – логических общеучебных умений у младших школьников.

  • Разработать методические рекомендации для учителей по
    формированию учебно-логических умений у младших школьников.


Глава 1. Образование и культура в условиях развития современного общества.

    1. Связь процесса образования и культуры.

Образование - это не только культурный феномен, но и социальный институт, одна из социальных подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому. В настоящее время - это переход от индустриального общества XX века к постиндустриальному или информационному XXI века. Развитие и функционирование образования обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и другими. Вместе с тем цель образования - развитие человека, отвечающего требованиям того общества, в котором он живет, что находит свое отражение в связи образования и культуры. Все выдающиеся педагогические школы и направления прошлого включали в себя размышления о ценности образования человека. И российская педагогическая школа тому не исключение. Для дореволюционного времени характерно формирование христианских духовных ценностей (религия, Бог, Вера, Совесть, Любовь), а также ценностей общецивилизационного характера (наука, знание, просвещение, культурное наследие). Так, Лев Николаевич Толстой в Яснополянской школе вводил уроки морали. Для него личностным образцом - педагогическим идеалом - был человек, умеющий трудиться и создавать духовные и материальные ценности. В педагогических размышлениях философов дореволюционного периода ценность личности превалировала над ценностью общества, нации, государства (Н. Бердяев, С. Булгаков, Н.Лосский). Можно сказать, что основной ценностью образования в этот период признавались именно личностно-ориентированные ценности. Одной из педагогических систем, ориентированных на государственно-общественные ценности, является система А.С. Макаренко. Его подход был ориентирован на такую организацию образовательного процесса, в которой трудовое воспитание занимало ведущее место, как ценности, созидаемой человеком. В настоящее время идею ценностного подхода связывают с гуманистической парадигмой образования, для которой характерны следующие принципы: Равенства, Диалогизма, Сосуществования, Свободы, Соразвития, Единства, Принятия. Реализация гуманитарной парадигмы в образовании предполагает обращение к культурным, общецивилизационным ценностям, ценностям трансцендентного характера и воспроизводство их в новых поколениях. Понятие гуманизм (от лат. Humanus - человеческий, человечный) означает человечность человека, любовь к людям, коммуникативность социума, уважение к личности. Таким образом, главной ценностью образования в рамках гуманистической парадигмы является человек, личность. Отсюда, образовательный процесс будет пониматься как создание условий для саморазвития, самодвижения конкретной личности. [1,16]

1.2 Особенности развития культуры современного общества.

В конце XX начале XXI века в нашей стране начали происходить значительные изменения. Настоящий период времени характеризуется деидеологизацией общества, переосмыслением и изменением системы ценностей, в том числе и ценностей образования, и определяется рядом ученых как "аксиологическая революция". Социально-экономические реформы, бурный темп жизни, экономический кризис, переход к рыночной экономике в одно мгновение низвергли то, что еще недавно казалось немыслимым. "Старые" ценности, еще недавно казавшиеся неопровержимыми, заменяются "новыми", чуждыми предшествующей практике ценностными ориентациями.

В силу данных причин происходит смена постфигуративной и конфигуративной культур префитуративной, где взрослые учатся также у своих детей. Если конфигуративные культуры были ориентированы на настоящее и умеренный темп прогресса, то префигуративные — на будущее и ускоренное движение. Это отражает время, в котором мы живем. Это культура, которую предвидят, это мир, который будет. Образование и должно подготовить детей к новому, сохраняя и преемствуя то ценное, что было в прошлом, ибо связь поколений есть история цивилизации.

Отвечая на социальный заказ общества, государством в настоящее время внедряются в практику новые стандарты обучения.

В современном обществе изменяются не только требования к ученику, но и к процессу обучения. Появляется новая трактовка индивидуального подхода. Суть нового индивидуального подхода в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.

В процессе обучения и воспитания мы должны получить личность, обладающую такими качествами, как инициативность, сообразительность, стремление добросовестно, активно и систематически трудиться, умеющую самостоятельно приобретать, перерабатывать и использовать полученные знания.[13,16]



Глава 2. Формирование логических общеучебных умений младших школьников на уроках русского языка.

2.1. Особенности развития интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста.

Психолог Л. С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Остановимся подробнее на развитии теоретического мышления младшего школьника. Ребенок, начиная обучаться в школе, должен обладать достаточно развитым конкретным мышлением. Чтобы сформировать у него научное понятие, необходимо научить его дифференцированно подходить к признакам предмета. Надо показать ребенку, что есть существенные признаки, без наличия которых данный предмет не может быть подведен под данное понятие. Критерием овладения тем или иным понятием является умение им оперировать. Если учащиеся 1 – 2 классов отмечают прежде всего наиболее наглядные внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает?) или его назначение (для чего он), то к 3 -4 классу школьники уже больше опираются на знания, представления, сложившиеся в процессе обучения.

Третьеклассники должны уметь устанавливать иерархию понятий. Вычленять более узкие и более широкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями.

Если ученик 1 – 2 класса часто подменяет аргументацию и доказательство простым указанием на реальный факт или опирается на аналогию. Далеко не всегда правомерную, то ученик 3 – 4 класса должен уметь дать обоснованное доказательство, развернуть аргументацию. Аналитическая деятельность третьеклассника основывается на представлениях и понятиях. Младший школьник идет от анализа отдельного предмета, отдельного явления к анализу связей и отношений между предметами и явлениями. Последнее есть необходимая предпосылка понимания школьником явлений окружающей жизни. Особые трудности возникают у учащихся при установлении и понимании причинно-следственных связей. Младшему школьнику легче устанавливать связь от причины к следствию, чем от следствия к причине.

К окончанию четвертого класса учащийся должен научиться и таким элементам анализа, как выявление и других связей между явлениями и понятиями: рядоположенность, порядок следования, противоположность, наличие тех или иных функциональных отношений, часть и целое.

Поэтому содержание, формы и методы начального образования должны обеспечить существенное интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование у него таких интеллектуальных умений, которые позволили бы без особых трудностей продолжить дальнейшее образование. Развитие умственной деятельности зависит от уровня сформированности интеллектуальных умений, характеризующихся высоким уровнем мобильности и вариативности, поскольку с их помощью осуществляются все когнитивные процессы и любая деятельность человека. [5]



2.2. Теоретические представления об общеучебных умениях и навыках.

Что же такое умения и навыки?

Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Навык — действие, сформированное путем повторения и доведения до автоматизации. Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное действие, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента действия.[2]

Остановимся на общеучебных умениях и навыках подробнее. Общеучебные умения и навыки - это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни. Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения. Именно умения, прежде всего, и развивает учитель, работая с учениками на определенном предметном содержании. Традиционно педагог обращал внимание на предметное содержание и предметные умения. Вместе с тем в жизни мы нечасто сталкиваемся с задачами, аналогичными предметным. Напротив, чаще всего жизненные задачи требуют надпредметных умений, которые в школьной практике называют общеучебными умениями. Специальному формированию умений этого типа не уделялось необходимого внимания, овладение ими не выделялось как отдельный компонент требований к результатам обучения, а поэтому фактически не контролировалось и не оценивалось учителем. На сегодняшний день, когда меняется представление о целях и ценностях образования, когда более важными становятся не конкретные знания, а умения их добывать, такие практико-ориентированные умения становятся все более актуальными. Определение и классификация общеучебных умений и навыков (чему учить?). Общеучебные умения и навыки - это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины.

В последние годы возрождается интерес к общеучебным умениям как универсальным для многих школьных предметов способам получения и применения знаний. Так, в «Концепции структуры и содержания общего образования» развитие общеучебных умений названо среди приоритетных целей школы. В современных условиях решение проблемы общеучебных умений начинает осуществляться на новом идеологическом основании – компетентностном подходе к содержанию образования. Так, В.А. Болотов и В.В. Сериков подчеркивают: «Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы» [1]. В том числе и гносеологические проблемы в учебно-познавательной деятельности. Поэтому новая образовательная парадигма учебно-познавательной компетенции знаменует переход школы от традиционной декларации «учись учиться» к реальному освоению учениками целостной системы методов познания. В этой системе общеучебные умения рассматриваются как важнейший деятельностный компонент учебно-познавательной компетенции, предусматривающий умения по самоуправлению учебной деятельностью, направленные на формирование учебной задачи, проектирование, контроль и анализ ее выполнения; умения по работе с информацией для достижения поставленных ранее учебных задач; умения по структурированию информации, ее анализу, сравнению, обобщению и т.д.

Рассмотрим классификацию общеучебных умений, предложенную Воровщиковым Сергеем Георгиевичем (канд. пед. наук, доцент, декан ФПК и ППРО Московского педагогического государственного университета) и Д. В. Татьянченко (кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по дистанционному обучению).

Трактовка учебно-познавательной деятельности как самоуправляемой деятельности учащегося по решению личностно-значимых и социально-актуальных реальных познавательных проблем, сопровождающейся овладением необходимыми для ее разрешения знаниями и умениями по добыванию, переработке и применению информации, определила состав и структуру программы общеучебных умений. В предлагаемой программе они объединены в три группы: учебно-управленческие, учебно-информационные и учебно-логические умения.

1. Учебно-управленческие умения.

2. Учебно-информационные умения.

2.1. Умения работать с письменными текстами.

2.2. Умения работать с устными текстами.

2.3. Умения работать с реальными объектами как источниками информации.

3. Учебно-логические умения.

3.1. Анализ и синтез.

3.2. Сравнение.

3.3. Обобщение и классификация.

3.4. Определение понятий.

3.5. Доказательство и опровержение.

3.6. Определение и решение проблем.

Более глубоко рассмотрим учебно-логические умения. Под учебно-логическими умениями понимаются общеучебные умения, обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач. Учебно-логические умения представлены целостно для всех ступеней общеобразовательной школы. Это объясняется тем, что совершенствование качества учебно-управленческих и учебно-информационных умений в первую очередь определяется усложнением алгоритмов и нормативных требований к учебной деятельности. Учебно-логические умения и в начальной, и в основной школе осуществляются по одному и тому же алгоритму, но возрастает сложность учебной информации, которая анализируется, сравнивается, обобщается.[7]

2.3. Методические рекомендации по формированию учебно – логических умений у младших школьников.

Все компоненты учебно-логических умений между собой тесно связаны и развивать что-то одно невозможно.

В целом, для развития интеллектуальных способностей необходимо работать:


  • над развитием речи учащихся;

  • над расширением словарного запаса школьников;

  • над умением наблюдать;

  • над умением рассматривать;

  • над умением слушать;

  • над умением выделять признаки предметов;

  • над умением задавать вопросы;

  • над умением выполнять анализ и сравнение;

  • над умением обобщать и делать выводы ;

Добиться результатов можно лишь при систематичности работы. Поэтому на каждом уроке желательно отводить минут 5-10 для решения логических заданий различного характера. Нельзя забывать о том, что у детей способности к интеллектуальному мышлению складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии. Ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих. Исследования позволяют выявить как минимум три стадии развития интеллектуального мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое. Одним из направлений развития интеллектуального мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов.

К 8-9 годам дети, читая или наблюдая за различными явлениями жизни, начинают формулировать поисковые вопросы, на которые сами же пытаются найти ответ. К 11-12 годам практически все дети направляют свою исследовательскую активность формулировкой поисковых вопросов. Это происходит потому, что школьники стараются понять и осмыслить причинно-следственные связи и законы появления различных событий. Исследовательская активность детей на этапе причинного мышления характеризуется двумя качествами: ростом самостоятельности мыслительной деятельности ростом критичности мышления. Благодаря самостоятельности ребенок научается управлять своим мышлением: ставить исследовательские цели. Выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей. Рассматривать известные ему факты с позиций выдвинутых гипотез. Эвристическое мышление формируется ориентировочно к 12-14 годам. Итак, кроме систематичности занятий, направленных на развитие логических умений и навыков, необходим постепенный переход от простого к сложному, от развития наглядно-действенного мышления через развитие причинного мышления к эвристическому мышлению.[6,8]

Развитие наглядно-действенного мышления ставит перед собой решение следующих задач (1 – 2 класс):


  • угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;

  • комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов;

  • находить в двух и более объектах общие и различные признаки;

  • узнавать объект по описанию возможных действий с ним;

  • переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой;

  • находить действия и предметы близкие и противоположные по значению;

Развитие причинного мышления ставит перед собой решение следующих задач (2 - 3 класс):

  • предвидеть последствия взаимодействия объектов и явлений;

  • устанавливать логику причинно-следственных отношений;

  • уметь формулировать правила и законы функционирования природных и социальных явлений;

  • понимать и применять приемы образного сравнения (аналогии);

  • использовать методы управления мышлением (формулировать исследовательские вопросы, анализ, сравнение, обобщение, выводы, использовать доказательство и опровержение);

Развитие эвристического мышления ставит перед собой решение следующих задач (3 - 4 класс):

  • строить проблемные ситуации;

  • определять вероятность разных исходов взаимодействия;

  • выдвигать альтернативные гипотезы решения проблемных ситуаций;

  • гибко переходить от анализа одной гипотезы к другой;

  • уметь разрешать противоречия;

  • сравнивать эффективность разных стратегий разрешения проблемных ситуаций;

[5,6]

Глава 3. Система упражнений для работы над формированием интеллектуальных способностей младших школьников на уроках русского языка.

Известно, что одним из показателей культурного уровня человека является умение чётко и образно сформулировать мысли. Следовательно, для развития интеллектуальных умений как нельзя лучше подходят уроки русского языка. Русский язык очень сложен по своей структуре, поэтому следует, как можно раньше начинать формирование «языкового чутья». Исходя из вышеизложенного, можно построить систему работы над развитием учебно – логических общеучебных умений и навыков младших школьников на уроках русского языка. Принципами построения такой системы упражнений должны стать:



  • доступность;

  • связь с жизненным опытом ребёнка;

  • построение от простого к сложному;

  • движение от предмета к понятию;

  • систематичность;

  • многовариантность решений;

Задачами данной системы упражнений могут являться:

  • развитие речи учащихся;

  • развитие произвольности;

  • развитие познавательной активности;

  • развитие теоретического и эвристического мышления;

  • развитие интеллектуальных способностей;

Данная система упражнений составлена для работы с учащимися 1, 2, 3 и 4 классов. Для каждого класса дано 150 заданий. Для работы с ними следует выделять 5 минут на каждом уроке. В задания для 1 и 2 классов включены упражнения для работы с предметами с плавным переходом к понятиям. На данном этапе происходит развитие наглядно-действенного мышления. В первом классе учащиеся учатся работать с признаками предметов, сравнением, умением делать выводы (Приложение 1).

В задания для 2-3 классов включены упражнения для работы с понятиями (в первой половине второго класса работа с предметами). На данном этапе происходит развитие причинного мышления. Во втором классе учащиеся учатся планировать свои действия, устанавливать связи, представлять последствия и причины событий, продолжают работу с признаками предметов и понятий, знакомятся с видовыми и родовыми отличиями предметов и понятий (Приложение 2).

В задания для 3-4 классов включены упражнения для работы с понятиями. На данном этапе происходит развитие эвристического мышления. В третьем классе происходит непосредственное обучение элементам логического мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство и опровержение, определение понятий. Учащиеся знакомятся на практике с такими понятиями, как тезис, аргументы, форма доказательства. Третьеклассники учатся самостоятельно определять и решать проблему (Приложение 3).

В четвертом классе учащимся предлагаются задания более сложные и многовариантные в своём решении. Характер многих заданий эвристический. В четвертом классе отрабатываются навыки логического мышления. Систематически тренируется самостоятельность в анализе и синтезе понятий, в сравнении, обобщении и классификации, построении понятий и законов (Приложение 4).

По окончании каждого года обучения желательно проводить проверку уровня интеллектуального развития учащихся. Проверочная работа рассчитана на одно – два занятия, в зависимости с уровнем подготовленности каждого учащегося. Оценивание каждого задания лучше проводить по трехбалльной системе. 80 – 100% - ное выполнение задания – 3 балла, 50 -79% - ное выполнение задания – 2 балла, 30 – 49% -ное выполнение задания – 1 балл. Менее 30% выполненного задания считается недостаточным для развития навыка. В данном случае можно подводить итоги о динамике развития учебно-логических навыков и вовремя начать корректировку тех навыков, которые развиты на недостаточном уровне.

По данному направлению я работаю уже в течение пяти лет. В октябре 2007 года у учащихся второго класса была проведена диагностика ГИТ (групповой интеллектуальный тест). Цель: определить уровень сформированности логических общеучебных умений и навыков. Метод: тестирование. Методика: ГИТ (групповой интеллектуальный тест) – Челябинск, 1999 год. Форма исследования: групповая. Диагностику проводил педагог – психолог. Диагностика состояла из 8 субтестов. Каждый субтест доступен для непосредственного понимания учащихся. Трудность в каждом задание располагается в порядке возрастания.

Название субтестов: 1. Осведомленность; 2. Арифметические задачи; 3. Классификация; 4. Аналогии; 5. Числовые ряды; 6. Сравнение; 7. Пространственное воображение; 8. Память.

Предмет

Субтест

Характеристика субтеста

Русский язык

1

Определить уровень культуры, уровень простых знаний, словарный запас, умение улавливать смысл предложений.

3

Умение самостоятельно разделять предметы на классы, группы путем выделения предметов.

4

Умения видеть логические отношения: род – вид, часть – целое, причинно – следственные отношения, порядок следствия, математическое отношение, среду обитания, существенные отношения, функциональные отношения.

6

Оценивать способность классифицировать понятия по существенным признакам, способность к абстрагированию, выделять главное и способность к отвлечению от второстепенного.

Математика

2

Выявить овладение конкретными учебными навыками.

5

Умение анализировать условия задания, гибкость мышления, умение быстро найти новый способ действия.

7

Выявляет уровень развития невербального интеллекта, наглядно-образного мышления.

Память

8

Развитие промежуточной и оперативной памяти, способность к сосредоточению, выносливость к длительной умственной работе.

Были получены следующие результаты:

Ф. И.

Русский язык

Математика

Память

Осведо

млен


ность

Клас

сифи


кация

Ана

логия


Срав

нение


Ариф

мети


ческие задачи

Число

вые ряды


Про

стран


ствен

ное вообра



жение

Агеева Яна

НС

С

С

Н

НС

С

С

НС

Аккуратнов Александр

С

ВС

ВС

С

В

С

С

С

Белицкая Кристина

С

С

НС

С

В

С

С

С

Булаев Дмитрий

С

С

Н

В

С

С

Н

С

Ваньков Алексей

Н

С

С

С

С

С

Н

НС

Волкова Валерия

НС

Н

Н

С

С

С

Н

С

Кошура Сергей

С

С

С

ВС

С

С

С

С

Кузнецова Алена

ВС

С

ВС

С

С

С

С

С

Купряшкин Роман

НС

С

С

С

С

С

Н

С

Леготин Олег

НС

С

С

С

С

В

С

С

Макарова Екатерина

С

С

С

С

ВС

С

С

С

Маслов Сергей

С

С

Н

НС

С

С

Н

Н

Огородникова Мария

НС

С

С

НС

Н

С

С

С

Орлов Дмитрий

С

В

С

С

С

С

Н

ВС

Погребняк Даниил

НС

Н

НС

Н

С

С

С

С

Паршуков Матвей

С

Н

С

Н

С

С

Н

С

Сайдалиев Раджабали

С

С

С

Н

С

С

Н

С

Тагиров Руслан

С

С

С

С

С

С

Н

НС

Удальцов Андрей

С

С

НС

С

С

С

НС

С

Чмутов Максим

С

С

С

С

С

С

НС

НС

Шундеева Виктория

НС

Н

С

НС

НС

С

Н

С

Яковец Константин

ВС

В

С

С

С

С

С

С

следующая страница >>



Отдав свой голос, мы затем лишаемся голоса; это вполне логично. Ежи Лещинский
ещё >>