Похожие работы
|
Методические рекомендации «Памятка для тех, кто пишет проекты» - страница №1/1
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Советский районный Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие»
Рассмотрено и одобрено
на заседании районного
методического объединения ПДО
Протокол №2 от 20.12.2012 г.
Методические рекомендации
«Памятка для тех, кто пишет проекты»
(алгоритм составления проекта, классификация проектов,
словарь основных понятий, порядок проведения социологического опроса)
Алгоритм составления проекта
-
Полное название проекта.
-
Автор/авторы/авторский коллектив/соавторы.
-
Руководитель проекта; консультант проекта.
-
Территория, представившая проект.
-
Название, адрес, телефон, факс организации, реализующей проект.
-
Тип (классификация) проекта.
-
Цель, задачи проекта.
-
Ожидаемый результат.
-
Срок (этапы) реализации проекта.
-
Место реализации проекта.
-
Кадровое обеспечение.
-
География участников (общее количество участников).
-
Условия участия в проекте.
-
Краткое содержание проекта.
-
История проекта.
-
Содержание проекта (перечень основных разделов проекта с указанием страниц).
-
Аннотация проекта (краткое содержание проекта, его история осуществления, общее количество участников проекта (география участников проекта); условия участия в проекте).
-
Пояснительная записка (введение, актуальность, обоснование проекта, концептуальные положения и пр.. Объем не более 1-2 страниц машинописного текста).
-
Постановка проблемы: трудности, социально-значимые противоречия, разрешение которых является целью проекта (проблемой может быть: противоречие между потребностью и возможностью ее удовлетворения; недостаток информации, о чем либо, или противоречивый характер информации; отсутствие единого мнения о событии, явлении и пр.).
-
Сущность излагаемого вопроса, его история, актуальность, инновационность проектной идеи, объяснения, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать, либо решать
!!! Как правило, обоснование проекта опирается на результаты изучения общественного мнения по проблеме, имеющиеся статистические данные и / либо на результаты анализа имеющихся источников по проблеме (анализ изучения общественного мнения и анализ имеющихся источников представляется в приложении).
-
Миссия (Цель высшего порядка, достижению которой будет способствовать проект).
-
Гипотеза (Научно-обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке (обычно формулируется в виде определенных отношений между двумя или более событиями, явлениями (Если….., то….).
-
Цель, задачи, ожидаемые результаты (объем не более 1 страницы):
-
Цель - общая стратегия действий, ориентированная на решение реально существующей проблемы (это заранее прогнозируемый результат, поэтому цель должна согласовываться с предполагаемым результатом). Цель всегда одна, формируется с учетом терминологии (напр.: формирование системы, определенных качеств…, создание команды для реализации…посредством…, удовлетворение потребностей и интересов детей…, включение подростков и молодежи….).
-
Задачи - это тактика деятельности, пошаговые действия по достижению цели проекта. Задач может быть несколько, желательно не более пяти. Формулировка задач должна быть четкой, конкретной, отвечать на вопрос «Что сделать?» (Напр.: разработать план…, создать рабочую группу, привлечь…, расширить.., включить.... – это средства, с помощью которых достигается цель).
-
Ожидаемые результаты – это «Продукт» деятельности субъектов по реализации цели. (РЕЗУЛЬАТЫ - ЭТО ОТРАЖЕНИЕ ЗАДАЧ).
-
Механизм реализации (этапы, мероприятия, проводимые в ходе проекта)
-
Этапы реализации проекта (основные периоды работы):
-
Диагностический (указать срок реализации этапа. Напр.: сентябрь 2012 г. - октябрь 2012 г.): изучение литературы по проблеме, анализ затруднений, анализ состояния работы по проблеме, выявление противоречий.
-
Прогностический (указать срок реализации этапа): определение целей, задач, формулировка гипотезы, прогнозирование результатов.
-
Организационный (указать срок реализации этапа): составление программы проекта (эксперимента), методическое обеспечение, подготовка материальной базы.
-
Практический /внедренческий (указать срок реализации этапа): проведение основных мероприятий; реализация новой технологии, методики, системы мер, изготовление изделия).
-
Корректировочный (указать срок реализации этапа): отслеживание процесса, промежуточных текущих результатов.
-
Обобщающий / заключительный (указать срок реализации этапа): соотнесение результатов с поставленными целями, оформление результатов, представление результатов (возможно в виде реферата, доклада, выступления, проведения мероприятия, оформления методической разработки, статьи в СМИ), информирование общественности о результатах работы).
-
Этап последействия.
-
План основных мероприятий по реализации проекта:
№
|
Мероприятие
|
Срок реализации
|
Ответственные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
Теоретические, методологические, технологические основы проекта:
-
Основные термины; перечень нормативно-правовых документов (если проект носит информационный, исследовательский, социально-ориентированный характер).
-
Основные технологии, техники изготовления предмета/изделия; конструкторская документация, графическая разработка; экономическое, экологическое обоснование изделия/проекта; реклама изделия/проекта (если проект носит практико-ориентированный, технический/технологический характер).
-
Сценарий, положение, план мероприятий по реализации дела, фестиваля и пр.. (если проект носит творческий, игровой, ролевой, социально-ориентированный характер).
-
Ресурсы, необходимые для выполнения проекта (условия для реализации проекта; ресурсное обоснование проекта; обеспечение проекта):
-
Кадровые.
-
Информационные.
-
Материальные.
-
Экономические.
-
Экологические.
-
Управление проектом (Субъекты /участники) взаимодействия; функции и полномочия всех участников проекта; схема взаимодействия, средства связи, управленческие решения).
-
Возможные риски проекта, компенсаторные меры/пути преодоления рисков, негативных явлений (учет степени риска реализации проекта (возможные негативные последствия), мероприятия по преодолению негативных последствий).
-
Список использованной литературы Список литературы оформляется в алфавитном порядке (по имени, фамилии автора, либо по названию книги/использованного материала, с указанием года выпуска и количества страниц). Напр.:
-
Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах: Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 202. – 160 с. – (Б-ка руководителя образовательного учреждения).
-
Приложения (желательно составить список приложений, если их более 3-х). В приложении формируется следующий материал:
-
Краткая историческая справка по проблеме проекта.
-
Словарь используемых терминов.
-
Социальный опрос (статистические данные) и пр..
-
Информация о социальных партнерах и др.
Классификация (типология) проектов
-
Доминирующая деятельность: исследовательские, творческие, игровые, ролевые, информационные, практико/социально-ориентированные, технические/технологические.
-
Предметно-содержательная деятельность: монопроект (в рамках одной области), межпредметный проект.
-
Характер контактов: внутренние, региональные, международные.
-
Количество участников: личностные, парные, групповые.
-
Продолжительность выполнения: краткосрочные (в течение 3-6 занятий, месяца); средней продолжительности (месяц – год); долгосрочные (более года).
Словарь основных понятий в проектировании -
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования.
-
Проект - самостоятельная, творческая завершенная работа ученика, выполненная под руководством руководителя (это специально организованный и самостоятельно выполненный учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при решении и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта).
-
Групповой проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся партнеров, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленная на достижение совместного результата.
-
Информационный проект – проект, в структуре которого акцент поставлен на презентации.
-
Исследовательский проект – проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы.
-
Практико-ориентированный проект – проект, основной целью которого является изготовление средства, пригодного для разрешения какой-либо социальной проблемы прикладного характера
-
Ролевой проект – проект, в котором изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми до самого конца.
-
Презентация проекта – публичное предъявление результатов проекта.
-
Защита проекта – наиболее продолжительная и глубокая форма презентации проекта, включающая вопрос - ответный и дискуссионный этапы. Используется, как правило, для исследовательских проектов.
-
Структура проекта – последовательность этапов учебного проекта. Обязательно включает в себя постановку социально значимой проблемы, планирование деятельности по ее достижению, поиск необходимой информации, изготовление с опорой на нее продукта, презентацию продукта, оценку и анализ проведенного проекта. Может включать и другие этапы.
-
Метод проектов – личностно-ориентированный метод обучения, основанный на самостоятельной деятельности обучающихся по разработке проблемы и оформлении практического результата разработки каким-либо образом.
-
Модель – схематическое, знаковое изображение или упрощенное описание какого-либо явления или процесса как системы, раскрывающее самые существенные его свойства.
-
Моделирование – процесс создания модели (создание идеальной модели, ранее не существующей - это и есть процесс проектирования).
-
Проектирование – 1. Процесс разработки проекта и его фиксации в какой-либо внешне выраженной форме (основные этапы проектирования: основной выбор будущего продукта; разработка проекта и его документальное оформление; макетирование и моделирование; практическое оформление; экономическая и экологическая оценка проекта, и технологи; защита проекта). 2. Возможный элемент содержания образования, в отличие от проекта, как метода обучения (как правило, «проектирование» является разделом образовательной области «Технологии»).
-
Руководитель проекта – педагог, непосредственно координирующий проектную деятельность группы либо индивидуального исполнителя.
Порядок проведения социологического опроса
-
С чего начинается конкретное социальное исследование?
-
Со сбора фактов, наблюдений, анализа имеющейся статистики?
Нет! Социологическое исследование начинается с постановки проблемы - то есть с осмысления некой проблемной ситуации, и ее концептуального оформления в виде четко сформулированной проблемы.
-
"Если вообще можно говорить о каком-то начале науки или познания, то познание начинается не с восприятий или наблюдений, не со сбора данных или фактов, оно начинается с проблем. Без проблемы нет и знания - но и без знания нет проблемы..." (Карл Поппер. Логика социальных наук//Вопросы философии. 1992. № 10).
Проблема - есть некое противоречие, затруднение, препятствие, нуждающееся в разрешении. При выборе проблемы, изучению которой вы собираетесь посвятить свое исследование, необходимо задуматься над той проблемной ситуацией, которая лежит в основании данной проблемы.
Проблемная ситуация есть некий исходный комплекс реальных, жизненных противоречий. Проблема есть результат осмысления, осознания проблемной ситуации. Разрабатывая проблему, следует иметь в виду, что наверняка до вас кто-то уже думал над этим вопросом. Сможете ли вы внести что-то новое в осмысление, решение его? Возможно, на все ваши вопросы уже есть готовые ответы, и ваш первоначальный проект окажется ненужным. В этом случае вам придется сменить тему исследования. Но, скорее всего, далеко не все аспекты интересующей вас проблемы нашли отражение в новейших исследованиях, или же предлагаемые научные решения покажутся вам спорными, заслуживающими дальнейшего изучения. Если вы нашли ваш оригинальный авторский подход к изучению темы, акцентировав дискуссионные, нерешенные, неисследованные аспекты проблемы, то следует изучить состояние данной проблемы в социуме посредством проведения социологического исследования.
Этапы проведения социологического исследования:
-
Выбор единиц наблюдения.
-
Отбор методов и инструментов сбора информации.
-
Анализ результатов.
-
Выбор единиц наблюдения
На данном этапе следует ответить на ряд вопросов: Какие параметры вы выбрали для исследования? Сколько параметров вы будете анализировать? Достаточно ли данное количество параметров для вашего исследования?
-
Методы и инструменты сбора данных
В этом разделе вы должны описать, какой метод сбора первичной информации вы выбираете и почему. Что предпочтительнее в случае вашего исследования - анкетирование или интервьюирование? Может быть, вы сочтете целесообразным на различных этапах вашего исследования использовать дополнительные источники информации: экспертный опрос и наблюдение, документальные данные, данные свободного интервью.
-
Инструментарием для проведения социологического исследования может быть анкета, вопросник:
Разрабатывая анкету (вопросник для проведения интервью), не забывайте обращать внимание на два обстоятельства: 1. Анкета должна быть интересна не сама по себе - она должна быть инструментальна с точки зрения намеченной программы исследования. Вы должны четко представлять себе, на какую задачу и гипотезу работает каждый вопрос вашей анкеты. 2. Анкета - это конечный результат интерпретации понятий и категорий, с которыми работает исследователь, это уровень операциональных определений. На этом уровне большое значение имеют как содержание операции измерения, так и ее форма. Конструкция вопроса, его язык, стиль, логика и даже внешний вид вопросника - все это важно, от этого в конечном счете зависит успех вашего исследования. Небрежность здесь недопустима. Тщательно проверьте:
-
Нет ли грамматических ошибок в тексте?
-
Все ли термины будут понятны даже не очень образованному респонденту?
-
Все ли вопросы содержат доступные инструкции по их заполнению?
-
Все ли вопросы допускают их однозначное истолкование?
-
Не превышают ли ваши вопросы уровня компетенции, способности к самоанализу респондента, учитывают ли возможности его памяти?
-
Нет ли в них моментов, задевающих самолюбие респондента?
-
Не содержат ли скрытое внушение формулировки вопросов и сама композиция анкеты?
-
Удастся ли вам избежать гало-эффекта при опросе?
-
Нет ли явных ошибок в конструкции вопросов (смешения основания, смещения шкалы)?
-
Достаточно ли конкретно сформулированы открытые вопросы?
-
Все ли возможные варианты ответа даны в поливариантном вопросе?
-
Носят ли взаимоисключающий характер ответы на альтернативный вопрос?
-
Все ли вопросы одинаково уместны для всех категорий респондентов? Может быть, следует подумать о вопросах-фильтрах?
-
Хорошо ли вы продумали блок необходимых социально-демографических показателей (паспортички)?
Основные типы вопросов, которые используются в социологических исследованиях:
-
Открытый - не содержит готовых вариантов ответа.
-
Закрытый - предлагает исчерпывающий ("закрытый") перечень вариантов ответа.
-
Полузакрытый - предлагает готовый перечень вариантов ответа, но допускает возможность ответа в свободной форме.
-
Поливариантный - варианты ответа не являются взаимоисключающими; возможно любое сочетание вариантов ответа (вопрос по типу "меню").
-
Альтернативный - ответы на вопросы этой группы носят взаимоисключающий характер.
Разновидности альтернативного вопроса: дихотомический - вопрос типа "да - нет"; "вопрос - шкала" - вопрос с использованием в качестве вариантов ответа порядковой шкалы"; собственно альтернативный" вопрос - представляет собой номинальную шкалу с единственно возможным выбором.
-
Содержательный - направлены на получение информации об объекте. Разновидности содержательных вопросов: вопросы о фактах - направлены на получение социально-демографической и событийной информации; сведений о поведении человека в прошлом и настоящем, о наличии или отсутствии чего-либо в распоряжении респондента; вопросы о знаниях - могут выступать в виде тестовых заданий. вопросов на самооценку, а также вопросов-"ловушек"; вопросы о мнениях, оценках, мотивах и установках поведения - направлены на получение социально-психологической информации об объекте; вопросы о планах - содержат прожективные ситуации ("Если бы...").
-
Функциональные - предназначены для оптимизации хода опроса. Разновидности функциональных вопросов: функционально-психологические - предназначены для создания благоприятной психологической атмосферы опроса; вопросы-фильтры - дают; возможность выделить часть респондентов по определенному признаку; вопросы-глушители - используются для нейтрализации предыдущего вопроса (для снятия определенной установки, появившейся в результате ответа на вопрос)
-
Прямые - обращены непосредственно к личности респондента и предполагают оценку его собственных взглядов, мотивов, причин поведения.
-
Косвенные - формулируются как суждения о других людях (как правило, для того, чтобы уловить истинные взгляды, мотивы, причины поведения самого респондента)
-
Анализ результатов
Статистические формы:
- непосредственные, "сырые" данные статистической обработки. Это могут быть таблицы, графики и даже распечатки. Подобные материалы, как правило, сопровождаются минимальным комментарием, но могут быть представлены и в "голом" статистическом виде, без текстуального сопровождения. В таком виде подаются, как правило, результаты сугубо прикладных исследований маркетингового или политологического характера, предназначенные для компетентного заказчика.
Научные формы:
Полный отчет, документирующий содержательную и методическую части исследования. Он имеет четкую структуру, форма изложения текста – научная.
Методические рекомендации разработаны: Плотниковой Л.А., заместителем директора; Мамаевой С.В., заведующим методическим отделом Центра «Созвездие»; 10.12.12 г.
Список использованной литературы:
-
Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы./М.: Сентябрь, 2002.-160 с.
-
Гин А. Приемы педагогической техники. – М.: ВитаПресс. 1999.-88 с.
-
Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии. М,: Народное образование, 2002. 176 с.
-
«Школьные технологии» 1999, №6.
-
«Школьные технологии»2002 год № 5,6.
|