Методические рекомендации «Об организации образовательного процесса в 1-х классах общеобразовательных учреждений Рязанской области - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации «О преподавании в начальных классах общеобразовательных... 1 242.8kb.
Методические рекомендации Рязань 2012 Раздел Особенности новых стандартов... 20 3514.59kb.
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования... 1 216.56kb.
Методические рекомендации по применению примерной номенклатуры дел... 1 356.34kb.
Методические рекомендации по проведению Урока России в общеобразовательных... 1 399.92kb.
Методические рекомендации по подготовке и проведению объектовой тренировки... 1 208.48kb.
Сведения о содержательном обеспечении образовательного процесса 3 529.62kb.
Методические рекомендации по организации обучения руководителей и... 1 61.71kb.
Об итогах участия общеобразовательных учреждений в областном конкурсе... 1 144.91kb.
Методические рекомендации Макшанцева Е. А., Базикалова С. С. 1 307.19kb.
Отчет по итогам гиа в 9-х классах в 2011-2012 учебном году 1 190.59kb.
Упрощенную систему налогообложения, сообщает следующее 1 21.72kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические рекомендации «Об организации образовательного процесса в 1-х классах - страница №1/1



Методические рекомендации

«Об организации образовательного процесса в 1-х классах общеобразовательных учреждений Рязанской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, в 2011-2012 учебном году»
Рекомендации по составлению учебного плана начального общего образования для 1-х классов общеобразовательных учреждений Рязанской области в соответствии с требованиями нового федерального государственного образовательного стандарта
Нормативным основанием формирования учебного плана начального общего образования (далее – учебный план) для 1-х классов общеобразовательных учреждений на 2011–2012 учебный год является федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 года, регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707).

Базисный учебный план (далее - БУП), соответствующий требованиям новых образовательных стандартов, представлен в примерной основной образовательной программе начальной школы1. БУП как раздел примерной основной образовательной программы носит рекомендательный характер.

Учебный план входит в состав основной образовательной программы школы, разрабатывается на основе базисного учебного плана, входящего в структуру примерной основной образовательной программы.

Учебный план в соответствии с федеральными требованиями ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Учебный план для 1-х классов общеобразовательных учреждений Рязанской области является нормативным правовым актом образовательного учреждения, утверждается ежегодно.

Разработка и утверждение учебного плана осуществляется в порядке, определенном Уставом образовательного учреждения.

Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС, определяет общий объем допустимой учебной нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и учебных предметов по классам (годам обучения).2

Основная образовательная программа начального общего образования может включать как один, так и несколько вариантов учебных планов, формируемых с учетом конкретных особенностей комплектования классов в ОУ. В условиях Рязанской области исходным является учебный план для обучения на русском языке.

Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. В 1-х классах не предусматривается выделение дополнительных часов в части, формируемой участниками образовательного процесса.

Продолжительность учебного года в 1 классе – 33 учебные недели.

Планирование образовательного процесса в предлагаемом варианте регионального учебного плана сориентировано на недельное и годовое распределение часов.
Примерный учебный план урочной деятельности3

Предметная область

Учебный предмет

1 класс

Филология


Русский язык

5

Литературное чтение

4

Иностранный язык

-

Математика и информатика

Математика

4

Обществознание и естествознание (окружающий мир)

Окружающий мир

2

Основы духовно-

нравственной культуры

народов России

Основы духовно-

нравственной культуры

народов России





Искусство

Изобразительное искусство

1

Музыка

1

Физическая культура

Физическая культура

3

Технология

Технология

1

Всего за неделю при 5-дневной рабочей неделе

21

Всего за год при 5-дневной рабочей неделе

693

Часть, формируемая участниками образовательного процесса




-


Организация учебного процесса в 1-х классах образовательных учреждений, реализующих новые образовательные стандарты начального общего образования
Организация учебного процесса в 1-х классах образовательных учреждений, реализующих новые образовательные стандарты начального общего образования, осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10.

Оптимальный возраст начала школьного обучения – не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, – 25 человек.

По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте.4

Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, следует проводить в условиях дошкольного образовательного учреждения или в общеобразовательном учреждении с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста.

В первом полугодии первого класса используется "ступенчатый5" режим обучения:

в сентябре - октябре – 3 урока в день по 35 минут каждый, остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми6,

в ноябре - декабре – 4 урока по 35 минут каждый,

в январе - мае – 4 урока по 45 минут.

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

В первых классах в течение уроков обязательно проведение двух физкультминуток по 1,5 – 2 минуты каждая, после третьего (или второго) урока необходимо проводить динамическую паузу (прогулку на свежем воздухе или игры в помещении) длительностью не менее 40 минут7.

Согласно нормам СанПиН режим работы образовательного учреждения в 1-х классах предполагает только 5-дневную рабочую неделю. Рекомендуемая дневная учебная нагрузка обучающихся 1-х классов в целом не должна превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков за счет урока физической культуры.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.

Для эффективной организации процесса обучения согласно действующему Закону Российской Федерации «Об образовании» и федеральному перечню учебников, утвержденному на 2011-2012 учебный год8, образовательное учреждение имеет право выбора учебников из числа содержащихся в федеральном перечне и представленных как в виде систем учебников, так и в виде завершенных предметных линий. Обоснование выбора учебников образовательное учреждение представляет в пояснительной записке к образовательной программе школы.

Общеобразовательное учреждение самостоятельно за счет средств из регионального бюджета (субвенций на реализацию общеобразовательных программ) закупает учебники для учащихся первых классов не ранее 2010 года издания.

Для создания материально-технической базы образовательного учреждения, обеспечивающей современные условия осуществления образовательного процесса, следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:

Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Министерстве юстиции России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Министерством образования и науки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Министерстве юстиции России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Министерством образования и науки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Министерстве юстиции России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);

СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Министерстве юстиции России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Министерством образования и науки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Министерстве юстиции России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).

На региональном уровне принят «Примерный перечень минимального оснащения учебного процесса и оборудования учебных помещений в образовательных учреждениях Рязанской области», рассмотренный на заседании координационного совета при министерстве образования Рязанской области по вопросам организации введения и реализации ФГОС НОО (протокол № 3 от 04 апреля 2011г.) и утвержденный министром образования Рязанской области.

При необходимости дополнительно разрабатываются муниципальные нормативные правовые акты в части организации условий (оснащенности, охраны здоровья обучающихся и пр.) для введения федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях муниципальных районов.

Необходимо принять к сведению, что норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) учителям 1 классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы (в том числе специальные (коррекционные) образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья), составляет 18 часов в неделю.9

При организации образовательного процесса в малокомплектной школе необходимо учитывать принципиальное отличие стандарта второго поколения от стандарта 2004 года. При формирования классов-комплектов в малокомплектной школе образовательный процесс строить на системно-деятельностном подходе, заложенном в основу ФГОС НОО.

Организация внеурочной деятельности в 1-х классах образовательных учреждений, реализующих новые образовательные стандарты начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования реализуется общеобразовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной деятельности, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:



  • спортивно-оздоровительное,

  • духовно-нравственное,

  • социальное,

  • общеинтеллектуальное,

  • общекультурное.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1241 от 26 ноября 2010 года внеурочная деятельность, осуществляемая в рамках основной образовательной программы начального общего образования, не является частью учебного плана.

Для реализации внеурочной деятельности могут применяться различные организационные модели10 исходя из конкретных задач, форм и ее содержания:



  • модель дополнительного образования;

  • модель «школы полного дня»;

  • оптимизационная модель;

  • инновационно-образовательная модель.

Вне зависимости от модели внеурочной деятельности воспитательный процесс образовательного учреждения должен быть сориентирован на решение воспитательных задач в конкретной образовательной ситуации школы, соответствовать положениям основной образовательной программы начального общего образования и отражён в соответствующем ее модуле – в Программе духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся (Программе воспитания и социализации обучающихся – далее Программа) как программе, интегрирующей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность.

В качестве методического пособия, позволяющего учителям грамотно в соответствии с новыми целями выстроить программу внеурочной деятельности, можно рекомендовать пособие из серии «Стандарты второго поколения»: Д.В. Григорьева «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя». М.: Просвещение, 2010.

При отсутствии необходимых ресурсов самого образовательного учреждения для реализации внеурочной деятельности школа в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности сетевых (учреждения дополнительного образования детей) и социальных партнеров общеобразовательных учреждений (организации социальной сферы, учреждения культуры, спорта). Кроме того, к организации внеурочной деятельности могут привлекаться общественные организации, предприятия, родители.

Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций по реализации внеурочной деятельности младших школьников должно выстраиваться на договорной основе. При этом необходимо учитывать санитарно-эпидемиологические правила и нормативы11 для данных учреждений в части наполняемости групп и в плане создания условий для организации образовательного процесса.

Образовательное учреждение может реализовывать часы, отведенные на внеурочную деятельность как в ходе образовательного процесса, так и в каникулярное время.

Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей. Однако моделирование процессов организации дополнительного образования в школе должно учитывать его специфику. В качестве основания для создания вариативных моделей организации дополнительного образования в школе следует рассматривать процессы внутренней и внешней интеграции общего и дополнительного образования.

В качестве финансовых механизмов интеграции между учреждениями общего и дополнительного образования детей может быть организация взаимодействия:


  • на договорной основе по проведению занятий в рамках кружков, секций, клубов и др. по различным направлениям внеурочной деятельности на базе школы (учреждения дополнительного образования);

  • за счет выделения ставок педагогов дополнительного образования, которые обеспечивают реализацию общеобразовательными учреждениями широкого спектра программ внеурочной деятельности.

Дополнительное образование нельзя полностью отождествлять с внеурочной (внеклассной) работой в структуре образовательного пространства школы.

Внеурочная деятельность обеспечивает удовлетворение потребностей школьников в содержательном досуге, в самоуправлении и общественно полезной деятельности, их участие в работе детских общественных объединений и организаций. В её условиях можно опираться и на результаты деятельности детей в системе дополнительного образования, используя их творческие возможности в подготовке внеклассных, общешкольных мероприятий, демонстрации личных достижений: авторские выставки, сольные концерты, презентации, показы, выступления.

Включение детей, занимающихся по программам дополнительного образования, в систему внеурочной работы может иметь свои особенности и выходить на разные воспитательные результаты в зависимости от того, какой уровень организации дополнительного образования предусматривает каждая конкретная школа.

При выборе той или иной модели следует предусматривать удовлетворение образовательных потребностей социальных заказчиков (родителей и детей) на дополнительные образовательные услуги, обеспечение реализации государственного (в соответствии с требованиями ФГОС НОО) и социального заказа на образовательные услуги.

Поскольку внеурочная деятельность реализуется в рамках основной образовательной программы, то в соответствии с п. 6.1 ст.29 Закона Российской Федерации «Об образовании» и требованиями к финансовым условиям ФГОС (п.24 приказа Министерства образования и науки России от 6 октября 2009 г. № 373) она подлежит финансированию.

Финансирование часов, отводимых на внеурочную деятельность, осуществляется в пределах средств субвенции бюджета на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего и дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях.

Из средств регионального бюджета будет осуществлено финансирование 5 часов внеурочной деятельности.

В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в образовательном учреждении следует использовать план внеурочной деятельности. Это нормативный документ образовательного учреждения, который определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности обучающихся начального общего образования. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, указать в строке «Всего к финансированию» плана внеурочной деятельности.



По выбранным направлениям деятельности необходимо разработать программы внеурочной деятельности, которые должны быть составной частью основной образовательной программы школы и соответствовать следующей структуре: пояснительная записка, учебно-тематическое планирование, содержание курса, краткий перечень материалов, инструментов и оборудования, рекомендуемую литературу. За основу можно взять пособие из серии «Стандарты второго поколения»: «Примерные программы внеурочной деятельности». М.: Просвещение, 2010.



1 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].—2 е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2010. — 204 с. — (Стандарты второго поколения)

2 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённые приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241 (рег. № 19707 от 04.02. 2011г.)

3 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].—2 е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2010. — 204 с. — (Стандарты второго поколения)


4 Ст.19 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в ред. от 21.07.2007 N 194-ФЗ)

5 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189

6 Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы, письмо Министерства образования Российской Федерации от 25 сентября 2000 г. N 2021/11-13.

7 Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы, письмо Министерства образования Российской Федерации от 25 сентября 2000 г. N 2021/11-13.

8 Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 20011/2012 учебный год", утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. N 2080 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 февраля 2011 г., регистрационный N 19776).

9 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. N 2075 (зарегистрирован в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г. Регистрационный N 19709)

10 Письмо Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"

11 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594






Публика — дура. Александр Поп в 1737 году
ещё >>