Методические рекомендации к проведению Дня родного языка в школе - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рекомендации к проведению классного часа в 9 классе в школе с углубленным... 1 48.58kb.
Методические рекомендации по проведению дня знаний г. Саратов 2011... 1 310.12kb.
Методические рекомендации по подготовке и проведению объектовой тренировки... 1 208.48kb.
Методические рекомендации по проведению мероприятий, посвященных... 4 985.38kb.
Методические рекомендации к проведению дня знаний 1 208.29kb.
Методические рекомендации к проведению тематических уроков, посвящённых... 1 312.4kb.
Методические рекомендации по проведению практических занятий по дошкольной... 6 1098.74kb.
Методические рекомендации по проведению программы Летних чтений Петрозаводск... 1 188.68kb.
Методические рекомендации по проведению единого классного часа по... 21 3760.04kb.
Язык твой – щит, твоё общенье, не допусти к нему пренебреженья. 1 65.43kb.
Методические рекомендации по организации празднования Дня Святого... 1 105.83kb.
21 февраля – международный день родного языка 1 57.49kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические рекомендации к проведению Дня родного языка в школе - страница №1/1

ПРИКАСАЯСЬ К СЕРДЦУ…

(методические рекомендации к проведению

Дня родного языка в школе)
Разговаривать с человеком на языке, который он понимает, значит обращаться к его уму, но разговаривать с ним на его родном языке – значит прикоснуться к его сердцу.

Нельсон Мандела

Вместо предисловия

Вся жизнь человека, с младенческих лет и до глубокой старости, связана с родным языком. Ещё не научившись говорить, ребёнок приобщается к родной речи и окружающему миру. Засыпая под нежные материнские колыбельные, забавляясь весёлыми потешками, внимая добрым бабушкиным сказкам, малыш постигает красоту родного слова.

Ребёнок приходит в школу. Познавательные рассказы учителей, сотни страниц умных книг, увлекательное общение со сверстниками – целое море слов, бесконечный океан речи подхватывает и уносит маленького человека в необъятную Вселенную. Через живое слово ученик впервые узнаёт о том, чего еще никогда не видел (а, может быть, и не увидит), путешествует сквозь время и пространство, роднится с древними мыслями мудрых людей, формируется как личность. И огромное счастье познать этот удивительный мир и себя в нём на родном языке!

Так почему же столько внимания сегодня уделяется родному языку? Почему возникла необходимость говорить о сохранении и развитии языков? Почему мы даже отмечаем Международный день родного языка?

Размышляя над этими проблемами, видный политический деятель Японии, генеральный директор ЮНЕСКО в 1999 – 2009 годах Коитиро Мацуура отмечал: «Языки составляют неповторимое выражение человеческого творчества во всем его разнообразии. Как инструмент коммуникации, восприятия и размышления, язык также описывает то, как мы видим мир, и отражает связь между прошлым, настоящим и будущим. Языки несут следы случайных встреч, различные источники, из которых они насыщались, каждый в соответствии со своей отдельной историей. Родные языки уникальны в том отношении, какой отпечаток они накладывают на каждого человека с момента рождения, наделяя его особым видением вещей, которые никогда на самом деле не исчезнут, несмотря на то, что впоследствии человек овладевает многими языками. Изучение иностранного языка – это способ познакомиться с другим видением мира, с другими подходами».

Но родной язык для человека – это не просто орудие познания мира, формирования мыслей и средство общения. Родной язык – это значительно интимнее. Он затрагивает самые глубокие и потаённые струны нашей души, выражает наши чувства и эмоции. Андрей Битов в своей культовой книге «Уроки Армении» очень точно подметил: «Только на родном языке можно петь, писать стихи, признаваться в любви… На чужом языке, даже при отличном его знании, можно лишь преподавать язык, разговаривать о политике и заказывать котлету. Один язык у человека – два языка не покажешь».
День родного языка, который отмечает весь мир 21 февраля, – это прекрасная возможность для учителя-словесника поразмышлять со своими воспитанниками над важными проблемами, связанными с понятием «родной язык». Предлагаем примерную программу школьного праздника «День родного языка».

21 февраля – Международный день родного языка

Цели праздника: формировать у школьников глубокое понимание лингвистических и культурных традиций нашей страны, показать картину «языкового разнообразия» школы, содействовать осознанию учениками важности родного языка в развитии личности, её национальной самоидентификации; развивать интерес к творческой, исследовательской деятельности; воспитывать взаимоуважение к представителям разных культур, способствовать популяризации Международного дня родного языка.

Основные направления работы:

  • родной язык – основа национального самосознания;

  • родной язык – сокровищница народной культуры;

  • взаимосвязь родного языка и литературы;

  • языковое и культурное многообразие нашей страны;

  • проблема развития и обогащения родного языка;

  • проблема исчезновения языков и диалектов;

  • международный праздник «День родного языка», его история и традиции.

Виды и формы учебной деятельности школьников:

  • Конкурсы стенгазет, плакатов, рисунков, лозунгов, слоганов, посвящённых Дню родного языка. (Следует отличать понятия «лозунг» и «слоган». Лозунг – обращение в лаконичной форме, выражающее руководящую идею, требование. Слоган – легко запоминающаяся фраза, выражающая суть рекламного сообщения. Например. Лозунг: «Берегите родной язык!», слоган: «Языки важны!»).

  • Проведение открытых уроков по языку и литературе, интегрированных уроков (язык и литература, родной и украинский языки, родной и иностранный языки и др.), библиотечных уроков.

  • Организация тематических вечеров, круглых столов, диспутов (с привлечением родителей и других членов семьи школьников).

  • Открытые заседания лингвистических и культурологических кружков.

  • Подготовка тематической книжной выставки.

  • Проведение конкурса выразительного чтения стихотворений, посвящённых Дню родного языка или на другие близкие темы (например, «Стихи – это то, что нельзя писать на чужом языке» (А. Вознесенский) и др.)

  • Подготовка и презентация проектов «Мой родной язык».

  • Создание тематических интерактивных публикаций. (Интерактивная публикация – это интерактивный электронный документ для чтения с компьютера. При работе с такой публикацией создаётся ощущение чтения бумажного документа: можно перелистывать страницы, отмечать интересные места, увеличивать масштаб изображения. Создать интерактивную публикацию можно, например, зарегистрировавшись на сайте: http://ru.calameo.com).

  • Подготовка информационных сообщений, докладов, мультимедийных презентаций («Личность, которая представляет мой родной язык», «Язык – основа национального самосознания», «Экология родного языка и культуры», «Роль современных информационных технологий в сохранении и популяризации моего родного языка», «Языковой заповедник от Google», «Роль ЮНЕСКО в защите языкового и культурного разнообразия», «Языковое и культурное многообразие нашего класса (школы)», «История возникновения и традиции Международного дня родного языка» и др.).

  • Написание творческих работ на темы: «Мой родной язык», «Атлас родных языков моей семьи», «Языки – это то, что мы собой представляем», «Любовь к родному языку и любовь к Родине», «Что случится, если мой родной язык исчезнет?», «На защите родного языка», «Защищая родной язык, мы защищаем себя», «Мой родной язык в сети Интернет» и др.

  • Тематическая подборка пословиц народов мира, афоризмов (с дальнейшим комментированием).

  • Проведение литературных игр, конкурсов на лучшего знатока родного языка и культуры.


Предлагаем высказывания русских и зарубежных писателей, культурных деятелей о родном языке, которые помогут учителю в организации праздника.

Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры...

А. И. Куприн
Народ выражает себя всего полнее в языке своём. Народ и язык, один без другого, представлен быть не может.

И. И. Срезневский
Язык народа – это феномен высшего порядка: каждый язык – достояние общечеловеческого гения. Мы не вправе пренебрегать ни одним языком, какому бы народу он ни принадлежал, на какой ступени развития ни находился.

Ч. Айтматов
…Недаром многострадальные народы, перенося самые страшные удары судьбы, не могут лишь перенести погибели родного слова…

Н. А. Котляревский
Язык есть исповедь народа; в нём слышится его природа, его душа и быт родной.

П. А. Вяземский
Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни.

К. Д. Ушинский
Жизнь языка открыта всем, каждый говорит, участвует в движении языка, и каждое сказанное слово оставляет на нём свежую борозду.

О. Э. Мандельштам
Язык есть полнейшее творчество, какое только возможно человеку. И только потому имеет для него значение.

А. А. Потебня
Язык – это орудие мышления <...> Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.

А. Н. Толстой
Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдет, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело…

Л. Н. Толстой
Язык – часть культуры, её продукт и её основание.

К. Леви-Стросс


Выходит так, как будто чем богаче язык, тем выше культура. А по-моему, наоборот: чем выше культура, тем богаче язык. Количество слов и их сочетаний находится в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению языка.

А. П. Чехов
Очищать и вместе обогащать родной язык – дело выдающихся умов. Очищение без обогащения – занятие для бездарных.

И. В. Гёте
Мы лишь тогда ощущаем прелесть родной речи, когда слышим её под чужими небесами.

Дж. Б. Шоу


Язык – самое существо литературы, мир, где она живёт.

Р. Барт
Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде.

Ф. М. Достоевский
Кто не знает иностранных языков, тот не имеет понятия о своём собственном.

И. В. Гёте


А. О. МЕЛЬНИК,

канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и мировой литературы Национального педагогического университета имени М. П. Драгоманова




Инженер — это человек, который может объяснить, как работает то или иное устройство, но не может объяснить, почему оно не работает. М. Хацернов
ещё >>