Методические рекомендации к 2010-2011 учебному году хабаровск 2010 ббк 74. 202. 4 Печатается по решению с 40 редакционно-издательско - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Монография Майкоп 2009 ббк 74. 202. 20 К 88 9 1700.66kb.
Методические рекомендации по организации и проведению практики студентов... 9 1463.75kb.
Курс лекций 2-е издание ббк 87 с 50 Печатается по решению редакционно-издательского... 9 1437.33kb.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов... 17 3524.05kb.
Учебное пособие Иркутск Издательство бгуэп 2003 (075. 8) Ббк 65. 13 1893.17kb.
Печатается по решению редакционно-издательского совета 1 65.54kb.
Ученые записки Выпуск 8 Благовещенск 2008 ббк 67 Печатается по решению... 16 3466.28kb.
Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений Омск боудпо... 9 1864.77kb.
Методические указания предназначены для слушателей курсов повышения... 1 300.22kb.
Витковская Л. В. Пятигорск 2012 19 2420.24kb.
С. П. Поцелуев политические парадиалоги 36 5585.79kb.
Информационная карта инновационного опыта 1 166.72kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические рекомендации к 2010-2011 учебному году хабаровск 2010 ббк 74. 202. 4 - страница №1/6

Министерство образования Хабаровского края

Хабаровский краевой институт развития образования




СИСТЕМНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К 2010-2011 УЧЕБНОМУ ГОДУ

Хабаровск

2010
ББК 74.202.4 Печатается по решению

С 40 редакционно-издательского совета

ХК ИРО

Системные изменения начального образования: Методические рекомендации к 2010-2011 учебному году / Под общ. ред. Ж.Б. Кузнецовой. – Хабаровск: ХК ИРО, 2010. – 82 с.



Ответственная за выпуск: Л.Н. Лисуненко, проректор по организационно-методической работе ХК ИРО
Сборник издан в редакции авторов статей.

© ХК ИРО, 2010


Содержание

Введение. Кузнецова Ж.Б……………………………..............................4
I. Новые цели и результаты образования в начальной школе
Новые цели образования – новые образовательные

результаты. Терещенко И.Е……………………………………………………….5

Система внутришкольной оценки основных

результатов образования. Терещенко И.Е……………………………………….11


II. Новые технологии обучения в начальной школе
Новые технологии обучения для достижения

новых результатов образования. Терещенко И.Е.……………………………....17

Системное формирование универсальных учебных действий

в учебной и внеучебной деятельности. Кузнецова Ж.Б…………………………23

Педагогические приемы и средства формирования

универсальных учебных действий как компонента

учебной деятельности. Кузнецова Ж.Б…………………………………………...36

Психологический аспект формирования личностных

и коммуникативных компетентностей, направленных

на формирование у детей умения учиться как

воспитательного влияния педагога. Калугина Н.А……………………………...57

III. Новая система воспитания и социализации

младшего школьника

Организация внеучебной деятельности учащихся начальной

школы в рамках государственных образовательных

стандартов второго поколения. Якимова Л.В., Крайняя И.В…………………..63

Социализация младших школьников в условиях

социально-педагогического комплекса. Сеньчукова И.В……………………….77



Введение
Кузнецова Ж.Б.,

ст.н.с. отдела введения ФГОС

ЦРО ХК ИРО
Теоретическим обоснованием ФГОС является культурно-исторический системно-деятельностный подход, базирующийся на основных положениях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова, А. Г. Асмолова, В. В. Рубцова1.

Л.С. Выготский в работе «Педагогическая психология» отмечает: «Строго говоря, с научной точки зрения нельзя воспитывать другого. Оказывать непосредственное влияние и производить изменение в чужом организме невозможно, можно только воспитываться самому, т.е. изменять свои прирожденные реакции через собственный опыт… В основу воспитательного действия самих учеников должен быть положен полный процесс реакции со всеми ее тремя компонентами – восприятием раздражения, переработкой его и ответным действием2».

Здесь важны два положения:


  1. Воспитываться самому – изменять свои прирожденные реакции – саморазвиваться.

  2. Процесс саморазвития – процесс реакции.

Появляются вопросы: какова роль учителя в процессе саморазвития и как организовать процесс реакции? Ответ - в статье кандидата педагогических наук, ведущего научного сотрудника центра развития образования ХК ИРО И.Е. Терещенко «Новые цели образования – новые образовательные результаты».

Очевидно, для того, чтобы раздражение было воспринято, оно должно быть инициировано. Извне оно задается учителем. Когда и как инициируется раздражение? Ответа однозначного нет. В методических рекомендациях предлагается несколько вариантов.

Если исходить из положения Л.В. Выготского о том, что обучение ведет за собой развитие, то логично было бы предположить - урок является локальной точкой инициации реакции. Подробно об этом можно прочитать в статье старшего научного сотрудника отдела по введению ФГОС Ж.Б. Кузнецовой «Условия формирования универсальных учебных действий как компонента учебной деятельности».

Учитель является организатором воспитывающей социальной среды. Как организуется эта среда, описывает главный методист лаборатории социально-экономических исследований И.В. Сеньчукова «Социализация младших школьников в условиях социально-педагогического комплекса».

Но кроме внешних раздражителей есть и внутренние.

Если воспитание рассматривать как процесс самоизменения, то к внутренним раздражителям можем отнести интересы, задатки, склонности школьника. Как же быть с ними? В рамки урока они не укладываются, поскольку ограничены примерными предметными программами и тогда нам необходимо дополнительное пространство для саморазвития – внеурочное пространство реализации процесса реакции. В статье главных методистов отдела введения ФГОС Л.В. Якимовой и И.В. Крайней «Организация внеучебной деятельности учащихся начальной школы в рамках государственных образовательных стандартов второго поколения» речь идет о пространстве внеурочной деятельности как форме организации образовательного процесса.

В сборнике отражены основные направления процессов, условий, содержания, средств, методов и форм организации современного образования.


I. НОВЫЕ ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Новые цели образования – новые образовательные

результаты

Терещенко И.Е.,

к.п.н., ведущий научный сотрудник

ЦРО ХК ИРО
Для обеспечения развития общего образования в нашей стране принято решение о введении Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) с сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях России (приказ Министерства образования РФ № 373 от 6 октября 2009г.).

ФГОС, по сравнению со стандартами первого поколения, принципиально новый для отечественной школы документ. ФГОС является новшеством, которое изменит цели, условия, содержание, средства, методы и формы организации учебно-воспитательного, управленческого процессов в школе, т.е. является комплексным и предусматривает изменения всех компонентов.

ФГОС является по глубине преобразований радикальным, предполагает освоение принципиально новых идей культурно-исторической системно-деятельностной парадигмы в образовании.

По масштабу преобразований ФГОС относится к системным новшествам, которые предполагают перестройку всей школы под общую концепцию культурно-исторической системно-деятельностной парадигмы.

ФГОС является ресурсоемким новшеством и требует для освоения больших материальных и человеческих ресурсов.

Введение ФГОС должно обеспечить повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, которые гарантируют конкурентоспособность отечественной школы.

Для достижения новых целей образования разработано новое содержание, для освоения которого необходимо применять новые технологии и по-новому организовывать образовательный процесс.

Предлагаемые методические рекомендации предназначены для уточнения Вашего стратегического видения, представлений о перспективах развития образовательного учреждения и определения качественных изменений в вашей школе.

Качество образования является атрибутом (свойством) образовательного учреждения, свойством управления процессами достижения результатов, удовлетворяющих потребности потребителей, а не свойством «продукта», заданным стандартом.

Качество образования в первую очередь связано с удовлетворением потребности каждого человека в эффективной социализации, т.е. в приобретении способов действий, которые необходимы для строительства успешной личной, профессиональной и общественной жизни в данном обществе.

Качество образования связано с удовлетворением потребности общества и государства к качествам и умениям человека, обладание которыми ведет к обеспечению процесса воспроизводства и, самое главное, к развитию данной социально-экономической системы.

Таким образом, чтобы оценить качество образования, необходимо выявить требования личности и семьи, общества и государства к образовательным результатам школы. Эта работа была впервые выполнена Институтом социологии РАН. Выявленные требования, представленные в «Концепции Федерального государственного образовательного стандарта», являют собой набор качеств, ценностей, умений, способностей Человека, необходимых в данное историческое время нашему обществу для развития.

Качество образования предполагает трансформацию этих требований в миссию, цели и задачи основной образовательной программы школы.

Таким образом, миссия образовательного учреждения сводится к созданию всех необходимых условий для овладения учащимися определенным набором качеств, ценностей, умений (каждым на своем уровне).

Впервые представления о личности как о человеке, не только имеющем те или иные психофизиологические возрастные характеристики, но как об индивидуальности, укорененной в определенных обстоятельствах жизни и культуры, представлены в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

В этом документе Вы найдете описание современного национального воспитательного идеала.

Все составляющие педагогического процесса зависят от представления педагога о Личности воспитанника как цели и результата его профессиональных усилий и напряжений. Поэтому так важно обратиться к построению модели выпускника Вашего образовательного учреждения.

Выявленные требования позволили разработчикам ФГОС более четко и системно обосновать образовательные результаты школы, определить их сущность и основные составляющие.

В ФГОС под образовательными результатами понимаются «приращения» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении проблем в процессе жизнедеятельности в данном обществе. Личностные ресурсы можно разделить на мотивационные (ценностные ориентации, потребности, запросы, которые конкретизируются в мотивах деятельности человека), инструментальные (освоенные универсальные способы деятельности) и когнитивные (знания, обеспечивающие возможность ориентации в явлениях действительности, предметные умения и навыки).

Опираясь на такое понимание личностных ресурсов человека, разработчики по-новому представили планируемые результаты образования: личностные, метапредметные и предметные. Личностные результаты являются фактором развития мотивационных ресурсов учащихся, метапредметные результаты – фактором развития в основном инструментальных ресурсов, предметные результаты – когнитивных ресурсов (см. Приложение 1).

Таким образом, в качестве ведущей цели образования можно считать формирование у учащихся мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни и способности к обновлению компетенций (способов действий).

Образовательные результаты учащихся представлены в «Требованиях к освоению основных образовательных программ» в ФГОС и конкретизированы в пособии «Планируемые результаты начального общего образования» (см. Приложение 2).

Впервые планируемые результаты образования описываются в виде действий на уровне актуального развития, т.е. (хорошо освоенных и выполняемых практически автоматически) и зоны ближайшего развития, т.е. на уровне «перспективных действий», находящихся еще на стадии формирования и выполняемых в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Пособие «Планируемые результаты начального общего образования» призвано сориентировать Вас, какими перспективными учебными действиями, лежащими в зоне ближайшего развития, могут овладеть учащиеся в отношении предметных знаний. Эта ценная с педагогической точки зрения информация необходима Вам для организации обучения учащихся, которое обеспечит их развитие. В практике образования становится реальным выполнить требования, разработанные Л.С. Выготским, к развивающему обучению. «Обучение, действительно, ведущее за собой развитие, должно осуществляться в зоне ближайшего развития ребенка».

В пособии «Планируемые результаты начального общего образования» представлено описание образовательных результатов учащихся в двух видах: обобщенном и технологическом. Основные ожидаемые результаты изучения данного учебного предмета прописаны в общецелевом блоке в виде сущностного вклада данного предмета в развитие личности учащихся, в развитие их способностей. В блоке «Выпускник научится» задаются актуальные действия, определяющие исполнительскую компетентность учащихся. В блоке «Выпускник получит возможность научиться» задаются перспективные действия из зоны ближайшего развития. В технологическом описании планируемых результатов представлен перечень учебных действий, а также примеры учебно-познавательных и учебно-практических заданий, иллюстрирующих возможные уровни освоения учебных действий с изучаемым материалом.

Для обеспечения повышения качества образования необходимо сформировать у всего педагогического коллектива единое понимание основного результата образования и путей его достижения.

Основным результатом образования является индивидуальный прогресс школьников в основных сферах личностного развития, достигаемый ими путем освоения универсальных и предметных способов действий, а также освоения ключевых идей и ключевых понятий и достижения на этой основе способности к обновлению компетенций (новых способов действий).

Смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на культурно-историческую системно-деятельностную парадигму определила перенос акцента в учебно-воспитательном процессе с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий на материале учебных предметов. Важнейшим компонентом содержания образования становятся универсальные учебные действия.

В содержание начального общего образования включены две междисциплинарные программы: «Программа формирования универсальных учебных действий» и «Чтение: работа с информацией».

В практике образовании становится реальным создать необходимые условия для развития личности учащихся на основе формирования готовности к непрерывному образованию. Для формирования готовности школьников к непрерывному образованию в содержание образования в начальной школе включены две междисциплинарные программы, названные выше. В ходе освоения этих программ у учащихся будет развиваться способность к самосовершенствованию, т.е. они приобретут совокупность способов действий, которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний и организацию этого процесса, т.е. умение самостоятельно учиться.

В пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли» раскрываются виды универсальных учебных действий (УУД) и возрастные особенности развития УУД у учащихся младших классов. Пособие призвано сориентировать Вас, какими универсальными действиями должны овладеть учащиеся в ходе урочной и внеурочной деятельности и как определять уровень сформированности УУД у школьников.

Таким образом, новый ФГОС ориентирует образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов.

К основным результатам начального общего образования ФГОС относит:

- формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

- воспитание основ «умения учиться» - способность к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

- индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.



Приложение 1
Основные результаты образования



Приложение 2

Материалы, обеспечивающие реализацию

стандарта второго поколения

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010. - 31с. - (Стандарты второго поколения).

  • Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/ под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39с. – (Стандарты второго поколения).

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: начальная школа/ [сост. Е.С.Савинов]. - М.: Просвещение, 2010. - 191с. - (Стандарты второго поколения).

  • Фундаментальное ядро общего образования: проект/ под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. - 48с. - (Стандарты второго поколения).

  • Планируемые результаты начального общего образования/ под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 120с. - (Стандарты второго поколения).

  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий: в 2 ч.: ч.1/[М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А.Карабанова и др.]. – 2е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 215с. - (Стандарты второго поколения).

  • Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ под ред. А.Б.Воронцова. - М.: Просвещение, 2010. - 176с. - (Стандарты второго поколения).

  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152с. - (Стандарты второго поколения).

  • Примерные программы по учебным предметам: начальная школа: в 2-х ч.: ч.1. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 317с. - (Стандарты второго поколения).

  • Примерные программы по учебным предметам: начальная школа: в 2-х ч.: ч.2. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 232с. - (Стандарты второго поколения).

  • Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 23с. - (Стандарты второго поколения).

  • Григорьев, Д.В.    Внеурочная деятельность школьников: метод. конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223с. - (Стандарты второго поколения).

  • Примерные программы внеурочной деятельности: начальное и основное образование/ под ред. В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2010. – 111с.- (Стандарты второго поколения).

  • Логинова, О.Б.  Мои достижения. Итоговые комплексные работы: 1 кл./ О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева. - М.: Просвещение, 2009. - 128с. - (Стандарты второго поколения).

  • Логинова, О.Б.  Мои достижения. Итоговые комплексные работы: 2 кл./ О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева. - М.: Просвещение, 2010. - 80с. - (Стандарты второго поколения).


Система внутришкольной оценки

основных результатов образования
Терещенко И.Е.,

к.п.н., ведущий научный сотрудник

ЦРО ХК ИРО
Управление качеством образования предполагает наличие в образовательном учреждении систематического самоанализа и самооценки всех действий педагогического коллектива по созданию условий, направленных на достижение основных результатов образования.

В каждом образовательном учреждении необходимо создать систему внутришкольной оценки, которая будет представлять объективную информацию об уровне и качестве результатов образования.

Система оценки должна стать необходимым элементом модели обеспечения качества образования. Основная функция оценки – ориентация образовательного процесса на реализацию и достижение планируемых результатов образования. Основной механизм обеспечения качества образования состоит в уточнении и распространении общего понимания содержательной и критериальной базы оценки.

Содержательной и критериальной базой оценки образовательных результатов являются:

- Требования к результатам освоения основных образовательных программ, прописанные в ФГОС.

- Пособие «Планируемые результаты начального общего образования».

Планируемые результаты освоения основных образовательных программ понимаются как совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов.

Система оценки предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, оценке подлежат все три результата образования - личностные, метапредметные и предметные.

В условиях реализации ФГОС у каждого педагога школы появляется новая функция – проектирование содержания текущего и итогового оценивания, согласованного с планируемыми результатами образования.

Предлагаемые методические рекомендации предназначены для уточнения Вашего видения системы оценивания в целом, представлений о видах и формах контрольно-оценочных действий. В методических рекомендациях представлен практический опыт специалистов отдела по введению ФГОС ХК ИРО.


Оценивание предметного результата образования

Проектирование содержания текущего и итогового оценивания предметного результата необходимо начинать с выделения ключевого содержания учебного предмета. Содержание может быть представлено в виде совокупности основополагающих элементов научного знания (научных понятий и представлений) и системы предметных действий. Необходимо учесть, что в соответствии с системно-деятельностным подходом объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием. Для удобства в работе воспользуйтесь таблицей.

Примерное предметное содержание по математике

Таблица 1


Содержательная линия

Средства, используемые в действиях (понятия, представления)

Предметные действия

Числа и вычисления

• последовательность натуральных чисел

• числовая прямая

• позиционный принцип (многозначные числа)

• свойства арифметических действий

• порядок действий


• нумерация

• представление чисел на числовой прямой

• сравнение многозначных чисел

• выполнение арифметических действий с многозначными числами

• определение порядка действий в выражении

• прикидка



Измерение величин

• отношение между числом, величиной и единицей

• отношение «целого и частей»

• формула площади прямоугольника


• прямое измерение длин линий и площадей фигур (непосредственное «укладывание» единицы, «укладывание» единицы с предварительной перегруппировкой частей объекта)

• косвенное измерение (вычисление по формулам)



Закономерности

• «индукционный шаг»

• повторяемость (периодичность)



• выявление закономерности в числовых и геометрических последовательностях и других структурированных объектах

• вычисление количества элементов в структурированном объекте



Зависимости

• отношения между однородными величинами (равенство, неравенство, кратности, разностное, «целого и частей»)

• прямая пропорциональная зависимость между величинами

• производные величины: скорость, производительность труда и др.

• соотношения между единицами



• решение текстовых задач

• описание зависимостей между величинами на различных математических языках (представление зависимостей между величинами на чертежах, схемами, формулами и пр.)

• действия с именованными числами


Элементы геометрии

• форма и другие свойства фигур (основные виды геометрических фигур)

• пространственные отношения между фигурами

• симметрия


• распознавание геометрических фигур

• определение взаимного расположения геометрических фигур



следующая страница >>



Мы любим не человека, а его свойства. Не будем же издеваться над теми, кто требует, чтобы его уважали за чины и должности, ибо мы всегда любим человека за свойства, полученные им в недолгое владение. Блез Паскаль
ещё >>