Методические рекомендации для учителя к учебнику «Литература. Путь к станции «Я». 7 класс», Баласс, 2010 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации к учебнику Ю. В. Лебедева «Русская литература... 3 1354.33kb.
Учебник для 9-го класса. М.: «Баласс», 2008.; Лебедев Ю. В. 1 190.41kb.
Методические рекомендации по проведению мастер-класса мастер класс 1 92.08kb.
Методические рекомендации по «Введению» (7 класс) Поурочные рекомендации... 7 1749.29kb.
Урок литературы. 6 класс. Методические рекомендации. Предмет: Литература... 1 189.27kb.
Методические рекомендации к 2010-2011 учебному году хабаровск 2010... 6 1348.96kb.
Литература для учителя: Программа общеобразовательная умк под редакцией Н. 1 226.17kb.
Учебнику «Геометрия 7 9» 7 класс; Учебник «Геометрия 7 9» 7 класс Л. 1 89.95kb.
Методические рекомендации по использованию корпусов в исследованиях. 1 135.63kb.
Методические рекомендации к учебнику для 6 класса общеобразовательных... 10 1625.06kb.
Методические рекомендации к учебнику для 7 класса общеобразовательных... 7 1231.95kb.
Программа дисциплины «История Отечества» 5 632.36kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические рекомендации для учителя к учебнику «Литература. Путь к станции «Я». - страница №1/1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 54

Орджоникидзевского района городского округа

город Уфа Республики Башкортостан



РАССМОТРЕНО

на заседании МО

Протокол № 1 от

«26»авг .2013 г.



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР _________ _____

«30» авг.2013 г.



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы № 54

__________ Г.М.Ибрагимова

«30» авг.2013г



Рабочая программа

Литература

7А класс

Срок реализации: 2013 – 2014 учебный год



Учитель: Эйдин Анна Рихардовна

Составлена на основе программы по литературе для 5 – 11 классов под редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. Допущено Министерством образования и науки РФ (письмо №03-408 от 01.04.2005) Напечатана в сб. «Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа. Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна» – М.: Баласс, 2008.

Учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «Путь к станции «Я». Учебник по литературе для 7-го класса в 2-х кн. – М.:«Баласс», 2005.

Дополнительная литература:

1.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Рабочая тетрадь к учебнику литературы. 7 класс. – М.: Баласс, 2010.

2. Барова Е.С.Уроки литературы в 7 классе по учебнику-хрестоматии «Путь к станции «Я», М., Баласс, 2010

3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Литература. Путь к станции «Я». 7 класс», Баласс, 2010.

Пояснительная записка

Программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, федеральной программы для общеобразовательных учреждений по предмету «Литература», является составной частью развивающей образовательной системы «Школа 2100» и рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю (34 рабочих недель).



Актуальность программы: состоит в формировании ценностно-смысловая компетенции учащихся (мировоззрение, ценностные ориентации), а также учебно-познавательной компетенции (овладение приёмами решения учебно-познавательных проблем). Овладение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернетом; что имеет огромное значение для социальной адаптации школьников.

Цель обучения: воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя. Компетентность читателя предполагает:

– способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;

– готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;

– овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;

– освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.

Задачи обучения:

1. Развивать интерес к чтению, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.

6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

Формы и методы преподавания:

Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика.



  1. Комментированное и выразительное чтение

  2. Литературоведческий анализ лирического текста.

  3. Составление партитуры текста при подготовке к выразительному чтению стихов;

  4. Проблемный диалог, беседа, дискуссия;

  5. Работа с учебником; различные виды переработки учебного текста: составление плана, тезисов, конспектов;

  6. Анализ художественного текста с точки зрения содержания и формы, формулирование вопросов к фрагменту текста («диалог с текстом»);

  7. Устные сообщения учащихся, отзыв на сообщения одноклассников;

  8. Творческие работы, анализ работ, редактирование.

Используемые технологии: проблемно-поисковые технологии, личностно-ориентированные, ИКТ, а также интегрированные технологии, основанные на межпредметных связях с русским языком и изобразительным искусством.

Формы контроля: практические работы по анализу текста; сочинения-рассуждения, повторительно-обобщающие уроки, тестовые работы.

Тематика и количество сочинений и проверочных работ соответствуют Примерной программе по литературе основного общего образования (базовый уровень).

Требования к уровню подготовки учащихся 7-го года обучения

В результате изучения литературы обучающийся должен



Знать/ понимать

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей

• основные теоретико-литературные понятия.

Уметь

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• определять род и жанр произведения;

• сопоставлять литературные произведения;

• выявлять авторскую позицию;

• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

• писать сочинения разных жанров на литературные темы

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:



  1. Анализ, сравнение, сопоставление, классификация

  2. Самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  3. Способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,

  4. Осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),

  5. Владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей,

  6. Умение воспринимать звучащую речь

  7. Подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности,

  8. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др.

  9. Самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.

Организация самостоятельной работы учащихся:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- различные виды пересказа;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду и жанру;

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения;

- определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

- устные и письменные интерпретации художественного произведения;



Подготовка к ЕГЭ. Организация деятельности учащихся по подготовке к ЕГЭ. Подготовка к ЕГЭ в 7 классе предполагает, прежде всего, систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия.

Исходя из данной цели работа по совершенствованию как общеучебных, так и специальных навыков и умений будет проведена по трём направлениям: 1) выразительное чтение художественного (научного) текста; 2) смысловой и языковой анализ текста; 3) создание собственных высказываний (устно и письменно). Кроме того, на каждом уроке предполагается изучение теоретико-литературных понятий. Динамика их дальнейшего изучения определяется в соответствии с возможностями учащихся и художественными задачами рассматриваемых произведений. Теоретико-литературные понятия рассматриваются как инструмент, способствующий постижению художественного произведения. Творческие работы (классные и домашние) будут способствовать формированию речеведческих навыков.



Виды и формы работы учащихся.

-создание собственных проектов с последующим составлением рекламных буклетов, слайд-шоу и т.д.

-составление аннотаций и отзывов на книгу;

-составление словаря лексики (автора, рассказа, стихотворения);

-проведение семинарских занятий;

-проведение лабораторных работ по анализу текста;

-«диалог с текстом» (постановка вопросов к тексту);

-сочинения различных видов и жанров.



Содержание курса



Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Содержание тем

Из них развитие речи

Из них контр работы




Введение

1










Раздел1

Я и моё детство

13

В первом разделе помещены произведения разных писателей о детстве и биографии этих писателей. Рассматривается место автобиографической и мемуарной литературы в словесном искусстве, а также способы изображения человека в эпическом и лирическом произведениях данного типа.

2

1ч. Входной контроль

Раздел 2

Я и Я

24

Второй раздел знакомит с эпическими и лирическими произведениями русских и зарубежных авторов, поднимающими важные нравственные проблемы: долга, совести, чести. Предусмотрены уроки литературоведческого анализа эпического текста.

2

1ч. Рубежный контроль

Раздел 3

Я и другие

11

Третий раздел в художественной форме рассказывает о взаимоотношениях личности и общества, рассматривает многообразные связи человека с окружающим миром. Углубляется следующие литературоведческие понятия: «конфликт», «трагическое в искусстве», «литературный герой».

1




Раздел 4

Я и мир: вечное и преходящее

17

Четвёртый раздел показывает многообразие реального и художественного миров. На примере произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.Грина, М.А.Шолохова, К.Г. Паустовского и др. анализируются вечные темы в литературе и собственные переживания автора. Данный раздел содержит также поэтическую антологию и отражает мир чувств человека в лирическом тексте. Изучаются особенности организации стихотворной речи (рифма, ритм, размер, строфа) и выразительные средства языка (метафора, сравнение, звукопись, эпитет, олицетворение). Предусмотрены уроки литературоведческого анализа лирического текста.

2

1ч. Итоговый контроль




Обобщение

1

Совершенствовать навыки работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернетом. Совершенствовать навыки выступления с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

1




Итого




68




8 (4+4)

3 (2+1)



урока

Наименование глав и тем уроков

Кол-во часов

Домашнее задание

Дата урока

планируемая

фактическая

1

Введение (1ч)

Становление читателя. Твой читательский дневник.



1

Д/з мини-сочинение «Мои детские воспоминания»

02.09




2

Раздел 1. Я и моё детство (13 ч).

И.А. Бунин. Детство. К.М. Симонов «Тринадцать лет »

1

выразит чтение наизусть по выбору

06.09




3

Герцен. Былое и думы (главы)

1

Д/з соч-миниатюра «Мой любимый друг»

09.09




4

Л.Н. Толстой. Детство (главы)

1

Задание 3 в рабочей тетради по литературе (стр.7)

13.09




5

Л.Н. Толстой. Отрочество (главы). Автобиографическая и мемуарная литература.

1

Вопросы на стр.50 учебника

16.09




6

А.А. Тарковский. Белый день

1

инд . сообщенияТаблица ИВС (примеры)

20.09




7

М.И. Цветаева. Воспоминания (главы). Обзор. М.И. Цветаева. В субботу.

1

План статьи учебника (биография Цветаевой)

23.09




8

Р.Р. Проверка техники чтения.

1

наизусть «Письмо матери»

27.09




9

С.А. Есенин. Мой путь (фрагмент). Письмо матери

1

Работа с учебником, работа с лирическим текстом

30.09




10

Входной контроль.

1

инд сообщения

04.10




11

М. Горький. Детство (главы)

1

Статья о Горьком, главы 1- 4

07.10




12

М. Горький. Детство (главы). Характер героя в мемуарном и автобиографическом произведении.

1

Д/з соч-миниатюра «Самый близкий мне человек»

14.10




13

Ш. Бронте. Джен Эйр (главы). Соотношение понятий «автор» и «герой» в мемуарах и автобиографичес ком произведении.

1

работа в группах по проблемным вопросам

18.10




14

Р.Р. Подготовка к дом сочинению.

1

Д/з сочинение «Доброта и жестокость в жизни героев Герцена, Толстого, Горького, Бронте»

21.10




15

Раздел 2. Я и Я (24ч).

Д.С. Самойлов. «Вдруг странный стих во мне родится...» Что значит быть личностью?

1

Конкурс на лучшего чтеца

Д/з таблица ИВС (примеры)



25.10




16

В.Ф. Тендряков. Хлеб для собаки. Володя и куркули. Володя и одноклассники.

1

Рабочая тетрадь по литературе, задание 3, стр. 24 работа в парах

28.10




17

В.Ф. Тендряков. Хлеб для собаки. Володя и отец.

1

работа в парах

08.11




18

Р.Р. Классное сочинение по повести Тендрякова

1

Д/з сочинение «Муки совести. Что это?»

11.11




19

В.Г.Короленко.

«Слепой музыкант» (главы). Обзор

1

инд сообщения

15.11




20

Л.А. Кассиль. Ранний восход (главы). Обзор




работа творческих групп

18.11




21

АС. Пушкин «Дар напрасный, дар случайный...». Человек и его предназначение.

1

Конкурс на лучшего чтеца

22.11




22

А.С. Пушкин. Капитанская дочка. Семейство Гринёвых.

1

Д/з составить словарь историз мов и архаизмов с объясне ним лексич значения

25.11




23

А.С. Пушкин. Капитанская дочка. Семейство Мироновых.

1

Д/з составить словарь (продолжение)

29.11




24

Русский бунт в изображении А.С. Пушкина. Гринёв и Швабрин

1

работа в парах по составлению плана сравнит характеристики

02.12




25

Нравственные уроки произведения.

1

работа в группах

06.12




26

А. С. Пушкин. Моцарт и Сальери.

1

работа творческих групп

09.12




27

А. С. Пушкин. Моцарт и Сальери.

1

работа творческих групп

13.12




28

Р.Р.. Сочинение-размышление или сочинение-характеристика.

1

составление плана

16.12




29

Рубежный контроль

1

инд сообщения

20.12




30

Н.П. Огарев. Хандра. А.В. Макаревич. Пока горит свеча

1

Д/з таблица ИВС (примеры)

23.12




31

Сью Таунсенд. Дневники Адриана Моула

1

Рабочая тетрадь, стр. 27-28

27.12




32

Сью Таунсенд. Дневники Адриана Моула

1

работа творческих групп

13.01




33

Анна Франк. Погибель (дневник).

1

Д\з сравнить два дневника

17.01




34

Б.Ш. Окуджава. Песенка о ночной Москве

1

партитура текста

Д/з написать эссе



20.01




35

Ю.Д. Левитанский. Диалог у новогодней елки

1

Конкурс на лучшего чтеца

Д/з таблица ИВС (примеры)



24.01




36

К.Г. Паустовский. Жизнь Александра Грина (фрагмент)

1

инд работа

27.01




37

А. Грин. «Алые паруса»

(в сокращении).



1

Рабочая тетрадь, стр. 31-32

Викторина



31.01




38

А. Грин. Алые паруса (в сокращении). Приемы создания характера литературного героя.

1

Рабочая тетрадь, работа с иллюстрациями

03.02




39

Раздел 3. Я и другие (11 ч).

Р. Киплинг. Заповедь. Человек и окружающий его мир.

1

партитура текста

инд работа



07.02




40

В.К.Железников. «Чучело» (главы). Обзор

1

работа в группах

10.02




41

Н.А. Заболоцкий. О красоте человеческих лиц

1

Конкурс на лучшего интерпретатора

14.02




42

А.Г. Алексин. Безумная Евдокия (в сокращении)

1

работа в группах

17.02




43

А. Яшин. Спешите делать добрые дела

1

сочинение-эссе

21.02




44

В.Г.Распутин.

«Уроки французского»

1

работа в группах

24.02




45

В.Г.Распутин.

«Уроки французского»

1

работа в группах

28.02




46

В.М. Шукшин. Крепкий мужик

1

работа в парах

презентация выводов



03.03




47

О.Генри. Дары волхвов

1

инд сообщения

07.03




48

А.С. Пушкин. «Если жизнь тебя обманет...»

Б.Ш. Окуджава. Прощание с новогодней елкой. Подведем итоги. Авторская позиция в оценке литературного героя.



1

Д/з наизусть

Таблица ИВС (примеры)



10.03




49

Р.Р. Классное сочинение – рассуждение по разделу

1

инд работа

14.03




50

Раздел 4. Я и мир: вечное и преходящее (17 ч)

Д.С. Самойлов. Зрелость



1

Д/з сочинение – эссе;


17.03




51

М.А. Шолохов. Судьба человека

1

работа творч еских групп

21.03




52

М.А. Шолохов. Судьба человека

1

работа творч еских групп

31.03




53

В.В. Быков. Круглянский мост (главы). Обзор

1

инд сообщения

04.04




54

Ю.Д. Левитанский. «Ну что с того, что я там был...»

1

Конкурс на лучшего чтеца

07.04




55

Ч.Т. Айтматов. Первый учитель. Обзор

1

инд сообщения

11.04




56

А.А. Вознесенский. Сага.

Г.Ф. Шпаликов. «Людей теряют только раз...»

1

литерат-музык композиция

14.04




57

К.Г. Паустовский. Мещорская сторона

1

работа в парах

18.04




58

К.Г. Паустовский. Мещорская сторона

1

Рабочая тетрадь, стр.55

21.04




59

А.С. Пушкин. Зимнее утро

1

Д/з сочинение - эссе

25.04




60

Р.Р. Читаем стихотворение Пушкина выразительно

1

таблица ИВС

28.04




61

Р.Р. Сочинение-рассуждение.

1

Д/з сочинение «Природа и человек»

02.05




62

Итоговый контроль.

1

инд работа

05.05




63

Проверка техники чтения.

1




12.05




64

Лабораторная работа по теме «Лирика русских поэтов»

1

Конкурс на лучшего чтеца, интерпретатора

16.05




65

Семинар по теме «Лирика русских поэтов»

1

работа творч групп

19.05




66

Р.Р. Анализ лирического текста

1

Д/з

дифференц- по выбору



23.05




67

Обобщение (2 ч).

Мир твоей литературы.



1

инд работа

26.05




68

Читательская конференция.

1

Рекомендательный список литературы на лето

30.05








Во всем виноват Эйнштейн. В 1905 году он заявил, что абсолютного покоя нет, и с тех пор его действительно нет. Стивен Ликок
ещё >>