Методические рекомендации для учителя : к занятию необходимо распечатать раздаточный материал - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации для студентов для подготовки к семинарскому... 1 377.4kb.
«Строение и значение кожи» 1 74.89kb.
Методические указания для студентов по изучению раздела 1 «Затруднения... 1 112.93kb.
Условия для организации образовательного процесса 1 192.82kb.
Методические рекомендации для студентов для подготовки к семинарскому... 4 548.05kb.
Методическая разработка к практическому занятию для студентов 2-го... 1 73.61kb.
Методические указания для студентов дисциплины/ практики 1 34.44kb.
Урок благотворительности «Арктическая гонка благотворительности» 1 50.45kb.
Методическая разработка к практическому занятию для студентов 2-го... 1 71.69kb.
Методические рекомендации по выполнению семестрового задания. 7 813.98kb.
Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки 1 42.59kb.
Проблема поиска смысла жизни 1 91.23kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические рекомендации для учителя : к занятию необходимо распечатать раздаточный - страница №1/1

З а н я т и е 1.

Сочинение-рассуждение. Основные требования к творческой работе. Обучающее сочинение-рассуждение о памяти
Методические рекомендации для учителя: к занятию необходимо распечатать раздаточный материал (таблицы «Стили речи», «Типы речи», тексты, тест).

Ход занятия

I. Цели:


– Сегодня мы с вами начинаем цикл занятий по созданию текста в форме рассуждения на основе прочитанного текста. Курс предусматривает 20 часов. За это время вы научитесь правильно строить свою работу, распределять время, предусмотренное для этого задания; узнаете, как будет оцениваться ваш труд.

II.


– Специально на первом занятии следует посвятить время для критериев оценки задания, вы четко будете представлять, что от вас требуется. В тетради для занятий у вас должны быть четкие записи о критериях, ими вы должны пользоваться при проверке свого текста, при рецензировании и редактировании работы.

Критерии оценивания используются из материалов ЕГЭ 2006, изменены критерии 1 и 2, так как нормы оценивания составлены для сочинения-рассуждения по прослушанному и прочитанному тексту. Система оценивания работы разработана для сочинения от 70 слов.






Критерии оценки

Баллы




Содержание сочинения-рассуждения




К1

Понимание темы текста







А) Учащийся обнаруживает верное понимание темы

2




Б) Учащийся обнаруживает верное понимание темы, но не полностью раскрывает ее в сочинении

1




В) Текст сочинения не соответствует заявленной теме сочинения

0

К2

Правильность фактического материала







А) Фактические ошибки в работе учащегося отсутствуют

1




Б) В работе учащегося имеются фактические ошибки

0

КЗ

Выражение собственного мнения по проблеме







А) Ученик доказывает сформулированный тезис, приводя аргументы

2




Б) Ученик сформулировал тезис, но не приводит аргументов

1




В) Ученик или только заявляет о своей позиции или вообще никак не высказывает своего мнения

0




Максимальное количество баллов за содержание (К1—КЗ)

5

II

Речевое оформление сочинения-рассуждения




К4

Соответствие работы учащегося заданному типу речи (сочинение-рассуждение)







А) Работа учащегося соответствует заданному типу речи

2




Б) Работа учащегося соответствует заданному типу речи, однако имеются отдельные нарушения (аргументы не подтверждают тезис, пропущено важное звено в цепи доказательств, встречаются не объясненные пишущим, противоречащие друг другу утверждения и т. п.)

1




В) Создан текст иного типа речи

0

К5

Композиционная стройность работы учащегося







А) Учащийся демонстрирует умение логично, последовательно и связно строить высказывание; текст правильно разделен на абзацы; в тексте верно использованы языковые средства логической связи

2




Б) В работе учащегося имеются отдельные нарушения перечисленных выше требований

1




В) В работе учащегося отсутствует логика и последовательность в построении высказывания; нет деления на абзацы; имеются ошибки в использовании языковых средств логической связи

0

К6

Запас лексических и грамматических средств, позволяющий учащемуся реализовать замысел сочинения







А) Учащий реализует замысел сочинения, уместно использует языковые средства, в том числе выразительные

2




Б) Учащийся обладает достаточным запасом лексических и грамматических средств, но не всегда уместно использует их для выражения своих мыслей

1




В) Речь учащегося бедна. Замысел сочинения не реализован

0




Максимальное количество баллов за речевое оформление сочинения

6




Максимальное количество баллов

11




Критерии оценки грамотности учащегося

Баллы

К7

Соблюдение орфографических норм







А) орфографических ошибок нет (или 1 негрубая)

2




Б) не более 4

1




В) более 4

0

К8

Соблюдение пунктуационных норм







А) пунктуационных ошибок нет или 1

2




Б) не более 4

1




В) более 4

0

К9

Соблюдение грамматических норм







А) грамматических ошибок нет или 1

2




Б) не более 2

1




В) более 2

0

К10

Речевые ошибки







А) нет или 1

3




Б) не более 3

2




В) 4–5

1




Г) более 5

0




Максимальное количество баллов

9

Максимальное количество баллов за всю работу: 20 баллов.



По ходу объяснения в тетрадях остаются записи.
III. Работа с раздаточным материалом «Типы речи».
Типы речи


Названия типов речи

На какой вопрос дается ответ и высказывание

О чем говорится в высказывании

Наиболее характерные для типов речи временные отношения

Как строятся высказывания каждого типа речи (их основные элементы)

Описание

Каков предмет, человек, природа?

О признаках (предмета, человека, природы…)

Одновременность

Общее впечатление (общий признак) и отдельные признаки, возможен вывод

Повествование

Что происходит с человеком, предметом, природой?

О событиях и действиях

Последовательность

Развитие событий, действий

Рассуждение

Почему предмет, человек, природа таковы?

О причинах признаков, событий, действий

Разные временные отношения

Тезис (мысль, которая доказывается), аргументы (доказательства), вывод


Задание 1.

Определить типы речи в следующих примерах. Доказать принадлежность к определенному типу речи при помощи таблицы.

1. Былины – это устные поэтические произведения о подвигах, совершенных в далеком прошлом богатырями. В их основе лежат реальные исторические события, а прототипами некоторых былинных героев являются реально существовавшие люди. Так, прообразом былинного Добрыни Никитича был дядя Владимира Святославовича, воевода Добрыня. Мы можем это утверждать, так как под этим именем он неоднократно упоминается в русских летописях. Правда, былины редко сохраняли точность фактических деталей. Однако главная их ценность в том, что эти произведения о подвигах, совершенных в далеком прошлом богатырями.
2. Приехали, когда на улице совсем стемнело. Они вышли на заасфальтированную, слабо освещенную площадь, заставленную пустыми автобусами. Пройдя дворами, – это была городская часть поселка, с многоквартирными кирпичными домами и недавно выстроенными стеклянными магазинами, – они долго шли по шоссе вдоль линии, затем пересекли ее; по узенькой тропинке, не сразу отыскав, выбрались на дорогу к первому ряду дач и свернули в темный проулок.

(В. Кормер)

3. Тропинка обогнула куст орешника, и лес сразу раздался в стороны. Посреди поляны в белых сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб... Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями. В снежных чехольчиках.



(Ю. Нагибин)

Работа с упражнением.


Прочитайте текст и выполните задания 1–5.

1) Сколько на российских просторах раскидано больших и маленьких селений. 2) И у каждого из них есть свое лицо, своя история. 3) Редко найдешь в печатных источниках или в памяти народной год рождения той или иной деревеньки. 4) Иногда лишь летописная строка или старинная книжка донесет до нас из глубины веков имя основателя или интересное событие, котоpoe произошло в этом селе. 5) И мы часами размышляем о прошлой жизни, пытаемся найти в ней для себя что-то нужное нам сегодня. 6) Что мы там ищем? 7) Свою родословную? 8) Истоки народного характера? 9) Что бы мы ни искали, ясно одно: без памяти не прожить.



(По И. Васильеву)

– Внимательно прочитайте текст. К какому типу речи относится данный текст? Попробуйте доказать свою точку зрения при помощи таблицы «Типы речи».

– А что такое рассуждение?

Запись в тетрадь. Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли.

Из каких частей состоит рассуждение?

1. Тезис – это точно сформулированная мысль.

– Определите, в каких предложениях находится тезис в предложенном тесте? (1–2)

2. Основная часть доказательства или аргументы.

– Как автор доказывает свою точку зрения? Если вам трудно, то попробуйте задать вопрос к тезису «Почему?»

3. Заключительная часть рассуждения – это вывод. Но вывода в тексте может и не быть. Тогда рассуждение будет неполным. Здесь есть вывод? (9)

– К какому стилю речи относится данный текст? Воспользуйтесь таблицей «Стили речи».


Стили речи


Стили речи

Сфера примене-ния

Цели общения

Основные виды высказывания

Основные стилевые черты

Разговорный

Быт, семейные и дру-

жеские
отношения



Обмен информацией, мыслями с окружающими людьми

Беседы (диалоги), записки, письма близким людям

Непринужденность, эмоциональность, оценочный характер речи

Научный


Наука, техника, учебный

процесс


Сообщение различного рода общественно значимой информации

Выступления, доклады, лекции, диспуты, статьи и книги (на научные темы), учебники

Точность, логичность, доказательность, отвлеченность, некоторая
сухость речи

Официально-
деловой

Официальные отно-
шения

Воздействие для создания нужного представления о мире

Договоры, законы, деловые бумаги (справки, отчеты, приказы и др.)

Официальность, строгая точность, сухость речи

Публицистический

Общественная жизнь,

политика


Регулирование общественно-политической жизни, издание указов и предписаний

Выступления, доклады, лекции, диспуты, статьи…

Призывность, страстность, оценочный характер речи

Художественный

Искус-

ство слова



Воздействие словом для создания художественного образа окружающего мира

Рассказы, повести, романы, пьесы, стихотворения…

Образность, конкретность, эмоциональность, оценочный характер речи

З а д а н и е. Определить стили речи в следующих примерах. Докажите принадлежность к определенному типу при помощи таблицы.


1. Женя помолчала и опять спросила:

– Оля, а кто такой Тимур?

– ...Это один царь такой, – намыливая себе лицо и руки, неохотно ответила Ольга, – злой, хромой, из средней истории.

– А если не царь, не злой и не из средней, тогда кто?

– Тогда не знаю. Отстань! И на что это тебе Тимур дался?
2. Тимур (Тамерлан), годы жизни 1336–1405, среднеазиатский полководец и завоеватель. В 1370 году объявил себя эмиром. Предпринял ряд походов в Среднюю Азию, на Ближний Восток, в Индию.

Завоевания Тимура сопровождались массовым истреблением покоренного населения и беспощадным разорением целых стран.


3. Самая большая цель в жизни – увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье для всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать.

Д. Лихачев

4. Осень пришла внезапно. Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей – от далекого пароходного гудка на Оке или от случайной улыбки.

К. Паустовский


5. Все нижеследующие условия гарантии действуют в рамках законодательства Российской Федерации, регулирующего защиту прав потребителя, и не распространяются на случаи использования товаров в целях осуществления предпринимательской деятельности, либо в связи с приобретением товаров в целях удовлетворения потребностей предприятий, учреждений, организаций.

(Из инструкции.)

– В заданиях ЕГЭ вам предлагается решить небольшой тест. Практически мы уже выполнили большую часть предложенных заданий. Проверьте свои знания еще раз.

Решение теста. Если возникли какие-то вопросы, разбираем тестовые задания вместе.



Тестовое задание к тексту

1. В каком предложении заключена основная мысль этого текста?

1) в 1-м 2) во 2-м

3) в 5-м 4) в 9-м

2. К какому стилю речи относится текст?

1) к научному

2) к разговорному

3) к публицистическому

4) к деловому

3. Каков тип речи текста?

1) повествование

2) рассуждение

3) повествование с элементами рассуждения

4) описание

4. С помощью каких языковых средств связаны 3 и 4-е предложения?

1) наречие и частица

2) лексический повтор и местоимение

3) синоним и частица

4) указательное местоимение и наречие

5. Какое из перечисленных языковых средств не используется в этом тексте?

1) вопросительные предложения

2) однородные члены

3) антоним

4) сравнение


Обычно возникают трудности при выполнении задания 5.
– Где автор использует вопросительные предложения? (6–8)

– В каких предложениях автор использует однородные члены предложения? (1–5)

– В каком предложении используются антонимы? (1)

– Здесь нет сравнения. Но метафора основана на сравнении. Попробуйте построить первое предложение так, чтобы в нем использовалось сравнение. «История как лицо».

III. Вернемся к первому тестовому заданию.

– Что утверждает автор? (Без памяти человеку не прожить.)

Основная мысль этого текста и будет темой нашей творческой работы.

Записываем тезис в тетрадь. Оставьте место для названия работы.

Тезис. Без памяти человеку не прожить.

– Какие доказательства вы могли бы привести? Почему человеку не прожить без памяти?

Составляем рабочие материалы для творческого задания.

Примеры. Кратко записываются на доске и в тетрадях.

1. Беспамятный человек – это прежде всего человек неблагодарный, безответственный. Сохранить, приумножить и передать следующему поколению культурные ценности – задача каждого из нас.

2. Нужно воспитывать в себе бережное отношение к прошлому с детства. Семейные фотографии, уважение к могилам предков, к труду, к обычаям своего народа помогают нам стать лучше, учат быть добрее.

3. С помощью памяти накапливается добрый опыт. Она не оставляет человека равнодушным к окружающей природе, к близким. Существуют трудовые династии, когда одно предыдущее поколение передает накопленные знания следующему поколению.
– Как бы вы закончили свою работу?

Возможный вариант заключения

Принято делить время на прошлое, настоящее и будущее. Только благодаря памяти прошлое входит в настоящее, а настоящее затем соединяется с будущим.
VI. Многие писатели рассуждают о том, для чего человеку нужна память. Вам предлагается несколько текстов об этом. Вы должны прочитать их и выполнить предлагаемые задания. Возможно, это поможет вам в написании творческого задания: может быть, вы отберете новые аргументы для работы.

Раздаточный материал с текстами о памяти.

Сокровище наше – Русь... Верно, что есть в сердце человека наукой не объяснимая память о событиях, которым он не был свидетелем, о людях, с которыми не был знаком, о великих и страшных делах, что творились в Отечестве задолго до нашего рождения. Как ее ни назови: генетической ли, духовной – память эта есть, даже если не привелось человеку познакомиться ни с одной достоверной и полной летописью породившего его народа, даже если и миновали его по причине горького «культурного сиротства» благословенные песни, устные предания, рожденные истинно народным гением художественные образы. Нечего сказать, сирым и убогим при таких изъянах становится духовное бытие личности, но, даже несмотря на это, память еще жива... Она жива, хотя и существует неосознанно, сокровенно от самого человека, будто древние археологические клады под толстым слоем праха, нанесенного ветрами переменчивых исторических эпох.

Память жива, но долгое время может быть бесплодной и оттого казаться бессмысленным грузом, непонятным посланием навсегда ушедших времен, если не осознана она как сокровище и не производит в человеке той незаменимой духовной работы, что помогает исправить совершенные ошибки и избежать новых, врачует душевные раны и предостерегает от еще неведомых грядущих бедствий.

Скрытая от нас национальная память – это воистину драгоценный опыт народа, наше нетронутое до времени богатство, наш невостребованный жизненный запас, наша оборона перед ледяными ветрами истории и адским пламенем мирового зла, наши накопленные за тысячелетия творческие возможности, наша почва.

Д. Н. Меркулов


Роль памяти в духовном становлении человека огромна. Доказательство тому народный опыт. Почему издревле на Руси придается такое огромное значение памяти? Беспамятный человек – неуважаемый. Человек же, способный хранить долгую память – нравственный образец. Есть в народе такая поговорка: «Иван, не помнящий родства». Так называют самого последнего человека, того, кто не помнит своего прошлого, своего рода, дел предшественников. Он – самый презираемый человек на Руси.

...Порой меня поражает странное невежество молодых людей. Это плохое знание истории, отсутствие той большой высокой памяти, которая должна присутствовать в человеке. Ведь он не летучий стручок: в мире у него есть корни, а они в земле его предков, которые создали наше государство, обороняли его, которые создали нашу культуру, строили, обрабатывали землю.

Если человек хочет прожить жизнь ответственно, серьезно, прошлое должно быть частью его души, частью существа, естества человеческого.

Ю. Нагибин

Не бывает безвестных, безымянных солдат.

Попытайтесь сосчитать до тысячи: один, два, сто двадцать, четыреста... Трудно. А до двадцати миллионов? Но это не просто цифры, это люди, судьбы, надежды, дети, которые не успели родиться... Двадцать миллионов Алеш с разными именами, характерами, цветом глаз, мечтами... Так неслыханно дорого заплатили мы за сегодняшнее небо.

Все благодарственные слова кажутся обесцененными купюрами, пустым звуком, и мне опять хочется спросить его по-армянски: «Как ты там, брат?» Я верю: если рассечь памятник, под каменной кожей обнаружатся осколки, из-под каменной кожи брызнет живая кровь.

В. Петросян



След звезды

«Теплой майской ночью я сидел на берегу красавицы Мокши и любовался бездонным весенним небом, усыпанным крупными звездами. Вместе со мной коротал ночь у рыбацкого костра молодой инженер, приехавший в отпуск.

Падали звезды. Одни, проносясь по небосводу, оставляли за собой тонкие, как нитка, огненные полоски, другие вспыхивали как жаркое пламя.

– След звезды, – задумчиво сказал инженер, – короткий, как миг, а какой красивый! Счастлив должен быть тот человек, который после смерти оставит хоть маленький следок... Мы долго молчали. В прибрежных кустах спросонок пискнула какая-то птичка. И это словно разбудило моего собеседника.

– Хотите, я расскажу про одну женщину и про след, который оставила она на земле? – спросил он. Я кивнул в ответ и приготовился слушать.

– Во время войны жила в маленьком украинском селе женщина. Щупленькая, некрасивая и молчаливая. Многиe даже ее имени настоящего не знали, а звали просто Конопушкой.

С приходом в село гитлеровцев Kонопушка словно переродилась. Каждый день ее стали видеть на улице, даже слышали ее смех. Заходила частенько в комендатуру: то полы там помоет, то воды принесет. Люди хмурились.

Партизаны частенько делали ночные налеты на село. И после каждого кого-то из немцев не оставалось в живых. Уже потом, после изгнания фашистов, люди узнали, что это Конопушка помогала партизанам.

В последние дни хозяйничанья в селе оккупанты особенно зверствовали. Они истребили почти все взрослое населениe, и как раз напротив дома Конопушки совершили свое последнее злодеяние; зажгли небольшой стожок соломы и бросили в огонь шестилетнего мальчика-сироту... Но не успел ребенок скрыться в дыму, как в костер кинулась женщина. Сухая солома горела недолго, когда рассеялся дым, люди увидели распростертую на пепле Конопушку. Она вся обгорела. Лишь по какой-то случайности сохранилось лицо. Глаза чистые, светлые, как голубое майское небо, умытое первым весенним дождем...

Под ее телом нашли мальчика. Он был жив. Только по локоть обгорела левая рука.

Инженер умолк. Потом взял охапку хвороста и подкинул в костер. В свете вспыхнувшего пламени матово блеснула на левой руке черная кожа протеза».

Какой же след оставила эта женщина?

В. Кузнецов
Предание говорит, что жуаньжуаны, захватившие сарозекскую степь в прошлые века, исключительно жестоко обращались с пленными воинами. При случае они продавали их в рабство в соседние края, и это считалось счастливым исходом для пленного, ибо проданный раб мог рано или поздно бежать на родину. Тех же, кого жуаньжуаны оставляли у себя, они подвергали особой процедуре, в результате которой пленный лишался на всю жизнь памяти, превращался в манкурта раба, не помнящего своего прошлого. Его освобождали от оков и со временем возвращали ему силу. Лишённый памяти раб-манкурт стоил дороже десяти обычных здоровых невольников.

Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери – одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишённый понимания собственного «я», манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен для хозяина. Он никогда не помышлял о бегстве. Для рабовладельца самое страшное – восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Манкурт был единственным в своём роде исключением – ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. И потому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. Все его помыслы сводились к утолению чрева. Других забот он не знал. Зато порученное дело исполнял слепо, усердно, неуклонно. Повеление хозяина для манкурта было превыше всего.

Куда легче заковать пленного, нанести увечье или причинить другой вред для устрашения духа, нежели отбить у человека память, разрушить в нём разум, вырвать корни того, что пребывает с человеком до последнего вздоха, оставаясь его единственным обретением, уходящим вместе с ним и недоступным для других. Но кочевые жуаньжуаны, вынесшие из своей кромешной истории самый жестокий вид варварства, посягнули и на эту сокровенную суть человека. Они нашли способ отнимать у рабов их живую память, нанося человеческой натуре самое тяжкое из всех мыслимых и немыслимых злодеяний.

Рассказывают, как мать, разыскав сына, превращённого в манкурта, причитала: «Можно отнять землю, можно отнять богатство, можно отнять и жизнь, но кто придумал, кто смеет покушаться на память человека?! 0 Господи, если ты есть, как внушил ты такое людям? Разве мало зла на земле и без того?» «Вспомни, как тебя зовут, вспомни своё имя!» – умоляла она сына. Но тщетны были её призывы, манкурт не узнал её, не вспомнил себя, по приказу хозяина он пустил стрелу в её сердце.



С тех пор, говорят, стала летать в сарозекской степи по ночам белая птица. Встретив путника, птица летит поблизости с возгласами: «Вспомни, чей ты! Как твоё имя?..»

(По Ч. Айтматову.)




Эссеист: счастливчик, нашедший способ говорить, не опасаясь, что его перебьют. Чарлз Пур
ещё >>