Методические рекомендации для студентов по выполнению психологических заданий в рамках педагогической практики. Для студентов 4-5 ку - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа и методические рекомендации проведения педагогической практики... 1 213.3kb.
Методические рекомендации по составлению тестовых заданий для контроля... 1 177.73kb.
Методические указания по выполнению контрольной работы 3 Варианты... 1 307.03kb.
Методические рекомендации по проведению практики для студентов общие... 1 322.84kb.
Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной... 1 314.96kb.
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов... 1 355.12kb.
Методические рекомендации к применению стандартных тренировочных... 3 416.77kb.
Методические рекомендации волгоград 2004 4 701.17kb.
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы Данный... 6 1098.72kb.
Методические указания по их выполнению для студентов, обучающихся... 1 239.17kb.
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Математика» предназначено... 1 194.73kb.
Б середине XIX века 1 111.57kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические рекомендации для студентов по выполнению психологических заданий в рамках - страница №1/3




Методические рекомендации для студентов по выполнению психологических заданий в рамках педагогической практики.

Для студентов 4-5 курсов


И.В.Гулис, М.С.Фабрикант

Введение
Компетентность представляет собой способность личности к эффективному выполнению какой-либо деятельности. Соответственно, психологическая компетентность педагога, - это единство теоретической и практической готовности педагога к решению психологических задач.

Студенты старших курсов университета должны обладать основными необходимыми знаниями, включенными в программу курсов «Психология» («Основы психологии»), а также уметь применить их в педагогической деятельности. Выполнение заданий по психологии в рамках педагогической практики позволяет студенту интегрировать теоретическую и практическую стороны психологической компетентности.



Цель психологического компонента педагогической практики – формирование у студентов психологической компетентности педагога посредством интеграции теоретической и практической готовности к педагогической деятельности.

Задачи психологического компонента педагогической практики:

  1. развить у студентов способность к критической самооценке своей педагогической деятельности;

  2. научить студентов корректному наблюдению за деятельностью других педагогов с выявлением психологических приемов, используемых в работе;

  3. выработать у студентов навыки составления обоснованной психолого-педагогической характеристики учащегося;

  4. привить студентам этические принципы использования психологических знаний и психологического инструментария в педагогической деятельности.

На 4 курсе прохождение психологического компонента педагогической практики позволяет студентам оценить свои сильные и слабые стороны как педагогов, выявить собственный индивидуальный стиль преподавания и обозначить направления дальнейшего развития у себя психологической компетентности педагога.

На 5 курсе психологическое задание дает студентам возможность освоить изучение личности учащегося методами наблюдения и беседы, а так же составление развернутой психолого-педагогической характеристики. На основании характеристики практиканты могут принять решение об индивидуальном подходе к учащемуся и определении дальнейших перспектив в работе с ним




Задание для 4 курса
Содержание и последовательность выполнения заданий
На 4-ом курсе за время прохождения практики студент должен выполнить следующие задания по психологии:

1. Провести структурированное самонаблюдение в процессе проведения урока (лекции). По результатам самонаблюдения заполняется карта самонаблюдения, которая позволяет оценить психологическую компетентность педагога. Карта самонаблюдения представляет собой таблицу, предназначенную для фиксирования данных наблюдения. Инструкция и образец карты представлены в методическом пособии по выполнению заданий по психологии во время прохождения психологической практики. Заполненная карта прилагается к отчету. Результаты, представленные в карте наблюдения, подвергаются анализу и интерпретации, на основании чего составляется краткий отчет. Инструкция по составлению отчета представлена в методичке. Краткий отчет по карте самонаблюдения прилагается к итоговому отчету.

2. Провести структурированное наблюдение за другим практикантом или педагогом школы. Наблюдение осуществляется при непосредственном посещении практикантом урока (лекции) другого практиканта или педагога. Результаты наблюдения заносятся в карту наблюдения. Карта наблюдения заполняется на уроке (лекции) и/или сразу после. Карта наблюдения за деятельностью другого практиканта (педагога) аналогична карте самонаблюдения и содержит такие же критерии наблюдения. Заполненная карта прилагается к отчету. Результаты, представленные в карте наблюдения за работой практиканта (преподавателя), подвергаются анализу и интерпретации, на основании чего составляется краткий отчет. Инструкция по составлению краткого отчета представлена в методичке. Краткий отчет по карте наблюдения прилагается к итоговому отчету.

3. Для того, чтобы оценить уровень психологической компетентности необходимо провести сравнительный анализ своей работы и работы наблюдаемого студента (педагога).

4. По результатам сравнительного анализа написать заключение, в котором нужно представить самооценку психологической компетентности с указанием наиболее сильных и слабых ее сторон, наметить направления дальнейшего самосовершенствования. Инструкция по написанию заключения представлена в методичке. Заключение прилагается к отчету.
Требования к оформлению и содержанию отчета

о выполнении заданий по психологии

1.Титульный лист, оформленный в соответствии с образцом (см. Приложение).

2.Заполненная карта самооценки профессионально значимых качеств педагога.

3.Заполненная во время урока (лекции) или сразу после карта наблюдения за работой другого практиканта (преподавателя).

4.Заключение, в котором представляется выводы по самооценке психологической компетентности с указанием наиболее сильных и слабых сторон своей работы, и указаны перспективные направления дальнейшего самосовершенствования.

Карта самооценки профессионально значимых качеств педагога

Инструкция

Для выполнения задания Вам необходимо оценить выраженность в своей педагогической работе представленных психологических компонентов. Оценка производится по пятибалльной шкале: 1 – низший балл (соответствующее качество не развито или почти не развито); 5 – высший балл (соответствующее качество развито в совершенстве. Оценка производится на основании Вашей деятельности во время прохождения педагогической практики, а также другого опыта Вашей педагогической работы, при его наличии.




1. Компетентность в области личностных качеств

1.1 Социально-психологическая компетентность



Проявление психологических компонентов

1

2

3

4

5

1.

Все обучающиеся безбоязненно обращаются ко мне за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса
















2.

Умею смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания
















3.

Умею поддержать обучающихся и коллег по работе
















4.

Умею находить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося
















5.

Умею анализировать причины поступков и поведения обучающихся













1.2 Самоорганизованность

1.

Умею организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения намеченных целей урока
















2.

Рабочее пространство учителя хорошо организовано
















3.

Конструктивно реагирую на ошибки и трудности, возникающие в процессе реализации педагогической деятельности
















4.

Своевременно вношу коррективы в намеченный план урока в зависимости от сложившейся ситуации
















5.

Сохраняю самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой
















2.Компетентность в области мотивации учебной деятельности

2.1Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности

1.

Умею вызвать интерес у обучающихся к своему предмету
















2.

Отмечаю даже самый маленький успех обучающихся
















3.

Демонстрирую успехи обучающихся родителям
















4.

Демонстрирую успехи обучающихся одноклассникам
















5.

Умею дифференцировать задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех
















2.2 Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся

1.

Выстраиваю деятельность на уроке с учетом уровня развития интересов учащихся и направленности мотивации
















2.

Владею большим спектром материалов и заданий, способных вызвать интерес обучающихся к различным темам преподаваемого предмета
















3.

Использую знания об интересах и потребностях обучающихся в педагогической деятельности
















4.

Умею создать доброжелательную атмосферу на уроке
















5.

Обучающиеся удовлетворены образовательной деятельностью, выстраиваемой мной: содержание, методы, результаты и др.
















3. Компетентность в области организации учебной деятельности

3.1 Умение организовать учебную деятельность обучающихся

1.

Использую методы и приемы, развивающие внимание, мышление, память, речь
















2.

Формирую у обучающихся навыки учебной деятельности
















3.

Излагаю материал в доступной форме в соответствии с особенностями восприятия
















4.

Подаю учебный материал с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся
















5.

Умею организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи (книги, компьютерные и медиа-

пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.)


















3.2 Умение реализовывать педагогическое оценивание








1.

Учитываю возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при оценивании
















2.

Аргументирую оценки, показываю обучающимся их достижения и недоработки
















3.

При оценивании учитываю ценности учащихся
















4.

Умею сочетать методы педагогического оценивания,

самооценки и мотивации обучающихся


















5.

Способствую формированию навыков самооценки учебной деятельности.













4. Коммуникативная компетентность

1.

Поддерживаю инициативу учащихся и всегда даю всем высказать свое мнение
















2.

Задаю уточняющие закрытые и открытые вопросы
















3.

Умею устанавливать контакт, применяю индивидуальный подход в общении с учащимися
















4.

Открыто, свободно выражаю своим мысли, чувства
















5.

Гибко перестраиваюсь в случае возникновения в общении напряжения, разрешаю конфликты















После заполнения карты самооценки Вам необходимо подсчитать сумму всех баллов отдельно по каждому виду педагогической компетентности и общую сумму баллов для общей оценки педагогической компетентности. По результатам подсчета заполните следующую таблицу.


Профиль педагогической компетентности студента-практиканта


Вид педагогической компетентности

Набранный балл

Качественная оценка

Компетентность в области личностных качеств







Компетентность в области мотивации учебной деятельности







Компетентность в области организации учебной деятельности







Коммуникативная компетентность







Общая компетентность






В столбце «набранный балл» указывается общая сумма баллов по соответствующему виду педагогической компетентности. В столбце «качественная оценка» приводится значение набранного балла в соответствии со следующим ключом.


Ключ для качественной оценки компетентности в области личностных качеств, мотивации учебной деятельности и организации учебной деятельности.
175-159 баллов – очень высокая оценка.

158-128 баллов – высокая оценка.

127-82 баллов – средняя оценка.

81-51 баллов – низкая оценка.

50-35 баллов – очень низкая оценка.

Ключ для качественной оценки коммуникативной компетентности
25-23 баллов – очень высокая оценка.

22-18 баллов – высокая оценка.

17-12 баллов – средняя оценка.

11-7 баллов – низкая оценка.

6-5 баллов – очень низкая оценка.
Ключ для качественной оценки общей компетентности
25-23 баллов – очень высокая оценка.

22-18 баллов – высокая оценка.

17-12 баллов – средняя оценка.

11-7 баллов – низкая оценка.

6-5 баллов – очень низкая оценка.
Карта наблюдения за педагогом
Инструкция

Для выполнения задания Вам необходимо провести инаблюдение за другим студентом-практикантом или педагогом во время занятия, на котором Вы будуте присутствовать. Перед началом занятия внимательно изучите те пары психологических характеристик активности педагога, которые включены в карту наблюдения в столбцах “Положительная характеристика” и “Отрицательная характеристика”. Во время занятия Вам необходимо заполнить столбец карты наблюдения “Примеры”. В нем вы кратко описываете конкретные случаи и детали занятия, которые, на Ваш взгляд, относятся к каждой из семи обозначенных в карте характеристик. Необходимо составить возможно более детальное, точное и безоценочное описание того, что Вы наблюдаете во время занятия. После занятия на основании собранных данных наблюдения небоходимо дать оценку степени выраженности каждой из характеристик по семибалльной шкале, обведя кругом соответствующую цифру в столбце “Балл”.


Таблица 1. Карта наблюдения за педагогом, проводящим учебное занятие


Положительная характеристика

Балл

Отрицательная характеристика

Примеры

Доброжелательность

7 6 5 4 3 2 1

Недоброжелательность




Заинтересованность

7 6 5 4 3 2 1

Безразличие




Поощрение инициативы обучаемых

7 6 5 4 3 2 1

Подавление инициативы




Открытость (свободное выражение чувств, отсутствие «маски»)

7 6 5 4 3 2 1

Закрытость (стремление держаться за социальную роль, боязнь своих недостатков, тревога за престиж)




Активность (все время в общении, держит обучаемых «в тонусе»)

7 6 5 4 3 2 1

Пассивность (не управляет процессом общения, пускает его на самотек)




Гибкость (видит и быстро разрешает возникшие проблемы, конфликты)

7 6 5 4 3 2 1

Жесткость (не замечает изменений в настроении аудитории, направлен как бы на себя)




Дифференцированность (индивидуальный подход в общении)

7 6 5 4 3 2 1

Отсутствие дифференци-рованности (нет индивидуального подхода)



После заполнения карты наблюдения проведите количественное обобщение результатов. Для этого необходимо просуммировать все баллы – отдельно для наблюдения за собой и за другим студентом или педагогом – и проинтерпретировать их, используя следующий ключ.



45-49 баллов – очень высокая оценка.

44-35 баллов - высокая оценка.

34-20 баллов – средняя оценка.

19-11 баллов - низкая оценка.

10-7 - очень низкая оценка.
На основании результатов наблюдения составляется заключение. В нем необходимо проанализировать Ваши психологические особенности, значимые для выполнения педагогической деятельности. Характеристика представляет собой ответы на ряд приведенных ниже вопросов и структурирована согласна следующему плану.
План заключения по психологическому компоненту педагогической практики.
1. Общая оценка.

Насколько высоко Вы оцениваете свою педагогическую компетентность на основании результатов проведенного Вами наблюдения?

Считаете ли Вы набранный вами балл достаточно высоким? Почему?

2. Сильные стороны.

По каким видам психологической компетентности Вы получили высокую или очень высокую оценку?

В чем значимость каждой из этих характеристик для преподавания Вашего предмета?

3. Слабые стороны.

По каким видам психологической компетентности Вы получили низкую или очень низкую оценку?

В чем значимость каждой из этих характеристик для преподавания Вашего предмета?

Какие из Ваших слабых сторон могут компенсироваться сильными и каким образом?

Насколько Ваши слабые стороны совпадают со слабыми сторонами другого студента-практиканта или педагога, за которым Вы наблюдали? Чему Вы могли бы у него научиться?

4. Сравнительный анализ.

Как качественная оценка Вашей педагогической компетентности отличается от оценки другого студента-практиканта или педагога, за которым Вы наблюдали?

Насколько Ваши сильные стороны совпадают с сильными сторонами другого студента-практиканта или педагога, за которым Вы наблюдали?

Насколько Ваши слабые стороны совпадают со слабыми сторонами другого студента-практиканта или педагога, за которым Вы наблюдали? Чему Вы могли бы у него научиться?

Свидетельствуют ли различия между вами и другим студентом о различных, но одинаково эффективных способах преподавания или о более и менее эффективном способах? Почему?

5. Дальнейшее саморазвитие.

Какие из Ваших слабых сторон, выявленных в результате наблюдения, легче всего, какие - труднее всего изменить? Почему?

Что Вы можете сделать для того, чтобы повысить эффективность своей преподавательской деятельности? Каким образом Вы можете развивать в себе недостающие качества?

Каким образом изменится Ваше поведение при проведении занятий, если Вы сможете развить в себе необходимые качества? По каким внешне наблюдаемым проявлениям можно будет проследить рост Вашей педагогической компетентности?


Две заполненные таблицы - карта самооценки карта наблюдения за другим студентом-практикантом или педагогом – включаются в приложение к отчету. В основную часть отчета включаются таблица «Профиль педагогической компетентности студента-практиканта» и заключение, составленное по предложенному плану на основании результатов самооценки и наблюдения.

Оценка деятельности практиканта будет осуществляться соответствующими баллами, по критериям, представленным в таблице.



Задания

Баллы

1.

Заполненная карта самооценки педагогической компетентности

1-2

2.


Заполненная карта наблюдения за другим практикантом или педагогом

1-2

3.


Заключение с представленной самооценкой психологической компетентности и планом дальнейшего развития

1-5

4.

Использование понятийного аппарата курса

«Психология» или «Основы психологии»



1

Всего max

10

следующая страница >>



Прожив неделю в Париже, я как нельзя лучше понял Францию, прожив в ней три года — совершенно не понимаю ее. Курт Тухольский
ещё >>