Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины «Лингвострановедение» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 136.64kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины по дисциплине Экология... 1 102.21kb.
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации... 1 346.86kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной... 1 204.32kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Огневая подготовка» 1 357.29kb.
Методические рекомендации по использованию корпусов в исследованиях. 1 135.63kb.
Методические рекомендации для преподавателя 88 Общие методические... 14 1898.59kb.
Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины 3 459.6kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «История культуры... 1 58.81kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 96.64kb.
Методические рекомендации по изучению отдельных тем дисциплины и... 3 484.4kb.
Философия управления 26 7175.78kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины «Лингвострановедение» - страница №1/1

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный университет»
Кафедра культурологии и зарубежной литературы
Малеко Елена Валерьевна
Методические рекомендации для студентов по изучению

дисциплины
«Лингвострановедение»
Специальность 020600 «Культурология»

Руководство по изучению

дисциплины согласовано с

рабочей программой

_____________________

(подпись зав. кафедрой)


Магнитогорск, 2010.


Содержание

1. Основные сведения об авторе 2

2. Цели и задачи дисциплины 2

3. Перечень основных тем и подтем 3

3.1. Тема 1. 7

3.2. Тема 2. 8

3.3. Тема 3. 9

3.4. Тема 4. 11

3.5. Тема 5. 13

3.6. Тема 6. 14

3.7. Тема 7. 15

3.8. Тема 8. 16

3.9. Тема 9. 19

3.10. Тема 10. 21

3.11. Тема 11. 24

Глоссарий 28

Список литературы 29
Основные сведения об авторе

Малеко Елена Валерьевна окончила Магнитогорский государственный педагогический институт в 1996 году по специальности «Учитель русского языка, литературы и мировой художественной культуры». С 1996 по 1998 год обучалась в заочной аспирантуре МГПИ при кафедре новейшей русской литературы. В 1998 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности 10.01.01 Русская литература (научный руководитель – доктор филологических наук, доктор философских наук, профессор кафедры новейшей русской литературы МГПИ Слободнюк Сергей Леонович). С 1996 года работает на кафедре теории и истории мировой культуры и литературы (с 2005 года – кафедра культурологии и зарубежной литературы) МГПИ (с 2000 г. - Магнитогорский государственный университет). В настоящее время является доцентом кафедры культурологии и зарубежной литературы МаГУ.



2. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины

обеспечить коммуникативную компетенцию студентов в актах межкультурной коммуникации, прежде всего через адекватное восприятие речи собеседника, и оригинальных текстов, рассчитанных на носителя языка, обеспечить решение главной филологической проблемы – адекватного понимания текста.



Задачи, которые должны быть решены студентом в процессе изучения дисциплины:

  • Главной задачей курса является изучение языковых единиц, наиболее ярко отражающих национальные особенности культуры народа, политического устройства, географического положения государства и т. д.

Изучение лингвострановедения способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

- дать определённые сведения о стране изучаемого языка;

- развить у студентов умение применять знания по лингвострановедению в практическом преподавании языка на разных ступенях обучения;

- научить студентов библиографическому поиску в изучаемой области, привить им умение самостоятельно перерабатывать информацию по предмету;

- научить извлекать культуроведческую информацию из языковых единиц;

- развить у студентов восприятие языковой единицы на фоне образа, что присутствует в сознании носителя языка.


Особенности изучения дисциплины:

Изучение живого языка как средства общения невозможно без одновременного изучения культуры народов стран изучаемого языка. Живой язык существует в мире его носителей и изучение его без знания этого мира, т. е. фоновых знаний превращает его в мертвый, лишая студентов возможности пользоваться этим языком как средством общения. Изучение мира носителей языка направлено на то, чтобы помочь понять особенности речеупотребления, дополнительные смысловые нагрузки, политические, культурные, исторические и т. п.

Лингвострановедение реализует практику отбора и презентации в учебном процессе сведений о национально-культурной специфике речевого общения с целью обеспечения коммуникативной компетенции студентов, изучающих иностранный (английский) язык.

Лингвострановедение рассматривается как учебная дисциплина, предметом которой является определенным образом отобранная и организованная совокупность экономических, социально-политических, исторических, географических и др. знаний, связанных с содержанием и формой речевого общения носителей данного языка, включаемая в учебный процесс с целью обеспечения образовательных и воспитательных целей обучения и связанная с обеспечением коммуникативных потребностей студентов, реализуемых на изучаемом языке.

Данная дисциплина – «Лингвострановедение» входит в качестве факультативной дисциплины в состав профессионально-образовательной программы подготовки студентов, обучающихся по специальности 020600 - «Культурология». Настоящий курс предназначен для студентов 4 курса, а потому продолжает изучение процессов становления, формирования и развития мировой культуры, культуры носителей языка. Он органично связан с проблематикой курсов по истории религий, истории литературы, истории мировой культуры, истории и культуры страны изучаемого языка, с углубленным курсом изучения английского языка (для специализации «Межкультурная коммуникация»). В соответствии с учебным планом курс читается по программе специальности 020600 - «Культурология» в 8 семестре.
3. Перечень основных тем и подтем
III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

п/п


Наименование разделов курса и тем


Всего


(часов)

Аудиторные занятия (час), в том числе

Лекции Семин



Самостоятельная

работа





VIII семестр










1.

Символы Великобритании.





2 ч







2.

Особенности географического положения и климатических зон Великобритании.




2 ч







3.

Характеристика политической системы Соединенного Королевства. Лондон – столица Соединенного Королевства.




2 ч







4.

Древняя Британия – от палеолита к железному веку. Римский период истории Англии.




2 ч







5.

Англосаксонские нашествия и нашествия викингов.










4 ч

6.

От нормандского завоевания до Эдуарда II.










4 ч

7.

Столетняя война. Английские короли периода Столетней войны. Род Ланкастеров на исторической арене.











8 ч

8.

Война алой и белой розы.










4 ч

9.

Великие династии Англии. Династия Тюдоров.




2 ч







2.10.

Династия Стюартов.










4 ч

I 11.

Представители Ганноверской династии.










4 ч

1. 12.

Эпоха королевы Виктории. Историко-культурные особенности викторианской Англии.





2 ч







V 13.

Система образования Великобритании.




2 ч







1. 14.

Традиции Британской национальной кухни. Британские дома.




2 ч







2. 15.

Традиционные хобби и спортивные увлечения Британцев.





2 ч







3. 16.

Национальные праздники. Суеверия. Стереотипы национального характера.





2 ч







4.

Темы практических (семинарских занятий)













17.

Символы Великобритании.








2 ч




18.

Лондон – столица Соединенного Королевства.







2 ч




1. 19.

Национальные праздники. Суеверия. Стереотипы национального характера.







2 ч




2. 20.

Британская молодежная субкультура. Мода и стиль. Британская классическая и современная музыка. Фестивали и вечеринки.







2 ч







Итого:

56ч

20ч



28ч



3.1. Тема 1. Символы Великобритании.

Цель изучения

Изучив данную тему студент должен:

-знать:

-множество имен Великобритании, их историческую, политическую и культурную обусловленность;

-четыре части Соединенного Королевства, границы территории, -национальная принадлежность граждан,

-столицы.

-уметь:

-активно использовать теоретические страноведческие знания в процессе лингвистического анализа;

-соотносить процесс эволюции языковых форм со сменой историко-культурных этапов;

-обладать:

-навыками лингвострановедческого анализа;

-навыками работы с основными понятиями лингвострановедческой науки



При изучении темы 1 необходимо:

1) изучить учебный материал (лекционный материал);

2) самостоятельно более подробно рассмотреть работы:


  1. Акройд. П. Лондон. Биография. – М.: Издательство Ольги Морозовой, 2007. – 896 с.

  2. Барановский Л., Козикис Д. Добрый день, Британия! – Минск-Москва: Агенство САДИ «Московский лицей», 1997. – 335 с.

Особое внимание обратить на:

  • флаги и гербы,

  • друидизм как дохристианскую религию и роль друидов в формировании кельтского общества на территории современной Британии,

  • растения-символы Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии.

  • фунт стерлингов как национальную валюту. Выполнить краткий экскурс в историю фунта стерлингов,

  • виды национальной одежды четырех стран Королевства

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

1.Какова историческая, политическая и культурная обусловленность множества имен Великобритании?

2.Каковы национальные символы Великобритании?

План семинарских занятий по теме 1.

Семинарское занятие 1. Символы Великобритании.


  1. Топонимика Уэльса.

  2. Уэльский корги и уэльская гончая.

  3. Волшебные колодцы Уэльса.

  4. Обзор основных особенностей валлийских диалектов.

  5. Валлийские ложки . (Welsh Love spoons).

  6. Традиционные персонажи ирландского и шотландского фольклора: феи и леприконы, келпи, бэнши.

  7. Легенды о Короле Артуре и Рыцарях круглого стола.

  8. Сказания о Робине Гуде.

  9. Загадка озера Лох Несс.

  10. Килты и шотландки.

  11. Националистические организации ИРА и Шин Фейн. (The IRA and Sinn Fein).

Литература

1.Барановский Л., Козикис Д. Добрый день, Британия! – Минск-Москва: Агенство САДИ «Московский лицей», 1997. – 335 с.

2.Сатинова В.Ф. Читаем и говорим о Британии и британцах. – 3-е изд. – Мн.: Выш. шк., 1998. – 255 с.

3.Томахин Г. Города и графства. – М.: Просвещение, 1999. – 112 с.

4.Томахин Г. Кто есть кто в Британии. – М.: Просвещение, 2000. – 125 с.
Тема 2. Особенности географического положения и климатических зон Великобритании.

Цель изучения

Изучив данную тему студент должен:

-знать:

-географические координаты Британских островов, местоположение Соединенного Королевства на карте мира,

-особенности географического положения Великобритании, его сильные и слабые стороны,

-основные морские торговые пути Великобритании

-уметь:

-активно использовать теоретические страноведческие знания в процессе лингвистического анализа;

-соотносить процесс эволюции языковых форм со сменой историко-культурных этапов;

-обладать:

-навыками лингвострановедческого анализа;

-навыками работы с основными понятиями лингвострановедческой науки



При изучении темы 2 необходимо:

1) изучить учебный материал (лекционный материал);

2)самостоятельно более подробно рассмотреть работы:

1.Томахин Г. Страны Соединенного Королевства. – М.: Просвещение, 1999. – 78 с.

2.Рейнгольд Н. Лингвострановедение. Англоязычные страны. – М.: Изд-во РГГУ, 2007.

Особое внимание обратить на:

-крупнейшие острова Великобритании, особенности рельефа и экономики;

-особенности рельефа Великобритании. Основные горные пики, горные цепи, равнины, долины;

-основные водные массивы Великобритании;

-основные особенности климата Великобритании;

краткие характеристики основных экономических регионов Великобритании.



Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

1.Каково местоположение Соединенного Королевства на карте мира?

2.Назовите основные особенности климата Великобритании.

План семинарских занятий по теме 2. (не предусмотрены)
Тема 3. Характеристика политической системы Соединенного Королевства. Лондон – столица Соединенного Королевства.

Цель изучения

Изучив данную тему студент должен:

-знать:

-особенности британского конституционализма,

-роль монаршей особы в политической жизни страны,

-роль Парламента в Соединенном Королевстве,

-фигура и личность премьер-министра,

-палата лордов и палата общин, историю образования английского парламента.

-уметь:

-активно использовать теоретические страноведческие знания в процессе лингвистического анализа;

-соотносить процесс эволюции языковых форм со сменой историко-культурных этапов;

-обладать:

-навыками лингвострановедческого анализа;

-навыками работы с основными понятиями лингвострановедческой науки



При изучении темы 3 необходимо:

1) изучить учебный материал (лекционный материал);

2)самостоятельно более подробно рассмотреть работы:

1.Бурова И. Английские монархи. – СПб.: Норинт, 1997. – 240 с.

2.Британия из века в век. – М.: Менеджер, 2006. – 136 с.

Особое внимание обратить на:

-особенности британского конституционализма,

-роль Парламента в Соединенном Королевстве.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

1.Каковы особенности политического устройства Великобритании?



План семинарских занятий по теме 3.

Семинарское занятие 2. Лондон – столица Соединенного Королевства.

  1. Адрес Даунинг Стрит 10.

  2. Олд Бейли, Нью Скотланд Ярд, лондонский Бобби.

  3. Особенности культуры и диалекта кокни.

  4. Оксфорд Стрит, Риджент Стрит, Бон Стрит, Хэрродс, Хэмлис.

  5. Район Сохо.

  6. Музеи и галереи Лондона.

  7. Собор Святого Павла.

  8. Парки Лондона.

  9. История Букингемского дворца.

  10. Лондонский Тауэр.

  11. Хайгетское кладбище. (Highgate Cemetery)

  12. Район Мьюс. (Mews)

  13. 221 Б Бейкер Стрит.

Литература

1.Донскова И. Тайны Лондона. Истории. Легенды. Предания. – М.: Вече, 2009. – 416 с.

2.Салина И. Все о Лондоне. – М.: Просвещение, 1996. – 94 с.

3.Томахин Г. Лондон. – М.: Просвещение, 2000. – 76 с.


Тема 4. Древняя Британия – от палеолита к железному веку. Римский период истории Англии.

Цель изучения

Изучив данную тему студент должен:

-знать:

-о существовании Британских островов в эпоху палео-, мезо- и неолита, -первые поселения человека на Британских островах.

-Археологические находки в Британии,

-орудия труда, организация человеческих сообществ, особенности первобытного сознания,

-могильники и курганы первобытного человека,

-загадки древних построек Стоунхенджа и Эйвбери.

-уметь:

-активно использовать теоретические страноведческие знания в процессе лингвистического анализа;

-соотносить процесс эволюции языковых форм со сменой историко-культурных этапов;

-обладать:

-навыками лингвострановедческого анализа;

-навыками работы с основными понятиями лингвострановедческой науки



При изучении темы 4 необходимо:

1) изучить учебный материал (лекционный материал);

2)самостоятельно более подробно рассмотреть работы:

1.Британия из века в век. – М.: Менеджер, 2006. – 136 с.

2.Гурьева Ю. Очерки по краткой истории Британии. Глубоки корни… – М.: Титул, 1998. – 80 с.

3.Кауфман К., Кауфман М. Страницы Британской истории. – Обнинск: Титул, 1999. – 72 с.



Особое внимание обратить на:

-особенности существования первобытных поселенцев в Британии,

-археологические источнии, раскрывающие сущность данного периода британской истории.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

1.Какова организация человеческих сообществ и особенности первобытного сознания древних британцев?



План семинарских занятий по теме 4. (не предусмотрены)
Тема 1. Англосаксонские нашествия и нашествия викингов.

(тема для самостоятельного изучения)

Цель изучения

Изучив данную тему студент должен:

-знать:

-происхождение и территорию проживания племен англов, саксов и ютов,

-территории расселения германских племен в Британии,

-процесс христианизации англосаксов,

-возникновение древнеанглийской письменности,

-нашествие викингов, уклад жизни общины викингов,

-присоединение Британии к Датской империи короля Кнута,

-приход к власти короля Эдуарда Исповедника.

-уметь:

-активно использовать теоретические страноведческие знания в процессе лингвистического анализа;

-соотносить процесс эволюции языковых форм со сменой историко-культурных этапов;

-обладать:

-навыками лингвострановедческого анализа;

-навыками работы с основными понятиями лингвострановедческой науки



При изучении темы для самостоятельного изуния 1 необходимо:

1) изучить учебный материал ;

2)самостоятельно более подробно рассмотреть работы:

1.Британия из века в век. – М.: Менеджер, 2006. – 136 с.

2.Вильсон Д. Англосаксы. Покорители кельтской Британии. – М.: Центрполиграф, 2004. – 189 с.

3.Гурьева Ю. Очерки по краткой истории Британии. Глубоки корни… – М.: Титул, 1998. – 80 с.

4.Кауфман К., Кауфман М. Страницы Британской истории. – Обнинск: Титул, 1999. – 72 с.

Особое внимание обратить на:

-Уклад жизни англосаксонской общины. Социальные слои англосаксонской общины. Виды рабства. Основные концепты и божества древнегерманской мифологии.

-Англия – земля англов. Период Гептархии. Междоусобные войны. Вал короля Оффы.

-Корабли и оружие северных германцев. Король Альфред Великий, его борьба с викингами. Битва при Эдингтоне, Уэдморский мир. Образование Области Датского права. Правление короля Этельреда Неразумного.



Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

1.Каково влияние англосаксонского нашествия и нашествия викингов на развитие английской государственности и культуры?



План семинарских занятий по теме 1 для самостоятельного изучения. (не предусмотрены)
Тема 2. От нормандского завоевания до Эдуарда II.

(тема для самостоятельного изучения)

Цель изучения

Изучив данную тему студент должен:

-знать:

-смерть Эдуарда Исповедника и восхождение на престол Гарольда Годвинсона – последнего англосаксонского короля,

-норманны как потомки викингов,

-начало эпохи феодализма в Англии,особенности феодального строя,

-языковая картина Англии XII-XIII века, норманнские заимствования в английском языке,

- подчинение Уэльса Англии и война с мятежной Шотландией

-уметь:

-активно использовать теоретические страноведческие знания в процессе лингвистического анализа;

-соотносить процесс эволюции языковых форм со сменой историко-культурных этапов;

-обладать:

-навыками лингвострановедческого анализа;

-навыками работы с основными понятиями лингвострановедческой науки



При изучении темы для самостоятельного изуния 2 необходимо:

1) изучить учебный материал ;

2)самостоятельно более подробно рассмотреть работы:

1.Британия из века в век. – М.: Менеджер, 2006. – 136 с.

2.Вильсон Д. Англосаксы. Покорители кельтской Британии. – М.: Центрполиграф, 2004. – 189 с.

3.Гурьева Ю. Очерки по краткой истории Британии. Глубоки корни… – М.: Титул, 1998. – 80 с.

4.Кауфман К., Кауфман М. Страницы Британской истории. – Обнинск: Титул, 1999. – 72 с.

Особое внимание обратить на:

-смерть Эдуарда Исповедника и восхождение на престол Гарольда Годвинсона – последнего англосаксонского короля,

-время правления королей Ричарда Львиное Сердце и Иоанна Безземельного.

-правление Симона де Монфора.

-правление короля Эдуарда II.



Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

1.Каково влияние эпохи феодализма на развитие английской государственности и культуры?



План семинарских занятий по теме 2 для самостоятельного изучения. (не предусмотрены)
Тема 3. Столетняя война. Английские короли периода Столетней войны. Род Ланкастеров на исторической арене.

(тема для самостоятельного изучения)

Цель изучения

Изучив данную тему студент должен:

-знать:

-начало Столетней войны. Причины Столетней войны, характеристика периодов конфликта,

-расцвет традиций рыцарства, возрождение легенд о Короле Артуре и рыцарях Круглого Стола,

-Возобновление военного конфликта с Францией

-Причины поражения Англии в войне. Последствия Столетней войны для Англии и Франции.

-уметь:

-активно использовать теоретические страноведческие знания в процессе лингвистического анализа;

-соотносить процесс эволюции языковых форм со сменой историко-культурных этапов;

-обладать:

-навыками лингвострановедческого анализа;

-навыками работы с основными понятиями лингвострановедческой науки

При изучении темы для самостоятельного изуния 3 необходимо:

1) изучить учебный материал ;

2)самостоятельно более подробно рассмотреть работы:

1.Британия из века в век. – М.: Менеджер, 2006. – 136 с.

2.Гурьева Ю. Очерки по краткой истории Британии. Глубоки корни… – М.: Титул, 1998. – 80 с.

3.Кауфман К., Кауфман М. Страницы Британской истории. – Обнинск: Титул, 1999. – 72 с.



Особое внимание обратить на:

-Роль Жанны Д’Арк в Столетней войне.



Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

1.Каково влияние Столетней войны на развитие английской государственности и культуры?



План семинарских занятий по теме 3 для самостоятельного изучения. (не предусмотрены)
Тема 4. Война алой и белой розы.

(тема для самостоятельного изучения)

Цель изучения

Изучив данную тему студент должен:

-знать:

-Причины войны роз,

-Две враждующие династии: йорки и ланкастеры,

-Последняя битва войны роз и приход к власти Генриха Тюдора.

-уметь:

-активно использовать теоретические страноведческие знания в процессе лингвистического анализа;

-соотносить процесс эволюции языковых форм со сменой историко-культурных этапов;

-обладать:

-навыками лингвострановедческого анализа;

-навыками работы с основными понятиями лингвострановедческой науки



При изучении темы для самостоятельного изуния 3 необходимо:

1) изучить учебный материал ;

2)самостоятельно более подробно рассмотреть работы:

1.Британия из века в век. – М.: Менеджер, 2006. – 136 с.

2.Гурьева Ю. Очерки по краткой истории Британии. Глубоки корни… – М.: Титул, 1998. – 80 с.

3.Кауфман К., Кауфман М. Страницы Британской истории. – Обнинск: Титул, 1999. – 72 с.



Особое внимание обратить на:

-Основание династии Тюдоров. Объединение Тюдоров и Йорков



Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

1.Каково влияние Войны Алой и Белой розы на развитие английской государственности и культуры?



План семинарских занятий по теме 3 для самостоятельного изучения. (не предусмотрены)

Тема 5. Великие династии Англии. Династия Тюдоров.

Цель изучения

Изучив данную тему студент должен:

-знать:

-Генрих VII и его потомки,

-Генрих VII и его потомки,

-Короткое правление короля Эдуарда VI и Леди Джейн Грей,

-Правление «Марии Кровавой»,

-«Елизаветинский век»

-Развитие капитализма и эпоха Возрождения в культуре Англии.

-уметь:

-активно использовать теоретические страноведческие знания в процессе лингвистического анализа;

-соотносить процесс эволюции языковых форм со сменой историко-культурных этапов;

-обладать:

-навыками лингвострановедческого анализа;

-навыками работы с основными понятиями лингвострановедческой науки

При изучении темы 5 необходимо:

1) изучить учебный материал (лекционный материал);

2)самостоятельно более подробно рассмотреть работы:

1.Британия из века в век. – М.: Менеджер, 2006. – 136 с.

2.Гурьева Ю. Очерки по краткой истории Британии. Глубоки корни… – М.: Титул, 1998. – 80 с.

3.Кауфман К., Кауфман М. Страницы Британской истории. – Обнинск: Титул, 1999. – 72 с.



Особое внимание обратить на:

-Становление колониализма в Англии.

-Казнь Марии Стюарт.

-Война Англии и Испании.



Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

1.Каковы отличительные особенности культуры Англии в эпоху Возрождения и становления капитализма?



План семинарских занятий по теме 5 . (не предусмотрены)
Тема 5. Династия Стюартов.

(тема для самостоятельного изучения)

Цель изучения

Изучив данную тему студент должен:

-знать:

-Общие тенденции правления монархов династии Стюартов,

-Предпосылки Английской буржуазной революции.

-Военная диктатура Кромвеля.

-«Славная революция» и приход к власти монархов-протестантов Вильгельма III Оранского и его супруги Марии.

-Черты индустриальной революции в Англии.

-Правление Королевы Анны.

-уметь:

-активно использовать теоретические страноведческие знания в процессе лингвистического анализа;

-соотносить процесс эволюции языковых форм со сменой историко-культурных этапов;

-обладать:

-навыками лингвострановедческого анализа;

-навыками работы с основными понятиями лингвострановедческой науки

При изучении темы 5 необходимо:

1) изучить учебный материал ;

2)самостоятельно более подробно рассмотреть работы:

1.Британия из века в век. – М.: Менеджер, 2006. – 136 с.

2.Гурьева Ю. Очерки по краткой истории Британии. Глубоки корни… – М.: Титул, 1998. – 80 с.

3.Кауфман К., Кауфман М. Страницы Британской истории. – Обнинск: Титул, 1999. – 72 с.



Особое внимание обратить на:

-Эпоха барокко в Англии.

-Официальное объединение Англии и Шотландии в Соединенное Королевство.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Каковы итоги «Славной революции» в Англии?



План семинарских занятий по теме 5 для самостоятельного изучения. (не предусмотрены)
Тема 6. Представители Ганноверской династии.

(тема для самостоятельного изучения)

Цель изучения

Изучив данную тему студент должен:

-знать:

-Общие тенденции правления монархов Ганноверской династии.

-уметь:

-активно использовать теоретические страноведческие знания в процессе лингвистического анализа;

-соотносить процесс эволюции языковых форм со сменой историко-культурных этапов;

-обладать:

-навыками лингвострановедческого анализа;

-навыками работы с основными понятиями лингвострановедческой науки



При изучении темы 6 необходимо:

1) изучить учебный материал ;

2)самостоятельно более подробно рассмотреть работы:

1.Британия из века в век. – М.: Менеджер, 2006. – 136 с.

2.Гурьева Ю. Очерки по краткой истории Британии. Глубоки корни… – М.: Титул, 1998. – 80 с.

3.Кауфман К., Кауфман М. Страницы Британской истории. – Обнинск: Титул, 1999. – 72 с.



Особое внимание обратить на:

-Премьер-министр Питт, его роль в расширении Британской империи.

-Американская революция.

-Объединение ирландского и английского парламентов в Лондоне.

-Вильгельм IV, реформы его правления.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Каковы общие тенденции правления монархов Ганноверской династии?



План семинарских занятий по теме 6 для самостоятельного изучения. (не предусмотрены)

Тема 6. Эпоха королевы Виктории. Историко-культурные особенности викторианской Англии.

Цель изучения

Изучив данную тему студент должен:

-знать:

-Виктория и ее потомки.

-Конфликт интересов королевы и ирландских патриотов.

-Наследие Виктории.

-Особые приметы викторианской Англии.

-уметь:

-активно использовать теоретические страноведческие знания в процессе лингвистического анализа;

-соотносить процесс эволюции языковых форм со сменой историко-культурных этапов;

-обладать:

-навыками лингвострановедческого анализа;

-навыками работы с основными понятиями лингвострановедческой науки

При изучении темы 6 необходимо:

1) изучить учебный материал (лекционный материал);

2)самостоятельно более подробно рассмотреть работы:

1.Британия из века в век. – М.: Менеджер, 2006. – 136 с.

2.Гурьева Ю. Очерки по краткой истории Британии. Глубоки корни… – М.: Титул, 1998. – 80 с.

3.Кауфман К., Кауфман М. Страницы Британской истории. – Обнинск: Титул, 1999. – 72 с.

4.Бурова И. Английские монархи. – СПб.: Норинт, 1997. – 240 с.

5.Диттрич Т. Повседневная жизнь викторианской Англии. – М.: Молодая гвардия, 2007. – 384 с.



Особое внимание обратить на:

-Виктория и Альберт, история любви.

-Празднование семидесятилетнего юбилея королевы.

-Быт и нравы людей, мода, воспитание подрастающего поколения, нормы этикета. Виктория как «бабушка Европы».



Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Каково влияние королевы Виктории на общий ход истории Великобритании?



План семинарских занятий по теме 6 для самостоятельного изучения. (не предусмотрены)

Тема 7. Система образования Великобритании.

Цель изучения

Изучив данную тему студент должен:

-знать:

-Три ступени британского образования, некоторые школьные предметы, типичные программы.

-Частные и государственные школы.

-Общеобразовательная школа.

-Система высшего образования.

-Известные университеты и колледжи.

-уметь:

-активно использовать теоретические страноведческие знания в процессе лингвистического анализа;

-соотносить процесс эволюции языковых форм со сменой историко-культурных этапов;

-обладать:

-навыками лингвострановедческого анализа;

-навыками работы с основными понятиями лингвострановедческой науки



При изучении темы 7 необходимо:

1) изучить учебный материал (лекционный материал);

2)самостоятельно более подробно рассмотреть работы:

1.Британия из века в век. – М.: Менеджер, 2006. – 136 с.

2.Гурьева Ю. Очерки по краткой истории Британии. Глубоки корни… – М.: Титул, 1998. – 80 с.

3.Кауфман К., Кауфман М. Страницы Британской истории. – Обнинск: Титул, 1999. – 72 с.

4.Сатинова В.Ф. Читаем и говорим о Британии и британцах. – 3-е изд. – Мн.: Выш. шк., 1998. – 255 с.

5.Томахин Г. Кто есть кто в Британии. – М.: Просвещение, 2000. – 125 с.



Особое внимание обратить на:

-Селективная и неселективная системы школьного образования.

-Феномен «Открытого университета».

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Каковы черты и стереотипы британской частной школы.?



План семинарских занятий по теме 7 для самостоятельного изучения. (не предусмотрены)
Тема 8. Традиции Британской национальной кухни. Британские дома.

Цель изучения

Изучив данную тему студент должен:

-знать:

-Обоснование понятия «британская национальная кухня».

-Британский паб как культурная традиция.

-Преимущества и недостатки разных видов жилья.

-Понятие уюта для среднестатистического британца.

-уметь:

-активно использовать теоретические страноведческие знания в процессе лингвистического анализа;

-соотносить процесс эволюции языковых форм со сменой историко-культурных этапов;

-обладать:

-навыками лингвострановедческого анализа;

-навыками работы с основными понятиями лингвострановедческой науки

При изучении темы 8 необходимо:

1) изучить учебный материал (лекционный материал);

2)самостоятельно более подробно рассмотреть работы:

1.Британия из века в век. – М.: Менеджер, 2006. – 136 с.

2.Гурьева Ю. Очерки по краткой истории Британии. Глубоки корни… – М.: Титул, 1998. – 80 с.

3.Кауфман К., Кауфман М. Страницы Британской истории. – Обнинск: Титул, 1999. – 72 с.

4.Сатинова В.Ф. Читаем и говорим о Британии и британцах. – 3-е изд. – Мн.: Выш. шк., 1998. – 255 с.

5.Томахин Г. Кто есть кто в Британии. – М.: Просвещение, 2000. – 125 с.



Особое внимание обратить на:

-Влияние событий Второй мировой войны на формирование кулинарных пристрастий британцев.

-Виды жилой собственности в Великобритании.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Каково влияние региональных кулинарных традиций на формирование собственно «британской» кухни.?



План семинарских занятий по теме 8 для самостоятельного изучения. (не предусмотрены)
Тема 9. Традиционные хобби и спортивные увлечения Британцев.

Цель изучения

Изучив данную тему студент должен:

-знать:

-Хобби для британца как возможность блеснуть мастерством в любимом деле и выделиться из общей массы.

-Садоводство - национальная страсть англичан.

-Британия – страна коллекционеров.

-Спорт: футбол, регби, крикет - национальная игра.

-уметь:

-активно использовать теоретические страноведческие знания в процессе лингвистического анализа;

-соотносить процесс эволюции языковых форм со сменой историко-культурных этапов;

-обладать:

-навыками лингвострановедческого анализа;

-навыками работы с основными понятиями лингвострановедческой науки

При изучении темы 9 необходимо:

1) изучить учебный материал (лекционный материал);

2)самостоятельно более подробно рассмотреть работы:

1.Британия из века в век. – М.: Менеджер, 2006. – 136 с.

2.Гурьева Ю. Очерки по краткой истории Британии. Глубоки корни… – М.: Титул, 1998. – 80 с.

3.Кауфман К., Кауфман М. Страницы Британской истории. – Обнинск: Титул, 1999. – 72 с.

4.Сатинова В.Ф. Читаем и говорим о Британии и британцах. – 3-е изд. – Мн.: Выш. шк., 1998. – 255 с.

5.Томахин Г. Кто есть кто в Британии. – М.: Просвещение, 2000. – 125 с.



Особое внимание обратить на:

- Особое отношение и любовь англичан к животным.



Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Каковы «странные хобби» англичан?

  2. Каково значение спортивной этики?

План семинарских занятий по теме 9 для самостоятельного изучения. (не предусмотрены)
Тема 10. Национальные праздники. Суеверия. Стереотипы национального характера.

Цель изучения

Изучив данную тему студент должен:

-знать:

-Британские национальные праздники, их исторические корни.

-Распространенные суеверия (лестницы, черные кошки, зонты и т.д.)

-Стереотипы национального характера.

-уметь:

-активно использовать теоретические страноведческие знания в процессе лингвистического анализа;

-соотносить процесс эволюции языковых форм со сменой историко-культурных этапов;

-обладать:

-навыками лингвострановедческого анализа;

-навыками работы с основными понятиями лингвострановедческой науки



При изучении темы 10 необходимо:

1) изучить учебный материал (лекционный материал);

2)самостоятельно более подробно рассмотреть работы:

1.Британия из века в век. – М.: Менеджер, 2006. – 136 с.

2.Гурьева Ю. Очерки по краткой истории Британии. Глубоки корни… – М.: Титул, 1998. – 80 с.

3.Кауфман К., Кауфман М. Страницы Британской истории. – Обнинск: Титул, 1999. – 72 с.

4.Сатинова В.Ф. Читаем и говорим о Британии и британцах. – 3-е изд. – Мн.: Выш. шк., 1998. – 255 с.

5.Томахин Г. Кто есть кто в Британии. – М.: Просвещение, 2000. – 125 с.



Особое внимание обратить на:

- Феномен «плотно сжатых губ».



Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

-Каково мнение британских писателей об особенностях национального характера?



План семинарских занятий по теме 9 для самостоятельного изучения.

Семинарское занятие 3. Национальные праздники. Суеверия. Стереотипы национального характера.

  1. Знаменитые призраки и привидения Британии.

  2. Свадьбы в Гретна Грин. Свадебные суеверия.

  3. Пиво Гиннесс. Ирландски и шотландский виски.

  4. Уотерфордский хрусталь.

  5. Эйр Лингус.

  6. Зимние праздники.

  7. Весенние праздники.

  8. Летние праздники.

  9. Осенние праздники.

  10. Игры горцев в Шотландии.

  11. Королевские скачки в Аскоте.

  12. Университетские лодочные гонки.

  13. Эдинбургский фестиваль театра и музыки.

  14. Стоять в очереди по-английски.

  15. Традиционные вечеринки в Британии.

Литература.

1.Сатинова В.Ф. Читаем и говорим о Британии и британцах. – 3-е изд. – Мн.: Выш. шк., 1998. – 255 с.

2.Барановский Л., Козикис Д. Добрый день, Британия! – Минск-Москва: Агенство САДИ «Московский лицей», 1997. – 335 с.
Семинарское занятие 4. Британская молодежная субкультура. Мода и стиль. Британская классическая и современная музыка. Фестивали и вечеринки.

Основные причины появления молодежных субкультур. Примерное время появления тенденций разделения молодежи на подобные социальные группы. «Моды» как попытка выхода за рамки ценностных и культурных норм рабочего класса и приближения себя к среднему классу с его основными ценностями. «Рокеры» и культ мотоцикла и рок-н-ролла. «Тедди-бойз» и ценности пост-викторианской эпохи короля Эдуарда VII. Группы «скинхедов» и их идеология. Движение хиппи. Панки как реакция на социальный кризис и «упадок Британии». Субкультура «чавов» (chavs) и стереотип толстовки с капюшоном. Лозунг «Обними Худи» Дэвида Кэмерона. Экспериментальность английской современной моды. Громкие имена в современной британской моде: Александр Маккуин, Сюзанна Клементс и Инакио Рибейро, Джулиен Макдональд, Пол Смит. Наиболее известные имена британских композиторов и музыкантов (Ге́орг Фри́дрих Ге́ндель, Битлз и Роллинг Стоунз, Эндрю Ллойд Уэббер, Пинк Флойд, Куин и Фредди Меркури, представители британского поп-рока Оазис и Блёр и др. Музыкальные фестивали – БиБиСи Промз, Легендарный британский рок-фестиваль в Глэстонбери, Айстедвод (Eisteddfod) - Валийский фестиваль литературы, музыки и искусства.

Литература.

1.Сатинова В.Ф. Читаем и говорим о Британии и британцах. – 3-е изд. – Мн.: Выш. шк., 1998. – 255 с.

2.Барановский Л., Козикис Д. Добрый день, Британия! – Минск-Москва: Агенство САДИ «Московский лицей», 1997. – 335 с.
Советы по подготовке к экзамену (зачету):

VIII семестр – зачет

При подготовке к зачету особое внимание следует обратить на следующие моменты:

1. Внимательно изучить материал лекционных занятий, в котором представлены вводные вопросы, касающиеся общей характеристики важнейших историко-культурных эпох развития Англии.

2. Выполнить обзор литературы и рассмотреть по предложенным преподавателем планам материал, выносимый на самостоятельное изучение студентами.

3. Изучить термины, необходимые для освоения курса.


Опыт приема зачета выявил, что наибольшие трудности при его проведении э возникают по следующим разделам:

Семинарское занятие 3. Национальные праздники. Суеверия. Стереотипы национального характера. Сказывается сложность понимания «иной» культуры представителями другой народности.

Для того, чтобы избежать трудностей при ответах по вышеназванным разделам, рекомендуем

1. Внимательно изучить материал лекционных занятий по данным разделам.

2. По предложенному преподавателем плану изучить материал темы, предлагаемой для самостоятельного изучения студентами.



3. Изучить термины, необходимые для освоения данного раздела.




Человек, который слишком стар, чтобы учиться, по всей вероятности, всегда был слишком стар, чтобы учиться. Генри Хаскинс
ещё >>