Методические рекомендации для студентов озо «Введение в педдеятельность» «История педагогики и образования» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации... 1 250.59kb.
Методические рекомендации для студентов и преподавателей высших учебных... 8 1011.2kb.
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации... 1 365.25kb.
Требования к отчетности и задания к сессии для студентов озо по курсу... 1 57.17kb.
Методические рекомендации к написанию курсовых работ для студентов... 3 426.64kb.
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации... 1 346.86kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины Материалы для самостоятельной... 1 147.32kb.
Примерный перечень вопросов по курсу «История педагогики и образования»... 1 24.66kb.
Методические рекомендации по подготовке к зачетам и экзаменам для... 2 374.1kb.
Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной... 1 314.96kb.
Методические рекомендации для преподавателей 24 2 Методические рекомендации... 1 386.33kb.
Минобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное 1 247.79kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические рекомендации для студентов озо «Введение в педдеятельность» «История - страница №1/3

Методические рекомендации для студентов ОЗО

«Введение в педдеятельность»

«История педагогики и образования»
Пояснительная записка
Методические рекомендации предназначены студентам заочного отделения в целях улучшения их профессионально педагогической подготовки. Задачей настоящих методических рекомендаций является оказание помощи студентам в организации самостоятельной работы при изучении курса.

Методические рекомендации построены в соответствии с ГОС ВПО 2005 года, предусматривающим значительное сокращение, как содержания, так и количества часов на изучение курсов «Введение в педагогическую деятельность», «История педагогики и образования». В содержании предполагается:

- осмысление новой информации, для чего в рекомендациях есть краткое изложение основных теоретических подходов к изучению мирового педагогического опыта;

- использование методических материалов, вопросов и практических заданий для самостоятельной работы по курсу.

В рекомендациях использованы материалы А.И.Джуринского, А.И.Пискунова, В.Г.Пряниковой, З.И.Равкина, В.Б.Успенского, А.А.Шаталова и др.

Указанная в рекомендациях литература, является для студентов обязательной и ее знание проверяется на зачете, семинаре или во время собеседования.

Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплин:

- владеть системой знаний об особенностях педагогической деятельности, о нормативных и законодательных основах профессиональной педагогической деятельности;

- владеть системой знаний об истории становления и развития сферы образования, о сущности, содержании и структуре образовательных процессов;

- владеть системой знаний об истории развития педагогических концепций.



1. Педагогическая профессия и ее роль в обществе
Становление педагогической профессии, ее общая характеристика. Учитель, его основные функции. Различные педагогические специальности.

Профессия – это род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки и используемый как источник существования.

Из более чем тридцати тысяч профессий, существующих на Земле, педагогическая профессия является одной из самых древних. Ее появление было обусловлено социально-экономическими процессами, происходившими в условиях древнейших государств Ближнего и Дальнего Востока (Вавилония, Египет, Китай и др.). Вместе с укреплением государственных структур в целях специальной подготовки чиновников, жрецов, полководцев, администраторов в этот период начал складываться новый социальный институт – школа. Одним из факторов развития школы явилось возникновение и развитие письменности. Сложность клинописи и иероглифов вызвали необходимость специального обучения. Отделение умственного труда от физического вызвало к жизни появление новой профессии – учителя. Массовой же эта профессия становится лишь с прогрессом промышленного производства и развитием торговли. Потребность в большом количестве учителей вызвала и необходимость целенаправленной педагогической подготовки, которая начинает осуществляться к середине ХVIII века.

Менялись формации, происходили глобальные и локальные изменения в различных сферах человеческой жизни и деятельности, исчезали и возникали профессии, а профессия «учитель» неизменно оставалась и остается востребованной. В мире профессий она занимает особое место. Учителя называют инженером человеческих душ, архитектором характера, врачом болезней роста, тренером интеллекта и памяти, дирижером мыслей и чувств, судьей первых поступков человека, садовником, выращивающим розы и т.д.

Социальная значимость этой профессии и потребность в ней не ослабнут, так как воспитание и обучение – явление непреходящее. О важности профессии учителя говорили многие педагоги и общественные деятели прошлого. Ян Амос Коменский, чешский педагог, писал, что учителям «вручена превосходящая должность, выше которой ничего не может быть под солнцем». Великий русский педагог К. Д. Ушинский так оценивал профессию учителя: «Дело учителя, скромное по наружности, - одно из величайших дел истории». В. Г. Белинский пояснял: «Как важен, велик и священен сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека».

Обратимся к лексическому значению слова «учитель». В «Толковом словаре» В. Даля оно определяется как преподаватель, наставник. Преподаватель передает знания, накопленные человечеством. Наставник наставляет, как себя вести, как жить. Это две основные функции учителя – преподавать и наставлять, иначе, учить и воспитывать. Они остаются неизменными во все времена, меняется только содержание, методы и формы работы учителя.

Эти функции конкретизируются и дополняются в соответствии со спецификой той деятельности, которую выполняет учитель в различных типах учебно-воспитательных учреждений.

В настоящее время в педагогической профессии выделяется большой спектр специальностей. Специальность – это вид трудовой деятельности в рамках определенной профессии. Так, например, профессия – учитель, специальности в рамках данной профессии – учитель русского языка и литературы, учитель начальных классов, учитель иностранного языка и др. В связи с расширением сферы педагогической деятельности в настоящее время появляются новые, востребованные обществом, педагогические специальности: учитель-дефектолог, социальный педагог, психолог-воспитатель, организатор внеурочной деятельности и др.



Вопросы и задания:

  1. Чем вызвано появление в обществе профессии учителя?

  2. В чем своеобразие педагогической профессии в группе профессий «человек-человек»?

  3. Назовите современные педагогические специальности, выявите общее и особенное в них.

  4. Подготовьте сообщение на тему «История становления педагогической профессии».


2. Педагогическая деятельность
Понятие педагогической деятельности. Характеристика основных компонентов педагогической деятельности. Виды и функции педагогической деятельности.

Суть человеческой деятельности состоит в преобразовании действительности, в активном воздействии самого человека на предметный мир.

Деятельность – это форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека.

Педагогическая деятельность – это последовательность действий, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника. Возникла она на заре цивилизации в ходе решения таких задач, как создание, хранение и передача подрастающим поколениям образцов производственных умений и норм социального поведения.

Эту деятельность профессионально осуществляют только педагоги, имеющие специальное педагогическое образование, в специально организованных обществом образовательных учреждениях (от дошкольных – до учреждений дополнительного образования, повышения квалификации и т.д.). Все остальные лица (родители, представители общественных организаций, средств массовой коммуникации и др.) осуществляют общепедагогическую деятельность.

Педагогическую деятельность можно представить как совокупность следующих компонентов:



  • цель деятельности;

  • субъект деятельности (педагог);

  • объект-субъект деятельности (воспитанник);

  • содержание деятельности;

  • способы и средства деятельности;

  • результат деятельности.

Цель педагогической деятельности определяется обществом, она разрабатывается и формулируется как совокупность социальных требований к каждому человеку с учетом его духовных и природных возможностей, а также основных тенденций общественного развития. Специфика ее заключается в том, что эта цель только тогда будет достигнута, реализована, когда она станет и целью самой личностьи, включенной в педагогический процесс.

Субъект педагогической деятельности – это тот, кто воздействует на воспитанника, - учитель, воспитатель. Основной инструмент воздействия на ребенка – личность педагога, его знания и умения. Только в случае принятия учениками учителя происходит действительное педагогическое воздействие.

В качестве основных объектов педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Особое место в ряду объектов педагогической деятельности занимает ребенок. Он рассматривается как объект-субъект этой деятельности, так как является соучастником педагогического процесса, обладая своими целями, мотивами, личным поведением.

Содержанием педагогической деятельности является процесс организации учебно-воспитательной деятельности учащихся, направленный на освоение ими предметного, социокультурного опыта как основы и условия развития, процесс организации собственной деятельности.

Способы и средства педагогической деятельности – это различные пути передачи социального опыта (рассказ, объяснение, совместная работа), подкрепленные идеальными и материальными носителями этого опыта (слово учителя, учебники, технические средства и др.).

Результатом педагогической деятельности, т.е. выполнением ее основной цели, является развитие ребенка: его личностное, интеллектуальное совершенствование, становление его как личности, субъекта учебно-воспитательной деятельности.

Основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа.

Преподавание – это такой вид специальной деятельности учителя, который направлен преимущественно на управление познавательной деятельностью школьников.

Воспитательная работа – это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач их гармоничного развития.

К видам педагогической деятельности также относят деятельность по самообразованию и самовоспитанию учителя, административную, организаторскую, методическую, внешкольную, научно-исследовательскую.

Функциями педагогической деятельности являются (функция – обязанность, круг деятельности, назначение, роль): диагностическая, проектировочная, конструктивная, коммуникативная, информационно-объяснительная, организаторская, исследовательско-творческая.
Вопросы и задания:


  1. Перечислите и прокомментируйте важнейшие характеристики педагогической деятельности.

  2. Дайте краткую характеристику каждой из функций педагогической деятельности.

  3. Подготовьте индивидуальные или групповые сообщения с анализом структуры педагогической деятельности (по работам А. И. Щербакова, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина и др.). Выделите ведущие профессионально-педагогические умения, входящие в состав педагогической деятельности.


3. Педагог в современном мире
Педагогическая культура, ее основные компоненты. Профессиональная компетентность, составляющие профессиональной компетентности (ключевые, базовые и специальные компетенции). Педагогическое мастерство, его структура.

В ХХI веке во всем мире образование признается в качестве важнейшего механизма прогрессивного развития общества. Всемирный форум по вопросам образования (Дакар, 2000) потенциальным инициатором изменений в поддержку устойчивого развития общества рассматривает Учителя. Поэтому к личности учителя, его профессиональной подготовке предъявляются достаточно высокие требования. Рассматривая личность учителя, исследователи оперируют следующими понятиями: педагогическая культура, профессиональная компетентность, педагогическое мастерство. Каждое из них обладает своими сущностными характеристиками, но в своей совокупности они образуют тот или иной уровень профессиональной подготовки и организации педагогической деятельности.

Главной предпосылкой успешного выполнения педагогом его профессиональных функций является личная (индивидуальная) педагогическая культура. Педагогическая культура рассматривается как часть общечеловеческой культуры, интегрирующей историко-культурный педагогический опыт и регулирующей сферу педагогического взаимодействия (Е. Ю. Захарченко).

В личностно-индивидуальном плане педагогическая культура рассматривается как сущностная характеристика личности педагога, представляющая собой динамическую систему педагогических ценностей, деятельности и профессионального поведения. Основными компонентами педагогической культуры являются:



  • гуманистическая педагогическая позиция и личностные качества;

  • профессиональные знания и культура педагогического мышления;

  • профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности;

  • саморегуляция личности и культура профессионального поведения педагога.

Педагогическая культура в практической деятельности находит свое отражение в профессиональной компетентности учителя. Под профессиональной компетентностью учителя понимается интегральная характеристика, определяющая способность (т.е. умение) решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Составляющими профессиональной компетентности учителя являются ключевые, базовые и специальные компетентности.

Ключевые компетентности (социально-правовая, информационная, языковая) необходимы для любой профессиональной деятельности в современном изменяющемся мире. Собственно профессиональными для учителя являются базовые и специальные компетентности. К базовой компетентности относятся компетентности, прежде всего, в сфере психолого-педагогического знания, которые необходимы для организации педагогической деятельности. Специальные компетентности отражают задачи, характерные для конкретной специальности. Эти задачи решаются при методической подготовке. Так, например, специальной компетентностью учителя русского языка является не просто владение знаниями в области лексикологии, морфологии, синтаксиса и т.д., а его способность обучить этому школьников. Все названные компетентности взаимосвязаны и создают целостный образ специалиста.

Высшим уровнем индивидуального проявления педагогической культуры и компетентности является педагогическое мастерство (И. А. Колесникова). Педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности (Н. Н. Тарасевич). Педагогическое мастерство, в отличие от педагогической культуры и компетентности, не имеет количественных показателей и сравнительных характеристик, а указывает на наличие профессионально-личностной уникальности.

В структуру педагогического мастерства входят следующие компоненты:


  • Общая высокая культура, эрудиция.

  • Высокий уровень сформированности профессиональной морали, педагогическая направленность (любовь к детям, любовь к своей профессии).

  • Профессиональные знания: глубокие знания в области преподаваемых наук, психолого-педагогическая эрудиция, владение методикой учебно-воспитательной работы.

  • Педагогические способности и умения: коммуникативные, перцептивные (сопереживание, профессиональная зоркость и др.), суггестивные (внушающие), эмоциональная устойчивость (управление своим психологическим состоянием, поведением), организаторские, научно-познавательные, креативные (творческие) и др.

Педагогическая техника: культура и техника речи, внешнего вида, чувств и отношений и т.д.

Только единство всех этих элементов образует подлинное мастерство педагога. Основой мастерства выступает сплав знаний и направленности; важным условием успешности – способности; средством, придающим целостность, связанность направленности и результативности – умения в области педагогической техники. Ярким примером педагогического мастерства является деятельность выдающихся педагогов: А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Е. Н. Ильина, В. Ф. Шаталова, Ш. А. Амонашвили и др.


4. Закон РФ «Об образовании». «Концепция модернизации российского образования до 2010 года»
Социально-экономическая обусловленность принятия Закона «Об образовании». Принципы государственной политики в области образования. Система образования. Основные направления модернизации российского образования.

К 90-м годам XX века в России в связи с вхождением в рыночные отношения произошли существенные изменения в социально-экономической жизни страны, ценностных ориентациях, образовательных и деятельностных потребностях человека.

В Законе «Об образовании» (принят в 1992 г., новая редакция – 1996 г.) содержатся основные принципы и положения, на которых строится стратегия и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования в России в новых социально-экономических условиях.

Прежде всего, Закон определяет принципы государственной политики в области образования как требования общества к образованию. К ним относятся: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие; единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур; общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых; светский характер образования в государственных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений (Закон «Об образовании», ст. 2).

Эти принципы определяют основные направления, приоритеты образовательной политики, характер системы образования.

Под системой образования понимается совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления.

Система образования России включает следующие типы образовательных учреждений:


  • Дошкольные: ясли, детский сад.

  • Общеобразовательные, со ступенями (начальное, основное, среднее): школы, лицеи, гимназии и пр.

  • Профессиональные (начальное, среднее, высшее): училища, техникумы, колледжи, институты, университеты, академии и пр.

  • Специальные (коррекционные) для обучения детей с отклонением в развитии: школы для слабовидящих, глухих и пр.

  • Учреждения дополнительного образования: музыкальные, художественные школы, центры, клубы, курсы и пр.

  • Учреждения для детей-сирот и детей без попечения родителей: интернаты, детские дома.

  • Другие учреждения: курсы, институты повышения квалификации, переподготовки и пр.

По организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций).

Граждане могут использовать разные формы получения образования: в образовательном учреждении, с отрывом от работы или без него, семейное образование, экстернат.

В связи с вхождением России в мировое образовательное пространство происходит пересмотр позиций в области образования. Это привело к необходимости разработки специальных документов, направленных на модернизацию российского образования. К таким основополагающим документам относится «Концепция модернизации российского образования до 2010 года».

Модернизация образования – это придание ему современного вида, «выращивание» собственного опыта с учетом национальных традиций страны и мировых тенденций развития образования.

В основе идеологии Концепции лежат следующие позиции: качество образования (его соответствие требованиям международных стандартов); доступность образования; эффективность использования имеющихся ресурсов (финансовых, материально-технических).

В связи с этим планируется ряд мероприятий, направленных на структурную и содержательную перестройку деятельности всех учреждений системы образования.

Так, например, планируется расширение сети дошкольных учреждений, укрепление их материальной базы. Дошкольные учреждения призваны прежде всего развивать мелкую моторику, волевые усилия, умение работать в коллективе, а не тренировать ребенка в области школьного обучения.

Значительные изменения должны произойти и в общем образовании. К основным задачам модернизации общего образования относят: 1) построение возрастосообразной школы (начальная школа – «школа радости»; основная – проб, поиска, общения; старшая – профильная); 2) построение здоровьесберегающей школы; 3) усиление деятельностного, практикоориентированного характера обучения; 4) переосмысление целей школьного образования на основе компетентностного подхода (овладение информационной, языковой и социально-правовой компетенциями).

Как следствие, должно быть модернизировано и профессиональное образование, в том числе, и педагогическое. Главная задача модернизации педагогического образования – оперативное реагирование на задачи модернизации общего образования.

Пристальное внимание обращается на ситуацию воспитания. Воспитанию отдается приоритет на всех ступенях системы образования. Ключевыми становятся следующие направления содержания воспитания: воспитание гражданина России, формирование духовности, общей воспитанности личности.


Вопросы и задания:

  1. Сопоставьте Закон «Об образовании» (1992 г.) с предыдущим законом. В чем их принципиальное отличие?

  2. В чем заключается конкретный смысл принципов государственной политики в области образования?

  3. Проанализируйте сложившуюся в отдельном городе (другом населенном пункте) систему образования. Какими образовательными программами и учреждениями образования она представлена?

  4. Какие проблемы в сфере российского образования обусловили необходимость его модернизации?



5. История педагогики и образования как область научного познания.
Человек становится способным к созидательной деятельности в определенной сфере труда и творчества, к общению с другими членами общества посредством многообразных форм личностных и деловых контактов, основанных на общечеловеческих социальных и нравственных нормах, - только благодаря образованию. Понятие «образование» по своему характеру исторично. Так, в XIX веке оно означало «формирование образа» (духовного или телесного). В этом значении ввел его в оборот швейцарский педагог И.Г. Песталоцци (1746-1827гг.), а в русскую литературу – просветитель Н.И. Новиков (1744-1818гг).

Сложный и многообразный генезис образования в том понимании этой важнейшей сферы духовной культуры общества, составляет предмет специальной отрасли знания, именуемой историей образования и педагогической мысли. Эта дисциплина – как область науки и как учебный предмет – охватывает широкий круг не только педагогических, но и социально – культурных явлений в их историческом развитии. Поскольку история образования и педагогической мысли тесно связана с исторической наукой, то возросшее значение последней в познании истоков, закономерностей процессов общественного развития, в их прогнозировании на отдаленную и близкую перспективу, правомерно отнести и к тому предмету, который должен составить содержание данного учебного предмета. Так как педагогика принадлежит к той группе наук, где теория и деятельность (практика) неразрывны, то, следовательно, в изучаемом процессе история теории не может быть представлена вне истории деятельности, то есть практики воспитания и ее непосредственных творцов, особенно талантливых, выдающихся педагогов – новаторов. Отсюда важность персонифицированных разделов курса, представляющих собой необходимую ступень к более цельному и полному пониманию истории мировой педагогической науки в лице ее замечательных представителей.



Объектом изучения истории педагогики и образования являются закономерности развития в единстве теории и практики воспитания, образования и обучения у всех народов в различные исторические эпохи и обнаружение на этой основе тенденций указанных явлений в будущем.

Предметом – интерпретация достижений гражданской истории и научной педагогики, изучение педагогической мысли и практики.

Истории педагогики и образования – не только составная часть самой педагогики, но и существенный компонент общей истории культуры, науки, общественной мысли, органически включенный в процесс их исторического развития. Вопрос методологии историко-педагогических исследований неоднократно возникал в отечественной науке. Вновь приобретает злободневность, так как вызван кризисом в социальной, культурной, идейной, педагогической жизни российского общества. Методологическим столпом советской историко-педагогической науки являлась партийность и это обрекало научные исследования на необъективный анализ. На современном этапе наилучшей перспективой выглядит научный нейтралитет, то есть дистанцирование от политических пристрастий, что позволяет добиться максимальной объективности научных результатов. Важнейшее методологическое условие историко-педагогического исследования – соблюдение принципа историзма. Цивилизационный подход к истории образования универсален и увеличивает потенциал научного исследования. Он позволяет формулировать качественно существенные характеристики мирового историко-педагогического процесса. Важным методологическим приоритетом при изучении генезиса педагогики является сравнительный анализ происходивших в мире педагогических процессов: в отдельных цивилизациях, социально-экономических формациях, регионах и странах. Компаративистский подход позволяет точнее определять хронологические рубежи развития педагогических идей и учений, что осложняется разновременностью сходных явлений в воспитании у различных цивилизаций. Сравнительный анализ дает возможность учитывать однотипные и знаковые педагогические процессы эпох первобытности, Древнего и Средневекового мира, Новой и Новейшей истории. История педагогики и образования решает новые и переосмысливает традиционные проблемы.


следующая страница >>



Сколько времени ни теряешь, а лет все прибавляется. Эмиль Кроткий
ещё >>