Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации для студентов - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации для преподавателя 88 Общие методические... 14 1898.59kb.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации... 1 250.59kb.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации... 1 122.6kb.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации... 1 122.58kb.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации... 5 488.35kb.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации... 1 240.16kb.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации... 1 277.35kb.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации... 4 767.22kb.
Методические рекомендации для преподавателей 24 2 Методические рекомендации... 1 386.33kb.
Методические рекомендации по подготовке к зачетам и экзаменам для... 2 374.1kb.
Методические рекомендации волгоград 2004 4 701.17kb.
Докладу ГосДепа США "Права человека и демократия в мире в 2006 году" 1 154.7kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации для студентов - страница №1/1



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

Директор

ИФМИП________

Е.Ю.Булыгина

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ


«Основы журналистики: введение в теорию журналистики»
Специальность: 030601.65 Журналистика

Специализация: Средства массовой информации


Статус дисциплины:

ОПД.Ф.3.10

Новосибирск 2010


Одобрено: кафедрой журналистики

Протокол № 1 от 9 сентября 2010 г.

Зав. кафедрой: Евдокимова Е.В., к.п.н., доцент

Рекомендовано: Советом ИФМИП

Председатель Совета________Е.Ю.Булыгина

«___»____________2010г.
Аннотация
УМКД по курсу «Основы журналистики: введение в теорию журналистики» составлен на основе ГОС ВПО по направлению «Журналистика», утвержденному 10.03.2000, и учитывает требования СМК ГОУ ВПО НГПУ.

В основу курса положена модель проблемного обучения.


УМКД по курсу «Основы творческой деятельности журналиста» предназначен для студентов 1-го курса, обучающихся по специальности «Журналистика»



Составитель: Л.Н. Кислая, к.ф.н., доцент

Рецензент: И.Г. Катенева, к.ф.н., доцент
СОДЕРЖАНИЕ

Программа дисциплины…………………………………………………………4

Материалы к практическим и лабораторным занятиям………………………13

Методические рекомендации для преподавателя……………………………..16

Методические рекомендации для студентов…………………………………..18

Фонды контроля…………………………………………………………………20

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДЕНА


Советом ИФМИП

Председатель________Е. Ю. Булыгина

«____ » _____________ 2010 г.

Обсуждена на заседании кафедры

журналистики

Протокол № 1 от «9» сентября 2010 г.

Зав.кафедрой_______Е.В.Евдокимова



ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОПД. Ф. 3.10. Основы журналистики: введение в теорию журналистики

Специальность: 030601.65 «Журналистика»

Специализация: средства массовой информации

Составитель: Л.Н. Кислая, канд. филол. наук, доцент

Новосибирск 2010



ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА
ОПД.Ф.10 ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ:

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ЖУРНАЛИСТИКИ


Журналистика в системе социальных институтов общества. Особенности журналистики как социального института. Процесс функционирования журналистики в обществе. Ее социальное назначение. Различные секторы СМИ: государственные, государственно-общественные, частные. Журналистика как система средств массовой информации. Традиционные и новые СМИ. Их типология. СМИ и информационный порядок в демократическом, гуманистически ориентированном обществе. СМИ как инструмент демократии. Плюрализм и толерантность в сфере массовой информации. СМИ как канал выражения и согласования социальных интересов. Социальный диалог в СМИ как средство достижения целей социального консенсуса, согласия, социального партнерства. СМИ как четвертая власть. Информационная политика в области СМИ. Проблемы информационной безопасности.

Свобода журналистики как базовая основа функционирования средств массовой информации. Становление и характер концепций свободы: авторитарной, либеральной (полной свободы), социальной ответственности. Современные подходы и решения. Юридический аспект свободы журналистики. Современное российское законодательство в сфере СМИ. Законодательно закрепленные права и обязанности различных субъектов массово-информационной деятельности. Экономические аспекты свободы журналистики.

Функции журналистики. Понятие функции. Многообразие социальных и информационных потребностей общества – объективная основа функций журналистики. Различные теоретические подходы к анализу функций СМИ и их классификация. Идеологические, культурно-просветительские, рекреативные, рекламно-справочные и другие функции СМИ. Взаимодействие журналистики с общественным мнением и массовым сознанием как механизм реализации функций. Соотношение функций и целей в сфере производства и распространения массовой информации. Информация и коммуникация как основа массово-информационного процесса.

Журналистика как массово-информационная деятельность. Понятия «информация» и «массовая информация». Массовая информация как продукт массово-информационной деятельности. Массовая информация и социальная информация. Массовая аудитория и ее характеристики. Структура массово-информационной деятельности: сбор, обработка, компоновка, передача, восприятие, трансформация, хранение и использование массовой информации. Потенциальная, принятая и реальная информация. Семантический, синтактический и прагматический аспекты массово-информационных текстов.

Журналист как профессиональный субъект массово-информационной деятельности. Соотношение понятий «свобода», «необходимость», «ответственность» (теория и практика) применительно к журналистской деятельности. Социальная позиция как система принципов деятельности органов информации и журналистов. Социальная, гражданская, юридическая, этическая ответственность журналиста. Журналистская деонтология.

Журналистика как область творческой деятельности.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Основы журналистики: введение в теорию журналистики» – базовый курс цикла общепрофессиональных и специальных дисциплин по специальности журналистика. В его рамках особое внимание уделяется системности журналистики – как социального института, как сферы творчества, как области общественно-политической деятельности и т.д. В курсе разводятся понятия журналистика и средства массовой информации. В дисциплине раскрываются вопросы гласности и свободы прессы, система СМИ, практика их функционирования и ее эффективность. Многие явления и проблемы рассматриваются в историческом аспекте, проведены аналогии с современной ситуацией в российской и мировой журналистике. Большое внимание уделяется формированию у студентов научного понятийного аппарата.

На занятиях используются разные формы организации деятельности студентов: индивидуальные, парные и групповые. В курсе «Основы журналистики» студенты на занятиях выполняют небольшие самостоятельные и контрольные работы; самостоятельно изучают ряд теоретических вопросов журналисткой этики и принципиальности журналиста, законодательства о средствах массовой информации, типологической системы СМИ и т.д., затем обсуждают их на занятиях.

Дисциплина «Основы журналистики: введение в теорию журналистики» изучается в течение первого семестра и оканчивается экзаменом. Студенты первого курса дневного отделения изучают основы теории журналистики в течение 46 часов: 22 часа — аудиторные занятия (10 часов — лекции, 12 часов — практические занятия); 24 часа — самостоятельная работа. Студенты заочного отделения 74 часа изучают курс самостоятельно, аудиторная лекционная нагрузка составляет 10 часов.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ


Цель курса – сформировать применительно к журналистике теоретические основы деятельности СМИ, показать закономерности функционирования СМИ и механизмы их деятельности. Кроме того, дать представления первокурсникам об избранной специальности и показать пути овладения профессией наиболее рациональным способом.

Курс вводит в систему понятий общих закономерностей журналистики.


Задачи курса:

  1. Сформировать у студентов четкое представление о природе журналистики, ее функциях, механизмах функционирования, месте и роли в современном обществе, современной системе СМИ.

  2. Сформировать у студентов представление о различиях собственно журналистской деятельности и деятельности других социальных институтов и профессиональных сообществ в средствах массовой информации.

  3. Раскрыть основные принципы журналистской деятельности, показать связь проблемы принципиальности журналиста с проблемами формирования социальной позиции.

  4. Показать роль журналистики в системе социальных институтов, раскрыть сущность взаимодействия СМИ с политическими структурами, обществом и друг с другом.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
По окончанию курса студенты должны знать:

  • Основные категории курса.

  • Основные периоды возникновения и развития зарубежной и отечественной истории журналистики.

  • Сущность массово-информационной природы СМИ.

  • Систему функций и принципов журналистики.

  • Основы взаимодействия журналистики с другими социальными институтами.

  • Условия для оптимального функционирования журналистики.

В результате изучения курса студенты должны уметь:



  • Определять особенности социальной позиции различных СМИ и журналистов.

  • Увидеть характер взаимодействия СМИ с другими социальными институтами.

  • Реализовывать различные виды журналистской деятельности: творческую, организационную, редакторскую.



ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

82

1

Аудиторные занятия

22

1
Лекции

10




Практические занятия

12




Лабораторные работы







Самостоятельная работа

24




Вид итогового контроля

36 экзамен


1

Тематический план

п.п.

Тема

Аудит.

СР

1.

Информационная основа развития общества. Возникновение и развитие форм и способов общения. Пражурналистские явления. Краткий экскурс в историю журналистики.

2

2

2.

Массово-информационная природа СМИ: основные понятия.

4

4

3.

Массовое сознание и его компоненты. Общественное мнение.

2

2

4.

Функционирование и функции журналистики.

2

4

5.

Результативность СМИ: действенность и эффективность. Методы измерения эффективности.

2

4

6.

Журналистика в системе социальных институтов. Информационная политика и государственная идеология.

2

2

7.

Информационная безопасность.

2

2

8.

Свобода печати и свобода слова. Цензура: история, виды, функции.

4

2

9.

Информационная война. Кризис журналистики. Непрофессионализм СМИ.

2

2




Итого:

22

24

ОЗО. Тематический план

п.п.

Тема

Аудит.

СР

1.

Информационная основа развития общества. Возникновение и развитие форм и способов общения. Пражурналистские явления. Краткий экскурс в историю журналистики.

1

8

2.

Массово-информационная природа СМИ: основные понятия.

2

10

3.

Массовое сознание и его компоненты. Общественное мнение.

1

8

4.

Функционирование и функции журналистики.

1

10

5.

Результативность СМИ: действенность и эффективность. Методы измерения эффективности.

2

10

6.

Журналистика в системе социальных институтов. Информационная политика и государственная идеология. Информационная безопасность.

1

12

7.

Свобода печати и свобода слова. Цензура: история, виды, функции.

1

8

8.

Информационная война. Кризис журналистики. Непрофессионализм СМИ. Идея информационного общества.

1

6




Итого:

10

74

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Информационная основа развития общества. Возникновение и развитие форм и способов общения. Пражурналистские явления. Предпосылки возникновения журналистики (политические, экономические, технологические, культурные). Экскурс в историю журналистики. Основные периоды развития журналистики. Идеологический характер возникновения российской журналистики.

Сущность понятия «журналистика». Журналистика и средства массовой информации как синонимы и как явления разного порядка. Журналистика как предмет научного изучения.

Массово-информационная природа СМИ: основные понятия. Виды информации. Текст как носитель потенциальной и реальной информации. Проблемы эффективного взаимодействия текста и аудитории. Прагматическая, семантическая и синтактическая стороны текста. Качества, повышающие информативность текста.

Массовое сознание и его компоненты. Общественное мнение. Лидеры мнений. Способы формирования общественного мнения. Журналистика как фактор социального управления. Сущность информационного управления, его механизм. Управление и манипулирование. Возможности воздействия СМИ на массовое сознание. Социальная ответственность журналистики. Влияние на массовое сознание журналистики и других смежных профессий: рекламисты, PR-специалисты, политтехнологи и т.д.

Функционирование и функции журналистики. Система СМИ в трактовке различных исследователей. Общая характеристика системы функций журналистики, их взаимодействие. Информационная цель журналистики. Реализация специфической цели журналистики.

Результативность СМИ: действенность и эффективность. Действенность СМИ в историческом аспекте. Способы повышения действенности публицистической деятельности. Правовые аспекты проблемы действенности прессы. Методы измерения эффективности. Работа с письмами. Методы привлечения корреспонденции. Мониторинг аудитории. Проблема эффективности социологических исследований СМИ. Проблема эффективности как результативность контактов с аудиторией. Творческие факторы эффективности.

Журналистика в системе социальных институтов. Журналистика как социальный институт. Журналистика как «четвертая власть». Журналистика в тоталитарном и демократическом обществе. Современная российская журналистика как журналистика переходного периода. Теории прессы. Информационная политика и государственная идеология. Социальные типы демократической идеологии. Информационная безопасность. Условия информационной безопасности.

Свобода печати и свобода слова: общее и отличия. Социально-творческие факторы свободы СМИ. Экономические условия и факторы свободы СМИ. Юридическая сторона свободы СМИ. Цензура и самоцензура. История развития цензуры. Самоцензура журналистов в постсоветском обществе. Актуальные проблемы свободы отечественных СМИ.

Информационная война. Природа конфронтации СМИ между собой. Кризис журналистики. Непрофессионализм СМИ. Проблемы профессионального образования. Проблемы использования языка, как инструмента журналистики. Проблемы профессиональной этики в журналистских материалах. Некомпетентность журналистов. Недостоверность и необъективность в материалах СМИ. Конструктивное взаимодействие СМИ различных типов.

Усложнение взаимодействия СМИ в новых экономических условиях. Идея информационного общества. Реализация идеи информационного общества на современном этапе.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА


1 .Ворошилов В.В. Журналистика: учебник для вузов по гуманитар. специальностям: рек. М-вом общего и проф. образования РФ / В. В. Ворошилов; Санкт-Петерб. гос. ун-т сервиса и экономики. - Москва: Кнорус, 2010. - 496 с.: табл. - Библиогр. в конце гл. и с. 486-491. - ISBN 978-5-406-00745-7. 30 экз.

2. Ахмадулин Е.В. Основы теории журналистики: учебное пособие. – М.: Март, 2008. - 320 с. – 5 экз.

3. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: учебник. – М.: Аспект Пресс, 2007. - 351 с. – 10 экз.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА




  1. Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий: итоги и перспективы: монография. – М.: РИП-холдинг, 2001. - 336 с. – 5 экз.

  2. Корконосенко С.Г. Основы журналистики: учебник. – М.: Аспект Пресс, 2006. - 318 с. – 13 экз.

  3. Соков А.И. Формула мастерства: учебное пособие. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002. – 62 с. – 28 экз.

  4. Воробьев А.М. Средства массовой информации как фактор формирования гражданского общества: процесс, тенденции, противоречия. – Екатеринбург: Изд-во Урал. юрид. ин-т, 1998. – 183 с.

  5. Ворошилов В.В. Журналистика. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 304 с.

  6. Ворошилов В.В. История журналистики России. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 2000. – 252 с.

  7. Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. – М.: РИП-холдинг, 2001. – 336 с.

  8. Жирков Г.В. История цензуры в России XIX–XX вв. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 368 с.

  9. Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. – М.: Издательство МГУ, 1999. – 272 с.

  10. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб.: общество «Знание», 2000. – 272 с.

  11. Коробейников В.С. Пресса и общественное мнение. – М.: Наука. 1986. – 303 с.

  12. Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. – М.: РИП-холдинг, 2001. – 315 с.

  13. Сиберт Ф.С., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. — М.: Вагриус, 1998. – 223 с.

  14. Цвик В.Л. Введение в журналистику. М.: МНЭЛУ, 2000. – 198 с.


Журналы


  1. Журналистика и медиарынок : ежемесячный журнал - Издается с 2003 г. - Выходит 12 раз в год.

  2. Журналистика и культура русской речи: научно-практический журнал - Выходит 4 раза в год.

  3. МедиаТренды. Электронный журнал.


Электронные ресурсы
1. Бакшин В.В. Основы журналистики. Учебное пособие. - Москва: Флинта, 2009. - 28 с. ISBN: 978-5-9765-0752- 4 ББК: 76.01я73 УДК: 070(075.8) http://www.biblioclub.ru/book/79332/

2. Корконосенко С.Г. Теория журналистики: моделирование и применение. Учебное пособие. Допущено Учебно-методическим объединением в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений. - Москва: Логос, 2010. - 247 с. ISBN: 978-5-98704-471-1 ББК: я73 УДК: 37 http://www.biblioclub.ru/book/84983/

3. Фабричный А.А. Общение и журналистика: учебное пособие. - Новосибирск: НГПУ, 2002. - 90 с. - Доступна эл. версия. - ISBN 5-85921-318.

МАТЕРИАЛЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ И ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ

Практическое занятие №1.



Понятие «журналистика»


  1. Сущность понятия «журналистика».

  2. Журналистика и средства массовой информации как синонимы и как явления разного порядка.

  3. Журналистика как предмет научного изучения.


Литература:

    1. Бакшин В.В. Основы журналистики. Учебное пособие. - Москва: Флинта, 2009. - 28 с. ISBN: 978-5-9765-0752- 4 ББК: 76.01я73 УДК: 070(075.8) http://www.biblioclub.ru/book/79332/

    2. Корконосенко С. Г. Основы журналистики. – М.: Аспект Пресс, 2006. - 318 с.

    3. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: учебник. – М.: Аспект Пресс, 2007. - 351 с.

    4. Соков А.И.Формула мастерства: учебное пособие. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002. – 62 с.

    5. Цвик В.Л. Введение в журналистику. М.: МНЭЛУ, 2000. – 198 с.

Практическое занятие № 2.



Функции журналистики


  1. Понятие функция и функционирование.

  2. Система функций по Е.П. Прохорову: культуроформирующие, рекламно-справочные, рекреативные, идеологические, организаторские.

  3. Социальные роли журналистики и социальные функции СМИ (по С.Г. Корконосенко).


Литература:

  1. Ворошилов В.В. Журналистика. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 304 с.

  2. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб.: общество «Знание», 2000. – 272 с.

  3. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: учебник. – М.: Аспект Пресс, 2007. - 351 с.

  4. Соков А.И.Формула мастерства: учебное пособие. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002. – 62 с.

Практическое занятие № 3.


Журналистика как четвертая власть


  1. Признаки власти в журналистике. Область и мера властных полномочий.

  2. Легитимность «четвертой» власти». Проблемы, препятствующие полноценной реализации идеи «четвертой» власти.

  3. Распространение властных полномочий журналистики в зависимости от типа государственного режима и особенностей общественного мнения.


Литература:

  1. Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. – М.: РИП-холдинг, 2001. – 336 с.

  2. Задорин И., Бурова Ю., Сюткина А. СМИ и массовое политическое сознание: взаимовлияние и взаимозависимость // Независимые Медиа Измерения, 2000, №№ 4-5

  3. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб.: общество «Знание», 2000. – 272 с.

  4. Коробейников В.С. Пресса и общественное мнение. – М.: Наука. 1986. –303 с.

  5. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: учебник. – М.: Аспект Пресс, 2007. - 351 с.



Практическое занятие № 4.


Свобода печати и свобода слова


  1. Свобода печати и свобода слова: общее и особенное.

  2. Концептуальные подходы к свободе слова.

  3. Политические, экономические и социально-творческие факторы, ограничивающие свободу печати.

  4. Свобода слова и свобода печати как факторы формирования гражданского общества.


Литература:

  1. Воробьев А.М. Средства массовой информации как фактор формирования гражданского общества: процесс, тенденции, противоречия. – Екатеринбург: Изд-во Урал. юрид. ин-т, 1998. – 183 с.

  2. Ворошилов В.В. Журналистика. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 304 с.

  3. Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. – М.: РИП-холдинг, 2001. – 336 с.

  4. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М.: Аспект Пресс, 2006. - 318 с.

  5. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М.: Аспект Пресс, 2007. - 351 с.



Практическое занятие № 5.


Цензура и самоцензура


  1. Виды и функции цензуры.

  2. Сущность самоцензуры.

  3. Возможность существования цензуры в демократическом государстве.


Литература:

  1. Ворошилов В.В. История журналистики России. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 2000. – 252 с.

  2. Жирков Г.В. История цензуры в России XIX–XX вв. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 368 с.

  3. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 351 с.

  4. Рублев С. Цензура в российском Интернете: мифы и реальность // http://lenta.ru/articles/2005/03/18/censorship/

  5. Чернуха В.Г. Цензура в Европе и в России // Цензура в России: история и современность. – СПб., 2001.

Практическое занятие № 5.


Теории прессы


  1. Предпосылки создания теорий прессы.

  2. «Советская» теория прессы.

  3. «Четыре теории прессы».


Литература:

  1. Ворошилов В.В. Журналистика. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 304 с.

  2. Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. – М.: Издательство МГУ, 1999. – 272 с.

  3. Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. – М.: РИП-холдинг, 2001. – 315 с.

  4. Сиберт Ф.С., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. — М.: Вагриус, 1998. – 223 с.

  5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ


А) Рекомендации по проведению лекций и семинаров.

Особое внимание следует уделить следующим темам: «Журналистика в системе социальных институтов», «Принципы и функции журналистики», «Цензура и самоцензура».

В период выборов студентам рекомендуется проводить исследования освещения в СМИ предвыборной кампании, по итогам которого обсуждается роль журналистов в этом процессе, методы борьбы политиков за электорат, способы воздействия СМИ на массовую аудиторию, соответствие деятельности СМИ в период предвыборной кампании принципам журналистики и т.д.

Для глубокого осмысления предмета рекомендуется письменные задания в жанре эссе по темам: «Мое понимание принципа патриотизма в журналистике», «Цензура: за и против», «Журналистика – цепной пес демократии или глаза и уши демократии» и т.д.


Б) Порядок решения задач, обсуждение ситуаций.

Активно используются различные формы работы: работы в группах, индивидуальные устные выступления обозревателей и написание эссе, проведение диспутов. Основными формами работы являются: практические занятия, семинары, деловые игры, пресс-конференции, выступления с докладами, коллоквиумы.

Тесты проводятся по темам, наиболее насыщенным понятийно-терминологическим аппаратом («Массово-информационная природа СМИ: основные понятия», «Проблемы эффективного взаимодействия текста и аудитории», «Результативность СМИ: действенность и эффективность», «Журналистика в системе социальных институтов»).
В) Рекомендации по использованию материалов УМК.

Курс проводится в соответствии с материалами УМК, в том объеме, по тем темам и практическим заданиям, которые зафиксированы в УМК. Список литературы необходимо постоянно пополнять новыми научными источниками. Приветствуется систематическое изменение тестовых и некоторых практических заданий.


Г) Рекомендации по работе с различными информационными источниками.

Преподаватель должен систематически изучать новую научную литературу (новые учебно-методические пособия, научные сборники, специализированные журналы «Вестник МГУ» серия «Журналистика», «Журналист», «Журналистика и медиарынок» и т.д.) по курсу для углубления своих представлений по предмету и корректировки УМК. Для более эффективного проведения практических занятий, обсуждений творческих и профессиональных вопросов необходимо регулярное обращение к прессе, просмотр телепрограмм, прослушивание радиопередач.


Д) Рекомендации по подготовке к зачету / экзамену.

Допуском к экзамену является выполнение всех семинарских заданий, эссе, выступление с докладом, активное участие в обсуждении практических заданий.

Экзамен проводится по билетам. Билет состоит из двух теоретических вопросов.
Е) Рекомендации по подготовке к лекциям / практическим занятиям.

На протяжении всего курса рекомендуется регулярно изучать новые научные источники, следить за состоянием в журналистской среде (по публикациям в профессиональных журналах, по сайтам профессиональных журналистских организаций), актуальными событиями в городе, стране и мире.

Для повышения эффективности курса необходимо обращать внимание студентов на основные события, происходящие в области журналистики, на актуальные темы, отраженные в СМИ, обсуждать их на занятиях, делая акцент на способы отражения действительности журналистами.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

А) Рекомендации по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины

Помимо выполнения заданий на практических занятиях, студентам рекомендуется регулярно читать качественную прессу («Известия», «Новую газету», «Российскую газету», «Труд», «Коммерсант», «Литературную газету», «Ведомости» и т.д.) и смотреть телевизионные выпуски новостей для ориентации в актуальных общественно-политических событиях мира, страны и области. Студенты собирают подборки материалов печати по проблемам СМИ и профессиональной деятельности журналиста.


Б) Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы, требования к представлению результатов СР, критерии оценки результатов

Значительное время в процессе самостоятельной подготовки отводится на изучение теоретических аспектов и освоение понятийного аппарата (чтение научной литературы). В Процессе подготовки к семинарам необходимо обращать внимание не только на вопросы теоретического характера, но и выполнение конкретных практических заданий.


В) Рекомендации по использованию материалов УМК

В начале изучения курса необходимо ознакомиться с программой изучаемой дисциплины для получения общего представления о предмете, цели и задачах. В процессе подготовки к занятиям помогут сформулированные вопросы к темам, списки литературы по каждой теме.


Г) Рекомендации по работе с различными информационными источниками

Самоподготовка предполагает работу с дополнительной литературой, научными статьями в журналах «Журналист», «Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистка», «Сельский журналист», «Формат», «Среда».


Д) Рекомендации по подготовке к экзамену

Допуском к экзамену является посещение лекционных занятий, участие в семинарах, выступление с докладом, выполнение индивидуальных и групповых заданий. Пропущенные занятия и семинары отрабатываются в письменной форме. Экзамен проходит в виде собеседования по билетам. В каждом билете представлено два теоретических вопроса.


Е) Рекомендации по подготовке к лекциям/ практическим занятиям

При подготовке к практическим занятиям необходимо ответить на все вопросы, прочитать предлагаемую литературу, выполнить все задания, изучить указанные электронные ресурсы.



Виды самостоятельной работы для студентов ОЗО

На самостоятельную работу по дисциплине «Введение в теорию журналистики» отводится 74 часа в 1семестре. В этот объем входит чтение и конспектирование литературы, указанной к практическим занятиям; выполнение заданий к практическим заданиям; подготовка реферативных сообщений; выполнение тестовых заданий; подготовка к семестровому экзамену.



На лекции отводится 10 аудиторных часов.

ФОНДЫ КОНТРОЛЯ

Итоговый и промежуточный контроль
Промежуточный контроль представляет выполнение студентами контрольных работ, выступление с докладами, написание эссе по актуальным проблемам журналистики, самостоятельный анализ периодических изданий различных типов, подбор примеров прессы на изучаемое журналистское явление.
Темы сообщений, докладов

  1. Современная российская печать о свободе прессы.

  2. Общероссийские и местные профессиональные издания.

  3. Сравнительный анализ отечественной и западной традиций профессиональной этики.

  4. Самоцензура в современной журналистике.

  5. Влияние аудиторного фактора на систему СМИ.

  6. Информационный рынок как фактор трансформации СМИ.

  7. Особенности творческого метода журналистов разных типов СМИ.

  8. Методы взаимодействия печатных и электронных средств массовой информации.

  9. Реализация основных принципов журналистки в современной прессе.

  10. Информационная политика и формы ее реализации.

  11. Система районной прессы Новосибирской области.

  12. Проблемы действенности и эффективности современной отечественной прессы.

  13. «Властные» возможности современных СМИ.

  14. Методы увеличения эффективности СМИ.

  15. Методы негативного воздействия СМИ на аудиторию.

  16. Конфронтация СМИ и общества.


Итоговый контроль: выполнение тестовых заданий (АСТ-тест) и ответы на экзаменационные вопросы

Вопросы к экзамену

  1. Пражурналистские явления.

  2. Предпосылки возникновения журналистики (политические, экономические, технологические, культурные).

  3. Основные периоды развития журналистики.

  4. Идеологический характер возникновения российской журналистики.

  5. Массово-информационная природа СМИ: основные понятия.

  6. Средства массовой информации и журналистика как синонимы и явления разного порядка.

  7. Виды информации.

  8. Текст как носитель потенциальной и реальной информации.

  9. Проблемы эффективного взаимодействия текста и аудитории.

  10. Прагматическая, семантическая и синтактическая стороны текста.

  11. Удовлетворение интересов и потребностей аудитории СМИ.

  12. Правило необходимой избыточности информации.

  13. Система функций СМИ в трактовке различных исследователей.

  14. Общая характеристика системы функций журналистики, их взаимодействие.

  15. Реализация организационной функции журналистики.

  16. Специфическая цель журналистики.

  17. Общественное мнение и его компоненты.

  18. Функции СМИ при взаимодействии с общественным мнением.

  19. Возможности воздействия СМИ на массовое сознание.

  20. Актуальные проблемы воздействия СМИ на аудиторию.

  21. Результативность СМИ: действенность и эффективность.

  22. Методы измерения эффективности. Работа с письмами. Методы привлечения корреспонденции.

  23. Мониторинг аудитории. Проблема эффективности социологических исследований СМИ.

  24. Проблема эффективности как результативность контактов с аудиторией.

  25. Творческие факторы эффективности.

  26. Действенность СМИ в историческом аспекте.

  27. Способы повышения действенности публицистической деятельности. Правовые аспекты проблемы действенности прессы.

  28. Журналистика в системе социальных институтов. Журналистика как социальный институт.

  29. Журналистика как «четвертая власть».

  30. Проблема независимости СМИ. Свобода печати и свобода слова.

  31. Социально-творческие факторы свободы СМИ.

  32. Экономические условия и факторы свободы СМИ.

  33. Юридическая сторона свободы СМИ.

  34. Теории прессы.

  35. Информационный порядок в демократическом обществе.

  36. Социальные типы демократической журналистики.

  37. Информационная война. Информационная безопасность.

  38. Условия информационной безопасности.

  39. Цензура и самоцензура. Возможности цензуры в эпоху Интернета.

  40. Самоцензура журналистов в постсоветском обществе.

Варианты тестовых заданий
1. Информация, содержащаяся в журналистском тексте, до "встречи" его с аудиторией называется ________________________________, так как еще не известно, как прореагирует на эту информацию читатель
2. Необходимые условия прагматической адекватности текста:

  1. новизна, эмоциональность, полезность

  2. актуальность, доступность, интерес

  3. небанальность, декодируемость, релевантность

  4. свежесть, сенсационность, оригинальность подачи

  5. достоверность, новизна, оценочность

3. Соответствие между содержанием условия информативности и его названием:



оригинальность сведений

объективность

возможность понимания сообщения аудиторией

релевантность

соответствие интересам и потребностям аудитории

гуманизм




небанальность




декодируемость

4. ___________________________ - так назывались выбеленные, а затем и покрытых гипсом доски, на которые наносились сообщения о решениях Сената во времена Гая Юлия Цезаря.


5. ____________________ - это общественно–политическая деятельность по сбору, обработке и периодическому тиражированию актуальной, объективной информации с целью оказания идеологического и организационного воздействия на сознание и поведение людей, удовлетворения их интересов и потребностей.
6. Термин, характеризующий степень воздействия СМИ на сознание и поведение аудитории и на принятие решений и мер социальными институтами - это ...

    1. тиражность

    2. информационная атака

    3. результативность

    4. рекреативная и идеологическая функция

    5. популярность

7. _________________ аудитория - это читатели, которые еще не влились в реальную аудиторию, но могут ею стать.

8. Политической культурой должен владеть журналист, работающий в редакции ... газеты.


    1. партийной

    2. общественно-политической

    3. официальной правительственной

    4. оппозиционной

    5. любой

9. Эффективность журналистики - это



      1. степень воздействия журналистики на общественные движения и партии

      2. степень влияния в определенном регионе

      3. разнообразие тематики

      4. степень воздействия на массовую аудиторию

      5. высокое качество журналистской деятельности

10. С помощью редакционных акций, конкурсов, телемарафонов, фестивалей реализуется _________________________ функция журналистики


11. Агитационная функция журналистики - это

    1. распространение определенных идей, утверждение в сознании аудитории той или иной идеологии

    2. распространение оперативной информации, активно формирующей позиции масс

    3. активное воздействие на подсознание аудитории

    4. формирование культурных ценностей

    5. расширение политического кругозора

12. Определяющими для СМИ являются функции



      1. рекламно-справочные

      2. организаторские, идеологические

      3. культурно-образовательные

      4. культуроформирующие

      5. рекреативные

13. _____________________________ журналистики - формирование мнений и убеждений


14. Соответствие между содержанием функции журналистики и ее названием

распространение определенных идей, утверждение в сознании аудитории той или иной идеологии

рекреативная

распространение оперативной информации, активно формирующей позиции масс в рамках определенной идеологии

информирования

ориентация населения в действительности, формирование у аудитории активной жизненной позиции

организаторская




агитационная




пропагандистская

15. Порядок возникновения пражурналистских явлений:



        • рассылка римских "Acta Senatus"

        • "Куранты"

        • речь старейшин на собрании общины первобытных людей

        • выступления древнегреческих ораторов

        • сводки событий, составлявшиеся в цехах писателей новостей

16. Результат взаимодействия журналистики и социальных институтов - это



    1. конфронтация СМИ и власти

    2. действенность

    3. эффективность

    4. информационная политика

    5. деонтология






Лучший лжец тот, кто способен растянуть минимальное количество лжи на максимально долгое время. Сэмюэл Батлер
ещё >>