Методические рекомендации для преподавателей 24 2 Методические рекомендации для студентов - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации для студентов и преподавателей высших учебных... 8 1011.2kb.
Методические рекомендации/ сост. Лаврова Т. В., Уланова Е. А. 1 103.82kb.
Методические рекомендации по подготовке к зачетам и экзаменам для... 2 374.1kb.
Методические рекомендации вкр 230100. 62 Информатика и вычислительная... 1 182.36kb.
Методические рекомендации по дисциплине для преподавателей 21 методические... 1 323.03kb.
Методические рекомендации по дисциплине для преподавателей 23 Методические... 1 332.59kb.
Методические рекомендации для преподавателя 88 Общие методические... 14 1898.59kb.
Методические рекомендации волгоград 2004 4 701.17kb.
Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной... 1 314.96kb.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации... 1 250.59kb.
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации... 1 365.25kb.
Матильда Кшесинская (1872-1971) 1 79.07kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические рекомендации для преподавателей 24 2 Методические рекомендации для студентов - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ИНСТИТУТ МУЗЫКИ, ТЕАТРА И ХОРЕОГРАФИИ

Кафедра спортивного и эстрадного танцев

Учебно-методический комплекс

Дисциплина: Сценический дуэтный танец

Цикл: СДВ.01.

Специальность: 071301.65 «Народное художественное творчество»

Квалификация выпускника – «Художественный руководитель

хореографического коллектива, преподаватель»


Составитель: Овчинников А.В преподаватель кафедры спортивного и эстрадного танцев

Тюмень 2010


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. Рабочая программа дисциплины 3

    1. Пояснительная записка 3

    2. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников 3

    3. Требования к уровню подготовки студента. 4

    4. Распределение учебных часов на освоение основных разделов рабочей программы 4

    5. Тематический план изучения дисциплины 5

    6. Содержание дисциплины 6

    7. Темы рефератов 15

    8. Формы контроля 16

    9. Контрольные вопросы к зачету 17

    10. Библиографический список (основная и дополнительная литература) 17

Раздел II. Дидактические материалы 19

2.1 Тесты для контроля остаточных знаний 19



Раздел III. Методические рекомендации 24

3.1 Методические рекомендации для преподавателей 24

3.2 Методические рекомендации для студентов 24

3.3 Методическое обеспечение дисциплины 24

3.4Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины . 25

Раздел I. Рабочая программа дисциплины
1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа по дисциплине: «Сценический дуэтный танец», цикла СДВ.01. составлена в соответствии требованиями к структуре и содержанию учебно-методического комплекса Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий.

Материал рабочей программы «Сценический дуэтный танец» составлен с учетом специфики подготовки руководителей хореографических коллективов, преподавателей спортивных и эстрадных танцев.

Необходимость знаний, заложенных в программе данной дисциплины, подтверждена практикой работы руководителей коллективов в различных учреждениях культуры и дополнительного образования.



Цель дисциплины:

Цель дисциплины «Сценический дуэтный танец» - способствовать подготовке квалифицированных специалистов-хореографов для работы в сфере хореографического искусства. Овладение основами сценического дуэтного танца и методикой его преподавания для дальнейшего использования приобретенных знаний и навыков в педагогической, постановочной и репетиционной деятельности. Дисциплина рассчитана на 4 семестра и включает в себя теоретические и практические занятия.



Задачи дисциплины:

  1. Освоение теории и методики преподавания сценического дуэтного танца.

  2. Накопление теоретических и практических навыков по сочинению и проведению уроков сценического дуэтного танца.

  3. Умения анализировать примеры дуэтного танца и его исполнения.

  4. Развитие техники и выразительности исполнения сценического дуэтного танца.

  5. Приобретение навыков самостоятельной работы над сочинением учебных этюдов и оригинальных дуэтов на основе музыкальных произведений в связи с их смысловым содержанием.

Предмет диисциплины:

Предметом изучения является техника исполнения поддержки в танцевальном дуэте.


1.2. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников

Сценический дуэтный танец одна из дисциплин, изучаемых в системе профессионального хореографического образования. Является дисциплиной по выбору, предназначенной для студентов 3 - 4 - 5 курсов, обучающихся по специальности 071301.65 «Народное художественное творчество» и квалификации: «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» и ведется в течение четырех семестров.

Данная дисциплина реализуется в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами блока специальных и общепрофессиональных дисциплин и, прежде всего с учебным курсом «Классического танца».

Дисциплина организуется в рамках целостного учебно-воспитательного процесса, что способствует профессиональному становлению будущего специалиста в области хореографического искусства, педагога-хореографа.


1.3. Требования к уровню подготовки студента

В ходе изучения дисциплины «Сценического дуэтного танца» студенты должны:

- приобрести навыки сценического общения с партнером;

-укрепить знания техники исполнения элементов классического дуэтного танца (как необходимой базы для освоения всего курса);

-изучить приемы поддержки в связи с историческими этапами развития классического дуэтного и сценического дуэтного танца.

-освоить методику репетиционной работы над дуэтным танцем (методически грамотно объяснить технику исполнения различных поддержек, в зависимости от выбранного характера и темпа музыкального материала);

-приобрести навыки практического применения основных законов композиционного построения дуэта, изучаемых на материале образцов классического наследия и современного репертуара балетного театра, а также самостоятельно сочиненных учебных комбинаций, этюдов, па-де-де, дуэтов;

Предлагаемый студентам учебный теоретический и практический материал предусматривает изучение дуэтного танца в его подлинном характере исполнения, как из репертуара балетных театров, так и трупп современной хореографии с целью выработки у учащихся творческого подхода к проведению уроков и созданию танцевальных композиций.


1.4. Распределение учебных часов на освоение основных разделов рабочей программы

В учебном плане кафедры спортивного и эстрадного танцев Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий на изучение дисциплины «Сценический дуэтный танец» предусмотрено 230 часов.




Курс обучения



Количество часов по разделам программы

Всего

часов


Теоретический подраздел

Методико-практический

подраздел



Индивидуальные занятия

Самостоятельная работа студентов




3


6сем


4

30

4

94




4

7сем

6

30

4

8сем

4

30

4

5

9сем

2

16

2

Всего:

16

106

14

94

230


1.5. Тематический план изучения дисциплины


Наименование тем

Количество часов

Груп.

Инд.

Теорет. подраздел (лекции)

Метод.- практич. подраздел

III Курс 6 семестр

4

30

4

1. Истоки дуэтно-классического танца. Этапы развития дуэтно-классического танца.

2







2. Основные закономерности и тенденции развития техники дуэтно-классического танца.

2







3. Историческая роль женского и мужского танца в композиционном построении и образном содержании дуэта в контексте спектакля.










4. Общая методика организации проведения занятий дуэтно-классического танца. Особенности композиции дуэтно-классического танца.







4

5. Изучение техники дуэтно-классического танца (по программе 1-го года обучения в).




14




6. Изучение дуэтов классического репертуара.




14




7. Анализ проведения репетиционной работы с исполнителями над дуэтами классического репертуара.




2




IV Курс 7-8 семестры

10

60

8

8. Взаимосвязь развития технического и смыслового (содержательного) аспектов дуэта; историческая перспектива их органического слияния.

4







9. Изучение приемов поддержки (по программе 2-го года обучения).




12




10. Хореографическая форма па-де-де.

6







11. Изучение и методический разбор адажио из па-де-де классического репертуара.




8




12. Анализ проведения репетиционной работы с исполнителями над адажио из па-де-де классического репертуара.




8




13. Сочинение учебных этюдов.




6

4

14. Сочинение па-де-де.




10

2

15. Сочинение сценического варианта дуэта.




10

2

16 Просмотр и методический разбор авторских работ студентов.




6




V Курс 9 семестр

2

16

2

17. Развитие акробатической поддержки. Тенденции в развитии дуэтно-классического танца в период 1930-1940-х годов.

2







18. Техника дуэтно-классического танца как средство раскрытия образа.










19. Изучение приемов поддержки (по программе 3-го года обучения).




4




20. Особенности современного дуэта. Пластическая композиция.







2

21. Изучение и анализ дуэтов современного репертуара.




2




22. Методика и анализ проведения репетиционной работы с исполнителями над дуэтами современного репертуара.




2




23. Сочинение современного хореографического номера – дуэта на основе пластической композиции.




6




24. Просмотр и методический разбор авторских работ студентов.




12




Всего:

16

106

14


1.6. Содержание дисциплины

Учебный материал программы «Сценический дуэтный танец» состоит из теоретического и практического раздела.

I. Исторический материал.

II. Изучение техники классического и сценического дуэтного танца, а также особенностей композиционного построения дуэта.

III. Изучение дуэтов классического наследия и современного репертуара. Репетиционная работа над ними.

IV. Создание (самостоятельное сочинение, постановочная и репетиционная работа) авторских работ студентов:

- в 7 семестре - учебных этюдов;

- в 8 семестре - хореографических номеров – дуэтов на основе классического танца, па-де-де;

- в 9 семестре - дуэтов на основе пластической композиции, с использованием современных форм и приемов поддержки;
III курс. Первый год обучения.


  1. Истоки классического дуэтного танца.

Хороводы, бытовые и народные танцы. От придворных танцев и танцев бродячих трупп к профессиональному балету. Систематизация танцевальных положений и движений. Влияние различных школ на формирование русского балетного театра. Значение музыкально-хореографической реформы П.И. Чайковского и М.И. Петипа. Развитие школы классического и его симфонизация. М.М. Фокин, А.А. Горский, Ф.В. Лопухов, К.Я. Голейзовский

– новые формы хореографии. Н.Н. Серебренников – основоположник методики классического дуэтного танца.



1.1 Этапы развития классического дуэтного танца.

Становление классического дуэтного танца. Дуэт как элемент, не существующий в самостоятельном виде, не выделяющийся в структуре балетного спектакля.

Формирование классического дуэтного танца. Дуэт как второстепенный, иллюстративный элемент балетного спектакля. Формирование дуэта в качестве структурной единицы балетного спектакля (pas de deux).

Дуэт как элемент, потенциально способный нести смысловую нагрузку в балетном спектакле.

Критерии развития классического дуэтного танца:

- роль и значение дуэта в спектакле;

- формирование дуэта как самостоятельного элемента.


  1. Основные закономерности и тенденции развития техники классического дуэтного танца.

Закономерности и тенденции развития техники классического дуэтного танца, связанные с общим ходом развития балета:

- тенденции развития техники и и смысловой нагрузки классического дуэтного танца под влиянием романтизма;

- тенденции развития техники классического танца за счет обеднения содержательности балетного спектакля;

- развитие техники классического дуэтного танца в направлении наиболее полного овладения пространства сцены.

Специфическое развитие техники, присущее только дуэтному танцу:

- подъема партнерши до уровня груди, на уровень груди и плеч, над головой партнера;

- усложнение техники партерной поддержки.


  1. Историческая роль женского и мужского танца в композиционном построении и образном содержании дуэта в контексте спектакля.

Отражение доминирующей роли женского (или мужского) танца на строении и смысловом значении дуэта в контексте спектакля.

Дуэт – самостоятельная хореографическая форма. Дуэт – узел взаимоотношений героев. Музыкально-хореографический тематизм героев. Дуэт «согласия» и «несогласия». Драматургический конфликт и место в нем поддержки.

Особенности композиции классического дуэтного и сценического дуэтного танца. Понятие композиции. Сюжетная композиция как структурная единица композиции классического и сценического дуэтного танца. Составные элементы сюжетной композиции. Цели и задачи построения. Практическое применение.
4. Общая методика организации проведения занятий сценического дуэтного танца.

Основные требования. Цели и задачи. Понятия. Терминология.

Подбор музыкального материала и работа с концертмейстером: импровизационный и нотный материал; подбор музыкального материала по его метрическим, ритмическим, эстетическим и эмоциональным признакам; соответствие характера музыки движениям, поддержкам, образному содержанию.

Принцип создания и построения учебных примеров: смысловое содержание; композиционное построение; объяснение приемов поддержки; исправление неверно выполненных приемов; предупреждение характерных ошибок; методический разбор и анализ.


5. Изучение техники классического дуэтного танца (по программе 1-го года обучения).

Изучение партерных поддержек.

I. Поддержка двумя руками за талию партнерши.



  1. Relevé по I, II, V и IV позициям.

  2. Relevé по V позиции на одной ноге.

  3. Pas echappé во II и IV позиции.

  4. Pas assemblé soutenu en face.

  5. Pas de bourrée simple en face

  6. Pas glissade с продвижением вперед, в сторону, назад en face, затем epaulement и в позах.

  7. Sissonné simple en face на пальцах.

  8. Pas balancé.

  9. Battement relevé lent на 45° и 90° во все большие позы.

  10. Battement développé на 45° и 90° во все большие позы.

  11. Battement développé, développé-passé, grand rond de jambe с переменой поз на одной и той же ноге.

  12. Temps lié на 90°.

  13. Préparation к pirouette sur le cou-de-pied en dehors et en dedans с V и IV позиции.

  14. Pirouettes sur le cou-de-pied en dehors et en dedans с V и IV позиции.

  15. Различные виды grand port de bras.

  16. Повороты на ¼ и ½ круга, во время которых меняется ракурс позы партнерши или она принимает другую позу.

  17. Повороты типа battement soutenu, grand fouetté en face.

  18. Tour lent – «обводка» во всех больших позах (1-2 оборота).

  19. Поддержка ученицы в «падающих» позах и положениях с возвращением в исходное положение и с переходом в другие позы.

II. Поддержка партнерши двумя руками за обе руки (за кисти или за запястья).

  1. Battement relevé lent на 45° и 90° во всех больших позах в статичных положениях.

  2. Battement développé на 45° и 90° во всех больших позах в статичных положениях.

  3. Battement développé, développé-passé, grand rond de jambe с переменой поз на одной и той же ноге.

  4. Temps lié на 90°.

  5. Основной поворот на 360°.

  6. Tour lent в позе attitude, во время которого:

    • ученица держится двумя руками за кисть и плечо ученика;

    • ученик поддерживает ученицу за кисти или за запястья обеих рук.

  1. Поддержка в «падающем» I arabesque:

    • одной рукой в охват за талию, другой – за запястье;

    • за кисти или за запястья обеих рук.




  1. Поддержка одной рукой за талию, за кисть или за запястье.

Во всех больших позах классического танца в статичных положениях.

Изучение приемов воздушной поддержки.

I. Поддержка партнерши двумя руками за талию.



  1. Temps sauté по I, II, V и IV позициям на месте, затем с продвижением вперед и назад.

  2. Changement de pied.

  3. Petit pas echappé, grand pas echappé.

  4. Pas assemblé.

  5. Sissonné simple.

  6. Sissonné tombé en face и в позах классического танца.

  7. Sissonné fermée en face и в позах классического танца.

  8. Sissonné ouverte en face и в позах классического танца.

  9. Sissonné ouverte pas développé на 45° и 90° во всех направлениях en face и в позах классического танца.

  10. Grand assemblé с поддержкой ученицы одной рукой за руку, другой – с упором в ее бок.

  11. Поза «рыбка» на руках партнера.

  12. Поза «ласточка» на бедре партнера.

  13. Прыжок партнерши на бедро к партнеру двумя голенями в положение «сидя».


6. Изучение дуэтов классического репертуара.

Подбор изучаемых дуэтов в связи с их художественной ценностью, по степени трудности – в соответствии с учебной задачей курса. Определение характера, стиля, композиционного построения, смысловой и эмоциональной задачи дуэта. Методический разбор. Использование определенных приемов поддержки.



7. Анализ проведения репетиционной работы с исполнителями над дуэтами классического репертуара.

Музыкальный материал. Смысловая и эмоциональная задача. Показ хореографического материала. Объяснение приемов поддержки. Гармония поз. Отработка исполняемого хореографического материала.




IV курс. Второй год обучения.
8. Взаимосвязь развития технического и смыслового (содержательного) аспектов дуэта; историческая перспектива их органического слияния.

Принципиальное различие па-де-де и дуэта. Исторический аспект возникновения, формирования и развития па-де-де и дуэта. Структура па-де-де и дуэта.


9. Изучение приемов поддержки (по программе 2-го года обучения).

Изучение партерных поддержек.

I. Поддержка двумя руками за талию партнерши.



  1. Все виды grand fouetté en tournant en dehors et en dedans с переходом и без перехода с пальцев в demi-plié.

  2. Tour lent – «обводка» по 2-3 и более поворотов, во время которых ученица несколько раз меняет позы, а затем переходит на туры en dehors et en dedans.

  3. Туры (по 2-3 и более поворотов):

  • туры из всех больших поз классического танца с завершением в ту же позу (изучаются en dehors et en dedans, с переходом и без перехода в demi-plié);

  • туры с шага, с tombée, с préparation-degagé;

  • туры в положении a la seconde на 90° и в позе attitude.

II. Поддержка партнерши двумя руками за обе руки (за кисти или за запястья).

  1. Туры из различных положений и поз, форс к которым ученица получает от ученика или берет сама, отталкиваясь от его рук, ученик же после начала вращения переводит свои руки на ее талию:

  • из положения a la seconde на 90° (ученики стоят лицом друг к другу);

  • из позы croisée «из-под руки партнера»;

  • из позы attitude effacée (ученик стоит перед ученицей).

III. Поддержка партнерши одной рукой.

  1. При исполнении développé, développé-passé, grand rond de jambe, а также при различных переходах из одной позы в другую с помощью связующих и вспомогательных движений.

  2. Резким подтягиванием за руку из позы «сидя» на полу в позы attitude и I arabesque.

  3. Медленные повороты ученицы за кисть путем перемены позиции ее руки, а также сменой положения самой кисти.

  4. Tour lent во всех больших позах классического танца за кисть, за запястье.

  5. Туры за запястье из позы I arabesque:

  • в исходном положении перед турами ученик держит ученицу за запястья обеих рук, стоя позади нее;

  • в исходном положении ученик держит ученицу за запястье одной руки и стоит лицом к ней.

  1. Туры, во время которых ученица держится за палец ученика:

  • из позы croisée;

  • в позе attitude (нога ученицы на 45°) с шага, с tombée.

  1. Поддержка ученицы кистью одной руки за талию:

  • при исполнении ученицей développé, développé-passé, grand rond de jambe;

  • grand port de bras из поз I, III, IV arabesque, attitude effacée и croisée;

  • tour lent во всех больших позах классического танца.

  1. Поддержка ученицы в «падающих» положениях и позах (за кисть, за запястье, за талию в охват, а также с опорой на корпус ученика). Изучается во всех больших позах классического танца.

Изучение приемов воздушной поддержки.

Прыжки классического танца изучаются с поддержкой двумя руками за обе руки, за одну руку и комбинированными приемами, т.е. одной рукой за руку, другой за талию и т.п.

Все большие прыжки классического танца изучаются с поддержкой ученицы двумя руками за талию на высоту поднятых вверх рук ученика.


  1. Воздушный тур из V позиции с завершением в V позицию в demi-plié с поддержкой двумя руками за талию.

  2. Grand jeté en tournant в позе attitude (с поддержкой двумя руками за талию).

  3. Прыжки с полетом вокруг ученика с поддержкой двумя руками за руки: assemblé en tournant, jeté entrelacé.

I. Прыжки на руки ученика с завершением в позе «рыбка».

  1. Рывком за одну руку из позы «сидя» на полу (без поворота и с поворотом в воздухе в положении спиной к полу).

  2. Grand fouetté sauté (в полете спиной к ученику).

  3. Jeté entrelacé.

  4. Cabriole fouetté.

  5. Прыжок с разбега (вначале с pas assemblé, а затем с pas sissonné) без поворота и с поворотом в воздухе в положение спиной к полу.

II. Прыжки до уровня груди и плеч ученика

  1. Grand jeté в позе attitude efface с поддержкой одной рукой в охват за талию.

  2. Повороты ученицы в руках ученика с подбрасыванием в воздух из позы «рыбка» в положение спиной к полу и обратно.

  3. Grand jeté в позе I arabesque с завершением прыжка на бедре ученика стоя (с поддержкой ученицы двумя руками за талию).

III. Подъемы ученицы с фиксированием поз на груди или плече ученика

  1. С pas sauté, маленького pas assemblé с завершением в положении «сидя».

  2. Рывком за одну руку из позы «сидя» на полу с завершением:

  • в положение «сидя» на плече с поворотом в воздухе;

  • в положение «лежа» на плече спиной с поворотом в воздухе;

  • в позе «ласточка».

    1. С больших прыжков:

  • jeté entrelacé в позу «ласточка», saut de basque с завершением в положение «сидя»;

  • с pas sissonné с завершением в положение «сидя», когда ноги ученицы по I прямой позиции, согнутые в коленях оказываются за спиной ученика;

  • с разбега (из-за спины ученика) на плечо в позе «ласточка».

  1. Подъем в позе I arabesque (до уровня груди ученика) с поддержкой ученицы одной рукой под наклоненный корпус, другой – за бедро поднятой ноги.


10. Хореографическая форма па-де-де.

11. Изучение и методический разбор адажио из па-де-де классического репертуара.

Подбор изучаемых дуэтов в связи с их художественной ценностью, по степени трудности – в соответствии с учебной задачей курса. Определение характера, стиля, композиционного построения, смысловой и эмоциональной задачи дуэта. Разбор музыкального материала. Методический разбор. Использование определенных приемов поддержки.


12. Анализ проведения репетиционной работы с исполнителями над адажио из па-де-де классического репертуара.

Музыкальный материал. Смысловая и эмоциональная задача. Показ хореографического материала. Объяснение приемов поддержки. Гармония поз. Отработка исполняемого хореографического материала.


13. Сочинение учебных этюдов.

Этюд на основе проученных технических приемов классического дуэтного танца (по программе 2-го года обучения). Соотношение музыкального материала, подбора, организации и показа хореографического материала.


14. Сочинение па-де-де.

Музыкально-хореографический тематизм в характеристиках героев. Стилистические особенности хореографии, их единство в антре, адажио, вариациях и коде. Действенность па-де-де.


15. Сочинение учебных этюдов.

Этюд на основе проученных технических приемов сценического дуэтного танца (по программе 2-го года обучения). Соотношение музыкального материала, подбора, организации и показа хореографического материала.

Музыкальный материал. Смысловая и эмоциональная задача на основе сюжетной композиции дуэта «согласия» или «несогласия»; подбор, организация и показ хореографического материала.
16. Просмотр и методический разбор авторских работ студентов выполненных на основе проученных технических приемов сценического и классического дуэтного танца.

Анализ учебных примеров, па-де-де. Их композиционное построение. Техника исполнения приемов поддержек.



V курс. Третий год обучения.
17. Развитие акробатической поддержки.

Историческая обусловленность появления акробатической поддержки в балете и на эстраде. Период формирования и развития. Использование акробатической поддержки как средства выразительности.

Тенденции в развитии классического дуэтного танца в период 1930-1940-х годов. Психологизация дуэта. Придание индивидуальных черт пластических характеристик каждому образу. Использование акробатических поддержек и спортивных элементов. Примеры творчества балетмейстеров.
18. Техника дуэтного танца как средство раскрытия образа.

Техника – не самоцель, а средство раскрытия образа. Выразительность и эмоциональность в сочетании с внутренней и внешней техникой. Примеры творчества балетмейстеров.


19. Изучение приемов поддержки (по программе 3-го года обучения).

Приемы воздушной поддержки.

I. Большие прыжки и подъемы ученицы с фиксированием поз на плече ученика.



  1. Бросок с поворотом в воздухе из позы «рыбка» с завершением в позе «ласточка» на плече.

  2. Воздушный тур из V позиции с завершением на плече ученика в положении «сидя» (с поддержкой за талию двумя руками).

  3. Grand jeté с поддержкой за обе руки с фиксированием позы полета на плече ученика (прыжок за его спиной).

II. Большие прыжки и подъемы ученицы с фиксированием поз на двух поднятых вверх руках ученика.

  1. С упором под поясницу (с pas sauté или маленького pas assemblé).

  2. В позах I, IV arabesque (с demi-plié на опорной ноге).

  3. В позе III arabesque (с разбега и pas sissonné tombée).

  4. Grand jeté в позе I arabesque с поддержкой двумя руками за талию, а затем с переводом руки под бедро.

  5. Grand jeté в позе attitude efface с поддержкой двумя руками за талию, а затем с переводом руки под бедро.

  6. Grand fouetté sauté с завершение в позе IV arabesque.

  7. Saut de basque с завершением в положении «сидя».

  8. Поза «ласточка» с разбега и pas sissonné tombée.

  9. С упором под поясницу и под колено согнутой ноги, с фиксированием горизонтального положения спиной к полу.

III. Большие прыжки и подъемы ученицы с фиксированием поз на одной поднятой вверх руке.

  1. С упором под поясницу и под колено согнутой ноги.

  2. С упором под ягодичные мышцы и под колено согнутой ноги.

  3. Grand jeté в позе I arabesque с поддержкой двумя руками за талию, а затем переводом на одну руку под наклоненный корпус и в позе attitude efface с поддержкой двумя руками за талию, а затем с переводом на одну руку под поясницу.

  4. Saut de basque с завершением в положении «сидя».

IV. Броски ученицы из поз, зафиксированных на одной или двух поднятых вверх руках, с завершением в позе «рыбка» (без поворота и с поворотом в воздухе).

  1. Из поз I, III, IV arabesque.

  2. Из позы «ласточка».

  3. Из положения «сидя» на одной поднятой вверх руке.

  1. Бросок с двойным поворотом в воздухе в горизонтальном положении с завершением в позе «рыбка».

  2. Современная поддержка.

Партерная.

    1. Позы (положения), в которых один из партнеров лежит на полу (на спине, на животе, на боку).

    2. Позы (положения), в которых один из партнеров сидит на полу.

    3. Позы (положения), в которых один или оба партнера находятся в plié.

Воздушная.

(по принципу контакта с корпусом)



    1. Партнерша опирается на корпус партнера:

- спиной к спине;

- лицом к лицу;

- сидит на партнере (на его бедре, на его коленях).

2. Партнерша держится за партнера:

- руками;

- ногами;

- «обвивается» вокруг партнера.

3. Поддержки, в которых нет никакого контакта с корпусом партнера, партнер поддерживает партнершу в воздухе на двух или одной руке, силовым или темповым приемом поддержки:

- двумя или одной рукой за талию;

- двумя или одной рукой за две или одну ногу;

- комбинированными приемами.
20. Особенности современного дуэта.

Тенденции: экспрессивность, ситуативность, неформальный подбор элементов. Композиционное построение. Художественная условность и обобщенность образов. Пластика.

Пластическая композиция. Пластическая композиция как структурная единица композиции сценического дуэтного танца. Составные элементы пластической композиции. Цели и задачи построения. Практическое применение.
21. Изучение и анализ дуэтов современного репертуара.

Подбор изучаемых дуэтов в связи с их художественной ценностью, по степени трудности – в соответствии с учебной задачей курса. Определение характера, стиля, композиционного построения, смысловой и эмоциональной задачи дуэта. Разбор музыкального материала. Методический разбор. Объяснение новых приемов поддержки. Отработка исполняемого хореографического материала.


22. Методика и анализ проведения репетиционной работы с исполнителями над дуэтами современного репертуара.

Музыкальный материал. Смысловая и эмоциональная задача. Показ хореографического материала. Пластика. Объяснение приемов и новых форм поддержки. Отработка исполняемого хореографического материала.


23. Сочинение учебных этюдов.

Этюд на основе проученных технических приемов классического и сценического дуэтного танца (по программе 3-го года обучения). Соотношение музыкального материала, подбора, организации и показа хореографического материала.

Сочинение современного хореографического номера – дуэта на основе пластической композиции.

Музыкальный материал. Смысловая и эмоциональная задача. Подбор, организация и показ хореографического материала на основе пластической композиции. Взаимодействие и подчинение всех компонентов единому образному решению.


24. Просмотр и методический разбор авторских работ студентов.

Анализ учебных примеров, их композиционного построения, техники исполнение приемов поддержек.

Анализ форм современного дуэтного танца. Эстетика дуэтного танца. Композиционное построение. Пластика. Техника исполнения приемов и новых форм поддержки. Смысловая и эмоциональная задача, тематика, характер, стиль, выразительность, гармония поз.
1.7. Темы рефератов

1. Истоки классического дуэтного танца.

2. Дуэтный танец в спектаклях Ф.В. Лопухова и К.Я. Голейзовского.

3. Этапы и критерии развития классического дуэтного танца.

4. Основные закономерности и тенденции развития техники классического дуэтного танца.

5. Историческая роль женского и мужского танца в композиционном построении и образном содержании дуэта в контексте спектакля.

6.Взаимозависимость развития технического и смыслового (содержательного) аспектов дуэта; историческая перспектива их органического слияния.

7. Развитие акробатической поддержки.

8. Тенденции в развитии классического дуэтного танца в творчестве хореографов 1930-1940 годов.

9. Техника классического и сценического дуэтного танца как средство раскрытия образа.

10. Эволюция классического дуэтного танца как элемента, несущего основную смысловую нагрузку в балетном спектакле.

11. Взаимосвязь и образно-смысловое значение сюит в балете «Раймонда». Роль дуэтного танца в них.

12. Новая гармонизация выразительных средств в «Скульптурах Родена» Л.Якобсона.

13. Дуэтный танец в творчестве зарубежных хореографов XX века.

14. Тенденции развития современного дуэтного танца.
1.8. Формы контроля

В седьмом и восьмом семестре - результаты работы в экзаменационную сессию не выносятся. В течение семестра студентами приобретаются умения и навыки:

- теоретического и методического разбора изученных приемов поддержки по программе 1-го года обучения;

- самостоятельного сочинения учебных примеров или этюдов;

- практического использования изученных приемов поддержки на основе самостоятельно сочиненных студентами учебных примеров (этюдов), а также сценического дуэтного танца – собственного варианта фрагмента из спектакля классического наследия;

- определения понятий композиции, разбора структуры композиции классического дуэтного танца, видов композиций.

В восьмом семестре - зачет. На зачет выносятся:

- историко-теоретический и методический материал;

- на примерах изученных дуэтов анализ и методический разбор смысловой, эмоциональной задачи дуэта, сюжетной композиции, стиля, манеры, почерка хореографа, приемов поддержки;

- показ на исполнителях результата постановочной и репетиционной работы над самостоятельно сочиненными адажио и кодой для па-де-де.



В девятом семестре – зачет. На зачёт выносятся:

- историко-теоретический и методический материал;

- на примерах изученных дуэтов анализ и методический разбор смысловой, эмоциональной задачи дуэта на основе пластической композиции, стиля, манеры, почерка хореографа, приемов поддержки, пластической выразительности;

- показ на исполнителях результата постановочной и репетиционной работы над самостоятельно сочиненными номерами современного репертуара.


1.9. Контрольные вопросы к зачету

На итоговый экзамен по дисциплине «Сценического дуэтного танца» выносятся вопросы, связанные с историей становления и развития дуэтного танца:

1. Истоки классического дуэтного танца.

2. Этапы развития классического дуэтного танца.

3. Основные закономерности и тенденции развития техники классического и сценического дуэтного танца.

4. Историческая роль женского и мужского танца в композиционном построении и образном содержании дуэта в контексте спектакля.

5. Дуэт – самостоятельная хореографическая форма.

6. Особенности композиции классического и сценического дуэтного танца.

7. Общая методика организации проведения занятий сценического дуэтного танца.

8. Взаимосвязь развития технического и смыслового (содержательного) аспектов дуэта; историческая перспектива их органического слияния.

9. Хореографическая форма па-де-де.

10. Развитие акробатической поддержки.

11. Тенденции в развитии классического дуэтного танца в период 1930-1940-х годов.

12. Техника классического и сценического дуэтного танца как средство раскрытия образа.

13. Особенности современного дуэта.

14. Пластическая композиция


1.10. Библиографический список

Основная литература


1. Бахрушин, Ю. А. История русского балета [Текст] / Ю. А. Бахрушин – Москва, 1977.

2. 3ахаров, Р. В. Записки балетмейстера [Текст] / Р. В. 3ахаров – Москва, 1966.

3. Захаров, Р. В. Сочинение танца [Текст] / Р. В. Захаров – Москва, 1983.

4. Классики хореографии [Текст]. – Ленинград – Москва, 1937.

5. Красовская, В. М. История русского балета [Текст]: учеб. пособие / В. М. Красовская – Ленинград, 1978.

6. Красовская, В. М. Русский балетный театр начала XX века [Текст]: учеб. пособие / В. М. Красовская. – ч. 1, 2. – Ленинград, 1971, 1972.

7. Лопухов, Ф. В. 60 лет в балете [Текст] / Ф. В. Лопухов. – Москва, 1966.

8. Лопухов, Ф. В. Хореографические откровенности [Текст] / Ф. В. Лопухов. – Москва, 1972.

9. Суриц, Е. Я. Хореографическое искусство 20-х гг. [Текст] / Е. Я. Суриц – Москва, 1979.

10. Серебренников, Н. Н. Поддержка в дуэтном танце [Текст]: учеб. пособие / Н. Н. Серебренников. – Ленинград, 1985.

12. Фокин, М. М. Против течения [Текст] / М. М. Фокин. – Москва. – Ленинград, 1962.

13. Никитин, В. Ю. Композиция и постановка современного танца [Текст]: учебно-методическое пособие. / В. Ю. Никитин, И. К. Шварц. – Москва: МГУКИ, 2007


Дополнительная литература

1.Ванслов, В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии [Текст] / В. Ванслов. – Москва, 1968.

2. Добровольская, Г. Н. Балетмейстер Л. Якобсон [Текст] / Г. Н. Добровольская. – Ленинград, 1968.

3. 3ахаров, Р. В. Работа балетмейстера с исполнителями [Текст] / Р. В. Захаров – Москва, 1961.

4. Мессерер, А. М. Танец. Мысль. Время [Текст] / А. М. Мессерер. – Москва, 1979.

5. Михайлов, М. М. Жизнь в балете [Текст] / М. М. Михайлов. – Ленинград – Москва, 1966.

6. Музыка и хореография современного балета [Текст]: сборники статей. – Ленинград, 1974, – № I; Ленинград. 1977 – № 2; Ленинград, 1979 – № 3; Ленинград, 1982. – № 4.

7. Новерр, Ж. Ж. Письма о танце и балетах [Текст] / Ж. Ж. Новерр. – Санкт-Петербург – Москва – Краснодар, 2007.

8. Собинов, Б. Поддержка в танце [Текст] / Б. Собинов, Н. Суворов. – Москва, 1962.

9. Эльяш, Н. И. Образы танца [Текст] / Н. И. Эльяш. – Москва, 1970.

10 Валукин, Е. П. Проблемы наследия в хореографическом искусстве [Текст] / Е. П. Валукин. - Москва, 1992.

11. Никитин, В. Ю. Особенности художественно-творческого мышления балетмейстера в современной хореографии: постановочная работа и композиция современного танца [Текст]: метод. пособие для студ. хореографических ВУЗов культуры и искусства / В. Ю. Никитин. – Москва: МГУКИ, 2005.

12. Никитин, В. Ю. Инновационный подход к профессиональному обучению балетмейстеров современного танца: монография [Текст] / В. Ю. Никитин. – Москва: МГУКИ, 2006.

13. Шорохов, Е. В. Основы композиции [Текст] / Е. В. Шорохов. – Москва, 1979.




Рздел II. Дидактические материалы

    1. Тесты для контроля остаточных знаний




  1. курс, 6 семестр


1.Дуэт это танец, исполняемый двумя партнёрами. Что из ниже перечисленного можно отнести дуэтам:

1. Рas-de-deux

2. Адажио в балетах

3. Вальсы

4. Ноктюрны

5. Элегии

6. Романсы

2.Назовите основную музыкальную форму дуэта:

1. Адажио

2. Аллегро

3. Сонатное аллегро



3.Термин «танцевальный диалог» применим к дуэтам исполняемым:

1. Двумя мужчинами

2. Двумя женщинами

3. Мужчиной и женщиной



4.Поддерживая партнершу двумя руками за талию, партнер чаще всего находится:

  1. Позади нее

  2. С боку

  3. Перед партнершей

5.Во время developpe на 45 или 90в любом направлении, партнер отводит корпус партнерши:

  1. В противоположную работающей ноге

  2. В сторону работающей ноги

  3. Сохраняет корпус партнерши неподвижным

6.Какие основные приёмы имеются в портерных поддержках дуэтного танца:

  1. Двумя руками за талию

  2. Двумя руками за руки

  3. Одной рукой за руки или за талию

  4. Одной рукой за руку и за талию

7.Устойчивость партнёрши в законченной позе проверяют:

  1. Оставив ее на долю секунды без поддержки

  2. Оставив партнершу без поддержки, чтоб она самостоятельно «сняла» позу:

  3. Крепко держать партнершу и не отпускать

8.Во время поддержки, чтоб облегчить напряжение партнера, партнерша должна:

  1. Расслабить тело, постараться как можно быстрее «сойти» с поддержки

  2. Максимально напрячь тело, сохранять заданную позу, довериться партнеру

9.Зависит ли степень овладения дуэтным танцам от степени подготовленности учеников в классическом танце:

1. Да


2. Нет

3. Зависит, особенно от степени подготовки учениц.



10. Обводка это:

  1. Такой вид движения, когда партнерша стоит на одной ноге, а партнер, поддерживая ее за талию или за руки, идет по кругу, поворачивая ее во круг оси

  2. Такой вид движения, когда партнер смещает руки по линии пояса партнерши и одним резким движением дает посыл на поворот напоминающий форс к турам.



4 курс, 7-8 семестры
1. Назовите основные части хореографической формы pas-de-deux:

1. Антре, адажио, мужская вариация, женская вариация, кода.

2. Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, финал.
2. В творчестве какого балетмейстера pas-de-deux получает развитие и формируется как форма:

1. Дидло


2. Петипа

3. Горский


3. Для того чтобы в совершенстве владеть искусством поддержки танцовщик должен:

1. Обладать незаурядной физической силой.

2. Знать все приёмы обращения с партнёршей в партерных движениях и в воздушных приёмах.

3. Должен хорошо знать все особенности танца партнёрши, чувствовать её индивидуальную манеру исполнения, технические возможности.

4. Всеми выше перечисленными качествами.
4. Есть ли какая-нибудь принципиальная разница между построением pas-de-deux в балетах конца ХIХ начало ХХ го века и построением pas-de-deux в балетах середины ХХ века:

1. Да


2. Нет.

3. Разница есть, но она не принципиальна.


5.В каком балете Ю.Григорович создаёт дуэт без единой поддержки. По задумке балетмейстера исполнители даже не прикасаются друг к другу:

1. Спартак

2. Легенда о любви

3. Каменный цветок


6. Действенный дуэтный танец:

1. Рассказывает о конфликте происходящем в дуэте.

2. Развивает драматургию балета и двигает действие вперёд.

3. Это танец где два действующих лица выражают в танце свои чувства и взаимоотношения.


7. В каких балетах традиционное построение pas-de-deux нарушено в угоду драматургии:

1. Пламя Парижа

2. Золушка

3. Ромео и Джульетта

4. Жизель

5. Бахчисарайский фонтан


8.При исполнении поддержек в «падающие» положения партнёр подставляет одну из своих ног к носку опорной ноги партнёрши:

1. С боку, что бы быть ближе но не мешать «падающему» положению.

2. С противоположной стороны направлению в которое исполняется поддержка.

3. Не имеет значения.


9.Возврат в исходное вертикальное положение из поддержек в «падающих» позах партнёр выполняет:

1. Резким рывком подтягивает ученицу к себе и удерживает её двумя руками за талию или за запястья обеих рук.

2. Предоставляет возможность, партнёрше самой вернутся в исходное положение, не мешая и лишь слегка поддерживая её двумя руками за талию или за запястья обеих рук.
10.Поставте знак равенства между частями pas-de-deux и частями танцевальной драматургии которым они соответствуют:

Антре Развитие действия

Адажио Завязка

Мужская вариация Экспозиция

Женская вариация Кульминация

Кода Развязка



5 курс, 9 семестр
1. В какие годы ХХ века получила развитие акробатическая поддержка:

1. 30-40е

2. 40-50е

3. 60-70е


2.Назовите фамилии исполнителей признанных мастерами силовой поддержки:

1. Е.Люком и Б.Шавров

2. О.Мунгалова и Г.Гусев

3. М. Семёнова и А. Ермолаев


3.В творчестве какого балетмейстера впервые в дуэтном танце появляются элементы гимнастических упражнений:

1. Ф. Лопухов

2. М. Фокин

3. А. Горский


4.Какие из качеств требуются для выполнения групповой поддержки:

1. Большой согласованности в действиях всех партнёров

2. Чувство взаимного темпа

3. Координация усилий

4. Ловкость
5.Какая из поддержек считается более сложной и в учебном процессе усваивается труднее и медленнее:

1. Портерная

2. Воздушная
6.Частая смена партнёра в паре при изучении дуэтного танца способствует:

1. Не слаженному действию партнёров при исполнении элементов, так как каждый раз нужно быстро приспосабливаться, появляется неуверенность, что может привести к травмам.

2. Развитию ловкости, находчивости, чувства взаимного темпа, умение ориентироваться и быстро приспосабливаться в каждой отдельной ситуации.
7.К чему приводит действие партнёра, когда он подкручивает талию партнёрши, перед тем как выполнить пируэт:

1. К тому, что, когда её собственный форс иссякает, партнёрша оказывается совсем не в той позе, которая была поставлена балетмейстером.

2. К увеличению числа пируэтов и более лёгкому их исполнению.

3. Он просто напросто сбивает её с оси, что приводит к срыву движения.


8. Партнерш с каким максимальным весом, не следует допускать к сложным воздушным поддержкам:

1. 60 килограмм

2. 50 килограмм

3. 40 килограмм

4. Вес партнёрши не имеет значения
9. Во время работы в паре, для большей устойчивости, ноги партнёра должны располагаться:

1. На одной плоскости

2. В разных плоскостях, так как увеличивается площадь опоры.

3. Это не принципиально


10. На какие три вида можно условно разделить дуэт:

1. Танец в унесен 2. pas-de-deux

Танец мужчины и женщины танец «двойка»

Танец-диалог парный танец



Раздел III. Методические рекомендации


    1. Методические рекомендации для преподавателей

Особое внимание необходимо уделять музыкальному сопровождению урока. С самого начала при изучении простейших элементов поддержки все движения студентов должны исполняться в полном соответствии с характером предложенной музыки, это воспитывает художественный вкус студента, приучает слушать музыку, постигать ее образность.

При занятиях классическим дуэтным танцем девушки студентки должны надевать пачку или юбочку, т. к. костюм обязывает к определенному поведению в дуэте и несколько меняет технику поддержки.




    1. Методические рекомендации для студентов

Приступая к изучению дисциплины «Сценический дуэтный танец» необходим соответствующий запас знаний, умений и навыков исполнения элементов классического танца.

Следует помнить, что партерная поддержка по своей технике и разнообразию значительно сложнее воздушной, ее успешное освоение во многом процесс обучения воздушной поддержке.

На занятиях внимательность и грамотность исполнения поддержек уберегает партнера от возможных травм.


    1. Методическое обеспечение дисциплины

При изучении дисциплины «Сценический дуэтный танец» необходим обязательный просмотр балетов классического наследия и спектаклей современной хореографии, где присутствуют образцы поддержки, с последующим обсуждением и изучением увиденного.

Список видеоматериала, рекомендуемый для просмотра:



  1. Сильфида: балет / Хореография: А. Бурнонвиля.

  2. Щелкунчик: балет / Хореография: В. Вайнонена.

  3. Щелкунчик: балет / Хореография: Ю.Григорович. – Корпорация «Видеофильм», 1990.

  4. Раймонда: балет / Хореография: М. И. Петипа.

  5. Раймонда: балет / Хореография: Ю. Григорович. – ВПТО «Видеофильм», 1990

  6. Лебединое озеро: балет / Хореография: М. Петипа, Л. Иванов, К. Сергеев. – Ленфильм, 1968.

  7. Жизель: балет / Хореография: Ж. Коралли, Ж. Перро, М. И. Петипа.

  8. Дон Кихот: балет / Хореография : М. И. Петипа.

  9. Корсар: балет / Хореография: А. Я. Вагановой (по М. И. Петипа)

  10. Дорога к танцу : документальный фильм. – Дирекция художественных программ «ЛАД», 1997.

  11. Рудольф Нуриев Марго Фонтэйн : документальный фильм – Надежда Гладжива, 1999.

  12. Золушка: фильм-балет / Хореография Р.Захаров, В.Литвинов, М.Плесецкой /– Корпорация видеофильм 2002.

  13. Балет Мариинского театра : документальный фильм – Ленфильм видео 2001.

  14. Большой театр: документальный фильм – ЦСДФ 1976

  15. Жизель: балет / Хореография: Ю. Григорович. /- Корпорация «Видеофильм», 1990.

  16. Каменный цветок: балет / Хореография: Ю. Григорович. /- Корпорация «Видеофильм», 1990.

  17. Ромео и джульета: балет / Хореография: Ю. Григорович. /- Корпорация «Видеофильм», 1989.

  18. Спящая красавица: балет / Хореография: М. И. Петипа.

  19. Спящая красавица: балет / Хореография: Ю. Григорович. /- Корпорация «Видеофильм», 1989.

  20. Иван Грозный: балет / Хореография: Ю. Григорович. /- Корпорация «Видеофильм», 1990.

  21. Серенада: балет / Хореография: Дж. Баланчина

  22. Sylvia : балет / Хореография John Neumeier/ - Opera National de Paris, Opera Bastille, March 2005.

  23. Sisnes : балет / Хореография Carolyn Carlson/ - Opera National de Paris – Telmondis, France 2004.

  24. Naked : балет / Хореография Russell Maliphant / - DVD kindly ba Sofie Mason of Theatre Partnerships 2001.

  25. L’hisore do Soldat : балет / Хореография Jiri Kylian / - Rm arts/nederlands dans theater 1988.

  26. Государственный академический ансамбль танца «Березка» им. Н. Надеждиной.

  27. Государственный ансамбль танца им. И. Моисеева

  28. Государственный академический хор им. Пятницкого

  29. Рождение танца : документальный фильм. – Студия им. А. Довженко, 1976.

  30. Сказка о Коньке-Горбунке : балет / Балетмейстер-постановщик А. Радунский. – ЦСДФ, 1961.

    1. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины

Для занятий дисциплиной «Сценический дуэтный танец» необходим специализированный балетный класс, со специальным покрытием пола и зеркалами.

Для изучения основ классического дуэтного танца, женская половина курса должна иметь пальцевую обувь(пуанты).

Для полноценного музыкального оснащения в классе необходим инструмент (фортепиано или рояль) для концертмейстера, и музыкальный проигрыватель для работы с аудио кассетами и CD дисками.

Для просмотра видеоматериала необходим телевизор, видео или DVD плеер.








И тайным голосованием можно обнаружить явную глупость. Дон-Аминадо
ещё >>