«Методические разработки по предметам» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические разработки внеклассных мероприятий по математике 2012 г. 3 618.3kb.
Методические разработки к семинарам по дисциплине «История Отечества»... 1 102.23kb.
Методические разработки для студентов 2 курса агрономического факультета... 3 337.81kb.
Методические разработки занятий, демонстрирующие возможность использования... 6 733.7kb.
Методические рекомендации к оформлению пакета контрольно измерительных... 1 149.8kb.
Методические рекомендации по «Введению» (7 класс) Поурочные рекомендации... 7 1749.29kb.
Методические указания для студентов зфо нальчик 2008 (075) ббк 83... 1 335.66kb.
Методические рекомендации по курсу «Введение в историю» для 3 класса 8 1630.19kb.
Методические разработки по организации воспитательной работы «Духовно... 1 341.7kb.
Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий с использованием... 8 1649.78kb.
Методические разработки по настольному теннису отечественных специалистов... 1 114.62kb.
Программа дисциплины «Философия» Объем дисциплины и виды учебной... 1 71.34kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Методические разработки по предметам» - страница №1/1

Всероссийский конкурс педагогов

«Образование: взгляд в будущее»


конкурсная работа


«ЧЕРЕЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ –

К ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ»

Номинация:

«Методические разработки по предметам»

Автор: Захарова Елена Леонидовна

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 35 г. Чебоксары

Чувашской Республики



2008 г.
Оглавление

Стр.

  1. Введение. Не экономьте на воспитании! 2

  2. Основная часть. Разработка интегрированной серии уроков по предмету

экономика (+ информатика) с применением ИКТ.

  1. Конспекты пяти уроков.

  2. Сравнительный анализ материала, предложенного в методическом

руководстве по программе «Наш город» и материала,

рекомендуемого в нашей разработке. 3-14



  1. Заключение. Практическое значение результатов. 15

  2. Библиографический список. 16

  3. Приложения.


Введение.

Актуальность выбранной темы.

Не экономьте на воспитании!

Обучая – воспитываем, а воспитывая – обучаем! Каждый предмет учебной программы в искусных руках педагога даёт широкий простор для воспитания культуры духовно-нравственного здоровья учащихся.

С этой точки зрения мы рассмотрели программу «Семь шагов в мир экономики». Это межрегиональная программа, главная цель которой – «познакомить учащихся младшего и среднего школьного возраста с основными экономическими понятиями и показать ценность образования, его необходимость для квалифицированного выполнения любой работы, будущего профессионального выбора и успешного участия в жизни общества».

На пермском форуме «Проблемы школьного экономического образования на современном этапе» был проведён анализ восьми существующих программ по экономике, который показал, что программа «Семь шагов в мир экономики» наиболее разработана в методическом плане.

Каждому учителю раздаются пособия «Методическое руководство». Но на наш взгляд, любой творчески работающий учитель не может слово в слово воспроизводить то, что написано в этих рекомендациях. Даже на первый взгляд «идеальное», должно быть обязательно переработано в силу психолого-педагогической грамотности педагога, его общей культуры и прочувствования темы.

При создании программы по экономике для начальной школы участники форума рекомендуют учитывать следующие условия:

во-первых, учёт психологических особенностей младшего школьного возраста (кратковременное неустойчивое внимание, небольшой объём памяти, преобладание наглядно-образного мышления, недифференцированность восприятия);

во-вторых, учёт анатомо-физиологических особенностей учащихся (например, несформированность мелкой моторики руки);

в-третьих, учёт общедидактических принципов обучения (наглядности, доступности, активности и сознательности, ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ХАРАКТЕРА ОБУЧЕНИЯ).

Так вот, преподавая программу «Семь шагов в мир экономики» в течение нескольких лет, мы пришли к выводу, что курс экономики в школе предназначен создать условия для прикладного использования экономики в ситуации выбора рационального решения среди многих альтернатив.

Ведь вся человеческая жизнь – сплошной выбор: выбирая одно, приходится отказываться от чего-то другого. Рационализация поведения личности предполагает «пропитывание» поведения личности морально-этическими нормами, взращивание в себе ряда новых образований таких, например, как терпимость к точкам зрения других (одно из проявлений толерантности), готовность к критике.

Наш опыт показывает, что формирование моральных установок, «внутренних» качеств невозможно традиционными методами репродуктивного плана. Данному уроку нужны иные методические средства. К их числу можно отнести имитационные способы обучения – метод обучения без преподавания. Он заключается в том, что учащимся предоставляется информация для реального принятия решений в воспроизводящей реальность обстановке. Это деловые, сюжетно-ролевые игры, проекты. Такие упражнения мотивируют учеников. Они начинают смелее ставить под сомнение чужие суждения. Игра создаёт особую учебную среду, определяемую Л.С. Выготским как «пространство внутренней социализации личности».

В игре нет пассивных созерцателей действия, каждый активно обогащает свой опыт разными вариантами межличностного взаимодействия, навыками принятия коллективного решения.

Введение имитации в урок экономики делает его уроком жизни для ребёнка, активизирует процесс развития экономической культуры личности.

Именно в ходе имитации происходит приобщение личности ученика к нормам и ценностям общества, тем самым ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ, о чём и пойдёт речь в нашей работе.



Предлагаем Вашему вниманию наше видение эффективного преподавания темы строительства в 3 классе программы «Наш город» (межрегиональной программы «Семь шагов в мир экономики»).

Основная часть. РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОЙ СЕРИИ УРОКОВ

ПО ПРЕДМЕТУ «ЭКОНОМИКА» (+ информатика) с применением ИКТ.
Мы поставили перед собой цель: разработать серию уроков (с использованием ИКТ) по двум смежным темам программы, направленных на воспитание культуры духовно-нравственного здоровья учащихся.

Задачи, направленные на достижение цели:

  1. Представить разработку интегрированной серии уроков для 3 класса по темам «Мы строим дом» и «Мы строим город».

Рекомендовать виды деятельности педагога и учащихся, играющих важную роль в нравственном становлении личности ребёнка на уроках экономики, информатики и непосредственно при их интеграции.

  1. Сделать сравнительный анализ материала, предложенного в существующем методическом руководстве по программе «Наш город» и материала, рекомендуемого в нашей методической разработке.


Объект исследования: Темы строительства курса экономики для 3 класса.
Предмет исследования: Воспитательная направленность курса экономики программы «7 шагов в мир экономики».

УРОК 1.
Тема программы: Мы строим дом.

Тема урока (предложенная нами): «МОЙ ДОМ».

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: смешанный (несколько видов деятельности).

Цель методическая: воспитание нравственных качеств личности учащихся.

Цели образования:

  1. Закрепление умений и навыков проектной деятельности.

Обобщение и систематизация личного жизненного опыта учащихся.

  1. Развитие монологической и диалогической речи, навыков общения, общего кругозора, творческих способностей, умение работать в команде.

  2. Воспитание культуры толерантности, любви к малой родине и отчему дому.

Материально-техническое обеспечение урока:

мультимедийное оборудование

компьютерная презентация «Мой дом» (автор: Захарова Е.Л.)

учебное пособие «Дерево решений»

тетради для работ по экономике

Ход урока.



  1. Актуализация знаний учащихся.

1)Круглый стол. Для чего человеку нужен дом? Для обсуждения вопроса приглашаются несколько детей. Потом они объединяются в первую команду.

Микрообобщение: слайд 2.

2)За что человек любит свой дом? Приглашается другая группа детей.



Игровой тренинг на развитие толерантности: мнение по вопросу высказал 1 ребёнок в одном предложении, следующий повторяет предыдущее мнение и высказывает своё и т.д. Потом эти дети объединяются во вторую команду.

3) Что говорит народная мудрость о доме?



Игра «Я знаю, ты тоже знаешь».

Приглашается третья группа детей. Они перебрасывают мяч поочереди друг другу. У кого оказывается в руках мяч – вспоминает пословицу о доме, о Родине, о маме.

Дети объединяются в третью группу.


  1. Изучение нового материала с опорой на жизненный опыт детей.

1)Слайды 3, 4, 5. Командам предлагаются вопросы на обсуждение.

Какие бывают дома?

(деревянные, железобетонные, кирпичные, блочные)



Из какого материала строят дома в городе? Почему?

(из кирпича, железобетонных плит, потому что есть заводы по изготовлению плит…)



В каком доме легче дышится?

(в деревянном, так как дерево дышит и даже очищает воздух)



Почему дома строят многоэтажные?

(они рассчитаны на большое число жителей)



Из материалов какой природы строят деревянные дома?

(это материалы живой природы (деревья, мох)



А многоэтажный городской дом?

(это материалы неживой природы: цемент, гравий, железо)


Входят три старца (подготовленные заранее дети).

  • Здравствуйте, ребятушки! Отгадайте-ка наши загадочки!

Скоро вы будете заниматься на уроках строительством. Сейчас мы узнаем, что обязательно должно быть в любом доме.

По сеням ходит, а в избу не идёт. (Дверь).

Как вы считаете, зачем придумали дверь в жилище? (Ответы детей).

В Америке водятся пауки, которые вход в свою норку загораживают крохотной, легко проворачивающейся из паутины и сухой земли. Эта дверь защищает от непогоды и от врагов. Первая дверь на земле – это обыкновенный валун, которым первобытный человек закрывал вход своей пещеры от непрошенных гостей. Позднее самым распространённым материалом для изготовления дверей стало дерево. Деревянные двери укрепляли с помощью кованых железных полос. Скоб, гвоздей. Двери украшались арками, колоннами, резьбой. Хороший хозяин дома всегда стремился поставить качественную, красивую дверь при входе в дом.


- А теперь вторая загадка: чёрная собачка свернувшись лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает? (Замок).

А зачем люди использовали замки? (Ответы детей).

Замок – это знак, что хозяина нет дома. Чем богаче становились люди, тем надёжнее и хитроумнее требовались замки. Сейчас созданы замки, которые не только слышат голос хозяина, но и узнают его, то есть никто, кроме хозяина не может попасть в дом.

- Третья загадка: поля стеклянные, межи деревянные (окна).

Окна – это глаза дома. В древние времена люди опасались проникновения в дом нечистой силы. Поэтому первые окна выходили только во двор дома, а те, что смотрели на улицу, украшали магическими наличниками с резьбой, львиными головами. На Руси в крестьянских избах окна закрывали бычьим пузырём, позднее появилось стекло.


Физкультминутка. Какая команда придумает интересные движения под песню «Под крышей дома твоего» (Ю. Антонова)
2)Проектная деятельность. Слайды 6 – 10.

В каких сказках строили дома?

Сейчас мы возьмём сказку «Три поросёнка» и проанализируем с точки зрения целесообразности 3 проекта строительства: соломенный домик, домик из веток, каменный дом. Соответственно капитанов команд будут звать Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф.

Примерьте на себя роль этих сказочных героев. (Приём имитации).

Обсудите плюсы и минусы каждого проекта. Какой проект наберёт больше плюсов – тот и следует реализовывать. Время обсуждения 5 минут.

На защиту каждая команда дружно выходит со своей речёвкой.

Команда «Ниф-Ниф»: Хоть полсвета обойдёшь,

Обойдёшь, обойдёшь,

Лучше дома не найдёшь,

Не найдёшь, не найдёшь!

Команда «Нуф-Нуф»: У меня хороший дом,

Новый дом, прочный дом.

Мне не страшен дождь и гром,

Дождь и гром, дождь и гром!

Команда «Наф-Наф»: Я, конечно, всех умней, всех умней, всех умней!

Дом я строю из камней, из камней, из камней!

Никакой на свете зверь, хитрый зверь, страшный зверь,

Не ворвётся в эту дверь, в эту дверь, в эту дверь!


  1. Закрепление изученного материала.

Творческая работа «Мой дом – моя крепость!» А какой дом построили бы вы?

Приёмы описания могут быть разными: художественные, музыкальные, литературные, парные, индивидуальные и т.д.



  1. Подведение итогов урока. Диалоговая рефлексия. Работа в парах.

Был ли полезен для меня урок? Что нового я узнал? Что из всего услышанного и увиденного мне может пригодиться в жизни?
УРОК 2.

Тема программы: Мы строим дом.

Тема урока: Загадки архитектурного стиля.

Тип урока: урок изучения нового учебного материала.

Вид урока: заочная экскурсия.

Цель методическая: воспитание эстетического вкуса.

Цели образования: 1. Формирование представлений о существовании и особенностях архитектурных стилей.

2. Развитие умения анализировать предложенный материал с разных точек зрения, высказывать и защищать собственные суждения, творческих способностей.

3. Воспитание культуры духовно-нравственного здоровья через восприятие произведений искусства, культуры толерантного поведения в обществе.

Материально-техническое обеспечение урока:

мультимедийное оборудование

компьютерная презентация «Загадки архитектурного стиля»

(автор: Захарова Е.Л.)

тетради для работ по экономике

Ход урока.



  1. Актуализация знаний учащихся.

Слайд 1.

На значение каких слов в формулировке темы надо, по-вашему, обратить внимание? Ответы детей. Архитектура, стиль.

Обращение к словарям (самостоятельный поиск значения слов).



Архитектура – искусство, наука строить, располагать, украшать здания.

Архитектура = зодчество.



Стиль – совокупность характерных черт литературы, искусства.

Из словаря синонимов: Стиль – вкус, дух, образ, манера, род, школа, жанр, приём, метод, способ работы.



Какой из предложенных синонимов вам кажется наиболее удачным? Ответ аргументируйте.

Слайд 2.


Как вы думаете, почему архитектуру называют «воплощением человеческих чувств? Ответы детей.

  1. Работа над новым материалом.

Слайд 3.

Зодчие на протяжении многих веков изыскивают новые архитектурные стили, начиная с Вавилонской башни до шедевров Парижа. В искусстве архитектуры существуют разные стили и направления.

Слайд 4.

Какие же факторы влияют на стиль? Мнения детей.

Время.


Страна.

Образ жизни.

Потребности людей.

Слайд 5.



Барокко. 16-18 вв. Итал. – причудливый.

Родоначальники – Европа и Америка. В этом стиле строились дворцы, храмы.

В ходе беседы дети отмечают пышность, величие, торжественность форм, обращают внимание на тёмные цвета и обилие тяжёлой позолоты.

Слайд 6.


Рококо. 15-18 вв.

Зародился во Франции. Отличие: изящество, лёгкость. Попробуйте подобрать прилагательное, характеризующее этот стиль. Игривая архитектура. Преобладание орнамента, лепнины. Цвета: голубой, зелёный, розовый, белый.

Слайд 7.

Готика. 15-16 вв.

Устремление ввысь. Стрельчатые арки, окна, небывалые по высоте интерьеры.

Слайд 8.

Модерн. 19-20 вв.

Страны: Франция, Бельгия, Германия.

Текучесть форм, отказ от прямых углов. С каким видом искусства схож этот стиль? Со скульптурой.

Слайд 9. Обсудите с соседом, какое название дали бы вы этому стилю?

Слайд 10 знакомит с этим стилем. Хайтек.

20 век.


Германия, Франция.

Отражение века высоких технологий, ракетно-космических объектов.

Металл в сочетании со стеклом.


  1. Закрепление полученных знаний.

Слайды 11, 12, 13. Попробуйте определить стиль зданий Санкт-Петербурга и вставьте название в пропущенные клетки.

Индивидуальная работа. Работа в тетрадях. Примерьте на себя роль архитектора.

(Приём имитации). Придумайте свой архитектурный стиль и дайте ему название. 5 минут.

  1. Задание на дом. Определите черты архитектуры нашего города. Можно создать презентации.

  2. Подведение итогов урока. Диалоговая рефлексия. Спросите соседа, что он чувствует в конце урока, какие эмоции его переполняют, чем он хочет с вами поделиться?


УРОК 3.

Тема программы: Мы строим дом.

Тема урока: Строительные специальности.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: смешанный.

Цель методическая: воспитание уважения к человеку труда

один из уроков профессионального самоопределения



Цели образования: 1. Познакомить учащихся с понятиями: город, специализация, специальность. Дать представление о профессии строителя, о навыках, необходимых в строительстве.

2. Развивать чувство ответственности за принятие решений,

творческое мышление, умение отстаивать свою точку зрения.

3.Воспитывать коллективизм и трудолюбие.

Материально-техническое обеспечение урока:

мультимедийное оборудование

компьютерная презентация «Строительные специальности»

(автор: Захарова Е.Л.)

Ход урока.


  1. Актуализация имеющихся знаний.

Слайд 2.

1)Круглый стол: несколько желающих учащихся пробуют ответить на вопрос.

Что вы знаете о городе? Расскажите о городе человеку, который не знает, что это такое.

Слайд 3.


2)Дискуссия: жизнь в городе и за городом. Плюсы и минусы.

2. Изучение новой темы с опорой на жизненный опыт учащихся.

Слайд 4.

Почему о строительстве говорят, что это слово многозначное?

- Процесс создания домов, предприятий.

- Место, на котором строится здание.

Слайды 5-8 рассчитаны на то, чтобы вызвать удивление, восторг и сразу проникнуться уважением к людям, придумавшим и создавшим эти прекрасные, оригинальные строительные проекты.

Слайд 9. Историческая справка.

В Древней Руси строили из дерева, чаще всего из крепких могучих елей. Недаром говорилось: «Изба елова – сердце здорово!» Главными строителями были плотники, единственным инструментом – топор!

Слайд 10. Как строят современный городской дом?



Беседа по вопросам: Есть ли у вас любимые здания в нашем городе?

Почему вы выделили именно эти здания?

Может ли один человек построить такое здание?

Слайд 11. Специализация – это разделение труда.

Строительных специальностей много. Попробуйте угадать по описанию:

Слайды 12-17 – содержат загадки, по-разному сформулированные (для развития нестандартного мышления учащихся) о строительных специальностях.



Работа в группах. Составьте списки зданий и конструкций, которые нужны нашему городу, чтобы жители могли нормально жить, работать и отдыхать. Слайд 18.

Практическая работа.

Постройте макеты перечисленных вами зданий из предложенных заготовок.

Придумайте оригинальные названия.

Слайд 19. Важно быть хорошим специалистом в своей профессии!



Игра.

Представьте, что будет, если… Одна команда предлагает другой свою формулировку задания.

Слайд 20. Практическое задание. «Примерить роль». (Приём имитации). Соревнование бригад каменщиков. Реквизит: кирпичи, раствор, мастерок, молоток, отвес. Специалисты по качеству оценивают выполнение задания и вручают команде-победительнице знак качества.

3.Закрепление пройденного. Викторина.

Слайд 21.

Как называют строителей, работающих с деревом?

Как называют людей, которые укладывают кирпичи?

Как называют рабочих, которые кроют крышу?

Каких рабочих называют отделочниками?

Почему профессия строителя одна из важнейших?

4.Подведение итогов урока. Рефлексия. Выбрали бы вы для себя профессию строителя? Аргументируйте ответ.

УРОК 4.
Тема программы: Мы строим город.

Тема урока: «Через четыре года здесь будет город-сад».

Тип урока: Открытие нового.

Вид урока: Интегрированный (экономика + информатика).

Цель методическая: воспитание ответственности за принятие решений.

Цели образования: 1. Познакомить с новыми терминами и понятиями – важными пунктами планирования застройки города. Расширить знания детей о жизни и проблемах своего региона.

Выработать принципы размещения и взаимосвязи предприятий

разного профиля на территории города.
Актуализировать знания учащихся, полученные в ходе изучения тем «Мы строим дом» по экономике и «Алгоритм», «Microsoft Office Word» по информатике, обобщение жизненного опыта.


  1. Развивать творческое мышление, пространственное воображение, монологическую и диалогическую речь, практические навыки работы на компьютере.

  2. Воспитывать чувство коллективизма и ответственности за принятие индивидуальных и общих решений. Продолжить работу по профориентации и здоровьесбережению.

Оборудование: компьютеры (5 шт.)

мультимедиапроектор

интерактивная доска

презентация к уроку «Через 4 года здесь будет город - сад»

(авторы: Захарова Е.Л., Кислицына Н.Г.)

интерактивный сайт – тест «Этапы строительства города»

тест – алгоритм «Этапы строительства города»

Word – тест «Городские зоны»

учебное пособие «Дерево решений»

учебное пособие «Зоны города»

макеты зданий (29 шт.)

индивидуальные тесты (29 шт.)

визитки с профессиями (29 шт.)

визитки команд (4 шт.)

лист достижений команды (4 шт.)

канцелярские принадлежности


Ход урока:


  1. Введение в тему. Настрой на урок.

Слайд 1.

Учитель 1 (нач. кл.) – Я рада снова встретиться с Вами на очередном занятии по экономике. Понравилось ли Вам быть строителями? Каждый урок у нас необычный. В прошлый раз мы строили дома с героями английской народной сказки «Три поросёнка». Сегодня мы будем проектировать город. И нам понадобятся ваши знания, полученные на уроках информатики с Наталией Геннадьевной. Поэтому сегодня на уроке встретятся не только два предмета, но и два учителя.


Учитель 2 (информатики) – Вы уже наверно заметили, что мы попросили Вас разделиться на 4 группы по 7 человек. На уроке будут работать 4 строительные команды, каждая из которых состоит из ГЛАВНОГО АРХИТЕКТОРА (встают дети с визитками), ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛЯ, ЧЕРТЁЖНИКА, ДИЗАЙНЕРА, ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА, ГЛАВНОГО ИНЖЕНЕРА, УПРАВЛЯЮЩЕГО СТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИЕЙ. Число 7 издавна символизирует удачу, ему приписывается магическое значение, что отразилось в названиях команд. Попрошу капитанов представить свои команды и прокомментировать, откуда взялись эти названия («Семицветик» - волшебный цветок из сказки В. Катаева, «Радуга» - природное явление состоит из 7 цветов, «7 мудрецов» - Греция имела столько умных людей, к которым прислушивались все, «7 Симеонов» - братья – герои сказки – владеющие разными профессиями).

У каждой команды есть «Лист достижений», где вы будете отмечать результативность работы на уроке на каждом его этапе.




  1. Актуализация знаний.

Слайд 2.

У1 – Вы слышали, что за 7 лет в Чувашии планируется возвести «Новый город»?

– Какая территория выбрана для застройки?

Какое название вы могли бы предложить строящемуся городу?

Чем, по-вашему, должен отличаться третий город от двух уже существующих?
3. Изучение нового материала.
У2 – Когда человеку трудно начать новое дело, он просит дать совет. А совет всегда звучит так: начни с главного! Так что же является этим самым главным в строительстве нового города? С чего начать?

Команды обсуждают. (с планирования)




Слайд 3.

Планировать – значит располагать здания и конструкции на плане или карте.

– Подумайте, кто может быть главным специалистом по планированию городского строительства?

Команды обсуждают. (главный архитектор)

Слайд 4.

Главный архитектор – главный специалист по планированию городского строительства.

Попробуйте сформулировать вопросы, которые приходится решать главному архитектору города.

Обсуждение в командах.

(Где разместить новый жилой комплекс? В какой части города расположить новое предприятие? Нужна ли городу новая школа? Где она может быть построена? И т.д.)


Практическое задание.

Проведите производственное совещание и составьте алгоритм застройки города из предложенных её этапов.

Обсуждение в командах.

Варианты последовательности этапов готовы. Теперь главные архитекторы должны на своих компьютерах проверить правильность решения проблемы. Внесите свои ответы на сайт Министерства Градостроительства, с которым у нас налажена прямая связь (разверните страницу «Тесты» на командной строке рабочего стола компьютера).

Проверка выполнения задания. Заполнение листа достижений.
У1 – Всё в мире из чего-то состоит. Из каких зон состоит город. Придумайте им названия. Обоснуйте предположения.

Слайд 5.

– Зоны города: жилая, деловая, промышленная, сельскохозяйственная.

На самом деле в городе может быть больше зон, в том числе и смешанные.

– Какие здания вы бы разместили в этих зонах?

У2 – Сейчас заместителю главного архитектора и дизайнеру каждой команды необходимо занять места за компьютерами и расставить различные объекты и сооружения по соответствующим зонам. Для этого на рабочем столе компьютера откройте документ «Городские зоны» и приступайте к выполнению задания.

У1 – Остальные члены команд отправляются под дерево, под которым мы не раз принимали правильные решения.

Учебное пособие «Дерево решений»

Слайд 6.

Задание: Где лучше расположить многоквартирный дом, в деловой зоне или в промышленной? Какой проект наберёт больше +, тот и будет реализовываться.

Защита проектов. 4 мнения.

(каждая команда выходит под свою речёвку)

Речёвка 1. Семь мудрецов, и каждый молод

Хотят построить новый город

Мы интеллект возьмём с собой,

А творчество – само собой!

Речёвка 2. Радуга над городом счастье принесёт,

С каждым цветом новая идея к нам придёт!

Речёвка 3. Семь братьев построят сказочный город,

И каждый в нём будет счастлив и молод.

Речёвка 4. Волшебный цветик-семицветик

Построит Вам чудесный город,

В котором света будет много,

Не страшен будет зной и холод.


(в это же время проверяются работы на компьютерах и заполняется лист достижений)

Слайд 7.

У2– Теперь мы имеем представление, как строить. А вот из чего строить?

Мы попросили министра градостроительства Чувашии рассказать о том, насколько рынок стройиндустрии может обеспечить такой большой проект.

Слушая его, попробуйте составить список стройматериалов, которыми обеспечена наша республика.



Слайд 8.

У1 – Теперь сверьте свои ответы с правильными и поставьте себе соответствующую оценку в лист достижений.



Самопроверка. Заполнение листа достижений.


  1. Закрепление полученных знаний.

Слайд 9.

У1 – На прошлом уроке вы изготовили макеты зданий. Они пригодятся вам сейчас для планирования строительства города на большой карте. Продумайте, в какой части города должно располагаться ваше здание. А теперь чертёжник, инженер, бухгалтер и управляющий от каждой команды идут выполнять задание к карте на столе в центре класса.



Практическая работа.

У1 – Как вы думаете, часто ли при планировании случаются ошибки?

Давайте попытаемся их исправить на индивидуальных тестах.

Индивидуальная работа. Слайд 10.
У2 – Как вы думаете, для людей какой профессии народ придумал пословицу «7 раз отмерь – один раз отрежь!»?

Слайд 11.

– Представьте, что случится, если сначала вы построите город, а потом передумаете и решите переместить здания из одной зоны в другую не на карте или плане, а в настоящем городе, где живут люди…



Пример из истории.

Слайд 12.

У1 – Через 7 лет город будет построен. Может быть, в нём будете жить вы или ваши дети. Не хотели бы вы пожелать что-нибудь жителям будущего города?



Слайд 13.

У2 – задание на дом: придумайте герб будущего города и нарисуйте его.




  1. Подведение итогов урока. Лист достижений.

Выставление оценок: капитаны оценивают вклад каждого члена команды в общую работу.

Звучит песня «Вот опять небес темнеет высь…»

Поём все вместе – замечательный момент единения педагогов и детей.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

материала, предложенного в существующем методическом руководстве

по программе «Наш город» и материала, рекомендуемого в нашей методической разработке


Существующее методическое руководство

Предложенная методическая разработка

ТЕМА 1. МЫ

  1. Общий обзор темы.

Школьники узнают, как планируется и осуществляется городское строительство и изучат некоторые строительные специальности.

СТРОИМ ДОМ.

  1. Общий обзор темы.

Школьники узнают, какие бывают дома, их особенности, плюсы и минусы каждого вида строительства, сведения из истории,

изучат стили архитектуры, преимущества и недостатки строительных специальностей, примерят на себя роли представителей различных профессий.




  1. Количество часов, отведённое на изучение темы.

1 час – занятие «Мы строим дом»

2.Количество часов, отведённое на изучение темы.

3 часа


  1. Занятие «Мой дом»

  2. Занятие «Загадки архитектурного стиля»

  3. Занятие «Строительные специальности»

  1. Цели (исключительно образовательные):

Познакомить с понятиями «город», «специализация», «специальность», «проект».

Дать представления о профессии и

специальностях строителей, о навыках, необходимых в строительстве.

Оценить значение планирования и проектирования для городского хозяйства.



Цель методическая:

  1. Воспитание нравственных качеств личности учащихся (1 занятие).

  2. Воспитание эстетического вкуса (2 занятие).

  3. Воспитание уважения к человеку труда – один из уроков профессионального самоопределения

(3 занятие).

Цели образования:



  1. Обучающие. Закрепление умений и навыков проектной деятельности.

Обобщение и систематизация личного жизненного опыта уч-ся (1 занятие).

Формирование представлений о существовании и особенностях архитектурных стилей (2 занятие).

Знакомство с новыми понятиями, расширение представлений о профессии строителя и навыках, необходимых в строительстве.


  1. Развивающие. Развитие монологической и диалогической речи, навыков общения, общего кругозора, творческих способностей, умения работать в команде (1 занятие).

Развитие умения анализировать предложенный материал с разных точек зрения, высказывать и защищать собственные суждения (2 занятие).

Развитие чувства ответственности за принятие решений, творческое мышление (3 занятие).



  1. Воспитательные. Воспитание культуры толерантности, любви к малой родине и отчему дому (1 занятие).

Воспитание культуры духовно-нравственного здоровья через восприятие произведений искусства, культуры толерантного поведения в обществе (2 занятие).

Воспитание коллективизма и трудолюбия (3 занятие).

  1. Оборудование:

настольные таблички

план здания

набор заготовок макетов зданий

набор планов здания

набор линеек

набор писем родителям

карандаши


4.Оборудование:

+ мультимедийное оборудование

компьютерная презентация к каждому занятию

тетради для творческих работ по

экономике


ТЕМА 2. МЫ

  1. Общий обзор темы.

Школьники узнают о важности планирования для экономического развития города и выступят в роли специалистов по планированию городского хозяйства.

СТРОИМ ГОРОД.

  1. Общий обзор темы.

Школьники узнают новую информацию о строительстве нового города в нашей республике. Получают знания о секретах начала городского строительства, о роли представителей каждой строительной специальности в строительстве города, пробуют сами решать вопросы планирования и принятия важных решений.

Обогащают представления о проблемах со стройматериалами в республике.



  1. Количество часов, отведённое на изучение темы.

1 час – занятие «Мы строим город»


2.Количество часов – 1 час

1 занятие «Через 4 года здесь будет город-сад…»(экономика + информатика)




  1. Цели (исключительно образовательные):

Познакомить с понятиями «планирование», «городское хозяйство», «городская зона».

Дать представление о важности планирования застройки города для его экономического развития, о принципах размещения и взаимосвязи предприятий разного профиля.



3.Цель методическая:

1) воспитание ответственности за принятие решений (1 занятие).

2) воспитание нравственных качеств учащихся

Цели образования:



  1. Обучающие. Познакомить с новыми терминами и понятиями – важными пунктами планирования застройки города. Расширить знания детей о жизни и проблемах своего региона. Выработать принципы размещения и взаимосвязи предприятий разного профиля на территории города. Актуализировать знания учащихся, полученные в ходе изучения тем «Мы строим дом по экономике и «Алгоритм»

«Microsoft Office Word» по информатике.

  1. Развивающие. Развивать творческое мышление, пространственное воображение, практические навыки работы на компьютере, монологическую и диалогическую речь.

  2. 3) Воспитательные. Воспитывать чувство коллективизма и ответственности за принятие индивидуальных и общих решений. Продолжить работу по профориентации и здоровьесбережению.

  1. Оборудование:

макеты зданий

карта «Наш город»

набор письменных заданий «Городские зоны»

цветные карандаши



4.Оборудование:

компьютеры 5 шт.

мультимедиапроектор

интерактивная доска

презентации к урокам

интерактивный сайт-тест «Этапы строительства»

тест-алгоритм «Этапы строительства города»

Word-тест “Городские зоны»

учебное пособие «Дерево решений»

учебное пособие «Зоны города»

макеты зданий 29 шт.

индивидуальные тесты 29 шт.

визитки с профессиями

визитки команд

лист достижения команды

канцелярские принадлежности




Заключение.

Таким образом, в процессе анализа материала, представленного в существующем методическом руководстве по программе «7 шагов в мир экономики», мы нашли большие возможности для воспитания на уроках экономики культуры духовно-нравственного здоровья через увеличение количества уроков, конкретизацию тем и постановки широкого спектра методических и образовательных целей. Мы постарались подробно описать рекомендуемые нами этапы проведения уроков, методы и приёмы работы с детьми, предложить конспекты занятий по двум смежным темам строительства для 3 класса, дали сравнительный анализ того, что было и того, что получилось в результате выполнения работы. Мы провели с детьми 3 класса предложенные уроки в январе-апреле прошлого учебного года и наглядно увидели результаты своей работы. Дети живее воспринимали темы, эмоционально реагировали на задания воспитательного характера, вели себя гораздо более открыто и не боялись высказывать свои суждения, раскрывать свои чувства.

Одно из доказательств выше сказанному вы можете найти в приложении (видеозапись интегрированного урока экономики и информатики «Через 4 года здесь будет…» Мы пришли к выводу, что наша работа и полученные результаты имеют большое практическое значение в воспитании у детей культуры духовно-нравственного здоровья, а именно: системы толерантности, патриотического чувства, эстетического вкуса, трудолюбия и коллективизма.

Используемая литература:




  1. Достижение молодых. Методическое руководство для учителя и консультанта. Наш город: Учебное издание. – М.:МОО Достижения молодых - Junior Achievement, 2004 г., - 46 с.: ил.






Если бы Рузвельт был жив, он бы перевернулся в гробу. Сэмюэл Голдвин
ещё >>