Методическая разработка урока русского языка Класс: 5 Тема урока: Сочинение описание по картине И. И. Машкова «Клубника и белый кувш - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сочинение-описание по картине И. И. Машкова «Клубника и белый кувшин» 1 30.71kb.
Разработка урока русского языка в 6 классе. Тема урока: Роль имени... 1 69.55kb.
Методическая разработка Предмет: История Класс: 9 класс Урок №63... 1 155.07kb.
Разработка урока по Истории древнего мира 5 класс Тема урока: Зарождение... 1 51.95kb.
Урок русского языка 6 класс Учитель Тимошенко М. Т. Тема урока: Cочинение... 1 75.32kb.
Методическая разработка урока истории в 9 классе. Тема урока «Сила... 1 243.56kb.
Методическая разработка урока истории в 9 классе. Тема урока «Сила... 1 242.96kb.
Педанова Е. Е. Методическая разработка урока по биологии. Тема урока... 1 67.21kb.
Конспект урока по литературному чтению в 4 «А» классе Учитель: Иванова... 1 67.04kb.
Конспект урока развития речи по литературе в 5 классе Тип урока:... 1 159.27kb.
Кирюхина Светлана Викторовна учитель русского языка и литературы... 1 86.32kb.
Семь чудесных натюрморта русских художников. 2-й слайд 1 64.89kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методическая разработка урока русского языка Класс: 5 Тема урока: Сочинение описание - страница №1/1

Методическая разработка урока русского языка

Класс: 5

Тема урока: Сочинение – описание по картине И.И. Машкова «Клубника и

белый кувшин».



Тип урока: развитие речи

Цели урока: 1. Развитие умения словесного рисования, отбора материала, его

композиционное построение, использование художественных

средств в описании.

2. Воспитание чувства прекрасного.

3. Расширение кругозора (знакомство с натюрмортом как видом

живописи и художником И. И. Машковым – автором

натюрмортов, известным художником первой половины XX века).

Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, диск CD-RW со слайдовой презентацией

Ход урока.

1. Вводно-мотивационная часть.

Учитель: Сегодня у нас урок развития речи, мы познакомимся с творчеством русского художника Ильи Ивановича Машкова. Внимательно рассмотрим его картину «Клубника и белый кувшин», поговорим о ней, а потом будем учиться писать сочинение по этой картине.

Слайд № 1.





Беседа по картине.

Учитель: К какому виду живописи относится данная картина?

Ученики: натюрморт

Учитель: Почему это натюрморт? Что называется натюрмортом?

Учитель: Какие еще вы знаете натюрморты?

Ученики: Хруцкий «Цветы и плоды».

Учитель: А какие еще виды живописи вы знаете?

Ученики: портрет, пейзаж

Учитель: Автором данной картины является Илья Иванович Машков.

И.И. Машков – известный русский художник, создавший много натюрмортов. Современники отмечали, что его натюрморты не только «правдивы…, но и необычайно красивы, заманчивы, ярки».

Художник родился в станице Михайловская Волгоградской области в 1881 году. После окончания трех классов приходской школы Илья был отдан «в люди», служил «мальчиком» в лавках и магазинах в уездном городе Борисоглебске. Когда Илье было 18 лет, он познакомился с учителем рисования Борисоглебской мужской гимназии Н. А. Евсеевым. Эта встреча стала решающей. Уволившись от хозяина, Машков под руководством Евсеева начал заниматься живописью и готовиться к

поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, куда и поступил в 1900 году. Его учителем был известный русский художник В. Серов. Популярность Машкову принесли его натюрморты.

Слайд № 2.

Работы художника отмечены золотой медалью на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.

- Вам было бы интересно узнать, как был написан натюрморт «Клубника и белый кувшин»?

Послушайте, как об этом рассказывает жена художника.



РАССКАЗ ЖЕНЫ ХУДОЖНИКА (читает учитель).

«Я могу вам рассказать, как был написан натюрморт «Клубника и белый кувшин». Это было в 1913 году, когда мы только что вернулись из Италии и были полны впечатлений о прекрасных античных скульптурах. Началось жаркое лето, и мы решили провести его на даче у бабушки Ильи, в большом старом деревенском доме. Помню раннее утро, просыпаюсь, а Ильи уже нет. Думаю, не приготовить ли завтрак, беру кувшин с молоком и выхожу в горницу. Вижу: на большом накрытом холстом столе стоит овальное серебряное блюдо с клубникой. Кто-то уже собрал утренний урожай, я подхожу к столу, вдыхаю неповторимый аромат клубники. Ставлю кувшин рядом, выбираю самые крупные ягоды и начинаю делить: вот эту мне, эту Илье, эту еще раз мне, а эту еще раз ему, одну ягодку успеваю съесть. В это время распахнулась дверь, вошел Илья и радостно сказал: «Посмотри, что я принес! – Он поставил на стол тарелку с черной и белой смородиной. – Какая смородина уродилась!». За спиной он прятал что-то еще: «А это тебе!». И протянул несколько веточек смородины. На нашем обеденном столе всегда красовался небольшой букет незабудок, шиповника или маргариток. И вот теперь на стол я поставила веточки смородины. «Давай завтракать!» – говорю я. «Подожди, посмотри, какая красота, это очень хочется написать!» В комнате было темновато, и я подошла к окну и отдернула занавеску. «Вот это то, что надо». Солнечные лучи осветили ягоды и кувшин, у них появился объем. Это из-за игры света и тени. На черных ягодках смородины засверкали блики, а белая смородина просто засветилась на солнце, как бриллианты. Усилились контрасты между предметами. «Посмотри, какое богатство – просто россыпи драгоценностей! Я должен это нарисовать!». Некоторое время он выбирал, чем будет писать. Сначала он взялся за акварельные краски – нет! Акварель была слишком прозрачна для этого натюрморта. Потом взялся за пастель – цветные сухие мелки, которые мы привезли из Италии. Нет! Тоже не то. Пастелью можно передать много оттенков, но не контрасты. Это будут масляные краски! Они более густые. Илья подвинул мольберт, взял толстую кисть, небольшой холст – и началось рождение чуда. Сначала на заднем плане он написал темную комнату и блюдо с ягодами. Потом в центре картины быстрыми широкими мазками написал тарелку, ветки смородины и белый кувшин. Следы от мазков на кувшине он смазывал пальцем: фарфоровый кувшин ведь гладкий, блестящий и холодный. Потом на переднем плане, словно артисты на авансцене, стали появляться крупные ягоды клубники и случайные веточки малины. Клубника была ярко освещена солнцем. Каждая ягодка словно играла свою роль. «Как ты назовешь свою картину? Наверное, “Ветки смородины”!» – предположила я. «Нет, главные герои моей картины – клубника и кувшин. Знаешь, блеск кувшина напомнил мне древние мраморные античные скульптуры – стройные, гармоничные и холодные. Клубника – очень живая, она только что от земли. Душистая, сочная, приносящая столько радости человеку! Чудесный дар природы!». Законченная за час картина была вся пронизана светом.

У вас в руках всего лишь репродукция, копия картины, сделанная типографской машиной. Только подлинник может точно передать колорит натюрморта. На самом деле все краски намного ярче! Этой картине – 96 лет, почтенный возраст. (Художник поставил свою подпись слева внизу и дату на обратной стороне холста.) Когда я бываю в своей любимой Третьяковке, я общаюсь с картинами как со своими друзьями. Вижу знакомый натюрморт издалека, мысленно здороваюсь, подхожу. Да, это было в 1913 году, Илье – 32 года, прекрасное время! Мы, молодые и счастливые, только что вернулись из Италии. С возрастом я стала замечать еще одну вещь: настроение легкой грусти в картине».

Теперь вернемся к задаче нашего урока – написать сочинение по картине И.Машкова.

Подбор слов и словосочетаний. Моделирование текста.

Учитель: Что изобразил живописец на картине?

Ученики: Ягоды клубники, малины, смородины. Дары природы и предметы обихода: блюдо (тарелка), корзиночка, банка, кувшин.
Учитель: Как расположены предметы? Какие из них на ваш взгляд, самые главные? Почему?

Ученики: Самые крупные ягоды – ягоды клубники. Они везде: в корзиночке – на заднем плане, рассыпанные на переднем. Кувшин отчетливо выделяется на темном фоне заднего плана.
Стеклянная банка – в центре картины, около банки – блюдо с ягодами черной и белой смородины.
Учитель: Какой еще языковой материал понадобится для описания яркого, красочного натюрморта, как передать словами то, что художник передал с помощью красок?
Ответы учеников: Пронизанный солнечным светом и теплом, летним светом, щедрым теплом. Ягоды крупные, сладкие, ароматные, душистые, вкусные, недозрелые. Кувшин - глиняный, залит солнцем, пузатый, блестит на солнце. Ягоды смородины, как бусинки, ягода белая прозрачная, как янтарь..

- Спишите в тетрадь эти выражения.



Составление плана.

Слайд № 3.





Учитель: Какой стиль будет уместен в нашем сочинении?

Ученики: Художественный.

Учитель: Подумайте: какой тип речи будет основным в нашем сочинении – повествование, описание или рассуждение? Какие слова будут нести основную смысловую нагрузку? С помощью каких слов мы сможем передать расположение предметов по отношению другу к другу?

Что из услышанного на уроке мы можем (и должны) внести в наши работы?



Ответы детей: Название картины, фамилию, имя и отчество автора, время написания, название музея, в котором экспонируется сейчас картина, техника написания (масло, холст).

Учитель: Попробуйте описать картину так, чтобы человек, который ее не видел, смог представить ее себе, мысленно увидеть так, как видим мы с вами.

Завершая сочинение, попытайтесь передать ваше впечатление от увиденного.

В заключение можно спросить себя: «Хотелось бы мне, чтобы эта картина

висела у меня дома?

Слайд № 4.



Учитель: Прочитайте примерное сочинение, подумайте, что еще можно в него включить?

III. Рефлексивно-оценочная часть.

Учитель: Что вы узнали нового на сегодняшнем уроке?

Чему научились?



Домашнее задание: написать сочинение в черновик.




Лучше пусть погибнет человечество, чем система, — вот девиз всех утопистов и фанатиков. Пьер Жозеф Прудон
ещё >>