Методическая разработка урока литературы в 10 классе Урок - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методическая разработка по теме: «Развитие критического мышления... 1 168.51kb.
Методическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная... 1 81.23kb.
Тема «Методическая разработка итогового урока по истории: СССР в... 1 144.54kb.
Методическая разработка урока Музыка в 6 классе «Колокольность в... 1 172.52kb.
Кирюхина Светлана Викторовна учитель русского языка и литературы... 1 86.32kb.
Методическая разработка урока литературы в 9 классе учителя русского... 1 147.74kb.
Методическая разработка урока математики во 2 классе по теме 1 72.92kb.
Методическая разработка уроков в 10 классе по алгебре и началам анализа... 1 113.75kb.
Методическая разработка открытого урока в 8 классе Тема урока: «Поступки... 1 88.43kb.
Методическая разработка предмет: биология, литература, психология... 1 234.67kb.
Методическая разработка открытого урока английского языка в 8 классе... 1 36.27kb.
Экология массовых видов чайковых птиц Белого моря 03. 02. 04 зоология 1 303.31kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методическая разработка урока литературы в 10 классе Урок - страница №1/1

Идея Раскольникова и ее авторское опровержение

(по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

Методическая разработка урока литературы в 10 классе

Урок разработала Верещака Елена Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №815 г. Москва

Электронный адрес evereshaka@yandex.ru

Идея Раскольникова и ее авторское опровержение (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»). Методическая разработка урока литературы в 10 классе

Форма проведения урока: анализ текста, метод творческого чтения, урок-беседа

Цели:

Образовательные –



  • закрепить знания учащихся о психологическом романе

  • доказать, что теория Родиона Раскольникова опасна для людей и как Ф.М.Достоевский опровергает эту теорию; создать образ Ф.М.Достоевского как писателя-гуманиста

  • учить анализировать произведение не только по частям, но и как единое целое, формировать умение истолковывать большой роман;

Развивающие –

  • формировать умение работать над текстом художественного произведения

  • развивать умение высказывать свою точку зрения при анализе произведения и делать выводы на основании анализа художественного произведения

  • учить грамотно высказывать и обосновывать свое отношение к поднимаемым вопросам;

Воспитательные –

  • убеждать с помощью романа в необходимости руководствоваться в жизни принципами милосердия, гуманизма

Оформление: роман «Преступление и наказание», портрет Ф.М.Достоевского, разложить на парты план урока

План урока

  • Идея Раскольникова о праве сильной личности

  • Недодуманность теории. Преступление, расходящееся кругами.

  • «Разумные эгоисты» Достоевского (П.П. Лужин и А.И. Свидригайлов)

  • Наказание преступника. Его душевные муки. Мастерство Ф.М.Достоевского в изображении психологического состояния Раскольникова после преступления.

  • Начало духовного возрождения героя (Эпилог)



Ход урока

Учитель: Если мы оспариваем какие-нибудь научные выводы, для нас личность самого ученого не имеет существенного значения. Когда же мы говорим о взглядах Раскольникова, нет возможности отделить их от личности. Важна не только его теория сама по себе, но и то, что родилась она в сознании человека, замкнутого и одинокого, в том мире, в котором живет Раскольников.

Вопрос классу: Что нам важно знать о личности Раскольникова, в какой обстановке родилась его безумная идея?

Примерные ответы:

Создатель теории задавлен нуждой и терзается при виде страданий человеческих. (Раскольников говорит Соне: «Знаешь ли, Соня, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят!»). Комната – каморка – шкаф – гроб, где живет голодный Раскольников.

Раскольников – способный юноша, но из-за отсутствия денег учиться не может. Он гордый, но гордость его уязвлена, вынужден прятаться от хозяйки; появляется на улице в рваной, изношенной одежде, вызывая насмешки прохожих.

Родилась теория под тяжелым петербургским небом.

Раскольников видит, что несправедливость царит вокруг. Достойнейшие люди живут в нищете и бедствиях, а мерзавцы пользуются всеми благами жизни. И вот лежа в кровати, под низким потолком каморки Раскольников вынашивает свою теорию.

Вопрос классу: В чем суть теории Раскольникова?

Примерный ответ: Раскольников написал статью, в которой утверждает, что люди в обществе разделены на две неравные части: «обыкновенных» и «необыкновенных». Первые созданы для повиновения существующим законам, вторые – создающие новые законы. Ради этого они имеют нравственное право нарушать старые законы и, если понадобится, во имя великой цели, проливать при этом кровь человеческую. Раскольников в связи с этим вспоминает великих ученых Кеплера, Ньютона, но главными образцами выступают у него политические деятели и преобразователи Солон, Ликург, Магомет. Наполеон. Все они переступили – преступили – преступники они. И совесть их не мучает.

Вывод делают учащиеся: Бедный студент, думая о Наполеонах и их праве на пролитие крови, выражал этим протест против той жизни, которая обрекла его на бедность и унижения. Раскольников хочет понять, является ли он «тварью дрожащей» или право имеет встать выше других и вершить суд.

Достоевский в большом и малом опровергает мысль о том, что жизнь можно выстроить по какой-то теории. Пусть она даже прекрасная. Характер Раскольникова противоречив, отсюда противоречива его теория.



Вопрос классу: Как объясняет Раскольников цель убийства старушонки?

Учащиеся работают с текстом, зачитывают отрывки:

Мечтал, завладев старухиными деньгами, употребить их на образование.

Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее. «Я захотел осмелиться и убил… Вот в чем причина!»

Если бы зарезал только оттого, что голоден был, то сейчас был бы счастлив!

«Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил». Смог бы Наполеон убить ради идеи, цели? Если есть преграды, их надо уничтожить, чтобы достичь цели.

«Не для того я убил, чтобы, получив средства, сделаться благодетелем человечества. Не деньги нужны мне были. Другое толкало меня: мне надо было узнать: вошь ли я или человек! Смогу ли переступить!

«Старуха была только болезнь, я переступить скорее хотел, я не человека убил, я принцип убил. Принцип-то я убил, а переступить-то не сумел. Только и сумел, что убить».

Учитель: Герой романа, холодно оценив все, приходит к выводу, что ему позволено преступить моральные законы общества и совершить убийство, которое он оправдывает целью помочь обездоленным. Но все изменяется в нем, когда к голосу рассудка примешиваются чувства. Раскольников не учел главного – склада собственного характера, что убийство противно самой природе человека. С момента, когда в душе героя зародилось первое сомнение, начинается постепенное развенчивание идеи Раскольникова. Любая теория не может быть продумана до такой степени, чтобы потом ее не разрушил живой жизненный процесс. Раскольников продумал убийство до мельчайших подробностей, но вдруг Достоевский пишет: «Все вышло не так, а как-то нечаянно, даже почти неожиданно».

Вопрос классу: В чем проявляется недодуманность теории?

Примерный ответ:

Раскольников не смог взять топор там, где задумал. Хозяйка оказалась дома.

Неожиданное появление Лизаветы и ее убийство.

Дверь во время убийства была открыта.

Приход незваного гостя, это помешало свободно выйти.

Оставил в комнате, где работали маляры, коробочку с ценностями.



Учитель: Достоевский доказывает нам, что против точного расчета восстает естественное чувство человека, которому чуждо пролитие крови. Логика жизни, как считает Достоевский, всегда делает несостоятельной любую идею, поэтому автор так подробно описывает те «неожиданности» и «случайности», с которыми столкнулся Раскольников в ходе своего «эксперимента». Само преступление совершается как в бреду. Достоевский видит опасность любой теории в овладении умами: человек превращается в фанатика идеи и начинает действовать вопреки своей человеческой природе, но во имя идеи. А так как теория и жизнь не одно и то же, то отсюда вытекают все возможные трагические последствия этого несовпадения. Достоевский показывает, что любое преступление ведет за собой последующее. Раскольников совершает не одно преступление.

Учащиеся строят цепочку: Лизавета с ее нерожденным ребенком – мать – чуть не погиб Миколка – сам герой («Я себя убил, а не старушонку»).

Вопрос классу: В романе Достоевский поочередно сталкивает Раскольникова с

П.П. Лужиным и А.И. Свидригайловым. С какой целью?



Примерный ответ:

Лужин и Свидригайлов – двойники Раскольникова. Достоевский дает возможность Родиону посмотреть на практическое воплощение его «идеи». Раскольников с отвращением отворачивается от этого «зеркала». То, что так складно выстраивалось в уме и на бумаге, в жизни выглядит безобразно.

Достоевский на примере Лужина показывает, что происходит, если такая теория попадает в руки настоящего эгоиста, человека, лишенного чести и совести.

Беседа с учащимися о сходстве Раскольникова с Лужиным.

Примерные ответы: Лужину хочется стать человеком «большим», превратиться в хозяина жизни. Раскольников – нищий студент, которому тоже хочется подняться над своим социальным положением. Раскольников и Лужин совпадают в стремлении стать выше того положения, которое отведено им законами социальной жизни, и тем самым возвыситься над людьми. Раскольников присваивает себе право убить ростовщицу, а Лужин – погубить Соню. Лужин опошляет, а тем самым дискредитирует теорию «разумного эгоизма». По его мнению, лучше желать блага себе, чем другим. Это теория личного обогащения.

Учитель: Другой герой, Свидригайлов, не теоретизирует, но живет в свое удовольствие, так же исходя из того, что хорошо для него, а не для окружающих. Свидригайлов хочет ощутить себя человеком, для которого на свете вообще не существует морали. Он убежден, что ни в прелюбодеянии, ни в развращении малолетней девочки, ни в подслушивании чужих разговоров с целью использовать их в своих интересах, шантажируя жертвы, нет ничего дурного. В ответ на возмущение Раскольникова по поводу подслушанной исповеди Свидригайлов резонно замечает, что если можно «старушек чем попадя по голове лущить», то отчего же нельзя подслушивать. Возразить на это Раскольникову нечего.

Беседа с учащимися о сходстве Раскольникова со Свидригайловым.

Примерные ответы: Свидригайлов совершил преступление ради того, чтобы жить весело, Раскольников – во имя идеи. Недаром Свидригайлов говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягода». «Единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша». Но Свидригайлов – фигура трагическая. Совесть его унижена не до конца.

Вопрос классу: Почему Свидригайлов закончил жизнь самоубийством?

Ребята размышляют, цитируют текст.



Примерные ответы:

Свидригайлов отступает перед душевной и духовной силой Дунечки.

Дуня для Свидригайлова последняя надежда на веру («Все от вас зависит, от вас, от вас одной…»). Дуня отнимает у него последнюю надежду на воскресение. Свидригайлов жил по принципу «никаких преград» и вдруг наталкивается на преграду в лице Дуни.

Любовь к Дуне оказывается гибельной для него, ибо взаимности нет и быть не может.

Дуня не причина смерти, но последняя надежда жить, возможность хоть чего-то в жизни: целей, чувств.

Сцена свидания с Дуней - это, с одной стороны, шантаж, а с другой – глубокое чувство («Я вас бесконечно люблю»).



Учитель: Достоевский выступает в романе как мастер – психолог. Давайте проследим, как он описывает мысли и чувства Раскольникова после преступления. Герой посмотрел кругом злобно, гадки были все встречные, просто наплевал бы на кого-нибудь.

Учащиеся работают с текстом, цитируют.

А портрет! Обычно улыбка передает радостные эмоции, лицо делается добрее. Но в улыбке Раскольникова появляется что-то неестественное: она «искривленная», «странная», появляется эта улыбка с мукой. Отсюда и часто встречающийся глагол: «болезненная улыбка выдавилась на губах его». Душевные муки Раскольникова явственно отражены в его портрете.

О многом говорит и выражение глаз героя: «беспокойный и подозрительный», «сухой, воспаленный, острый» - свидетельствуют о муках Раскольникова. Когда мещанин сказал Раскольникову: «Убивец!» - глаза у Родиона были помертвевшими.

Несовместимость теории Раскольникова с жизнью показывается автором такими словами при описании состояния героя: мрачный, подавленный, нерешительный.



Учитель: Достоевский применяет такой прием: он начинает наказывать героя до преступления, вернее, предостерегает его. Согласны ли вы с этим? Как он наказывает?

Примерный ответ:

Это сон. Уличное событие избиения клячи Достоевский превращает в огромное событие. Здесь показаны те противоречия, которые раздирают душу несчастного студента. Проснувшись и вспомнив о задуманном убийстве, Раскольников сам ужасается своим мыслям. Уже тогда он понимает, что не выдержит этого. Но ему хочется подняться над хозяином бедной клячи, сделаться сильнее их и восстановить справедливость.



Вопрос классу: Как показал Достоевский наказание Раскольникова?

Примерный ответ:

-заболевает сразу после убийства

-страх - постоянный спутник; необходимость таиться, притворяться на каждом шагу

- обречен на одиночество, «как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего»

- снится страшный сон (убивает старуху, а она смеется) Раскольников бессилен совершить преступление, и над ним все смеются

- хотел облагодетельствовать, а ничего не взял, т.е. никакого благодеяния

- Раскольников приходит к выводу: убить – то убил, а переступить не сумел

Учитель: Рассмотрим финал романа. В эпилоге мы узнаем, что Раскольников не раскаивается в преступлении и по-прежнему готов отдать свое существование за идею. «Необыкновенные люди вынесли свои шаги, а я нет, следовательно, я не имел права на этот шаг. Я не подхожу под рамки этой теории».

Раскольников разобщен с каторжниками, людьми, совершившими преступление в силу социальных обстоятельств. Эта разобщенность с людьми приобретает особое значение в последнем сне Раскольникова.



Вопрос: О чем этот сон? В чем его смысл?

Примерный ответ: Мир заражен какой-то язвой. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, избранных. Трихины, озаренные умом и волей, вселялись в людей, и тогда люди становились сумасшедшими, но по-прежнему считали себя умнейшими и непоколебимыми в истине. Народ не понимал друг друга. Всякий думал, что в нем одном истина. Выжить в этом хаосе могли только чистые люди, которые должны будут начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю.

Вопрос: Что хотел сказать Ф.М. Достоевский этим сном? Сделайте вывод.

Примерный ответ: Это грозовое предупреждение. «Властелин», мечтающий о власти, может привести человечество к самоистреблению. Писатель доказывает, что произошло бы с человечеством, если бы теория его героя осуществилась.

Учитель. Раскольников проснулся и что-то пронзило его сердце. Рушится вера героя в истинность своей «бесноватой» идеи. Раскольников впервые ощущает, что с беспокойством ждет прихода Сони. Нарастание чувств идет стремительно.

Впервые появляется лирический пейзаж. Все, что теснило душу в Петербурге, сменилось широким простором.



Учащиеся цитируют текст, делают обобщения: «… какая-то тоска волновала его и мучила». Эта тоска была предчувствием любви к людям, к Соне. Чувства героев созвучны пейзажу, «… вдруг что-то как бы подхватило и как бы бросило к ее ногам…». Автор употребляет один и тот же эпитет «бесконечно».

Учитель: Каков же итог романа? К каким мыслям приводит читателя автор?

Вывод делают учащиеся: Следование идее превращает жизнь человека в бредовое, больное существование. Только человеком может быть спасен человек. Только любовью одного спасается другой. Любая же теория всеобщего спасения обрекает на страдания. Люби других как себя.

Домашнее задание. Ответьте письменно на вопрос: Считаю ли я Ф. М. Достоевского современным писателем?

Литература

Бахтина М. Поэтика романов Достоевского. М., 2001

Белов С.В. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. М.,1995

Бердяева Н.А. Миросозерцание Достоевского. О русских классиках. М.,2003

Кожинов В.М. «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского. Три шедевра русской классики. М., 1991

Фокин П.Е. Достоевский без глянца. М.,2008

Фридлендер Г.М., Буданова Н. Ф. Достоевский. Материалы и исследования т.4, М., 2010

Самоанализ урока

Урок завершает изучение романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и дан как урок систематизации и обобщения знаний. Класс, в котором давался урок, является по профилю гуманитарным и учащиеся обладают навыками речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение).

Цели урока:

Образовательные –



  • закрепить знания учащихся о психологическом романе

  • доказать, что теория Родиона Раскольникова опасна для людей и как Ф.М.Достоевский опровергает эту теорию; создать образ Ф.М.Достоевского как писателя-гуманиста

  • учить анализировать произведение не только по частям, но и как единое целое, формировать умение истолковывать большой роман;

Развивающие –

  • формировать умение работать над текстом художественного произведения

  • развивать умение высказывать свою точку зрения при анализе произведения и делать выводы на основании анализа художественного произведения

  • учить грамотно высказывать и обосновывать свое отношение к поднимаемым вопросам;

Воспитательные –

  • убеждать с помощью романа в необходимости руководствоваться в жизни принципами милосердия, гуманизма

При изучении романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» на уроке рассматривается метапредметная задача: помочь учащимся разобраться в жизненно важных вопросах, имеющих непреходящее значение. Весь ход урока построен так, чтобы учащиеся восприняли роман не как детективный, а как психологический, социально-философский. Урок построен как урок-беседа, используется метод творческого чтения художественного текста. Из материала отобрано лишь то, над чем способны задуматься шестнадцатилетние: о сильной личности, о возможности или невозможности делать добро, прибегая к насилию и жестокости, о гибельной силе индивидуализма, о мотивах преступления и наказании преступника.

Формы работы - фронтальная. индивидуальная

Основные методы работы на уроке –

репродуктивный (активное восприятие материала),

словесный (беседа),

методы стимулирования учения (создание ситуации эмоционального переживания), логические методы (сравнение, анализ),

метод формирования познавательного интереса (художественная яркость, эмоциональность речи учителя).

Перед началом урока перед учащимися были поставлены цели и задачи. В формировании учебной мотивации особо значимым является пробуждение интереса.

Контроль знаний, умений и навыков был осуществлен в форме вопросно-ответной деятельности. Для закрепления материала было дано домашнее задание по формированию необходимых аналитических и языковых навыков.

Работоспособность учащихся на уроке обеспечивала за счет воспроизведения знаний на новом уровне, создавала положительный эмоциональный настрой и благоприятную атмосферу, подобрав насыщенный, жизненно важный материал.

Отклонений от плана не было. Цель урока достигнута. Ориентируясь на уровень подготовки и речевые способности учащихся, применяла дифференцированный подход.

Учитывая большую наполняемость класса, стремилась задействовать всех учащихся на разных этапах урока, учитывала уровень их коммуникативной активности.



Задачи урока решены. Этому помогло четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, продуманные методы и приемы подачи учебного материала.




В проблеске гениальности видишь свою бездарность. Станислав Ежи Лец
ещё >>