Методическая разработка урока: Избранные страницы летописи Великой Отечественной войны (11 класс) - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методическая разработка урока истории в 9 классе. Тема урока «Начало... 1 85.99kb.
Методическая разработка урока истории Итоги и уроки Великой Отечественной... 1 54.98kb.
Методическая разработка урока истории в 9 классе. Тема урока «Сила... 1 242.96kb.
Методическая разработка урока истории в 9 классе. Тема урока «Сила... 1 243.56kb.
Конкурс детского литературного творчества «Проба пера 2010» Прозаическое... 1 38.18kb.
Методическая разработка изучения темы «История второй мировой и Великой... 3 429.17kb.
Конспект урока-конкурса "По страницам Великой Отечественной войны" 1 459.94kb.
Методическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная... 1 81.23kb.
Уполномоченный по правам человека в Ульяновской области Обеспечение... 1 200.86kb.
Женщины в годы Великой Отечественной войны 1 120.18kb.
Урок истории России в 9-м классе учителя І категории Анциферовой В. 1 88.39kb.
Беларусь в Великой Отечественной войне 1 38.19kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методическая разработка урока: Избранные страницы летописи Великой Отечественной - страница №1/1

Приложение №1

Методическая разработка урока: Избранные страницы летописи

Великой Отечественной войны (11 класс)

Тип урока: интегрированный (история и литература), с использованием информационных технологий, урок формирования новых знаний.


Форма проведения урока – устный журнал.

Образовательная цель:



  1. На материале местной истории показать факты проявления героизма находкинцев в годы Великой Отечественной войны.

  2. Ориентировать учащихся на понимание истории как процесса закономерного прогрессивного процесса развития общества, на объяснение связи: прошлое – настоящее – будущее.

  3. Закрепить у учащихся знание основных этапов Великой Отечественной войны. Умение выразительно читать стихи.

Развивающая цель:



  1. Закрепить у учащихся умение и навык работы с компьютером.

  2. Развивать интерес к поисковой деятельности на уроках истории и литературы.

  3. Развивать навык работы с картой и словарем.

  4. Развивать мышление, умение обобщать, синхронизировать исторический материал региональной истории и истории России.

  5. Формировать у учащихся умение давать оценку историческим событиям.

  6. Формировать представление о неразрывности истории и литературы.

Воспитательная цель:

Воспитать любовь к Родине, уважение к героическому прошлому своего народа, чувство патриотизма.
Межпредметные связи: история, литература, география, философия.
Оборудование:

Компьютер, телевизор, видео, карта, иллюстрации, фотодокументы, папка с приложениями, листы со справочным материалом, запись мелодии Александрова «Священная война».


План урока

I Орг. момент – 2 минуты.

II Работа со справочным материалом

III Формирование новых знаний по теме «Избранные страницы летописи Великой Отечественной войны». – 30 мин.

А) 1 страница устного журнала «Начало…»


  • Чтец 1, изображение на TV, музыкальное сопровождение «Священная война».

  • Слово учителя истории

  • Задание классу: открыть Карту 1; проследить основные направления ударов фашистов в 41г., нанести на к/карты.

  • Сообщение ученика о Себелеве С.М.

  • Чтец 2, Сообщение о «Катюше».

  • Чтец 3.

  • Сообщение учащегося о Блохине В.А., Работа на компьютере.

· Закрепление материала: задание 2 – вопрос классу, работа с к/картой и компьютером.

Б) 2 страница устного журнала: «Коренной перелом».



  • Чтец 4.

  • Задание 3 – портрет Волкова Б.Г.

  • Сообщение учащегося о защитнике Сталинграда – Волкове Б.Г., работа с компьютером.

  • Карта 2

  • Сообщение о находкинцах, сражавшихся под Курском.

· Закрепление материала: задание 4 – вопрос классу, работа с контурной картой, компьютером.

В) 3 страница устного журнала «Освобождение…»



  • Чтец 5.

  • Сообщение учащегося о событиях 1944-1945г.

· Закрепление материала: Задание – вопрос классу, работа с компьютером и с контурной картой.

Г) 4 страница устного журнала «Война в живописи и графике».



  • Работа с компьютером, музыкальное сопровождение «Священная война»

  • Чтец 6.

  • Чтец 7.

  • Чтец 8.

  • Чтец 9.

  • Чтец 10.

  • Чтец 11.

IV Подведение итогов – 5 мин.

V Домашнее задание – 3 мин. Написать сочинение-размышление на тему «Война…», используя анализ художественных произведений, в основе которых лежат исторические события.


Ход урока




  1. Организационный момент: приветствие, ознакомление с целями урока, инструктаж по технике безопасности при работе на компьютере.

  2. Работа со справочным материалом.

I страница устного журнала «Начало…» 1941г.

  1. На телевизоре идет изображение мемориала «Вечный огонь» в г. Находка. На фоне мелодии «Священная война».


Чтец 1 читает:

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Такое все дышало тишиной,

Что, вся земля еще спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной,

Всего каких-то пять минут осталось!
Затем слово берет учитель истории:

Великая Отечественная война… Не иссякает память о ней. Великое испытание выпало на долю нашего народа, испытание, на которое история отвела 1418 дней и ночей, полных ужаса, слез, любви, страсти, героизма и мужества. Великая Отечественная война – это справедливая, освободительная война против фашистской Германии и её союзников.

22 июня 1941 года… Только что отзвучали звуки школьного вальса и все выпускники мечтали о будущем, строили планы, объяснялись в любви, ожидая радости и счастья, но все рухнуло… в 4 часа утра Германия, без объявления войны, напала на Советский Союз. Главными направлениями фашистских ударов стали Москва, Ленинград, Украина, а там и Кавказ.
Задание классу 1.

Проследить по карте на мониторе компьютера основные направления фашистских ударов в 1941 г. и нанести их на рабочие контурные карты.


Затем выступает учащийся, который, получив опережающее задание, провел поисковую работу и подготовил материал о находкинцах, участвовавших в сражениях под Москвой. Его рассказ сопровождается показом фотографии Себелева Серафима Михайловича на компьютере и видеоматериалами с экскурсии в МВЦ «Находка».

Доклады учащихся прилагаются.
Слово берет чтец 2.

Отбитую ценой солдатской крови.

Пускай мы не прошли и полпути,

Пускай звезда уходит в ночь устало,

Теперь на запад будем мы идти,

Вперед идти во чтобы то ни стало.

Шли бои на море, и на суше,

Грохотали выстрелы кругом.

Распевали песенку «Катюша»

Под Москвою, Курском и Орлом.


Проделав большую самостоятельную работу, проанализировав песенный фольклор того времени, учащийся представляет результаты своих поисков в виде сообщения об истории популярной песне военных лет «Катюша».

Сообщение прилагается.
Чтец 3.

Птицы смерти в зените стояли

Кто идет выручать Ленинград.

Не шумите вокруг – он дышит,

Он живой еще, он все слышит!

Как на влажном балтийском дне

Сыновья его стонут во сне,

Как из недр его вопли: «Хлеба» -

До седьмого доходят неба…

Но безжалостна эта твердь.

И глядит из всех окон смерть.
Об участии жителей г. Находки в обороне Ленинграда рассказывает следующий учащийся. Результатом его поисков стал материал о Блохине.

Доклад прилагается.
Задание классу 2.

Давайте вспомним из курса «истории Отечества 20в.» основные результаты военных действий 1941г.



Предполагаемый ответ.(прилагается)
Чтец 4.

  1. Мы открываем вторую страницу героического прошлого нашего народа «Коренной перелом»

  2. Будем жить, встречать рассветы,

Верить и любить,

Только не забыть бы это,

Лишь бы не забыть!
Задание классу 3.
Откройте на компьютере фотоприложение к этой странице (портрет Волкова Б.Г.)

Затем следуют выступления учащихся, которые в результате проделанной поисковой работы, представляют материал о Волкове Б.Г. (житель Находки), воевавшем под Сталинградом.



Приложения прилагаются.

Задание классу 4.

Проследите на карте, помещенной на компьютере, за ходом событий под Сталинградом и на Орловско-Курском направлении.

Сообщение о Прядун Н.Ф., участвовавшей в боях под Курском.

Задание классу 5

Укажите Сталинградскую и Курскую битву на к/карте.

Прошу ответить: как же можно оценить события1942-1943г.? Справедливо ли мы назвали вторую страницу нашего журнала «Коренной перелом»?

Предполагаемый ответ (приложение)

Открываем III страницу устного журнала - «Освобождение» 1944-45г.


Чтец 5.

Еще не зная дня и часа,

Когда наступит торжество,

Над Волгой и в степях Донбасса

Мы свято верили в него.

Освистанные смертным ветром,

В буранах, ливнях и пыли,

Мы километр за километром

К своей заветной цели шли.
Идет рассказ-отчет ученика, который получил опережающее задание поискового характера, подготовил сообщение о вкладе находкинцев в победу.

Сообщение прилагается.
IV страница нашего журнала – это необычная страница, потому что это чувства и мысли о войне застывшие в графике, оставшиеся в живописи, скульптуре…

Музыкальный фрагмент из песни «Священная война».

Показ иллюстраций на компьютере сопровождается декламацией следующих строк:

Чтец 6 Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады

Услышал мой ребенок. Мой и твой.



Чтец 7 Я не хочу, чтоб голод Ленинграда

Коснулся их блокадною рукой.



Чтец 8 Я не хочу, чтоб доты обнажились,

Как раковая опухоль земли.



Чтец 9 Я не хочу, чтоб вновь они ожили

И чью-то жизнь с собою унесли.



Чтец 10 Пусть люди вскинут миллион ладоней

И защитят прекрасный солнца лик

От гари пепелищ и от хатынской боли

Навечно! Навсегда! А не на миг!



Чтец 11 Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады

Услышал мой ребенок, мой и твой.

Пусть мир взорвется криком: «Нет! Не надо!

Мне нужен сын не мертвый, а живой!»




  1. Подведение итогов урока. Выступают учителя. Встречные вопросы студентов сразу же обсуждаются и решаются.

  2. Домашнее задание:

  1. Вспомните 2-3 художественных произведения, в основе которых лежат реальные исторические события.

  2. Напишите сочинение-размышление «Война…».

Такое домашнее задание позволяет использовать метод рефлексивного обучения, позволяющего видеть причинно-следственные связи прошлого настоящего будущего.

Приложение № 1 к уроку «Избранные страницы летописи Великой Отечественной войны


Блохин В.А.

Свое первое ранение получил в сентябре 1942 года под Ленинградом. Пока лечился в госпитале, узнал о том, что в Находке у него родилась дочь, ее назвали Раисой, шли бои дальше, Виктор вернулся на фронт и со своим отделением шел вперед тяжелыми дорогами войны. О последнем бое Виктора рассказывает его командир Н.Г. Лященко: « Наши войска, преодолевая бешенное сопротивление врага, гнали его на северо-запад от Ленинграда. На Карельском перешейке рота подошла к водному рубежу. В первых рядах наступающей цепи вел свое отделение 22-летний коммунист Блохин. Переправившись на противоположный берег, отделение закрепилось, но туту ударил вражеский пулемет. Уничтожить его! - вот, что требовалось в этот миг. Прижимаясь к земле, сержант Блохин по-пластунски подполз к точке и гранатой уничтожил пулеметное гнездо. Теперь без помехи могли переправляться и задержавшиеся на том берегу другие подразделения. И вот сержант Блохин опять впереди со своим отделением; рота расширяла плацдарм.

Неожиданно в лоб наступающим ударил молчавший до сих пор пулемет противника. Рота залегла - сержант присмотрелся: пулемет бил из дзота. Вся рота видела, как Блохин спокойно собрал гранаты и пополз. Он быстро преодолел пригорок, скрылся в лощине и, обойдя дзот сбоку, появился у амбразуры. Затаив дыхание бойцы следили за каждым движением своего командира. Одна за другой прозвучали несколько очередей, потом в дзот полетели гранаты. Пулемет умолк. Но ненадолго. Тогда Виктор швырнул в амбразуру еще две гранаты. Всем уже казалось, что пулемет уничтожен. Но едва лишь рота поднялась, как немцы из дзота снова открыли огонь. Виктору не удалось заглушить его автоматными очередями, и он метнул последние гранаты. На минуту умолкнув, пулемет снова ожил, не давая бойцам возможности подняться. Местность перед дзотом была пристреляна заранее, и каждый выстрел стоил жизни не одному нашему солдату. Блохин обернулся, что-то крикнул товарищам и, бросившись вперед, грудью упал на амбразуру. Он уже не слышал и не видел, как неудержимо рванулись вперед его товарищи, которым от открыл дорогу. Дорогу к успеху в бою, к победе».

Это произошло 14 июня 1944 года, а 21 июля 1944 года Виктор Алексеевич Блохин посмертно удостоен звания Героя. Жена Героя Мария Яковлевна получила сообщение. Президиума Верховного Совета от 31 августа 1947 года о том, что муж погиб в боях за освобождение Родины смертью храбрых. «...За геройский подвиг, совершенный Вашим мужем Виктором Алексеевичем Блохиным в борьбе с немецкими захватчиками, Президиум Верховного Совета СССР Указом от 2 июля 1944 года присвоил ему высшую степень отличия - Звание Героя Советского Союза». Сообщение пришло за подписью председателя Президиума Верховного Совета СССР - Н. Шверника. Имя Героя Советского Союза В. А. Блохина золотом выбито на мемориале Славы защитников города - героя Ленинграда, в 49 километрах от города рядом с шоссе на Выборг на могиле Героя стоит памятный знак, на стене дома, где жил Виктор в деревне Тутнярь Кузнецкого района Пензенской области установлена мемориальная доска. (Только у нас в Находке нет улицы его имени?!).

Волков Б.Г.

Одним из участников Сталинградской битвы был наш земляк Волков Борис Георгиевич. Вот он как рассказывает: «У деревни Малые Юрки наши войска выбили немцев, но остались немецкие автоматчики, не дававшие возможность прохода в деревне. Рота, в которой был Волков Борис Георгиевич получила задание найти и уничтожить автоматчиков. При выполнении этого задания Борис Волков был ранен в грудь». Перед этим Волков подобрал с земли немецкий штык, но так как спрятать его в вещмешок не было времени, он сунул его за пазуху и быстро догнал своих товарищей. Ну а после ранения, когда медсестра разорвала гимнастерку., то обнаружился этот нож с вмятиной от пули, которая прошла по касательной слегка задев верхний слой кожи Кровь залила карман гимнастерки, где хранились комсомольский билет и красноармейская книжка. Оба документа оказались в крови. Но солдат остался жив благодаря немецкому штыку. (В Находке с 1947 г. работал на ДВРМЗ треста ДМГС)

Прядун Н.Ф.

Летом 1942 года Германия, обломавшая зубы о Москву, резко меняет направления своих ударов. Огромные силы брошены на захват Кавказа и Поволжья.

Сталинград - священная земля (с 1961 г. переименован в Волгоград). В целом Сталинградская битва продолжалась с 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 года. Священная земля, пропитанная кровью, смешанная с осколками смертоносного металла, вечная свидетельница подвига советских солдат.

Воевала, вернее спасала жизни нашим раненым на Курской дуге Нина Федоровна Прядун в составе 84-ой стрелковой Карачевской гвардейской дивизии. Награждена Орденами «Отечественная война», «Медалью «За боевые заслуги», «За победу над Германией». А в мирное время Нина Федоровна Прядун «Заслуженный учитель РСФСР», «Отличник народного образования», Орден «Знак Почета», Орден «Октябрьской революции», преподавала в средней школе № 3.

5 августа 1943 года были освобождены г. Орел и г. Белгород. Началась полная стратегическая инициатива СССР до конца войны.

Осенью 1943 года немцы ушли за Днепр. Легко сказать «ушли за Днепр». Советские войска 21 сентября 1943 г. вышли к Днепру.

В 1943 году Советский Союз достиг общего экономического и военного перевеса над фашистской Германией. Одновременно страна приступила к восстановлению народного хозяйства в освобожденных районах. 1943 год еще вошел в историю 2-ой мировой войны тем, что прошла Тегеранская конференция глав правительств СССР, США и Великобритании, была достигнута договоренность о совместных действиях против фашизма.

В 1944 г. начинается и завершается Белорусская операция. К октябрю 1944 года полностью освобождена Белоруссия, войска вступили в Польшу, из большой части Прибалтики изгнаны фашисты. На юге страны в августе в Ясско-Кишиневской операции решительная победа Советской Армии. А в конце 1944 года Советская Армия успешно провела операции в Северной Норвегии, вступила в Венгрию. Вышли из союзников Германии и направили свое оружие против фашистов Румыния и Болгария.

И вот он главный итог осенне-зимних боев; В октябре 1944 года -восстановлены полностью границы Советского Союза от Баренцева моря до Черного моря. 1944 год известен еще и тем в ходе II-ой мировой войны, что США и Великобритания открыли, наконец, 2-ой фронт, и начали бои в Северной Франции.

16 апреля 1945 года началось самое последние и грандиозное по масштабности сражение - Берлинская операция, с 16 апреля до 8 мая !

Почти 60 часов шел беспрерывный бой за рейхстаг. В штабных документах нашей Армии рейхстаг именовался «объект 105», а в апреле 1945

года для воинов, бравших Берлин мишенью и целью № 1. Слова Верховного Главнокомандующего «Водрузить над Берлином Знамя Победы!» - звучал, как приказ каждому. 30 апреля Михаил Егоров и Мелитон Кантария сделали это! (бои закончились 2-го мая).

8 мая был подписан акт о безоговорочной капитуляции. Бои еще продолжались, затянулись в Чехословакии с 6 по 11 мая. 9 мая провозглашается Днем Победы.

Сегодня в Находке менее 300 ветеранов Великой Отечественной войны. Призывались они на войну в разных военкоматах, по-разному сложились их фронтовые судьбы, но объединяет их любовь к Родине, солдатская работа. Пусть каждый из вас, дорогие ветераны, шел разными дорогами войны, все вы стали защитниками Отечества, спасителями мира. О каждом из вас и обо всех вместе мы с гордостью говорим: «Они сражались за Родину!».



Уходят участники Великих событий истории. Уйдут последние свидетели Великой войны. И только Память в бессонном карауле стоит на страже былого.




Острить и занимать деньги нужно внезапно. Видоизмененный Генрих Гейне
ещё >>