Методическая разработка темы «Военная история Отечества в лицах» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методическая разработка изучения темы «История второй мировой и Великой... 3 429.17kb.
Методическая разработка игровой программы «Сыны Отечества» 1 113.8kb.
Методическая разработка к практическому занятию по учебной дисциплине... 1 289.12kb.
Методическая разработка к практическому занятию по учебной дисциплине... 2 526.55kb.
Методическая разработка к практическому занятию по учебной дисциплине... 1 304.48kb.
Методическая разработка для преподавателя по проведению практического... 1 82.71kb.
Методическая разработка к практическому занятию по учебной дисциплине 1 296.8kb.
Методическая разработка: Игра «Что? Где? Когда? Знаю ли я природу». 1 263.65kb.
Цибушкина Надежда Константиновна г. Солигалич 2013 пояснительная... 1 70.62kb.
Методическая разработка Мастер класс «Технология изготовления искусственного... 1 59.04kb.
А. Ю. Саломатин Модернизационные и постмодернизационные процессы... 1 371.02kb.
Российская академия наук Сибирское отделение 1 29.05kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методическая разработка темы «Военная история Отечества в лицах» - страница №1/3

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей города Костромы

«Центр внешкольной работы «Беркут»

имени Героя Советского Союза О.А. Юрасова»



Методическая разработка темы

«Военная история Отечества в лицах»

образовательной программы дополнительного образования детей «Военная история»



Разработали:

педагог дополнительного образования

Сутягин А.Д.

методист

Галочкина Л.А.

Кострома 2012 год



Пояснительная записка

Игра-путь детей к познанию мира,

в котором они живут и который

призваны изменить.

А.М. Горький

2012 год объявлен Президентом РФ Д.А. Медведевым Годом истории России. Так совпало, что ряд юбилеев тесно связан с русской государственностью: 1150 лет со дня создания российского государства, двухсотлетие победы в первой Отечественной войне, четырехсотлетие ополчения Минина и Пожарского, 770 лет со дня победы русских под предводительством Александра Невского на Чудском озере, 150-летие со дня рождения Петра Столыпина.

Историю любой страны верстают люди. История России - не исключение. Среди множества легендарных людей есть и знаменитые полководцы, которые прославили не только нашу страну, но стали мировыми легендами, удивившие мир и запомнившиеся благодаря своему вкладу в мировую историю. Знать этих людей, понимать, какой вклад они внесли – одна из задач любого поколения. Человек, знающий свои корни, причисляет себя к отечеству.

Если утверждать, что знание исторических событий прошлого не нужно, то о каком патриотизме среди молодежи может идти речь, что должно стать стержнем, объединяющим народ? История не учит, она скорее воспитывает человека думающего и свободного в своих суждениях, способного отличить правду от пропаганды и внушаемой идеологии. По факту она нужна для понимания своей собственной личности.

Учреждения дополнительного образования в своей деятельности стремятся воспитать чувство патриотизма, развить познавательный интерес к различным областям знаний, развить самостоятельность, восприятие, воображение, коммуникативные способности и другие личностные качества.

Один из методов работы с учащимися в учреждениях дополнительного образования - это игра. Проведение интеллектуальных игр позволяет в занимательной форме дополнить и расширить знания обучающихся в различных предметных областях. Позволяет многократно, в разных сочетаниях повторять не только то, что пройдено, но и то, что выходит за рамки школьной программы.

Исторические интеллектуальные игры широко используются в ЦВР «Беркут» в ходе изучения курса «Военная история» и являются важной составной частью учебной работы познавательного характера. В подобных играх широко используется материал о героическом прошлом, о национально-освободительных движениях, о людях труда, о вкладе каждого исторического деятеля в дело прогресса человечества. Материал исторических интеллектуальных игр способствует воспитанию у обучающихся патриотизма, вызывает у них чувство гордости за прошлое своего народа. Результативность исторических интеллектуальных игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности комплекса игр в сочетании с теоретическими учебными занятиями.

Интеллектуальная историческая игра «Знаменитые люди» завершает тему «Военная история Отечества в лицах» образовательной программы дополнительного образования детей «Военная история» в Центре внешкольной работы «Беркут». Подготовка и проведение игры занимает в программе два учебных часа.

Данную историческую интеллектуальную игру мы предлагаем учителям истории, преподавателям военно-исторических дисциплин в учреждениях дополнительного образования, которые проводят занятия для учащихся 13-15 лет. Она может проводиться в начале учебного года для проверки знаний учащихся, а также как отдельно взятое мероприятие. Элементы данной игры можно вводить в качестве раздаточного материала на занятиях и уроках, игру можно проводить на повторительно-обобщающих занятиях и уроках.

Отличительной особенностью данной интеллектуальной игры является наличие ролевого элемента при проведении игры. Участники в начале получают игровую вводную и, отвечая на вопросы, выполняют определенное игровое задание.


Цель: Развитие устойчивого познавательного интереса к истории Отечества.

Задачи:

  1. Дополнить знания обучающихся о знаменитых в истории людях.

  2. Развить инициативность и самостоятельность при поиске исторического материала, выходящего за рамки школьного учебника.

  3. Проверить уровень усвоения темы образовательной программы «Военная история».

  4. Развить навыки кратко и четко формулировать ответы на вопросы.

  5. Создать условия для взаимодействия и сотрудничества воспитанников.
  6. Способствовать расширению кругозора учащихся через использование дополнительных исторических источников.

  7. Вырабатывать историческое самосознание – осознанную сопричастность к прошлым событиям.


Условия реализации:

Игра рассчитана на обучающихся 13-15 лет (ученики 7-9 классов общеобразовательных школ).

Для проведения интеллектуальной игры необходимо следующее материально-техническое обеспечение:


    • Помещение для проведения игры. Место игры должно соответствовать ее сюжету, содержанию, подходить по размеру для количества играющих; быть безопасным, удобным для воспитанников; не иметь отвлекающих факторов (не быть проходным местом для посторонних, местом иных занятий);

    • Столы (в зависимости от количества участников);

    • Стулья (в зависимости от количества участников);

    • Стол и 3-5 стульев для жюри;

    • Бумага А 4 (в зависимости от количества участников);

    • Ручки (в зависимости от количества участников);

    • Наглядные материалы для показа участникам (портреты);

    • Музыкальный центр;

    • Аудиозаписи;

    • Материалы для оформления помещения (картины, модели, макеты);

    • Мультимедийная установка;

    • Экран;

    • Дипломы победителей;

    • Призы победителям и участникам на ваше усмотрение.

Методические рекомендации:

В интеллектуальной игре могут участвовать от 2 и более команд по 4-5 человек в каждой.

Главная задача игроков – собрать полное досье на знаменитого человека, открывая сейфы, правильно ответив на вопросы ведущего.

Для выявления команды-победителя формируется жюри в составе 3-5 человек из педагогического коллектива, выпускников, родителей.


Подготовка и проведение интеллектуальной игры включает в себя несколько этапов и операций.

Подготовительный этап.

Подготовка данного мероприятия начинается за 2 недели до его проведения.


Подготовка с участниками предполагает:

  1. Информирование учащихся о предстоящем мероприятии. Информирование может быть осуществлено в разных формах. Например, в форме красочной афиши и приглашений каждому курсу (классу, отряду). Информирование может быть в виде театральной зарисовки, когда к учащимся на занятия приходят педагоги в костюмах разных веков, либо конкретные исторические персонажи и просят разрешить их спор и др.

  2. Подготовка совместно с участниками необходимого художественного оформления места проведения игры. Оформление должно соответствовать теме интеллектуальной игры. Помещение, в котором будет проходить интеллектуальная игра, оформляется плакатами, картинами со знаменитыми людьми и полководцами разных веков и разных родов войск. Для проведения данной игры обязательны портреты Суворова А.В., Нахимова П.С., А. Невского, Кутузова М.И.

  3. Подготовка совместно с участниками необходимого музыкального оформления игры. Музыкальное оформление рекомендуется подобрать соответственно теме мероприятия. Участники игры подбирают музыкальные композиции для начала и окончания игры, а также для заполнения паузы во время обдумывания ответа на вопрос игры. Необходимо записать музыкальное оформление на один носитель, совместимый с проигрывающей аппаратурой. Мы рекомендуем начинать мероприятие с композиции «Седьмая симфония» Д.Д. Шостаковича. Закончить игру предлагается маршем Д. Тухманова «День Победы». А время на обдумывание вопроса заполнить музыкой из вальса М. Блантера «В лесу прифронтовом».

  4. Повторение пройденного учебного материала, прочтение литературы участниками игры (список литературы).

  5. Перед мероприятием необходимо проинструктировать обучающихся по технике безопасности (инструкция по охране труда при проведении массовых мероприятий в вашем учреждении).


Подготовка с педагогами предполагает:

  1. Назначить ответственного педагога за проведение и подготовку данного мероприятия.

  2. Разработать схему решения организационных вопросов (определение сроков, выбор места проведения мероприятия).

  3. Подготовить материально-техническое обеспечение для проведения мероприятия в соответствии со списком.

  4. Подготовить сценарий игры и вопросы, соответствующие возрасту участников. Помимо вопросов в игре можно использовать кроссворды, ребусы и другие формы заданий для интеллектуальных игр (приложение 1). Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т.п. В нашем случае вопросы подбирались в соответствии с темой образовательной программы «Военная история». При наличии в учреждении мультимедийной установки вопросы и ответы демонстрируются на экране, а для этого необходимо подготовить презентацию для демонстрации в соответствии с вопросами игры.

  5. Определить жюри из числа педагогов, а так же на ваше усмотрение из числа выпускников, родителей.

  6. Определить ведущего игры, это может быть как учащийся, так и педагог.

  7. Подготовить костюм для ведущего (приложение 2).

Этап проведения.

День проведения интеллектуальной игры – важный день для участников и организаторов. Чтобы игра понравилась всем участникам, необходимо помнить следующее:



  1. Знать точное время начала и окончания игры.

  2. Проверить, как работает аппаратура.

  3. Убедиться, что музыка записана на соответствующих носителях.

  4. Расставить стулья для участников и зрителей.

  5. Подготовить место для жюри.

  6. Создать необходимый антураж в соответствии с темой мероприятия (костюм ведущего, оформление художественное и музыкальное).

  7. Необходимо распределить дежурство педагогов в зале, у входа в образовательное учреждение. Это рекомендуется сделать для поддержания порядка во время игры.

  8. Проинформировать участников о правилах и схеме проведения игры. Объяснение игры является ответственным моментом . Игру следует объяснять кратко и точно непосредственно перед ее началом. В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержании, и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе, объяснение значения игровых аксессуаров и т.д. (сценарий проведения игры).

  9. В процессе проведения игры рекомендуется использовать вместо слова «вопрос» - «спец. задание», вместо «ведущий» - «начальник спец. отдела НКВД», вместо «команда» - «спец.подразделение».


Схема и правила проведения интеллектуальной игры.

Схема:


    • В начале игры ведущий рассказывает игровую вводную.

    • После вводного инструктажа участники делятся на 4 команды (команд может быть больше). Варианты деления на команды (приложение 3).

    • После деления ведущий дает характеристику четырех знаменитых людей. Команда, которая по описанию ведущего узнает знаменитого человека и указывает на его портрет (портреты нескольких известных людей расположены на стене кабинета, среди них находятся четверо, досье на которых необходимо собрать) получает чистый бланк досье на этого человека (приложение 4).

    • Затем ведущий задает вопросы одновременно всем командам, через 1 минуту (в это время звучит музыка) представители команд, у которых есть ответ на вопрос, поднимают руку, затем команды сдают бланки со своими ответами в жюри. Когда все ответы сданы, ведущий называет правильный ответ и комментарии к нему, при наличии.

    • Оформление досье, доклады участников игры.

    • Подведение итогов, награждение победителей.

Правила:

  • За каждый правильный ответ команда получает часть утерянного досье, которое состоит из 10 элементов: фото полководца и 9 частей текста (приложение 5). Если команда отвечает на вопрос неправильно, то часть досье она не получает.

  • В случае если ответ команды содержит более одной версии, ответ не засчитывается.

  • Все команды отвечают на заранее оговоренное количество вопросов, в нашем случае 18. В вашей игре количество вопросов может быть меньше или больше в зависимости от того сколько частей досье вы приготовите.

  • Победителем считается команда, ответившая на большее количество вопросов, собравшая и представившая жюри полное оформленное досье на знаменитого человека.

Заключительный этап.

После игры рекомендуется провести анализ интеллектуальной игры с участниками и организаторами. Обсуждение можно построить в форме «вопрос-ответ», анкеты, неформального общения за чаем и др. Во время анализа мероприятия необходимо «снять» ожидания участников перед игрой, узнать совпали ли они с результатом, выявить плюсы и минусы при организации игры во время подготовки и во время непосредственного проведения. Обязательно поблагодарить всех участников и организаторов.



Ожидаемые результаты

Участие в любой игре изначально создает атмосферу радости, бодрости и воодушевляет участников. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего воспитанникам не просто механически вспоминать известное, а мобилизировать все свои знания, думать, сопоставлять, анализировать, выбирать главное, оценивать.

Участие в интеллектуальной игре «Знаменитые люди»:


  • дополнит знания обучающихся об известных полководцах, конструкторах, командирах Отечества;

  • позволит развить инициативность и самостоятельность при поиске исторического материала, выходящего за рамки школьного учебника;

  • позволит развить навыки кратко и четко формулировать ответы на вопросы;

  • позволит сформировать навыки сотрудничества и взаимодействия в команде.

  • выявить уровень усвоения темы «Военная история Отечества в лицах»;

  • следующая страница >>



Вам всегда будет не хватать либо времени, либо денег. «Закон технологии Лернера»
ещё >>