Менеджмент организаций Нижний Новгород 2008 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции. 10 2060.14kb.
Решение № г. Нижний Новгород >24. 02. 2010 г. 5/3 1 37.11kb.
Решение № г. Нижний Новгород >26. 03. 2010 г. 9/6 1 58.08kb.
Решение № г. Нижний Новгород >24. 11. 2011 г. 53/2 1 26.62kb.
Проект программа проведения межрегионального выездного семинара –... 1 35.67kb.
Встреча нового 2013 года в риге ! «Открой для себя прибалтику» 1 66.04kb.
Г. Нижний Новгород, 603005 г. Нижний Новгород 1 63.69kb.
Туристическая фирма евротур 1 49.95kb.
Учебно-методическое пособие 26. 03 Нижний Новгород 2008 5 1127.95kb.
Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции с... 22 4481.75kb.
Нижегородское отделение) Холм Поэтов Выпуск 5 (юбилейный) Нижний... 10 3295.73kb.
Совещание 10: 00 1 399.89kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Менеджмент организаций Нижний Новгород 2008 - страница №1/1



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

А.Г. Кулев
ЛОГИСТИКА
ПРОГРАММА КУРСА И ПРАКТИКУМЫ

Рекомендовано методической комиссией факультета социальных наук

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по направлению подготовки 080507 «Менеджмент организаций»

Нижний Новгород

2008

УДК 519.2



ББК С 56

К 90


К 90. Кулев А.Г. ЛОГИСТИКА: Программа курса и практикумы. Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2008. – 14 с.
Данное пособие предназначено для студентов специальности «Менеджмент организации», специализирующихся в области управления социальными организациями. Содержит программу курса, конкретные ситуации, список основной и дополнительной литературы, контрольные вопросы. Наряду с традиционными лекциями планируется анализ конкретных ситуаций (case study).

Рецензент: профессор кафедры «Управление инновационной деятельностью» НГТУ им. Р.Е. Алексеева д-р техн. наук, профессор О.В. Федоров

УДК 519.2

ББК С 56



© Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2008



Пояснительная записка

Данный курс знакомит студентов Нижегородского государственного университета с базовыми принципами управления и оптимизации материальных и сопутствующих потоков в логистической системе предприятия в целях оптимизации общих затрат в логистической цепи «закупки – производство – распределение – продажа». Логистический подход к анализу деятельности современных предприятий предоставляет новые источники повышения их конкурентоспособности и эффективности.

Цель курса – формирование навыков применения логистического подхода к организации предпринимательской деятельности и управлению организацией на основе международного опыта создания и функционирования логистических систем и служб логистики на предприятиях.

Задачи курса:



  • овладение знаниями об основных логистических концепциях и базовых логистических системах;

  • ознакомление с принципами организации и содержанием деятельности основных направлений логистики;

  • формирование навыков использования методов дифференциации и оптимизации логистических процессов, проектирования систем управления запасами, складской и транспортной систем и расчёта их основных показателей;

  • привитие обучающимся логистической управленческой культуры.

Программа предусматривает как аудиторные (лекции и практические занятия), так и самостоятельные виды учебно-познавательной деятельности студентов: лекции-беседы по наиболее сложным темам и вопросам курса, обсуждение со студентами ключевых проблем логистического управления на основе прочтения ими рекомендованной литературы, консультирование и методическую помощь в организации самостоятельной работы над курсом.

Для успешного усвоения материала курса студенты должны обладать выраженными знаниями в области экономической теории, экономики предприятия, основ математического анализа, теории вероятностей, статистики, основ менеджмента и маркетинга, стратегического планирования.



Общая трудоёмкость дисциплины составляет 102 часа. Распределение этого времени по видам занятий приведено в тематическом плане.

Формой итогового контроля знаний является экзамен.

В состав данного пособия входят: пояснительная записка – аннотация курса, тематический план и основные дидактические единицы, содержание практических заданий для самостоятельного выполнения, список рекомендованной литературы, контрольные вопросы для подготовки к экзамену.



Тематический план





Название

темы

Трудоемкость

Очная форма

обучения

Заочная форма

обучения

Лекции

Практ. занятия

СРС

Лекции

Практ. занятия

СРС

  1. Научные основы логистики

10

2

0

8

1

0

9

  1. Основы логистического управления

10

2

2

6

1

0

9

  1. Управление заказами и логистика производственных процессов

17

4

6

7

2

2

13

  1. Управление закупками

15

4

4

7

2

2

11

  1. Управление транспортным процессом

12

3

3

6

2

2

8

  1. Управление распределением и сбытом

12

3

3

6

1

2

9

  1. Управление запасами

16

4

4

8

2

2

12

  1. Управление складированием

10

2

4

4

1

2

7

Итого часов:

102

24

26

52

12

12

78

Форма контроля знаний:

экзамен

Раздел первый
ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ И ЛОГИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Тема 1. Научные основы логистики
Понятие и эволюция логистики. Принципы и цель логистики. Роль и место логистики в организации. Факторы и тенденции развития логистики. Задачи, функции и виды логистической деятельности.

Понятие и параметры потока. Виды и классификация логистических потоков. Логистические операции. Логистические функции. Сущность, виды и классификация логистических систем. Основные элементы логистической системы. Издержки и эффективность логистической системы.



Тема 2. Основы логистического управления
Сущность, цели и задачи логистического управления. Выбор организационной структуры службы логистики. Взаимодействие логистики и маркетинга. Разработка логистической стратегии. Внедрение микрологистических концепций и систем.

Понятие и виды логистических информационных систем. Логистические информационно-компьютерные технологии и их применение в управлении логистическими процессами.



Раздел второй
НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Тема 3. Управление заказами и логистика производственных процессов
Сущность и цели управления заказами. Составляющие цикла заказа. Обработка и выполнение заказов потребителей. Автоматизированная система управления заказами.

Взаимодействие управления заказами с операционным менеджментом. Организация материальных потоков в производстве. Организация производственного процесса во времени. Иерархическое планирование производства. Совокупное планирование производства. Методы совокупного планирования. Календарное планирование. Цеховое управление.



Тема 4. Управление закупками
Логистический цикл закупок и затраты на его выполнение. Основные функции и методы управления закупками. Планирование потребности в материальных ресурсах. Управление цепью поставок. Организация закупок. Модели оптимизации и дифференциации закупаемых материалов: AHM- и ABC-анализ. Закупки «точно в срок». Закупки на международном рынке. Критерии и формы выбора поставщиков. Правовые основы закупок.

Тема 5. Управление транспортным процессом
Объекты и субъекты транспортной системы. Транспортная характеристика и классификация грузов. Транспортное оборудование. Виды магистрального транспорта и критерии их выбора. Рейтинговая оценка и выбор перевозчика. Системы транспортировки грузов и их характеристика.

Транспортные затраты. Понятие и классификация грузовых тарифов. Повременная и сдельная схемы оплаты перевозки. Транспортная документация. Упаковка и маркировка грузов.



Тема 6. Управление распределением и сбытом
Логистические системы и каналы распределения. Методы распределения. Логистические решения в зависимости от этапов жизненного цикла товара. Виды, функции и задачи логистических посредников. Критерии выбора оптимального посредника. Модели распределения и контроля товарных запасов. Сетевая логистическая модель сбыта.

Тема 7. Управление запасами
Понятие и причины создания товарно-материальных запасов. Издержки на содержание запасов. Задачи и методы управления запасами. Определение потребности и нормирование запасов. Оптимизация размера заказа и времени между заказами.

Основные модели систем управления заказами: модель с фиксированным объёмом и модель с фиксированным периодом. Другие системы и проблемы управления запасами. Управление запасами при зависимом спросе. MRP-системы.



Тема 8. Управление складированием
Функции и классификация складов. Формирование системы складирования. Логистический процесс на складе. Оптимальная организация логистического процесса на складе. Складское оборудование. Тара и упаковка. Показатели интенсивности работы склада. Проблемы организации и управления складом. Количество складов и размещение складской сети. Планировка и расчёт площади складов.

ПРАКТИКУМЫ




Практикум 1
Выполнение практического задания

Управление закупками1
Цель работы: изучить методику определения количественной и стоимостной структуры потребности в закупаемых материалах и провести АВС-анализ данной номенклатуры материалов.

Порядок выполнения работы:

1. По исходным данным, представленным в табл. 1.1, определить частную (по каждому материалу) и общую потребности в финансовых ресурсах на закупку материалов.

2. Рассчитать количественную и стоимостную структуру потребности в каждом виде закупаемых материалов и представить результаты в табличном виде.

3. Построить кривую распределения Лоренца и провести АВС-анализ закупаемых материалов.


Таблица 1.1


позиции материала

Показатели

Варианты

A

B

C

D

E

1

Цена материала, руб.

100

120

130

140

150

1

Количество материала, физ. ед.

50

60

70

80

90

2

Цена материала, руб.

300

320

330

340

350

2

Количество материала, физ. ед.

100

120

140

150

160

3

Цена материала, руб.

500

520

530

540

550

3

Количество материала, физ. ед.

20

22

24

25

30

4

Цена материала, руб.

800

820

830

840

850

4

Количество материала, физ. ед.

2500

2600

2800

2900

3000

5

Цена материала, руб.

1000

1200

1300

1400

1500

5

Количество материала, физ. ед.

800

820

830

840

850

6

Цена материала, руб.

3000

3200

3400

3500

3600

6

Количество материала, физ. ед.

500

520

530

540

550

7

Цена материала, руб.

5000

5200

5400

5500

5600

7

Количество материала, физ. ед.

100

120

130

140

150

8

Цена материала, руб.

8000

8200

8300

8400

8500

8

Количество материала, физ. ед.

1000

1200

1300

1400

1500

Задание для каждого студента индивидуальное. Вариант задания определяется по его номеру в списке группы. Например, студент, находящийся в списке группы под номером 10, решает задачу варианта Е с корректировкой исходных данных на коэффициент 0,9. Если полученные результаты являются некорректными, то допускается незначительное изменение исходных данных по усмотрению студента. При выполнении расчётов результат следует округлять до сотых.


Таблица 1.2


Поправочный коэффициент

Вариант

A

B

C

D

E

0,85

1

2

3

4

5

0,90

6

7

8

9

10

0,95

11

12

13

14

15

1,00

16

17

18

19

20

1,05

21

22

23

24

25

1,10

26

27

28

29

30

1,15

31

32

33

34

35



Практикум 2
Анализ конкретной ситуации (case study)
Nichols Company2
Похоже, этот декабрьский день не сулил Джо Уильямсу, президенту Nichols Company (NCO), ничего хорошего. Он сидел в своём офисе, посматривая на тлеющие в камине поленья и безуспешно пытаясь привести в порядок свои мысли. Вдруг кто-то тихонько постучал в дверь. «Только этого мне не хватало, – пробормотал м-р Уильямс. – Ни минуты покоя от этих посетителей!»

Непрошенным посетителем оказался Барни Томпсон, директор по маркетингу. «Важный клиент только что аннулировал крупную закупку изделий А, потому что мы вовремя не выполнили заказ на поставку труб. Так не может дальше продолжаться. Мои торговые представители буквально из кожи вон лезут, пытаясь найти для фирмы новых клиентов, а наш менеджер по производству не может обеспечить своевременные поставки продукции».

В течение нескольких последних месяцев производство в NCO постоянно лихорадит. В компании накопились большие товарно-материальные запасы; в то же время периодически ощущается нехватка то одних, то других изделий. Это приводит к постоянному нарушению сроков выполнения заказов, нарастанию потока жалоб со стороны клиентов и аннулирование договоров. Ещё более усложняют проблему чрезмерные объёмы сверхурочных работ.


История



Nichols Company была основана Джо Уильямсом и Петером Шаапом, выпускниками Аризонского университета США. Много воды утекло с тех пор, как Уильямс и Шаап основали компанию. М-р Шаап покинул своего бывшего компаньона и занимается сейчас операциями с недвижимостью в Куинсленде (Австралия). Под руководством м-ра Уильямса NCO диверсифицировала свою деятельность и начала выпускать широкий спектр продукции.

В настоящее время в NCO работают 355 штатных сотрудников, непосредственно занятых в производстве трёх основных продуктов: А, В и С. Окончательная сборка выполняется в приспособленном помещении товарного склада, расположенного по соседству с основным предприятием NCO.




Совещание

На следующий день м-р Уильямс созвал совещание, чтобы разобраться с проблемами, обрушившимися на NCO, и выработать основу для принятия решений, которые помогли бы справиться с этими проблемами. На совещании, помимо Джо Уильямса и Барни Томпсона, присутствовали Фил Брайт, ответственный за управление производством и запасами, Тревор Хансен, руководитель службы закупок, и Стив Кларк из бухгалтерии.

Совещание продолжалось до самого обеда. Обсуждение проходило весьма бурно.

М-р Брайт сказал: «»Прогнозы, выдаваемые отделом маркетинга, никуда не годятся. Чтобы поспевать за текущим спросом, нам постоянно приходится выпускать ускоренными темпами то одну, то другую продукцию. Отсюда увеличение объёмов сверхурочных работ».

М-р Томпсон сказал: «Мы постоянно испытываем нехватку продукции. Нам требуется большой запас конечной продукции. Если бы у меня было достаточно товара, мои торговые представители могли бы продавать на 20% больше продукции, чем сейчас».

М-р Кларк сказал: «Ни в коем случае! Уровень наших запасов и без того непозволительно высок. Мы не можем позволить себе повышать расходы на хранение. Я уж не говорю о том, что быстрые изменения технологии ведут к ещё большему разрастанию запасов, немалая часть которых безнадёжно устаревает».

М-р Брайт сказал: «Единственный способ удовлетворить наши жёсткие требования к расходам – масштабные закупки».

К концу совещания м-р Уильямс получил массу информации, но так и не выработал какого-то плана. Что, по Вашему мнению, ему следует делать? Чтобы ответить на конкретные вопросы в конце этого материала, воспользуйтесь табл. 2.1-2.4, в которых приведены необходимые данные.




Вопросы





  1. Не принимая во внимание ограничения, связанные с загрузкой обрабатывающих центров, составьте MRP-график и график загрузки мощностей четырёх обрабатывающих центров.

  2. Ниже указаны мощности обрабатывающих центров и соответствующие затраты. Повторите п. 1, составив реальный график (в пределах реальных мощностей обрабатывающих центров); вычислите соответствующие расходы. Сделайте это, корректируя лишь основной план производства. Попытайтесь минимизировать общие затраты производства на 27 недель.

  3. Допустим, что конечные изделия нужно заказывать в количествах, кратных 100 штукам, компоненты – в количествах, кратных 500 штукам, а сырьё – в количествах, кратных 1000 единицам. Как это повлияет на составленный Вами график?







Мощность

Затраты

Обрабатывающий центр 1

Доступно 6000 часов

$20 в час

Обрабатывающий центр 2

Доступно 4500 часов

$25 в час

Обрабатывающий центр 3

Доступно 2400 часов

$35 в час

Обрабатывающий центр 4

Доступно 1200 часов

$65 в час




Вид затрат

Стоимость,

долл. за шт.

Затраты на хранение запасов:

  • Конечные изделия А, В и С

2,00

  • Компоненты D, E, F, G и H

1,50

  • Сырьё I

1,00 на единицу

Издержки из-за образования задолженности по заказам

  • Конечные изделия А, В и С

20

  • Компоненты D, E, F, G и H

14

  • Сырьё I

8 на единицу

Для решения задачи, касающейся Nichols Company, воспользуйтесь MS Excel.



Упрощающее допущение. Чтобы запустить программу, вначале понадобится какое-то время, поскольку MRP перегружает систему. Допустим, с целью упрощения, что прогнозы (следовательно, потребности) нулевые для периодов 1-3. Допустим также, что начальный запас, указанный в табл. 2.3, есть в нашем распоряжении с 1-й недели. Для основного плана производства можно воспользоваться только конечными изделиями А, В и С.

Чтобы изменить объёмы производства, отрегулируйте только количество продуктов А, В и С. Не регулируйте объёмы D, E, F, G, H и I. Их необходимо увязать таким образом, чтобы изменения А, В и С автоматически регулировали D, E, F, G, H и I.


Таблица 2.1

Списки материалов для продуктов А, В и С


Продукт А

Продукт В

Продукт С

A







B







C










D (4)







F (2)







G (2)










I (3)




G (3)










I (2)




E (1)










I (2)




H (1)







F (4)





















Таблица 2.2



Карта загрузки обрабатывающих центров


Компонент

Номер обра­батывающего центра

Нормы времени (нормо-часы на изделие)

Компонент

Номер обра­батывающего центра

Нормы времени (нормо-часы на изделие)

Продукт А

1

0,20

Компонент E

2

0,15

4

0,10

4

0,05

Продукт В

2

0,30

Компонент F

2

0,15

4

0,08

3

0,20

Продукт С

3

0,10

Компонент G

1

0,30

4

0,05

2

0,10

Компонент D

1

0,15

Компонент H

1

0,05

4

0,10

3

0,10

Таблица 2.3



Уровни запасов и сроки выполнения заказов
для каждого компонента списка материалов в начале 1-й недели



Компонент

Наличный запас (штук)

Время выполнения заказа (недели)

Продукт А

100

1

Продукт В

200

1

Продукт С

175

1

Компонент D

200

1

Компонент E

195

1

Компонент F

120

1

Компонент G

200

1

Компонент H

200

1

Сырьё I

300

1

Таблица 2.4



Прогнозируемая потребность на недели 4-27


Неделя

Продукт А

Продукт В

Продукт С

Неделя

Продукт А

Продукт В

Продукт С

1










15

1900

1900

1500

2










16

2200

2300

2300

3










17

2000

2300

2300

4

1500

2200

1200

18

1700

2100

2000

5

1700

2100

1400

19

1600

1900

1700

6

1150

1900

1000

20

1400

1800

1800

7

1100

1800

1500

21

1100

1800

2200

8

1000

1800

1400

22

1000

1900

1900

9

1100

1600

1100

23

1400

1700

2400

10

1400

1600

1800

24

1400

1700

2400

11

1400

1700

1700

25

1500

1700

2600

12

1700

1700

1300

26

1600

1800

2400

13

1700

1700

1700

27

1500

1900

2500

14

1800

1700

1700















Литература



Учебники и учебные пособия (ко всему курсу):

  1. Вакуленко, Р.Я. Логистика: Учебное пособие / Р.Я. Вакуленко, С.Б. Вдовина, А.А. Вдовин, М.Ю. Пухова. – Н. Новгород: НИМБ, 2005.

  2. Гаджинский, А.М. Логистика: Учебник / А.М. Гаджинский. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999.

  3. Логистика: Учебное пособие / Под ред. Б.А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 2000.

  4. Неруш, Ю.М. Логистика: Учебник / Ю.М. Неруш. – М.: ЮНИТИ, 2001.

  5. Сергеев, В.И. Логистика в бизнесе: Учебник / В.И. Сергеев. – М.: ИНФРА-М, 2001.

  6. Колобов, А.А. Основы промышленной логистики: Учебное пособие / А.А. Колобов, И.Н. Омельченко. – М.: Изд-во МГТУ, 1998.

  7. Модели и методы теории логистики. Учебное пособие / Под ред. В.С. Лукинского – СПб.: Питер, 2003.

  8. Практикум по логистике: Учебное пособие / Под ред. Б.А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 1999.

  9. Семененко, А.И. Логистика. Основы теории: Учебник / А.И. Семененко, В.И. Сергеев. – СПб.: Издательство «Союз», 2001.

  10. Сковронек, Ч. Логистика на предприятии. Учебно-методическое пособие / Ч. Сковронек, З. Сариуш-Вольский. – М.: «Финансы и статистика», 2004.



Основная литература:

  1. Бауэскос, Д. Логистика. Интегрированная цепь поставок / Д. Бауэскос, Дж. Класс. – М.: Олимп-Бизнес, 2001.

  2. Гаджинский, А.М. Практикум по логистике / А.М. Гаджинский. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999.

  3. Головкин, Н.Н. Аспекты прикладной логистики / Н.Н. Головкин, К.С. Старцев, О.В. Федоров. – М.: ИНФРА-М, 2002.

  4. Кристофер, М. Логистика и управление цепочками поставок / Под общ. ред. В.С. Лукинского. – СПб.: Питер, 2004.

  5. Чейз, Р.Б. Производственный и операционный менеджмент / Р.Б. Чейз, Н. Дж. Эквилайн, Р.Ф. Якобс. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2001.



Дополнительная литература:

  1. Голиков, Е.А. Маркетинг и логистика / Е.А. Голиков. – М.: ИД «Дашков и К», 1999.

  2. Линдерс, М.Р. Управление снабжением и запасами. Логистика / М.Р. Линдерс, Г.Е. Фирон. – СПб.: ООО «Издательство Полигон», 1999.



Контрольные вопросы




  1. Понятие и эволюция логистики.

  2. Концепция логистики.

  3. Факторы развития логистики.

  4. Глобальная логистика.

  5. Цель и миссия логистики.

  6. Виды и классификация логистических потоков.

  7. Характеристика материального и сервисного потоков.

  8. Логистические функции.

  9. Логистические операции.

  10. Логистические системы.

  11. Издержки и эффективность логистической системы.

  12. Организация логистического управления.

  13. Типы организационных структур службы логистики.

  14. Маркетинговая логистика.

  15. Логистическая стратегия.

  16. Построение интегрированной логистики.

  17. Логистические информационные системы.

  18. Логистические информационно-компьютерные технологии.

  19. Система управления заказами.

  20. Логистические производственные системы.

  21. Стратегии и методы управления закупками. АВС- и АНМ-анализ.

  22. Функции управления закупками.

  23. Критерии выбора поставщиков.

  24. Системы транспортировки грузов.

  25. Критерии выбора перевозчиков.

  26. Проблемы управления транспортировкой.

  27. Методы управления запасами.

  28. Системы управления запасами.

  29. Логистические системы распределения.

  30. Модель распределения XYZ-анализ.

  31. Проблемы организации и управления складом.

  32. Система складирования и её элементы.

  33. . Показатели интенсивности работы склада.

Антон Георгиевич Кулев



ЛОГИСТИКА
Учебно-методическое пособие

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

603950, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23
Подписано в печать 2007 Формат 60х84 1/16.

Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура Таймс.

Усл. печ. л. 0,5. Уч.-изд.л.

Заказ № Тираж 100 экз.

Отпечатано в типографии Нижегородского госуниверситета

им. Н.И. Лобачевского

603000, Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 37.

Лицензия ПД №18-0099 от 14.05.01




1 Источник: Вакуленко, Р.Я. Логистика: Учебное пособие / Р.Я. Вакуленко, С.Б. Вдовина, А.А. Вдовин, М.Ю. Пухова. – Н. Новгород: НИМБ, 2005. – С. 83-84.

2 Источник: Чейз, Р.Б. Производственный и операционный менеджмент / Р.Б. Чейз, Н. Дж. Эквилайн, Р.Ф. Якобс. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. – С. 531-533.






Ничто так не мешает видеть, как точка зрения. Дон-Аминадо
ещё >>