Международное право и применение его институтов в судебной защите в республике беларусь - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы к экзамену по дисциплине «Международное право» 1 58.1kb.
Гражданско-правовая презумпция по российскому законодательству: содержание... 1 295.13kb.
Международное право является продуктом длительного исторического... 1 107.77kb.
Международное морское право 1 298.79kb.
89. Международное экономическое право. Морское право; воздушное право; 1 67.06kb.
Пояснительная записка Программа государственного экзамена составлена... 1 217kb.
Памятка иностранным гражданам, пребывающим в республике беларусь 1 28.17kb.
Рабочая программа дисциплины Международное миграционное право Цикл... 1 297.87kb.
Нарушение договорного обязательства и его правовые последствия: основные... 1 412.43kb.
Ректор учреждения образования 5 1025.38kb.
Рабочая программа дисциплины подготовки аспирантов по специальности... 2 669.28kb.
История международного права и его науки классического периода 1 175.23kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Международное право и применение его институтов в судебной защите в республике беларусь - страница №1/4

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И ПРИМЕНЕНИЕ ЕГО ИНСТИТУТОВ В СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 Людмила Ульяшина, юрист, магистр международного права (Германия, Норвегия)

 Вступление

Данная статья начинает сборник, который содержит теоретические подходы и практические рекомендации по использованию институтов и норм международного права в судебной защите прав женщин и детей в Беларуси.

Задача этой статьи заключается в том, чтобы, проведя краткий обзор развития современного международного права, указать юристам-практикам, на основные направления, понятия и институты этой отрасли права, знания о которых более всего необходимы в их повседневной работе.

С тех пор как в международном публичном праве началась кодифицикация норм, содержащих гарантии индивидуальных прав и свобод человека, эта область международного права выделилась в специальный раздел, и сегодня именуется международным правом по правам человека. Эта отрасль представляет собой   совокупность общих инструментов, концепций и правил, и которые применяются сегодня не только в случаях осуществления защиты в международных инстанциях, но также в национальной судебной практике.

Правила и нормы, разработанные в международном праве о правах человека, обретают характер стандартов, которых должны придерживаться национальные правовые системы в силу того обстоятельства, что основные акты международного права в области прав и свобод человека носят характер обязательных норм права для государств. Таким образом, эти стандарты должны учитываться юристами, осуществляющими правоприменение на национальном уровне. Правильная интерпретация и обоснованное применение этих норм способствует эффективной правовой защите по конкретному делу и ведет и развитию национальных правовых систем в направлении, определяемом базовыми принципами и целями международного сообщества.

Итак, в связи с тем, что в последние десятилетия международное право стало регулирующим инструментом в вопросе защиты индивидуальных гражданских, политических, социальных прав и свобод, эта область права оказалась среди предметов, знание которых являются необходимой базой для успешной юридической практики.

Для юристов из стран, ранее входивших в единую систему социалистического права, институты международной защиты не являлись реальным инструментом в работе, поскольку международные конвенции о правах и свободах, ратифицированные этими государствами, носили скорее декларативный, чем практический характер.

       С момента прекращения существования советского политического и правового поля прошло уже более десяти лет. Бывшие советские республики, ныне самостоятельные суверенные государства, показывают различный уровень открытости своих правовых систем международным стандартам, нормам и институтам[1].

        Эксперты, изучающие вопрос применения международных и в частности европейских стандартов в практике национальных государств, отмечают, что неэффективная имплементация[2]этих норм  обусловлена не только  отсутствием позитивных действий со стороны государства, но также и тем, что юристы не подготовлены к применению норм международного права в повседневной практике[3].

         Практикующие юристы, в том числе белорусские юристы, обладающие знаниями о сути основных институтов международного права и об их взаимодействии с национальной правовой системой, получают возможность использовать новые подходы и аргументы. Эти источники новой аргументации остаются пока в резерве, т.к. обширнейшая практика международных квази-судебных органов не востребована белорусскими юристами в их повседневной судебной практике. Это обстоятельство вызывает сожаление, в том числе и потому, что систематическое применение лучших юридических стандартов было бы чрезвычайно полезно для развития национальной правовой системы.

        Разумеется, нельзя пренебречь тем фактом, что процесс освоения и применения международного права требует от юриста особых усилий по преодолению сложившихся стереотипов, как при подготовке дела, так и осуществлению защиты в суде. В то же время, опыт коллег из стран, уже входящих в систему защиты Европейского Суда по правам человека, показывает перспективность такой работы. Белорусское законодательство предлагает  неплохую правовую базу для тех, кто готов начать работать в этом направлении.

      Необходимость изучить основные принципы работы международно-правовых механизмов в области прав человека, обусловлена и тем, что конституции современных государств, в том числе и Конституция Республики Беларусь, включают в себя каталоги основных прав и свобод индивидуумов, сопоставимые с каталогом прав и свобод ряда международных Конвенций. Эти международные документы действуют на территории Республики Беларусь как источники права, и подлежат исполнению в соответствии с международными стандартами.

Кроме того, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, каждый в  Беларуси имеет право прибегать не только к внутренним средствам правовой защиты, но также обращаться в международные организации, наделенные правом принимать решения по таким обращениям[4]. Очевидно, что реализация этого права возможна лишь в случае, если представители юридических профессий, оказывающие помощь гражданам, владеют необходимыми знаниями в этой области.

        Все сказанное в полной мере относится и к стандартам и решениям международных институтов в той сфере, предметом регулирования которой являются гарантии прав  женщин и детей.

       Таким образом, юрист, осуществляющий оказание правовой помощи в судах, оказывается перед лицом необходимости знать и применять материальные и процессуальные нормы международного права прав человека.     

         Данная статья, служит своеобразным введением в  ту область права, которая для большинства юристов, участвующих в работе по защите и представительству интересов граждан, является относительно новой. Общие сведения о развитии базовых концепций и понятий в современном международном праве, данные в первом разделе этой статьи, помогают получить правильное представление о месте международных норм и стандартов среди национального законодательства, и той роли, которые индивиды и их представители имеют в международном праве, регулирующем права человека.

     Значительное место в статье отводится вопросам соотношения международного и национального права в белорусской правовой системе, а также проблемам практического применения международных норм в области прав и свобод в судопроизводстве. В статье будут представлены существующие механизмы контроля по исполнению международно-правовых обязательств государства, вытекающих из конвенций, регулирующих индивидуальные права и свободы.  Заключительный раздел представляет собой краткое руководство для юристов и описывает последовательность действий при подготовке дела с применением норм международного права в реальной практической деятельности.

 

1. Развитие современного международного права

Классическая модель международного права базировалась на двух главных элементах: национальном суверенитете отдельных государств (что означало абсолютную власть государства в отношении своих подданных) и на принципе невмешательства во внутренние дела государства (никто извне не вправе был контролировать и корригировать действия суверенной власти).

Международное право, которое определялось как право народов, наций, и в котором не было места индивидууму (смотри схему 1 - здесь и далее схемы смотри по ссылке), просуществовало вплоть до Второй мировой войны.

Осознание человечеством невозможности дальнейшего игнорирования положения дел в государствах, в которых происходят массовые нарушения прав и свобод человека, привело к необходимости введения и функционирования общих институтов международного права. Эти институты должны были быть наделены соответствующей компетенцией, а также механизмами контроля и воздействия со стороны мирового сообщества в тех случаях, когда это необходимо, чтобы обеспечивать мир, безопасность и защиту прав человека.

Некоторые авторы называют полувековой период после Второй мировой войны революционным в правовой теории и истории дипломатических отношений, т.к. термины и концепции из области прав и свобод человека впервые появились в лексиконе юристов-международников были закреплены в ряде важнейших международных документах[5].

Создание Организации Объединенных Наций, закрепившей в своем Уставе (1945)[6]новые цели, принципы и институты, действующие в отношении всех государств, символизирует собой начало нового этапа в развитии человечества и  новые ориентиры в работе этого института по сравнению с его преемником Лигой Наций.

В Уставе ООН (1945) широко используется терминология прав и свобод человека. Система международной защиты фундаментальных прав и свобод человека была провозглашена одной из самых важных среди задач современного международного права. Это было поворотным моментом в развитии международного права и дало начало развитию нового направления в международном праве - праву о правах и свободах человека.

Следует знать, что в то время как в базовом документе ООН имеется много ссылок на права и свободы человека, Устав ООН, к сожалению, не содержит определений (дефиниций) этих новых понятий. В связи с этим требовалось разработать и принять документ, который давал бы возможность применять нормы о правах и свободах на практике, а не только в дипломатическом обиходе.

Этим документом стала Всеобщая Декларация прав человека (1948)[7], принятая на заседании Генеральной Ассамблеи ООН.  Декларация стала первым международным документом, который включил в качестве юридических норм права и свободы человека, ранее существовавшие в виде идей, концепций и взглядов в истории, философии и социологии.

Декларация дает определение 30 базовым принципам, которые охватили признанные к этому времени основные права и свободы человека. Несмотря на то, что с точки зрения права, этот документ не имеет обязательного значения для государств (так называемый источник «мягкого права»[8]), он получил очень широкое признание и применяется в том числе в национальной судебной практике при рассмотрении дел, связанных с защитой индивидуальных прав и свобод.

Государства-члены Организации Объединенных Наций, принимая Всеобщую Декларацию, подчеркнули, что права человека являются основой достойного существования, нравственности, справедливости и уважения других людей. Это те принципы, которых необходимо придерживаться всем государствам, для того, чтобы сохранить единый дом для  продолжения человеческого существования.

Таким образом права человека как набор основных моральных прав, соблюдение которых обеспечивает человеку жизнь, основанную на самоуважении, уважении со стороны других и на достоинстве человека, впервые были признаны и кодифицированы в международном праве.

Надо отметить, что благодаря активному участию женских организаций в процессе переговоров и работы над Декларацией, нормы этого документа содержат прогрессивные стандарты, касающиеся равного положения женщин[9].

Несколькими годами ранее в Устав Организации Объединенных Наций также были включены четкие и всеобъемлющие нормы, касающиеся принципа недискриминации на основании пола. Устав ООН ссылается на "равноправие мужчин и женщин" и требует "поощрения и развития уважения к правам человека и основным свободам для всех" без различия пола (ст. 2).

Потребовалось еще почти 20 лет для того, чтобы на базе принятой Декларации были разработаны и приняты Конвенции, обладающие, согласно международному праву, обязательным характером для тех государств, которые их ратифицировали.

Международный Пакт о гражданских и политических правах (1966)[10]и  Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966)[11]вместе с Всеобщей Декларацией прав человека образуют так называемый Билль о правах.

На сегодняшний день большинство государств мира ратифицировали Пакты[12]. Этот факт, безусловно, свидетельствует в пользу того, что государства считают необходимым, (нужно признать, что нередко, к сожалению, только формально), присоединиться к международной системе, которая кодифицируют основные гарантии и защищает основные права и свободы человека.

Для понимания развития международного права о правах человека важно понимать, что права и свободы человека существуют как процесс сложного и противоречивого развития. Как известно, главными сторонами этого процесса выступают интересы государств (как элемент реальный и наиболее прагматичный в политике внешней и внутренней) – с одной стороны, и права и свободы человека (как  элемент идеалистический, либеральный)[13]– с другой стороны. Так было всегда на протяжении истории развития человечества и остается актуальным в настоящее время, что интересы этих двух сторон порождают конфликты и споры. Поскольку в таком споре индивидуум изначально не обладает силой присущей государственному аппарату, человек должен быть защищен  специальной системой созданных норм и процедур, которые должны ограждать личность от необоснованных или неправомерных притеснений со стороны государства. Эта система мер должна действовать во всех сферах, где государство  в лице его представителей осуществляет государственные функции, т.е. как в процессе законодательной, так и в процессе исполнительной или судебной деятельности.

Для того, чтобы оказать поддержку индивидууму и тем самым содействовать достижению идеалов, провозглашенных государствами при принятии международных документов в области индивидуальных прав и свобод, международным сообществом была разработана и достаточно успешно функционирует система международных органов, контролирующих соблюдение прав человека государствами.

Начало в этом процессе было положено, когда в мире стала работать система международных органов, обладающих различной компетенцией, которая позволяла на международном уровне контролировать исполнение конвенций в области прав человека как путем проверки отчетов, предоставленных государствами, так и путем рассмотрения индивидуальных обращений индивидуумов против государства.  Подробнее о деятельности так называемых квази-судебных органов будет рассказано в следующей главе.

Со времени создания международных институтов, контролирующих соблюдение прав человека в национальных государствах, права и свободы личности перестали быть только делом суверенных государств. В случаях нарушений фундаментальных прав и свобод индивидуума государства могли предстать перед лицом международного сообщества, которое в лице его институтов вправе требовать выполнения условия международных конвенций в области прав человека. Государство-нарушитель в этом случае обязано было привести свои национальные законы и практику в соответствие с международными стандартами, разрабатываемыми коллективными усилиями мирового сообщества.

Таким образом, впервые в истории международного права индивидуум получил право апеллировать к международному сообществу в случае нарушения его собственным государством тех обязательств, которые оно приняло на основании международных конвенций. С этого момента юристы-международники должны были признать, что человек с его правами и свободами стал новым субъектом международного права, и вправе был оспаривать действия государства в отношении обязательств последнего признавать, уважать и соблюдать права человека. Введение международной уголовной ответственности индивида привело к тому, что сегодня индивид стал субъектом международного права, наделенного как правами, так и обязанностями[14].

 (Схема 2)  

Следующий этап в развитии международного права о правах человека связан с ролью неправительственных организаций и различных объединений гражданского общества. С каждым годом усиливается роль общественности в деятельности международных институтов. Неправительственные организации получили право представлять альтернативные доклады о состоянии прав человека в стране[15], присутствовать на заседаниях международных организаций и представлять интересы гражданского общества[16].

Это явление было отмечено многими юристами-международниками как продолжение начавшегося процесса усиления роли индивида и неправительственных организаций, выступающих в интересах защиты прав и свобод. Всемирное признание получили роль правозащитников и национальных институтов по правам человека в поощрении и защите прав человека. Декларация ООН о правозащитниках[17] подтвердила право каждого, индивидуально или совместно с другими, поощрять и стремиться защищать и осуществлять права человека и основные свободы на национальном и международном уровнях.

Таким образом на международной арене появились новые квази-субъекты международного права в области прав человека- неправительственные объединения и организации.

(Схема 3)

Следует сказать, что права и свободы, проблемы взаимодействия индивидуума и государства, а также вопросы соразмерности и пределы ограничений в реализации прав и свобод как ключевые вопросы в международном праве о правах человека, постоянно находятся в фокусе внимания целого ряда международных институтов. Эти же проблемы и концепции исследуются в работах философов, политиков, социологов, юристов. Результаты, полученные в ходе таких исследований, используют международные органы при подготовке их решений. Благодаря этому решения базируются на богатом теоретическом материале и имеют концептуальное значение универсального характера.

Следует с сожалением упомянуть тот факт, что международная юстиция имеет недостаточно строгую систему понуждения к исполнению принятых решений[18]. Главным принципом международного права остается консенсус (согласие). Признание решения органа международной юстиции остается делом доброй воли государства. Большинство государств подчиняются решениям этих  международных инстанций и принимают необходимые действия по исполнению вынесенных решений. На поведение государств в этом случае влияет желание каждого государства иметь репутацию благополучной страны, в которой действуют международные стандарты в области прав и свобод. Игнорирование решений этих авторитетных инстанций приводит к тому, что государство сталкивается с противодействием или отказом в участии в деятельности международных организаций и, соответственно, играть роль на международном уровне[19].

Еще одна важная особенность заключается в том, что современное международное право по правам человека постепенно получает новый социальный статус. Этому способствует то обстоятельство, что ранее существовавший тенденциозный подход к концепции прав человека как к идее абстрактного буржуазного гуманизма, постепенно сменяется профессиональным отношением к этому предмету со стороны юристов, представителей гражданского общества, а также специалистов государственных органов и институтов. Профессионалы рассматривают международную систему защиты прав и свобод как универсальный механизм, способный содействовать защите прав и свобод конкретного человека, и оказывать влияние на прогрессивное формирование правовых институтов внутри стран.

В этом смысле система современного международного права по правам человека призвана действовать таким образом, чтобы являться стимулирующим механизмом для новых государственных правовых систем, и имеет потенциал, чтобы способствовать их демократическому развитию.

Итак, современное международное право характеризуется тем, что права и свободы человека стали объектом международного внимания и регулирования. Отдельная личность получила статус субъекта международного права. Объединения и сообщества граждан, осуществляющие правозащитную деятельность, имеют возможность апеллировать к международному сообществу и выступать критиками деятельности государств в области неотъемлемых прав и свобод.

Один известный юрист, профессор международного права Антони Д’Амато сказал: «Если девятнадцатый век характеризовался отношениями государство-государство, а двадцатый – индивид-государство, то двадцать первый век может быть представлен как отношения индивид-индивид. Трансграничные международно-правовые отношения, включающие только индивидов и регулируемые международным публичным правом, - может быть, это то направление, в котором мы движемся».[20]

 

2. Международные институты контроля и квази-судебные органы за соблюдением прав  человека

Наблюдение за исполнением государствами обязательств в области индивидуальных прав и свобод взяли на себя как органы, созданные как на основании Устава ООН[21], так и специальные, так называемые квази-судебные органы, создаваемые в соответствии с положениями отдельных конвенций[22].

Большинство конвенций в области прав человека предусматривают механизм контроля за исполнением принятых государством обязательств.

В 1965 году был создан Комитет по ликвидации расовой дискриминации. С тех пор для контроля за соблюдением различных конвенций было создано еще пять комитетов:

• Комитет по правам человека;

• Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин;

• Комитет по экономическим, социальным и культурным правам;

• Комитет по правам ребенка;

• Комитет против пыток.

• Комитет по защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей.

Вступая в международные соглашения, например, подписав Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, государство  признает компетенцию международного Комитета, так называемого квази-судебного органа, принимать решения по заявлениям индивидуумов в отношении данного государства. Среди наиболее известных органов международной юстиции следует назвать Европейский Суд по правам человека[23],  Комитет по правам человека ООН[24], Комитет против пыток (CAT)[25], Комитет по правам ребенка (CRC)[26], Комитет по ликвидации дискриминации женщин (CEDAW)[27].

За время существования органов международной квази-судебной защиты ими вынесено огромное количество решений по индивидуальным и коллективным обращениям. Решения этих органов имеют характер авторитетных источников юридической аргументации, позволяющих индивидуумам и их представителям использовать их при оценке действий национальных законодательных, исполнительных и судебных органов. Выводы и оценки, содержащиеся, например, в Замечаниях общего порядка, которые разрабатываются Комитетом по правам человека[28], или в Общих рекомендациях, подготовленных Комитетом по ликвидации дискриминации в отношении женщин[29], существенно помогают в практической подготовке и защите, т.к. дают юристам стандарты и концепции, которые уже прошли свою проверку и базируются на признанных на международном уровне подходах в области защиты индивидуальных прав и свобод.

Помимо этого, и в главной степени, эти рекомендации адресованы государственным национальным органам, которые они должны учитывать при совершенствовании законодательных актов, оценке действий исполнительных и судебных ветвей власти.

 

2.1. Периодические доклады стран-участниц международных договоров

Международный контроль за соблюдением прав человека строится, в первую очередь, на докладах государств, гдe oни сообщают о мерах, пpeдпpинятыx для иcпpaвлeния несоответствий нормам прав человека и для предупреждения нарушений этих норм.

Ряд международных конвенций в области прав человека предусматривают обязанность государств регулярно представлять доклады о мерах, предпринятых для выполнения положений конвенции. Эти доклады передаются на рассмотрение специальных комитетов, состоящих из независимых экспертов.

Проблема заключается в том, что многие государства представляют неполные доклады либо с большим опозданием (примеры в отношении Беларуси подтверждают этот факт). Некоторые  государства вообще не направляют свои доклады, Беларусь, к сожалению, тоже находится в этом списке[30].

В этой связи для работы комитетов очень вaжны данные, предоставляемые неправительственными организациями, которые базируют свои альтернативные доклады на реальной практике, отражающей проблемы имплементации основных прав и свобод в государствах.

Комитеты придают большое значение работе неправительственных организаций по представлению альтернативных докладов. Например, Комитет по правам ребенка подготовил Руководящие принципы, касающиеся участия партнеров (неправительственных организаций и индивидуальных экспертов) в работе предсессионной рабочей группы Комитет по правам ребенка[31].

По итогам обсуждения доклада государства соответствующий комитет выносит заключение, содержащее общую оценку доклада и рекомендации, касающиеся устранения недостатков в законодательстве, регулирующем права и свободы.

 

2.1.1. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин



Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин был учрежден в соответствии со статьей 17 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в целях наблюдения за осуществлением Конвенции[32].

Доклады Комитета Генеральной Ассамблее (напр. A/61/38) издаются в качестве дополнения № 38 к Официальным отчетам Генеральной Ассамблеи. Эти доклады издаются также в виде сборника и как отдельные тома работы Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин[33]

В соответствии со статьей 18 государства — участники Конвенции должны представить первоначальный доклад о законодательных, судебных, административных и любых других мерах, которые они приняли для осуществления положений Конвенции, в течение одного года после ее вступления в силу для соответствующего государства-участника, а затем — один раз в четыре года.[34].  Беларусь представила периодический отчет в CEDAW как сводный (четвертый, пятый и шестой периодические доклады) в 2002[35].

Руководство по подготовке докладов содержится в документе CEDAW/C/7/Rev.3 (текст руководства находится в приложении к статье). 

 

2.1.2. Комитет по правам ребенка



Комитет по правам ребенка был создан в соответствии со статьей 43 Конвенции о правах ребенка для наблюдения за осуществлением Конвенции. Комитет ежегодно проводит три регулярные сессии в Женеве[36].  Сессионные доклады Комитета издаются под условным обозначением CRC/C–(напр., CRC/C/118); выводы и рекомендации издаются раз в два года в качестве дополнения № 41 к Официальным отчетам Генеральной Ассамблеи[37].

В соответствии со статьей 44 государства — участники Конвенции должны представить первоначальный доклад о принятых ими мерах по закреплению признанных в Конвенции прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав, в течение двух лет после вступления Конвенции в силу для соответствующего государства-участника, а затем — через каждые пять лет. Последний отчет Беларуси в Комитете по правам ребенка был рассмотрен в 2001 году. Эти доклады издаются под условным обозначением CRC/C/–, должны соответствовать рекомендациям, изданным Комитетом. Руководство по подготовке докладов содержится в документах CRC/C/5 и CRC/C/58)[38].  

 


следующая страница >>



Самая надежная и проверенная диета: есть только тогда, когда в газете хорошие новости. Видоизмененный Роберт Орбен
ещё >>