Международное гуманитарное право - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Международное гуманитарное право 1 29.61kb.
Вопрос №19. Международное гуманитарное право, понятие, принципы,... 1 32.8kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Международное право» 1 58.1kb.
1. Международное гуманитарное право: понятие, источники, принципы... 1 117.96kb.
Международное гуманитарное право 1 73.5kb.
Приложение Основные понятия 1 181.58kb.
«Международное гуманитарное право» 9 класс 1 58.93kb.
Международное право является продуктом длительного исторического... 1 107.77kb.
«Международное гуманитарное право» 1 70.58kb.
Лекции: международное гуманитарное право 1 114.05kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 49.46kb.
Е. И. Каширина Международное гуманитарное право в вопросах и ответах... 1 162.33kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Международное гуманитарное право - страница №1/1


Хлановская Маргарита Валдимаровна, учитель истории и обществознания МОУ «Лицей № 1 г. Инты»


Урок обществознания: 9 класс

Тема: Международное гуманитарное право

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: словесные, наглядные, поисковая деятельность, работа с Cправочно-правовой системой «Консультант Плюс: Средняя школа».

Цель урока:

  • Определить содержание Международного гуманитарного права.


Задачи урока:

Образовательная:

  • Создать условия для усвоения учащимися понятия «международное гуманитарное право», выявить сущность термина;

  • Подвести учащихся к пониманию значения международных договоренностей о защите прав человека в условиях вооруженных конфликтов.

Развивающая:

  • Продолжить формирование умений анализировать источники, сопоставлять факты, строить доказательства, делать выводы.

Воспитательная:

  • Способствовать воспитанию у учащихся патриотизма, готовности отстаивать интересы своей страны;

  • Воспитывать толерантное мышление.


Методические приемы: аналитическая работа с документом, групповая работа, творческая работа.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная работа, работа в группах с материалами Справочно-правовой системой «Консультант Плюс: Средняя школа».

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, Справочно-правовая система «Консультант Плюс: Средняя школа», раздаточный материал (таблицы), инструкция по работе с Справочно-правовой системой «Консультант Плюс: Средняя школа», рабочие тетради.

Этапы урока:

1. Организационный момент;

2. Актуализация темы;

3. Этап осмысления: изучение нового материала, работа с Справочно-правовой системой «Консультант Плюс: Средняя школа», составление таблиц;

4. Рефлексия.
Ход урока:


Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Комментарии

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. В течение урока вы будете работать индивидуально и в парах. Я попрошу вас быть внимательными друг к другу, помогать друг другу.

Слайд № 1

2.

Актуализация темы



Какое страшное слово «война», оно похоже на костлявую старуху, которая несет боль, смерть, страданья, слезы и разлуку.

В Наполеоновских войнах (1805-1815 гг.) число убитых составило около 1 млн. человек. Первая мировая война повлекла за собой 10 млн. смертей, в пропорции 20 воинов на 1 гражданское лицо (не считая 21 млн. погибших от эпидемий). Во Второй мировой войне было убито от 40 до 60 млн. человек, приблизительно в равном соотношении воинов и гражданских лиц. В современной войне, по прогнозам экспертов, соотношение убитых может быть 10 гражданских лиц на 1 военнослужащего. За 3.400 лет на Земле было лишь 250 лет всеобщего мира.



(Учащиеся просматривают видеофрагмент из фильма «Великая война»)

Вторая мировая, Великая Отечественная, Международное сообщество было потрясено последствиями этих войн и прилагает серьезные усилия, чтобы не допустить развязывание новых войн. Однако вооруженные конфликты все еще остаются реальностью нашего времени.

По данным Центра оборонной информации, в 2009 году в мире протекало 14 крупных вооруженных конфликтов (столько же, сколько в 2008 году, но вдвое меньше, чем в 2003 г.). Крупным считается конфликт в том случае, если в результате вооруженного насилия погибло более 1 тысячи человек.

Ребята, какие вооруженные конфликты вы знаете?



(Возможные ответы учащихся: арабо-израильский конфликт, конфликт в Грузии, в Египте и т.д.)

В вооруженных конфликтах всегда принимают участие две категории населения. Это комбатанты ((от фр. Combatant – воин-боец) - в международном праве лица, входящие в состав вооруженных сил и непосредственно участвующие в военных действиях) и некомбатанты (нонкомбатанты, фр. non-combattants — «не воюющие» (БЭС)).

Мы сейчас просмотрим видеофрагмент. Ваша задача выявить, кто становится жертвами вооруженного конфликта?

(Просмотр видеофрагмента)

Итак, кто же становится жертвами вооруженного конфликта?



(Возможные ответы учащихся: раненые, мирное население, гражданское население, дети, военнопленные и т.д. Одновременно с ответами учащихся на доске выстраивается схема:

Комбатанты Некомбатанты
Военные гражданское население журналисты

медперсонал

мирное население

военнопленные

раненые)

Мы выяснили, что пострадавшими от вооруженных конфликтов становятся как вооруженные участники, так и невооруженные участники.

Скажите, пожалуйста, какие права человека нарушаются в ходе вооруженных конфликтов?

(Возможные ответы учащихся: право на жизнь, на свободу, на собственность)

Как вы думаете, существует ли в современном мире отрасль права, стоящая на защите жертв вооруженных конфликтов?



(Возможный ответ учащихся: да)

Правильно, эта отрасль называется «Международное гуманитарное право».

Цель нашего урока – выяснить, что в себя включает термин «Международное гуманитарное право».


Слайд № 2

Слайд № 3

Слайд № 4

Работа с доской

Слайд № 5

Работа с доской.

Слайд № 6

Слайд № 7




3.

Этап осмысления: изучение нового материала, работа со Справочно-правовой системой «Консультант Плюс: Средняя школа», составление таблиц



Международное гуманитарное право - отрасль международного права, представляет собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов.

Что составляет основу Международного гуманитарного права?

На этот вопрос нам поможет ответить Справочно-правовая система «Консультант Плюс: Средняя школа».

Прошу на рабочем столе найти значок СПС «Консультант Плюс: Средняя школа», открыть программу и в поле «Быстрый поиск» набрать «Международное гуманитарное право». Перед вами появился список документов в области Международного гуманитарного права. Вы видите: их много. Мы будем работать с I, II, III, IV Женевскими конвенциями и с двумя дополнительными Протоколами к Женевской конвенции.

Наша задача - рассмотреть основные положения Международного гуманитарного права. Для этого сформируйте, пожалуйста, 3 группы, каждая группа получает инструкцию № 1 к работе. (Приложение № 1)

(учащиеся работают в группах, затем составляют таблицу, делают выводы и представляют всему классу свою работу (на работу отводится до 10 мин.))

После выступления групп учитель делает вывод:



Международное гуманитарное право




защищает лица, прекративших принимать участие в военных действиях
(раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных).




предоставляет защиту лицам, не принимающим непосредственного участия в военных действиях
(гражданскому населению, медицинскому и духовному персоналу).




защищает объекты, которые не служат непосредственно военными целями
(например, жилые дома, школы, места отправления культа).

Стороны в конфликте должны вести себя, учитывая принципы гуманности и уважения прав.

Как вы понимаете понятие «гуманность»?



(Возможный ответ учащихся: ГУМАННОСТЬ - любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому. (БЭС))

Совершенно верно, поэтому Международное гуманитарное право не допускает в условиях вооруженного конфликта руководствоваться девизом: «На войне как на войне».

Оно налагает ограничения и запреты, устанавливает права и обязанности воюющих стран, четко предписывает каждому вовлеченному в конфликт, что он должен делать и что не должен. Если стороны не соблюдают данные запреты, то наступает ответственность. Какая? Чтобы ответить на этот вопрос, мы обращаемся к СПС «Консультант Плюс: Средняя школа». Положите перед собой инструкцию № 2 и приступайте к работе (приложение № 2).

(Учащиеся работают в группах, затем заполняют левую колонку таблицы (на работу отводится до 5 мин.))

После работы учащиеся представляют свои результаты.

В Уголовном кодексе РФ также предусмотрены нарушения и ответственность в области Международного гуманитарного права.

Вновь воспользуемся СПС «Консультант Плюс: Средняя школа». Откройте Уголовный кодекс РФ, раздел XII, главу 34, статью 356. И заполните вторую часть вашей таблицы.



(Учащиеся работают в группах, затем заполняют правую колонку таблицы (на работу отводится до 3 мин.))

После работы учащиеся представляют свои результаты.

Итак, в чем же сущность Международного гуманитарного права?

(Возможный ответ учащегося: международное гуманитарное право обеспечивает не только защиту тех, кто оказывается в зоне военных действий, но и определяет меру ответственности виновным за разжигание вооруженного конфликта.)


Слайд № 8

Слайд № 9

Слайд № 9

Слайд № 10


Слайд № 10

Слайд № 11

Слайд № 12



4.

Рефлексия.




Человек и война… Жизнь и смерть… Надежда и страдание… Почему разумный человек убивает себе подобных?

Человечество считает вопрос войны и мира одной из глобальных проблем современности, а это уже вселяет уверенность в то, что когда-либо разум победит.

В завершении нашей работы я предлагаю вам составить коллаж «Миру – да! Нет – войне!».

(весь материал приготовлен заранее, учащиеся все вместе на ватмане составляют коллаж)
Большое спасибо за работу.

Домашнее задание: § 37

Всего вам доброго!


Слайд № 13

Приложение № 1

Инструкция № 1

Группа № 1

Основные положения Международного гуманитарного права по защите раненых, больных в действующих армиях при военном конфликте.
1. Разработайте свои положения (не менее трех), защищающие раненых, больных в действующих армиях при военном конфликте.

Заполните левую колонку таблицы «Основные положения Международного гуманитарного права».

2. Изучите положения, защищающие раненых, больных на основе I Женевской конвенции и дополнительного Протокола I (ст. 11). Результаты занесите в правую колонку таблицы.
Инструкция по работе со СПС «Консультант Плюс: средняя школа»

А) В панели «Быстрый поиск» набрать «дополнительный Протокол I»;

Б) В запросе кликаем по документу № 2 "Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I)" [рус., англ.] (Вместе с "Правилами, касающимися опознавания", "Удостоверением журналиста, находящегося в опасной командировке") (Подписан в г. Женеве 08.06.1977);

В) Для работы с дополнительным Протоколом I (ст. 11) через оглавление ищем часть II, раздел I, ст. 11 и кликаем на нее. Для работы с I Женевской конвенцией на открывшейся страничке ("Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I)") найдите Консультант Плюс: примечание, выберите необходимую Вам конвенцию и кликайте по ней. Затем через оглавление находим гл. II и работаем с ней.


«Основные положения Международного гуманитарного права

по защите раненых, больных в действующих армиях при военном конфликте»


Положения, самостоятельно выработанные группой

Правовые положения на основе I Женевской конвенции и дополнительного Протокола I

(например, раненые и больные должны получить медицинскую помощь со стороны неприятеля)







Инструкция № 1

Группа № 2

Основные положения Международного гуманитарного права по защите военнопленных при вооруженном конфликте
1. Разработайте свои положения (не менее трех), защищающие военнопленных при военном конфликте.

Заполните левую колонку таблицы «Основные положения Международного гуманитарного права».

2. Рассмотрите положения, защищающие военнопленных на основе III Женевской конвенции. Результаты занесите в правую колонку таблицы.
Инструкция по работе со СПС «Консультант Плюс: средняя школа»

А) В панели «Быстрый поиск» набрать «дополнительный Протокол I»;

Б) В запросе кликаем по документу № 2 "Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I)" [рус., англ.] (Вместе с "Правилами, касающимися опознавания", "Удостоверением журналиста, находящегося в опасной командировке") (Подписан в г. Женеве 08.06.1977);

В) Для работы с III Женевской конвенцией, на открывшейся страничке найдите Консультант Плюс: примечание, выберите необходимую Вам конвенцию и кликайте по ней. Затем через оглавление находим раздел II и работаем с ним.


«Основные положения Международного гуманитарного права

по защите военнопленных при вооруженном конфликте»


Положения, самостоятельно выработанные группой

Правовые положения на основе III Женевской конвенции

(например, военнопленные должны пользоваться защитой со стороны неприятеля)







Инструкция № 1

Группа № 3

Основные положения Международного гуманитарного права по защите гражданского населения при военных конфликтах.
1. Разработайте свои положения (не менее трех), защищающие гражданское население при военных конфликтах.

Заполните левую колонку таблицы «Основные положения Международного гуманитарного права».

2.Рассмотрите положения, защищающие гражданское население на основе IV Женевской конвенции и дополнительного Протокола I (ч. IV). Результаты занесите в правую колонку таблицы.
Инструкция по работе со СПС «Консультант Плюс: средняя школа»

А) В панели «Быстрый поиск» набрать «дополнительный Протокол I»;

Б) В запросе кликаем по документу № 2 "Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I)" [рус., англ.] (Вместе с "Правилами, касающимися опознавания", "Удостоверением журналиста, находящегося в опасной командировке") (Подписан в г. Женеве 08.06.1977);

В) Для работы с дополнительным Протоколом I (ч. IV), через оглавление ищем ч. IV и кликаем на нее. Для работы с IV Женевской конвенцией, на открывшейся страничке ("Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I)")) найдите Консультант Плюс: примечание, выберите необходимую Вам конвенцию и кликайте по ней. Затем через оглавление находим раздел II и работаем с ним.


«Основные положения Международного гуманитарного права

по защите гражданского населения при военных конфликтах»


Положения, самостоятельно выработанные группой

Правовые положения на основе IV Женевской конвенции и дополнительного Протокола I

(например, гражданское население должно пользоваться защитой со стороны неприятеля)





Приложение № 2
Инструкция № 2

Группа № 1

Ответственность за нарушение норм Международного гуманитарного права
1. Ознакомьтесь с I Женевской конвенцией (ст. 50) и заполните левую колонку таблицы.
Инструкция по работе с СПС «Консультант Плюс: Средняя школа»

А) В панели «Быстрый поиск» набрать «дополнительный Протокол I»;

Б) В запросе кликаем по документу № 2 "Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I)" [рус., англ.] (Вместе с "Правилами, касающимися опознавания", "Удостоверением журналиста, находящегося в опасной командировке") (Подписан в г. Женеве 08.06.1977);

В) Для работы с I Женевской конвенцией на открывшейся страничке ("Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I)")) найдите Консультант Плюс: примечание, выберите необходимую Вам конвенцию и кликайте по ней. Затем через оглавление находим главу IX, ст. 50 и работаем с ней.


2. Правая колонка таблицы у вас осталась незаполненной.
«Ответственность за нарушение норм Международного гуманитарного права»


Серьезные нарушения и ответственность, зафиксированные в международных договорах

Серьезные нарушения и ответственность, зафиксированные в ст. 356 Уголовного кодекса РФ






Инструкция № 2

Группа № 2

Ответственность за нарушение норм Международного гуманитарного права
1. Ознакомьтесь с III Женевской конвенцией (ст. 130) и заполните левую колонку таблицы.
Инструкция по работе с СПС «Консультант Плюс: Средняя школа»

А) В панели «Быстрый поиск» набрать «дополнительный Протокол I»;

Б) В запросе кликаем по документу № 2 "Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I)" [рус., англ.] (Вместе с "Правилами, касающимися опознавания", "Удостоверением журналиста, находящегося в опасной командировке") (Подписан в г. Женеве 08.06.1977);

В) Для работы с III Женевской конвенцией на открывшейся страничке ("Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I)")) найдите Консультант Плюс: примечание, выберите необходимую Вам конвенцию и кликайте по ней. Затем через оглавление находим раздел VI, часть I, ст. 130 и работаем с ней.


2. Правая колонка таблицы у вас осталась незаполненной.
«Ответственность за нарушение норм Международного гуманитарного права»


Серьезные нарушения и ответственность, зафиксированные в международных договорах

Серьезные нарушения и ответственность, зафиксированные в ст. 356 Уголовного кодекса РФ






Инструкция № 2

Группа № 3

Ответственность за нарушение норм Международного гуманитарного права
1. Ознакомьтесь с IV Женевской конвенцией (ст. 147) и заполните левую колонку таблицы.
Инструкция по работе с СПС «Консультант Плюс: Средняя школа»

А) В панели «Быстрый поиск» набрать «дополнительный Протокол I»;

Б) В запросе кликаем по документу № 2 "Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I)" [рус., англ.] (Вместе с "Правилами, касающимися опознавания", "Удостоверением журналиста, находящегося в опасной командировке") (Подписан в г. Женеве 08.06.1977);

В) Для работы с IV Женевской конвенцией, на открывшейся страничке ("Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I)")) найдите Консультант Плюс: примечание, выберите необходимую Вам конвенцию и кликайте по ней. Затем, через оглавление находим раздел IV, часть I, ст. 147 и работаем с ней.


2. Правая колонка таблицы у вас осталась незаполненной.
«Ответственность за нарушение норм Международного гуманитарного права»


Серьезные нарушения и ответственность, зафиксированные в международных договорах

Серьезные нарушения и ответственность, зафиксированные в ст. 356 Уголовного кодекса РФ






Инструкция № 2

Группа № 4

Ответственность за нарушение норм Международного гуманитарного права
1. Ознакомьтесь с дополнительным Протоколом I (ст. 11, 85) и заполните левую колонку таблицы.
Инструкция по работе с СПС «Консультант Плюс: средняя школа»

А) В панели «Быстрый поиск» набрать «дополнительный Протокол I»;

Б) В запросе кликаем по документу № 2 "Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I)" [рус., англ.] (Вместе с "Правилами, касающимися опознавания", "Удостоверением журналиста, находящимся в опасной командировке") (Подписан в г. Женеве 08.06.1977);

В) Через оглавление ищем часть II, раздел I, ст. 11; часть V, раздел II, ст. 85 и работаем с ним.


2. Правая колонка таблицы у вас осталась незаполненной.
«Ответственность за нарушение норм Международного гуманитарного права»


Серьезные нарушения и ответственность, зафиксированные в международных договорах

Серьезные нарушения и ответственность, зафиксированные в ст. 356 Уголовного кодекса РФ












Ваш труд пропал не напрасно.
ещё >>