Международно-правовое обеспечение продовольственной безопасности 12. 00. 10 Международное право; Европейское право - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Международно-правовые аспекты управления в сфере охраны окружающей... 5 747.11kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Международное право» 1 58.1kb.
Эволюция деятельности организации объединенных наций по поддержанию... 2 450.64kb.
Рабочая программа дисциплины Международное миграционное право Цикл... 1 297.87kb.
Правовое положение международных неправительственных организаций... 1 372.68kb.
Правовое положение холдингов, осуществляющих предпринимательскую... 2 414.35kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 12. 4 563.78kb.
Международное право является продуктом длительного исторического... 1 107.77kb.
Правовые вопросы делимитации континентального шельфа в арктике 12. 1 301.08kb.
Организационная структура и порядок функционирования Межамериканского... 3 450.63kb.
Специальность: 12. 00. 10 Международное право. Европейское право 1 363.33kb.
Региональные кластеры Японии (4) : Научно-исследовательский парк... 1 96.95kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Международно-правовое обеспечение продовольственной безопасности 12. 00. 10 Международное - страница №1/1




На правах рукописи


Валетова Юлия Александровна


МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

12.00.10 – Международное право; Европейское право


Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва 2013

Диссертация выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина» на кафедре международного права
Научный руководитель доктор юридических наук, доцент

Соколова Наталья Александровна


Официальные оппоненты:


Фархутдинов Инсур Забирович,

доктор юридических наук,

ИГП РАН,

ведущий научный сотрудник сектора

международно-правовых исследований






Бекяшев Дамир Камильевич,

кандидат юридических наук,

МГИМО (У) МИД России,

доцент кафедры международного права





Ведущая организация

Российская правовая академия

Министерства юстиции Российской Федерации

Защита состоится 27 февраля 2013 года в 13:30 на заседании диссертационного совета Д 212.123.02, созданного на базе Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина, 123995, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9, зал заседаний диссертационного совета.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина.
Автореферат разослан ____ января 2013 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета:

Заслуженный деятель науки

Российской Федерации,

доктор юридических наук, профессор Н.А. Михалева



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


3


Актуальность темы диссертационного исследования. В рамках проходившего в 1996 г. Всемирного продовольственного саммита впервые было обращено внимание мирового сообщества на рост числа голодающих на планете. В настоящее время по оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) более 30 стран мира с населением, превышающим 1 миллиард человек, что составляет 15 % населения планеты, нуждаются в продовольственной помощи1.

Выступая на пленарном заседании Всемирного зернового форума в 2009 г. Президент России Д.А. Медведев отметил, что «проблемы массового голода и недоедания … остаются одними из самых тяжелых испытаний человечества. Под угрозой оказалось достижение главной цели тысячелетия - сокращение числа голодающих»2.

Обладая значительным аграрным потенциалом, Российская Федерация способна внести существенный вклад в борьбу с голодом: уже сейчас страна занимает третье место в мире по объемам производства зерна; планируется его увеличение до 120 млн. тонн в год к 2015 году. В Послании Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2012 года Президент РФ В.В. Путин подчеркнул, что «…Россия должна стать крупнейшим в мире поставщиком продуктов питания»3.

Серьезную озабоченность во всем мире вызывает безопасность пищевых продуктов для здоровья человека. По данным ВОЗ до 30% населения промышленно развитых стран ежегодно страдают болезнями пищевого происхождения. В частности, в 2011 г. широкий резонанс вызвала вспышка инфекции энтерогеморрагической кишечной палочки в ростках бобовых культур, а также продолжающиеся вспышки высокопатогенного птичьего гриппа H5N1 в Индонезии, Египте, Камбодже и других странах. Кроме того, усугубляет остроту проблемы безопасности продовольствия неконтролируемый рост применения при его производстве химических веществ, антибиотиков, гормональных препаратов, а также продуктов современной биотехнологии с недостаточно неизученными свойствами, что сопряжено с рисками для окружающей среды, жизни и здоровья человека.

М
4

4
ногие документы, принятые в последние десятилетия в рамках ООН, прямо или косвенно касаются проблемы обеспечения глобальной продовольственной безопасности. Об этом говорится, в частности, в Декларации по окружающей среде и развитию 1992 г., Повестке дня на XXI век 1992 г., Римской декларации о всемирной продовольственной безопасности 1996 г., Плане действий Всемирной встречи на высшем уровне по проблемам продовольствия 1996 г. и др.

В ходе пленарного заседания 64 сессии в марте 2010 г. Генеральная Ассамблея ООН выразила глубокую озабоченность по поводу того, что комплексный характер глобального продовольственного кризиса, который обусловлен сочетанием таких факторов, как: финансово-экономический кризис, высокие и нестабильные цены на продовольствие, медленные темпы продвижения в процессе многосторонних торговых переговоров, ухудшение состояния окружающей среды, воздействие глобального изменения климата, иные вызовы для сельскохозяйственного производства и безопасности в области продовольствия, серьезно мешают борьбе с голодом и недоеданием, а также предпринимаемым развивающимися странами усилиям по достижению всемирной продовольственной безопасности, что создает угрозу широкомасштабного нарушения права каждого человека на питание4.

В
5
Итоговом документе «Будущее, которого мы хотим» Конференции ООН 2012 года по устойчивому развитию «РИО+20» обеспечение продовольственной безопасности и питания признано актуальной глобальной проблемой, «… требующей соблюдения международным сообществом обязательств в отношении права каждого человека на доступ к безопасному, достаточному и полноценному продовольствию в соответствии с правом на надлежащее питание и основополагающим правом каждого человека быть свободным от голода»5.

Анализ угроз международной продовольственной безопасности приводит к выводу о том, что решение этой глобальной проблемы требует использования потенциала системы принципов права продовольственной безопасности, заключения международных договоров, а также формулировки предложений по совершенствованию международно-правового механизма обеспечения продовольственной безопасности.



Степень научной разработанности темы. Анализ трудов отечественных ученых позволяет сделать вывод о том, что проблема международно-правового обеспечения продовольственной безопасности до сих пор не стала предметом комплексного юридического исследования. Объяснением может служить относительная новизна проблемы и тот факт, что данная сфера международного сотрудничества находится на этапе становления. Кроме того, неподписание Советским Союзом Устава ФАО, а также пассивный характер участия РФ (до недавнего времени) в деятельности иных специализированных международных организаций системы ООН по обеспечению международной продовольственной безопасности, не могли не отразиться на состоянии отечественной науки международного права, характеризующейся недостаточной степенью разработанности данной области международного сотрудничества.

К
6


первым монографическим исследованиям, затрагивающим отдельные аспекты проблемы международной продовольственной безопасности, следует отнести диссертационное исследование А.С. Литовченко, в котором нашли отражение вопросы влияния Соглашения ВТО по сельскому хозяйству 1994 г. на состояние продовольственной безопасности государств-членов ВТО; монографию Р.А. Асходжаевой6, в которой кратко рассмотрено международно-правовое регулирование безопасности пищевых продуктов в контексте Соглашения о технических барьерах в торговле 1994 г. и Соглашения о применении санитарных и фитосанитарных мер 1994 г., а также международно-правовое взаимодействие ВТО и ФАО в сфере охраны здоровья. Однако в работе названного автора не исследовалась деятельность Комиссии Codex Alimentarius по разработке стандартов безопасности продуктов питания. В 2009 г. была защищена кандидатская диссертация по теме «Современные международно-правовые проблемы деятельности ФАО»7, в которой отражена роль ФАО в решении глобальной продовольственной проблемы, главным образом как организатора и участника двух всемирных встреч по обеспечению продовольственной безопасности 1996 и 2002 гг. В 2009 г. была опубликована монография К. Голайя (советника по правовым вопросам Специального докладчика ООН по праву на питание) «Право на питание и доступ к правосудию: примеры на национальном, региональном и международном уровнях»8, а также защищена докторская диссертация по соответствующей тематике9, посвященная исследованию средств правовой защиты права на питание на трех уровнях (национальном, региональном, международном). Из последних по времени выхода в свет публикаций отечественных ученых, следует назвать две статьи Е.Г. Моисеева, в которых рассмотрены правовые основы сотрудничества государств по обеспечению продовольственной безопасности10.

Т
7
еоретической основой диссертационного исследования
служат научные труды таких ученых-международников, как: Л.П. Ануфриева, К.А. Бекяшев, Р.Л. Бобров, Г.М. Вельяминов, Г.В. Игнатенко, А.Я. Капустин, М.Н. Копылов, Н.Б. Крылов, Б.И. Кучер, Д.Б. Левин, И.И. Лукашук, С.А. Малинин, Т.В. Матвеева, В.М. Митрофанов, Г.И. Морозов, А.Н. Талалаев, О.И. Тиунов, Г.И. Тункин, Е.Т. Усенко, И.З. Фархутдинов, Д.И. Фельдман, Е.А. Шибаева, Г.Г. Шинкарецкая, В.М. Шумилов, С.В. Черниченко, Д. Алварес, Л. Блутман, А., Бойел, Б. Вудворд, Д. О’Коннелл, Н. Хилгерберг, М. Шоу, Д. Шелтон, и др.

В диссертационном исследовании автор также опирался на ряд выводов и положений, содержащихся в специальной научной и учебной литературе, затрагивающей проблему международной продовольственной безопасности, в частности, на работы Р.А. Азходжаевой, Г.А. Аксенюк, И.В.  Антоновой, В.С. Балабанова, А. Баранова, К.А. Бекяшева, Е.Н. Борисенко, П.Т. Бурдукова, Р. Гумерова, И.В. Ермаковой, Г.М. Казиахмедовой, Т.М Ковалевой, О.А. Красовского, А.М. Куликова, И.М. Лазарева, А.С. Литовченко, Е.Г. Моисеева, Т.В. Петровой, В.И. Писларь, О.А. Разбаш, Н.А. Соколовой, Ю.С. Хромова, и других авторов.



Ряд зарубежных исследователей проявляют интерес к международно-правовым проблемам продовольственной безопасности, а именно: И. Барбер, Г. Блом, Г. Конвэй, Л. Котула, И. Кроулэй, А. Эйде, Д. Гринфилд, Р. Джордан, Т. Джослинг, П. Конандрес, Д. Линдлэнд, С. Максвелл, С. Нэгри, М. Рэдклиф, С. Скогли и др.

Нормативная база диссертационного исследования. Выводы и предложения, содержащиеся в диссертации, основаны на анализе норм м
8
еждународных договоров, затрагивающих различные аспекты проблемы обеспечения международной продовольственной безопасности: Конвенции ООН об оказании продовольственной помощи 1999 г., Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г., Картахенского протокола к Конвенции о биологическом разнообразии 2000 г., Нагойского протокола регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения к Конвенции о биологическом разнообразии 2010 г., Дополнительного протокола об ответственности и возмещении к Картахенскому протоколу по биобезопасности 2010 г., Конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалении 1989 г., Конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле 1998 г., Конвенции о стойких органических загрязнителях 2001 г., Международного договора о растительных генетических ресурсах для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства 2001 г., Международной Конвенции по защите растений 1951 г., Соглашения ВТО по применению санитарных и фитосанитарных норм 1994 г., Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле 1994 г., Устава Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций 1945 г., Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Дополнительных протоколов 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г., Европейской социальной хартии 1996 г., Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Протокола к Африканской хартии прав человека и народов о правах женщин в Африке 2003 г., Дополнительного протокола к Американской конвенции о правах человека в сфере экономических, социальных и культурных прав (Протокол Сан-Сальвадор) 1988 г., Африканской хартии прав и благосостояния африканского ребенка 1990 г., Конвенции о правах ребенка 1989 г., Конвенции о правах инвалидов 2006 г., Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., а также деклараций и иных документов рекомендательного характера, имеющих непосредственное отношение к данной проблеме.

Ц
9
ели и задачи диссертационного исследования.
Целью диссертационной работы является комплексное исследование международно-правовых аспектов обеспечения продовольственной безопасности, выявление новых тенденций в этой сфере, обозначение существующих проблем и разработка рекомендаций для их решения, а также поиск путей повышения эффективности международного сотрудничества в решении проблемы обеспечения международной продовольственной безопасности. Для достижения указанной цели, автор ставит следующие задачи:

- определить этапы развития международного сотрудничества в обеспечении международной продовольственной безопасности;

- сформулировать понятие международной продовольственной безопасности;

- определить место совокупности норм по обеспечению международной продовольственной безопасности в системе международного права;

- исследовать содержание конвенционного регулирования проблемы обеспечения международной продовольственной безопасности и регулирования в рамках так называемого «мягкого» права;

- проанализировать роль международных организаций системы ООН в обеспечении международной продовольственной безопасности;

- определить вклад Российской Федерации в обеспечение международной продовольственной безопасности, в том числе в процессе тесного сотрудничества с международными организациями.

В диссертации не ставилась цель рассмотреть проблему международно-правового обеспечения продовольственной безопасности в условиях вооруженного конфликта. Тем не менее, некоторые вопросы, касающиеся обеспечения права человека на питание в период ведения военных действий, не могли не быть затронуты, поскольку они оказывают существенное воздействие на международно-правовое регулирование данной сферы международного сотрудничества.



О
10
бъект диссертационного исследования.
Объектом научного исследования являются отношения между субъектами международного права по обеспечению международной продовольственной безопасности.

Предмет диссертационного исследования. Предметом исследования выступают основные (общепризнанные) принципы международного права, международно-правовые нормы, а также деятельность государств и международных организаций (особое внимание уделено такой международной организации как ФАО и ее вспомогательному органу Комиссии Codex Alimentarius) в сфере обеспечения международной продовольственной безопасности.

Методологическая основа диссертационного исследования представляет собой комплекс общенаучных и специальных методов познания. Основой методологии выступает материалистическая диалектика, что позволило рассматривать объект исследования всесторонне, в развитии. Применялись такие общенаучные методы познания как метод системного анализа, синтеза, прогностический, сравнительно-сопоставительный. Использование таких специальных методов познания, применяемых в юриспруденции, как историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический позволило адекватно исследовать объект и аргументировать полученные выводы.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые в отечественной доктрине проведено системное исследование проблем международно-правового обеспечения продовольственной безопасности. В работе рассмотрен процесс становления и развития международно-правового сотрудничества по обеспечению международной продовольственной безопасности, предлагается авторское определение международной продовольственной безопасности; впервые представлено теоретическое обоснование становления межотраслевого института - права международной продовольственной безопасности, проанализированы критерии его обособления в системе международного права. На основе проведенного анализа норм международных договоров, резолюций международных организаций и конференций, формулируются предложения, которые могут способствовать повышению эффективности международно-правового сотрудничества в сфере обеспечения международной продовольственной безопасности. Выдвигается тезис о необходимости разработки и принятии международного договора, который может служить основой для сотрудничества государств в сфере обеспечения продовольственной безопасности.

Н
11


а основе проведенного исследования на защиту выносятся следующие положения.

1. Определены периоды развития международно-правового сотрудничества в сфере обеспечения всемирной продовольственной безопасности: первый этап – 1945 г. – создание специализированной международной организаций Объединенных Наций в области питания, продовольствия и сельского хозяйства – ФАО, которая призвана играть ведущую роль в процессе разработки международной политики, а также международно-правовой базы в сфере обеспечения продовольственной безопасности; второй этап – 1974-1996 гг. – этап формирования системы международной продовольственной безопасности в рамках мероприятий по результатам первой Всемирной конференции по проблемам продовольствия; третий этап – 1996-2007 гг. – активизация международного сотрудничества в реализации конкретной цели по сокращению числа голодающих через содействие на международно-правовом уровне обеспечению права человека на питание как средства достижения продовольственной безопасности «для всех»; выделение четвертого этапа - с 2008 г. по настоящее время - связано с необходимостью ликвидации негативных последствий мирового продовольственного кризиса и совершенствованием системы многостороннего управления в сфере обеспечения всемирной продовольственной безопасности, в основе которой - реформа Комитета по всемирной продовольственной безопасности.

2
12
. Международное сотрудничество в сфере обеспечения продовольственной безопасности предопределяет необходимость установления правовых границ понятий, что позволит повысить его эффективность, избежать различий в толковании, облегчить применение международно-правовых норм в данной области.

В диссертации предложены определения следующих понятий:

- международная продовольственная безопасность - состояние защищенности международного сообщества от угроз, связанных с отсутствием физического и экономического доступа к достаточному количеству безопасного продовольствия, направленное на обеспечение устойчивого развития;

- обеспечение международной продовольственной безопасности - осуществляемый на основе и в рамках международного права комплекс мер, предпринимаемых международным сообществом в целях предупреждения продовольственных кризисов и удовлетворения жизненно важных потребностей населения всех стран мира в продуктах питания для ведения здоровой активной жизни.

3. Совокупность международно-правовых норм по обеспечению продовольственной безопасности представляет собой самостоятельный межотраслевой институт. Обособление совокупности норм, регулирующих отношения в сфере обеспечения международной продовольственной безопасности, выделение их из таких отраслей международного права как международное экономическое право, международное экологическое право, международное право прав человека, международное гуманитарное право, и признание правового статуса данных норм в качестве самостоятельного межотраслевого института обусловлено рядом факторов:

-
13


во-первых, осознанием мировым сообществом в условиях глобализации необходимости обеспечения международной продовольственной безопасности;

- во-вторых, особенностью международных отношений в сфере глобальной продовольственной безопасности, образующих самостоятельный предмет международно-правового регулирования;

- в-третьих, субъектным составом данного межотраслевого института, который соответствует субъектному составу международного права;

- в-четвертых, наличием значительного числа международных договоров, нормы которых регулируют отношения в сфере обеспечения продовольственной безопасности.

4. Обострение глобальной продовольственной проблемы требует от международного сообщества разработки новых международно-правовых подходов для ее решения, направленных на прогрессивное развитие международного права путем ускорения процесса формирования принципов и норм в этой области. В связи с эти предлагается принятие рамочной конвенции в сфере обеспечения международной продовольственной безопасности - Конвенции о сотрудничестве в области обеспечения международной продовольственной безопасности. В ней должны найти отражение определение международной продовольственной безопасности и правовые основы сотрудничества государств в исследуемой сфере - уважение права человека на питание, обеспечение безопасности продуктов питания для здоровья человека, оказание продовольственной помощи. Проект конвенции может служить основой для разработки международно-правовых документов, посвященных проблеме обеспечения международной продовольственной безопасности.

5. В целях повышения эффективности решения продовольственной проблемы на международном уровне требуется пересмотреть ряд норм Конвенции ООН об оказании продовольственной помощи 1999 г. Предлагается расширить перечень принципов оказания продовольственной помощи (включить принципы равенства и недопущения дискриминации, особой защиты наиболее уязвимых групп населения, эффективной направленности, своевременности, участия, качества продовольственной помощи), а также изменить механизм ее оказания, обязав направлять продовольственную помощь исключительно через международные организации. Предложение связано с возможностью распределения продовольствия исходя не из потребностей наиболее нуждающихся в нем стран, а из соображений внешней политики ведущих стран-доноров, что является прямым нарушением основного принципа международного права - принципа невмешательства во внутренние дела государства.

6
14
. Для реализации принципа предосторожности предлагается создание Комиссии для проведения независимых научных исследований долгосрочного влияния продуктов питания, содержащих генетически модифицированные организмы (ГМО), на здоровье человека и его будущие поколения, а также для осуществления мониторинга состояния здоровья людей, употребляющих в пищу соответствующую продукцию. Комиссия могла бы быть создана Конференцией Сторон в качестве вспомогательного органа в рамках Картахенского протокола по биобезопасности 2000 г. Предложение обусловлено отсутствием объективных научных данных о безопасности продуктов питания, содержащих ГМО, а также отсутствием международно-правовых норм, обязывающих проводить независимые научные исследования долгосрочного влияния продукции, содержащей ГМО, на здоровье человека.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты обобщают, развивают и дополняют научные знания в области международно-правового регулирования проблемы обеспечения продовольственной безопасности. Сформулированные диссертантом выводы могут быть использованы в ходе дальнейшей теоретической разработки проблем, связанных с предметом исследования и для дополнения соответствующих разделов учебной литературы.


15


Практическая значимость исследования заключается в обосновании автором рекомендаций и предложений по совершенствованию международно-правого регулирования проблемы обеспечения продовольственной безопасности. Содержащиеся в диссертации выводы и предложения могут быть использованы в процессе создания международно-правовых и национально-правовых норм, направленных на регулирование отношений по обеспечению продовольственной безопасности. Материалы диссертационного исследования могут быть полезны для преподавания учебных курсов «Международное право», «Международное экономическое право», «Международно-правовые проблемы охраны окружающей среды», спецкурса «Международно-правовые проблемы защиты прав человека», а также для подготовки учебных и учебно-методических пособий.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в научных статьях автора, три из которых опубликованы в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации; изложены диссертантом на международных научно-практических конференциях «Традиции и новации современного российского права» (МГЮА имени О.Е. Кутафина, 2009 г.), «Научные итоги 2010 года» (Киев, 2010 г.), «Правовая Россия: теория и практика» (Йошкар-Ола, 2012 г.); обсуждены на заседании кафедры международного права Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, списка основных сокращений, четырех глав, включающих в себя восемь параграфов, заключения, библиографического списка использованных в ходе исследования документов и доктринальных источников, приложения.
О
16
СНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы, оценивается ее научная разработанность, определяются цель и задачи исследования, раскрываются методологические и теоретические основы исследования, формулируются положения, выносимые на защиту, излагается теоретическая и практическая значимость работы.

Первая глава «Концептуальные основы обеспечения продовольственной безопасности в современном международном праве» состоит из двух параграфов.

В § 1 «Развитие международно-правового сотрудничества по обеспечению международной продовольственной безопасности» анализируются основные периоды формирования международно-правового сотрудничества в сфере обеспечения продовольственной безопасности, выделение которых связано с наиболее значимыми событиями в его развитии. К таким событиям относятся: создание ФАО, становление международной концепции всемирной продовольственной безопасности, признание права человека на питание как средства достижения продовольственной безопасности «для всех».

Несомненно, историко-правовой анализ эволюции международного сотрудничества в сфере обеспечения продовольственной безопасности позволяет сформировать представление о предпосылках становления международно-правового института продовольственной безопасности и выявить тенденции его развития.

По итогам исторического обзора сделан вывод о необходимости совершенствования системы многостороннего управления в области обеспечения международной продовольственной безопасности на основе объединения и координации усилий государств, международных организаций и других заинтересованных сторон на глобальном уровне. Реализуемая с 2009 г. по инициативе ФАО реформа Комитета по всемирной продовольственной безопасности стала первым шагом на пути повышения эффективности современной системы многостороннего управления международной продовольственной безопасности.



§
17
2 «Формирование права международной продовольственной безопасности как межотраслевого института в системе международного права»
раскрывает наиболее значимый для исследования вопрос формирования права международной продовольственной безопасности как межотраслевого института в системе международного права.

Основное содержание посвящено анализу критериев данного института, среди которых: заинтересованность международного сообщества в решении глобальной продовольственной проблемы, значительный объем нормативных источников, регулирующих отношения по обеспечению международной продовольственной безопасности.

Существенное место в исследовании отводится формированию системы специальных принципов международного сотрудничества в сфере обеспечения международной продовольственной безопасности. Анализ имеющегося нормативного материала позволил диссертанту сформулировать следующие принципы: принцип уважения права человека на питание, предполагающий корреспондирующую обязанность государств и иных субъектов международного права защищать данное право, а также осуществлять его реализацию. Некоторые юристы-международники право человека на питание традиционно трактуют в узком смысле, то есть в аспекте обеспечения доступа к достаточному по количеству продовольствию - в контексте проблемы голода и недоедания11. По мнению диссертанта, проблема реализации права на питание гораздо глубже: она включает в себя не только право на обеспечение достаточным по количеству продовольствием, но и право на безопасные для здоровья продукты. Фактическое и правовое подтверждение указанной внутренней градации составных элементов права на питание отчетливо прослеживаются как в международных договорах, так и нормах «мягкого права». Специфику правовых основ межгосударственных отношений в области обеспечения международной продовольственной безопасности призваны отражать принцип обеспечения безопасности продуктов питания для здоровья человека, в соответствии с которым все государства должны предпринимать как на внутригосударственном, так и на международном уровне меры, необходимые для обеспечения населения безопасными для здоровья продуктами питания, и принцип оказания продовольственной помощи, закрепляющий право наименее развитых и развивающихся стран с низким уровнем продовольственной обеспеченности, который явился следствием ведения военных действий, природных катаклизмов и экономических кризисов, или просто не имеющих возможности осуществлять коммерческий импорт продовольствия на получение помощи со стороны международного сообщества в форме поставок продуктов питания в целях обеспечения доступа к продовольствию нуждающегося населения.

В
18


ыявляя специальные принципы международного сотрудничества по обеспечению продовольственной безопасности и учитывая их регулирующее значение, диссертант приходит к выводу о необходимости включения системы этих принципов в специальный международный договор, чем и обосновано его предложение о разработке и принятии Конвенции о сотрудничестве в области обеспечения международной продовольственной безопасности (в Приложении к работе представлен проект конвенции).

Принципиальное значение для обозначения предмета рассматриваемого института имеет определение понятия «международная продовольственная безопасность». Проанализировав предложенные в рекомендательных документах и доктрине определения, автор сформулировал данное понятие в контексте общей категории безопасности и концепции устойчивого развития.



В
19
о второй главе
«Роль международных договоров в обеспечении продовольственной безопасности» рассматривается два блока отношений, подлежащих международно-правовому регулированию в процессе решения комплексной проблемы обеспечения международной продовольственной безопасности: по обеспечению доступа к продовольствию и по обеспечению безопасности продовольствия для здоровья потребителей.

В § 1 «Международно-правовое регулирование обеспечения доступа к продовольствию» рассматриваются международные договоры, касающиеся проблемы доступа к продуктам питания.

Анализируя Конвенцию ООН о продовольственной помощи 1999 г. диссертант высказывает ряд критических замечаний, исходя из практики ее реализации, и отмечает необходимость пересмотра ряда положений Конвенции в целях их большей эффективности. В частности, предлагается изменить механизм оказания продовольственной помощи, а также существенно расширить перечень принципов оказания продовольственной помощи, которыми должны руководствоваться страны-доноры при осуществлении программ оказания помощи нуждающимся странам.

В контексте проводимого исследования уделяется внимание анализу норм Соглашения ВТО по сельскому хозяйству 1994 г. Диссертант приходит к выводу, что Соглашение не содержит необходимых правовых механизмов, обеспечивающих защиту продовольственной безопасности стран-нетто-импортеров, сталкивающихся с проблемой недостаточной поставки продовольствия или отказа в таковой. В связи с этим предлагается дополнить ст. 12 Соглашения, предусмотрев обязательства развитых стран оказывать необходимую помощь в целях поддержания продовольственной безопасности стран-нетто-импортеров.

В диссертации делается акцент на новом аспекте проблемы обеспечения доступа к продовольствию – сокращении разнообразия биологических видов, являющихся потенциальными источниками продовольствия. Автор приходит в выводу о том, что надлежащее соблюдение всеми субъектами международного права норм Конвенции о биологическим разнообразии 1992 г., Международного договора о растительных генетических ресурсах для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства 2001 г. выступает гарантом того, что мировой генофонд сельскохозяйственных культур, являющийся жизненно важным для человеческого выживания и устойчивого развития, будет охраняться и рационально использоваться, а выгоды от его использования - справедливо распределяться между государствами, что позволит обеспечить доступ к продовольствию будущим поколениям.



§
20
2 «Международно-правовое регулирование обеспечения безопасности продовольствия»
посвящен анализу норм международных договоров, направленных на защиту сельскохозяйственных растений от вредителей и болезней, повреждающих растения и продукцию растительного происхождения, а также международных договоров, регламентирующих обращение с пестицидами и другими опасными химическими веществами. Диссертант приходит к выводу, что в условиях обострения проблемы распространения токсических веществ химической и биологической природы имеющиеся международные договоры формируют необходимую правовою основу защиты и сохранения сельскохозяйственных растений, используемых человечеством в качестве продуктов питания.

В работе также отмечается, что серьезную проблему безопасности продовольствия создают новые пищевые продукты, полученные при помощи генетической модификации. Возникают опасения, что в ходе реализации положительного потенциала биотехнологии возможен риск неблагоприятных последствий для здоровья человека и окружающей среды, например, в связи с непреднамеренным выпуском в производство ГМО с не в полной мере проверенными свойствами или с появлением на международном продовольственном рынке продуктов, содержащих ГМО, не прошедших соответствующего контроля и не получивших предварительного одобрения компетентных органов. Поэтому важной задачей, стоящей перед мировым сообществом, становится осуществление эффективного международного контроля и весьма серьезного подхода к координации международного сотрудничества по разработке, использованию и распространению биотехнологии и результатов ее применения.

А
21
нализ международно-правовых актов, затрагивающих меры регулирования производства и оборота продовольственных товаров, содержащих ГМО, приводит к выводу о необходимости совершенствования международно-правового механизма регулирования отношений в области биотехнологий. В частности, несмотря на обеспокоенность мирового сообщества проблемой применения ГМО в производстве продуктов питания, до сих пор отсутствуют международно-правовые нормы, обязывающие проводить независимые научные исследования долгосрочного влияния ГМО и продукции их содержащей на здоровье человека и окружающую среду, что является главным недостатком международно-правового регулирования в области биотехнологии. Представляется целесообразным Конференцией Сторон, выступающей в качестве Совещания Сторон Картахенского протокола по биобезопасности 2000 г., сформировать Комиссию для проведения независимых научных исследований долгосрочного влияния ГМО и продукции, содержащей ГМО, на здоровье человека, будущие поколения и окружающую среду, а также для осуществления мониторинга за состоянием здоровья людей, употребляющих в пищу соответствующие продукты, в виде вспомогательного органа в целях содействия эффективному выполнению положений Протокола.

Третья глава «Роль международных организаций системы ООН в обеспечении продовольственной безопасности» состоит из двух параграфов.

В § 1 «Международно-правовые аспекты деятельности ФАО, ВПП, МФСР, ПРООН по обеспечению продовольственной безопасности» основное внимание уделено исследованию роли Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций как координирующего органа в сфере обеспечения продовольственной безопасности. В работе подчеркивается, что располагая необходимым потенциалом, ФАО способна решать вопросы в сфере продовольственного обеспечения на международном уровне как непосредственно, так и во взаимодействии с другими специализированными учреждениями, фондами и программами системы ООН.


22



22
Исследованы основные формы деятельности ФАО в решении глобальной продовольственной проблемы. Главное внимание уделено организации и проведению международных конференций по проблемам продовольственного обеспечения, подробно анализируются итоги их деятельности с 1974 г. в целях отражения ключевой роли Организации в становлении данной сферы международного сотрудничества и влияния на развитие международно-правового регулирования. Обобщая практику и достигнутые результаты конференций, диссертант приходит к выводу, что в ходе их проведения реализуются основные задачи этапа подготовки и организации международного сотрудничества по проблеме обеспечения международной продовольственной безопасности. В частности, такие конференции позволили привлечь к проблеме обеспечения международной продовольственной безопасности внимание мирового сообщества, инициировать международное сотрудничество, направленное на смягчение негативных последствий глобальной продовольственной проблемы, выработать всеохватывающую программу соответствующих мероприятий (так называемые «планы действий»), принять решения по институционным вопросам.

Правовое воплощение обязательств международного сообщества, закрепленных в итоговых документах всемирных продовольственных форумов, находит отражение в международных договорах по различным аспектам глобальной продовольственной проблемы. В последнее время ФАО активизировала свою деятельность по разработке конвенционных норм, особенно в сотрудничестве с другими международными организациями. Но эти нормы относятся не непосредственно к продовольственной безопасности, а скорее, к смежным областям: нормы по регулированию международной торговли сельскохозяйственными продуктами, по охране и обмену генетическими ресурсами и т.д.

Ф
23
АО является источником знаний и информации о продовольственной ситуации на планете. Ежегодно публикуется свыше 300 изданий, в которых представлена всеобъемлющая объективная информация и анализ глобальной ситуации в области продовольствия и сельского хозяйства. Примерами могут служить доклады ФАО «Положение дел в области продовольствия и сельского хозяйства 2010-11», «Положение дел в связи с отсутствием продовольственной безопасности в мире, 2011 год».

ФАО оказывает помощь развивающимся странам в модернизации и совершенствовании методов ведения сельского хозяйства в рамках постоянных, долгосрочных и краткосрочных программ. В частности, с 1994 г. в рамках реализуемой Специальной программы в области продовольственной безопасности ФАО оказывает помощь правительствам 83 стран с низким уровнем дохода и дефицитом продовольствия в осуществлении национальных программ в области продовольственной безопасности.

В работе исследован вклад Всемирной продовольственной программы (ВПП), Международного фонда сельскохозяйственного развития (МФСР), Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) - ключевых партнеров ФАО - в решение глобальной продовольственной проблемы; раскрыты основные направления их деятельности. В заключение автор приходит к выводу, что наиболее эффективной формой международного сотрудничества ФАО, ВПП, МФСР и ПРООН является реализация совместных программ и проектов развития в развивающихся странах.

24

24
§ 2 «Вклад Совместной программы ФАО/ВОЗ по стандартам пищевых продуктов (Комиссии Codex Alimentarius) в обеспечение продовольственной безопасности» посвящен главным образом вопросам статуса Комиссии Codex Alimentarius и исследованию правовой природы международных стандартов безопасности продовольствия.

Диссертант отмечает, что Комиссия Codex Alimentarius осуществляет разработку свода международных стандартов пищевых продуктов, которые, будучи нормами «мягкого» права, имеют рекомендательный характер, не являясь обязательными для государств. Тем не менее, в настоящее время можно констатировать возрастание юридической значимости стандартов Комиссии Codex Alimentarius. Так, в п. 1 ст. 3. Соглашения ВТО по применению санитарных и фитосанитарных норм 1994 г. и в п. 6 ст. 2 Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле 1994 г. признается важность унификации стандартов на международном уровне. При этом в целях обеспечения унификации в отношении безопасности пищевых продуктов в Соглашении ВТО по применению санитарных и фитосанитарных норм 1994 г. определены и выбраны стандарты, методические указания и рекомендации, принятые Комиссией Codex Alimentarius. Думается, можно утверждать, что стандарты Codex Alimentarius считаются научно обоснованными, а также признаны эталоном, в соответствии с которым оцениваются национальные меры и правила государств-членов ВТО.

В условиях глобального рынка преимущества наличия единых для всех государств стандартов пищевых продуктов очевидны. Тем не менее, на практике многим странам нелегко применять стандарты Codex Alimentarius на национальном уровне. Разные уровни экономического, политического и правового развития государств мешают прогрессу на пути к гармонизации и сдерживают принятие единых международных стандартов. В целях стимулирования государств к соблюдению стандартов Codex Alimentarius такие международные межправительственные организации как ФАО, ВОЗ, ВТО оказывают финансовую помощь нуждающимся государствам в создании условий для включения стандартов Codex в национальное законодательство. Это, в свою очередь, влияет на возможность участия соответствующих государств в качестве равноправных участников международной торговли пищевыми продуктами.

В
25


ажно подчеркнуть, что Комиссия Codex Alimentarius является также международным координационным центром для обмена научной информацией о безопасности продуктов питания.

В четвертой главе «Российская Федерация и обеспечение международной продовольственной безопасности» рассмотрены международно-правовые аспекты сотрудничества Российской Федерации по обеспечению международной продовольственной безопасности.



§ 1 «Роль Российской Федерации в обеспечении международной продовольственной безопасности» посвящен имплементации норм международного права по обеспечению продовольственной безопасности во внутригосударственное право, анализу нормативно-правовой базы в данной сфере. Диссертантом отмечено, что, обладая значительным аграрным потенциалом, Россия способна внести существенный вклад в обеспечение продовольственной безопасности на международном уровне путем присоединения и активного участия в реализации международных договоров, а также совершенствования своего национального законодательства. В параграфе исследованы положения Комплексной программы об участии России в международном сотрудничестве в области сельского хозяйства, рыбного хозяйства и продовольственной безопасности от 18 октября 2010 г. относительно мер по расширению и укреплению многостороннего сотрудничества Российской Федерации с иными субъектами международного права. Обосновывается необходимость присоединения Российской Федерации к Конвенции ООН об оказании продовольственной помощи 1999 г.

Д
26


иссертантом отмечается, что законодательная база обеспечения продовольственной безопасности России активно развивается. Важным шагом в этом направлении стало принятие Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации от 30 января 2012 г., которая может служить основой для разработки нормативно-правовых актов в сфере обеспечения продовольственной безопасности страны. Установлено, что существующий в Российской Федерации правовой механизм, обеспечивающий безопасность пищевой продукции, включая генно-инженерную деятельность, не предоставляет должную защиту прав потребителям и нуждается в совершенствовании. В связи с этим представляется целесообразным ратифицировать Картахенский протокол по биобезопасности 2000 г. для исполнения международных обязательств по формированию гибкой и эффективной международной системы регулирования обращения генетически модифицированной продукции, как определено в Конвенции 1992 г. о биологическом разнообразии. Участие в Конвенции позволяет Российской Федерации получить доступ к информационной базе данных Механизма посредничества по биобезопасности в целях принятия обоснованных решений, касающихся разрешения или запрещения импорта ГМО.

В
26


диссертации сделан вывод о необходимости совершенствования основополагающего национального нормативно-правового акта в данной области - Федерального закона от 5 июля 1996 г. № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» путем включения признанного на международном уровне принципа принятия мер предосторожности в систему специальных принципов генно-инженерной деятельности (ст. 5); норм о проведении на государственном уровне научных исследований, в том числе в области долгосрочного влияния ГМО на здоровье человека, будущие поколения; разработки механизма доступа к информации по результатам. К сожалению, в России практически отсутствуют официальные данные о проведении научных клинических исследований влияния продукции, содержащей ГМО, на здоровье человека. Нуждается в изменении Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», устанавливающий требования к информации о генетически модифицированных товарах. Производители обязаны маркировать все продукты питания независимо от процентного содержания в них ГМО, поскольку маркировка таких продуктов – это реализация права выбора между генетически модифицированными продуктами и продуктами, их не содержащими.

А
27


втор приходит к выводу, что имплементация международно-правовых норм в области обеспечения продовольственной безопасности на внутригосударственном уровне способствует прогрессивному развитию национального права, адекватной реализации национальных интересов на международной арене, а также добросовестному выполнению международных обязательств.

§ 2 «Участие Российской Федерации в деятельности международных организаций в области обеспечения международной продовольственной безопасности» сосредоточивается на исследовании одной из важных форм международного сотрудничества в решении глобальной продовольственной проблемы – участии в работе международных организаций и конференций по обеспечению продовольственной безопасности. Отмечена активная позиция Российской Федерации в выполнении важнейших международных документов, принятых по результатам международных саммитов «Большой восьмерки», в частности Аквильской инициативы по продовольственной безопасности12; в реализации инициатив плана действий «Группы двадцати» в сфере волатильности цен на продовольствие и развития сельского хозяйства». Российская Федерация вносит вклад в борьбу с голодом, сотрудничая с ФАО, ВПП, ПРООН.

О
28


собое значение для развития сотрудничества в области обеспечения продовольственной безопасности имеет взаимодействие Российской Федерации со странами Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества, Таможенного союза. Анализ положений «Концепции повышения продовольственной безопасности государств-участников СНГ» 2008 г., «Концепции агропромышленной политики государств-членов Евразийского экономического сообщества» 2005 г., «Концепции продовольственной безопасности Евразийского экономического сообщества» 2009 г. позволил автору определить основные направления и формы такого сотрудничеств, реализация которых позволит своевременно и адекватно реагировать на угрозы продовольственной безопасности.

В Заключении формулируются основные выводы проведенного исследования.


Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации:

1. Валетова Ю.А. Роль ФАО в обеспечении международной продовольственной безопасности // Актуальные проблемы российского права. 2007. № 2. С. 475-482. 0,5 п.л.

2. Валетова Ю.А. Международные пищевые стандарты Codex Alimentarius: правовая природа и роль в гармонизации права // Международное публичное и частное право. 2011. № 1 (58). C. 9-12. 0,4 п.л.

3. Валетова Ю.А. Международно-правовые принципы сотрудничества государств в области обеспечения всемирной продовольственной безопасности // Евразийский юридический журнал. 2011. № 5 (36). С. 34-39. 0,8 п.л.



П
29
убликации в иных изданиях:

4. Валетова Ю.А. Проблема обеспечения всемирной продовольственной безопасности в деятельности «Большой восьмерки» // НАУЧНЫЕ ИТОГИ. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практический конференции «Научные итоги 2010 года». Часть 2. Киев: НАИРИ, 2010. С. 87-91. 0,5 п.л.

5. Валетова Ю.А. К вопросу о совершенствовании механизма международно-правового регулирования проблемы оказания продовольственной помощи нуждающимся странам // Научный журнал «Новый университет». Сер. «Экономика и право», 2011. №10 (10). С. 54-57. 0,3 п.л.

6. Валетова Ю.А. Международно-правовая основа сохранения биологического разнообразия как фактор обеспечения всемирной продовольственной безопасности // Труды Филиала МГЮА имени О. Е. Кутафина в г. Вологде (выпуск десятый). Вологда: ИП А. В. Киселев, 2011. С. 42-46. 0,3 п.л.

7. Валетова Ю.А. Международно-правовое регулирование права человека на питание // Права и свободы человека: проблемы реализации, обеспечения и защиты. Материалы междунар. научно-практич. конференции. Пенза-Прага: Научно-издат. центр «Социосфера», 2011. С. 79-82. 0,2 п.л.

8. Валетова Ю.А Международно-правовое регулирование проблемы доступа к экологической информации // Правовая Россия: теория и практика. VII Международная научно-практическая конференция. Сборник трудов. Приволжский научно-исследовательский центр. Йошкар-Ола: Коллоквиум, 2012. С. 103-107. 0,2 п.л.




1 См.: Положение дел в области продовольствия и сельского хозяйства 2010-2011. Часть II. Доклад ФАО 2011 г. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.fao.org/docrep/013/i2050r/i2050r00.htm (последнее посещение – 30 марта 2011 г.).

2 См.: Выступление Президента Российской Федерации Д.А. Медведева на пленарном заседании Всемирного зернового форума. 6-7 июня 2009 г. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.zol.ru/review/show.php?data=6443&time=1253408260 (последнее посещение – 30 марта 2011 г.).

3 См.: Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 г. Электронный ресурс. Режим доступа: http://президент.рф/news/17118 (последнее посещение – 13 декабря 2012 г.).

4 См.: Право на питание. Документ: A/RES/64/159. Принят на 64 сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 10 марта 2010 г. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/RES/64/159 (последнее посещение – 14 апреля 2012 года).

5 См.: «Будущее, которого мы хотим», Итоговый документ Конференции ООН по устойчивому развитию «РИО +20». Документ: A/CONF.216/L.1*. Принят на Конференции ООН по устойчивому развитию, Рио-де-Жанейро, Бразилия, 20-22 июня 2012 г. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.g20civil.com/upload/iblock/7d7/TheFutureWeWant-rio20-2012-russian.pdf (последнее посещение –24 ноября 2012 года).

6 См.: Азходжаева Р.А Международно-правовое регулирование охраны здоровья в рамках ВТО. М., 2008. С.25-34; 35-64.

7 См.: Антонова И.В. Современные международно-правовые проблемы деятельности ФАО. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.

8 Golay C. The Right to Food and access to justice: examples at the national, regional and international levels. Rome, FAO, 2009.

9 См.: Golay C. Droit à l’alimentation et accès à la justice, Thèse présentée pour l’obtention du grade de Docteur en relations internationales (Droit international), Genève, Université de Genève, IHEID, 2009, 385 p.

10См.: Моисеев Е.Г. Правовые вопросы сотрудничества государств по обеспечению продовольственной безопасности // Аграрное и земельное право. 2008. № 10. С. 76-82; Моисеев Е.Г. Международно-правовые основы обеспечения продовольственной безопасности // Аграрное и земельное право. 2009. № 8. C. 50-55.



11 Лазарев М.И. Малоизвестное о хорошо известном о правах человека (о праве на пищу и праве на свободу от кабальных займов) // Государство и право на рубеже веков (материалы Всероссийской конференции). Международное право. М., 2000. С. 29-30.

12 См.: Совместное заявление по всемирной продовольственной безопасности Аквильской инициативы по продовольственной безопасности (АИПБ). Электронный ресурс. Режим доступа: http://news.kremlin.ru/ref_notes/31 (последнее посещение -12 июля 2012 г.).






Исследования общественного мнения базируются на ложной предпосылке, что общественность имеет мнение. Тото
ещё >>