Похожие работы
|
Международный издательский проект - страница №2/20
![]() 3 ТИФОНИЧЕСКАЯ САМОСТЬ Как только самоощущение младенца начинает смещаться от доличностного уробороса к индивидуальному организму, мы видим возникновение и создание органической или телесно-эгои-ческой самости. Самость-тело или «эго»-тело в каком-то смысле представляет собой переход от змеиной стадии уробороса к подлинно человеческой стадии ментального «эго», и поэтому мы часто называем всю эту область (со всеми ее стадиями и подстадиями) областью «тифона»: в мифологии Тифон наполовину человек, наполовину змея. Я буду подразделять эту тифоническую фазу развития на три основные подстадии — осевое тело, праническое тело и образное тело, — постоянно помня, что эти подстадии взаимно перекрываются в нескольких областях. Осевое Тело и Праническое Тело Под «осевым телом» я, в сущности, подразумеваю физическое тело, ощущаемое отдельно от физического окружения. Младенец с самого рождения обладает физическим телом, но осевое тело он ачинает распознавать не ранее четырех-шести-месячного возраста t,a окончательно дифференцирует себя от не-себя лишь в возрасте пятнадцати-восемнадцати месяцев) [218]. «Осевые образы» — это °ощенньщ термин для первых устойчивых образов, помогающих Фференцировать воспринимающего субъекта от воспринимаемо- ли ощущаемого объекта. Осевые образы участвуют в наличных УЩениях и восприятиях. Все объекты в вашем поле осознания в
32 Глава з\
данный момент являются осевыми образами (или осевыми объек--тами): объектами «там» (точно так же, как ощущениями «тут»).! Следовательно, осевые образы распознают объекты (как что-то* отличающееся от самости), но только наличные объекты. Осевые: образы преобладают на третьей, четвертой и пятой стадиях cencoJ моторного интеллекта. «На пятой стадии, — пишет Гарднер, -—. ребенок уже приобрел эффективное, гибкое общение с миром объ-^ ектов. Но он пока ограничен миром наличных объектов; когда ве~ щи исчезают из поля зрения (или если он посмотрит в сторону), у: него возникают трудности с включением их в сферу своего мыщ-. ления» [149]. Его мир остается преимущественно (хотя и не полной стью) осевым — ограниченным и простым, непосредственным и| все еще смутным присутствием. Во всяком случае, под влиянием, систем осевых образов младенец конструирует одновременно и| какую-то внешнюю реальность, и внутренней самости [218]. Поскольку начинает возникать определенная органическая сан мость, появляются и ее базисные эмоции. Этот компонент, проти-| вопоставляемый более грубым рефлексам-инстинктам ypo6opocaj мы, вслед за индуистами и буддистами, называем праническим! уровнем или праническим телом. На данной стадии эмоции еще примитивны и стихийны. Такие авторы как Вернер [393] и Ариета [7] указывали, что познавательные построения такого раннего эта-1 па (то есть, осевые образы) по самой своей природе настолько схе матичны и стихийны, что не способны ни вызывать, ни поддержи вать какие-либо из более высоких или сложных эмоций. Присутст вующие на данной стадии базисные эмоции, скорее, являются тем что Ариети в своем скрупулезном обзоре литературы называе1 элементарными эмоциями или «протоэмоциями», такими как, на пример, ярость, страх, напряженность, аппетит, удовлетворени или простое удовольствие [7]. I Как мы видели, характерным временным компонентом осевог^ уровня является непосредственное присутствие; поэтому неудивИ-j тельно, что Ариети также называет подобные эмоции «быстрым^ или «короткозамкнутыми».17 Они оказываются единственным^ Т ![]() ![]() ![]() Мы могли бы, попутно, заметить, что согласно психоанализу, особенно последователям Мелани Клейн, наиболее значимыми осевыми образами являются образы груди — «матери, рассматриваемой как частичный объект». Этот образ груди обычно выделяется из «проективного отождествления», в котором мать, самость и грудь поначалу не дифференцируются и выступают как одно целое. Этой стадии соответствует страх «утраты груди». Считается, что это приводит к расщеплению образа груди на «хорошую грудь» и «плохую грудь», первая из которых обещает жизнь (Эрос), а вторая угрожает смертью (Танатос) [325], [46]. Осевой образ и скоротечность временной формы этого уровня (для удобства я объединяю осевой и пранический уровни в один) тесно связаны с двумя его обширными мотивационными аспектами — с принципом удовольствия-неудовольствия и с побуждением к непосредственному выживанию. Возьмем сначала побуждение к выживанию: коль скоро самоощущение младенца начало сосредоточиваться на его индивидуальном организме, он воспринимает смутную и пока еще не выраженную угрозу гибели более остро, чем в состоянии уробороса. На уровне осевого тела младенец в большей степени осознает свою отдельную самость и потому тоньше настроен на угрозу ее уничтожения. Таким образом, простое и «срочное» выживание, а точнее, продление от момента к моменту ощущения самого себя в качестве отдельного, на этом Уровне становится первостепенным. Второй компонент общей мотивационной атмосферы данного Уровня — принцип удовольствия-неудовольствия. Я употребляю
ати, Фрейд делал далеко не всегда; речь идет о поиске телесного овольствия и удовлетворения наряду с избеганием напряжения,
34 Глава '-■■ ![]() ![]() Согласно психоанализу, телесное удовольствие поначалу является «полиморфически извращенным», то есть младенец способен извлекать приятные ощущения из всех видов деятельности, участков и органов тела. Принцип удовольствия в этом смысле является телесным принципом, ибо, выражаясь точнее, все тело на этой стадии «наполняется еще не дифференцированной тотальной сексуальностью, содержащей все более поздние «частные инстинкты» в одном» [130]. Кроме того, «движение к осуществлению удовольствия происходит спонтанно и решительно, как уклонение от чего-то неприятного или приближение к чему-то приятному» [7]. Таким образом, быстрый или «вспышкообразный» поиск и такое же избегание отмечают два тесно взаимосвязанных и почти нераздельных мотивационных тона на осевом/праническом уровне: выживание и удовольствие. Д-р Ариети дает прекрасно уравновешенное и проницательное заключение о главных аспектах данного уровня самоошУ' щения:
Тифоническая самость 35 ![]() ![]() Наконец, как это предполагалось выше в квадратных скобках, общая тифоническая стадия (или стадии) — осевая, праническая и образная — в некоторых отношениях подобна всему оральному (особенно орально-садистическому) периоду, описанному в психоанализе. Однако сама тифоническая область простирается назад к «алиментарному» уроборосу и вперед — до анального и фаллического аспектов последующих стадий развития.
Образное тело Возникновение у младенца способности к активному созданию образов отмечает решающий момент в его развитии. Наиболее важно то, что образы позволяют ему постепенно строить протяженный мир объектов и расширенную форму времени; и то и другое значительно способствует установлению «объектного постоянства» [294]. С помощью конкретного образа, сначала неточного, размытого и недвойственного, но затем все более и более определенного, младенец начинает великое конструирование нового типа окружающей среды и нового самоощущения. Это конструирование, согласно Пиаже, ведет к окончательному завершению сенсо-моторных сфер и одновременно начинает проникать далеко за их пределы. Если первым значимым осевым образом считается образ груди, то первым значимым конкретным образом будет «материнское» (Салливэн) [359], ибо «первым объектом для любого индивида является его собственная мать» [46]. Как пишет Салливэн: «Это очень смутный образ [материнское], который постепенно начинает выделяться в качестве чего-то, не являющегося частью самого индивида» [46]. Кроме того, как своего рода продолжение и преобразование разделения между хорошей и плохой грудью, «то материнское, что способствует чувству благополучия или эйфории, К
Можно также отметить, что всю эту стадию развития (простирающуюся назад до осевого/пранического уровня, а вперед — до анального и даже фаллического), интенсивно изучали Юнг и его последователи как «сферу материнского символизма» [279], а фрейдисты — как стадии «доэдиповой матери» [57]. Оба эти исследования были стимулированы сделанным Бахофеном монументальным открытием культа Великой Матери (как бы лежащего в основе всех патриархальных религий) [17]. Но «злая, пожирающая мать, и добрая мать, дарящая свою любовь, являются двумя сторонами одной великой... Богини-Матери, образ которой доминирует на этой стадии психического развития». [279]. По мере того как младенец создает и организует сложный комплекс образов и впечатлений материнского и других важных объектов окружения, он одновременно приступает к конструированию нерефлексивных образов себя, обычно называемых на этой стадии «телесными образами». Это просто «образные картинки» физического или осевого тела, и чем они «ближе» к физическому или осевому телу, тем более точными они считаются [339]. «Благодаря совпадению во времени внешних тактильных с внутренними сенсорными данными, собственное [осевое] тело становится чем-то отдельным от всего остального мира, что дает возможность отличать себя самого от не-себя. Сумма умственных пред-тавлений [осевого] тела и его органов, так называемое образное ло [или телесный образ], составляет [на этой стадии] идею «Я» потому фундаментально важна для будущего формирования «эго» [120]. Согласно Салливэну, начальные образы самого себя, как тако- > это просто «хороший я», «плохой я» и «не я», что, как мы мо- Дооавить, обычно коррелирует с Хорошей Матерью, Плохой 38 Глав ![]() Теперь давайте вернемся к самому образу, так как для нас важнее всего то, что на рассматриваемом уровне развития многие объекты, не находящиеся в непосредственной близости, могут представляться с помощью образов. То есть, младенец начинает воображать или рисовать в уме существование отсутствующих в данный момент объектов (это отличает настоящий образ от осевого: последний может представлять только присутствующие объекты, а настоящий — и те, которые не присутствуют). Следовательно, имеющаяся у младенца матрица опыта до какой-то степени распространяется во времени посредством символов и представлений [7]. Ребенок начинает вступать в мир протяженной, но пока что случайной серии моментов. Он движется в длящемся настоящем, через которое проплывают неорганизованные образы прошлых событий и случайные образы будущих возможностей [359]. На этом этапе образы, судя по всему, действуют в форме, названной Салливэном «паратактической»,18 когда «недифференцированная целостность опыта разбивается на части, логически еще никак не связанные. Они «просто случаются» вместе или порознь, в зависимости от обстоятельств. Процесс аналогичен грамматическому условию «паратаксиса», обозначающего расстановку предложений одно за другим без всяких соединительных союзов «и», «или» и т. п. для показа логических связей между ними. Ребенок безоговорочно, без рефлексии принимает то, что он испытывает, как естественное. Здесь нет постепенного процесса символической деятельности, и не бывает никаких выводов. Опыт переживается как моментальные, не связанные друг с другом организмические (телесно-самостные) состояния» [46]. П самость 39 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Позже я объясню различие между инфантильным первичным процессом и более высокими формами фантазии (которые мы будем называть образным видением). Низшая фантазия ■— первичный процесс — может служить бесконечным источником неприятностей, тогда как процесс высшей фантазии — это бесконечный источник творческих способностей. Первичный процесс, по существу, является разновидностью магического познания, смеши-ающего предмет с предикатом и целое с частью (то есть оно не-пособно отличать члена класса от самого класса) [23]. Равным Р зом, первичный процесс имеет тенденцию путать субъект и Т'ио нем, наверное, лучше думать как о каком-то «загряз-» субъективной психики материальным миром. Поскольку ннои стадии субъект и объект только начинают дифферен-«с ться> то ее познавательный стиль также имеет тенденцию к У нности» или недифференцированное™. Пиаже объясняет JTo так:
40 В течение ранних стадий мир и самость суть одно и то же; odftc не отличается от другого [плероматические уробориче-ские стадии]. Но даже когда эти две категории становятся различимыми, вначале их очень тесная близость сохраняется: мир все еще сознателен и наполнен намерениями, самость все еще, так сказать, материальна. На каждом этапе процесса разделения оба они эволюционируют в смысле все большего расхождения, но у ребенка они никогда не разделяются полностью... (сейчас мы не говорим о взрослом). На каждой стадии в концепции природы остается то, что молено было бы назвать «приверженностями», фрагменталш внутреннего опыта, ко-торые все еще тяготеют ко внешнему миру [297]. Это фундаментальное и магическое смешение внутреннего внешнего, психики и материального окружения, является одно! из характеристик довербального первичного процесса (на что обращает внимание и Ариети [7]). Получается так, будто эта наиболее примитивная из познавательных форм, развивающаяся по мере выделения психики из материальной целостности плеромы] сопричастна одновременно и ментальному субъекту и материала ному объекту: не принадлежа исключительно ни тому, ни другому] она отражает первую рудиментарную вспышку познания: происхен дящего в тот момент, когда они впервые начинают дифференциро] ваться. Настоящий, образ может возникать лишь на третьей стадш-сенсорно-моторного развития, а до этого времени у младенца при-j сутствуют уроборические формы, осевые образы, моторные схемв и так далее. «Только к седьмому месяцу ребенок начинает nepe>KHj вать. Например, если он способен искать погремушку, спрятанную под подушкой, вероятно, в его уме может храниться образ norpej мушки» [7]. Но, начиная с этого периода, образы начинают p тельно входить в сферу осознавания, и к шестой стадии сенсомо| торного развития (к концу второго года жизни) ребенок м| весьма точно воображать отсутствующие объекты и, значит, фор] мировать правильную «картинку» постоянства объектов, то «знание о том, что мир состоит из вещественных, неизменно суше| ствующих объектов, которые могут подвергаться манипуляциям разного рода преобразованиям, сохраняя при этом свою тождест| венность» [149]. И добивается он этого, по существу, благодаря способности «изображать» отсутствующие объекты, каким бы слЗ|
![]() ![]() бЫМ ВО ВОСЛ wv воображения. Присутствие образа также значительно расширяет эмоцио-льную и мотивационную жизнь младенца, поскольку теперь он жет реагировать не только на текущие события, присутствую-людей и наличные объекты, но и просто на образы таких сущностей, которые сами могут и не присутствовать [118], [120]. Ведь образ пробуждает те же эмоции и чувства, что и действительный объект или человек. Более того, ребенок впервые может испытывать длительные эмоции, ибо образ способен поддерживать и продлевать определенные чувства. Например, у Ариети ясно показано, что младенец может испытывать тревогу, являющуюся всего лишь воображаемым и, значит, искусственно поддерживаемым страхом. Точно так же он может чего-то желать, поскольку желание — это просто воображаемое удовольствие [7]. Теперь уже не только наличный страх, но и страх воображаемый, не только наличное телесное удовольствие, но и желаемое удовольствие. Следовательно, образ порождает исполнение желаний, равно как и уменьшение тревоги, причем и то и другое — это расширенные и преобразованные формы более простого принципа удовольствия-неудовольствия, действовавшего на предыдущем уровне [7]. Поэтому исполнение желаний и избегание тревоги становятся важными мотивациями этого уровня, простирающимися за пределы настоящего или осевого момента вплоть до будущих возможностей. Однако, поскольку пока еще нет каких-либо мощных и эффективных торможений, данные эмоции будут по-прежнему стремиться к немедленной разрядке [120]. Из-за такой «непослушной» безотлагательности рассматриваемый этап часто называют стадией «преобладания импульсивности» [243]. -Ьсли все сложилось так, как должно быть, младенец выходит своей первоначальной материальной и плероматической укоре- ности, пробуждаясь к новому, отделенному от него миру, в ко- ром он уже не является главным действующим лицом. Первич- ныи рай плеромы потерян навсегда. 42 Глава 3 ![]()
Природа тифона: резюме Мне бы хотелось завершить этот раздел, обратив внимание читателя на общее мнение западной и восточной психологии относительно того, что на самых низких уровнях развития задействованы биологические функции и процессы. Иными словами, для этих уровней характерны соматические процессы, инстинкты, простые ощущения и восприятие, а также эмоционально-сексуальные импульсы. Мы уже познакомились с западными точками зрения: в системе Пиаже это сенсомоторные области; Ариети говорит о них, как об инстинктивных, экзоцептуадьных и прото-эмоциональных; Левинджер называет их до-социальными, импульсивными и симбиотическими; это области «Ид» («Оно») У Фрейда и уроборическая область — у Неймана; у Маслоу это две низшие потребности: физиологическая потребность и потребность в безопасности. Восточная психология вполне согласуется с такой оценкой. В индуистской веданте это области шшамайя-коша и пранамаия-коша, или, в точном переводе, уровни голода и эмоциональной сексуальности [94]. Буддисты называют их пятью низшими виджнянами, или областью пяти чувств [107]. В Йогической психологии чакр это три низшие чакры: муладхара, корневой материальный и плероматический уровень; сеадхистхана, эмоционально-сексуальный уровень; и манипура, агрессивно-силовой УР0' вень [329]\ в психологической системе буддизма хинаяны это
самость 43 ![]() ![]() ![]() ![]() пияиму
U лхут (физический план) и Иесод (витально-эмоциональный 1 (3381- И все вместе это просто указывает на одну из главных й Фрейда: «эго — это прежде всего и по преимуществу телесное эго» [140]. Мы видели, что телесное эго — тифон или тело-самость — имеет тенденцию развиваться следующим образом: считается общепринятым, что сначала младенец не может отличать себя от не-себя субъект от объекта, тело от окружения, иными словами, самость на этом этапе является в буквальном смысле одним целым с физическим миром. «На протяжении ранних стадий, — читаем мы у Пиаже, — мир и самость суть одно —- самость все еще, так сказать, материальна». Такую начальную стадию материальной не-отделенности, — «протоплазмическую», согласно Пиаже, — мы выше называли плеромной и уроборической (если мне позволено объединить эти две стадии в резюме). «Плеромная» — старый гностический- термин, означающий материальную вселенную ■— materia prima и virgo mater.19 «Уроборос» — мифический образ змея, пожирающего собственный хвост, — означает «полностью самоограниченное» (аутизм) и «неспособное распознавать другого» (нарциссизм). Именно из этого состояния изначального слияния (или, скорее, из того, что мы в свое время назовем термином «фоновое бессознательное») возникает отдельная самость, причем, согласно Фрейду, прежде всего и преимущественно именно как тело. То есть ум, сам по себе еще неоперившийся и неразвитый, почти не дифференцирован от тела, и подход самости к миру практически полностью существляется через телесные категории и схемы (кусать, сосать, жевать, ударять, толкать, тянуть, удовольствие, ощущение, чувст-°- оральный, анальный, фаллический и прочее). Значит, самость развитого ума, оперирующего лишь с образами, и не дифферен-рованного от тела — это телесная или, по словам Неймана, ру-нтарная самость «все еще идентичная с функционированием тела как целого и с единством его органов» [279]. „ ЛаДенец кусает одеяло, и это не вызывает боли; он кусает шлец и испытывает боль. Он узнает, что есть разница между ■ 1 -щ— irgo Mater (лат.) — вечно девственная мать.
44 Глава 3 ![]() Отметим, что, отделяя себя от материального окружения, тело-«эго» действительно выходит за пределы примитивного состояния слияния и нераздельности с миром, превосходит материальное окружение и таким образом может осуществлять физические операции над ним. К концу сенсомоторного периода (примерно к двум годам) ребенок уже дифференцировал самость и не-самость до такой степени, что у него имеется достаточно устойчивый образ «постоянства объектов», что позволяет ему мышечно координировать физические операции над объектами в своем окружении, чего он не мог легко делать, пока не отделил себя от них. Давайте запомним эту триаду: благодаря дифференциации самости от объекта, она превосходит последний и потому может оперировать с ним, используя в качестве инструментов присущие своему уровню структуры, — на данной стадии это сенсорно-моторное тело. Таким образом, на стадии (стадиях) тела-эго самость больше не ограничена плероматическим окружением, но остается ограниченной биологическим телом или отождествленной с ним. Как те-ло-«эго», она находится под властью инстинктивных понуждений, импульсивности, принципа удовольствия, непроизвольных толчков и разрядок —• всех первичных процессов и побуждений, подобных «Ид» («Оно»), так хорошо описанных Фрейдом и другими авторами. Вот почему мы называем телесное «эго» еще и «тифоническои самостью» — Тифон в мифологии наполовину человек, наполовину змей (уроборос). Если использовать физиологические термины, то на этой стадии над самостью господствуют рептильный комплекс и лимбическая система. Каким бы примитивным и низким ни выглядел тифон, он превосходит прежние плеромньш и уроборический уровни и является единством более высокого порядка, ибо «тело вообше ратует за целостность и единство, и его тотальная реакция
самость 45 ![]() ш << предыдущая страница следующая страница >> |
ещё >> |