Похожие работы
|
Международный издательский проект - страница №1/20
![]() http://koob.ru ![]() ![]() ![]() Психология. Антропология. Искусство Редакционный совет: Бронислав Виногродский (Россия) Станислав Гроф (США) Павел Гуревич (Россия) Двайт Джуди (США) Владимир Козлов (Россия) Стенли Криппнер (США) Леонид Кроль (Россия) Владимир Майков (Россия) Яков Маршак (Россия) Арнольд Минделл (США) Эми Минделл (США) Валерий Подорога (Россия) Джон Ровен (Великобритания) Аркадий Ровнер (Россия — США) Михаил Рыклин (Россия) Тыну Сойдла (Россия) Дмитрий Спивак (Россия) Чарлз Тарт (США) Евгений Файдыш (Россия) Вячеслав Цапкин (Россия) KEN WILBER THEATMAN PROJECT A TRANSPERSONAL VIEW OF HUMAN DEVELOPMENT 1980
Трансперсональный взгляд на человеческое развитие Издательство ACT Издательство Института трансперсональной психологии Издательство К. Кравчука Москва 2004 УДК 159.9 ББК88.6 У36 Ken Wilber THE ATMAN PROJECT A Transpersonal View Of Human Development 1980
Издатели благодарят Алексея Купцова, чья финансовая помощь и дружеская поддержка сделали возможной публикацию этой книги.
Подписано в печать с готоных диапозитивов 20.11.03. Формат 60x90l/i6- Бумага мелованная. Печать офсетная. Уел. псч. л. 20. Тираж 3000 экз. Заказ 2281. Уилбер К. У36 Проект Атман; Трансперсональный взгляд на человеческое развитие/ К. Уилбер; Пер. с англ. под ред. А. Киселева. — М.: ООО «Издательство ACT» и др., 2004. ■— 314, [6] с. — (Тексты транс персональной психологии). ISBN 5-17-021069-8 В книге одного из ведущих теоретиков трансперсоналыюй психологии сопоставляются взгляды наиболее известных психологических школ и духовных традиций на эволюцию человека. Делается попытка аналитически разрешить проблему достижения всеединства — или проекта Атмана — как называет ее автор. УДК 159.9 ББК88.6 ©Ken Wilber, 1980 © Институт трансперсоналыюй психологии, 2004 © Издательство К. Кравчука, 2004 О Оформление. ООО «Издательство ACT», 2004
Содержание От редакции 8 ПРЕДИСЛОВИЕ 11 I. ПРОЛОГ 17 Внешняя дуга и внутренняя дуга 20 Подход 22 2 .ПРИМИТИВНЫЕ КОРНИ ОСОЗНАНИЯ 24 Плеромная Самость 24 Алиментарный Уроборос 27 З.ТИФОНИЧЕСКАЯ САМОСТЬ 31 Осевое Тело и Праническос Тело 31 Образное тело 36 Природа тифона: резюме 42 4. САМОСТЬ ЧЛЕНСТВА 46 Вербальный Ум: резюме 56 5. МЕНТАЛЬНО-ЭГОИЧЕСКИЕ ОБЛАСТИ 58 Эгоические области: резюме 65 6. СИМВОЛЫ ТРАНСФОРМАЦИИ 67 Восхождение сознания 67 Трансформация и трансляция 71 Трансляция, трансформация и психопатология 75 7. КЕНТАВРИЧЕСКИЕ ОБЛАСТИ 79 Единство более высокого порядка 79 Автономия, самоактуализация и интенциональность 82 Первичный процесс: до-вербальность 87 Образное видение: трансвербальность 91 Прсдконсенсус и трансконсенсус 94 Непосредственное настоящее 97 Спонтанность 99 Кентавр: резюме 100 8. ТОНКИЕ ОБЛАСТИ 106 Нирманакайя: грубые области 106 Самбхогакайя: тонкий уровень 110 Высшая тонкая область 112 Тонкие области: резюме 114 9. ПРИЧИННАЯ И ПРЕДЕЛЬНАЯ ОБЛАСТИ 117 Дхармакайя: причинные области 117 Высшая причинная область 118 Свабхавикакайя; окончательная трансформация 121 Вечность: Бог или Ид? 123 10. ФОРМА РАЗВИТИЯ 129 II. ТИПЫ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО 133 Основное, или фоновое бессознательное 134 Архаическое бессознательное 136 Погружающееся бессознательное 138 Внедренное бессознательное 141 Всплывающее бессознательное 144
Вариации проекта Атман 160 Субъективный аспект 162 Жизнь и смерть 164 Объективный аспект 168 Форма смерти и вспоминания 170 14. ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕРЕЗ НИЗШИЕ УРОВНИ 175 Уроборические инцест и кастрация 175 Проект Атман в тифонических областях 178 Стадия вербального членства и анальная фаза проекта Атман 184 15. ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕРЕЗ УРОВНИ «ЭГО» 195 Слияние, дифференциация и диссоциация 201 Материнский инцест/кастрация 204 Родительский инцест/кастрация 208 Эгоический проект Атман: «эго»-идеал и совесть 212 Отбрасывание родительского инцеста/кастрации 217 16. ЭВОЛЮЦИЯ ВЫСШЕГО ПОРЯДКА 218 Кентавр 218 Тонкая и причинная эволюция 227
Тибетская книга мертвых 247 Стадия первая: Чикхай Бардо 248 Стадия вторая: Чоньид Бардо 250 Стадия третья: Сидпа Бардо : 261 Амнезия и промежуточное состояние 262 ПРИЛОЖЕНИЕ: Справочные таблицы 268 ТАБЛИЦА 1 270 ТАБЛИЦА 2 272 ТАБЛИЦА 3 274 ТАБЛИЦА 4 276 ТАБЛИЦА 5 278 ТАБЛИЦА 6 280 ТАБЛИЦА 7 282 БИБЛИОГРАФИЯ 284 ОТ РЕДАКЦИИ Я знаю, что не все прочитают эту книгу. Более того, изначально на обложке этого произведения Кена Уилбера мне хотелось написать «Книга не для всех», с тем, чтобы сразу отсеяь армию любителей развлекательных книг. Эта книга тяжела для понимания. Более того, эту книгу почти невозможно понять. Она касается сокровенной тайны жизни — Духа.
Роберт де Ропп в книге «Великая Игра» пишет, что жизненные игры отражают жизненные цели, и игры, которые люди себе выбирают, указывают не только на их тип, но и на уровень их внутреннего развития. Де Ропп разделяет жизненные игры на «материальные» игры и «мета»-игры. Материальные игры можно расценивать как игры, направленные на приобретение материальных вещей, в основном денег и того, что на них можно купить. Цель мета-игры лежит за пределами материального мира: духовный рост, знания, ментальность. Другими словами, цель материальных игр — конкретные вещи мира, особенно «физическая четверка»: деньги, власть, секс, общественное положение. Мета-игры скрыты, возвышенны, утонченны. Их цель — абстрактные вещи: истина, красота, знание. На вершине этих мета-игр де Ропп помещает Великую Игру: поиск просветления, освобожде-
![]() Различные традиции выражают это по-своему, но суть одна и та же. Христианство учит нас, что «Царство Божие в тебе самом», или, словами святого Клемента: «Тот, кто знает себя — знает Бога»; буддизм говорит: «Посмотри в себя. Ты есть Будда»; суть сидтхи-йоги — «Бог обитает в тебе, как ты»; и в исламе — «тот, кто знает себя — знает своего Бога». Истинных игроков в Великую Игру, тотально поглощенных этой игрой, чрезвычайно мало. Нужна какая-то очень большая внутренняя сила, чтобы прожить Великую Игру полностью. Нужна очень большая энергия внешней поддержки, чтобы быть вовлеченным в Великую Игру. Для меня эта книга имеет оба аспекта энергии. С одной стороны, она является катализатором удивительных внутренних открытий, вовлекающих наше любопытство в Великую Игру. С другой стороны «Проект Атман» — особое пространство духа, которое приглашает наше тонкое восприятие и ментальность в чарующее путешествие идей, образов, метафор философии вечного. Мы не хотим раскрывать содержание «Проекта Атыана». Тексты в этой книге обладают высокой степенью целостности. Так же, как невозможно ничего подправить в гениальных картинах Тициана или Врубеля, так и любое толкование или дополнительная интерпретация во введении к этой книге мы считаем излишним. Уже девятый год я читаю на факультете психологии университета академический курс «Теория и практика трансперсональной психологии». Каждый раз, знакомя студентов представлениями Кена Уилбера о трансперсональной психологии, я попадаю в состояние восторга перед красотой и утонченностью «Проекта Атман».
10 Проект Атман ![]() . Владимир Козлов, доктор психологических наук ПРЕДИСЛОВИЕ Тема этой книги фундаментально проста: развитие — это эволюция, эволюция — это трансценденция (напомню прекрасную фразу Эрика Янча: «Эволюция как самореализация путем само-трансценденции») [199], а конечная цель трансценденции — Ат-ман,1 то есть предельное Сознание Единства в едином Боге. Все возможные влечения сводятся к этому одному Влечению, все желания являются разновидностями этого Желания, все усилия и порывы подчинены этой Тяге — и все это движение в совокупности представляет собой то, что мы называем «проект Атман», — влечение Бога к Богу, Будды к Будде, Брахмана к Брахману, которое, однако, первоначально реализуется через посредство человеческой психики и с самыми разными результатами — от экстатических до катастрофических. В книге «Вверх от рая» [427] я постарался показать, что коль скоро человеку удалось развиться из амебы, он, в конечном счете, находится на пути к Богу, однако пока что пребывает во власти немыслимого промежуточного состояния, известного как проект Атман. И теперь эволюционное движение продолжается от единства к единству, пока в конечном счете не останется только одно Единство, а проект Атман не растворится в проявлении самого Атмана. А ![]() Итак, далее рассказывается о проекте Атман. Это попытка поделиться тем, что я увидел; малая толика того, что я запомнил; это еще и просто дзенская пыль, которую вам следует отряхнуть со своих сандалий; и, наконец, это ложь перед лицом той Тайны, которая одна только и есть на свете. Кен Уилбер, Линкольн, штат Небраска, зима 1978 года 8 ![]() Знай, что по природе своей каждое создание стремится стать подобным Богу. Меистер Экхарт Все существа ищут единства; вся множественность борется ради него; у всякой жизни это единство является единственной универсальной целью.
Быть одним целым со вселенной, одним целым с Богом — вот чего мы желаем больше всего, независимо от того, знаем ли мы об этом или нет. ■ . Фриц Кункель
По словам философа Яна Смэтса, куда бы мы ни взглянули в природе, мы не увидим ничего, кроме целостностей [354]. И при том не простых целостностей, а иерархических: каждое целое является частью какого-то более крупного целого, которое само входит частью в еще большее целое. Поля внутри полей внутри новых ло-лей? протянувшихся через космос и связывающих каждую и всякую вещь с любой другой. Вселенная, продолжает Ян Смэтс, — это не бездумно статичная и инертная целостность — космос отнюдь не ленив, он является активно действующим и даже созидательным. Он стремится (мы сейчас говорим телеономически, а не телеологически 9) производить целые все более высокого уровня, все более всеобъемлющие и высоко организованные. Этот всеобщий космический процесс в его развертывании во времени есть не что иное, как эволюция. А тяготение ко все более высоким уровням единства Я. Смэтс назвал холизмом. Если продолжить эту линию размышлений, мы могли бы сказать, что поскольку человеческий разум или психика является аспектом космоса, то в ней самой вполне можно найти то же иерархическое расположение целых внутри других целых, от простейших и самых рудиментарных до наиболее сложных и всеобъемлю- Т ![]() Холистическая эволюция природы, повсюду производящая все более высокие степени целостности, в человеческой психике проявляет себя как развитие и рост. Та же самая сила, сделавшая из амебы человека, делает из детей взрослых. Иными словами, рост человека от детства до зрелости является просто миниатюрной версией космической эволюции. Или можно было бы сказать, что психологическое развитие людей — это просто микрокосмическое отражение всеобщего развития в целом, и оно имеет ту же цель: развертывание стадий единства и интеграции все более высокого порядка. В этом заключается одна из главных причин того, что психика действительно имеет слоистую структуру. Во многом подобно геологическому формированию земной коры, психологическое развитие происходит слой за слоем, уровень за уровнем, стадия за стадией так, что каждый последующий уровень накладывается на предыдущий таким образом, что он включает его в себя, но превосходит его («обертывает» его, как сказал бы Вернер). Итак, в психологическом развитии целое каждого уровня становится просто частью целого следующего уровня, которое, в свою очередь, становится частью следующего целого, и так далее на протяжении всей эволюции сознания. Возьмем в качестве одного из многих возможных примеров развитие речи: ребенок сначала осваивает лепет, затем гласные и согласные, простые слова, небольшие фразы и предложения и лишь потом развернутые предложения. На каждой стадии простые части (например, слова) интег-
Пролог 19 ![]() Современная психология развития целиком посвятила себя изучению и разъяснению различных уровней, стадий и пластов человеческого устройства — ума, личности, психосексуальности, характера, сознания. В работах Пиаже [294] и Вернера [393], Ле-винджер [243], Ариети [7], Маслоу [262] и Якобсона [196], в исследованиях Кольберга [229] по моральному развитию — повсюду полностью или частично признается концепция отдельных стадий возрастания дифференциации, интеграции и единства. После всего сказанного мы сразу же имеем право спросить: «Что же такое высшая стадия единства, к которой можно стремиться?» Или, быть может, нам не следует формулировать свой вопрос в столь предельной форме, а взамен просто спросить: «В чем состоит природа некоторых высших и высочайших стадий развития? Какие формы единства обнаруживаются в наиболее развитых душах человеческого рода?» Все мы знаем, что представляют собой «низшие» стадии и уровни психики (я говорю здесь наиболее обобщенно и упрощенно): им свойственны инстинктивность, импульсивность, либидоз-ность, животность, обезьяноподобие. И всем нам также известно кое-что о некоторых «средних» стадиях: это социальная адаптиро-ванность, приведение ума в порядок, интеграция «эго», синтаксическая организация, концептуальная продвинутость. Но разве нет никаких более высоких стадий? Разве «интегрированное "эго"» или «автономная индивидуальность» являются высочайшими достижениями человеческого сознания? Индивидуальное «эго» — это единство изумительно высокого порядка, но по сравнению с Единством всего космоса оно выглядит жалким кусочком целостной реальности. Неужели природа трудилась миллиарды лет, чтобы произвести на свет лишь эту ничтожную эгоистическую мышь? Проблема с вопросами такого рода заключается в том, чтобы
четко решить, что же именно делает их такими. Сам я считаю, что с продолжением коллективной эволюции человечества эта пробле- а Станет легко решаемой, поскольку в демографических данных УДет появляться все больше «просветленных» личностей, и стати- 20 Глава I ![]() Суть здесь в том, что мы могли бы иметь великолепную популяцию предельно эволюционировавших и развитых личностей в лице великих мировых мистиков-мудрецов (исследования Маслоу поддерживают эту мысль). Давайте просто попробуем предположить, что подлинный мистик-мудрец представляет собой самые высочайшие стадии человеческого развития, настолько же превосходящие уровень развития нормальных, средних представителей человечества, насколько те превосходят обезьян. Это, фактически, дало бы нам выборку, аппроксимирующую «высшее состояние сознания» — некий тип «сверхсознательного состояния». Кроме того, большинство мистиков-мудрецов оставили после себя достаточно детальные записи о стадиях и шагах их собственной трансформации в области сверхсознания. Они сообщают нам не только о высшем уровне сознания и сверхсознания, но также и обо всех промежуточных уровнях на пути к нему. Взяв эти более высокие стадии и добавив их к низшим и средним, столь тщательно описанным и изученным в западной психологии, мы можем получить вполне сбалансированную и исчерпывающую модель спектра сознания. В этом как раз и состоят смысл и назначение данной книги. Внешняя дуга и внутренняя дуга Как только мы соберем воедино все стадии и уровни эволюции сознания, получится нечто похожее на всеобщий цикл жизни. И если все высшие стадии, о которых сообщают мистики, реальны, то в этом цикле обнаружится движение от подсознания (инстинктивного и импульсивного) через самосознание (эгоистическое, концептуальное, синтаксическое) к сверхсознанию (трансцендентному, трансперсональному, надвременному; см. рис. I.). Далее наш Пролог 21 ![]() На жизнь или на жизни человека можно посмотреть, как на некую кривую линию — это дуга переживания времени, стягиваемая продолжительностью индивидуальной Воли к Жизни. Движение этой кривой наружу... — Путь Стремления, Прав-ритти Марга — характеризуется самоутверждением. Движение внутрь — Путь Возвращения, Нивритти Марга — характеризуется возрастающей Самореализацией. Религией людей на наружном пути является Религия Времени; религией тех, кто возвращается, является Религия Вечности [86]. История внешней Дуги — это история Героя: история ужасной битвы за прорыв из сна в подсознании, из погруженности в первобытную матрицу состояния предшествовавшего дифференциации. Это также история «эго», ибо «эго» и есть Герой, история его возникновения из бессознательного: его конфликтов, достижений, ужасов, тревоги и наград. Эта история развертывается на арене дифференциации, разделения и возможного отчуждения; на арене роста, индивидуации и возникновения. САМОСОЗНАНИЕ (эгоистическое, ментальное)
![]() ПОДСОЗНАНИЕ (плеромное, уробори-ческое, тифоническое) СВЕРХСОЗНАНИЕ (тонкое, каузальное, предельное)
внешняя дуга — движение от подсознания к самосозна-составляет лишь половину истории эволюции сознания; 22 Глава 1 ![]() ![]() Психологическую эволюцию человека, мужчины или женщины, от младенчества до взрослого состояния, то есть целостный процесс онтогенеза, обычно исследовали на Западе под весьма широким названием «психологии развития». Исторически в поле изучения попадали такие разнородные элементы, как развитие познавательных способностей, моральное созревание, теория научения, психосексуальные стадии, мотивационное, эмоциональное и интеллектуальное развитие, присвоение тех или иных ролей. Однако Пролог 23 ![]() Но на сегодняшний день исследования даже одной только внешней дуги столь обширны и включают в себя так много разных теоретических и методологических подходов, что из них можно извлечь лишь самые общие выводы. Имеются, как минимум, основные работы Болдуина, Дьюи, Тафтса, Дж. Мида, Броутона, Юнга, Пиаже, Салливена, Фрейда, Ференчи, Эриксона, Вернера, Харт-мана, Ариети, Левинджер, Кольберга и других. Я упоминаю все эти имена лишь для того, чтобы показать, что намереваюсь не выявлять достоинства кого-либо из них по сравнению с другими, а обсудить значимость внешней дуги, как целого, в свете знания о существования внутренней дуги. Поэтому я просто представлю рабочий обзор некоторых общепринятых стадий в развитии самоощущения, свободно и, как может порой показаться, довольно неразборчиво используя материал ведущих школ психологии развития. Кроме того, я не стану абсолютно разграничивать различные линии развития — такие, как познавательное, моральное, волевое, мотивационное, эмоциональное или интеллектуальное развитие — поскольку пока еще невозможно во всех случаях решить, являются ли какие-либо из них, или они все, параллельными, независимыми или эквивалентными, а также имеют ли они один общий или несколько разных источников. Мне хочется с самого начала избежать столь затруднительного спора. То же, по существу, справедливо и в отношении внутренней Дуги: здесь я также буду использовать подобного рода обобщенный подход, свободно заимствуя материал у мистических школ Востока, Запада, индуизма, буддизма, даосизма, суфизма, христианства, платонизма и т. п. Я вполне сознаю, что, применяя такой дружественный и нейтральный подход к каждой из различных школ, высоких или низких, психологических или религиозных, я подвергаю себя риску быть отвергнутым ими всеми — но никакой другой подход не предоставил бы нам необходимых данных для вполне законченной и совершенной модели. Итак, мы начинаем с самого начала. Точнее, с момента рождения...
2 ПРИМИТИВНЫЕ КОРНИ ОСОЗНАНИЯ Плеромная Самость 10
Существует почти всеобщее согласие относительно того, что ни зародыш в материнской утробе, ни новорожденный ребенок не обладают развитым чувством самости. Для новорожденного не существует никакого реального разделения между внешним и внутренним, субъектом и объектом, между телом и окружающей средой. Это не означает, что ребенок рождается в мир материальных объектов, которые он не способен распознавать -— но лишь то, что с точки зрения ребенка никаких объектов пока еще буквально не существует. События есть; а вот объективных событий — нет. То есть, младенец действительно осознает определенные события, но не как «объективные», отдельные от него самого. Объективный мир и субъективное осознание ребенка совершенно не дифференцированы, новорожденный не способен отличить материальный мир от своих действий в нем. Таким образом, его самость и его физическое окружение в определенном смысле суть одно и то же. Самость «плеромна», как сказали бы в этом случае алхимики и гностики, что, по существу, означает, что самость и .материальный С /if \7р|т.рт1-туЛ ргпр up Пп f/pимитивные корни осознания 25 космос не дифференцированы. Пиаже так и говорил: «На ранних стадиях развития мир и самость суть одно; ни одно из этих двух понятий не отличается от другого... можно сказать, что самость материальна» (курсив мой — К. У.) [297]. Самость встроена в ту materia prima,u которая есть одновременно первичный хаос физической материи и материнская утроба, или Пракрити,12 откуда происходит всякое творение. «Нельзя сказать, — заключает Левинджер, -— что при рождении ребенок обладает «эго». Первой его задачей будет научиться отличать самого себя от всего окружающего» [243]. Или, по выражению фон Берталанфи, «самой примитивной стадией [сознания] является, по-видимому, та, где не переживается различия между внешним миром и «это»... Ребенок еще не отличает себя самого от вещей снаружи; он еще очень нескоро этому научится» [34]. А Кестлер очень толково суммирует эти соображения: «Среди других, в особенности, Фрейд и Пиаже обращали внимание на тот факт, что новорожденный ребенок не проводит различия между своим «я» и окружающей средой. Он осознает события, но не самого себя, как отдельную сущность... Вселенная сфокусирована на самости, и самость является Вселенной, ■— вот то состояние, которое Пиаже назвал «протоплазмическим» или «симбиотическим» сознанием». Поскольку это стадия абсолютного недуализма, стадия океаническая или аутическая, она также имеет тенденцию быть до-пространственной и до-временной. Для новорожденного нет никакого реального пространства в том смысле, что нет никакой дистанции или разделения между плеромыой самостью и окружением. А потому нет и никакого времени, поскольку нет возможности распознать какую-либо последовательность объектов в пространстве. Осознание новорожденного беспространственно, безвременно, безобъектно (но не бес-событийно). Именно по этим причинам аналитики (такие, как Ференчи) любят называть эту стадию состоянием «безусловного всемогущества», которое «длится до тех пор, пока не существует никакой концепции объектов» (Фе- ^ Пракрити — в традиции индуизма, в частности, в философии санк-> — природа, материальный мир, реальность, которую созерцает Пуруша, ДУ*. — Прим. ред.
26 Глава 2 ![]() Отметим, что речь идет именно о доличностном, а не о надличностном (трансперсональном) совершенстве. Это действительно своего рода первичный рай невинности и неведения, состояние перед Грехопадением самосознания. И, как мы увидим дальше, его не следует путать с трансперсональным раем сверхсознания. В одном случае это «до-», в другом — «над-», а разницу между ними составляет всего-навсего полный жизненный цикл сознания.
1 ![]() примитивные корни осознания 27 Алиментарный Уроборос w Одна из первых задач ребенка — созидание объективного ми-па отдельного от него самого. Одновременно начинается структу-пирование его субъективного самоощущения. Но данная задача ни в коей мере не подразумевает немедленного успеха, и в промежутке между стадией совершенной взрослости и стадией рудиментарного ощущения самости, локализуемой как индивидуальное тело, осознание ребенка плавает в том, что Нейман назвал «внеличност-ноЙ уроборической областью». Вот как он формулирует эту мысль: «Я думаю об этом пласте архетипического поля как о чем-то «внеличностом» и в то же время «запредельном» по отношению к противоположностям психического и физического, как их определяет сознание». Сам я предпочел бы говорить о «доличност-ном», «предперсональном», где психическое и физическое еще не дифференцированы, но главное состоит в том, что в «развитии индивидуума первоначально преобладают [уроборические] факторы, [доличностные или внеличностные], и только в ходе дальнейшего развития появляется и обретает независимость личностная сфера» [279]. Уроборос представляет собой коллективное, архаичное, все еще преимущественно океаническое состояние; само это слово происходит от имени мифического змея, который, пожирая собственный хвост, формирует «в замкнутом круге» самодовлеющую пред-дифференцированную массу, не ведающую о себе самой. «Начальная стадия, символизируемая уроборосом, соответствует стадии до возникновения «эго», — пишет Нейман, — это стадия раннего детства, когда зародыш «эго» только появляется... И, естественно, первые фазы развития сознания «эго» у человека проходят под властью уробороса. Речь идет о фазах инфантильного сознания «эго», которое, будучи уже не полностью эмбриональным [то есть не полностью плеромным] и обладая собственным существованием, все еще живет в замкнутом круге [уроборос], не обособ- А 28 Глава 2 ![]() ![]() Следовательно, на этом этапе самость ребенка больше не является материальным хаосом, поскольку он начинает распознавать что-то вне себя, нечто иное, чем он сам, и вот это глобальное, не- \ дифференцированное, доличностное окружение мы называем уро- \ барическим другим. Поэтому данный уровень отмечен всепрони- : кающей недвойственностыо, но, в отличие от предыдущего уровня, эта недвойственность не абсолютна. Значит, в осознании ребенка по-прежнему существуют, хотя и в меньшей степени, чем на пле-ромной стадии, те самые «мгновенные состояния без различения времени и места», которые Салливэн назвал «прототаксической формой» опыта, когда все, что известно младенцу, — это «мгновенные состояния, в которых его переживания «космичны» в том смысле, что они не определены и не ограничены» [46]. Они уробо-ричны. Поскольку рассматриваемая стадия приходится на начало рас ширенной оральной фазы младенчества, когда оральная связь ре бенка с миром является главной, то Нейман также называет ca-j мость в такой момент развития «поглощающим пищу уроборосом», и можно говорить, что этот этап в чем-то соответствует до-амбивалентной (доличностной) оральной стадии в психоанализе. Ее также называют «алиментарной», потому: что уроборос всецело находится во власти «висцеральной психологии»,15 то есть бессознательной природы, физиологии, инстинктов, рептильного восприятия и самых рудиментарных видов эмоциональной разгрузки. По выражению Неймана, в уроборическом состоянии организм все еще «барахтается в своих инстинктах, как животное. Окаменевший в объятиях поддерживающей его Матери-Природы, он, во благо или во зло, отдан на ее попечение. Сам он ничто; мир — все [са- В Примитивные корни осознания 29 ость все еще более или менее материальна и плеромна]. Мир дает приют и кормит его, сам же он пока еще редко чего-либо хочет педко проявляет себя. Ничего не делать, инертно лежать в бессознательном, просто пребывать в неистощимом сумеречном мире, где все потребности без усилий обеспечиваются великим кормиль- ем . таково это земное блаженное состояние» [279]. А блаженно оно потому, что оно до-личностно, почти до-экзистенциально, — самость еще не страдает, ибо ее самой пока еще почти нет. В каком-то смысле уроборическое состояние остается блаженным неведением и осознанием до Грехопадения. «Зародыш «эго» все еще пребывает в плероме... и как не рожденное сознание дремлет в своем первичном яйце, в райском блаженстве» [279], Согласно психоанализу, это стадия «магического галлюцинаторного всемогущества, период сразу после рождения, когда младенец чувствует, что ему нужно только пожелать чего-то, и оно тотчас появится» [120]. В конечном итоге, как мы увидим, это доличностное блаженство, эйфория от того, что ты еще не «эго», уступает дорогу ананде и махасукхе, высшему блаженству от того, что ты уже не «эго», блаженству трансценденции. Разумеется, соглашаться с тем, что уроборос «дремлет в раю», не означает утверждать, что у него вовсе нет своих страхов, рудиментарных напряжений или «неудовольствий». Даже если это состояние столь блаженно и невинно, как считают некоторые исследователи, мы не должны упускать из виду тот факт, что здесь же находятся и корни первичного страха. В Упанишадах сказано: «Повсюду, где есть другой, там есть и страх». Уроборическая самость младенца начинает ощущать гнетущее и первобытное состояние страха по той простой причине, что она теперь распознает другого — уро-борического другого. Юнгианцы, фрейдисты и клейнианцы |6 согласны между собой в том, что первичный страх лучше всего интерпретируется как оральный, то есть страх быть проглоченным, поглощенным и уничтоженным уроборическим другим [279], [120], [225]. Нейман называет это уроборическои кастрацией. Заканчивая описание стадии уробороса, мы можем заметить, то познавательное развитие организма находится лишь на самых к ' У Ференчи и Абрахама, аналитическую работу начала в 1919 голу. — '1рим. ред. 30 Глава 2 ![]() Состояние «алиментарного» уробороса», переживаемое в его «чистейшей» форме на этой до-амбивалентной оральной стадии, тем не менее, в дальнейшем будет оказывать глубокое влияние по меньшей мере на протяжении последующих — (если на время принять психоаналитическую точку зрения) — орально-садистской и анальной стадий, хотя оно постепенно трансцендируется в пользу все более личностного и индивидуального осознания. Однако сам «алиментарный» уроборос остается сугубо до-личностным, коллективным, архаичным, рептильным. Очевидно, что это одна из самых примитивных структур человеческой психики, которую, наряду с базовой плеромой, вероятно, можно было бы проследить через низшие жизненные формы к самому началу космоса как такового.
следующая страница >> |
ещё >> |