Международные отношения” “Теория международных отношений” - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа курса «современные международные отношения» Раздел Теория... 1 65.14kb.
Программа междисциплинарного экзамена по направлению подготовки международные... 3 540.34kb.
Программа междисциплинарного экзамена по направлению подготовки международные... 3 538.94kb.
Конкурс в Державинском университете» Номинация «Международные отношения» 1 243.22kb.
Программа дисциплины "История международных отношений" для направления... 6 450.42kb.
Программа дисциплины Современные международные организации для направления... 1 145.7kb.
Современные международные отношения 33 7241.89kb.
Вопросы к экзамену Сущность и основные формы международных экономических... 1 33.09kb.
Международные отношения и внешняя политика страны 1 167.04kb.
Программа дисциплины «История и методология исследований международных... 4 498.98kb.
Учебная программа по специальностям "Регионоведение", «Международные... 1 310.38kb.
Инструкция по монтажу датчика разбивания стекла "FlexGuard ® " fg-1625/fg-1625t... 1 166.25kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Международные отношения” “Теория международных отношений” - страница №15/15


Процесс европейской интеграции в системе международных отношений во второй половине XX в.

На территории Европы едиными государственными образованиями, сравнимыми по размерам с Евросоюзом, были Западная Римская империя. Франкское государство. Священная Римская империя. В течение последнего же тысячелетия Европа была раздроблена. Европейские мыслители старались придумать способ объединить Европу. Идея создания Соединённых штатов Европы первоначально возникла после Американской революции.

получила новую жизнь после Второй мировой войны, когда о необлодямостн сё осуществления заявил Уинстон Черчилль, призвавший 19 сентября 1946 в своей речи в Цюрихском университете к оседанию «Соединенных штатов Европы», аналогичных Соединённым Штатам Амернги Как резутьтат. в 1949 был создан Совет Европы — организация, существующая до сих пор (ее членом является и Россия) Совет Европы, однако, был (и остается) чем-то вроде регионального эквивалента ООН. сосредоточившим свою деятельность на проблемах обеспечения прав человека в европейских странах

В 1951 ФРГ, Бельгия, Нидерланды. Люксембург. Франция. Италия оплати Европейское объединение угля и стали (А'С'Л'С - Еигореап Соа1 ала" $1ее1 СоттитГу). целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, которое, по мысли его создателей, до.тжно было предотвратить очередную войн\ в Европе. Великобритания отказалась участвовать в этой организации по соображениям национального суверенитета.

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (ЕЕС Еигореап Есопопйс Соттипну) и Европейское сообщество по атомной энергии (Еига1от - Еигореап Л/от/с Епег$у СоттипМу). ЕЭС был создан в псрв;, ю очередь как таможенный союз шести государств, призванный обеспечить свободу перемещения товаров. >сл\г. капиталов и людей. Евратом должен был способствовать объединению мирных ядерных ресурсов этих государств. Самым важным из этих трёх европейских сообществ являлось Европейское экономическое сообщество, так что позднее (в 1990-е годы) оно стало именоваться просто Европейским сообществом (ЕС -Еигореап СоттипНу). ЕЭС было учреждён Римским договором 1957 года, который вступил в силу 1 января 1958. В 1959 членами ЕЭС был создан Европейский парламент — представительный консультативный, а позднее и законодательный орган.

Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский Сою 5 происходил путём одновременной структурной эволюции н институциональной трансформации в более сплочённый блок государств с передачей всё большего числа функций управления на наднациональный уровень (так называемый процесс евроинтеграции, или углубления союза государств), с одной стороны, и увеличения числа участников европейские сообществ (и по-щнее Европейского Сою:*а) с 6 до 25 государств (расширения сою'Ю государств). В январе 1960 Великобритания и ряд других стран, не вошедших в ЕЭС, сформировали альтернативную организацию — Европейскую ассоциацию свободной торговли, Великобритания, однако, вскоре поняла, что ЕЭС — гораздо более эффективное объединение, и приняла решение о вступлении в ЕЭС. Её примеру последовали Ирландия и Дания, чья экономика существенно зависела от торговли с Великобританией Аналогичное решение приняла и Норвегия.

1973 — 9 стран-членов. Присоединяются Великобритания, Дания (с Гренландией, но без Фарерских островов) и Ирландия. Гренландия вышла аз организации в 1985.

Первая попытка в 1961—1963, однако, закончилась неудачей в связи с тем. что французский президент де Голль наложил вето на решение о вступлении новых членов в ЕЭС- Аналогичным был результат и переговоров о вступлении в 1966—-1967.

В 1967 году три европейских сообщества (Европейское объединение угля и стали. Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии) объединились в Европейское Сообществ Дело сдвинулось с мёртвой точки лишь после того, как генерала Шарля де Голля в 1969 сменил Жорж Помпиду. После нескольких лет переговоров и адаптации законодательства Великобритания вступила в ЕС 1 января 1973. В 1972 прошли референдумы о вступлении в ЕС в Ирландии. Дании и Норвегии. Население Ирландии (83.1 %) и Дании (63.3 %) поддержали присоединение к ЕС. но в Норвегии это предложение не получило большинства (46.5 %).

Греция подала заявку на вступление в ЕС в июне 1975 нетала членом сообщества 1 января 1981. В 1979 были проведены первые прямые выборы в Европейский парламент. В 1985 Гренландия получила внутреннее самоуправление и после рс(|)сренду ма вышла из ЕС. Португалия н Испания подали заявки в 1977 н стали «иенами ЕС с I января 1986. В феврале 1986 в Люксембурге был подписан Закон о единой Европе ($1п%1е Еигореап Ас{).

В 1992 все государства, входящие в Европейское Сообщество, подписали Договор о отдании Европейского Союза.

В ] 994 в Австрии. Финляндии, Норвегии и Швеции проводятся референдумы о вступлении в ЕС. Большинство норвежцев вновь голосует против.

Австрия. Финляндия (с Аландскими островами) и Швеция становятся членами ЕС с 1 января 1995. Членами Европейской ассоциации свободной торговли остаются лишь Норвегия. Исландия. Швейцария и Лихтенштейн.

004 — 25 государств-членов (Е11-25). В 2004 членами ЕС становятся Эстония. Латвия, Литва. Польша. Чехия.

Словакия, Венгрия, Словения, Кипр, Мальта.

9 октября 2002 Европейская Комиссия рекомендовала 10 государств-кандидатов на вступление в ЕС в 2004

Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Словению. Кипр. Мальту Население }ти\ ]п

стран составило около 75 млн.; их совместный ВВП по ГШП — примерно 840 млрд долларов США. примерно

равный ВВП Испании.

Это расширение ЕС можно назвать одним из самых амбициозных проектов ЕС на настоящее время

Необходимость такого шага была продиктована желанием подвести черту под разъединением Европы.

длившимся с момента окончания Второй мировой войны, и прочно привя'йггь к Заяаду страны Восточной

Европы, чтобы не допустить их отката обратно к коммунистическим методам правления. Кипр был включён в

этот стотаж, поскольку на тегом таето'лла Грсци'А, котор'л-А я противном случае угрожала наложить вето на весь

план в целом.

По свершении переговоров между «старыми» и будущими «новыми» членами ЕС окончательное

положительное решение было объявлено 13 декабря 2002. Европейский парламент утвердил решение У апреля

2003.


16 апреля 2003 в Афинах 15 «старыми» и 10 «новыми» членами ЕС был подписан Договор о присоединении ()3]). В 2003 вдевяти государствах (за исключением Кипра) были проведены референдумы, а затем подписанный Договор был ратифицирован парламентами.

1 мая 2004 Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр, Мальта стали членам

Евросоюза.

После присоединения к ЕС десяти новых стран, уровень 'экономического развития которых заметно ниже

среднеевропейского, лидеры Евросоюза оказались в положении, когда основной груз бюджетных расходов на

социальную сферу, дотации сельскому хозяйству и т. д. ложится именно на гогх. В то же время эти страны не

желают увеличивать долю отчислений в общесоюзный бюджет сверх определенного документами ЕС уровня в

1 % ВВП.


Вторая проблема состоит в том, что после расширения Евросоюза фактически неработающим оказался

действовавший до сих пор принцип принятия важнейших решений консенсусом. В нынешней ситуации, если в

любой из 25-ти стран референдум или парламентское голосование по проекту Конституции ЕС провалится, то

весь Евросоюз может остаться без основного закона.

Дальнейшее расширение Евросоюза — вхождение в него Болгарии и Румынии — планируется на I января 2(КГ

года. Евросоюз предупредил эти страны, что Румынии и Болгарии предстоит еще немало сделать в области

борьбы с коррупцией и реформирования законодательства. В этих вопросах Румыния, по мнению европейских

чиновников, пока отстаёт, сохраняя пережитки социализма в структуре экономики и не отвечая стандартам ЕС.

В случае, если Румыния и Болгария не устранят недостатки. Брюссель вправе отложить их вступление в ЕС на

год.


17 декабря 2005 года официальный статус кандидата на всгупжяше в ЕС был предоставляй Македонии.

21 февраля 2005 года Европейский Союз подписал план действий с Украиной. Вероятно, это стало результатом того, что ко власти на Украине пришли силы, внешнеполитическая стратегия которых направлена на вступление в Евросоюз. В то же время, по мнению руководства ЕС, о полноправном членстве Украины в Евросоюзе пока говорить не стоит, так как новой власти необходимо сделать очень много, чтобы доказать, что на Украине существует полноценная демократия, отвечающая европейским стандартам, и провести политические, экономические и социальные реформы.

Почему ЕС высокоразвитое интеграционное объединение?

> Высокоразвитая рыночная экономика 1)высок промышленный потенциал; 2) рыночная модель экономики; 3) однотипность институтов управления экономикой



^ Полицентричность интеграционного объединения (много лидеров) г- Культурно-историческая общность - культурное единство

> Ориентация на успех, оптимизм (учение о божественно предопределении) надежда на собственные силы.

Проблемы, которые стоят перед ЕС: связанные с расширением; определиться с процедурой формирования Европейской комиссии; Проблема стандарта единой Европы; проблема выработки ОВП и ПБ; проблема демографическая — миграционная.


  1. Процесс разрядки международных отношений в 70-х гг. XX в.




  1. Трансформация Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений

С_развитием послевоенной системы международных отношении все большую роль в ней приобретали различные мсждутародтшс оргакюации, политические и экономические, тфавтелъствстгаые и неправительственные. Наряду с государствами, они стали выступать субъектами системы международных отношений, Мощные_имт'льсы для своего подъема получило национально-освободительное движение. Стал нарастать неудержимый процесс деколонизации^ Многие страны и народы превратились из объекгов в субъекты

международных отношений. Если в 1945 г. лишь 4 независимых государства Африки стали членами ООН (Египет. Либерия. Эфиопия, Южно-Африканский Союз), то в начале 6<>-х годов их число приблизилось к 30. Евр^па_утт;атала^свдю былую веду_щуто_рдлъ в мировой политике. Времена доминирования «концерта европейских держав» ушли в прошлое. Это проявлялось в экономике, в военно-поикгнческой сфере, в демографии, в кудътурно-идео логическом влиянии.

Систему МО, сложившуюся после Второй мировой войны, стали называть Ялтинско-Потсдамской. Само название весьма условно. Конференции «большой тройки» (лидеров СССР. США и Великобритании) в Ятге (4 — 1 1 февраля 1945 г.) и в Потсдаме (17 июля — 2 августа 1945 г.) лишь наметили общие контуры послевоенного устройства Вместе с тем они приняли некоторые конкретные решения (например, по территориальным вопросам), которые пережили Ялтинско-Потсдамскую систему н сохраняют свою силу и по сен день.

БИПОЛЯРНОСТЬ ЯЛТИНСКО-ПОТСДАМСКОЙ СИСТЕМЫ

Ялтанско^Потсдамская система МО базировалась на новом соотношении сил, сложившемся в результате Второй мировой войны. Наиболее характерным было усиление международных позиций США и СССР. Комитет начальников штабов США в своих рекомендациях государственному департаменту еще в августе 1 944 г. отметил. «Посте разгрома Японии только США и СССР останутся первоклассными военными державами, что объясняется сочетанием и огромного военного потенциала».

Германия была разгромлена^ на неколздюс^время-иер&зтала существовать как независимое государство- Япония кахтитулйровала и превратилась в оккупированную страну. Италия (с. 6) была побеждена и утратила свое международное влияние. Франция переживала экономические и политические трудности и не могла более претендовать на ту ведущую роль, которую она играла до Второй мировой войны. Даже Великобритания, как это вскоре выявилось, вышла из войны ослабленной в финансовом и экономическом отношения, утратившей прочность и устойчивость своей империи.

Определяющее влияние ^ССР и_СД1Ала всю_Ялтинско-П(тгсдзмскую систему МО придавало ей биполярный хар^актегзЛТозднее СССР и США стали называть двумя сверхдержавами послевоенного мира. Они являлись гарантами новой_ системы МО.

Вместе с тем биполярность Ялтинско-Потсдамской системы не была абсолютной. СССР и США не могли контролировать все субъекты и события международной жизни. В 50-е годы деколонизация способствовала 4юрмированию^^ижения неприсоединения. Первая кон^ренция неприсоединившихся стран состоялась в 1961 г. В Белграде. Участники движения неприсоединения положили в основу своей внешней политики принципы неучастия в военных блоках, отказа от предоставления своей территории для размещения иностранных военных баз, ликвидации колониализма, мирного урегулирования международных вопросов, развития равноправного сотрудничества и мирного сосуществования. Это движение вынуждено было считаться с биполярным характером расстановки сил на международнои^рене^ 110-Ст^емшв противостоишь

В 60 — 70-е годы происходило становление новых центров силы: Западная Европа, Китай, затем Япония. Будучи не в состоянии конкурировать с СССР и США эти новые центры силы все же .заставили считаться со своим возросшем весом в международных делах.

Тем не менее, именно США иСССР являлись двумя полюсами Ялтинско-Потсдамской системы, ее опорами. Их оггределяющие позиции в рамках системы бесспорны, хотя они и не сводились к простому равенству, были асимметгжчньи

^США_вступили в послевоенный мир с неоспоримым преобладанием в экономике и финансовой сфере. Западные авторы нсзря называли США «арсеналом демократии» — их промышленное производство получило в ходе войны гигантский стимулирующий толчок. По ее окончании на долю США приводилось примерно половина мирового промышленного производства, около трети мирового экспорта товаров, более половины всего золотого запаса. При асимметричности мощи и влияния СССР и США именно эти две державы заняли определяющее положение в Ялтинско-Потсдамской системе. Ее биполярностъ усиливалась наличием у обеих держав союзников и сателлитов. СССР и США сформировали под своей эгидой международные экономические организации, военно-политические блоки, пропагандисте ко-идео логические организации.

СТАБИЛЬНОСТЬ СИСТЕМЫ И ЯДЕРНЫЙ ФАКТОР

Битюдярность Ялтинско-Потсдамской системы обеспечивала ей определенную стабильность. Два полюса, гаранты системы. уравновешивали друг друга, поддерживали ее общее равновесие, контролировали союзников, в той или иной_стспсни регулировали возникавшие конфликты. Обе державы при всех глубочайших противоречиях были заинтересованы в сохранении «правил игры», присущих сложившейся системе.

Характерной чертой Ялтинско-Потсдамской системы МО стало негласное взаимное признание сверхдержавами сфер их влияния. Точнее, речь шла о признании Западом сферы влияния СССР, ибо вне ее в той или иной форме преобладало влияние Запада. Обсуждая с Г. Димитровым в авпсте 1945 г решения Потсдамской конференции в отношении Болгарии и Балкан в целом, советский нарком иностранных дел В. Молотов отметил. «В основном эти решения выгодны нам. Фактически признается за нами эта сфера влияниях Определение границ советской сферы влияния происходило в напряженной борьбе, через ряд внешнеполитических столкновений. Однако после завершения раскола Европы 'Запад не вмешивался в события в «социалистическом содружестве» даже в период острых политических кризисов (Венгрия — 1956 г., Чехословакия — 1968 г. и др.). Сложнее обстояло дело в «третьем мире в странах промежуточной зоны. Именно антиколониализм в сочетании со стремлением СССР утвердить свое влиян в ряде стран Азии. Африки и Латинской Америки породил ряд серьезных между народных конфликтов.

В Ялтинско-Постдамской системе МО большую роль играл ядерный фактор. Первыми обладателями ядерного оружия были США. В 1945 г. они произвели первое успешное испытание ядерного оружия, а 9 августа того же года сбросили атомные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки (К другим применениям ядерного оружия счастью, (с. И) не прибегала ни одна страна). Советский Союз стал обладателем атомной бомбы в августе 1949 г.. объявлено об этом было в сентябре. Членами «атомного клуба» стали также Великобритания — 1952 г. Франция -1960 г.. Китайская Народная Республика — 1964 год.

Таким образом. США обладали атомной монополией с 1945 по 1949 год. Но даже в этот период американское атомное оружие в сочетании с имевшимися средствами его доставки стратегическими бомбардировщиками не создавало реальной возможности для победы США в новой мировой войне. Поэтому и тогда атомная бомба скорее подкрепляла американскую внешнюю политику, делала ее более жесткой и напористой. Вместе с тем сталинское руководство стремилось продемонстрировать отсутствие излишней уступчивости перед американским атомным нажимом, что делало и советскую внешнюю политику менее склонной к компромиссам. Атомное оружие внесло вклад в генезис противостояния США и СССР, в формирование биполярной системы МО. Развернулась гонка стратегических вооружений, ставшая неотъемлемым элементом послевоенного международного порядка. Положение заметно изменилось после 1949 г., когда и США, и СССР стали обладателями ядерных арсеналов. Существенные новые элементы появились в ситуации с 1957 г., с успешного запуска первого советского искусственного спутника Земли, когда Советский Союз наладил производство межконтинентальных баллистических ракет, способных поражать территорию США. Ядерное оружие стало инструментом «сдерживания» Ни одна из двух сверхдержав не могла пойти на риск широкомасштабного конфликта перед угрозой ответного удара, способного нанести неприемлемый ущерб. СССР и США как бы блокировали друг друга, обе державы стремились не допускать большой войны.

Ядерное оружие внесло качественно новые элементы в международные отношения. Его применение грозило уничтожением громадного числа людей и колоссальными разрушениями. Кроме того, его воздействие на атмосфер радиоактивное заражение местности могло произвести губительное воздействие на обширные регионы земного ша] и на планету в целом. Возможность применения ядерного оружия заставило пересмотреть классическую формул} немецкого военного теоретика XIX в. К. Клаузевица: «Война — это продолжение политики другими средствами» Достижение поставленных политических целей войной оказалось невозможным,

Ядерные потенциалы оказывали стабилизирующее воздействие на Ялтинско-Потсдамскую систему международных отношений. Они способствовали предотвращению опасной эскалации конфликтов, ранее зачастую приводивших к войне. Ядерное оружие оказывало отрезвляющее воздействие на политических деятелей разного масштаба и разной степени ответственности. Оно заставило руководителей наиболее могущественных государств соизмерять свои акц с угрозой глобальной катастрофы, которая не пощадила бы никого из живущих на грешной Земле. Стабильность в рамках Ялтинско-Потсдам с кой системы была неустойчивой, непрочной. Она основывалас на равновесии страха и достигалась через конфликты, кризисы, локальные войны, через разорительную гонку ^вооружений. В этом состояла несомненная опасность гонки ракетно-ядерных вооружений И все же Ялтинско-Потсдамская система оказалась более устойчивой, чем Версальско-Вашингтонская, и не породила большую войну.

Прагмо–профессиональные задания к ГЭ по специализации

Внешнеполитический анализ и дипломатическая служба”




  1. Раскройте сущность и значение протокольных формул в дипломатическом документе. Приведите примеры протокольных формул в дипломатической переписке. Составьте личную ноту без протеста.

  2. Раскройте особенности и основные требования к каждому из видов дипломатической документации. Составьте вербальную ноту.

  3. Раскройте сущность и характер дипломатических документов, подготавливаемых к протоколам и визитам. Составьте совместное коммюнике между несколькими главами государств

  4. Раскройте особенности видов визитов и порядок их проведения. Составьте программу официального визита на высшем уровне.

  5. Раскройте протокольные аспекты проведения переговоров. Составьте схему проведения переговоров двух официальных делегаций. Выделите ключевые моменты в проведении и организации переговоров

  6. Раскройте особенности и сущность заключительных документов переговоров и визитов. Составьте международный договор.

  7. Раскройте сущность дипломатической беседы, техники ее проведения. Поясните основные требования к записи дипломатической беседы.

  8. Раскройте понятие и сущность дипломатического корпуса. По каким критериям избирается дуайен дипломатического корпуса, каковы его функции.

  9. Раскройте значение и сущность дипломатических рангов, покажите историю их становления.

  10. Раскройте сущность и особенности видов дипломатических приемов. Поясните порядок проведения приема с рассадкой гостей.

  11. Раскройте значение и сущность Венской конвенции о дипломатических сношениях. Составьте агреман

  12. Раскройте значение и сущность Венской конвенции о консульских сношениях. Составьте визу на въезд в РК

  13. Разъясните порядок запроса агремана и вручения верительных грамот. Составьте верительные грамоты.

  14. Раскройте порядок открытия дипломатического представительства. Составьте схему открытия дипломатического представительства. Составьте документ, которым МИД запрашивает агреман на главу дипломатического представительства.

  15. Охарактеризуйте основные функции дипломатического представительства. Составьте частное письмо полуофициального характера.

  16. Охарактеризуйте функции консульского представительства. Поясните, какие действия должен предпринять консул РК, если к нему обратился гражданин РК, находящийся на территории РФ и потерявший свои документы.

  17. Раскройте понятие иммунитет, приведите примеры иммунитета. На какие категории лиц распространяются иммунитеты. Поясните, какие меры будут предприняты государством пребывания в случае совершения уголовного преступления дипломатом и консулом представляемого государства на территории страны пребывания.

  18. Раскройте сущность и значение дипломатической деятельности в государственной службе. Раскройте сущность закона РК “О дипломатической службе”, 2002 г.

  19. Раскройте сущность и значение дипломатии как инструмента внешнеполитической деятельности. Приведите примеры европейской дипломатии в вопросе борьбы с международным терроризмом.

  20. Раскройте сущность и особенности дипломатической службы Великобритании. Поясните, какой отдел в Форин офисе занимается развитием и налаживание экономических, торговых отношений Великобритании с Европейским Союзом, его функции.

  21. Раскройте сущность организационной структуры МИД ФРГ. Какой департамент, отдел МИД ФРГ ведает развитием взаимоотношений ФРГ со странами СНГ, ЦА

  22. Раскройте особенности этапов истории китайской дипломатии.

  23. Охарактеризуйте становление дипломатической службы в Японии. Как происходит подготовка кадров в Японии, на какие категории подразделяется кадровый дипломатический персонал Японии.

  24. Раскройте организационную структуру МИД РФ. Составьте схему структуры территориальных и функциональных департаментом МИД РФ.

  25. Охарактеризуйте сущность основных принципов организации дипломатической службы во Франции. Раскройте значение Протокольного отдела КЭ д`ОРСЕ, в чем его отличие от служб протокольного обеспечения других стран.




<< предыдущая страница  



Джентльмен — не более чем терпеливый волк. Хенриетта Тайаркс
ещё >>