Международные отношения” “Теория международных отношений” - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа курса «современные международные отношения» Раздел Теория... 1 65.14kb.
Программа междисциплинарного экзамена по направлению подготовки международные... 3 540.34kb.
Программа междисциплинарного экзамена по направлению подготовки международные... 3 538.94kb.
Конкурс в Державинском университете» Номинация «Международные отношения» 1 243.22kb.
Программа дисциплины "История международных отношений" для направления... 6 450.42kb.
Программа дисциплины Современные международные организации для направления... 1 145.7kb.
Современные международные отношения 33 7241.89kb.
Вопросы к экзамену Сущность и основные формы международных экономических... 1 33.09kb.
Международные отношения и внешняя политика страны 1 167.04kb.
Программа дисциплины «История и методология исследований международных... 4 498.98kb.
Учебная программа по специальностям "Регионоведение", «Международные... 1 310.38kb.
Инструкция по монтажу датчика разбивания стекла "FlexGuard ® " fg-1625/fg-1625t... 1 166.25kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Международные отношения” “Теория международных отношений” - страница №1/15



Вопросы

Международные отношения”


Теория международных отношений”.


  1. Политический реализм в теории международных отношений.

Ее наиболее известные представители — Рейнхольд Нибур, Фредерик Шуман, Джордж Кеннан, Джордж Шварценбергер, Кеннет Томпсон, Генри Киссинджер, Эдвард Карр, Арнольд Уол-ферс и др. — надолго определили пути науки о международных отношениях. Бесспорными лидерами этого направления стали Ганс Моргентау и Реймон Арон.

В своей концепции Г. Моргентау исходит из шести принципов политического реализма, которые он обосновывает уже в самом начале своей книги. В кратком изложении они выглядят следующим образом.

1. Политика, как и общество в целом, управляется объективными законами, корни которых находятся в вечной и неизменной человеческой природе. Поэтому существует возможность со­здания рациональной теории, которая в состоянии отражать эти законы — хотя лишь относительно и частично. Такая теория позволяет отделять объективную истину в международной политике от субъективных суждений о ней.

2. Главный показатель политического реализма — «понятие интереса, выраженного в терминах власти». Оно обеспечивает связь между разумом, стремящимся понять международную политику, и фактами, подлежащими познанию. Оно позволяет понять политику как самостоятельную сферу человеческой жизнедеятельности, не сводимую к этической, эстетической, экономической или религиозной сферам. Тем самым указанное понятие позволяет избежать двух ошибок. Во-первых, суждения об интересе политического деятеля на основе мотивов, а не на основе его поведения. И, во-вторых, выведения интереса политического деятеля из его идеологических или моральных предпочтений, а не из его «официальных обязанностей».

Политический реализм включает не только теоретический, но и нормативный элемент: он настаивает на необходимости рациональной политики. Рациональная полигика — это правильная политика, ибо она минимизирует риски и максимизирует выгоды. В то же время рациональность политики зависит и от ее моральных и практических целей.

3. Содержание понятия «интерес, выраженный в терминах власти» не является неизменным. Оно зависит от того политического и культурного контекста, в котором происходит формирование международной политики государства. Это относится и к понятиям «сила» и «политическое равновесие», а также к такому исходному понятию, обозначающему главное действующее лицо международной политики, как «государство-нация».

Политический реализм отличается от всех других теоретических школ прежде всего в коренном вопросе о том, как изменить современный мир. Он убежден в том, что такое изменение может быть осуществлено только при помощи умелого использования объективных законов, которые действовали в прошлом и будут действовать в будущем, а не путем подчинения политической реальности некоему абстрактному идеалу, который отказывается признавать такие законы.

4. Политический реализм признает моральное значение политического действия. Но одновременно он осознает и существование неизбежного противоречия между моральным импера­тивом и требованиями успешного политического действия. Главные моральные требования не могут быть применены к деятельности государства как абстрактные и универсальные нормы. Они должны рассматриваться в конкретных обстоятельствах места и времени. Государство не может сказать: «Пусть мир погибнет, но справедливость должна восторжествовать!». Оно не может позволить себе самоубийство. Поэтому высшая моральная добродетель в международной политике - это умеренность и осторожность.

5. Политический реализм отказывается отождествлять моральные стремления какой-либо нации с универсальными моральными нормами. Одно дело — знать, что нации подчиняются моральному закону в своей политике, и совсем другое — претендовать на знание того, что хорошо и что плохо в международных отношениях.

6. Теория политического реализма исходит из плюралистической концепции природы человека. Реальный человек - это и «экономический человек», и «моральный человек», и «религиозный человек» и т. д. Только «политический человек» подобен животному, ибо у него нет «моральных тормозов». Только «моральный человек» — глупец, т.к. он лишен осторожности.

Признавая это, политический реализм отстаивает относительную автономность указанных аспектов и настаивает на том, что познание каждого из них требует абстрагирования от других и происходит в собственных терминах.



  1. Политический идеализм (либерализм) в теории международных отношений.

Его основная посылка — убеждение в необходимости и возможности покончить с мировыми войнами и вооруженными конфликтами между государствами путем правового регулирования и демократизации международных отношений, распространения на них норм нравственности и справедливости. Согласно данному направлению, мировое сообщество демократических государств, при поддержке и давлении со стороны общественного мнения, вполне способно улаживать возникающие между его членами конфликты мирным путем, методами право­вого регулирования, увеличения числа и роли международных организаций, способствующих расширению взаимовыгодного сотрудничества и обмена. Одна из его приоритетных тем - это создание системы коллективной безопасности на основе добровольного разоружения и взаимного отказа от войны как инструмента международной политики. В политической практике идеализм нашел свое воплощение в разработанной после первой мировой войны американским президентом Вудро Вильсоном программы создания Лиги Наций, в Пакте Бриана-Келлога (1928 г.), предусматривающем отказ от применения силы в межгосударственных отношениях, а также в доктрине Стаймсона (1932 г.), по которой США отказываются от дипломатического признания любого изменения, если оно достигнуто при помощи силы. В послевоенные годы идеалистическая традиция нашла определенное воплощение в деятельности таких американских политиков как госсекретарь Джон Ф. Даллес и госсекретарь Збигнев Бже-зинский (представляющий, впрочем, не только политическую, но и академическую элиту своей страны), президент Джимми Картер (1976— 1980) и президент Джордж Буш (1988-—1992).

В то же время следует отметить, что идеализм в течение длительного времени (а в некотором отношении — и по сей день') считался утратившим всякое влияние и уж во всяком случае — безнадежно отставшим от требований современности. И действительно, лежащий в его основе нормативистский подход оказался глубоко подорванным вследствие нарастания напряженности в Европе 30-х годов, агрессивной политики фашизма и краха Лиги Наций, развязывания мирового конфликта 1939—1945 гг. и «холодной войны» в последующие годы. Результатом стало возрождение на американской почве европейской классической тра­диции с присущим ей выдвижением на передний план в анализе международных отношений таких понятий, как «сила» и «баланс сил», «национальный интерес» и «конфликт».




  1. Транснационализм в теории международных отношений: сущность и формы проявления




  1. Неомарксизм в теории международных отношений.




  1. Уровни анализа в теории международных отношений.

Анализ ситуации предполагает использование суммы методов и процедур междисциплинарного характера, применяемых для накопления и первичной систематизации эмпирического материала. Поэтому соответствующие методы и методики называют иногда также «техниками исследования». К настоящему времени известно более тысячи таких методик — от самых простых (например, наблюдение) до достаточно сложных (как, например, формирование банка данных, построение многомерных шкал, составление простых и сложных показателей, построение типологий (факторный анализ) и т.п.

Рассмотрим наиболее распространенные из аналитических методик: наблюдение, изучение документов, сравнение.



Наблюдение

Как известно, элементами данного метода являются субъект наблюдения, объект и средства наблюдения. Существуют различ­ные виды наблюдений. Так, например, непосредственное наблю­дение, в отличие от опосредованного (инструментального), не предполагает использования какого-либо технического оборудо­вания или инструментария (телевидения, радио и т.п.). Оно бывает внешним (подобным тому, которое, например, ведут парламентские журналисты, или специальные корреспонденты в иностранных государствах) и включенным (когда наблюдатель является прямым участником того или иного международного события: дипломатических переговоров, совместного проекта или во­оруженного конфликта). В свою очередь, прямое наблюдение отличается от косвенного, которое проводится на основе инфор­мации, получаемой при помощи интервью, анкетирования и т.п. В Международных отношениях в основном возможно косвенное и инструментальное наблюдение. Главный недостаток данного метода сбора данных — большая роль субъективных факторов, связанных с активностью субъекта, его (или первичных наблюдателей) идеологическими предпочтениями, несовершенством или деформированностью средств наблюдения и т.п. (6).



Изучение документов

Применительно к международным отношениям, оно имеет ту особенность, что у «неофициального» исследователя часто нет свободного доступа к источникам объективной информации (в отличие, например, от штабных аналитиков, экспертов междуна­родных ведомств, или работников органов безопасности). Большую роль в этом играют представления того или иного режима о государственной тайне и безопасности. В СССР, например, пред­метом государственной тайны долгое время оставался объем до­бычи нефти, уровень промышленного производства и т.д.; су­ществовал огромный массив документов и литературы, предна­значенной только «для служебного пользования», сохранялся запрет на свободное хождение иностранных изданий, огромное множество учреждений и институтов было закрыто для «посторонних».

Существует и другая проблема, затрудняющая использование данного метода, который является одним из исходных, базовых для любого исследования в области социальных и политических наук: это проблема финансовых средств, необходимых для приобретения, обработки и хранения документов, оплаты связанных с этим трудовых затрат и прочее. Понятно, поэтому, что чем более развитым является государство и чем более демократическим является его политический режим, тем более благоприятные воз­можности существуют и для исследований в области социальных и политических наук.

Наиболее доступными являются официальные документы: сообщения пресс-служб дипломатических и военных ведомств, информация о визитах государственных деятелей, уставные до­кументы и заявления наиболее влиятельных межправительственных организаций, декларации и сообщения властных структур, политических партий и общественных объединений и тд. Вместе с тем широко используются и неофициальные письменные, аудио и аудиовизуальные источники, которые так или иначе могут спо­собствовать увеличению информации о событиях международной жизни: записи мнений частных лиц, семейные архивы, неопубликованные дневники. Важное значение могут играть воспоминания непосредственных участников тех или иных международных событий войн, дипломатических переговоров, официальных визитов. Это касается и форм подобных воспоминаний - письменных или устных, непосредственных или восстанавливаемых и т.п. Большую роль в сборе данных играют так называемые иконографические документы: картины, фотографии, кино­фильмы, выставки, лозунги. Так, в условиях господствовавшей в СССР закрытости, повышенной секретности и, следовательно, практической недоступности неофициальной информации, американские советологи уделяли важное внимание изучению иконографических документов, например, репортажей с праздничных демонстраций и парадов. Изучались особенности оформления колонн, содержания лозунгов и плакатов, количества и персонального состава официальных лиц, присутствующих на трибуне и, разумеется, видов демонстрируемой военной техники и вооружений.



Сравнение

Это — также метод, являющийся общим для многих дисциплин. По утверждению Б. Рассета и X. Старра, в науке о международных отношениях он стал применяться лишь с середины 60-х годов, когда непрекращающийся рост числа государств и других международных акторов сделал его и возможным, и совершенно необходимым. Главное достоинство данного метода состоит в том, что он нацеливает на поиск общего, повторяющегося в сфере международных отношений. Необходимость сравнения между собой государств и их отдельных признаков (территория, население, уровень экономического развития. военный потенциал, протяженность границ и т.д.) стимулировала развитие количественных методов в науке о международных отношениях, и в частности измерения. Так, если имеется гипотеза о том, что крупные государства более склонны к развязыванию войны, чем все остальные, то возникает потребность измерения величины государств с целью определения, какое из них является крупным, а какое малым и по каким критериям. Кроме этого, «пространственного», аспекта измерения, появляется необходимость измерения «во времени», т.е. выяснения в исторической ретроспективе, какая величина государства усиливает его «склонность» к войне.

В то же время сравнительный анализ дает возможность получить научно-значимые выводы на основе несходства явлений и неповторимости ситуации. Так, сравнивая между собой икоь графические документы (в частности, фото- и кинохронику), отражающие отправлен французских солдат в действующую армию в 1914 и в 1939 гг., М. Ферро обнаруж впечатляющую разницу в их поведении. Улыбки, танцы, атмосфера всеобщего ликовав царившая на Восточном вокзале Парижа в 1914 году, резко контрастировала с картиной уныния, безнадежности, явного нежелания отправляться на фронт, наблюдаемой на том же вокзале. Поскольку указанные ситуации не могли сложиться под влиянием пацифистского движения, по свидетельству письменных источников, оно никогда не было столь сильным, как накануне 1914 г. и, напротив, почти совсем не проявляло себя перед 1939 г., постольку была выдвинута гипотеза, согласно которой одним из объяснений описанного выше контраста должно быть то, что в 1914 г., в отличие от 1939 года, не существовало никаких сомнений относительно того, кто является врагом:

враг был известен и идентифицирован. Доказательство данной гипотезы стало одной из ид* весьма интересного и оригинального исследования, посвященного осмыслению первой мировой войны.




  1. Системный подход в теории международных отношений. Теория систем.

Системный подход к анализу явлений в МО и обществе интенсивно развивается в последние десятилетие. Обычно в теории устойчивости под ним понимают сложную многомерную систему, в которой информация различных областей и сфер научной деятельности может быть интегрирована без искажения в относительно простую модель, показывающую, по возможности, с использованием математических методов, развитие того или иного процесса. Прежде всего объект исследования должен сам по себе представляет систему, тогда возможно и применение к этому объекту принципов системного анализа. «Исходным пунктом всякого исследования является представление о целостности изучаемой системы...» - автор уже в начале работы дол располагать единой моделью объекта исследования. Иначе в конце работы можно обнаружить, что «фрагментарные результаты», выполненные на различных ступенях программы, не могут быть согласованы дают целостной картины.

Итак, смысл системного подхода к анализу политической жизни заключается в изучении ее как подсистемы рамках более широкой системы, так и в выявлении подсистемы, элементов данной системы. Данный подход позволяет унифицировать терминологию, уточнить понятия политической теории и установить их взаимосвязь между собой.

Политическая система относится к классу открытых систем: она испытывает различные воздействия не толь внутренних, но внешних факторов. Политология внимательно изучает все эти влияния. Разные системы обладают разными механизмами сопротивления внешним воздействиям. Внутренние кризисы, противоречивость процессов, присущих политическим системам свидетельствуют о необходимости корректировок либо политики, либо системы.


  1. Типология систем международных отношений.




  1. Акторы современных международных отношений и мировой политики.




  1. Сущность и роль государства как актора международных отношений.




  1. Цели и средства внешней политики.

Внешняя политика — это внешнее действие одной нации, одного государства. Она характеризует деятельность или, гораздо реже, сознательную бездеятельность государства отношению к другим странам;

Цель - «предвосхищение результатов деятельности».

Считается, что внешняя политика крупного государства имеет четыре измерения: дипломатическое (политическое), военное, экономическое, идеологическое.

Главной целью внешней политики является формирование либерального мирового порядка, отвечающего интересам государств и обеспечивающего эффективное расширение зоны мира. Он должен максимизировать для государств преимущества глобализации и нейтрализовывать порождаемые ею новые угрозы.

Практический инструмент для достижения такого мироустройства - активная интеграция других государств межгосударственных объединений в коалиции как по поддержанию мира в конфликтных регионах, так и по противодействию транснациональным угрозам (международный терроризм, распространение ОМУ).



Цели внешней политики — борьба за завоевание внешних рынков, за раздел, а затем и за передел мира, за мировое экономическое и политическое господство.

Средства. Политические, экономические, военные, идеологические - материальные и духовные ресурсы общества, используемые государством для достижения внешних целей; внешняя политика;

Дипломатия — средство осуществления внешней политики государства, представляющее собой совокупност невоенных практических мероприятий, приёмов и методов, применяемых с учётом конкретных условий и характера решаемых задач; официальная деятельность глав государств и правительств, министров иностранных дел, ведомств иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом, делегаций на международных конференциях по осуществлению целей и задач внешней политики государства, защите прав и интересов

государства, его учреждений и граждан за границей.



Военные средства. В человеческой истории этот довод часто становился не только последним, но и единственным доводом в отношениях между государствами. История США имеет достаточно тому примеров. По силе занималось "место под солнцем", потерявший силу терял и это место. Менялось понимание силы.

Экономические средства. Роль экономических средств во внешней политике страны зависит от многих обстоятельств. В условиях традиционного общества - натурального хозяйства - государство само обеспечено развитием производства, разделением труда, расширением обмена эта зависимость от внешних- рынков росла являются распределение ресурсов и организация общественной жизни. Это означает, что мировая политика выступает не только как особая сфера, или поле деятельности международных субъектов, но и как процесс. Мировая политика все больше должна становиться гуманистической стратегией по объединению людей независимо от их национальной, государственной или социально-классовой принадлежности. В этом ее цель и назначение. Самая ближайшая задача мировой политики: создать систему международной безопасности, которая базировалась бы на доверии и мире, свободном от ядерного оружия, насилия, страха, подозрительности и ненависти. Следующая задача - это обеспечение безопасности и защищенности человека. Речь идет о том, чтобы принципы и нормы международного права стали ориентирами каждого субъекта международных отношений. Возрастание удельного веса прежде всего таких ценностей, как социальное и экономическое благосостояние, личное благополучие и безопасность, не отчуждаемость основных прав и свобод человека, все чаще приводит к тому, что государство должно отдавать именно им приоритет над традиционными ценностями своей внешней политики. Применение силы в мировой политике в соперничестве государств на международной арене опасно. Это грозит уничтожением человечества. Современный мир богат новыми элементами, которые способствуют перераспределению интересов экономической и политической активности.




  1. Типы и структуры международных систем.

Типы: однополярный; биполярный; многополярный.

Структура: Однополярность - это такое положение на мировой арене, когда одна держава по экономическим, военным, политическим и иным показателям находится в значительном отрыве от других стран. Основные характеристики однополярного мира:

супердержава устанавливает «правила игры» и доминирует, используя, военные и экономические рычаги; супердержава разрешает споры между «подчиненными» странами.

В начале XIX века, если ограничиваться международными отношениями в рамках Европы, однополярная система (доминирование Франции в конце XVII - начале XIX веков) после Венского конгресса (1815 год сменилась многополярной («концерт» Европейских держав), которая к концу века превратилась в биполярную {сформировалось два блока: Антанта и германско-австрийский блок). В XX веке после Первой мировой войн однополярность (США: 1918-1936 года) сменилась многополярностью (США/Англия Германия/Италия/Япония - СССР: 1937 -1941 года), которая после Втрой мировой войны превратилась биполярность (советский и западный блоки: 1950 - 1989 года). Поражение советского блока привело вновь однополярному миру (США: с 1990 года). Следуя циклической закономерности, в XXI веке нынешний однополярный мир сменится многополярностью, которая затем может трансформироваться в биполярность, она в свою очередь перейдет в однополярность. Графически это можно представить следующим образом:

значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранного взаимодействия различных государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.

Международные правительственные организации имеют больше рычагов воздействия на международную политику и отдельные государства, чем общественные организации, которые воздействуют, в основном, через формирование международного общественного мнения.




  1. Теория геополитики. Основные геополитические концепции.

Современная геополитика как система знаний о контроле над пространством и как наука править большим пространством на глобальном или региональном уровне. Геополитика - одно из фундаментальных понятий теории международных отношений, характеризующее место и конкретно-исторические формы воздействия территориально-пространственных особенностей положения государств на локальные, континентальные и глобальные международные отношения.

Имеются и иные определения геополитики, но, несмотря на разнообразные подходы, все теоретики согласны в том, что геополитика рассматривает и изучает роль и воздействие



природно-пространственных, географических факторов на политику любого государства. Можно отметить, что геополитика это политическая концепция, использующая природно-географические подходы и данные, т.е. конфигурация территории, акватории, положение стран, климат, материальные и социальные ресурсы и т.д. для обоснования национальных и коалиционных интересов государств.

Геополитическая концепция Маккиндера. В 1904 году Маккиндер опубликовал доклад "Географическая ось истории", содержащий его геополитическую концепцию, в которую в 1919 и 1943 годах были внесены определённые коррективы. Согласно этой концепции, определяющим моментом в судьбе народов и государств является их географическое положение. Причем влияние географического положения страны на ее внешнюю и внутреннюю политику по мере исторического развития, по мнению Маккиндера, не уменьшается, а наоборот становится более значительным. Суть основной идеи Маккиндера состояла в том, что роль осевого региона мировой политики и истории играет огромное внутреннее пространство Евразии, и что господство над этим пространством может явиться основой для мирового господства. Маккиндер считал, что любая континентальная держава (будь то Россия, Германия или даже Китай), захватившая господствующее положение в осевом регионе, может обойти с флангов морской мир, к которому принадлежала в первую очередь Великобритания.


  1. следующая страница >>



Нужно очень много истории, чтобы получилось немного литературы. Генри Джеймс
ещё >>