Мдоу завоорнежский детский сад Мичуринского района Тамбовской области Воспитатель: Лошакова Дина Ивановна «Малые фольклорные формы в - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Мдоу «Центр развития ребенка – детский сад №16 «Родничок» Веселая... 1 42.67kb.
Занятие по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со скульптурой... 1 41.29kb.
Программа для детей дошкольного возраста 1 285.67kb.
Конспект совместной деятельности с детьми с нарушениями слуха старшего... 1 45.96kb.
Исследовательская работа воспитатель мдоу «Детский сад №202» 1 149.85kb.
Руководитель 1 28.37kb.
Баландина Ирина Ивановна Старший воспитатель мдоу детский сад №51 1 383.96kb.
Презентация «Путешествие по геометрической стране» 1 52.92kb.
«Детский сад №36 общеразвивающего вида» 1 172.58kb.
Как долго хранится хлеб? 1 60.25kb.
Тепикина Елена Николаевна, воспитатель мдоу детский сад №3 1 64.1kb.
1. Тучи, тучи, Скачет конь большой, могучий. Через тучи скачет он 1 72.04kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Мдоу завоорнежский детский сад Мичуринского района Тамбовской области Воспитатель - страница №1/1

МДОУ Завоорнежский детский сад

Мичуринского района

Тамбовской области

Воспитатель:Лошакова Дина Ивановна

«Малые фольклорные формы в развитии речи детей дошкольного возраста».
Детям и взрослым хорошо известны потешки, небылицы, считалки, дразнилки, скороговорки, смешилки и прочая стихотворная «шумиха», которую в житейском обиходе принято считать пустой забавой. На самом же деле без этих весёлых и смешных стишков, без словесной игры , которая в них содержится, ребёнок никогда не овладеет своим родным языком, никогда не станет его достойным хозяином, способным выразить любые мысли, чувства, переживания и понять смысл речи, обращенной к нему. Как же научиться играть в стихи и со стихами? Очень просто. Их нужно читать и знать наизусть. Иначе игра не состоится. Ведь весёлое, смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение-это и есть своеобразная словесная «игрушка». Правила игры заключены в самом стихотворении, в его назначении и содержании. Скороговорки, считалки, дразнилки, страшилки- всё это игры в быстрое произношение трудной фразы в расчёт, в подтрунивание над детскими ошибками, в неожиданный и напрасный испуг. И в тоже время всё это- стихи, детская игровая поэзия, свой особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатлённый в слове.

Заклички- это небольшие песенки предназначенные для распевания группы детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда.

Все явления и силы природы- солнце, радуга, дождь, гром, а так же времена года живут в закличке, как одушевлённые существа. Ребёнок сам вступает с ними в контакт, сговор, солнце просит о тепле и ласке, о щедром лете; радугу- «перебить дождь»,- гром-«пожалеть дом», не пугать коней, гусей, детей, подсказывают дождю, как поливать и сколько воды вылить; обещает за хорошую работу подарок- сварить борщик, дать огуречик.

В закличке не просто обращения к природным стихиям, но выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств- переживаний, восхищение, нежности, восторга.

Эмоции радости, доверия заложены в самом стихе:

Ах ты, радуга- дуга

Ты высока и туга!

Уж как дождь- дождём,

Мы давно тебя ждём.



Приговорки- общение с природой один на один. приговорки обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям.

Приговорка, построенная по принципу просьбы- пожелания, самим словесным строем настраивает ребёнка уважительно к каждому растению в лесу, поле, огороде. Для каждого растения своё определение, ласковое слово: матушка репка, уродилась крепко, капуста виласта, будь грудаста, горох крупен и бел, бобы велики и круты. Приговорки во время игр- это своеобразные просьбы к природе в доброй помощи. Они обращены к ветру, ручью.



Кричалки- это эмоции и переживания ребёнка запечатлённые в слове. Кричалки обращены к детскому фольклору. Сама природа кричалок, определение их жанра поэтами (тараторка-С.Маршак; звенелка, весёлка-И.Токмакова; шумелка, ворчалка- Б.Заходер) подсказывают что это нужно петь, кричать, выпрыгивать, вытанцовывать, подчиняясь переливом их бойкого звонкого ритма.

Прибаутка- небольшое стихотворение из двух, четырёх или восьми строчек. Это яркие, красочные, словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений. Предметы домашнего обихода и хозяйства, работы по двору обрисованы предельно кратко:

Ай, качи- качи-качи,

Пекла баба калачи.

Прибаутки лишены нравоучения, предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться смешное передавать в слове. Юмор нелепых положения- стихия этих стихов и песенок.

Среди народных стишков для детей большую группу составляют такие, содержанием которых является заведомая чепуха, нелепость, ерунда. Она подчиняется определённому правилу-перевёртышу. Это название придумал К.Чуковский.

В соответствии с правилами перевёртыша К.Чуковский выделяет несколько видов нелепиц и перевёртышей: перевёртыши большого и малого, лёгкого и тяжёлого, холодного и горячего, съедобного и несъедобного, явлений природы, ездока и средств передвижения, жилища и его обитателей.

Многие нелепицы начинаются с указания на чудо, а затем следует перечисление озорных и диковинных отклонений от общепризнанных и существующих норм:

Курочка бычка родила,

Поросёночек яичко снёс,

Овечка расквохталась

Кобылка раскудахталась.

Среди детей в наши дни считалка в большем почёте, чем другие формы фольклора. Самый распространённый вид считалки предназначен для расчёта играющих. Если нужно определить кто водит при игре в прятки, в салочки, то считают так:

Тара-бара

Домой пора.

Коров доить-

Тебе водить.

Следующая группа считалок- игровая- предназначена и для расчёта и для игры. Эти считалки заканчиваются вопросами, заданиями, указаниями.

Считалки- это исстари придуманный способ осуществления объективной справедливости. Ребёнок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, догадливым, ловким, добрым и даже благородным.



Скороговорки- весёлая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Попробуем быстро несколько раз повторить: Идут бобры во сыры боры.

Или: Отвори, Увар, ворота.

Или: У двора на траве дрова.

Ну, что получилось? Не тут- то было! Вся прелесть скороговорки в том, что с первого раза её ни за что не проговоришь, ведь по правилам игры скороговорку не читают, а повторяют со слуха, что значительно труднее. У каждой скороговорки своя игра из звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Недаром в народе говорят: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».



Эти полезные грамматические упражнения , тренирующие ребёнка в правильном осмысленном употреблении частей речи и частей слова и одновременно- баловство, любимая игра в словотворчество.




Перевороты совершаются в тупиках. Бертольт Брехт
ещё >>