Маоу сош №18, г. Тобольск Развитие межличностных отношений младших школьников в процессе ктд - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Самообразования «Развитие межличностных отношений в классном коллективе» 1 122.21kb.
Методические рекомендации по формированию учебно логических умений... 3 472.86kb.
Развитие навыка быстрого чтения у младших школьников с помощью компьютерных... 6 1456.51kb.
1 Основные подходы к проблеме межличностных отношений в психологии 1 291.71kb.
Методическое пособие по курсу "Диагностика межличностных отношений"... 2 545.86kb.
«Межличностные отношения» 1 104.4kb.
Развитие межличностных отношений дошкольников со взрослыми группы... 1 339.25kb.
Маоу сош №20 г. Тобольск Гений земли Тобольской 1 25.39kb.
Метод диагностики межличностных отношений (дмо) д п. н. Л. Н. 1 130.11kb.
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников 1 63.23kb.
Кодексы участников образовательного процесса в вузе как средства... 1 107.35kb.
Особенности функционирования глагольных форм в языке произведений И. 1 337.29kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Маоу сош №18, г. Тобольск Развитие межличностных отношений младших школьников в процессе - страница №1/1

Букаринова Ольга Александровна,

МАОУ СОШ №18, г. Тобольск



Развитие межличностных отношений младших школьников

в процессе КТД

Современное гражданское общество выдвигает перед школой требования: воспитание обучающихся в духе любви к Родине, развитие их творческих способностей и формирование основ социально ответственного поведения, которое должно проявляться в уважении к личности другого, умении взаимодействовать друг с другом на позициях человеколюбия и терпимости. К сожалению, всё чаще приходится наблюдать следующие факты: агрессивность младших школьников, неумение или нежелание найти выход из конфликтной ситуации, неумение общаться.

Поэтому все КТД направлены на установление устойчивых контактов между всеми участниками воспитательного процесса.

Система работы с классом включает несколько этапов:



  1. Развивать эмоциональный интерес ребят друг к другу.

  2. Развивать навыки совместной деятельности (уметь договариваться, слушать друг друга).

  3. Развивать у учащихся интерес к КТД, для этого осмыслить особенности КТД, применимые к возрасту, современным интересам и увлечениям ребёнка.

  4. Проследить динамику межличностных отношений после включения учащихся в КТД.

Как же эта работа осуществляется в нашем классе?

В начале деятельности мы определили с детьми, как нужно относиться друг к другу. Конечно, это происходило чаще всего во время игры. Например, игра «Волшебный стульчик», разработанная Н. Е. Щурковой, помогла ребятам понять, что добрые слова или комплименты приятно не только слышать, но и произносить. Игра «Рисунок в круге» научила детей понимать друг друга, прислушиваться к мнению других, подбирать необидные оценки деятельности одноклассника. Проводились часы общения, направленные на развитие межличностных отношений.

Большое внимание уделяем самореализации школьников через творчество. Вовлекая в творческую деятельность всех учащихся класса, работаем над развитием неповторимости и индивидуальности каждого.

В нашем классе идеи и темы проведения КТД чаще всего – результат совместной работы педагога и учащихся: обсуждения, дискуссии, творческие споры. Учитель и дети – это полноправные участники творческого процесса, и ребята осознают, что взрослый может ошибаться, поэтому смело предлагают свои идеи.

Считаем, что в современной школе КТД могут проводиться не только традиционно, но и с использованием новых форм работы. Например, проектная деятельность в мобильных группах, в которые ребята собираются по интересам, уровню знаний, дарованиям и др. Так, при подготовке часа общения «Мои любимые питомцы», дети разделились на 4 группы, каждая выполняла свой проект: «Галерея наших питомцев», «Забавные истории», «Путешествие в прошлое», «Мы в ответе за тех, кого приручили». Такая деятельность помогает, во-первых, раскрыться каждому ребёнку, проявить свои творческие способности, а во-вторых, учит правильно строить отношения в группе, общаться друг с другом с уважением и пониманием.

Ещё одна совместная идея – создание видеоролика. В процессе планирования классного часа о дружбе учащиеся предложили взять интервью на тему «Что такое дружба?», и закипела работа. Подобрали вопросы, обсудили их, выбрали самые удачные и начался процесс съёмки. Для того, чтобы он получился плодотворным, ребятам приходилось прислушиваться к чужому мнению, поддерживать друг друга. Этот классный час был представлен на ГМО учителей начальных классов, работающих по программе «Начальная школа XXI века», и получил положительную оценку коллег.

Очень важным, на наш взгляд, является коллективное планирование совместной деятельности. Поскольку учащиеся 1-2 класса не могут точно сформулировать тему и выбрать форму внеклассной деятельности, но достаточно чётко ориентируются в мире своих интересов и желаний, при планировании воспитательной работы используем игру «Путешествие по морю любимых занятий», разработанную И.М. Витковской. Основное значение этой игры заключается в том, что дети через самоуправление самостоятельно определяют свои интересы.

Конечно, формирование у школьников культуры общения, развитие их творческих способностей и индивидуальности в процессе КТД, реализация планов и идей через самоуправление, целенаправленная работа по развитию межличностных отношений – всё это привело к становлению коллектива класса.

Управляя своей школьной жизнью, ребята учатся не только самостоятельности, но и взаимопониманию, взаимовыручке. Межличностные отношения учащихся находятся в постоянном развитии, дети уважают мнение других, умеют слушать и слышать, приходят на помощь. Как следствие, повышается уровень удовлетворённости учащихся школьной жизнью.

Наш опыт показал, что первые два этапа - развитие эмоционального интереса друг к другу и навыков совместной деятельности - целесообразно пройти ещё в первом классе, чтобы в будущем ребята были готовы к плодотворному сотрудничеству.



Несомненно, ещё не все планы реализованы, впереди дальнейшее целенаправленное развитие межличностных отношений моих воспитанников. Но я знаю, что уже сейчас они понимают смысл слов Рене Декарта: «Уважение других даёт повод к уважению себя».

Список литературы.

  1. Амонашвили Ш. А. Личностно – гуманная основа педагогического процесса. – Мн.: Университетское, 1990.

  2. Степанов Е.Н. Планирование воспитательной работы в классе. М.: Творческий центр, 2001

  3. Шмаков С.А. Каникулы. Прикладная энциклопедия. М.: Новая школа, 1994

  4. Щуркова Н.Е. Лекции о воспитании.// «Классный руководитель» № 1, 2, 4, 6,7, 2010

  5. Щуркова Н.Е. Программа воспитания М.: Просвещение, 2009





После родственников самое неприятное — это однофамильцы. Дон-Аминадо
ещё >>