«малые поэмы» эдмунда спенсера в контексте художественных исканий елизаветинской эпохи - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
На выпускную квалификационную работу магистра филологии Никитенко... 1 35.19kb.
Рецепция символа святого грааля: от эпохи средневековья до наших... 1 98.07kb.
Особенности жанра и композиции поэмы «Мертвые души». Изображение... 1 32.8kb.
Занятие № Д. Милтон. «Потерянный рай» Время создания поэмы 1 33kb.
Устав Товарищества передвижных художественных выставок1 1 49.67kb.
Гоголь н в. Смысл названия поэмы н в. гоголя «мертвые души» 1 54.4kb.
Российское историческое общество 1 118.19kb.
Балетное творчество н. Н. Черепнина в контексте идей эпохи 1 286.8kb.
Художественно-философское осмысление первой мировой войны в русской... 4 589.8kb.
А. А. Станюта творческий опыт л. Толстого в контексте современности 1 110.58kb.
Курсовая работа Поэзия Р. Киплинга в русских переводах 37 1 17.34kb.
Дашкова С. С. История в портретах 1 141.96kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«малые поэмы» эдмунда спенсера в контексте художественных исканий елизаветинской - страница №1/4




САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


На правах рукописи



БУРОВА

Ирина Игоревна



«МАЛЫЕ ПОЭМЫ» ЭДМУНДА СПЕНСЕРА

В КОНТЕКСТЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИСКАНИЙ ЕЛИЗАВЕТИНСКОЙ ЭПОХИ

Специальность 10.01.03 – Литература народов стран зарубежья

(литература народов Европы, Америки, Австралии)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени

доктора филологических наук

Санкт-Петербург
2008
Работа выполнена на кафедре истории зарубежных литератур факультета филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного университета.
Научный консультант: доктор филологических наук, профессор Сидорченко Лариса Валентиновна

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор Владимирова Наталья Георгиевна


доктор филологических наук, профессор Соловьева Наталия Александровна

доктор искусствоведения, профессор

Ступников Игорь Васильевич

Ведущая организация: Нижегородский государственный педагогический университет


Защита состоится «__» ____________ 2008 года в ______ часов на заседании совета Д 212.232.26 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 11.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета

(г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9).

Автореферат разослан «___» __________ 2008 года

Ученый секретарь совета

кандидат филологических наук,

доцент С. Д. Титаренко


Елизаветинская эпоха — динамичный период английской истории, в течение которого гуманистическая философия Ренессанса, превращение страны в империю и рост самосознания нации явились мощнейшими стимулами для развития английского языка и литературы. Воспитанные на пиетете к античной истории и классическим языкам елизаветинцы, очевидно, усматривали параллели между современностью и расцветом Римской империи в век Августа. Опыт римлян, синтезировавших в своем творчестве достижения греческой и собственной культуры, мог показаться особенно значимым для англичан периода становления Британской империи. Разрыв с католическим Римом объяснял желание нации выставить себя истинной наследницей подлинно римского духа, а начатки компаративных штудий, стимулированные сверкой разных переводов Священного Писания, стали предпосылкой для сопоставления трудов античных классиков и их ренессансных последователей, помогая отбирать из них все самое лучшее и культивировать его на национальной почве, копируя, адаптируя и превосходя знаменитые творения. Эта практика была еще совершенно новой во времена крупнейшего поэта-елизаветинца Эдмунда Спенсера (1552?—1599), и его творчество представляет уникальный материал для исследования данной тенденции.

Поэтический канон Спенсера включает в себя эпическую поэму «Королева фей» и группу «малых поэм», к которым относятся произведения из сборников «Пастушеский календарь» (1579), «Жалобы» (1591), «Amoretti и Эпиталама» (1595), «Четыре гимна» (1596), а также ряд отдельных поэм: «Возвращение Колина Клаута» (1595), «Проталама» (1596) и др. Однако на протяжении 400 с лишним лет интерес читателей и критиков концентрировался на «Королеве фей», и история спенсероведения представляет собой в основном историю интерпретаций либо этой поэмы в целом,1 либо ее отдельных фрагментов, образов, тем, мотивов и т. д.2

Устойчивая тенденция к раскрытию, по аналогии с «Королевой фей», аллегорического смысла «малых поэм» способствовала выработке доминирующего в спенсероведении представления о них как о секвенции прелюдий к главному произведению поэта3. Она нашла отражение и в трудах отечественных англистов.4 Начиная с 1960-х гг. также выявилась тенденция рассматривать поэзию Спенсера в контексте истории жанра пасторали (П. Мак-Лейн, С. Хенингер, И. Мак-Кэфри, С. Мейер, П. Каллен, Э. Ламберт, Н. Хоффман, Г. Купер, Э. Патерсон, Р. Лейн и др.), нашедшая поддержку в трудах И. О. Шайтанова, В. Н. Ганина и Е. П. Зыковой. В то же время деятельность российских переводчиков (Е. Дунаевской, В. Микушевича, В. Рогова, С. Степанова и др.) свидетельствует о росте интереса к «малым поэмам» Спенсера в нашей стране.

Вместе с тем «малые поэмы» Спенсера пока не стали объектом систематического изучения. Анализ этой части наследия поэта в русле российской научной традиции, предполагающей рассмотрение творчества автора в аспектах преемственности и новаторства, позволил бы дополнить представление о роли Спенсера в развитии английской поэзии, а уточнение жанровой палитры его творчества способствовало бы формированию концепции системы жанров литературы Возрождения, которая в настоящее время находится в стадии активного становления. Специального внимания заслуживают эксперименты Спенсера в области реконструкции жанров, а также ревизии канонических жанровых форм, стремление поэта к циклизации своих произведений. Не меньший интерес представляет собой и проблема стиля «малых поэм» Спенсера в контексте актуальной концепции конца елизаветинской эпохи как периода Высокого Возрождения в Англии и пересмотра представления Г. Вельфлина об историко-культурной эпохе как периоде доминирования одного стиля5. Однако данное исследовательское направление осложняется отсутствием единства взглядов на соотношение различных стилевых тенденций, функционирующих в тесном взаимодействии друг с другом. Проблема стилей эпохи Возрождения наиболее разработана применительно к романским литературам, прежде всего, к литературе Италии, однако попытки приложить имеющиеся теоретические наработки к анализу литературы английского Высокого Возрождения с неизбежностью должны учитывать его специфику. Так, подражая римской классической литературе, ренессансные авторы Италии чувствовали себя законными наследниками древних мастеров, тогда как выпестованные гуманистами елизаветинцы учились подражать не только античности, но и ее современным подражателям, что, в свою очередь, стимулировало интерес к более ранним английским авторам, еще более подогреваемый националистическими умонастроениями эпохи. Наличие заметного готического следа в елизаветинской литературе, безусловно, должно рассматриваться как один из факторов, повышающих в ней роль маньеризма и/или раннего барокко.

В ХХ столетии появились яркие работы, устанавливающие несомненные переклички между «Королевой фей» Спенсера и эпическими поэмами как Л. Ариосто (Э. Гилберт, С. Мак-Мерфи, Т. Кэссон, У. Оуэн и др.), так и Т. Тассо (Дж. Гетто, Э. Донадони), а также ряд публикаций о творчестве самого Тассо, в которых он выступает в качестве фигуры переходного типа, поскольку новая волна исследователей усматривает в его поэзии черты как ренессансного, так и барочного стиля (А. Кастелли, В. Костич и др.). На этом основании и стиль «Королевы фей» Спенсера можно было бы априори охарактеризовать как синтетический. Насколько приложима подобная оценка к стилю «малых поэм» Спенсера, каковы его основные черты и есть ли вообще основания говорить о неком стилистическом постоянстве применительно к этой группе произведений, — еще предстоит установить.

Степень изученности наследия Спенсера, очевидная недостаточность научных трудов, посвященных его «малым поэмам», оправдывают выбор этих произведений в качестве объекта исследования.

Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, художественной значимостью и малой изученностью «малых поэм» Спенсера, а также отсутствием целостного представления о творчестве поэта, для формирования которого необходимо обращаться к анализу всего спенсеровского канона.

Предметом исследования в данной работе являются эстетические, философские и аксиологические аспекты «малых поэм» Э. Спенсера, отражающие его поиски путей обновления национальной поэзии и возвышения ее до уровня наиболее развитых европейских литератур.

Научная новизна диссертационного исследования определяется целостным анализом корпуса «малых поэм» Спенсера, а также их рассмотрением как зеркала его эстетических и философских исканий, тех ценностей, которые разделял поэт, способствующим формированию комплексного представления об этих произведениях и выявляющим их новаторские черты, которые позволяют выделить ведущие тенденции в усилиях Спенсера, направленных на реформирование национальной поэзии и связанных с его пониманием общественной роли поэта.

Таким образом, цель работы состоит в том, чтобы в широком литературном контексте исследовать «малые поэмы» Спенсера как продукты художественной культуры Ренессанса, как произведения, в которых развиваются и творчески трансформируются те или иные традиционные элементы содержания, формы, а также в выявлении стилевых и языковых особенностей «малых поэм».

Поставленная цель определяет основные задачи исследования:

1. Исследовать «малые поэмы» Спенсера как неотъемлемую часть его творческого наследия, выявить новаторский, экспериментальный характер его поэзии и направления его эстетических исканий.

2. Установить литературные связи Спенсера, оказавшие влияние на него как автора «малых поэм».

3. Вписать духовные искания и идеалы Спенсера в контекст исканий его предшественников и современников, а также соотнести их с парадигмами эстетической и философской мысли эпохи Возрождения.

4. Определить специфику выдвигаемого и воспеваемого Спенсером идеала любви.

5. Проследить эволюцию представлений об общественном статусе поэта в английской культуре эпохи Возрождения и сопоставить их с концепцией Спенсера, получившей отражение в «малых поэмах».

6. Проанализировать подходы елизаветинцев к проблеме внедрения античных метрических размеров в английское стихосложение, предложить классификацию этих подходов и методику их анализа.

7. Исследовать переводческую деятельность Спенсера как неотъемлемую часть его творчества, как школу мастерства, подготавливающую появление оригинальных поэтических шедевров.

8. Рассмотреть композиционные стратегии, использовавшиеся Спенсером как в отдельных произведениях, так и при составлении поэтических сборников.

9. Выявить основные направления жанровых экспериментов Спенсера в «малых поэмах».

10. Проанализировать стилистические особенности «малых поэм» Спенсера и соотнести их с основными стилевыми течениями Высокого Возрождения.

Методологической основой исследования явились идеи Г. К. Косикова, связанные с осмыслением основных теоретических проблем изучения литературы эпохи Возрождения6, классическая концепция истории английской литературы Г. В. Аникина и Н. П. Михальской, посвященные проблемам эстетики Ренессанса, классицизма и барокко труды Б. Р. Виппера, А. Х. Горфункеля, А. Ф. Лосева, Л. М. Брагиной, Л. В. Сидорченко, работы ведущих отечественных специалистов по национальным ренессансным литературам М. В. Алпатова, Ю. Б. Виппера, М. Л. Андреева, Р. И. Хлодовского, С. М. Стама, Л. М. Баткина, труды российских англистов И. О. Шайтанова, А. Н. Горбунова, М. К. Поповой, М. И. Николы, Е. Н. Черноземовой, В. Н. Ганина, Е. П. Зыковой, а также таких зарубежных исследователей, как Х. Смит, Э. Флетчер, Л. Форстер, Э. Л. Роуз, Ф. А. Иейтс, Д. Джавич, Ст. Гринблатт, К. Халз и Э. Фихтер.

Основными методами исследования, избранными в данной работе, являются историко-литературный, сравнительный и структурно-семантический, используемые в рамках системного подхода, предоставляющего возможность интерпретировать анализируемые произведения Спенсера как результат осмысления поэтом политических, философских и эстетических идей его эпохи.



На защиту выносятся следующие положения диссертации:

1. Процесс превращения Англии в империю, характерный для периода правления Елизаветы I, способствовал осознанию того, что творчество писателя может служить интересам государства и нации. страны мира. Спенсер был первым английским поэтом, увидевшим свою миссию в том, чтобы лирой прославлять Англию, превратить стихи в памятники достойным людям и достойным делам.

2. По аналогии с французской «Плеядой» ставя перед собой задачу «защиты и прославления» национального языка, елизаветинцы фактически формулировали задачу создания великой национальной литературы. Воспринимая свое время как период невиданного ранее возвышения Англии и укрепления ее политического и экономического могущества, воспитанный в традициях ренессансного гуманизма на пиетете к античной истории и классическим языкам, Спенсер усматривал параллели между современностью и расцветом Римской империи в век Августа. В творчестве поэта ориентация на древнеримскую имперскую литературу выразилась в экспериментах с квантитативной метрикой, в адаптации и развитии классических жанров и в переводческой деятельности.

3. Концепция общественной роли поэта формировалась у Спенсера под влиянием развернувшейся в елизаветинскую эпоху дискуссии об английской поэзии и статусе поэта. Ориентируясь в начале своего творческого пути на пример Древнего Рима, породившего роскошную поэзию «серебряного века» за счет триумвирата «властитель—меценат—поэт», Спенсер в то же время дистанцировался от придворной поэтической традиции, позиционируя себя как национального поэта нового типа. Со временем разочаровавшись в надеждах на поддержку государства, Спенсер начал рассматривать себя как поэта нового англо-ирландского сообщества, не слагающего с себя обязанности прославлять государство и монархию и желающего создавать поэзию, которая отвечала бы запросам нации и поднимала бы уровень ее культуры и самосознания.

4. Восприятие поэзии как памятника побудило Спенсера, опираясь на авторитеты Аристотеля, Горация и Витрувия, обратиться к элементам эстетики архитектурного творчества. В архитектонике его произведений четко прослеживается стремление к акцентации композиционного центра и осевой симметрии, проявляющейся не только в организации образов и смысловых блоков поэм, но и в строении многих строф, которыми пользовался поэт, а также в математической просчитанности композиции поэм, проявляющейся в присущем им нумерологическом символизме.

5. Создав в «Эпиталаме» памятник одному дню своей жизни, поэт постарался передать субъективный характер восприятия хода времени женихом, открыв, по существу, принцип неравномерности художественного времени.

6. Спенсер видел путь к созданию великой национальной поэзии в синтезе гетерогенных культурных традиций. Образцами для него были Вергилий и Феокрит, Сафо и Катулл, Данте и Петрарка, Маро и Дю Белле, Чосер и Сидни. Однако все заимствования переплавлялись гением Спенсера в горниле творческого состязания с авторитетами, порождая новаторскую, глубоко национальную по духу поэзию.

7. В экспериментах ренессансных английских поэтов с античными стихотворными размерами, вызванных стремлением возвысить национальный язык до уровня классических, наблюдаются две основные тенденции: графическая, ставшая возможной в условиях отсутствия орфографических норм, и фонетическая, допустимая в звуковой системе языка, которая предусматривает оппозицию гласных по долготе/краткости. В экспериментальной поэзии наблюдается преобладание графического подхода, который используется либо в чистом виде, либо как поддерживающий при фонетическом.

8. В экспериментах с квантитативной метрикой Спенсер придерживался древнеримской модели, избирая те размеры греческого происхождения, которые были прежде других усвоены римской литературой и, следовательно, ориентировался на классический опыт ассимиляции инокультурного наследия. Однако осознание допускаемого современниками произвола в трактовке слогов как условно-долгих и условно-кратких побудило Спенсера предпочесть чисто метрической просодии ее приблизительный силлабо-тонический эквивалент.

9. Эксперименты с античными размерами и «вергилиев канон» в качестве образца поэтической карьеры, которому следовал Спенсер, свидетельствуют о продуманной целенаправленности и системном характере его эстетических исканий. В то же время Спенсер подверг ревизии концепцию творчества как подражания авторитетам, озвученную Дю Белле в «Защите и прославлении французского языка». В своем отношении к античной классике Спенсер предвосхитил позицию «новых» в споре о ценности классического наследия, в то время как идеи Дю Белле оказались ближе концепции «древних».

10. Спенсер интуитивно подошел к проблеме семантики поэтической формы, что выразилось в характере использования им строф различной сложности строения, а также дал блистательный пример практического использования разных строфических форм как средства индивидуализации авторского голоса.

11. Отказавшись от идеи применения квантитативных размеров на материале английского языка, Спенсер избрал в качестве основного размера своих стихотворений ямбический пентаметр в его силлабо-тоническом варианте, хорошо утвердившемся в английской поэзии благодаря Чосеру и первым петраркистам, комбинируя его с ямбическими стихами иной длины. Благозвучие четких ямбов поддерживается сложной системой богатых рифм, а также часто подкрепляется аллитерацией, которую следует считать сознательной данью поэта национальным традициям стихосложения.

12. Стремясь к органическому синтезу разнородных элементов, Спенсер смело развивал жанровые традиции античной литературы, новаторски модернизируя их за счет элементов национальной традиции и адаптируя к собственным художественным задачам.

13. Басня в творчестве Спенсера утрачивает характер вариации бродячего сюжета, риторического упражнения с дидактическим сатирическим подтекстом, превращаясь в подлинно художественное произведение. Спенсер свободно инкорпорирует басенный материал в художественную ткань «малых» произведений, используя в своем басенном творчестве двухуровневый аллегоризм, позволяющий представить в сатирическом виде не только генерализированные типы человеческого поведения, но и конкретные ситуации.

14. Используя в анималистических эпиллиях художественный потенциал средневекового жанра анималистического сатирического эпоса, Спенсер широко раздвинул его границы за счет смелого совмещения традиционного и индивидуального, соотношения которых осложнены явным несоответствием между видимостью и сущностью жанровой формы. Спенсер мастерски использовал традиции животного эпоса для постановки серьезных социально-этических и философских проблем.

15. Спенсер обладал уникальным искусством составления поэтических сборников, используя остроумные композиционные стратегии, позволяющие связать воедино отдельные произведения. Помимо жанровой и тематической общности, составляющие сборник произведения у Спенсера оказываются связанными множественными нитями, позволяющими говорить о единстве художественного замысла всей публикации. С этой точки зрения «Пастушеский календарь», «Жалобы», «Amoretti и Эпиталаму» и «Четыре гимна» Спенсера следует интерпретировать как поэтические циклы.

16. Систематическое изложение положений ренессансной неоплатонической философии любви в «Четырех гимнах» позволяет говорить о Спенсере как поэте, стоявшем у истоков английской философской поэзии. Вместе с тем гимны Спенсера – это прежде всего поэзия, осмысливающая мир в художественных образах, в подходе поэта к интерпретации неоплатонической доктрины ощутима прежде всего литературность, желание воспользоваться философскими постулатами в декоративных, организующих произведения целях.

17. Английские сонетисты изначально стремились к национальной адаптации сонета. Это нашло яркое выражение в англизации формы сонета (появлению «шекспировского» и «спенсеровского» сонетов). Авторская форма сонета была изобретена Спенсером задолго до создания “Amoretti”, но была использована в этом цикле с целью подчеркнуть его новаторский характер.

18. В елизаветинских сборниках сонетов отразилась их стремительная эволюция от секвенции к циклу. Укрепление традиции опубликования лирических сборников породило феномен сонетных секвенций и стимулировало эксперименты по их структурной организации. Основным принципом компоновки сборников оказался тематический, однако уже в первых английских сонетных секвенциях тематическая заданность и жанровая монотонность дополняются тенденцией к усилению нарративности секвенции, начинающей превращаться в лирический дневник, повествующий историю любви («Слезы фантазии» Уотсона, «Партенофил и Партеноф» Барнса), а также тенденцией к акцентированию гармонии секвенций посредством числового символизма, «просчитанности» композиции лирического сборника («Гекатомпатия» Уотсона, «Диана» Констебла).

19. Если создатели ранних елизаветинских секвенций разрабатывали любовный конфликт в соответствии с принципами петраркизма, то в «Астрофиле и Стелле» Сидни и «Amoretti и Эпиталаме» Спенсера, отличающихся более тесными и глубокими структурными связями между отдельными стихотворениями, складывается антипетраркистский нарратив. Если Сидни взбунтовался против петраркистского понимания любви, то Спенсер предложил ее принципиально новую философию, рассматривая любовь как добровольный дар, в единстве ее духовной и плотской составляющих, и полагая церковный брак непременным условием ее реализации.

20. Стилистические особенности «малых поэм» Спенсера определяются доминированием маньеристических черт.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что его материалы и результаты могут быть использованы при чтении вузовских общих курсов по истории зарубежной литературы средних веков и Возрождения, теории литературы, курсов истории английской литературы и спецкурсов по истории английской поэзии елизаветинского периода, а также при создании учебников и учебных пособий по соответствующим разделам программы. Материалы работы внедрены в учебный процесс и легли в основу двух учебных программ спецкурсов «История английской поэзии эпохи Возрождения» и «Поэзия Эдмунда Спенсера», читаемых автором диссертации на факультете филологии и искусств СПбГУ с 1997 г. по настоящее время.


следующая страница >>



Лучший способ заставить мужчину сделать что-либо — намекнуть ему, что он уже староват для таких дел. Ширли Маклейн
ещё >>