Магия и астрология как вненаучные формы познания - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вронский Сергей Астрология в выборе профессий 18 5135.14kb.
«Моделирование, как метод познания» 1 57.31kb.
Ббк 87. 3 Л 47 Переведено по изданию 52 3321.96kb.
Идея феноменологии' 4 592.8kb.
Астрология. Карма. Здоровье 1 40.73kb.
Индуиский Словарь а абхава 32 5033.75kb.
Вопросы для подготовки к экзамену кандидатского минимума 44 3814.13kb.
I. От австралопитека до буржуя 14 2677.5kb.
История человечества (глазами политэконома) Часть I. От австралопитека... 14 2663.55kb.
Перечень контрольных работ по дисциплине «Концепции современного... 1 52.54kb.
Стефан Арройо Астрология, психология & четыре стихии Энергетический... 12 2909.18kb.
Квадратные уравнения 1 77.57kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Магия и астрология как вненаучные формы познания - страница №1/1




Магия и астрология как вненаучные формы познания

Магия и астрология – два понятия, которые мы обычно относим к области чего-то ирреального, вне научного и, зачастую, несерьезного.Действительно, если спросить у человека, что такое магия или астрология, тоответом скорее всего будет: «заманчивый обман, развлечение. Может, что-то вэтом и есть, но кругом одни шарлатаны».Однако позвольте не согласиться с таким подходом. Истоки этих двух понятий,форм деятельности лежат глубоко в древности.Даже в наше время общепризнанным является факт, что Солнце и планетыоказывают влияние и на людей, и на природу. Земля неразрывно связана скосмосом. Философы и астрологи Греции считали, что Вселенная и человекедины, связаны друг с другом.И магия и астрология являются формами познаний, просто эти формы отличны отнаучных. Тем не менее, от древности до нашего времени, из века в век, людиобращались и продолжают обращаться к силам, которые находятся вне ихпонимая, к силам, которые, как люди верят, могут оказать влияние на ихсудьбу.На мой взгляд, магию и астрологию надо рассматривать через призму времени,через ряд вопросов: - Откуда пришли эти знания? - Как они развивались? - Как менялись в зависимости от времени? - Как они связаны с реальной жизнью и какое влияние могут (и могут ли) оказать на нее?И наверное одним из главных вопросов станет: почему люди вновь и вновьобращаются к гаданиям, гороскопам, предсказателям? И можно ли эти вненаучные формы все же как-то связать с наукой? Можно ли сказать, что магия иастрология – своего рода философия?***Преобладает мнение, что вера в магические связи присуща либо людям,обладающим какими-то особенными способностями(колдунам, знахарям), либо людям недалеким, или же впечатлительным,обладающим особым душевным складом. Между тем почти каждый из нас склоненвоспринимать мир через призму мистицизма, и в глубине души каждый из насверит в магические связи.Корни подобного восприятия идут еще из древности, из того способаосмысления мира, который был присущ нашим предкам.Столкнувшись один на один с природой, человек увидел в ней многонепонятного и загадочного, и это непонятное надо было уложить всформировавшуюся картину мира. Те явления, которые человек не могобъяснить, он списал на магические, недоступные его разумению силы. Ипамять об этих силах заложена в наших генах, она пронесена из поколения впоколение в обрядах, рассказах, сказках, легендах. Она находится в нашемподсознании, откуда выходит в критические моменты нашей жизни. Когдакажется, что ничто не способно помочь, память выталкивает нам воспоминанияо силах и обрядах, могущих вызвать их. И даже самый рационально мыслящийчеловек в один прекрасный день может обнаружить себя, сжимающим в рукеамулет от сглаза, или бросающим на полотно руны, которые должны помочьразобраться в себе.Кроме того, нельзя забывать и о том, что периодически мы получаемподтверждения тому, что далеко не все в этом мире объяснено нами иподчинено нам. Однажды человек встречает другого человека, который умеетисцелять людей, или видит вещие сны, и тогда приходит понимание, что есть вэтом мире вещи, которые просто невозможно объяснить с научной точки зрения.Магию можно сравнить с философией. Мы говорим, что философия – способпознания Сущего, вопрос, на который никогда не будет найден ответ, вечныйпоиск духа. Магия же не просто пытается познать Сущее – она признает егосуществование. Не сомневаясь, как философия, она верит в существованиенекоего мирового порядка, сводя свою функцию к воспроизведению этогопорядка.Если рассмотреть историю философии на протяжении веков, то можно будетзаметить, что на определенных этапах в различных философских течениях можнозаметить присутствие элементов магизма.Я говорю не о практической магии, но о магии в том ее значении, когда мыодушевляем вещи и явления, пытаясь придать абстрактному форму, а форме –абстрактность. И в этом плане, на мой взгляд, история философии может датьнам ряд любопытных примеров.И поскольку Древняя Греция справедливо считается колыбелью философскоймысли, то позвольте брать за основу фрагменты из истории философии именноДревней Греции и, частично, Рима, как ее наследника, не затрагиваяфилософское учение прочих стран.С изменением сознания человека, с изменением формаций, происходилоизменение и формирование мышления, способа осознания и восприятия.Общинно-родовая формация возникла на почве родственных отношений, которыележат в основе и всего производства, и распределения труда между членами иобщиной, и распределения продуктов труда. Это - тот первобытныйколлективизм, где вся не только экономическая, но и политическая, и военнаяжизнь общества определялась только самой же общиной, во главе которой стоитсначала женщина как ближайший принцип родственных отношений (матриархат), авпоследствии - мужчина. И когда возникал вопрос о природе или мире в целом,то и в этой области тоже не находили ничего иного, кроме родственныхотношений, то есть кроме отношений родителей и детей, братьев и сестер,дедов и внуков, предков и потомков. Решительно все на свете: и солнце, илуна, и звезды, вплоть до неорганической и неодушевленной природы, - всеэто понималось как всеобщая родовая община. Далее дух постепенно начинаетотделяться от материи, и в представлении первобытного человека возникаютсущества, в той или иной мере свободные от материальных вещей, от которыхони раньше были неотделимы и которые они одушевляли, находясь в них жесамих. Другими словами, наступила эпоха анимизма, появлялись демоны всеболее широкой значимости: демоны земли, рек, полей, лесов, гор, воды ивоздуха, отдельных областей земли и неба и, наконец, всей земли и всегонеба. Далее наступает период рабовладельческой формации, и за ним приходитантичность. Входящие в чувственно-материальный космос элементы действуюттеперь как орудия целого, они теперь являются героическими. Боги, демоны игерои не суть личности в полном смысле этого слова, потому что они являютсяв античности только обобщением природных свойств или явлений. Но, отражаяна себя все целое и потому творя его волю, они являются героями, так чточувственно-материальный космос есть оплот всеобщего героизма. Однако, сдругой стороны, чувственно-материальный космос не имеет ничего другого, чтобыло бы выше его самого, и потому он основан сам же на себе. Он и естьпоследний абсолют. Именно в этом внеличностном абсолюте творится как всецелесообразное, так и все нецелесообразное. Античный чувственно-материальный космос уже сам по себе полон жизни, души и мысли, но в нем нетничего личностного, нет водящего и намеренно действующего субъекта.Античный чувственно-материальный космос вне историчен. Он астрономичен, ноне историчен. Вечное круговращение, или вечное возвращение к самому жесебе, - это есть его история. Другими словами, античный чувственно-материальный космос, будучи целостью и единством всех вещей, требовал идеивечного возвращения. Космос был абсолютом, то есть в своем принципе никогдане возникал, и никто его не создавал, и никогда не мог погибнуть.Античные философы поразительно часто говорят о душе и уме. Так как материяи идея трактовались пассивно, а действительность находилась в непрерывномдвижении, то для нее мало было только одной материи и только одной идеи. Атак как, кроме действительности, ничего не может быть, то ясно, чтодействительность должна двигать сама себя. То, что движет само себя,античные философы называли жизнью. Душа была принципом самодвижения идвижения, но это не значит, что она была личностью. И космический ум былцелесообразно направляемой идеей космоса, но вовсе не такой личностью,которая бы действовала сознательно и намеренно, то есть по своей воле и посвоему произвольному желанию и потребности.. Чувственно-материальный космосявляется для античности самым настоящим абсолютом, так как ничего другого,кроме космоса, не существует и ничем другим этот космос не управляется, кактолько самим же собою. Космос вообще трактовался в античности какпространственно ограниченное физическое тело. Это было вполне естественно,и специфика античной философии была явлением не только естественным, но насвой манер даже глубоким и красивым.Таковы были в античности три главные школы раннего эллинизма - стоицизм,эпикуреизм и скептицизм. Чувственно-материальный космос, конечно, и тутоставался на первом плане, на него переносились и все субъективныечеловеческие переживания, так что он оказывался уже не только объектом, нотакже и колоссальным мировым субъектом. Что касается позднего эллинизма, тотут важно выделить неоплатонизм. Его принцип сводится к превращениюсубъекта и объекта в живое одушевленное существо, которое сразу и навсегдаесть и объект и субъект одновременно. А так как представлять себе космоскак живое и одушевленное существо есть мифология, то поздний эллинизм иоказался не чем иным, как мифологией. Чувственно-материальный космос втечение всей античности оставался абсолютным, все его расчленениянеоплатонизм трактовал как абсолютное единство. А отсюда сам собой возникалтот характер неоплатонической философии, который иначе и нельзя назвать какдиалектикой мифа. Весь неоплатонизм пестрит анализами мифологии. Но в то жесамое время весь неоплатонизм буквально переполнен и диалектическимитеориями, которые были доведены здесь до строжайшей и непоколебимойдиалектической системы. Вместо богов, демонов, героев и людей былиформулированы точнейшие логические категории, и все эти категории былисведены в одну строжайшую систему.В ранней классической философии мы приходим к учению о чувственно-материальном космосе как абсолюте, состоящем из четырех или пятиматериальных элементов. Есть какие-то элементы магизма в том, что огонь,вода, земля, воздух и некая абстрактная субстанция эфир мыслятся каксоставляющие некоего непостижимого, при этом элементы самостоятельные испособные быть составляющей.Поздняя классика характеризуется концепцией Аристотеля. Эта концепциявыражена им в виде основных принципов: каждая вещь есть материя, каждаявещь есть эйдос, каждая вещь выявляет свое причинное происхождение и своецелевое назначение. Это есть уже не столько диалектика вещи, сколькоэнергийно-смысловое ее оформление.По Аристотелю идея вещи есть ответ на вопрос, что такое данная вещь, и нату ее обобщенную значимость, без которой она вообще теряла бы всякийсмысл.. Вводит Аристотель и такое понятие, как космический Ум,охватывающий решительно все и мыслящий сам себя.В раннем римском неоплатонизме нам может быть интересна философия Плотина.Основное ее содержание заключается, во-первых, в строжайшей диалектикетрех основных ипостасей: Единого, Ума и космической Души и, во-вторых, вучении о воплощенности этой триады в чувственно-материальном космосе. Этотпоследний, таким образом, уже перестал рассматриваться у Плотина только какобъект и только как субъект, но как такой космос, который оживлен вечноподвижной душой, оформлен в виде точнейшей умственной конструкции и поняткак единое и неделимое целое. Нельзя однако забывать, что эти три ипостасифактически и существуют вовсе не сами по себе, но лишь как принципоформления чувственно-материального космоса.Присутствует в античном неоплатонизме и магизм, склонность к признаниювсякого рода чудес и волшебства и к теургии. Магическая практика унеоплатоников была на первом месте, но не в смысле игнорирования проблемразума, а, наоборот, с весьма тщательной их разработкой, достигшейнебывалой тонкости и систематики.Огромную склонность к выводам практического характера проявляет уже ученикПлотина - Порфирий. Формально он продолжает исходить из трех ипостасейПлотина. Фактически, однако, подробное обследование текстов Порфириясвидетельствует о его больших колебаниях в этой области. ИсходноеПервоединое у него, например, не только непознаваемо. Вторая ипостась, Ум,тоже значительно приближена у него к материальной области. Самое же главноеу него - это то, что он впервые проявляет самый настойчивый и упорныйинтерес к практически мистической и теургической области. О почерпаниифилософий из оракулов у него целый трактат. Но историческаяпоследовательность важна и для Порфирия. Он не просто уходит полностью вдемонологию, он ни на минуту не забывает теоретической философии своегоучителя и старается как бы проверять демонологическую практику при помощичисто теоретических философем.Представитель сирийской неоплатоники Ямвлих является уже прямым теоретикомтеургии, но не только в смысле ее диалектического построения, но также и всмысле вещественно-конститутивной демонологии. всякого разделения.Магическая практика теургии не просто регулируется здесь свыше, но ужедается в своем реально сконструированном содержании.Самым глубоким, самым разносторонним и исторически наиболее интереснымявлением упорного синкретизма первых веков новой эры был гностицизм -религиозно-философское учение, возникшее в I - II вв. на почве объединенияхристианских идей о божественном воплощении в целях искупления, иудейскогомонотеизма и пантеистических построений языческих религий. В основегностицизма лежит мистическое учение о знании, достигаемом посредствомоткровения и тем самым указывающем человеку путь к спасению. Гностицизмучил о сокровенной и непознаваемой сущности первоначала, проявляющего себяв эманациях - зонах. Этим эманациям противостоит материя, источникомкоторой является демиург - особое творческое начало, лишенное, однако,божественной полноты и совершенства. Борьбе греховной, отягощенной зломматерии с божественными проявлениями гностики посвящали целые трактатымистико-мифологического и философского характера, носившие дуалистическуюформуФилософии.***Всем правит небоУильям Шекспир. Гамлет.Идею о некоторого рода зависимости земных событий от расположения идвижения звезд рождала сама жизнь.История древней науки и культуры является свидетельством того, что такназываемое космическое мироощущение было универсальным явлением,распространенным на протяжении тысячелетий во всех высокоразвитыхцивилизациях древности – Египте, Вавилоне, Китае, Индии и, конечно, вДревней Греции.В греческом мире учение о звездах получило свое развитие в период с III в.до н.э. по III в. н. э. Греческие астрологи заимствовали у вавилонян знакиЗодиака, систему построения гороскопа и многое другое. Однако на этойоснове они создали фактически новую дисциплину. Греческая астрологиянеотделима от математики и философии.В III-II вв. до н.э. был создан знаменитый трактат «Изумрудная скрижаль»,автор которого вошел в историю под именем Гермеса Трисмегиста (отгреческого «Трисмегистос» – «трижды величайший»). Слова его выражаютосновную идею греческой астрологии:« Истинно, неложно, достоверно и более всего правильно.То, что внизу, существует так, как оно есть наверху, а то, что наверху,существует так, как оно есть внизу, чтобы воплотить собой явленностьединого сущего.И вот как все сущие произошли от одного при посредстве единого: все сущиепоявились от этого единого сущего благодаря уподоблению.Отец же его - Солнце, а мать его - Луна; и выносил его во чреве своёмветер; и кормилицей ему была земля.И потому оно - отец всякого совершенства во всём космосе.Состояние же его совокупно, когда оно оказывается на земле.Так отдели землю от огня, а тонкое от плотного со тщанием и с великойосторожностью.Восходит же оно с земли на небо, и вновь опускается на землю, и наполняетсясвойствами высшего и низшего. Тем самым будешь ты владеть славой всегокосмоса. И потому всякая тьма будет отринута от тебя.Оно же есть наисильнейшая сила всякой силы: она превозможет всякое тонкоесущее и пойдёт через плотное.И потому космос суть творение.А подобия в нём суть явленности, и таков их способ.Итак, имя мне - Гермес Трисмегист, ибо я владею тремя частями философиивсего космоса.И довольно того, что я сказал о действии Солнца».Как уже было сказано выше, греческая астрология неотделима от философии.Поэтому, наверное, было бы довольно сложно пытаться проследить связьастрологии и философии в истории греческой мысли. На мой взгляд, это можетявляться темой отдельного научного изыскания, но никак не фрагментомданного реферата. Упомяну лишь, что тему астрологии затрагивает частично иАристотель в своем учении о четырех стихиях, и Платон.Хотелось бы подчеркнуть, что, вообще, философы и астрологи Греции считали,что Вселенная и человек находятся в неразрывном единстве, и происходящее наЗемле подобно движению небесных светил и связано с ним.Итак, становится ясно, что и магия и астрология так или иначе связаны сфилософией, возможно, попытками познать Сущее, понять Причину Причин. Нокак же развивались две эти формы вне научного познания на протяжении веков?***Астрология возникла около трех тысяч лет назад и существует до сих пор; онаникогда не умирала, но оставалась одним из великих суеверий человечества.Часто люди не понимают, почему такие астрономы, как Гиппарх, Птолемей,Кеплер или Тихо Браге уступили ее власти и попытались, правда, без особогоуспеха, по выражению Мартина Нильссона, "отмыть ее добела". Общепризнанно,что она является частью восточных религий.Двуречье. Основным источником достоверных сведений о самых раннихастрологических системах являются клинописные глиняные таблички, найденныепри раскопках в Двуречье (Месопотамии) - природной области в Западной Азии,в бассейнах рек Тигр и Евфрат. Наиболее ценной в этом плане оказаласьобширнейшая коллекция клинописных табличек, собранная ассирийским царёмАшшурбанипалом в VII в. до н.э. в Ниневии и обнаруженная археологами уже вНовое время. Среди её текстов особенно значима большая астрологическаясерия "Энума Ану Энлиль", в которой были собраны предзнаменования за болеечем тысячелетний период. Именно Двуречье принято считать местомвозникновения древнейшего мирового очага цивилизации и государственности.Первые города-государства были созданы шумерами, которые пришли натерриторию Южного Двуречья на рубеже V - IV тыс. до н.э. Во 2-й пол. IIIтыс. до н.э. здесь уже существовали города, население которых исчислялосьдесятками тысяч (Урук, Киш, Ур, Лагаш, Аккад). Как раз к этой эпохевосходит систематическое наблюдение неба шумерами.Датировка 'рождения' астрологии. Интересное предложение датировать"рождение" астрологии предзнаменований выдвинул современный историк наукиПитер Хубер. Среди клинописных текстов есть предзнаменование, котороесчитается одним из древнейших: в нём описано зловещее лунное затмение вмесяце нисан, предвещающее смерть царя Аккада. Уточнённая хронологияправлений месопотамских царей (установленная в 1982 г.) позволила П.Хуберувзяться за проверку этого астрологического события. И он получил почтиневероятное совпадение, найдя промежуток времени, когда на протяжении всего65 лет не менее, чем трём (!) сменам правления в Аккаде непосредственнопредшествовало затмение, которое полностью соответствует описанному впредзнаменовании.Это позволило П.Хуберу предположить, что трёхкратное совпадение похожихзатмений со сменой власти и было ходом событий, которое привело к рождениюастрологии предзнаменований. После такого недвусмысленного свидетельства осоответствии небесных и земных катаклизмов жители Двуречья не могли незаняться более тщательным наблюдением астрономических явлений ипроисходящих параллельно с ними земных событий.Однако XXIII в. до н.э. нельзя признать веком действительного рожденияастрологии: ведь чтобы заметить, что лунные затмения определённого типапредвещают смерть правителя, шумерам уже нужно было иметь записи наблюденийза небом.Как бы то ни было, мы можем констатировать, что в последние века III тыс.до н.э. в Месопотамии уже велись систематические наблюдения астрономическихсобытий, которым придавалось астрологическое значение. Примерно к этому жевремени традиционная китайская историография относит создание придворнойастрологической службы в Древнем Китае. В частности, сохранились сведения отом, что два государственных астролога не смогли предсказать солнечноезатмение 22 октября 2137 г. до н.э., за что были казнены. Однакосовременные исследователи считают эту историю или полностью мифической, илиимевшей место как минимум тысячелетие спустя. Самые ранние реальныесведения о китайской государственной астрологии относятся только к I тыс.до н.э.Вавилония. В начале II тыс. до н.э. в южной части Двуречья сформировалосьгосударство Вавилония (т.наз. Старовавилонское царство), достигшее своегорасцвета в XVIII - XVII вв. Именно этим периодом датируются древнейшиеизвестные астрологические тексты и деятельность первых астрологов, именакоторых дошли до нас. Вавилонские жрецы наблюдали за движением Солнца, Луныи планет среди созвездий, постигая через них волю богов. Их предсказания,если воспользоваться современной терминологией, были мунданными: оникасались судьбы правителей и государств, погоды и урожая.Касситский период. В XVI в. до н.э. Вавилонию завоевали горцы-касситы, чтопривело к её политическому ослаблению. На астрологии это сказалосьнеоднозначно. С одной стороны, именно во времена касситской династии(правившей до середины XII в. до н.э.) была собрана уже упомянутая серияастрологических предзнаменований "Энума Ану Энлиль", велись наблюдениявосходов, заходов и кульминаций звёзд и планет. С другой стороны, естьоснования полагать, что в касситский период традиция наблюдения иинтерпретации небесных явлений на какое-то время была прервана. Анализтекстов из библиотеки Ашшурбанипала показывает, что месопотамские астрологиболее позднего времени неоднократно демонстрировали серьёзное недопониманиемногих знамений, упомянутых в "Энума Ану Энлиле".Астрология в других регионах. Вторая половина II тыс. до н.э. - эпоха,начиная с которой, мы можем говорить о развитии астрологии не только врайоне Двуречья. Так, к XV в. до н.э. относятся надписи на китайскихгадальных пластинках, которые можно классифицировать как наиболее ранниеастролого-астрономические тексты в Китае. Уже в XII в. до н.э.астрономические наблюдения в Китае велись со специальных площадок-обсерваторий. Примерно на рубеже II - I тыс. до н.э. китайские учёныевыделили на небе 28 "лунных стоянок" и 4 "сезонных" участка по 3 созвездияв каждом. В Древнем Египте получили развитие представления о благоприятныхи злотворных днях календаря, в хронометрических целях велись наблюдениязвёзд (в частности, были выделены т.наз. деканы - 36 групп ярких звёзд,расположенных вдоль эклиптики). Одновременно происходило формированиеастрологических концепций у индоевропейских племён.Индоевропейцы. Арии, консолидировавшиеся на рубеже III - II тыс. до н.э.где-то в районе Причерноморья и Прикаспия, стали энергично мигрировать вразных направлениях с начала II тыс. до н.э. Арии, достигшие Индии в XIV -XIII вв. до н.э., и иранские арии, осевшие в Иране в начале I тыс. до н.э.,относятся к одной ветви индоевропейцев - к южной ветви, часто именуемойиндоиранской. Этим объясняется большое количество общих черт в культуреиранцев и индийцев. Астрологические представления раннего периода нашливыражение в священных книгах этих народов - Ведах и Авесте, которые началисоздаваться в конце II - начале I тыс. до н.э.Древнеиранская астрология неразрывно связана с религией зороастризма:разработка основных положений "науки о звёздах" приписываласьнепосредственно основателю религии пророку Заратуштре, и одной из главныхобластей применения астрологии была религиозно-обрядовая сфера. Не менееважное место заняла астрология в индийской ведической религии. Срединаиболее оригинальных астрологических разработок индоиранцев - введение"лунного Зодиака" из 28 накшатр в Индии, разработка идеи о 12 тысячелетияхсуществования мира, соотнесение семи высших божеств с семью планетами иделение Земли на семь климатических поясов в зороастризме.Ассирия. В IX - VII вв. до н.э. наиболее могущественным государством вПередней Азии была Ассирия, под властью которой оказался даже Египет (в 671- 664 до н.э.). Ассирийская астрология продолжала астрологические традицииДвуречья. В конце VIII в. до н.э. была создана клинописная серия "МулАпин", в которой обнаруживаются первые шаги к введению знаков Зодиака: быливыделены 18 созвездий на пути Луны и астрономические сезоны. Со времениНабонасара (747 - 734 до н.э.) в Двуречье велись систематические наблюдениязатмений; в VII в. до н.э. вавилоняне уже умели правильно предсказыватьлунные затмения. Именно к данному периоду принадлежит правлениеассирийского царя Ашшурбанипала (668 - 635 до н.э.), много сделавшего дляразвития астрологии. Как мы уже упоминали, он основал библиотекуклинописных табличек в Ниневии, собрав астрологические материалы за многиепредшествующие столетия. Известны его личные астрологи Рамману-Шумаушар,Набу-Мусиши и Мардук-Сакин-Шуму, которые готовили ему доклады собязательным астрологическим анализом поступавших новостей. Однако в концеVII в. до н.э. Ассирия пала под ударами соединённых сил Мидии и восставшегоВавилона, и царская библиотека (содержавшая до 25 тысяч табличек стекстами) была уничтожена. До нашего времени дошли лишь её фрагменты.Китай в VIII - VII веках до н.э. В обсуждаемый период в Китае продолжаливырабатываться положения, которые в последующие столетия станут базисомкитайской астрологии. Среди важнейших событий следует упомянуть разработкуврачевателем из царства Цинь по имени И Хэ астромедицинской концепции ошести энергиях (ци), успешное применение Ши Мо (придворным астрологом изцарства Цзинь, VIII в. до н.э.) теории об инь и ян в политическихпрогнозах, а также создание "Канона перемен" ("И цзин") - ключевой работыдля понимания научной и философской мысли в древнем и средневековом Китае.Месоамерика. Археологические находки в странах Латинской Америки позволяютутверждать, что в древних индейских цивилизациях - у ольмеков и майя - ужев первой половине I тыс. до н.э. были разработаны основные методики ипонятия оригинальной астрологической традиции, которая будет развиватьсяразличными народами Месоамерики вплоть до пришествия конкистадоров. Вчастности, был выделен базовый для месоамериканской астрологии 260-дневнйциклВысшие слои населения также занимались астрологией. В частности, первыйдостоверно известный римский астролог Нигидий Фигул (I в. до н.э.) былсенатором, другом Цицерона и при рождении Августа предсказал, что он станетцезарем. Другой астролог, Фонтей Капитон, член коллегии понтификов, былприближённым знаменитого полководца Антония и сопровождал египетскую царицуКлеопатру в её поездке в Сирию. В 33 г. до н.э. он достиг вершины своейкарьеры, став консулом. Крайне показателен тот факт, что даже датаоснования Рима, от которой велось римское летосчисление, была определенаастрологически: эти расчёты были проведены в I в. до н.э. астрологом-аристократом Таруцием Фирманом по просьбе его друга, историка Варрона.Римские астрологи первых веков н.э. В I в. н.э. популярность астрологии вРиме достигла максимальной величины. По свидетельствам римских историков(Светония, Тацита, Дио Кассия и др.), многие события политической иобщественной жизни империи были вызваны реакцией правящей знати на советыастрологов. Среди крупнейших астрологов Римской империи, живших в I в.,следует упомянуть· Марка Манилия, автора стихотворного трактата 'Астрономика',· Тразилла (Фрасилла), который был личным астрологом и близким другомимператоров Августа и Тиберия,· Доротея Сидонского, написавшего знаменитое астрологическое 'Пятикнижие',· Херемона, который вместе с Сенекой был воспитателем юного Нерона,· Тимея, автора двух авторитетных астрологических трактатов на греческомязыке,· Балбилла, астролога императоров Клавдия и Нерона, который даже сталправителем Египта (префектом),· Паммена, изгнанного из Рима за свои политические предсказания,· Птолемея Селевка, любимого астролога императора Отона,· Асклетариона (Асклатиона), который был казнён в 96 г. за то, что сделалточное предсказание смерти императору Домициану.Отметим, что многие из этих астрологов происходили из эллинистическогоЕгипта.Во II в., помимо уже упомянутых александрийских астрологов, жили и работалиВеттий Валент Антиохийский, написавший интереснейшую астрологическуюантологию в девяти томах, и Антигон Никейский, который составил древнейшуюизвестную коллекцию гороскопов.Многие римские императоры сами занимались астрологией (в т.ч. Август, Тит,Домициан, Адриан).Астрологи-врачи. Астрология также продолжала занимать важное место взанятиях медициной. Такие известные врачи как Скрибоний (1-я пол. I в.),Тессал (Фессалос; сер. I в.), Кринас из Массалии (2-я пол. I в.) и Гален(129 - 199) не только использовали "науку о звёздах" в своей практике, но иоставили сочинения на эту тему.Однако чрезмерный интерес к астрологии имел и негативные последствия: вРимской империи астрологи несколько раз подвергались гонениям - именнопотому, что они правильно определяли тенденции жизни сильных мира сего, аэтим могли воспользоваться противники правителя. Кроме того, появилосьбольшое количество полуобразованных шарлатанов, выдававших себя за опытныхастрологов.Изменить эту ситуацию сумел Александр Север, правивший в 222 - 235 гг. Онне только сам хорошо знал астрологию, но, в отличие от многих другихимператоров, веривших в астрологию, не боялся предсказаний о своей судьбе.Более того, он впервые после эпохи гонений на астрологов официальноразрешил им работать и преподавать в Риме. Поскольку у многих астрологияассоциировалась с уличными шарлатанами, Александр Север стремился повышатьпрофессиональный уровень астрологов, развивать астрологию как науку. Дляэтого он пригласил профессоров астрологии преподавать в римский Атеней.С распространением христианства в первые века н.э. усилились голосакритиков астрологии (Тертуллиан, Августин). Есть свидетельства, чтопримерно в 296 г. император Диоклетиан запретил занятия астрологией во всейимперии. Тем не менее, учёние о звёздах продолжало существовать иразвиваться, играя существенную роль в жизни общества.Индия в первые века н.э. В Индии интерес к астрологии также не ослабевал.Предположительно I в. н.э. датируют создание "Гарга-самхиты", самогораннего известного полного собрания астрологических предзнаменований насанскрите.Новый этап в развитии астрологических методик в Индии был связан сустановлением торговых контактов с эллинистическим миром в начале н.э. ВоII - III в. на санскрит были переведены несколько эллинистических работ погороскопной астрологии, в Индии доселе неизвестной. Сохранилосьстихотворное переложение одного из таких сочинений, сделанноеСпхуджидхваджей в 269/270 г. Изложенные в данных работах методики, будучиобъединены с рядом чисто индийских элементов (рассуждениями о кастовойсистеме, принципами аюрведы, доктриной о переселении душ) стали основой"яваны" ("греческой" школы) и оказались основным источником идей дляразвития индийской астрологии вплоть до проникновения в Индию исламскихтеорий (через переводы с персидского на санскрит в XIII в. и позднее).Китай на рубеже н.э. В истории китайской астрологии близ рубежа нашей эрытакже произошёл ряд значимых событий. Перечислим наиболее важные из них.Цзоу Янь (305 - 240 до н.э.) разработал доктрину, увязавшую концепциювзаимодействия инь и ян с идеей циклического порядка пяти стихий. Этадоктрина получила развитие в философии Дуна Чжуншу (II в. до н.э.), которыйсвёл инь/ян и пять стихий в единую систему, охватывающую весь универсум.Учеником Дуна Чжуншу был уже упомянутый Сыма Цянь, автор обширнейшего труда"Исторические записки" (куда вошло и изложение астрологических методик еговремени). Мэн Си (I в. до н.э.) разработал систему соответствий 64гексаграмм "Канона перемен" и календарно-климатических процессов. Ян Сюн(53 до н.э. - 18 н.э.) создал в подражание "Канону перемен" труд "Тай сюань[цзин]", в котором для отображения небесных циклов предложил систему из 81тетраграммы.В христианском мире в эпоху раннего Средневековья основным центром, вкотором астрология продолжала своё существование, была Византия.Характерно, что византийцы мало занимались астрономическими наблюдениями.Главным для них было изучение, издание и комментирование трактатовдревнегреческих и эллинистических учёных и применение на практикеизвлечённых из них знаний. Эта особенность привела к любопытнейшемурезультату: за тысячу лет существования византийской астрологии не былосоздано практически ни одной новой астрологической концепции или методики,а работы по астрологии сводились лишь к компиляции и пересказу более раннихавторов. Но при этом "наука о звёздах" имела широкое распространение ввизантийском обществе. Авторы хроник приводят многочисленные примерызначительного влияния астрологов на население империи, которое далеко невсегда было положительным. Так, например, Агафий Миринейский описываетистерию, которая охватила жителей столицы из-за серии землетрясений ипророчеств астрологов, предсказывавших чуть ли не общую гибель всегосуществующего.Власти и церковь старались бороться с увлечением астрологией. Особенносурово преследовал астрологов Юстиниан I (527 - 565). Василий Великийназывал астрологию тщетой и суетой, требующей усиленных занятий. Нонесмотря на преследования астрологов, отдельные деятели церкви (Ориген,Иоанн Дамаскин) верили во влияние звёзд на судьбу человека. Многиегосударственные мужи перед принятием важных решений нередко обращались засоветом к астрологам. О широком распространении веры в астрологиюсвидетельствует огромное количество астрологических текстов, сохранившихсядо нашего времени.Особенно большое число сочинений дошло до нас от ранневизантийского периода(IV - VII вв.). В эти годы жили и трудились Панхарий, Максим, ГефестионФиванский, Юлиан Лаодикейский, Павел Александрийский, Иоанн Лид, Реторий идр., оставившие после себя многочисленные астрологические произведения. Присоставлении своих работ они черпали материал из египетской астрологическойлитературы, а также из сочинений I - III вв.: гекзаметров ДоротеяСидонского, учебной поэмы в семи книгах Антиоха Афинского, "Тетрабиблоса"Клавдия Птолемея, труда Гермеса Трисмегиста о болезнях, возникающих подвоздействием небесных светил, трактата Псевдо-Демокрита "Физика и мистика".Сохранившиеся анонимные сочинения по астрологии по существу представляютсобой варианты одних и тех же текстов. Их составители, чтобы не вступать вконфликт с церковью, заменяли имена античных богов, "подозрительные"выражения, применяли криптографию, избегали говорить о судьбе.Таким образом, несмотря на вековую борьбу церкви и государства противастрологов, вера в прямое и косвенное влияние небесных светил на земныедела, на судьбы людей и стран оставалась неискоренимой.Астрология была включена в программу преподавания в византийских школахнаряду с астрономией. В Александрии её считали равноправной частьюквадривиума, а следовательно, учебного курса по философии. ПрофессорАлександрийской школы Олимпиодор в 564 г. вёл занятия по астрологии.Главным учебным пособием в Византии служил вначале "Тетрабиблос" Птолемея,а затем, к первой половине VII в., он был вытеснен "Введением в астрологию"Павла Александрийского.С большим увлечением занимался астрологией выдающийся византийский учёныйЛев Математик (ок. 790 - после 869). По сообщению хронистов, с помощьюсвоих знаний в этой области он сумел предотвратить голод в Фессалонике,посоветовав его жителям произвести посев в определённый строго указанный иммомент, что позволило вырастить обильный урожай. Лев Математик написал рядработ, посвящённых астрологическим проблемам.Известным астрологом своего времени был Демофил (X в). Он является авторомнескольких гороскопов, дошедших до нашего времени. Демофил также былредактором греческих астрологических работ более раннего времени и авторомряда схолий к "Тетрабиблосу" К.Птолемея.Западная Европа.В 476 г. произошло падение Западной Римской империи, и в Европе произошёлкачественный спад науки и образования, который затронул и астрологию. Ихотя такие крупнейшие философы, как Боэций (480 - 524) и Исидор (ок. 560 -636) принимали учение о планетарных влияниях, однако неприятие христианскойцерковью предсказаний как языческой практики затормозило развитиеастрологии. Другим важным фактором было отсутствие необходимой дляастрологов технической поддержки (планетных таблиц, обсерваторий и т.п.).Однако исчезновение астрологии не было тотальным, древние знания продолжалисохраняться в монастырских библиотеках. Из работ Боэция и Исидора монахизнали о дискуссии по поводу астрологии, которая велась отцами церкви, а изсочинений других классических авторов, таких как Плиний, они знал оразличных характеристиках планет. Может быть, сохранились и более серьёзныеастрологические тексты, поскольку на рубеже VIII - IX в. в севернойБритании появился Алкуин, ставший учителем астрологии у императораШарлеманя и ознаменовавший начало астрологического возрождения в IX в.Астрология того времени базировалась на несистематических наблюденияхнебесных явлений - фаз Луны, затмений и комет - и на соотнесении спланетами различных чисел, растений, минералов, дней недели и т.д. Напопулярном уровне и в монастырях астрология имела важную характеристику:она была мунданной, имея дело не с индивидуумом, а с группами людей.Самый первый человек в Англии, о котором достоверно известно, что онпрактиковал как астролог, - Пеллит, астролог короля Нортумбрии Эдвина (ок.616 - 632). Его главной обязанностью было оказывать поддержку королювоенными советами в длительной войне с кельтами.Одним из ведущих учёных этого времени был Беда Достопочтенный (671 - 735),который отмечал эффекты различных комет (включая комету 729 г., на которуюБеда возложил ответственность за смерть короля Нортумбрии Озрика ивторжение сарацинов в Галлию).Также есть сведения о продолжении астрологических традиций у евреев вМарселе и среди королей иудейского королевства, процветавшего в севернойИспании и южной Франции в IX в. Именно из Испании Пеллит прибыл служитькоролю Эдвину, предоставив нам свидетельство контактов между различнымичастями Европы в ту эпоху - контактов, поддержанных связью кельтской церквичерез Испанию с коптской церковью в Египте.Реальный всплеск интереса к астрологии начался в Европе при императорефранков Шарлемане (правил в 768 - 814 гг.). Ещё во времена поздней Римскойимперии астрология в Галлии процветала. Вероятно, это и стало причинойтого, что центром возрождения астрологии стала новая Франкская империя,которая занимала большую часть современной Франции, Нидерландов и Германии.Возрождение началось и на северном, и на южном побережье Европы: самШарлемань учился у англичанина Алкуина (став искусным астрологом), в товремя как поиск новых текстов привёл к тесным контактам с мусульманскиммиром. Астрология вошла в жизнь Франкского государства с удивительнойскоростью. Возможно, это было вызвано престижем Алкуина, который стал самымизвестным преподавателем в Европе.Со времён Шарлеманя до эпохи правления Роберта I (922 - 923) изучениеастрологии и астрономии (особенно духовенством) активно поддерживалоськонсулами, епископами и королями. Результатом этого стал колоссальный ростколичества астрологов. Очевидно, эти астрологи появились, чтобыудовлетворить спрос: при преемнике Шарлеманя, Людовике Благочестивом (814 -840), каждый каролингский лорд имел собственного астролога. Известны именапрактиковавших тогда астрологов: Адальм, аббат Шартрский; Одо, учитель вТурнэ; Энгельберт, монах в Льеже; Жильбер Мамино, епископ в Лизьё, а такжекапеллан и врач при Вильгельме Завоевателе.Начались и контакты с арабским миром. Насколько мы знаем, самые первыепереводы исламских астрологических текстов были сделаны Лупитом изБарселоны. В 984 г. он вёл переписку с Гербертом, будущим папой СильвестромII, который просил у Лупита переведённые им астрологические работы. Впринципе, Сильвестру могли быть доступны и работы латинских авторов. Вчастности, он мог изучать 'Матесис' Юлия Фирмика Матерна в Испании до 1000г.Вообще, Фирмик Матерн оказывал наибольшее влияние на европейскуюастрологическую мысль - вплоть до XII в., когда был переведён 'Тетрабиблос'Птолемея. Существует история, что Герарду, архиепископу Йоркскому, послесмерти в 1104 г. было отказано в погребении в кафедральном соборе - из-затого, что копия труда Матерна была найдена у него под подушкой.К XI в. астрология прочно утвердилась, и европейскими астрологами былинаписаны первые оригинальные тексты. Первой известной работой была "Liberde Planetis et Mundi Climatibus", которая, по-видимому, была написана где-то в первой четверти XI в. папой Сильвестром или другим духовным лицом,Адельбордом (епископом Утрехтским в 1010 - 1027 гг.).VI в. до н.э. вошёл в историю как век небывалого расцвета религиозно-философской мысли. В этом столетии жили Лао-цзы (основатель учениядаосизма), Конфуций (величайший китайский педагог, мыслитель игосударственный деятель), Будда Шакьямуни (основатель первой из т.наз."мировых религий"), Махавира Джина (вероучитель джайнизма, и по сей деньостающегося одной из самых массовых религий в Индии), Пифагор (знаменитыйгреческий философ, учёный и религиозный реформатор).VI в. до н.э. явился также временем начала расцвета зороастризма (ставшегодоминирующей религией Персидской державы Ахеменидов) и временем оформленияорфизма (древнегреческого религиозно-мистического учения). Практически вовсех перечисленных новых религиозно-философских учениях астрология сталаиграть значимую роль.Существуют различные теории, пытающиеся объяснить этот удивительный всплескв духовной жизни самых различных народов, но здесь мы ограничимся лишьодним фактом, безусловно интересным для астрологов. Именно в VI в. до н.э.произошло единственное за всю обозримую историю человеческой цивилизациисоединение трёх высших планет - Урана, Нептуна и Плутона, - причём этосоединение происходило на Южном Лунном Узле в оппозиции к Сатурну наСеверном Узле. Максимальное сближение трёх высших планет произошло в мае577 г. и в мае 576 г. до н.э.Астрология в эпоху Ахеменидов. В эту эпоху наиболее могущественнымгосударством стала держава Ахеменидов, власть которой распространялась набольшинство стран Ближнего и Среднего Востока (в том числе на Финикию,Египет и Месопотамию) и даже на часть Индии. Объединение земель, в которыхдо этого астрология развивалась достаточно самостоятельно, имело дляразвития науки о звёздах большое значение. В частности, концепциимесопотамской астрономии и астрологии проникли в Индию - о чёмсвидетельствует трактат Лагадхи "Джъётишаведанга" (конец V в. до н.э.) - иоказали сильное влияние на дальнейшее развитие индийской науки. Персидскаяи египетская наука также впитала в себя мудрость Двуречья.Среди новых достижений вавилонских астрологов этого периода следует назватьоткрытие ими 19-летнего солнечно-лунного календарного цикла (ок. 500 г. дон.э.), введение 12-знакового Зодиака (ок. 400 г. до н.э.) и разработкуположений индивидуальной астрологии (древнейший известный гороскопдатируется 410 г. до н.э. и составлен в Вавилоне).Из Вавилона гороскопы распространились на Запад (через Малую Азию и Сирию вЕгипет, Грецию и Рим) и на Восток (в Персию и Индию). При своёмраспространении астрология переносила также астрономические вычислительныепроцедуры, которые необходимыВероятно, в середине IV в. до н.э. в Египте был введён интеркаляционныйкалендарный цикл. В его основе лежал гражданский год из 365 дней. Египтянеприравнивали 25 таких лет 309 синодическим месяцам, тогда как системаЛагадхи оперировала более неточным соотнесением 25 лет с 310 синодическимимесяцами. Таким образом, сам египетский календарный период, видимо, невавилонского происхождения, но одновременность введения таких солнечно-лунных циклов во всех странах, находившихся под ахеменидским контролем иливлиянием, даёт серьёзные основания предположить общий источник мотивации итехнических знаний - вавилонский.Наше знание астрологических предзнаменований в ахеменидском Египте основанона демотическом папирусе, написанном на рубеже II - III вв. н.э. Перваячасть этого текста - о предзнаменованиях, связанных с затмениями, - частодатируется ахеменидским периодом и содержит не только предзнаменования,параллельные солнечной и лунной частям "Энума Ану Энлиль" (хотя иизменённые для того, чтобы соответствовать реалиям египетского общества),но и дискуссию о 18-летнем цикле затмений (очевидно, вавилонском). Втораячасть папируса - о лунных предзнаменованиях - возможно, и пост-Ахеменидского периода, но ряд явлений, описанных в ней, также восходит клунному разделу "Энума Ану Энлиль".Западная Европа.С VIII в. над Испанией и Сицилией обрели владычество арабы, у которых, какотмечалось выше, астрология активно развивалась. Постепенно идеи исламскойнауки начали проникать в европейские образованные круги. Большой интерес кастрологии, характерный для европейцев этой эпохи, стал причиной того, чтокогда западные эрудиты начали развивать контакты с арабами, астрологическиетексты были среди первых переведённых работ. Ряд латинских сочинений X в.уже содержит арабские термины и концепции (в частности, систему 28 лунныхстоянок). Однако действительно активное изучение арабских работ началосьлишь в XII в.Характерно, что период, когда арабские научные тексты переводились нагреческий язык, длился с IX по XIV в., а на латинский язык арабскиесочинения переводились в основном с XII по XIII в. Однако за эти два векабыло сделано гораздо больше латинских переводов, чем греческих - за шестьвеков. Во многом это объясняется тем, что греки имели в своём распоряженииобширные научные источники (прежде всего, античные), не уступающиеарабским, тогда как на латинском Западе научные знания были гораздоскуднее. Поэтому, когда появилась возможность научных контактов с исламскиммиром, европейские переводчики воспользовались ею весьма активно.Выдающимися переводчиками, познакомившими латинский Запад со многимиработами греческих, арабских и еврейских астрологов были Аделярд из Бата(ок. 1080 - 1152), Платон Тиволийский (1-я пол. XII в.), Хуго Санталийский(сер. XII в.), Роджер из Херефорда (2-я пол. XII в.), Михаэль Скот (ум. ок.1235). При этом они и сами были прекрасными астрологами.Особо важную роль в распространении астрологический знаний сыграл Альфонс XМудрый (1221 - 1284), король Кастилии и Леона с 1252 г., а с 1257 г. такжекороль Германии. Он покровительствовал наукам и литературе, сам занималсяастрологией и астрономией (за что и был прозван Мудрым), заботился опереводе всех доступных ему исламских астрологических трактатов налатинский язык. Кроме того, по инициативе Альфонса Мудрого в 1248 г. вТоледо испанскими, арабскими и еврейскими учёными были разработаны новыетаблицы движения планет. Они были изданы в 1252 г. и получили название"Альфонсинских таблиц". Астрологи Европы использовали их для составлениягороскопов на протяжении нескольких веков (вплоть до Кеплера).Активное внедрение астрологии в жизнь Западной Европы потребовалофилософско-мировоззренческого переосмысления "науки о звёздах" с позицийцеркви. Такие крупные философы, как Роберт Гроссетест (епископ Линкольнскийс 1235 г.), францисканский монах Роджер Бэкон, Альберт Великий (провинциалдоминиканского ордена в Германии с 1254 г.) и, наконец, крупнейшиеавторитеты своих орденов доминиканец Фома Аквинский и францисканец ИоаннДунс Скот сходились в мнении о том, что астрология является наукой,заслуживающей доверия и что она не вступает в противоречие с учениемхристианской церкви, если не придерживаться фаталистической трактовкиастрологии. Согласно мнению этих теологов, небесные тела, созданныеВсевышним, действительно влияют на земные тела, но не властны над свободнойволей. Однако находились и церковные деятели, настроенные гораздо болеенепримиримо. Такой бастион ортодоксии, как Сорбонна (факультет теологииПарижского университета), с 1210 г. стал выступать с запретами на занятияастрологии, которые с 1245 г. были распространены на всю Францию. Однакоэти запреты не оказали желаемого результата.С интересом относились к астрологии философы Возрождения, которыевыработали особую концепцию связи микро- и макрокосма.Николай Кузанский (1401 - 1464) в своей работе "Conjecturis" включает Землюво всеобъемлющую сеть космических энергий. Индивидуум у Николая Кузанскогооказывается входящим в космическое целое, но имеющим определённуюавтономность: "Каждое существо во Вселенной наслаждается своейуникальностью, которую он не делит ни с кем иным". В этом пункте становитсязаметным, что индивидуальная астрология, астрология личности в эпохуВозрождения акцентируется всё больше и больше, в то время как "всеобщая"астрология отступает на второй план.Марсилио Фичино (1433 - 1499), основатель платоновской Академии воФлоренции, перевёл на латинский язык ряд работ эллинистических астрологов инаписал трактат по медицинской астрологии, но при этом отвергалиспользование астрологии в предсказательных целях. Его друг и коллега Пикоделла Мирандола (1463 - 1494), автор знаменитой "Речи о достоинствечеловека", активно интересовался каббалой, астрологией и другимиоккультными дисциплинами. Однако к концу жизни он стал склоняться к критикеастрологии. Через год после смерти Пико, в 1495 г., было опубликовано егосочинение "Против предсказательной астрологии".В XIV - XVI вв. наблюдается наивысший подъём интереса к астрологии вЕвропе. В этот период астрологи работают при дворах большинства европейскихправителей. Появляются первые печатные астрологические эфемериды, альманахии календари. В университетах астрология преподаётся как научная дисциплина,многие выдающиеся учёные и церковные деятели приобретают известность и какастрологи: в их числе· основатель Падуанской философской школы и знаменитый врач Пьетро д'Абано(ок.1250 - 1316),· итальянский учёный-энциклопедист Чекко д'Асколи (1250 или 1269 - 1327),· разносторонний еврейский учёный и теолог Леви бен Жерсон (1288 - 1344),· английский учёный и церковный деятель Саймон Бредон (ок.1300 - ок.1372),· французский математик и врач Доминик де Клавазио (сер. XIV в.),· папский легат и кардинал Пьер д'Айли (1350 - 1420), а также· один из самых выдающихся математиков своего времени, автор первыхпечатных эфемерид немец Иоганн Мюллер (Региомонтан; 1436 - 1476).Среди людей, интересовавшихся астрологией, были и князья, и короли, и дажеримские папы.XIII - XV вв. - это эпоха большого количества знатоков "науки о звёздах",для которых астрология была не просто одной из сфер интереса, но главнейшимзанятием жизни. Среди наиболее знаменитых имён -· итальянец Кампано да Новара (разработавший оригинальную систему делениягороскопа на астрологические дома),его соотечественник Гвидо Бонатти (пожалуй, самый влиятельный астролог XIIIв.),· Джон Эшенден (наиболее плодовитый из всех средневековых английскихавторов астрологических работ),· немец Иоганнес Лихтенбергер (автор книги предсказаний, сохранявшейпопулярность вплоть до XIX в.),· француз Симон де Фарес (первый историограф астрологии, активновыступавший в её защиту).Восточная Европа.В обсуждаемый период астрология получила распространение и в ВосточнойЕвропе. Хотя естественные науки в целом и "наука о звёздах" в частности неприветствовались православной церковью, данная дисциплина была известна ина Руси. К примеру, сохранились сведения, что астрология входила вквадривиум наук, изучавшихся в школах повышенного типа в Полоцкомкняжестве.Центром астрологических знаний в Восточной Европе с XV в. стала Польша.Главной "кузницей" астрологических кадров была Краковская академия(Краковский университет), в которой существовала самостоятельная кафедраастрологии. Первый курс астрологии был здесь прочитан в 1423 г. ХенрикомЧехом, который славился точностью своих прогнозов. В последующие полторастолетия в Краковской академии работала целая плеяда известных астрологов:· Мартин из Журавицы (ок. 1422 - ок. 1459), математик и доктор медицины,получивший за удачные исцеления прозвище "короля в медицине", он былавтором первого в Польше прогностика (сборника астрологическихпредсказаний) на 1451 г.;· его ученик Мартин Былица (1433 - 1494), преподававший астрологию иастрономию в университетах Италии и Венгрии и составивший вместе сРегиомонтаном астрологические таблицы;· Пётр Гашовец (ок. 1430 - 1474), доктор медицины, ректор Краковскойакадемии, придворный астролог Казимира IV;· Войцех Брудзевски (2-я пол. XV в.), магистр астрологии, автор рядаальманахов и прогнозов, опубликованных в 1480-х гг.;· Михал из Вроцлава (ум. ок. 1534), философ (представитель среднегоаристотелизма), теолог, математик, автор первых печатных прогностиков.В Краковской академии также получил образование Георгий Дрогобычский (Юрийиз России; ок. 1450 - 1494) - первый отечественный доктор медицины ифилософии и первый восточнославянский астролог, получивший европейскуюизвестность. В 1478 - 1482 гг. он читал лекции по астрологии и медицине вБолонском университете, а на 1481 - 1482 учебный год был избран ректоромэтого университета благодаря своему высокому престижу в науке о звёздах.Параллельно он практиковал как астролог. С 1487 г. Юрий из Россиипреподавал астрономию, астрологию и медицину в Кракове. Среди его учениковв астрономии был Николай Коперник. Георгий Дрогобычский был признан однимиз лучших врачей своего времени, и в 1492 г. получил должность"королевского лекаря" при Казимире Ягеллончике. Он был автором рядатрактатов по мунданной астрологии, посвящённых преимущественно предсказаниюпо затмениям. Интересно, что именно в астрологическом сочинении Георгия изДрогобыча "Прогностическое суждение...", изданном в Риме в 1483 г., впервыев истории печати упомянуты Москва, Вильно (Вильнюс), Кафа (Феодосия), атакже родные города автора - Львов и Дрогобыч.Халдеи и Древняя Греция. В Греции месопотамские жрецы-астрологи и ихученики стали известны как "халдеи". Среди наиболее ранних свидетельствпоявления халдеев в Греции - их упоминание Геродотом (451 г. до н.э.), атакже сообщение Геллия о том, что халдеи предсказали по звёздамблистательное будущее великого драматурга Еврипида (родившегося в 480-хгг.) его отцу.Греческая наука, переживавшая в указанную эпоху свой расцвет, также внеслазначимый вклад в развитие астрологии. Афинский астроном Евктемон ок. 432 г.до н.э. ввёл использование тропического Зодиака. Его современник и коллегаМетон открыл (видимо, независимо от вавилонян) 19-летний календарный цикл.Концепции Эмпедокла (ок. 490 - ок. 430 до н.э.), Платона (427 - 347) иАристотеля (384 - 322) - особенно идея 4 стихий и представления о структуреКосмоса - составили философский базис астрологии последующих столетий. ИдеиГиппократа (ок. 460 - 370) о значимости учёта воздействий звёзд в медицинетакже получили дальнейшее развитие в эпоху эллинизма и средние века. Однакоследует признать, что разработанной астрологической системы и сколько-нибудь широкой астрологической практики в Греции в данную эпоху ещё небыло.На рубеже V - IV вв. до н.э. в греческих текстах начали появляться элементывавилонской астрономии и астрологии того времени. Платон, в частности, знало периодичности небесных явлений (концепция, являющаяся базисом всейматематической астрономии и астрологического учения о циклах) и о деленииэклиптики на 12 равных частей. Евдокс Книдский в первой половине IV в. дон.э. определил восходы, заходы и кульминации ряда созвездий, которые почтиточно соответствуют известным месопотамским созвездиям, но совершенноотличны от египетских. Остаётся неясным, насколько раньше месопотамскиесозвездия стали известны в Греции. Ок. 270 г. до н.э. Арат из киликийскогогорода Солы написал дидактическую астрономико-астрологическую поэму"Явления", в которой описал звёздное небо и звёздные явления согласноучению Евдокса. Эта поэма - древнейшее из дошедших до нас полное описаниегреческих созвездий.Эллинизм. В 333 г. до н.э. под ударами армии Александра Македонскогогосударство Ахеменидов прекратило своё существование. Одну империю смениладругая, не менее великая. Единое государство, созданное Александром,просуществовало очень недолго, но его походы вызвали к жизни колонизациюнебывалых масшабов. В результате взаимовлияния греческих и местныхэлементов на обширной территории (Балканский полуостров, острова Эгейскогоморя, Египет, Малая и Передняя Азия, южные районы Средней Азии и частьЦентральной Азии) возникла т.наз. эллинистическая культура. В эту эпохуастрология впервые стала поистине популярна, из сферы интересов узкогокруга жрецов и учёных она вышла в народные массы. Именно эллинизм явилсявременем развития той отрасли астрологии, которая стремится не столькорешать общегосударственные вопросы, сколько давать ответ на частные вопросыконкретного человека."Мудрость халдеев" получила широкое распространение в античном мире.Исследователи предполагают, что все цитаты, приписываемые халдеям, восходятк одному сочинению, написанному по-гречески в конце IV - начале II в. дон.э., где в систематизированном и ясном виде было изложено астрономическоеи астрологическое учение халдеев. Вероятно, многие работы астрологов болеепозднего времени находились под влиянием этой основополагающей книги.Кидинну. Одним из известнейших халдейских астрологов был Кидинну. Ок. 315г. до н.э. он основал школу астрологии в Вавилоне, которая продолжаласуществовать даже два столетия спустя. В этой школе был проделан пионерскийопыт преподавания вавилонской астрологии греческим студентам. Кидинну однимиз первых использовал зодиакальный круг, поделённый на 360°. Он такжеизучал лунные циклы и открыл важный для определения времени затменийпериод, в котором 251 синодический месяц соотносится с 269аномалистическими месяцами. Этот период был затем заимствован у КидиннуГиппархом.Берос. Очень важным моментом, давшим мощный импульс к развитию астрологии вэллинистическом мире, явилось открытие вавилонским жрецом, астрологом иисториком Беросом ок. 280 г. до н.э. астрологической школы на острове Кос.Благодаря Беросу греки, видимо, впервые серьёзно познакомились с халдейскойастрологией. Центром астрологии и вообще эллинистической науки сталаАлександрия Египетская (до этой эпохи, как мы уже отмечали, ни в Греции, нив Египте развитых астрологических учений не существовало).Судин. Среди ведущих астрологов III в. до н.э. следует выделить халдейскогопрорицателя Судина. Ок. 238 г. до н.э. он был приглашён ко двору Аттала I,царя Пергама (241 - 197 до н.э.) и стал там самым влиятельнымпредсказателем. Вместе с Атталом I он участвовал в войне против галатов.Судин оставался авторитетом в вопросах астрологии и других методовдивинации (напр., в гепатоскопии - предсказании по лопатке животного) длямногих последующих поколений. Он написал комментарии к "Явлениям" Арата,составил лунные таблицы. Плиний Старший называет Судина одним из крупнейшихзнатоков магических свойств драгоценных камней.Александрия Египетская. Александрия, основанная в 332 г. до н.э.Александром Македонским, стала пристанищем многих выдающихся учёныхантичного мира. Особое покровительство наукам оказывал Птолемей IIФиладельф (282 - 246 до н.э.). На протяжении пяти веков большинствоастрологов работали в Александрии. В их числе были· Серапион (рубеж н.э.), одним из первых разрабатывавший астрологию выбора(катархен-астрологию),· Клавдий Птолемей (II в.) - автор классического астрологического труда"Тетрабиблос",· Павел Александрийский (IV в.) - автор популярнейшего учебника поастрологии,· Гефестион Фиванский (380 - ?) - составитель большого компилятивного трудапо астрологии "Апотелесматика".Александрия стала ещё более знаменитой благодаря неоплатонической школе,основанной в 193 г. н.э. Аммонием Сакком, учениками которого были Ориген(помимо всего прочего, имевший оригинальное мнение по поводу влияниязвёзд), Плотин (систематизировавший и обогативший астрологические знания) имногие другие. Известнейшие школы гностиков также берут своё начало вАлександрии. Филон Иудей (признававший учение о природной симпатии междуразличными частями вселенной и считавший, что все вещи на земле зависят отзвёзд), Иосиф, Ямвлих (интересовавшийся астрологией), Порфирий (развивавшийэзотерическую астрологию, среди его сочинений следует отметить "Введение вастрологию"), Климент Александрийский, Эратосфен принадлежали в разноевремя к этим великим школам и помогли превратить Александрию в один изнаиболее справедливо прославляемых оплотов учёности, когда-либосуществовавших в истории.Нехепсон и Петосирид. Ключевыми фигурами эллинистической астрологииявляются Нехепсон и Петосирид - греческие астрологи, работавшие в первойполовине II в. до н.э. в Египте. Некоторые исследователи считают этихастрологов одним лицом. Они были авторами сочинений по четырёмнаправлениям:1) астрологические предзнаменования;2) составление и анализ гороскопа (предполагается, что Нехепсон и Петосиридбыли первыми, кто установил понятие восходящего знака и использовал его);3) астрологическая ботаника, преследующая медицинские цели, и литотерапия;4) нумерология.Труды Нехепсона-Петосирида, как предполагается, легли в основу всейпозднейшей астрологической литературы.Герметизм. Ряд важнейших астрологических сочинений связан с именем ГермесаТрисмегиста (т.е. Триждывеличайшего), считавшегося основателем астрологии иалхимии. От лица этого божества, отождествлявшегося с египетским богоммудрости и письма Тотом, ведётся повествование в ряде сочинений поастрологии, алхимии, магии и оккультизму, созданных в III в. до н.э. - IIIв. н.э. Указанные сочинения образуют особое религиозно-философскоенаправление в поздней античности (так называемый герметизм), глубокоповлиявшее на развитие естествознания в средние века и в эпоху Возрождения.Множество других магических, астрологических и алхимических трактатов,авторство которых приписывалось Гермесу, создавались на протяжении всегоСредневековья.Вряд ли в Греции существовали особые культы небесных тел, кроме почитанияЛуны в Аркадии. Конечно, Солнце и Луна были богами, но богамимифологическими. Некоторые ученые думают, что было бы неверно считать, чтогреки знакомятся с астрологией только с началом походов Александра. УжеГеродот в своей "Истории" говорит о том, что у египтян "каждый можетпредугадать заранее, какую судьбу, какую смерть и характер будет иметьродившийся в тот или иной день". Авл Геллий сообщает, что халдеипредсказали по звездам блестящее будущее Еврипида его отцу. Крайнескептически о астрологии отзывается астроном Евдокс Книдский.Отметим, что Платону принадлежит особая роль в распространении астрологии:когда он выступает в защиту религии от критики софистов, особое вниманиеуделяется тому, что существуют боги, которые обеспечивают постоянныйпорядок и строгое исполнение законов - это небесные тела. Вслед за нимбожественность небесных тел признавали почти все философские школы, начинаяс Аристотеля и стоиков. С другой стороны, широко распространенным быломнение о том, что именно звезды ответственны за изменения погоды на земле.Эти два положения и стали основанием для распространения астрологии вГреции.Из авторов IV-го века, которым известна астрология, можно также назватьКтесия и Демокрита. Теофраст, ученик Аристотеля, дивится науке халдеев,которые по небесным знакам могли не только предсказывать погоду, но исудьбу человека или даже целых народов. В эпоху эллинизма греки ближезнакомятся с этой наукой; особую роль в этом процессе сыграли, с однойстороны, греческие колонисты в Месопотамии, а с другой - астрономы, которыеполучили доступ к вавилонским архивам астрономических записей (так,Птолемей не только сам пользовался записями о затмениях, но и сообщает, чтоГиппарх, живший во II в. до н.э., использовал вавилонские таблички длярасчета периодов вращения планет). Около 280 г. Бероз, жрец Бела,переселившийся на греческий остров Кос и открывший там астрологическуюшколу (из нее вышел первый знаменитый греческий астролог Архинопол), даетсистематический свод знаний об астрологии в своем сочинении "Babyloniaca".Бероз рассматривает всю историю своей родной страны с позиций астрологии иутверждает теорию катастроф: когда все планеты собираются в знаке Рака илиКозерога, то возникает либо мировой пожар, либо мировой потоп. Он был неединственным вавилонским астрологом, передающим свои знания грекам -поколением позже мы обнаруживаем в эллинистическом Пергаме предсказателяСудина. В III в. появляются и астрологи-греки: Эпиген из Византия, которыйзаявлял, что он был учеником халдеев, и Критодам, рассматривающий своеучение как мистерии. Повальное увлечение астрологией начинается во II в. дон.э., когда пишутся популярные пособия (особенно известным былопсевдоэпиграфическое сочинение "Откровения Нехепсо и Петосириса"), и в этоже время повсюду появляются практикующие астрологи. Это увлечение не быловсеобщим: Карнеад, глава платоновской Академии, выдвигает против нее вескиеобвинения, и даже стоик Панэций отказывается от ее применения. Но, с другойстороны, Гиппарх, знаменитый астроном, составивший каталог 850 звезд,принял это учение. Плиний Старший в своей "Естественной Истории" говорит,что он не может вознести достойную его хвалу, так как Гиппарх лучше, чемкто-либо другой, доказал, что звезды связаны с людьми, а наши души - эточасть небес. Это та самая мистическая тенденция, которая окончательно былаоформлена стоиком Посидонием: он использовал астрологию в своейкосмологической и философской системе, которая на долгое время овладелаумами. Это знаменовало окончат




На сто умеющих читать приходится едва ли один умеющий думать. Джон Рескин
ещё >>