«Люблю тебя, мой край родной» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конкурс сочинений «Люблю тебя, мой край родной!» Сочинение Мой родной... 1 42.38kb.
Абдулова Людмила Юрьевна, учитель истории моу гимназия №1 Люблю тебя... 1 53.85kb.
Люблю тебя, мой край родной! 1 24.56kb.
«Люблю тебя, мой край родной» 1 73.25kb.
Интеллектуальная игра-путешествие «Люблю тебя, мой край родной» 1 319.46kb.
Задания для участников краеведческой викторины по истории региона... 1 97.51kb.
Задания для участников краеведческой викторины по истории региона... 1 52.22kb.
План-сетка мероприятий летнего оздоровительного лагеря на базе мбоу... 1 69.95kb.
Я тебя люблю, и я тебя тоже нет 13 2305.7kb.
Конкурс «Мой родной край» 6 823.52kb.
Конкурса «Мой родной край» 3 504.92kb.
У обоих фильмов сильный визуальный ряд 1 19.73kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Люблю тебя, мой край родной» - страница №1/1



Тема четверти: В чем сила музыки?

Тема урока: «Люблю тебя, мой край родной»

Эпиграф урока: “От сердца это исходит и к сердцу должно привести” Л.Бетховен.

Цели урока:

  • на фрагментах произведений показать неразделимую связь музыки с жизнью: жизнь рождает музыку, и музыка воздействует на жизнь;

  • показать, как великие русские композиторы в своей музыке сумели воплотить свою любовь к Родине, свою неразрывную связь с темой России.

Задачи:

  • пробуждать эмоциональный интерес к музыке;

  • развивать умение анализировать произведение;

  • развивать вокально-хоровые навыки;

  • воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине;

  • воспитывать чувство гордости за своего соотечественника.

Тип урока: комбинированный с элементами интервью.

Материал урока:

1.Второй Концерт для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова.

2.Песня « Россия- мы дети твои»( группа «Волшебники двора)

3.Песня «Наш край» Д. Кабалевского

4.Песня «Поют урмарские девчата» Н.Иванова

5.Песня «Аслă Чак» Г.Матвеевой

6. Песня «Моя Россия» (группа «Непоседы»)

Наглядность:Презентация Табличка с названием произведений, именами композиторапортреты композиторов, иллюстрации, связанные с жизнью и творчеством композитора.

Подготовительный этап (на уроке или в виде предварительного домашнего задания): каждый ученик выбирает себе музыкальное произведение, композитора, о котором готовит рассказ. На уроке все рассаживаются кругом за столами, у каждого на столе (или приколота на грудь) заготовленная табличка, которая указывает, что именно учащийся представляет. Учитель готовит к звучанию или исполнению произведения, представленные учащимися на табличках. ( и далее выполняет в основном функции звукооператора).

План-конспект урока.

1.Организация класса к уроку. Приветствие.

II. Повторение домашнего задания.

Игра «Составь слово»
1. Лад, устойчивые звуки которого составляют большое трезвучие, придающее ему светлую окраску. (Мажор)

2. Инстр. вступление к крупному произв. (опере, балету, оратории, театр. спектаклю), а также самостоят. сочинение (Увертюра)

3. В хоровых песнях начальная часть песни или куплета, исполняемая солистом или группой солистов.(Запев)

4. Общее наименование песен у ряда тюрк. народов. (Ыр, йыр)

5. Ансамбль из 4 исполнителей - инструменталистов или вокалистов. (Квартет)

6. Композиция для солирующего голоса в опере, кантате, оратории оперетте, реже самостоятельное произведение, где главный герой выражает свои чувства, переживания.(Ария)


Какое слово получилось? Музыка.

V. Сообщение темы и задач урока.

Учитель: Тысячи лет существует музыка на земле, и тысячи лет люди снова и снова пытаются ответить на этот вопрос: “Почему музыка волнует и трогает? Почему к ней, как к солнечному свету, тянутся не только люди, но и животные, и даже растения? И почему именно с музыкой связывает человек свои представления о прекрасном, когда, желая высказать высшую прелесть мира, он говорит: “музыка природы”, “музыка души”?..”

Есть внутренняя музыка души…


Она как память о полузабытом,
Она как дальний шум.
Не заглуши
Её с годами, буднями и бытом!
Она таится в глубине, светя
Порой в случайном слове, в слабом жесте.
Её имеют многие.
Дитя
Лишь обладает ею в совершенстве.

Проблемный вопрос

“В чем сила музыки?”

Эпиграф урока “От сердца это исходит и к сердцу должно привести” Л.Бетховен.
Что же от сердца исходит и к сердцу должно привести? Я надеюсь, что в конце этого урока вы ответите на этот вопрос.

На уроке мы познакомимся с произведением одного русского композитора, пианиста и дирижёра. Вспомним, ранее изученные песни.



III. Распевка.

  • пение нот закрытым ртом,

  • пение гаммы,

  • попевка до – воробышка

  • упражнение на дыхание ( до, ми соль),

  • трезвучие на два голоса(1- соль, ля, соль, соль,2- ми, фа, ре, ми)

  • пение каноном нот

  • пение скороговорок: Король – орёл, орёл-король. Небо синее, роща в инее, утро ранее, всё туманнее. Как под горкой под горой, торговал старик золой.


IV. Исполнение песен.

1. «Наш край» Д. Кабалевского(Дурновцева К., Егорова Е., Иванова Д, Мясникова Э.)

2. «Урмарские девчата» Н.П.Иванова( хор.)

3. «Аслă Чак» Г. Матвеевой( Иванова Д.)



VI. Основная часть.

На нашем уроке присутствуют ученики, которые выбрали для себя роль: произведение, композитора, музыка. А я сегодня буду в роли журналиста: И первый вопрос, который я хочу задать:



Журналист:“Что вы хотели сказать нам, живущим в XXI веке?”, “Нам всегда хочется слушать вас – почему?”

Музыка? Композитор?



Произведение: Я буду всегда звучать, в любые времена, так как вызываю у вас прекрасные чувства и настроения и рассказываю об отношении композитора к событиям из его жизни.

Журналист: Ребята, а теперь давайте мысленно перенесёмся с вами в прошлое, более чем на 69 лет назад. 1943 год... Беверли Хиллз, Калифорния, США. Прекрасная вилла, на втором этаже которой лежит умирающий человек.

Композитор: Сегодня у меня день рождения. Раньше в этот день мой дом наполнялся друзьями, весельем, музыкой. А сегодня почти все обо мне забыли. Только старый друг (директор фирмы по производству роялей) Ф. Стейнвей прислал мне в подарок роскошный белый рояль. Он сейчас на первом этаже дома, в гостиной, и я понимаю, что уже никогда не дотронусь до его белоснежных клавиш. На моей прикроватной тумбочке стоит приёмник, который настроен на волну Москвы. Каждый час я слушаю сообщения Информбюро. Это единственное, что теперь связывает меня с Родиной. Там, в России, второй год идёт Великая Отечественная война.

Журналист: Вдруг через помехи радиоволн он услышал голос диктора: «Внимание! Говорит Москва! Начинаем трансляцию из Колонного Дома Союзов праздничного концерта, посвященного 70-летию великого русского композитора.

Музыка:звучит запись Второго Концерта для фортепиано с оркестром

Журналист:По лицу Умирающего человека потекли слёзы.

Композитор:Там, в далёкой России, меня помнят, мою музыку знают и любят! Двадцать шесть лет назад, в 1917 году, мне пришлось покинуть свою страну, но я ни на минуту не забывал свою Родину, её народ, русскую песенность, русскую природу.

Журналист-Ребята, о каком композиторе идёт речь?

Ученики: Конечно, это Сергей Васильевич Рахманинов - российский композитор, пианист, дирижер.

Композитор : Я родился 1 апреля 1873 года в имении Онег Новгородской губернии. Мать начала заниматься со мной музыкой, когда мне было четыре года. В 9 лет я поступил в Петербургскую консерваторию, а в 1855 году перешел в Московскую. Считали, что моя музыкальная одаренность феноменальна. В 1891 году, на год раньше срока, я окончил консерваторию по классу фортепьяно, через год - по классу композиции. За свою экзаменационную работу - одноактную оперу на заданное либретто "Алеко" - я получил золотую медаль. Эта опера была поставлена в Большом театре. Вскоре после "Алеко" я написал симфоническую фантазию "Утес", "Элегическое трио" памяти Чайковского, Первая симфония. В 1897 году меня пригласили в Русскую частную оперу (Москва) в качестве дирижера. В 1904-1906 годах я дирижировал в Большом театре, С 1901 по 1916 год я создал такие замечательные произведения, как Второй и Третий концерты для фортепьяно с оркестром, Вторую симфонию, оперы "Скупой рыцарь" (по Пушкину) и "Франческа да Римини" (по Данте), поэму для оркестра, хора и солистов "Колокола", прелюдии и этюды-картины для фортепьяно и др. В 1917 году я с семьей уехал в Швецию. Потом перебрался в Америку, которую покорил своим исполнительским мастерством. После отъезда из России у меня наступил период творческого молчания, и только спустя десять лет, в 1927 году, я написал Четвертый концерт для фортепьяно с оркестром. Также за границей я написал такие произведения как Рапсодия на тему Паганини для фортепьяно с оркестром, Третья симфония, "Симфонические танцы".

Журналист: С какими произведениями этого композитора мы уже знакомились на уроках музыки?

Ученики:«Вокализ», Третий Концерт для фортепиано с оркестром.

Журналист:Я думаю, стоит обратиться к произведению.

Произведение:Я-Второй Концерт для фортепиано с оркестром Сергея Васильевича Рахманинова, ставшим музыкальным шедевром мирового искусства. Это произведение называют гениальной поэмой о Родине! Меня написали в 1901 году и посвящено врачу Н.В.Далю. В период тяжёлого душевного кризиса, связанного с провалом Первой Симфонии, Даль вернул молодому человеку душевные силы, веру в талант. Посвящение стало благодарностью за помощь, доброе слово в критический момент жизни.

Журналист: Ребята, что такое концерт, как жанр музыки?

Ученики: Концерт - (нем. Konzert - от итал.concerto, букв. - согласие, от лат.concerto - состязаюсь),1) музыкальное произведение для одного или (реже)нескольких солирующих инструментов и оркестра. . Обычно состоит из 3 частей(сонатный цикл). Встречаются концерты для одного инструмента без оркестра, для оркестра без солистов, концерты для хора.2) Публичное исполнениемузыкальных произведений по заранее объявленной программе. Бывают также концерты литературные, хореографические, эстрадные.

Журналист: -Да, это соревнование или разговор одного инструмента с оркестром.

Музыка:Давайте послушаем Второй Концерт для фортепиано с оркестром.

Журналист: Хорошо, музыка.У этого термина существуют и другие значения. Концерт для фортепиано с оркестром № 2.

Концерт написан в традиционной форме сонатно-симфонического цикла. В нём три части. Концерт длится 35 минут. (вторая и третья исполняются без перерыва)(



  1. Moderato. Часть открывается вступлением у солирующего фортепиано: аккорды в верхнем и среднем регистрах, которым отвечает низкий звук фа контроктавы, в нарастающей динамике. Затем звучит главная тема, маршеобразная по характеру, но смягчённая фортепианными фигурациями и изложением у струнных и кларнетов. Побочная тема в параллельной тональности ми-бемоль мажор наполнена спокойствием и лиризмом.

  2. Adagiosostenuto

  3. Allegroscherzando)

Мы на уроке послушаем 1 часть.

Ребята, давайте с вами условимся: партия фортепиано - голос самого человека, самого композитора. Это может быть исповедь автора, его мысли и чувства, его любовь к своей Родине. Партия оркестра - окружающий мир, общество. Откройте тетради. Разделите страничку на две части:



ФОРТЕПИАНО( человек)-

ОРКЕСТР (ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, ОБЩЕСТВО)

Журналист:-Слушая фрагмент 1 части Второго Концерта дайте эмоциональную характеристику Человека и Мира.

Музыка:(слушание фрагмента 1 части)



Журналист:-Ребята, пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями.(ответы учащихся записываются на доске)

ФОРТЕПИАНО( человек)-

ОРКЕСТР (ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, ОБЩЕСТВО)

Любит сою родину

Нежные чувства

Доброта

Любование



нежная

спокойная

торжественная величавость

лиризм


Журналист: Теперь давайте, сравним наши характеристики .Они похожи? Они близки по значению?

Ученики: Да, они почти одинаковы.

Журналист: Ребята, есть ли точки образного единения фортепиано и оркестра?

Ученики: Конечно, есть.

Журналист: Это любование, созерцание русской природой, умиротворённость, торжественная величавость.

Журналист: Какие у них взаимоотношения?

Ученики: Человек и окружающий мир тесно связаны между собой. Человек впитывает всё, что происходит вокруг него в обществе и в природе, и сам влияет на эти события. Поэтому тема жизни Рахманинова слилась воедино с темой России.
Журналист: – Были ли в вашей жизни наблюдения о том, как музыка объединяет людей?

Ученики: – Силу и мощь людского единения мы наблюдаем в хоровой музыке. Это песни-гимны.

Журналист: Что такое гимн?

Ученики: – Мы знаем, что гимн – это хвалебная песнь.

Журналист – Когда появились первые гимны?

Музыка: – В древности гимны слагали в честь богов и героев. Шли века, и хвалебные песни становились другими. Содержанием гимна стало прославление благородной и возвышенной идеи.

Журналист: А что прославляется в гимнах?

Произведение: В гимне поется о единстве в вере, любви к Родине, то есть прославляются самые лучшие качества людей.

Журналист: Какие гимны вы знаете?

Журналист: – А насколько музыка созвучна тексту гимна?

Произведение: – Национально-патриотическая основа текста гимна как будто сливается с такими средствами музыкальной выразительности, как пунктирный ритм, лад, а куплетная форма, простота и доступность мелодии делают это произведение и родным по духу. Мелодия идет от сердца к другому сердцу. Все эти грани произведения создают образ любви, патриотизма, ценностного отношения к миру, людям.
Журналист: – Мы убеждаемся с вами в том, что музыка имеет волшебную силу воздействия на все живое. А какие вам известны сказки, предания, рассказы о волшебной силе музыки?

Учащиеся называют. «Музыкант-чародей» сказка, песня «Волшебный смычок»

Журналист: – Как вы думаете, какая музыка больше нужна человеку?

Ученики: – Радостная, веселая, чтобы поднять тонус.

Журналист: – Что бы вы пожелали ребятам нашего класса?

Музыка: – Музыка – это единственное в мире искусство, затрагивающее самые тайные струнки души. Желаю вам никогда не расставаться с музыкой.


  1. Исполнение песен.

Журналист: – Я знаю, что ребята из нашего класса ценят великое искусство – музыку, слушают и исполняют ее

1. «Россия - мы дети твои!»

2.«Моя Россия» - исполняют Дурновцева К. и Иванова Д.
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Журналист: Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Ведь не случайно в трудные, критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, где прошло детство, то есть свою малую Родину как часть большого Отечества.
Чтец: Иванова Д.

Необозримая ширь полей,


Развесистые белоствольные берёзы.
Разливы рек, степей необъятный простор.
Это – Россия.
Ты смотришь в ясное голубое небо,
Идёшь лесными тропинками,
Сидишь у прохладной реки.
И это – Россия.
Древние стены Кремля.
Блеск Куполов над храмами.
Жизни минувший след.
И это – Россия.
Руки матери, все песни у твоей колыбели.
Душистый хлеб за праздничным столом.
Это тоже – Россия.
Журналист:От сердца это исходит и к сердцу должно привести”

Что же от сердца исходит и к сердцу должно привести?

Как вы сейчас ответите на этот вопрос?

Ученики: ответы детей

Учитель: На уроке звучала разная музыка. Но все они объединены одним чувством–любовью к Родине.

Мне хочется поблагодарить всех участников нашей встречи и посвятить эти строки музыке:



Ты одна разрыть умеешь
То, что так погребено,
То томишься, стонешь, млеешь,
А потом похолодеешь
И летишь в окно.

А.Ахматова




Удача — это постоянная готовность использовать шанс. Фрэнк Доуби
ещё >>