Логические и содержательные трудности рационального объяснения действия - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Подборка материалов по идее иммунологического лечения спида через... 1 138.35kb.
Работа с функциями в Excel. Логические выражения и логические функции 1 38.87kb.
Задачи, решаемые с конца 1 77.64kb.
Присущи физические законы 1 56.01kb.
Александр Осипович Маковельский История логики 29 7807.91kb.
Конспект открытого урока 1 99.97kb.
Архитектуры вс. Вычислительные и логические возможности 1 93.96kb.
Урок 1 Тема урока : «Правила тб. Основные логические операции. 1 176.53kb.
Кандидатского минимума специальности 1 79.37kb.
Лабораторная работа №3 логические функции в excel цель работы: Изучить... 1 256.99kb.
Равносильные логические выражения 1 41.69kb.
Андрей яхонтов теория глупости или 55 8645.33kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Логические и содержательные трудности рационального объяснения действия - страница №3/3

и безотносительность интенционального объекта любому реальному положению дел в мире физических феноменов, и приоритет объекта (какого?) в индивидуации интенционального акта.

6 О современных интерпретативных теориях действия, исходящих из такой «субъективистской» трактовки интенциональности, говорится, в частности, в [7].

7 Укажем также, что идея несоизмеримости интенционального - точнее даже, волюнтаристского - и причинного описания деятельности сыграла ключевую роль не только в философии и науке Нового времени, но и в неэллинистической античной традиции - традиции иудаизма, превратившись со временем в основополагающую философскую и этическую доктрину кабалистического учения. В последующем мы попытаемся показать, что только последовательно волюнтаристская теория действия, в которой проблему интерпретации невозможно даже сформулировать, избегает парадоксов интенциональности, тогда как субъективистские интерпретативные теории, помещая источник деятельности внутрь того, что Б.Ф.Скиннер именовал «кожаным мешком», и, сталкиваясь в результате с названными парадоксами, приходят к эпистемологическому релятивизму или даже солипсизму. См. также: [8].

8 Cм. подробнее: [9].

9 Подробнее об этом см.: [7].

10 Оговорим сразу, что речь не идет о классической трактовке психофизического параллелизма, т.е. истинность либо ложность приведенного высказывания не связана напрямую с принятием или отвержением, например, декартовской гипотезы о роли гипофиза во взаимодействии ментального и физического.

11 Соотношение семантических и научных объяснений подробнее обсуждается мною в: [7, c.21-27].

12 А.Розенберг иллюстрирует неполноценность дефинитивных объяснений следующим простым примером: «(Допустим) мы спрашиваем, почему конкретный стол был изготовлен в форме треугольника, и получаем ответ, что стол был сделан в виде плоской трехсторонней фигуры. Предложенное объяснение неприемлемо, ибо подразумеваемая связь между треугольником и плоской трехсторонней фигурой не может объяснить, почему столу была придана именно треугольная, а не, скажем, прямоугольная или круглая форма» [11, p.50].

13 Кажется, первым упоминает воображаемого Джоунза Норман Малколм в своей очень важной для дискуссии об интенциональных объяснениях действия статье, основанной на некоторых идеях Л.Витгенштейна [12] и развивающей идею радикальной несоизмеримости целерационального и детерминистского описаний. Впрочем, в этой же статье автор несколько неожиданно приходит к выводу о возможности полной редукции мотивов действия к его нейрофизиологическим механизмам в случае создания нейрофизиологической теории, предлагающей достаточное каузальное объяснение человеческого поведения [12, p.52-53].

14 Идею идентификации действия «под данным описанием» часто приписывают Э.Анском [13]. В той мере, в которой это верно относительно собственно термина, это неверно применительно к сущности. Концепция различных несоизмеримых описаний действия (типа «она моргнула» и «она подмигнула») представлена уже в основном труде ведущего представителя логического бихевиоризма Г.Райла [14].

15 Интересный вопрос о критериях истинности семантических объяснений, т.е. о возможности обоснованных интерпретаций требует отдельного рассмотрения (вслед за Д.Дэвидсоном и современными представителями прагматизма, я считаю возможным принять тезис о применимости семантического критерия истины А.Тарски к естественным языкам для обоснования разумных интерпретаций через выводимый из этого критерия «принцип милосердия»).

16 Предложенная формулировка условия фальсификации «закона Джоунза» не является столь нелепой, как это может показаться на первый взгляд. Немного дальше мы будем обсуждать похожие по сути конструкции, созданные с целью усовершенствования «экономических законов», моделей рационального выбора и других систематических попыток эмпирического подтверждения «обыденно-психологических» представлений о свойственном людям стремлении к лучшему.

17 Проблемы проверки причинных гипотез, возникающие в социальных науках в результате невозможности дать независимое от наблюдаемого поведения определение его предполагаемых «внутренних детерминант» (установок, убеждений, предпочтений и т.п.), детально обсуждались мною в работе: [15]. Там же приведены многочисленные примеры (см. особенно гл.3, 4).

18 Элстер приводит крайний пример такого ограничения «множества возможностей», когда само понятие рационального выбора цели утрачивает всякий смысл: «И богач, и бедняк имеют сходную возможность спать под одним из парижских мостов, но бедняк, возможно, не имеет другой возможности» [16, p.14-15].

19См.: [7, с. 29-33]. Укажем также на попытку улучшения модели Гемпеля за счет введения ряда граничных условий, описывающих максимальные предпочтения, возможности и знания действующего (типа «X хотел p, не имея никаких более сильных желаний, зная, что A - наилучший доступный способ добиться P и располагая возможностью осуществить A...»), предпринятую П.Черчлендом [17], которая, однако не снимает проблемы тавтологичности, создавая новую проблему «бесконечного списка» при идентификации граничных условий.

20 Эта трактовка послужила основанием для популярной в конце 1960-х-начале 1970-х гг. доктрины «радикальной герменевтики» [7, с.49-53].

21 Davidson D. Mental Events. Ibid.

22 Последний пример позаимствован из: [20, p.60-62].

23 Стоит отметить, что общеизвестные законы психофизики - логарифмический и степенной законы, описывающие зависимость субъективно воспринимаемой величины стимула от его физической величины для разных перцептивных модальностей - не являются «психофизическими» в дэвидсоновском смысле, так как описывают зависимость ощущения от физической величины, а не наоборот (т.е. являются, скорее уж, «физико-психическими»). Обратная попытка определить кардинально измеряемую полезность по результатам субъективных оценок предпочтения для величин, не имеющих кардинальной физической шкалы, привела сторонников концепции «экономического человека» к неразрешимым проблемам.

24 Именно апелляция к «обыденным теориям», тривиальный и риторический характер которых получает критическую оценку не только в бихевиоризме и психоанализе, но и в обыденных же «теориях второго порядка» и даже в анекдотах, часто помогает уяснить сложные философские аргументы. Один из моих студентов не мог уяснить сущность аргумента «Логической связи», пока я не предложила ему представить себе, что он нечаянно встречает у кинотеатра в обществе незнакомого молодого человека собственную жену, которая объясняет ему, что она просто идет в кино, потому что хочет пойти в кино, а молодой человек тоже хочет посмотреть фильм.

25 Иногда в качестве синонимов используются также термины «житейская психология», «наивная теория поведения», «наивная психологическая теория», «психология здравого смысла» и др. См., в частности: [21, с.103-110; 22, с.60-111].

26 Здесь позиция Селларса излагается по: [24].

27 Исследования каузальной атрибуции, таким образом, демонстрируют непосредственную преемственность по отношению к исследованиям «феноменальной причинности» в гештальтпсихологии (К.Левин, К.Дункер).

28 Ключевыми здесь являются работы необихевиориста Дж.Роттера по социальному научению, породившие практически необозримое море литературы. См., в частности: [26].

29См., соответственно: [27; 28].

30 В.Ф.Петренко также отмечает, что идеи изоморфизма психологической структуры деятельности и предикативной организации речевых высказываний можно найти в работах В.С.Выготского (С.26).

31 Здесь мы не упоминаем о многих других эмпирических доказательствах тесной взаимосвязи между обыденными теориями сознания и речевой компетенцией, которые показывают, в частности, что дети становятся опытными «народными психологами» лишь к четырем-пяти годам, т.е. в то же время, когда они овладевают сравнительно сложными синтаксическими конструкциями, передающими каузативные отношения, и соответствующими образцами нарратива.

32 Речь идет о широкой трактовке речевой деятельности и языка, в том числе о символических кодах культуры, организованных системах нормативных ожиданий и ролей, имеющих дискурсивную структуру и т.п.

<< предыдущая страница  



Цитаты вырывай из себя. Станислав Ежи Лец
ещё >>