Литературное путешествие по произведениям Б. С. Житкова для учащихся 3 классов. Цель - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Кому не спится в культурной столице?» «Большое литературное путешествие» 4 687.46kb.
Интегрированный урок ( литературное чтение, музыка, трудовое обучение) 1 99.08kb.
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов Цель 1 44.59kb.
Путешествие в кабинет химии Цель 1 73.38kb.
«У похода есть начало…» Форма проведения. Игра для 3 – 4 классов. 1 36.1kb.
Интеллектуальная игра «Форд Боярд» для учащихся 6-х классов 1 22.18kb.
Программа кружка предназначена для учащихся 8-9 классов и предусматривает... 1 78.16kb.
Викторина по внеклассному чтению по произведениям Б. С. Житкова 1 87.06kb.
Викторина для учащихся 5-7 классов. Цель 1 106.63kb.
Викторина «Волшебное колесо» 1 113.71kb.
Программа элективного курса по немецкому языку «Guten Tag, Deutschland! 1 65.71kb.
2 класс Тема урока: «Б. С. Житков «Храбрый утенок»». (с использованием... 1 33.24kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Литературное путешествие по произведениям Б. С. Житкова для учащихся 3 классов. Цель - страница №1/1

Литературное путешествие по произведениям Б.С.Житкова

для учащихся 3 классов.

Цель: Воспитать духовную культуру учащихся

Воспитать творческий подход к чтению художественной литературы


Задачи: Познакомить с творчеством и биографией Б.С. Житкова

Показать особенности и красоту стран, в которых побывал писатель

Воспитывать эстетический вкус к слову, литературному изображению.

Слайд 1 - заставка



Жизнь Б. Житкова.
Слайд 2. Он родился 12 сентября в 1882 году в Новгороде. Отец его был очень хорошим учителем математики, а мать - отличной пианисткой. Борису было шесть лет, когда семья переехала в деревню к бабушке. Слайд 3- читать стих

Здесь мальчик познает для себя деревенскую жизнь: снежные сугробы выше роста маленького человека, деревенская тишина, старый пес на цепи, обитатели сельских дворов и пастбищ.



Слайд 4. Вскоре семья перебирается в Одессу. Новый, сверкающий мир открылся перед мальчиком: море, порт, пароходы, белоснежные парусники. Они жили прямо в гавани, и мимо их окон проходили корабли. Слайд 4 – читать стих

Борис быстро стал своим человеком среди матросов и грузчиков. Со взрослыми он легко находил общий язык, те относились к нему с уважением, как к равному. Он учился управлять шлюпкой, слушал веселый шум порта, шелест прибрежных волн, удивительные рассказы моряков, вернувшихся из дальних стран. Слайд 5 – читать стих.

Борис учился во второй Одесской гимназии с будущим писателем К.И. Чуковским. Одноклассникам Борис Житков казался гордым, надменным. Случалось, что в течение целого дня он не произносил ни единого слова. В классе все знали, что Житков играет на скрипке Слайд 6, что у него есть собственная лодка с парусом, лохматый дрессированный пес и маленький телескоп, в который можно изучать звездное небо.

Слайд 7. Казалось, что Житков твердо уверен в себе и идет к своей цели. Но это было не так. Его раздирали сомнения и мучительные размышления. В нем жили два человека: один желал быть артистом, другой - работать в какой-нибудь лаборатории. Он многое знал, и многое умел: знал все созвездия на небе, хорошо говорил по-французски, увлекался фотографией. Окончив гимназию, Борис выбрал науку, поступив (Слайд 8) в Одесский университет. Но Житков недолго там проучился. Его исключают за неблагонадежность, за участие в студенческих волнениях. Ему стоило большого труда добиться разрешения на посещение лекций. За ним следят тайные агенты.

Слайд 9. Снял Житков отдельную комнатку, где поселился со своими четвероногими друзьями: собакой, кошкой и маленьким волчонком, которого решил приручить. Он дает уроки «богатым балбесам» и тем зарабатывает себе на жизнь.

Он был заядлым спортсменом, участвовал в парусных гонках. Своими руками построил яхту и назвал ее «Секрет».


Слайд 10. Вскоре Житков сдал экзамен на штурмана. Летом нанимался на парусники, ходил по Черному морю и к дальним берегам: Турцию, Болгарию. Плавал по Средиземному и Красному морям. Бывало, попадал в суровые переделки, часто окружали его недобрые люди - контрабандисты. Случалось, он оставался без гроша в кармане. Но всегда помогал униженным и слабым.

В жестокой борьбе, не на жизнь, а на смерть, мужал, закалялся характер Б. Житкова. Здесь он накапливал материал для своих будущих книг.

Окончить университет ему так и не удалось.

Слайд 11. В 27 лет Житков отправляется в научную экспедицию по Енисею, великой сибирской реке. На судне Борис был и капитаном, и ученым. Ему открывалась красота суровой сибирской природы. Слайд 12 – читать стих

Путешествие завершилось успешно. Житков принимает важное решение: посвятить себя судостроению, для чего поступает в Петербургский политехнический институт. Слайд 13.

Осенью и зимой учится, а летом - в море: Индия, Сингапур, Цейлон, Япония.

Слайд 14 - читать.

Вокруг «рай земной»: кокосовые пальмы, бананы, заморские птицы. Рай то рай, но видит русский штурман, как белые бьют человека с темным цветом кожи, как небрежны люди по отношению к прирученным животным.

Слайд 15 – читать. Бывал Житков и в северных морях, видел северные льды, незаходящее полярное солнце. Холодное, полярное море он полюбил не меньше, чем жаркие тропики.

Все видит и все подмечает Борис Житков.



Слайд 16. В 1923 г., в возрасте 42 лет, Б. Житков неожиданно пришел к Чуковскому. В гостях у Чуковского Борис Степанович рассказывал разные истории. Дети слушали его, затаив дыхание. Корней Иванович посоветовал ему попробовать себя в литературе, описать приключения, происшедшие с ним в разных концах света.

Выяснилось, что Б.Житков в свободное время вел необычный журнал-дневник. В нем было все, как в настоящем журнале: стихи, рассказы и даже цветные иллюстрации.

Когда Житков принес свой первый рассказ, стало ясно, что написан он опытным литератором. Слайд 17 - читать. Сам того, не сознавая, Борис Степанович давно готовился к главному делу в своей жизни. Готовился тогда, когда путешествовал, изучал химию и кораблестроение, мастерил яхту, общался с людьми.

В 1924 г. был напечатан его первый рассказ «Над морем». Он писал о том, что сам видел и пережил, причем, рассказывал с большим мастерством, интересно, правдиво.



Слайд 18 - читать. Сохранились воспоминания о том, как работал Житков. Он был беспощаден к себе, сколько бы ни писал. Напряженно искал слово, самое нужное, самое точное, самое емкое.

Работа поглощала все его свободное время, все его силы. Для него было великой радостью встретиться с друзьями. У него был свой праздник, особенный - день весеннего равноденствия. К празднику выпекался пирог, а гости должны были приходить непременно в белом. А когда все собирались, начиналось веселое безумие. Рыжий кот по команде хозяина «Стань обезьяной!» послушно прыгал на стул и замирал на задних лапках, положив передние на спинку стула. «Але-гоп!»-, - командовал Житков, и кот прыгал в обруч, затянутый бумагой. Слайд 19 (первый щелчок)



Слайд 19 (второй щелчок). В 1937 г. Житков тяжело заболел. Один знакомый предложил ему лечиться голоданием. И тот голодал 21 день, удивляясь, что голод не влиял на его работоспособность. Лечение не помогло. Слайд 20. 10 октября 1938 г. Борис Степанович Житков умер.

Он прожил 56 лет, из них 15 отдал литературе. Но он успел так много и талантливо, как редко кому удавалось.



Викторина по творчеству писателя, вопросы по уроку

Кроссворд после презентации.


  1. По какой реке отправился в научную экспедицию Б.Житков? (Енисей)

  2. В какой стране Б.Житков видел слонов? (Индия)

  3. Как назывался первый рассказ Житкова, напечатанный в 1924 году? («Над морем»)

  4. Как называлась яхта, которую построил своими руками Б.Житков? («Секрет»)

  5. В каком городе жил Борис Степанович, где из окон своего дома он видел море, пароходы и парусники? (Одесса)



В конце урока (если осталось время) можно показать мультфильм «Как я ловил человечков».




Кто в 16 лет не революционер, тому в 30 лет не хватит отваги, чтобы быть начальником пожарной команды. Андре Моруа
ещё >>