Литература в XIV-XVI веках Особенности развития русской культуры в XIV- xvi веках - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Русские земли в XIII-XIV веках: пути политического развития 1 148.46kb.
Великой империи XIV-XVI веков превратился на гербах западной европы... 1 251.82kb.
Д. Л. Башкиров (Минск) Предки Ф. М. Достоевского в XIV-XVI веках 3 440.91kb.
Азербайджан в XVI-XIX веках План Азербайджан в xvi—xvii вв 1 214.45kb.
Кризис феодализма, социальные изменения в Европе XVI-XVII веках 1 84.2kb.
Доклад по истории ученицы 6 "В" класса Тимошкиной Екатерины Краткая... 1 48.93kb.
Интерьера церкви Благовещения в Супрасле в XVI и XVII веках 1 21.01kb.
Лекция период раннего возрождения (конец XIV начало XVI в.) 1 221.97kb.
Объединение русских земель вокруг Москвы и возникновение российского... 1 54.31kb.
Государство и церковь в борьбе с «городскими ересями» в Древней и... 1 61.77kb.
«культура русских земель в XIII-XIV веках» 1 238.26kb.
Отчет по результатам проверки доходов краевого бюджета 3 391.39kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Литература в XIV-XVI веках Особенности развития русской культуры в XIV- xvi веках - страница №1/1

§ 26, Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV—XVI веках

Особенности развития русской культуры в XIV— XVI веках. Со второй половины XIV века вместе с хо­зяйственным восстановлением русских земель начина­ется и культурное возрождение Руси. Самым благо­приятным образом на развитии русской культуры сказа­лась Куликовская битва — первая крупная победа над ордынцами. Идеи единства Русской земли и борьбы с ордынским владычеством становятся ведущими темами во всех русских землях. Эти идеи проходили красной ни­тью через произведения устного народного творчества, литературы, живописи, архитектуры.

В это же время начинается постепенное преодоле­ние культурной разобщенности русских земель и воз­рождение единой русской культуры. Центр политиче­ской и культурной жизни постепенно перемещается в Москву, возглавившую борьбу против ордынцев. Воз­растает значение Москвы как одного из главных куль­турных центров.

Создание единого государства вызвало новый куль­турный взлет России. Единая русская культура впиты­вала в себя лучшие достижения, имевшиеся в отдель­ных русских землях, а также черты тех народов, с кото­рыми русские люди имели тесные связи. В то же время процесс создания единой русской культуры проходил на фоне решительного освобождения от византийского влияния. Русская культура приобретает самобытные национальные черты. Значительно расширяется круг





проблем, которые интересуют русскую культуру и ис­кусство. Главной темой становится укрепление мощи единого государства. Но в то же время все больший ин­терес проявляется к семье, к человеку, к его внутренне­му миру.

Освобождение от ордынского владычества и созда­ние единого государства делают возможным культур­ные контакты России с другими странами. Особенно успешными были культурные связи с Италией. В Рос­сию приезжали работать выдающиеся итальянские зод­чие и другие мастера. Они оставили глубокий след в развитии русской культуры.

Просвещение. Начало книгопечатания. В XIV веке на Русь стали ввозить бумагу — более удобный мате­риал для письма, чем береста, и значительно более дешевый, чем пергамент. С появлением бумаги книги стали дешеветь, их стало больше. Рост потребности в записях, появление бумаги повлекли за собой измене­ния в технике письма. На смену «уставу», при котором буквы почти квадратной формы выписывались с необы­чайной точностью и торжественностью, приходит «по­луустав» — более беглое и свободное письмо. Центрами книжности были монастыри, при которых находились книгописные мастерские и библиотеки, на­считывающие иногда сотни томов. Некоторые князья тоже имели свои книжные мастерские.

С образованием единого государства возросла по­требность в грамотных людях. На Стоглавом соборе в 1551 году было принято решение открыть в Москве и других городах при церквях и монастырях училища, «чтобы священники и дьяконы и все православные хри­стиане в каждом граде предавали им своих детей на уче­ние грамоте и на учение книжного письма». Обучением грамоте стали заниматься и специальные «мастера» не­духовного звания, которые за «кашу да гривну денег» учили грамоте в течение двух лет.

Крупнейшим событием культуры середины XVI века стало возникновение российского книгопечатания. Оно началось по инициативе Ивана Грозного и при под­держке церкви. В 1564 году в Москве на Печатном дво­ре (в казенной типографии) Иван Федоров и его по­мощник Петр Мстиславец напечатали первую рус-









скую книгу «Апостол». В 1565 году был издан «Часо- словец» — книга для обучения грамоте. Иван Федоров был не только типографским мастером, но и литератур­ным редактором. Он исправлял переводы, заменял ус­таревшие и малопонятные слова, писал послесловия к книгам, в которых вел речь о значении просвещения.

Книгопечатание имело огромное просветительское значение. Печатная книга была значительно дешевле рукописной и поэтому более доступной людям.

Устное народное творчество. В XIV—XVI веках на­ивысшего расцвета достиг героический былинный эпос. Слагатели былин, чтобы ярче подчеркнуть идеи объеди­нения и борьбы с поработителями, обращались к слав­ному прошлому своей страны, к русским традициям времен Киевской Руси. Любимым героем былин стал князь Владимир Красное Солнышко. А Киев предстает в них как воплощение русской государственности. Со­хранили своеобразие новгородские былины. Их героями были купец Василий Буслаевич и богатый гость Садко.

В этот же период появился новый жанр устного на­родного творчества — исторические песни. Они были непосредственным откликом на происходящие события. Героями песен были простые люди, совершавшие по­двиги в борьбе с завоевателями. Одна из них — песня об Авдотье-Рязаночке, про­стой женщине, которая высво­бождает из полона жите­лей Рязани и возрождает город. Поэтическим откликом на происшедшее в 1327 году восстание жителей Твери про­тив ханского баскака Чол-хана стала песня о Щелкане Дуден- тьевиче. В ней слышен не только плач народа о постиг­шем несчастье, но и уверен­ность в неизбежности победы над поработителями.

В XVI веке в исторических песнях народ одобрял борьбу Ивана Грозного с боярами, его стремление к укреплению цар­ской власти, но осуждал царя за жестокость к простым людям. Много песен было по­священо взятию Казани. Это событие народ восприни­мал как итог многовековой борьбы с ордынским влады­чеством. Целый цикл исторических песен был посвя­щен присоединению Сибири и его герою — Ермаку.

Литература XIV—XV веков. Центральной темой в русской литературе XIV—XV веков была борьба против иноземных захватчиков. Одним из распространенных жанров становится воинская повесть. В основе произ­ведений этого жанра лежали конкретные исторические факты и события, а персонажами были реальные люди. Выдающимся памятником литературы является «По­весть о разорении Рязани Батыем». В ней рассказыва­ется о взятии древнего города и трагической судьбе кня­жеской семьи. Повесть включает в себя и рассказ о ге- рое-богатыре Евпатии Коловрате и его отряде, наво­дившем ужас на врага. Основная мысль произведения выражена в словах: «Лучше нам смертию живота купи- ти, нежели в поганой воли быти».



Победа на поле Куликовом в 1380 году привела к необычайному подъему в настроениях русских людей,

придала им уверенность в своих силах, вызвала жела­ние отразить это событие в различных видах творческой деятельности. Под ее воздействием возник так называ­емый куликовский цикл произведений. Многие из них были созданы как народные сказания и впоследствии записаны или пересказаны в летописях.

Одним из первых восславил Куликовскую битву Са- фоний Рязанец в поэме «Задонщина». Он почитал сво­им долгом спеть «лучшую песню, чем раньше пелись», в честь главных ее героев — Дмитрия Донского и сер­пуховского князя Владимира Андреевича. Очень многие художественные приемы, которым пользовался автор «Задонщины», перекликаются со «Словом о полку Игореве». Сафоний начинает свой рассказ с описания русской природы, как бы предчувствующей кровавую битву; повествует о душевных переживаниях своих ге­роев. Он не только гордится ратным подвигом, но и скорбит по погибшим героям. В то же время автор — рязанский боярин подчеркивает особую роль Москвы в достижении победы, а князя Дмитрия Ивановича пред­ставляет как подлинного организатора всех русских сил.

Под большим влиянием «Слова о полку Игореве» и «Задонщины» находился неизвестный автор воинской повести «Сказание о Мамаевом побоище». Он прокли­нает Мамая, который отправился на Русь, «сердитуя, яко лев, пыхая, яко неутолимая ехидна». Автор гневно осуждает поведение рязанского князя Олега, обвиняя его в «скудности ума в голове», в предательстве, в том, что «сатана ухищрение вложил в сердце его». Как и «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» вос­певает великого князя Дмитрия Ивановича, восхищает­ся подвигом русских воинов и духом воссозданного во­инского братства: «Все бо един за единого хощет уме- рети и друг за друга готовы головы свои положите».

Патриотические мотивы звучат и в таком литератур­ном жанре, как хождения, т. е. путевые заметки. Твер­ской купец Афанасий Никитин в 1466 году отправился с торговыми целями на Северный Кавказ. Превратнос­ти судьбы привели к тому, что эта поездка вылилась в многолетнее путешествие по Востоку — Ирану и Индии. В Индии он прожил три года, изучил местный язык. С уважением относясь к индийскому народу, Афанасий Никитин с глубоким вниманием изучал его быт, культу­ру, религию. Итогом наблюдений и размышлений рус­ского купца стала книга «Хождение за три моря». Нахо­дясь далеко от родины, русский купец молит Бога о ее спасении: «Да сохранит Бог землю Русскую! Боже, со­храни ее! В сем мире нет подобной земли...» Он трево­жится за ее судьбу: «Но почему князья земли Русской не живут друг с другом как братья! Да устроится земля Русская!»

В XV веке возрождается общерусское летописа­ние. Первая общерусская летопись, преодолевшая ме­стные интересы и ставшая на позиции единства Руси, была составлена в Москве в начале XV века — так на­зываемая Троицкая летопись. Московские летописцы провели большую работу по объединению и обработке разрозненных местных летописей. Около 1418 года при участии митрополита Фотия было предпринято состав­ление новой летописи, главной идеей которой был союз московской великокняжеской власти с городским насе­лением в целях политического объединения Руси. Эти

летописи легли в основу всех последующих. Одним из самых значительных произведений русского летописания стала Московская летопись 1479 года.



Все московские летописи пронизывает мысль о необходи­мости государственного единст­ва и сильной великокняжеской власти. Они последователь­но проводили идею о том, что Москва является наследницей и преемницей политических тра­диций Киева и Владимира. Что­бы ярче подчеркнуть эту идею, московские летописные своды начинались с «Повести времен­ных лет».
Развитие литературы XVI века. Литература XVI ве­ка все больше внимания уделяет проблеме крепнувшей великокняжеской, а затем царской власти. В начале XVI века одним из первых к этой теме обратился неиз­вестный автор в «Сказании о князьях владимирских». В основе этого произведения лежали две легенды. Одна из них утверждала, что московские государи ведут свое происхождение от римского императора Августа. В дру­гой рассказывалось, как византийский император Кон­стантин Мономах передал киевскому князю Владимиру Всеволодовичу царские регалии, которыми Владимир якобы венчался на царство. Отсюда следовало, что и преемники Владимира Мономаха имели законное право на царский титул. Эти легенды обосновывали право московских великих князей как наследников киевских князей на самодержавную власть.

Интерес к этой теме еще более возрастает в период правления Ивана Грозного, что приводит к появлению нового литературного жанра — публицистики. Одним из самых интересных публицистов XVI века был Иван Семенович Пересветов. В своих челобитных, адресо­ванных Ивану Грозному, он предложил проекты реформ, укрепляющих самодержавную власть царя, опирающе­гося на дворянство.

Вопросы о характере царской власти и ее взаимоот­ношениях с подданными были основными в переписке между Иваном Грозным и князем Андреем Курбским. Свои взгляды А. М. Курбский изложил в «Истории о великом князе московском» и посланиях Ивану Грозно­му. Он считал наилучшим вариантом государственной власти такую форму, когда монарх правит вместе с вы­борным органом, представляющим все слои населения. Иван IV в ответных посланиях отстаивал идею божест­венного происхождения самодержавной власти и ее не­ограниченный характер.

В XVI веке значительно расширился круг литератур­ных произведений различных жанров. Особое место в русской средневековой литературе занимал «Хроно­граф» — сборник занимательных и нравоучительных сочинений по всемирной истории. В 1512 году появилась первая редакция русского «Хронографа». Автор этого сборника не известен. Но это был очень образо­ванный человек, имевший свое представление о ходе мировой истории. Большое внимание «Хронограф» уде­ляет славянским народам, и прежде всего русскому. Он рассматривает русскую историю как часть всемирной истории.



В первой половине XVI века круг людей, близких к митрополиту Макарию, создал знаменитые Четьи ми­неи. «Четьими» на Руси называли книги, предназначен­ные для чтения, в отличие от церковных книг, которые использовались при богослужении. «Минеи» — сбор­ники, где все произведения распределены по месяцам и дням, в которые их рекомендуется читать. Четьи минеи вобрали в себя и сгруппировали все книги, читавшиеся на Руси. Там были и жития, и поучения, и произведения, стоявшие вне круга церковной литературы. Четьи ми­неи стали своего рода церковно-литературной энцикло­педией русского средневекового общества.

В XVI веке был написан знаменитый «Домострой». Очевидно, составил или, во всяком случае, отредакти­ровал его Сильвестр. «Домострой» содержал наставле­ния по ведению домашнего хозяйства, воспитанию де­тей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов. И хотя Сильвестр посвятил этот сборник своему сыну Анфиму, но прежде всего он имел в виду молодого царя Ивана IV, который только что обзавелся собственной семьей и нуждался в наставлениях, тем более что рос государь сиротой. Одной из главных идей «Домостроя» была идея подчинения в государстве царской власти, а в семье ее главе.

Таким образом, создание единого Русского госу­дарства, избавление от ордынского владычества при­вели к формированию национальной русской культу­ры, к небывалому культурному взлету России. Появ­ление книгопечатания имело огромное значение в де­ле просвещения народа. Главной темой литературных произведений становится не только борьба с инозем­ными захватчиками, но и идея укрепления единого го­сударства и царской власти.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ



  1. Каковы особенности развития русской культуры в XIV—XVI веках?

  2. Как развивалось в этот период книжное дело? Каково зна­чение начала книгопечатания?

  3. Какие традиции устного народного творчества сохранились в XIV—XVI веках? Что появилось нового?

  4. Какие жанры и идеи были характерны для литературы XIV—XV веков?

  5. Какие изменения происходят в литературе XVI века?

ДОКУМЕНТ

ИЗ ПОЭМЫ «ЗАДОНЩИНА»

Уже ведь поднялись сильные ветры с моря на ус­тья Дона и Днепра, пригнали большие тучи на Русскую землю; из них наступают кровавые зори, а в них трепещут синие молнии. Быть стуку и гро­му великому на речке Непрядве меж Доном и Днепром, пасть трупу человечью на поле Кулико­вом, пролиться крови на речке Непрядве. Уже ведь заскрипели телеги меж Доном и Дне­пром, идут враги в Русскую землю. И прибежали серые волки от устья Дона и Днепра; став, во­ют на реке на Мече, хотят наступать на Русскую землю.

Тогда гуси загоготали на речке на Мече, лебеди крыльями заплескали. Это не гуси загоготали, не лебеди крыльями заплескали, но поганый Ма­май на Русскую землю пришел и воинов своих привел...

А уже соколы и кречеты, белозерские ястребы рвались с золотых колодок из каменного города Москвы; взлетели они под синие небеса, загре­мели золочеными колоколами на быстром Дону, хотят ударить на многие стада гусиные и лебединые, а богатыри русские, удальцы хотят ударить на великие силы поганого царя Мамая. Тогда князь великий вступил в золотое стремя, взяв свой меч в правую руку свою. Солнце ему ясно на востоке сияет, путь ему показывает, а Борис и Глеб молитву воздают за сродников... Уже те соколы и кречеты, белозерские ястребы скоро на Дон перелетели и ударились о многие стада гусиные и лебединые. Это перевезлись и наехали сыновья русские на сильную рать татар­скую, ударились копьями гибельными о доспе­хи татарские, загремели мечи булатные о шле­мы вражеские на поле Куликовом, на речке Непрядве.

Черна земля под копытами, костями татарскими поля засеяны, а кровью политы. Сильные полки сходились вместе, протоптали холмы и луга, воз­мутили реки и озера. Кликнуло Диво в Русской земле, велит послушать разным землям. Понес­лась слава к Железным Воротам, и к Орначу, и к Риму, и к Кафе по морю, и к Тырнову, а оттуда к Царьграду на похвалу русским князьям: Русь ве­ликая одолела Мамая на поле Куликовом, на реке Непрядве.

Вопрос к документу

Что свидетельствует об обширных исторических познаниях автора «Задонщины»?

Запомните новые слова

ПУБЛИЦИСТИКА — литературное творчество, посвящен­ное политическим вопросам.

РЕГАЛИИ — предметы, являющиеся символами монархи­ческой власти.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — справочник, содержащий сведения по широкому кругу знаний.



ЭПОС — совокупность произведений народного твор­чества.




Работая над решением задачи, всегда полезно заранее знать ответ.
ещё >>