Литература Борисевич в и и др Прогнозирование и планирования экономики Минск- 2008 Котляров в п основы бизнеса м 2008 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Литература Борисевич в и и др Прогнозирование и планирования экономики... 1 61.21kb.
Литература Борисевич в и и др Прогнозирование и планирования экономики... 1 134.12kb.
Литература Борисевич в и и др Прогнозирование и планирования экономики... 1 123.4kb.
Литература Борисевич в и и др Прогнозирование и планирования экономики... 1 85.42kb.
Роль среднего бизнеса россии в развитии экономики 1 38.94kb.
Сборник научных статей Военной академии Республики Беларусь №18. 1 24.59kb.
H и я по делам об административных правонарушениях, вынесенные с... 1 123.13kb.
Руководство министерства и иные представители мчс РФ 2 Коммерсантъ-Власть... 7 426.68kb.
Майинская сош им. В. П. Ларионова г Ссылка на список публикаций за... 1 54.8kb.
Учебник: Лебедев Ю. Р. Литература Х1Хв. 10 класс в двух частях. 1 139.83kb.
Методические рекомендации для студентов и преподавателей высших учебных... 8 1011.2kb.
Закон от 28. 11. 06 №591-зс, в редакции областных законов от 20. 1 84.62kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Литература Борисевич в и и др Прогнозирование и планирования экономики Минск- 2008 - страница №1/1



Лекция 3. МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ

План


1. Научные основы методологии прогнозирования и планирования

2. Методологические принципы прогнозирования и планирования

3. Система показателей планов-прогнозов

Литература

Борисевич В И и. др Прогнозирование и планирования экономики Минск- 2008

Котляров В П Основы бизнеса М 2008

Кузык Б Н Прогнозирование стратегическое, планирование и нацианальное программирование

1. Научные основы методологии прогнозирования и планирования

В мировой практике сформировались две методологии прогнозирования и планирования экономического и социального развития. Первая основана на марксистской теории расширенного воспроизводства, вторая — на кейнсианской, монетарной и других теориях. На первой базировалось планирование в условиях командно-административной системы (директивное планирование). Вторая является основой планирования и прогнозирования в странах с рыночной экономикой. В связи с переходом бывших социалистических стран к рыночным отношениям формируется единая методология.

Методология прогнозирования и планирования развития экономики определяет основные принципы, подходы и методы проведения прогнозных и плановых расчетов, раскрывает и характеризует логику формирования прогнозов, планов и их осуществления.

Принципы — это основополагающие правила прогнозирования и планирования, т.е. исходные положения формирования прогнозов и обоснования планов с точки зрения их целенаправленности, системности, структуры, логики и организации разработки. Иными словами, это основные требования, которые должны выполняться при разработке прогнозов и планов.

Методы — это способы, приемы, используемые при разработке прогнозов, планов, программ. Они выступают в качестве инструмента, позволяющего реализовывать методологические принципы прогнозирования и планирования.

Логика — упорядоченная последовательность действий при проведении прогнозных расчетов и обосновании плановых решений.

Составной частью методологии является методика. Она носит частный характер и находится в соподчинении с методологией. Методика представляет собой совокупность конкретных способов и приемов, используемых для проведения конкретных прогнозных или плановых расчетов. Примером могут служить методики Международного валютного фонда по прогнозированию макроэкономических показателей или методики определения эффективности внедрения научно-технических мероприятий, расчета показателей на микроуровне.

Общеметодологический подход к исследованию социально-экономических процессов определяет диалектический метод, который позволяет проникать в суть изучаемых явлений и фактов, относящихся к исследуемым объектам, устанавливать связи между явлениями. Он реализуется на основе использования как общих научных подходов и методов исследования, так и специфических.

Среди общих подходов можно выделить следующие: исторический, суть которого заключается в рассмотрении каждого явления во взаимосвязи его исторических форм; комплексный — включает рассмотрение явлений в их связи и зависимости с другими процессами и явлениями; системно-структурный — предполагает, с одной стороны, рассмотрение экономической системы в качестве динамически развивающегося целого, с другой — расчленение системы на составляющие структурные элементы в их взаимодействии.

В рамках комплексного подхода выделяются: генетический и целевой подходы. Сущность генетического подхода состоит в том, чтобы проследить возможные направления и этапы будущего развития, опираясь на оценку исходного уровня настоящего и выявленные исследованием закономерности развития. Этот подход в полной мере учитывает инерционные моменты, возникшие в прошлом, настоящем и оказывающие влияние на будущее. При данном подходе связь и последовательность явлений рассматривается от прошлого и настоящего к будущему. Генетический подход позволяет рассматривать объект, выявляя тенденции его развития и возможные результаты без влияния на этот объект.

При целевом подходе определяется цель и возможные пути ее достижения, т.е. он исходит из определенного результата, который должен быть достигнут в будущем. При этом подходе связь явлений рассматривается от будущего к настоящему.

Эти два подхода используются во взаимосвязи, потому что важно получить сведения о развитии объекта, не влияя на него и, задав цель, определить пути ее достижения.

Научными основами методологии прогнозирования и планирования экономики служат законы развития общества и экономическая теория. Прогностические функции выполняют законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания. Теоретической основой разработки научных представлений о будущем развитии экономики является экономическая теория. Рассмотрим важнейшие положения кейнсианской, монетарной и марксистской теорий, на которых базируется методология прогнозирования и планирования экономических и социальных процессов.

Кейнсианская теория делает упор на совокупные расходы (совокупный спрос) и их компоненты. Основополагающее кейнсианское уравнение: C + G + I + (E-M) = Y, где С — внутреннее потребление в частном секторе; G — государственные расходы; I — инвестиции; Е — экспорт товаров и услуг; М — импорт товаров и услуг; У — объем товаров и услуг за вычетом промежуточного потребления. В состоянии равновесия левая часть (совокупные расходы) равна правой части (объему производства в стране). Кейнсианская модель экономического роста основана на роли спроса, который обеспечивает сбалансированный рост. На этой модели базируется методика расчета ВНП, возможных инвестиционных потоков, экспорта и импорта товаров и услуг.

Представителем монетарной теории является М. Фридмен. Главный параметр стабилизационной политики, согласно данной теории, — объем денежного предложения, т.е. монетаризм делает упор на деньги. Основополагающим является уравнение обмена: MnV = PQ, где Мд — предложение денег; V — скорость обращения денег; Р — уровень цен; Q — физический объем произведенных товаров и услуг. Монетарная политика — один из основных макроэкономических инструментов, опирающихся на способность денежно-кредитной системы влиять на денежное предложение и соответственно на ставку процента.

Среди важнейших положений марксистской теории необходимо выделить следующие: деление общественного производства на две сферы — сферу материального производства, где производятся материальные блага и услуги, и непроизводственную сферу, оказывающую различные нематериальные услуги; деление производственной сферы на два подразделения: I подразделение — производство средств производства, II — производство предметов потребления; деление совокупного общественного продукта и любого вида продукции (товара) по стоимости на две части: стоимость израсходованных средств производства (с) и вновь созданную стоимость (v + т), где v — стоимость необходимого продукта и т — стоимость прибавочного продукта; положение о прибавочном продукте как источнике накопления и о накоплении как источнике расширенного воспроизводства. Эти положения имеют важное значение при формировании (установлении) общеэкономических пропорций на прогнозируемый (плановый) период. На их основе выделяются приоритеты, обосновываются соотношения между фондами потребления и накопления, производством и потреблением и другие пропорции.

2. Методологические принципы прогнозирования и планирования

Разработка прогнозов и планов должна основываться на методологических принципах. Основополагающим принципом прогнозирования является принцип альтернативности, который требует проведения многовариантных прогнозных разработок (альтернатив). Согласно этому принципу, в основу должен быть положен наилучший вариант из двух или нескольких возможных. Этот принцип исходит из сущностных характеристик прогноза и связан с возможностями развития экономики и ее звеньев по разным траекториям.

К важнейшим методологическим принципам как прогнозирования, так и планирования следует отнести принципы: системности, непрерывности, комплексности, адекватности, целенаправленности и приоритетности, оптимальности, сбалансированности и пропорциональности, социальной ориентации, сочетания отраслевого и регионального аспектов планирования.

Принцип системности предполагает исследование количественных и качественных закономерностей в экономических системах, построение такой логической цепочки исследования, согласно которой процесс выработки и обоснования любого решения должен отталкиваться от определения общей цели системы и подчинять деятельность всех подсистем достижению этой цели. Он позволяет расчленить любую систему на множество подсистем (экономика делится на комплексы, последние — на подкомплексы и т.д.). Этот принцип предполагает создание системы показателей, методов, моделей, которые соответствовали бы содержанию каждого объекта и позволяли бы построить целостную картину его развития.

В связи с непрерывностью экономического развития, совершенствованием производства на базе развития науки и техники должен соблюдаться принцип непрерывности планирования, т.е. преемственности прогнозов, планов. В соответствии с этим принципом должны разрабатываться прогнозы и планы различного временного аспекта и увязываться между собой. Так, среднесрочные планы должны разрабатываться на основе перспективных направлений, отражаемых в долгосрочных планах, краткосрочные — исходя из показателей среднесрочных планов. Долгосрочные планы должны корректироваться и продлеваться на соответствующий период. Это обусловлено возникновением новых потребностей общества, крупными изменениями в технике и другими причинами.

Принцип целенаправленности и приоритетности требует, чтобы каждый план носил целевой характер, т.е. был направлен на достижение определенных целей, а в качестве приоритетов выделялись отрасли экономики и социально-экономические проблемы, от развития и решения которых зависит развитие экономики в целом. Этот принцип позволяет сосредоточить ресурсы на главных направлениях развития экономики и решении проблем общегосударственного значения. Принцип приоритетности реализуется в тесной связи с принципом комплексности, предполагающим рассмотрение всех сторон объекта исследования в его связи и зависимости с другими процессами и явлениями. При обеспечении приоритета в развитии важнейших отраслей должно предусматриваться соответствующее развитие всех других отраслей. С этими принципами в тесной связи должен реализовываться принцип социальной ориентации, требующий обеспечения приоритетного решения социальных проблем.

С целью обеспечения наиболее эффективного функционирования экономики должен соблюдаться принцип оптимальности. Термин "оптимальный" означает наилучший, т.е. из всех возможных вариантов должен выбираться наилучший, наиболее эффективный. Оптимальность непосредственно связана с повышением эффективности производства. Оптимальный — это такой вариант развития экономики, который предусматривает максимальное удовлетворение нужд народного хозяйства и населения при имеющихся ресурсах с учетом их рационального использования. Этот принцип реализуется путем развития оптимального планирования, которое базируется на использовании ЭВМ, экономико-математическом моделировании и решении оптимизационных задач в рамках АСУП, ИСГРЭ и ОАСУ.

Принцип адекватности целесообразно в большей мере рассматривать применительно к моделированию социально-экономических процессов. Экономико-математические модели, используемые в процессе прогнозирования развития экономики и оптимального планирования, должны быть адекватными, т.е. отражать реальные процессы. От этого во многом зависят результаты прогнозных и плановых расчетов.

Сбалансированное и пропорциональное развитие экономики возможно при учете в процессе разработки прогнозов и планов принципа сбалансированности и пропорциональности. Сущность этого принципа заключается в балансовой увязке показателей, установлении пропорций и обеспечении их соблюдения.

По характеру и значимости все пропорции подразделяются на ряд групп: общеэкономические, меж- и внутриотраслевые, территориальные, внешнеэкономические.

Особая значимость в переходный период к рыночным отношениям должна придаваться формированию общеэкономических пропорций и обеспечению их соблюдения. К общеэкономическим пропорциям следует отнести соотношения: между спросом и предложением, потреблением и накоплением, доходами и расходами государства, денежной массой и товарными ресурсами, производством средств производства и производством предметов потребления, ростом производительности труда и заработной платы и др. Нарушение указанных пропорций вызывает негативные явления в экономике (инфляцию, спад производства и т.д.).

Не менее важными являются межотраслевые пропорции, характеризующие соотношение между различными отраслями экономики. Устанавливаются они с помощью межотраслевого баланса.

Внутриотраслевые пропорции представляют собой соотношение между отдельными видами сопряженных производств. Например, в легкой промышленности соотношение между производством пряжи (прядение), тканей (ткачество) и их отделкой.

Территориальные пропорции характеризуют соотношение между регионами и отражают размещение производства по территории страны. 40

Внешнеэкономические пропорции — это соотношение между производством продукции внутри страны и объемами экспорта и импорта товаров.

Принцип сочетания отраслевого и регионального аспектов планирования требует, чтобы отраслевые планы разрабатывались с учетом интересов данной территории и рационального использования местных ресурсов. Отраслевое планирование позволяет осуществлять единую техническую политику в каждой отрасли, выявлять спрос на продукцию отрасли, поддерживать необходимые пропорции (внутриотраслевые, межотраслевые), использовать передовой опыт и решать другие задачи. Территориальное планирование позволяет обеспечить комплексное развитие хозяйства регионов, рациональное размещение производства, решение социальных и экологических проблем. Соблюдение этого принципа способствует повышению эффективности общественного производства, росту благосостояния народа и улучшению состояния окружающей среды.

3. Система показателей планов-прогнозов

Развитие экономики характеризует система показателей, состав и перечень которых определяется содержанием прогнозов и планов. Показатель представляет собой форму количественного выражения экономической категории, процесса или явления. В систему показателей включаются также нормативы и лимиты. Нормативы — показатели в относительном выражении. Лимиты — ресурсные показатели, представляющие предельно допустимую величину затрат ресурса для достижения установленных конечных результатов.

Система показателей состоит из блоков, соответствующих различным аспектам расширенного воспроизводства. Основными блоками показателей прогнозирования и планирования экономических и социальных процессов являются: показатели производства, трудовых ресурсов, основных и оборотных фондов, капитальных вложений, природных ресурсов, научно-технического прогресса, финансов и денежного обращения, социального развития и уровня жизни населения, внешнеэкономических связей.

В зависимости от уровня управления экономикой различают макроэкономические показатели, отраслевые и региональные. Часть показателей носит сквозной характер и применяется на всех уровнях, например показатели эффективности общественного производства (материалоемкость, фондоотдача, производительность труда). Другие показатели отражают отраслевые и региональные особенности.

Показатели прогнозирования и планирования тесно связаны с показателями учета и статистики и должны иметь методологическое единство и сопоставимость. Система показателей должна быть комплексной, т.е. отражать развитие как экономических, так и социальных процессов.

Все показатели подразделяются на натуральные и стоимостные, абсолютные и относительные, количественные и качественные, утверждаемые, индикативные и расчетные.

Деление показателей на натуральные и стоимостные вытекает из двойственного характера труда и связано с наличием товарно-денежных отношений. Натуральные показатели характеризуют вещественный аспект воспроизводства. Они устанавливаются в физических и условных единицах измерения: тоннах, метрах, штуках, тысячах условных банок, тоннах условного топлива и т.д. Стоимостные показатели определяются в денежном выражении. С их помощью рассчитываются общие объемы производства продукции, затраты на производство, доходы и расходы государства и предприятий и др.

Подразделение показателей на количественные и качественные связано с необходимостью характеристики масштабов производства и его интенсификации.

Показатели рассчитываются как в абсолютном выражении, так и в относительном. Первые характеризуют суммарные абсолютные величины показателей, вторые — темпы роста и прироста, дают обобщенное представление о динамике соответствующих величин во времени.

Отношения низовых звеньев экономики с верхним уровнем находят свое отражение в системе утверждаемых, индикативных и расчетных показателей.

К утверждаемым показателям относятся показатели, утверждаемые вышестоящими органами и доводимые до нижестоящих в качестве заданий на поставку продукции или ограничений по использованию природных ресурсов. К ним можно отнести и экономические нормативы, используемые в качестве регуляторов экономики.

Индикативные показатели носят информационный характер. С их помощью государство информирует субъекты хозяйствования о предпочтительной экономической политике. Они могут служить основой при формировании бизнес-планов.

Расчетные показатели носят вспомогательный характер.

При переходе к рыночным отношениям в связи с расширением самостоятельности функционирования низовых звеньев экономики резко сужен круг утверждаемых и расширена сфера индикативных показателей.

Утверждаемые показатели в настоящее время включают: государственный заказ; лимиты добычи и использования природных ресурсов и государственных централизованных инвестиций; экономические нормативы (нормативы рентабельности для предприятий-монополистов, ставки налогов, минимальный потребительский бюджет, минимальная заработная плата и др.).

Государственный заказ выполняет роль регулятора экономики. Он применяется широко в зарубежных странах (США, Япония, Франция и др.) и странах СНГ, в том числе в Республике Беларусь. В зарубежных странах он используется давно. Например, в США госзаказ стал устанавливаться с 1933 г. В бывшем СССР впервые он был сформирован в составе государственного плана экономического и социального развития на 1988 г.

При формировании государственного заказа должны соблюдаться следующие принципы: размещение его на конкурсной основе; стимулирование выполнения заказа; взаимная ответственность сторон — исполнителя и заказчика.



В состав государственного заказа включаются поставки важнейших видов продукции для государственных нужд, ввод в действие производственных мощностей и объектов общегосударственного значения, задание на разработку и реализацию научно-технических программ по решению важнейших проблем и внедрению достижений науки и техники в производство, которые могут дать в ближайшее время значительный эффект.

В качестве мер стимулирования выполнения госзаказа могут использоваться: кредиты на льготных условиях; льготы по налогам и другим платежам в бюджет; целевые дотации и субсидии; приоритетное обеспечение централизованно распределяемыми материальными ресурсами и другие льготы.




Многие девушки вышли замуж, чтобы не проводить вечера в одиночку, и по той же причине развелись.
ещё >>